определяют важность их отражения с точки зрения задач прикладных направлений лингвистики. Применительно к данному учебному пособию синтагматика понимается как анализ особых (линейных) отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или тексте.
Это обстоятельство определило содержание и структуру пособия-словаря, которое может использоваться как на занятиях при отработке лексики по специальности, так и самостоятельно - в процессе работы над текстами и обсуждения их содержания, а также для контроля и нормирования количества и состава изученной терминологии. Безусловно, авторами пособия были учтены требования ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) «специалист»), в соответствии с которыми в качестве результатов освоения дисциплины «Иностранный язык» определен лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, а также владение иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников.
Список использованной литературы
1. Французская Е.О. К вопросу об изменении лексической сочетаемости (на материале английского языка) / Е.О. Французская // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып. 3 (105). - С. 130-132.
2. Метод. пособ. «Англо-русский словарь-минимум профессиональной терминологии и ее лексической сочетаемости» (для специалистов в области пожарной безопасности) / Л.В. Квасова, Е.В. Кавнатская. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2013. - 136 с.
3. http://www.lingvo-online.ru/ru.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В ВУЗЕ
Л.В. Квасова, профессор, д.т.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Электронные помощники преподавателя реально обладают возможностями, существенно расширяющие диапазон средств воздействия на познавательную активность обучаемых и минимизируют во многих случаях временной период предъявления и усвоения материала. Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Сегодня коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог сегодня не просто пользуется современным компьютером с его мультимедийными возможностями, но и самостоятельно создает или правильно выстраивает свои образовательные ресурсы. Однако именно в этой плоскости чаще всего допускаются ошибки, нивелирующие все достоинства и положительные стороны компьютерных технологий. Во-первых, требуется соблюдение санитарно-эпидемиологических норм использования проекционного экрана в аудитории, а именно длительность зрительного сеанса не должна превышать 40 мин. При подготовке учебных курсов необходимо учитывать, что лекция
-5
содержит, как правило, 80-10 бит символов информации. Поэтому, исходя из того, что эффективность восприятия экрана порядка 40 %, в одном сеансе обучения можно представлять до 80 кадров [305]., при этом информационная насыщенность кадров может быть разной - отсюда количество кадров должно быть рассчитано с учетом трудоемкости изучаемого материала. Скажем, для лекции по физике 80 кадров приведут к информационному перенасыщению и ситуации, когда мозг обучаемого интуитивно включает программу защиты и вообще отторгает предъявляемую информацию. По гуманитарным наукам при учете использования в большей степени иллюстративно-демонстрационного материала (картинки, рисунки, фотографии), не требующего систематизации и запоминания такой предел информационной насыщенности представляется допустимым. Большие объемы информации, нелинейная структура мультимедийной информации могут приводить к рассеиванию внимания обучающихся в процессе обучения. Весьма ограничены возможности «обратной связи», поэтому компьютеры не могут заменить преподавателя, а лишь расширяют его возможности. Мультимедийное приложение не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподавателю.
Но, не смотря на все трудности внедрения мультимедиа, современный учебно-методический комплекс обязательно должен быть мультимедийным, максимально использовать достижения новых и традиционных информационных технологий, включать в себя электронную интерактивную составляющую, обеспечивающую комплекс средствами визуализации и индивидуализации обучения.
Опыт применения компьютерных технологий в высшей школе свидетельствует о том, что процессе преподавания различных дисциплин наиболее эффективными являются: проведение преподавателями лекций в формате Power-Point (мультимедийная презентация), выступления студентов с индивидуальными творческими заданиями, подготовленными в формате PowerPoint (мультимедийная презентация), на семинарских занятиях. Следует отметить необходимость соблюдать дизайн-эргономические показатели качества электронных материалов, а именно обеспечение нормальной или
благоприятной визуальной среды: оптимальность ее цветовых характеристик, пространственное размещение информации на экране монитора, оптимальность организации буквенно-цифрового изображения, символов и знаков (разборчивость изображения, обеспечения удобочитаемости, наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса (адекватное использование всех способов предъявления информации в виде текста, графики, анимации, гипертекста, мультимедиа). Недопустимым является загрузка текста лекций на слайды и последующее чтение их преподавателем с экрана вслух. Слайдам должно предшествовать устное объяснение материала, а на экран в этом случае выводится краткая схема изложенного для закрепления понимания. Приложение к лекциям в виде слайдов должно быть доступно обучаемым для скачивания и использования вне пределов лекции, а затраты лекционного времени на перерисовывание схем, таблиц, графиков и переписывание определений основных понятий иррационально. Лекционное время преподавателя должно быть посвящено разъяснению трудного для самостоятельного усвоения материала, а не озвучиванию текста учебника, имеющегося в фонде библиотеки. Повышают обучающую ценность занятия включения в виде виртуальных и реальных наглядных демонстраций содержания лекции наглядными материалами, содержащимися в различных электронных энциклопедиях. К сожалению, при общем расширении использования информационных технологий в учебном процессе далеко не всегда термин «мультимедиа-технология» употребляется адекватно своему содержанию, к сожалению, не все преподаватели изучают правила применения мультимедиа-технологий.
Общие правила разработки презентации следующие:
- не перегружать слайды текстом и не перегружать лекцию большим числом слайдов (в противном случае возникает эффект монотонности и однообразия).
- отображать даты, имена, термины, которые обучаемые при записи в тетрадях часто просят повторить;
- размещать на слайдах краткие тезисы, из содержания убрать все лишнее;
- выделять важный материал, требующий обязательного усвоения;
- не перегружать слайды анимацией, нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.;
- нежелательно записывать в презентации стихи, фрагменты песен и анимационные коллажи, при этом эпиграф или небольшое изречение в презентации воспринимаются обучаемыми хорошо;
- не использовать темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок;
- не использовать звуковое сопровождение презентации (сказанное не относится к музыкальному сопровождению видеофрагмента, вставленного в презентацию), так как даже тихая фоновая музыка создает излишний шум.
Электронные средства обучения не должны менять сути процесса обучения. Применяемые в разумных пределах электронные средства
освобождают преподавателя от рутинной работы, высвобождают время для дополнительного материала и нового знания по изучаемой дисциплине, но роль и место на уроке электронных наглядных средств, так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться.
Список использованной литературы
1. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978.
2. Деркач А.А. Акмеология управления. - М., 2001.
3. Денинг В., Эссинг Г., Маас С. Диалоговые системы «Человек-ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя. - М.: Мир, 1984.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ СФЕРЫ ТРУДА
Л.В. Квасова, профессор, д.т.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Настоящее время характеризуется чрезвычайно важными переменами, связанными и со становлением рыночных отношений и с интенсивными социально-экономическими процессами в нашей стране, способствующими усилению и появлению новых социально-профессиональных требований к специалистам всех сфер деятельности: универсальности знаний, владению навыками самостоятельной практической деятельности, творческому отношению к деятельности и способностью брать личную ответственность за ее результаты. В этих условиях специалисту необходимо овладеть качественными профессиональными знаниями и умениями быстро реагировать на всякое изменение условий и адаптироваться к ним. При этом основой успешности жизни каждого человека и общества в целом становится система непрерывного образования, а вместе с этим возрастает потребность в целенаправленно работающей системе повышения квалификации [1].
Одной из эффективных и наиболее доступных форм в рамках программ непрерывного образования являются системы повышения квалификации, которые широко развиваются как в нашей стране, так и за рубежом. При этом задачи, которые возлагаются на переквалификацию и повышение квалификации специалистов требуют сочетания эффективных форм педагогического процесса и экономических возможностей.
Резкое ускорение процесса появления новых знаний и технологий во всех областях науки и практики и закономерное «моральное» устаревание прежней информации требуют инновационного понимания целей, содержания и форм организации образовательного процесса. Еще в начале 80-х годов в литературе появилось понятие периода «полураспада» профессиональной компетенции