УДК 338.242 : 001.895 Макейкина Светлана Михайловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева [email protected]
Лёшин Сергей Семенович
студент экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Makeykina Svetlana Mikhaylovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Finance and Credit Subdepartment, Mordvinian State University [email protected]
Leshin Sergey Semenovich
student of Economic Department, Mordvinian State University [email protected]
NEED FOR IMPROVEMENT OF ECONOMIC ENERGY EFFICIENCY IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF MODERNIZATION AND INNOVATIVE DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье исследуется энергоэффективность отечественной экономики на базе энергоемкости ВВП. Авторами обосновывается необходимость развития энергосервисного рынка России в условиях непроработан-ности нормативно-методической базы и дефицита источников финансирования.
Ключевые слова:
экономика, энергоэффективность, энергоемкость производства, энергосервис, государственная программа.
Summary:
The article studies energy efficiency of the national economy according to the energy intensity of the GDP. The authors substantiate the need for the energy servicing market development in Russia considering underdevelopment of the regulations and methodology and deficit of financing sources.
Keywords:
economy, energy efficiency, energy-output ratio, energy service, state program.
В современных условиях наблюдается тенденция повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы. Однако при их недостатке, неэффективном использовании, а также постоянном росте стоимости энергоносителей усиливается потребность в энергосбережении во всех отраслях экономики. Отсутствие в стране программы повышения энергоэффективности производства и конкретных мероприятий по ее реализации влечет за собой такие последствия, как неэффективность экономики, неконкурентоспо-собность продукции, малый объем реализации на мировых и внутренних рынках, увеличение расходов на экспорт, остановка предприятий за ненадобностью производства дорогостоящей продукции, сокращение рабочих мест и в конечном счете снижение уровня жизни граждан.
В целях обеспечения конкурентоспособности продукции российского производства необходимо снижать энергоемкость ВВП. Энергоемкость ВВП развитых стран в 2-3 раза ниже, чем в России (см. табл.) [1].
Таблица - Энергоемкость ВВП ряда стран
Страна Расход энергии т.у.т. на душу населения ВВП на душу населения (расчет по ППС), $, 2009 г. Энергоемкость ВВП, кг. у.т./$
Канада 14 37 500 0,37
США 12 45 600 0,26
Россия 8 15 700 0,51
Швеция 6 36 100 0,17
Германия 4 34 500 0,12
Мир в среднем 3 9600 0,31
Как мы видим, в таблице присутствуют и холодные страны, такие как Швеция, Канада, но это не мешает им в несколько раз превышать показатели развития энергоэффективности России. Понятно, что в теплых странах, где отопительный сезон короткий или отсутствует, энергии на производство тратится существенно меньше, чем в нашей стране, где отопительный сезон в среднем длится более 240 суток. Тем не менее холодный климат и огромная территория страны не являются непреодолимыми препятствиями для существенного снижения энергоемкости ВВП. Она может быть снижена и за счет модернизации и внедрения программ повышения энергоэффективности и энергосбережения [2].
Расчеты специалистов показывают, что повышение энергоэффективности в России хотя бы на 1 % даст прирост внутреннего валового продукта почти на 0,35-0,40 %. Это объясняется тем, что расходы на мероприятия по повышению энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов в коммунальном хозяйстве и промышленности в 2-3 раза меньше по сравнению с капитальными вложениями, в виде угля, нефти и газа, которые необходимы для равносильного прироста их производства.
В целях обеспечения рационального использования топливно-энергетических ресурсов, устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики в 2009 г. была принята «Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года». Реализация программы происходит в 2 этапа: 1-й этап: 2010-2015 гг.; 2-й этап: 2016-2020 гг.
Мероприятия программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики Российской Федерации и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения Российской Федерации [3].
В рамках программы предполагается осуществление следующих основных мероприятий:
1) повышение энергоэффективности в электроэнергетике, в теплоснабжении, в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в организациях федеральной бюджетной сферы, в жилищном секторе;
2) расширение использования возобновляемых источников энергии;
3) нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
На реализацию государственной программы выделяются огромные финансовые ресурсы, источниками которых выступают прежде всего внебюджетные источники, средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов РФ. Основным источником финансирования энергосберегающих мероприятий выступают внебюджетные источники (8647 млрд рублей, или 83 % от общего объема ресурсов). На первом этапе реализации программы выделено 4070 млрд рублей, из которых 288 млрд - средства федерального бюджета; 419 млрд - средства бюджетов субъектов РФ и 3363 млрд рублей - средства внебюджетных источников. На втором этапе планируется освоение 6398 млрд рублей, из
которых на федеральный бюджет приходится 566 млрд рублей, на бюджеты субъектов РФ 538 млрд и на внебюджетные источники 5284 млрд рублей [4].
Реализация политики энергосбережения в России предполагает наличие определенного механизма. Одним из таких механизмов должно стать развитие рынка энергосервиса. Энергосервис представляет собой спектр мероприятий, направленных на выявление энергопотерь и причин неэффективного использования энергии, а также на разработку и внедрение решений по предотвращению данных факторов.
В России реализация энергосервисных услуг еще не получила такого широкого распространения, как за рубежом. Большинство отечественных предприятий отождествляют энергосбережение с затратами на модернизацию и инновационные изменения, а не с капиталовложениями, которые позволят вывести производство на качественно новый технологический уровень, снизить объем потребляемых ресурсов, а также повысить производительность труда. По данным портала «Энергетические перформанс-контракты», в России в настоящий момент функционируют 4-15 компаний по типу энергосервисных и 100 инженерно-консалтинговых компаний [5].
Одной из энергосервисных компаний является ООО «ФЕНИЧЕ РУС». Она специализируется на выявлении и реализации проектов по энергоэффективности в промышленном секторе. В 2009 г. ООО «ФЕНИЧЕ РУС» и ОАО «АВТОВАЗ» подписали договор об оказании услуг по повышению энергоэффективности завода. Выделены три основных направления сотрудничества: оказание услуг по производству сжатого воздуха (экономия электроэнергии составит 40 %), оказание услуг по оптимизации отопительной системы (экономия тепловой энергии 20 %), оказание услуг по коррекции коэффициента мощности (экономия энергии 7 %). Эффективность сотрудничества предприятий с энергосервисными компаниями, что называется, «налицо», экономия энергии до 40%. Однако существуют барьеры развития рынка энергосервиса, такие как: неразвитая законодательная база, регулирующая деятельность энергосервисных компаний; отсутствие нормативных и методических материалов по получению экономии денежных средств за счет реализации энергосберегающих проектов; отсутствие квалификационных кадров в сфере энергосбережения; отсутствие эффективной системы финансирования энергосервисных проектов [6].
На наш взгляд, российский энергосервисный рынок имеет высокий потенциал для развития. В России 10 энергоаудиторов (типа энергосервисной компании) позволяют выявить 20-30 «обоснованных» проектов, что в 10 раз больше, чем в Европе. Однако без четкой государственной политики в данной сфере энергосервис будет развиваться лишь в рамках аутсорсинга энергосистем.
По завершении реализации всех мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, к 2020 г. планируется достичь следующих результатов [7]:
1. Снизить энергоемкость ВВП к 2020 г. на 40 % по отношению к 2007 г.
2. Повысить энергетическую безопасность России.
3. Существенно повысить конкурентоспособность российской промышленности.
4. Обеспечить годовую экономию первичной энергии в 2020 г. 175 млн т.у.т.
5. Обеспечить техническую и экономическую доступность энергии для устойчивого экономического роста.
6. Обеспечить сохранение геополитической роли России как надежного поставщика энергоносителей на внешние рынки.
7. Нейтрализовать инфляционный заряд повышения тарифов на энергоносители.
8. К 2020 г. обеспечить: суммарную экономию природного газа в 330 млрд кубометров; суммарную экономию электроэнергии - 640 млрд кВт-ч; суммарную экономию
тепловой энергии - 1550 млн Гкал.; суммарную экономию нефти и нефтепродуктов -43 млн т; суммарное снижение выбросов парниковых газов - 2220 млн т экв. СО2.
9. Снизить нагрузку по оплате энергоносителей на семейные, городские, региональные и федеральный бюджеты и повысить финансовую стабильность.
10. Повысить экологическую безопасность страны и снизить риски для здоровья россиян.
11. Сформировать в России энергоэффективное общество.
Как уже отмечалось выше, Россия имеет большой потенциал повышения энергоэффективности во всех отраслях экономики. Использование этого потенциала на 100 % позволит нашей стране выйти на совершенно новый уровень развития - производство высокотехнологической и наукоемкой продукции при минимальных затратах энергии. Позволит преодолеть зависимость национальной экономики от цен на сырьевые энергоносители; превращение России из страны-экспортера нефти и газа в страну-производителя конкурентоспособных товаров и услуг, отвечающих высочайшим мировым требованиям качества. Все это будет способствовать улучшению социально-экономического положения в регионах, созданию новых рабочих мест, развитию социальной, транспортной инфраструктуры, повышению уровня и качества жизни граждан России.
Ссылки:
1. Управление энергией [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русского географического общества. URL: http://www.rgo.rU/2010/11/upravlenie-energiej/ (дата обращения 26.10.2012).
2. Энергетические концепции [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «ИТЦ Энергоэффект». URL: http://energyeffect.net/ (дата обращения 27.10.2012).
3. Энергоэффективная Россия, многофункциональный общественный портал [Электронный ресурс]. URL: http://energosber.info/index.php (дата обращения 26.10.2012).
4. Энергоемкость ВВП России [Электронный ресурс] // Сайт ОАО «Энергетик ЛТД». URL: http://www.energetik-ltd.ru/statii/statii8/energoemkost_vvp_rossii (дата обращения 27.10.2012).
5. Государственная Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://news.sfu-kras.ru/node/7289 (дата обращения: 21.02.2013).
6. Там же.
7. Энергосервисная компания «ФЕНИЧЕ РУС» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gost50001.ru/wp-content/uploads/De-ryul-PERP-2012-03-12-Fenice-Rus-Presentation.pdf (дата обращения 27.10.2012).
References (transliterated):
1. Upravlenie energiey [Electronic resource] // Ofitsial'niy sayt Russkogo geograficheskogo obshchestva. URL: http://www.rgo.ru/2010/11/upravlenie-energiej/ (date of access 26.10.2012).
2. Energeticheskie kontseptsii [Electronic resource] // Ofitsial'niy sayt OOO «ITTS Energoeffekt». URL: http://energeffect.net/ (date of access 27.10.2012).
3. Energoeffektivnaya Rossiya, mnogofunktsional'niy obshchestvenniy portal [Electronic resource]. URL: http://energosber.info/index.php (date of access 26.10.2012).
4. Energoemkost' VVP Rossii [Electronic resource] // Sayt OAO «Energetik LTD». URL: http://www.energetik-ltd.ru/statii/statii8/energoemkost_vvp_rossii (date of access 27.10.2012).
5. Gosudarstvennaya Programma energosberezheniya i povysheniya energeticheskoy effektivnosti na period do 2020 goda [Electronic resource]. URL: http://news.sfu-kras.ru/node/7289 (date of access: 21.02.2013).
6. Ibid.
7. Energoservisnaya kompaniya «FENICHE RUS» [Electronic resource]. URL: http://www.gost50001.ru/wp-content/uploads/De-ryul-PERP-2012-03-12-Fenice-Rus-Presentation.pdf (date of access 27.10.2012).