Московский психологический журнал. 1999. С. 3-5.
4. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб.: Речь, 2006. 400с.
5. Михалёва И.М. Теоретические аспекты профессиональной компетентности руководителя, работающего на опасном объекте // Вестник ИрГТУ. 2011. № 3. С. 258-263.
6. Скориков В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-исследовательским коллективом: авто-
реферат дис ... канд. психол. наук. М., 1991.
7. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 276 с.
8. Софьина В.Н. Управление развитием профессиональной компетентности специалистов (международный опыт): учеб. пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. 136 с.
УДК 9 (47)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСИЛЕНИЯ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Ф.С.Мусин1
Российский институт стратегических исследований, 125413, г. Москва, ул. Флотская, 15.
Освещаются проблемы охраны государственной границы во второй половине XIX столетия. Автором показаны предпосылки возрастания роли пограничной стражи в общей системе безопасности страны, характер преобразований по усилению охраны и защиты границы, в том числе в условиях войны. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: пограничная политика; государственная граница; пограничная стража; мобилизация; Министерство финансов; Военное министерство.
SOME ISSUES OF STRENGTHENING THE PROTECTION OF THE RUSSIAN EMPIRE STATE BORDER IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY F.S. Musin
Russian Institute of Strategic Studies, 15 Flotskaya St., Moscow, 125413.
The article deals with the problems of the state border protection in the second half of XIXth century. The author shows the backgrounds of increasing the role of border guards in the overall system of the state security, the nature of changes in order to strengthen the safety and protection of borders, including under war conditions. 14 sources.
Key words: frontier policy; the state border; Border Guards; mobilization; Ministry of Finance; Department of the Army.
Вторая половина XIX в. - период больших изменений в жизни России. Широкомасштабные реформы, отмена крепостного права и развитие капитализма повлекли за собой серьезные изменения в области местного управления, суда, образования, в военном деле и т.д. Новые социально-экономические отношения, проявление неприкрытой борьбы за передел колоний и сфер влияния крупнейших капиталистических держав заставляли Россию все больше и больше обращать внимание на охрану государственной границы.
Не осталось в стороне от государственных реформ и Министерство финансов Российской империи. 26 октября 1864 г. Департамент внешней торговли, который занимался вопросами охраны границы, был переименован в Департамент таможенных сборов [1]. В Департаменте таможенных сборов было образовано специальное (пятое) отделение пограничного надзора. При директоре Департамента состояли инспектор пограничной стражи (высший военный начальник пограничной стражи) и чиновники Департамента, обеспечивавшие руководство деятельностью пограничной стражи [2]. Правительство России в результате проводимой реорганизации надеялось значительно поднять
престиж таможенного ведомства, как ведущего государственного органа, призванного обеспечить пополнение доходов государства [3].
Существенное место в деятельности Департамента таможенных сборов отводилось руководству пограничной стражей, призванной в пределах пограничной черты нести службу по пограничному надзору, обеспечивая защиту на государственной границе важнейших интересов империи, ее безопасности.
В связи с важностью решаемых задач, Министерством финансов России к управлению Департаментом таможенных сборов был привлечен тайный советник статс-секретарь князь Д.А. Оболенский. Кроме директора, в штате управления Департамента находились два вице-директора и четыре таможенных ревизора. Департаменту таможенных сборов, кроме таможен, подчинялись пограничная и корчемная стражи, а также Балтийская таможенная крейсерская флотилия [4].
Проведенный анализ архивных источников свидетельствует, что в ходе масштабного усиления безопасности европейского направления Российской империи конкретные задачи возлагались и на пограничную стражу. Однако в разработанных Военным мини-
1Мусин Фрид Саитович, кандидат исторических наук, доцент, старший консультант, тел.: (495)7157986, e-mail: [email protected] Musin Frid, Candidate of History, Associate Professor, Senior Consultant, tel.: (495) 7157986, e-mail: [email protected]
стерством мобилизационных документах для западных приграничных военных округов и определении в этих планах места и роли пограничной стражи инспектором западных бригад пограничной стражи А.В. Ту-генгольдом были выявлены существенные недостатки и упущения. В этой связи по представлению инспектора пограничной стражи министром финансов Н.Х. Бун-ге 26 марта 1883 г. было подготовлено отношение за № 51 к военному министру П.С. Ванновскому [5]. Изучение подготовленного отношения показало, что в ходе разработки Военным ведомством документов для участия пограничной стражи в потенциально возможных военных действиях были представлены неверные данные по личному составу и количеству лошадей пограничной стражи, неправильно определены места дислокации бригад. Также при определении сборных пунктов для пограничной стражи были проигнорированы местные условия (дороги, расположение складов и т.п.). Основанием всех расчетов мобилизационного формирования конных сотен были приняты отделы пограничной стражи, штабы которых назначались пунктами сбора сотен (от одной до трех), хотя, по мнению инспектора пограничной стражи, удобнее было определить для этой цели отряды. Кроме того, по мнению Министерства финансов, неудобно были распределены участки для проведения конской реквизиции [6].
Все приведенные факты послужили поводом для уточнения мобилизационных планов пограничной стражи. Министерство финансов и Департамент таможенных сборов сыграли в этом важную роль. Так, в соответствии с указаниями министра финансов Н.Х. Бунге в апреле 1884 г. был составлен новый уточненный проект расписания мобилизации сотен пограничных полков западной сухопутной границы [7].
Проведенное исследование последовательных преобразований в пограничной страже показало, что Департамент таможенных сборов в рассматриваемый период целенаправленно и последовательно организовал работу органов управления применительно к существовавшим в военном ведомстве порядкам. С марта 1886 г. на бригадных командиров (до этого времени - на начальников таможенных округов) была возложена по закону «непосредственная ответственность за верную и надежную охрану границы, согласно действующим узаконениям, инструкциям Министерства финансов и распоряжениям надлежащих начальников в районе распределения вверенной ему части» [8].
Во всех реорганизациях организационной структуры пограничной стражи в 80-е годы XIX в. явно просматривается тенденция усиления военной составляющей. Это, по мнению автора, было вызвано все нараставшей активизацией контрабандной деятельности и обострением экономического противоборства с развитыми европейскими государствами. Кроме того, перед Департаментом таможенных сборов, наряду с другими ведомствами, в силу усиления разведывательной деятельности со стороны Пруссии и Австрии появилась новая сложная и ответственная задача -
борьба с политическим, военным и экономическим шпионажем [9].
По мере приобретения пограничной стражей военного устройства, она все больше привлекала внимание Военного ведомства, стремившегося к тому, чтобы пограничная стража, устроенная на военных началах, закаленная трудностями повседневной службы, боестолкновениями с контрабандистами и вооруженными нарушителями границы, стала составной частью военной организации государства. Оно видело в ней силу, способную осуществлять охрану границы в военном отношении и оказывать большую помощь армии в условиях войны.
Руководство Военного министерства докладывало царю, что для усиления военной мощи государства необходимо использовать все силы, в том числе и пограничную стражу.
Изучение автором документов показало, что Комитетом для подготовки данных к мобилизации войск еще 22 марта 1876 г. было подготовлено отношение № 589 в адрес Департамента таможенных сборов. В нем были обозначены основные вопросы, необходимые для подготовительной работы по использованию пограничной стражи в интересах решения задач в случае военных действий в составе армии. В частности, требовались сведения об организации бригад пограничной стражи, обо всех законоположениях, определявших ее материальное снабжение и прохождение службы офицерами и нижними чинами (порядок комплектования, обучения в учебных командах, увольнение нижних чинов в отпуск и отставку), а также уточнялись обязанности пограничной стражи в военное время. Поставленные вопросы, по мнению автора, свидетельствовали о недостаточно полном представлении Военного ведомства о численности, месте и роли пограничной стражи в вопросах обеспечения интересов империи в пределах пограничной черты в мирное время. Архивные документы свидетельствуют, что 19 апреля 1876 г. инспектором пограничной стражи Д.К. Ганом был подготовлен подробный ответ на запрошенные сведения о пограничной страже [10].
По поводу выполнения пограничной стражей задач в условиях войны инспектором пограничной стражи было заявлено, что «до настоящего времени они не были определены никакими постановлениями, а потому участие ее в воинских действиях сообразовывалось с обстоятельствами». Тем не менее, в качестве примеров инспектором были приведены факты участия пограничной стражи во время Восточной войны и при подавлении мятежа в Царстве Польском (1863 - 1864). Инспектором было подчеркнуто, что «те части Стражи, которые по военным обстоятельствам не имели возможности продолжать исполнение прямых своих обязанностей по охранению границы государства в торговом, политическом, а отчасти и в полицейском отношениях», поступали в распоряжение армейских начальников и принимали участие на театре войны в виде самостоятельных отрядов с подчинением своим непосредственным начальникам или же «совокупно с другими родами оружия в особенности же в разведывательной и партизанской службе» [11].
Обстоятельно изучив силы и средства пограничной стражи, Военное министерство подготовило «Правила о подчинении Пограничной Стражи военному начальству на случай войны», которые 13 июня 1878 г. были утверждены императором. Правила предоставляли возможность использовать части пограничной стражи в форме временно образуемых рот и эскадронов для совместного действия с полевыми войсками. Проведенный анализ документа свидетельствует, что при объявлении края на военном положении и мобилизации войск, в нем расположенных, пограничная стража переходила в подчинение Главнокомандующему армией, а до сформирования полевого управления - Командующему военного округа. Пограничная стража на территории, объявленной на военном положении, прекращала и вновь восстанавливала службу по пограничному надзору вдоль всей границы края или в определенной ее части по особым распоряжениям Главнокомандующего армией или Командующего военным округом. О прекращении и восстановлении стражей выполнения специальных обязанностей по охране границы должно было сообщаться военному министру и министру финансов [12].
В последующем Военное министерство, разработавшее «Правила о подчинении Пограничной Стражи военному начальству на случай войны», было вынуждено признать, что в поспешности их составления не были учтены вопросы заблаговременной подготовки пограничной стражи к тем обязанностям, которые возлагались на нее в случае войны. В силу этого по инициативе Департамента таможенных сборов в 1882 г. была организована комиссия по уточнению необходимых сведений из представителей Военного ведомства и пограничной стражи. Итогом работы комиссии стал подготовленный и одобренный императором доклад от 13 июля 1882 г. «Усиление кавалерии в случае войны частями пограничной стражи».
При определении количества «конных людей», которые могли бы быть выставлены отделом пограничной стражи, комиссией была определена наиболее оптимальная численность сотен пограничной стражи для участия в военных действиях в составе кавалерийских частей.
По окончании работы комиссия подготовила ряд предложений в адрес военного министра и министра финансов, предложив обратить внимание на следующие обстоятельства:
1) подготовка состоявшей в мирное время в ведении Министерства финансов пограничной стражи к военной службе могла быть успешно выполнена лишь при деятельном управлении и руководстве со стороны инспектора пограничной стражи, как единственного военного представителя в составе указанного Министерства. В связи с этим предлагалось особым Положением определить круг деятельности и права инспектора пограничной стражи в отношении руководства пограничной стражи как составной части вооруженных сил, соответствовавшей по численности дивизии;
2) была высказана необходимость, чтобы вооружение пограничной стражи соответствовало вооруже-
нию регулярных войск, так как только при таком условии она могла, в случае войны, воспользоваться войсковыми огнестрельными запасами. В силу этого требовалось бы снабдить всю пограничную стражу винтовками Бердана драгунского образца со штыками.
Военный министр представил также на рассмотрение императора «Положение об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны», которое 13 июля 1882 г. Александр III утвердил. В соответствии с этим документом пограничная стража в военное время подлежала мобилизованию в состав действующей армии и переводилась на снабжение предметами военного обихода наравне с армейскими частями. Следовательно, пограничная стража была зачислена в состав вооруженных сил империи, оставаясь в мирное время в подчинении Министерства финансов.
Таким образом, важным шагом по совершенствованию пограничной стражи в военном отношении стало включение ее частей в состав вооруженных сил в случае войны. «Положением об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны» 1882 года определялось: «Пограничная стража в мирное время выполняет специальные обязанности. В военное время, на известных началах, входит в состав действующей армии. Из состава бригад формирует конные полки и пешие роты, которые в дальнейшем поступают в распоряжение Командующего войсками округа или Командующего армией для употребления на службу совместно с войсками» [13].
С утверждением Положения, Военное ведомство стало проявлять большую активность в расширении контактов с Департаментом таможенных сборов по вопросам реорганизации пограничной стражи и ее заблаговременной подготовки к участию в военных действиях.
Архивные документы свидетельствуют, что между Департаментом таможенных сборов и органами управления Военного ведомства в лице Главного Штаба, штабов военных округов была развернута обширная переписка. Так, интерес для исследования представляет письмо министра финансов Н.Х. Бунге в адрес военного министра П.С. Ванновского о результатах проведенной работы по повышению боевой готовности пограничной стражи. Министром финансов были предприняты практические шаги по обеспечению пеших команд пограничной стражи походным снаряжением, высказаны предложения о необходимости изменения штатов, численности и распределения всех сухопутных бригад пограничной стражи с целью увеличения числа бригад на западном участке границы, по определению необходимого перечня имущества для качественной мобилизации частей пограничной стражи.
Результатом кропотливой работы со стороны Департамента таможенных сборов стало издание 14 августа 1886 г. «Инструкции для мобилизации пограничной стражи», а также расписаний пеших рот и конных пограничных полков. Новые мобилизационные планы пограничной стражи вступили в действие с 1 марта 1887 г.
Пограничная стража по окончании мобилизации и объявлении войны должна была использоваться для решения следующих задач: наблюдение за противником путем выставления отдельных наблюдательных постов и высылкой разъездов вдоль линии границы, а также «посылкой за границу негласных агентов, преимущественно из лиц, известных чинам пограничной стражи еще в мирное время и хорошо проявлявших себя в борьбе с контрабандистами»; обеспечение развертывания ближайших к границе сборных и сдаточных пунктов, а также вывоз касс и ценного казенного имущества из таможен и городских казенных управлений; наблюдение и прикрытие своими постами всех путей, ведущих через границу с целью своевременного извещения о наступлении неприятеля и непрерывного наблюдения за ним; задержание наступавшего неприятеля: если окажется возможным - открытой силой, а в случае их явного превосходства -порчей мостов, гатей на путях, телеграфа и уничтожение тех запасов и средств, которые могли бы послужить противнику. Во всех этих случаях части пограничной стражи до прибытия ближайших частей войск и войскового начальства должны были поступать по собственной инициативе, не ожидая никаких приказаний. В приложениях к Инструкции был определен перечень вещей, положенный нижним чинам пограничной стражи для похода.
Необходимо подчеркнуть, что в 1890 г. инспектором пограничной стражи генерал-лейтенантом Д.К. Ганом была подготовлена и утверждена министром финансов дополненная «Инструкция для мобилизации пограничной стражи», в которой было определено, что «знакомство чинов стражи с пограничной местностью должно подвинуть их на действия «малой войны», как-то: засады, нечаянные нападения и т.д.».
Принципиально было показано разграничение, что при мобилизации пограничной страже следует строго отличать собственно «мобилизацию» от «сбора частей пограничной стражи в сотенные полки». Мобилизация должна была состоять в пополнении отрядов
людьми до штатов военного времени и в снабжении частей и людей всеми предметами, положенными по штатам и табелям военного времени. Сбор же частей пограничной стражи состоял в сборе людей из отрядов в конные сотни, полки и пешие роты. Тем не менее, было указано, что во время процесса мобилизации «не только не прекращается надзор за границею в таможенном отношении, но охрана ее должна быть производима еще с большей бдительностью».
Общий мобилизационный план для каждой бригады составлялся инспектором пограничной стражи по указаниям и по согласованию с начальниками штабов военных округов и сообщался бригадным командирам для руководства и разработки в деталях согласно местным условиям.
Таким образом, в силу принятых законоположений происходило усиление охраны и защиты государственной границы, а пограничной страже придавалось важное значение как боевой части вооруженных сил империи. Руководство Министерства финансов со своей стороны требовало, чтобы все чины пограничной стражи были проникнуты полным сознанием того, что «на них по воле данной ими присяги лежал священный долг охраны границы государства от внешних и внутренних врагов, а не только преследование контрабанды и надзора за границей, составлявшие их специальную обязанность в мирное время» [14].
К концу XIX в. в основном завершилось становление пограничной стражи как специальной воинской структуры. Превратившись в весьма внушительную силу, пограничная стража стала важной составной частью вооруженных сил России. Адекватно реагируя не только на рост внешних, но и внутренних угроз (в первую очередь экономических и политических) на государственной границе, правительство и Министерство финансов Российской империи приняли решение о дальнейшем усилении пограничной стражи, которая в 1893 г. была выделена из состава Департамента таможенных сборов и преобразована в Отдельный корпус.
Библиографический список
1. Полное собрание законов Российской империи (далее -ПСЗРИ). Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. 39. Отд. 2. № 41374. С. 74 - 75.
2. Антонов С. Охрана государственной границы и законодательство по борьбе с контрабандой. Очерки по таможенному праву. М., 1925. С. 85.
3. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: в 2 кн. М., 2004. Кн.2. С. 180.
4. Земцов А.А., Островская Т.М. Организационно-функциональная структура Министерства финансов России: 200 лет развития. Томск, 2002. С. 89.
5. Российский Государственный военно-исторический архив
(далее - РГВИА). Ф. 402, оп. 1, д. 256, л. 124.
6. РГВИА. Ф. 402, оп. 1, д. 256, л. 125 об. - 127.
7. Государственный архив Российской Федерации (далее -ГА РФ). Ф. 678, оп. 1, д. 684, лл. 108 - 110.
8. ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб., 1888. Т. 6. № 3581.
9. Шевцов И. Пограничная служба в России во второй половине XIX века // Пограничник. 1943. № 18. С. 39 - 43.
10. РГВИА. Ф. 402, оп. 1, д. 54, лл. 1 - 23.
11. РГВИА. Ф. 402, оп. 1, д. 54, л. 23.
12. РГВИА. Ф. 402, оп. 1, д. 54, л. 124 - 124 об.
13. РГВИА. Ф. 1859, оп. 1, д. 864, л. 199.
14. РГВИА. Ф. 1859, оп.1, д. 882, л. 19 об.