УДК 32
Матвеева Елена Юрьевна
генеральный директор ООО «Управляющая компания «БЛ-Групп»
Elena Yu. Matveeva
director general of JSC Management Company BL-Group [email protected]
Энергосервисные контракты как средство реализации государственной политики в области энергосбережения
Energy service contracts as a means of realization of state policy
in the field of energy saving
Аннотация. В статье рассмотрены в системной связи такие категории как энергоэффективность, энергосбережение, энергосервисная деятельность и значимые публичные интересы в области энергетической безопасности, повышения конкурентоспособности экономики, экологической безопасности, ресурсообережения, сохранности здоровья населения. Энергосервисная деятельность квалифицирована как средство реализации политики энергосбережения. Рассмотрены основные барьеры для внедрения энергосбережения и обоснована значимость энергосервисной деятельности, как метода, позволяющего реализовывать энергосберегающие мероприятия в условиях недостатки финансирования и отсутствия необходимых профессиональных компетенций у энергопотребителей. Обозначена проблема правового обеспечения эффективности энергосервисных контрактов.
Ключевые слова: энергосбережение, энергосервисный контракт, цели и средства политики в области энергосбережения, инвестиции, публичный интерес, развитие энергосервисного рынка, эффективность энергосервисных контрактов.
Annotation: The article describes a system of categories such as energy efficiency, energy saving, energy service activities and the significant public interest in the field of energy security, economic competitiveness, environmental protection, resource conservation, preservation of health of the population. Energy service activities qualified as a means of implementing energy saving policy. The main barriers to implementing energy saving and the importance of energy service activities justified as a method to implement energy saving measures under funding shortfalls and lack of necessary professional competencies among consumers. Designated legal problem to ensure the effectiveness of energy service contracts.
Keywords: energy saving, energy service contracts, goals and means of energy saving policy, investments, public interest, the development of an energy market, the efficiency of energy service contracts.
Неэффективное использование энергетических ресурсов, энергии и энергоносителей представляют собой глобальную проблему, особо актуальную для нашей страны.
В документе ПРОООН 2013 года «Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации» указывается, что Российская энергоемкость в среднем в 2-3 раза выше, чем в развитых странах[1, с.105,187].
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года определяет максимально эффективное и рациональное использование природных энергетических ресурсов стратегической целью государственной энергетической политики России в сфере повышения энергетической эффективности экономики [2].
Энергосбережение и энергоэффективность, являясь целью государственной энергетической политики, в свою очередь способствует достижению еще более глобальных государственных целей и удовлетворению общественных публичных интересов, а именно. Энергосбережение и эффективное использование энергетических ресурсов обеспечивают энергетическую безопасность страны, позволяют уменьшить энергоемкость российской экономики, снизить негативное влияние на окружающую среду и повысить уровень здоровья населения, сохранить эффективные запасы источников энергетического сырья для будущих поколений.
Все общественные отношения регулируются правом. Как указывает М.М.Карабеков, цели правовой политики по значению делятся на общие и частные. Цели, как результату определенной деятельности, соответствует временной промежуток между её постановкой и достижением, в ходе которого реализуется ряд определенных действий по воплощению «локальных» целей, в совокупности дающих результат достижения общей цели [3, с.28] . Таким образом, для достижения общих (итоговых, конечных) целей на практике необходимо реализовать некоторые другие, более локального характера или цели частные.
Продолжая эту мысль, можно еще раз прийти к выводу, что политика энергосбережения является в свете глобальных государственных публичных интересов локальной целью, посредством реализации которой, достигаются цели общие. Вместе с тем, сама по себе постановка цели не гарантирует достижения заявленного результата. Цель нуждается в соответствующем инструментарии, т.е. определив цель, необходимо найти и средства, которые сделают цель достижимой. Средства образуют среднее звено в цепочке «цель - средство - результат». К.В.Шундиков указывает: «в политической и экономической сферах в качестве средств могут выступать любые механизмы, формы деятельности, процессы, направленные на эффективную реализацию необходимых целей». И далее отмечает, средства - те феномены, использование которых приводит к реализации намеченной цели, к достижению необходимого результата, именно они собственно и являются причиной, наступления результата [4, с.24-25].
Данная статья посвящена такому средству или инструменту для реализации политики энергосбережения, как энергосервис.
Цель концентрирует в себе прообраз будущего состояния, между целью и результатом всегда лежит необходимость совершения действий, причем в момент постановки цели существуют определенные обстоятельства, препятствующие немедленному достижению намеченного результата. Средства - реакция на конкретные препятствия, инструмент для их преодоления. Если бы между целью и результатом не было бы препятствий, тогда бы отпала необходимость в средствах[4, с.58].
Одним из препятствий для реализации политики энергоэффективности является то, что формирование системы энергосбережения требует огромных инвестиционных затрат. Прогноз необходимых инвестиций в энергосбережение приведен в Энергетической стратегии России до 2030 года (Приложение №4 к Стратегии). Согласно этим данным инвестиционные вложения в энергосбережение во временном периоде 2009-2030 гг. оцениваются в сумму 244-259 млрд. долларов США, в ценах 2007 года.
Безусловно, недостаток инвестиционных ресурсов, а также отсутствие необходимого опыта в сфере энергосбережения будут являться барьером для реализации этих планов. Как указывает Г.Ф.Ручкина, отсутствие необходимых инвестиций в производство выступает одним из главных препятствий подъема реального сектора экономики^, с.292]. Это в полной мере относится и к внедрению энергосберегающих технологий. Другой проблемой в реализации политики энергосбережения является отсутствие у энергопотребителей профессионального опыта, позволяющего оценить эффективность предлагаемых рынком энергосберегающих мероприятий, а затем и реализовать их.
Рассуждая о сложности реализации энергосберегающих мероприятий А.А.Борисов констатирует: проекты энергосбережения уникальны, они в известной степени неповторимы и однократны [6, с.82].
А.М.Афонин в своей докторской диссертации «Организация управления энергосбережением» отмечает, что энергопотребители « не располагают специалистами, которые могли бы эффективно решить такие сложные задачи, как выполнение комплексного анализа использования энергоресурсов, системной оценки имеющихся резервов энергосбережения, технико-экономического обоснования принимаемых решений, формирования программы и оптимального плана развития и повышения эффективности функционирования энергохозяйства» [7, с.287].
Из всего этого следует сделать вывод о том, что энергосбережение - это самостоятельный вид деятельности, требующий профессиональной подготовки, специальных знаний, технических компетенций, опыта, умения оценивать риски. Энергосберегающие мероприятия как правило носят инновационный характер. Профессиональная деятельность на рынке энергосбережения сопряжена с необходимостью понимания актуального состояния научной мысли, новых разработок, внедрений и результатов их опытных апробаций.
Именно наличие таких препятствий для внедрения энергосбережения как недостаток финансирования и отсутствие профессиональной подготовки к принятию технически сложных решений в области внедрения энергосберегающих технологий вызвало необходимость введения в оборот инструмента энергосервисного договора ( контракта).
Энергосервисный контракт является общепризнанным во всем мире методом работы в сфере энергосбережения. Энергосервисная компания является инвестором, она реализует у заказчика энергосберегающие мероприятия за счет собственных финансовых ресурсов, а возмещение произведенных затрат получает только в случае успешной реализации контракта. Таким образом, энергосервисный контракт является особым способом финансирования энергосбережения, он позволяет заказчику внедрить энергосберегающие мероприятия без участия собственных финансов, и произвести оплату услуг энергосервисной компании уже из фактически полученной экономии.
Безусловно, привлечение частных инвестиций в сферу энергосбережения является важнейшей задачей и ей уделяется пристальное внимание. На государственном уровне формирование сегмента энергосервисных услуг относится к одному из основных индикаторов энергетической эффективности экономики.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года ставит задачей формирование рынка энергосервисных услуг в период 2009-2015 гг. в объеме не менее
200 млрд. рублей в год, в период 2015-2022гг. в объеме не менее 300 млрд. рублей в год, в период 2023-2030 гг. в объеме не менее 400 млрд. рублей в год .
Необходимость запуска в полном объеме механизма энергосервисных контрактов была озвучена в ноябре 2013г. Д.Медведевым на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию. На этом же заседании Правительству РФ была поставлена задача привлечения максимально возможного объема внебюджетного финансирования для реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
О необходимости привлечения частных инвестиций для решения государственных задач указывается и в Бюджетном послании Президента "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" [8]. Привлечение частных инвестиций для решения государственных задач квалифицировано Президентом как один из основных резервов для оптимизации структуры бюджетных расходов. В Бюджетном послании отмечено, что в новых макроэкономических реалиях является актуальной задача создания новых механизмов финансирования развития инфраструктуры. Особое внимание уделено проектам, финансируемым на возвратной основе, к которым в полной мере относятся энергосервисные контракты. При создании новых механизмов финансирования необходимо «максимально задействовать средства частных инвесторов, использовать механизмы государственно-частного партнерства, снять на законодательном уровне существующие сегодня для таких проектов ограничения, разработать методику их комплексной оценки и типовые соглашения».
15 апреля 2014 года Постановлением Правительства РФ №321 утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" [9]. Срок реализации Программы - 2013 - 2020 годы. Приложением N 3 определен перечень основных мероприятий государственной программы в составе которых названо развитие институциональных механизмов стимулирования энергосбережения, а основным направлением реализации данного мероприятия - заключение энергосервисных контрактов.
На основании изложенного можно констатировать, что государство расценивает энергосервис как важнейшее средство для реализации политики энергосбережения и энергоэффективности.
Выбор средств, адекватных поставленной цели, безусловно, важен, но правильный выбор и набор средств еще не является гарантией достижения результата. Если средство не эффективно, не работоспособно, цель не будет достигнута.
Энергосервисная деятельность реализуется в рамках энергосервисных договоров (контрактах). Этот правовой инструмент является новеллой для российского права. Энергосервисный договор (контракт) как правовой институт практически не изучен. Из-за фактического отсутствия практики реализации энергосервисных договоров не сформирована и правоприменительная практика.
Законодательство, регулирующее энергосервисную деятельность и энергосервисные контракты далеко от совершенства. 30 мая 2013 года на круглом столе, организованном в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, представители бизнеса обсуждали с представителями Аппарата Правительства РФ, Минэнерго и Минэкономразвития России, немногочисленные примеры реализуемых энергосервисных договоров. Инвесторы обращали внимание властей на неоднозначность в вопросах признания выручки, нерешенность вопросов с переходом права соб-
ственности на новое оборудование, на отсутствие методологии измерений и верификации полученной экономии по причине несостыкованности законодательной базы энергосервиса с существующими нормативными документами в сфере метрологии и единства измерений [10].
Все это тормозит развитие энергосервисного рынка, делает его не транспо-рентным и рискованным с точки зрения потенциального инвестора. Эксперты МЭА (Международного энергетического Агентства) в докладе «Прогноз мировой энергетики, 2012» отмечают, что преодоление препятствий для инвестиций в энергоэффективность может принести огромную выгоду для энергетической безопасности, экономического роста и окружающей среды [11].
Для того, чтобы энергосервисная деятельность получила свое развитие, стала действенным инструментом для широкого внедрения энергосбережения, необходимо создать благоприятную инвестиционную среду, сделать рынок энергосервисной деятельности понятным и привлекательным для капитала. Наличие субъектов, способных и желающих заниматься инвестициями в энергосбережение, является необходимым условием для функционирования энергосервисной деятельности .
Любые общественные отношения регулируются правом. Правовая политика -это политика эффективного использования государством юридических средств для достижения определенных целей [12].
К.В.Шундиков определяет юридические (правовые) средства - как взятую в единстве совокупность правовых установлений (инструментов) и форм право-реализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей [4, с.63]. Понятие «юридические средства» охватывает довольно широкий класс правовых регуляторов, к ним относятся как нормативные акты так и договоры. Следовательно, энергосервисный договор (контракт) является правовым регулятором, от эффективности которого зависит и эффективность государственной политики эффективного использования энергетических ресурсов. Условия энергосервисного договора (контракта) должны формировать конкурентные, открытые, справедливые условия, что будет мотивировать бизнес к приходу в энергосервисную деятельность и, в конечном счете, позволит решить для общества задачу энергосбережения.
Заключение
Эффективное использование энергетических ресурсов позволяет, во-первых, уменьшить энергоемкость российской экономики и ,как следствие повысить ее конкурентоспособность; во-вторых — снизить негативное антропогенное влияние на окружающую среду; в-третьих - в условиях ограниченности запасов исчерпаемых топливно-энергетических ресурсов реализовать политику ресурсосбережения, в четвертых уменьшить негативное воздействие ТЭК на здоровье граждан (которое является объектом конституционной охраны), в пятых внести позитивный вклад в систему поддержания энергетической безопасности, которая является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности нашей страны в экономической сфере. Для реализации политики энергосбережения необходима институциональная поддержка инструментов, способствующих проведению и внедрению энергосберегающих мероприятий. Одним из инструментов внедрения энергосбережения является энергосервисный контракт. Использование данной правовой и экономической конструкции позволяет реализовывать энергосбережение в условиях недостатка инвестиционных ресурсов у энергопотребителя. Также, в условиях недостатка необходимых
технических компетенций у энергопотребителя, конструкция внедрения энергосберегающих мероприятий посредством энергосервисного контракта позволяет перенести риски принятия неэффективных технических решений непосредственно на инвестора, что является неким гарантом того, что энергосбережение будет реализовываться за счет действительно эффективных мероприятий и это, в конечном счете, ускорит реализацию государственной энергосберегающей политики.
Создание механизмов эффективного правового регулирования энергосервисной деятельности, изучение специфики энергосервисных договоров, разработка правовой конструкции энергосервисного контракта , обеспечивающей полноценную защиту прав и интересов инвестора, будет содействовать развитию энергосервисного рынка, сделает его комфортным и привлекательным для инвестора, что в свою очередь будет способствовать широкому внедрению в хозяйственный оборот такого инструмента энергосбережения как энергосервис, сделает энергосервис эффективным и действенным средством для реализации политики энергосбережения в стране.
Мы отмечали, что энергосбережение способствует реализации целого ряда публичных интересов. Следовательно, реализация политики энергосбережения является также значимым публичным интересом. В свою очередь и развитие энергосервисной деятельности, как эффективного инструмента и средства внедрения энергосбережения также следует отнести к сфере публичных интересов. Публичный интерес является системообразующей категорией, определяющим критерием как при формировании самого публично-правового порядка, так и при установлении его приоритетности по отношению к частной сфере, в том числе и предпринимательской [13, с.29]. На основании изложенного мы можем сделать вывод о том, что институциональное развитие и правовое изучение энергосервисных контрактов с точки зрения позитивного воздействия на общественные потребности является общественно значимым направлением развития юриспруденции. В.А. Мамонтов в диссертационном исследовании «Правовое обеспечение публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности» выносит на защиту следующее положение: «публичные интересы в сфере предпринимательской деятельности проявляют себя в двух основных направлениях: обеспечение свободы предпринимательства за счет создания благоприятной конкурентной среды, стимулирующей предпринимательскую активность участников гражданских правоотношений, и ограничение этой свободы в целях обеспечения безопасности общества» [14, с.11] . И, хотя предметом данной статьи не является изучение публичного интереса как правовой категории, все же можно дополнить дефиницию публичного интереса в сфере предпринимательской деятельности, данную В.А.Мамонтовым еще одним направлением, а именно: когда речь идет о предпринимательской деятельности, имеющей специфическую направленность, курируемую государством, публичный интерес заключается в развитии самого предпринимательского правового института как инструмента, способствующего реализации иных более глобальных публичных интересов.
Развитие энергосервисной деятельности в нашей стране в полной мере отвечает интересам государства по осуществлению реформ в экономике. И, напротив, становление эффективного рынка энергосервиса является гарантией реализации государственных интересов при проведении масштабных преобразований в сфере энергосбережения и энергоэффективности.
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности, научной и практической значимости проблемы правового обеспечения эффективности энергосервисных контрактов.
Литература:
1. ПРОООН, «Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации», 2013г.,[Электронный ресурс], URL: http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=49, с.105, с.187.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N1715-р
3. Карабеков М.М. «Правовые акты как средства формирования и реализации правовой политики: общетеоретический аспект» , Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2010, с.28.
4. Шундиков Константин Валентинович «Цели и средства в праве (общетеоретический аспект)», диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 1999 г., с.24-25, с.58, с.63.
5. Г.Ф.Ручкина, «Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] Дис. ... д-ра юрид. Наук, РГБ, 2005 г., с.292.
6. А.А.Борисов «Управление инвестиционными проектами энергосбережения в организациях бюджетной сферы на основе развития частно-государственного партнерства», диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2007г., с.82.
7. А.М.Афонин «Организация управления энергосбережением», Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2004г., с.287.
8. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.kremlin.ru по состоянию на 13.06.2013.
9. Государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 321)
10. Электронный ресурс: http://esco-te.ru/News/
11. Доклад Международного энергетического агентства (МЭА), «Прогноз мировой энергетики, 2012», Электронный ресурс, URL http://www.worldenergyoutlook.org/publications/weo-2012/#d.en.26099
12. Ю.А.ТИТЕНКО «Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики: общетеоретический аспект», диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2007 г., с.50.
13. Голубничий Андрей Игоревич «Предпринимательская деятельность как объект правового регулирования», дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - М.: РГБ, 2007, с.29.
14. Мамонтов Виктор Александрович «Правовое обеспечение публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности», Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2012 год, с.11.
References:
1. UNDP, "Human Development Report in the Russian Federation", 2013.
2. Energy Strategy of Russia for the period up to 2030 (approved by Governmental decree dated November 13, 2009 N1715-p
3. Karabekov M.M. "Legal acts as a means offormation and implementation of legal policy: general theoretical aspect, " Thesis for the scientific degree of Candidate of Sciences, 2010, p.28.
4. Schundikov Konstantin V. "Ends and means in the law (general theoretical aspect) ", Dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences, 1999 p.24-25, p.58, p.63.
5. G.F. Ruchkina, "Financial and legal regulation of business activity in the Russian Federation [electronic resource] Dissertation of LLD, RSL 2005, p.292. 6. A.A. Borisov "Management of investment projects of energy saving in budgetary organizations through the development ofpublic-private partnership", Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences, 2007., p.82.
7. A. M. Afonin "Organization of energy saving management, " Dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences, 2004., p.287.
8. Budget Message of the President of RF to the Federal Assembly, 13.06.2013. "On fiscal policy in 2014 - 2016" The text is given in accordance with the publication on the website http://www.kremlin.ru in accordance with 13.06.2013.
9. The State Program of the Russian Federation, "Energy efficiency and energy development" (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation, 15.04.2014 N 321)
10. Electronic resource: http://esco-te.ru/News/
11. Report of the International Energy Agency (IEA), "World Energy Outlook 2012", electronic resource, URL http://www.worldenergyoutlook.org/publications/weo-
2012/#d.en.26099
12. Y.A. TITENKO "Principles, types and mechanism for implementing the Russian legal policy: general theoretical aspect," Dissertation for the scientific degree of Candidate of Juridical Sciences, 2007, p.50.
13. Golubnichiy Andrew I. "Entrepreneurship as an object of legal regulation," Dissertation for the scientific degree of Candidate of Juridical Sciences: 12.00.03. - M.: RSL, 2007, p.29.
14. Victor A. Mamontov "Legal support ofpublic interest in the field of entrepreneurship", Dissertation for the scientific degree of Candidate of Juridical Sciences, 2012, p.11.