Научная статья на тему 'Эволюция правового регулирования деятельности отдельного корпуса пограничной стражи России'

Эволюция правового регулирования деятельности отдельного корпуса пограничной стражи России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОГРАНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖБА ПОГРАНИЧНОГО НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парсуков В. А.

С позиции историко-правового осмысления рассматриваются вопросы организации деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи в конце XIX начале XX века. Выделяются три периода эволюции правового регулирования деятельности пограничного ведомства Российской империи. Первый период связан с преобразованиями в государстве и характеризуется направленностью власти придать пограничной страже вид военной организации. Второй период ознаменован созданием Отдельного корпуса пограничной стражи и совершенствованием системы пограничной охраны в государстве, в том числе посредством систематизации существовавших правовых актов. Третий период характеризуется особыми условиями служебно-боевой деятельности пограничников, вызванными войной. Освещаются проблемы правового регулирования деятельности пограничной стражи в указанные периоды и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Парсуков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE SEPARATE CORPS OF BORDER GUARDS IN RUSSIA

From the perspective of historical and legal interpretation, the article deals with the organization of the activities of the Separate Corps of Border Guards in the late 19th and early 20th centuries. The author distinguishes three periods in the evolution of legal regulation of the activities of the border agency in the Russian Empire. The first period is connected with the changes in the Russian state and is characterized by the government's intention to shape up the border guards service as a military organization. The second period is marked by the creation of the Separate Corps of Border Guards and the improvement of the border protection system in the state, which also included the systematization of the existing legal acts. The third period is characterized by special conditions of service and combat activities of border guards caused by the war. The author highlights the problems of legal regulation of the border guards’ activities during these periods and shows the ways how these problems were resolved.

Текст научной работы на тему «Эволюция правового регулирования деятельности отдельного корпуса пограничной стражи России»

126

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, с. 126-131

УДК 351.746.1

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ РОССИИ

© 2017 г. В.А. Парсуков

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

рагеикоу77@таП. т

Поступила в редакцию 25.04.2017

С позиции историко-правового осмысления рассматриваются вопросы организации деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи в конце XIX - начале XX века. Выделяются три периода эволюции правового регулирования деятельности пограничного ведомства Российской империи. Первый период связан с преобразованиями в государстве и характеризуется направленностью власти придать пограничной страже вид военной организации. Второй период ознаменован созданием Отдельного корпуса пограничной стражи и совершенствованием системы пограничной охраны в государстве, в том числе посредством систематизации существовавших правовых актов. Третий период характеризуется особыми условиями служебно-боевой деятельности пограничников, вызванными войной. Освещаются проблемы правового регулирования деятельности пограничной стражи в указанные периоды и пути их преодоления.

Ключевые слова: Отдельный корпус пограничной стражи, правовое регулирование, пограничная деятельность, служба пограничного надзора.

Исследование эволюционных процессов правового регулирования деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) в Российской империи приводит к мысли о целесообразности рассмотрения некоторых предпосылок к созданию ОКПС и определению особенностей деятельности пограничной стражи во второй половине XIX - начале XX века.

По нашему мнению, представляется приемлемым использование периодизации, включающей три основных этапа развития правового регулирования деятельности ОКПС, характеризующихся качественными изменениями юридического процесса в пограничном пространстве России конца XIX - начала XX в.

Первый период (1874-1893 гг.) - «пореформенный». Несмотря на то что ОКПС был создан только в 1893 году, в указный период произошли события, явившиеся «аттрактором» [1], повлиявшим на характер деятельности пограничной стражи и его правового регулирования. Прежде всего это выпуск Манифеста [2], провозглашавшего переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности вне зависимости от сословия и принятие 1 января 1874 года Устава о воинской повинности, провозглашавшего священной обязанностью каждого подданного империи защиту престола и отечества [3].

Установление обязанности всех мужчин старше 20 лет проходить службу в течение 6 лет позволило решить некоторые проблемы комплектования как русской армии, так и пограничной стражи. К выпуску Манифеста уже дей-

ствовал закон [4], упрощавший комплектование стражи, по которому во время рекрутских наборов разрешалось пополнять рекрутами пограничные части и подразделения.

Отдельные вопросы организации службы на границе решались путем принятия локальных правовых предписаний. Например, с 1877 года действовали правила, по которым чины пограничной стражи руководствовались нормами Дисциплинарного устава [5].

Направление развития права в данный период указывает на попытки законодателя придать пограничной страже вид военной организации. Например, 26 мая 1881 года был принят закон [6], по которому в каждой бригаде и Беломорском особом отделе учреждались специальные суды. Деятельность этих судов основывалась на тех же юридических основаниях, которыми руководствовались полковые суды при строевых частях войск согласно Военно-судебному уставу.

Вместе с тем 16 декабря 1886 года военный министр генерал П.С. Ванновский обращал внимание Александра III на «не удовлетворенность» организации деятельности пограничной стражи. В числе причин возникшей проблемы называлось сосредоточение управленческих функций в Департаменте таможенных сборов и у начальников Таможенных округов - гражданских лиц.

Гражданские чины, под управлением которых находилась стража, имели слабую психологическую связь с военными чинами, порой не имея представления о воинской дисциплине,

служебной и бытовой сторонах жизни подчиненных. Поэтому действия пограничной стражи под их руководством не могли быть абсолютно успешными. Офицеры, поступившие в стражу из полевых и казачьих войск, долго не могли привыкнуть к своим новым обязанностям и подчинению гражданским лицам [7, с. 253].

Указанные обстоятельства негативно сказывались на качестве сил охраны государственной границы. В 1884 году в приказе № 2 директора Департамента таможенных сборов отмечалось: «...офицеры пограничной стражи выказывают полное равнодушие к развитию нижних чинов, .они сами отстали от теоретических военных познаний, не обращают внимание на сохранность оружия и содержание лошадей» [8, л. 605].

По наблюдениям компетентных современ-ников1, сущность деятельности пограничной стражи заключалась в караульной службе, однако в действительности никаких законодательных правил, определяющих порядок этой службы, до 1880-х годов не существовало [8].

С 1886 г. ответственность за сторожевую службу на границе и охрану таможенной черты была возложена на командиров пограничных бригад. При этом начальники Таможенных округов, имея наличие больших командных прав и вмешиваясь во все распоряжения по охране границы бригадных командиров, такой ответственности не несли. Все это негативно сказывалось на качестве пограничной деятельности в России.

Второй период (1893-1914 гг.) - «основной». Неоднократные попытки государственных деятелей придать пограничной страже вид военной организации были реализованы в законе [9] от 15 октября 1893 года, придавшем пограничной страже устройство, более соответствующее ее составу. Однако развитие правового регулирования деятельности ОКПС происходило постепенно, по мере нарастания противоречий и необходимости скорректировать существовавшие законоположения в области пограничной деятельности.

В исследованиях С.Н. Жарова [10, с. 7] отмечается, что более четырех лет потребовалось законодателю (от момента создания ОКПС. - В.П.), чтобы создать законы, отражающие общие принципы пограничного надзора. В 1897 году были нормативно закреплены общие задачи корпуса, среди которых главным было недопущение перехода или перемещения товаров и других предметов из-за границы недозволенными путями и способами.

Важное значение в правовом регулировании деятельности ОКПС имели законы, регламентирующие пограничный надзор на окраинах империи, в частности в Средней Азии [11], а также касающиеся прав и обязанностей начальников округов ОКПС [12].

Повышению точности и определенности правовой регламентации служебно-боевой деятельности пограничников способствовало принятие законов, конкретизирующих применение пограничниками оружия на Кавказе [13], в Средней Азии [14] и на европейских границах [15].

18 января 1899 года был принят закон [16], расширяющий полномочия шефа ОКПС, который теперь мог определять порядок управления хозяйственными учреждениями корпуса в соответствии с правилами, установленными для хозяйственных учреждений военного ведомства.

И все же правовое регулирование деятельности ОКПС требовало дальнейшего совершенствования. В циркуляре от 13 августа 1899 года руководством корпуса, на фоне признания важности пограничного надзора на железных дорогах, указывались причины неудовлетворительной постановки этого дела. Не поддающийся подчас никакой регламентации пограничный надзор на железных дорогах, помимо прочего, требовал «общего руководящего направления». В числе причин указывалось также отсутствие на тот момент проектируемого Устава о службе на границе [17, с. 97].

В начале XX века существенное влияние на правовое регулирование деятельности ОКПС оказали реформы органов государственной власти (1905-1906 гг.), до начала которых российский монарх не был связан мнением каких-либо государственных органов. Однако после 23 апреля 1906 года император стал осуществлять законодательную власть «в единении с представителями народа», заседавшими в Государственном совете и Государственной думе. С этого времени населению были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы» [18], по крайней мере это было закреплено в Основных государственных законах (далее - Основные законы), связанных с принятием ранее нескольких новых законоположений, существенно повлиявших на законодательную деятельность в России.

Важной вехой развития законодательства, регламентирующего деятельность пограничной стражи, явилось принятие в 1910 году Правил об ОКПС (далее - Правила). В этом акте предыдущие нормы, касающиеся деятельности пограничной стражи, кодифицировались в систему, представляющую собой закон, затрагивающий различные сферы профессиональной деятельности чинов ОКПС [19].

Правила состояли из 13 глав, первая из которых - «Общие положения» заключала в себе 11 статей, содержащих некоторые понятия и определения. В частности, нормы указанной главы определяли понятия пограничной полосы, морской таможенной полосы, отдельные права и полномочия шефа ОКПС и многое другое.

Большинство норм в Правилах было заимствовано из действующих законоположений. Так, нормы ст. 33, устанавливающие порядок распределения частей ОКПС по округам и дислокацию окружных штабов (производился по высочайшим приказам с последующим их опубликованием. - В.П.), были взяты из закона от 1 февраля 1899 года [20].

7 декабря 1912 года нормы Правил об ОКПС получили свое логико-юридическое развитие в утвержденной шефом ОКПС В.Н. Коковцевым Инструкции службы чинов ОКПС (далее - Инструкции чинам), которая представляла собой фундаментальный труд, состоящий из 32 глав. В ней отражались практически все достижения в области правового регулирования деятельности пограничной стражи за прошедшие столетия. Приложения к Инструкции чинам вышли отдельным сборником только в 1913 году и представляли собой множество пояснений и различных образцов документов.

Третий период (1914-1917 гг.) - «военный». Особенностью этого периода было участие пограничных конных и пеших сотен в боевых действиях в составе действующей армии и подчиненность бригад ОКПС Министерству финансов на участках границы, не охваченных войной. Пределы правового регулирования определялись опытным путем, в т.ч. через реализацию и апробацию мобилизационных планов, порядка проведения проверочных отмобилизований и т.п.

В начале XX века, в отличие от военного ведомства, где основу развития мобилизации и мобилизационной подготовки был положен принцип комплектования наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе [21, с. 2] в ОКПС, пешие и конные сотни формировались за счет существующих пограничных формирований и привлекаемых мобилизационных ресурсов.

Эти ресурсы формировались на основании уже указанного Устава о воинской повинности (1874 г.), последнее издание которого относилось к 1897 году. После этого издавались его продолжения, однако издание 1912 года отменяло собой все предыдущие. Утверждение пересмотренного Устава было произведено законом [22] от 23 июня 1912 года, в соответствии с которым воинской повинности подлежало все мужское население. При этом лица мужского пола «более пятнадцати лет отроду» могли быть увольняемы из русского подданства только «по совершенном отбытии воинской повинности на действительной службе и в запасе или же по

освобождении их от службы в постоянных войсках». Досрочный призыв новобранцев был возможен лишь при возникновении чрезвычайных обстоятельств военного времени.

К началу Первой мировой войны действовало Положение об организации и службе ОКПС в военное время (далее - Положение). Этим актом устанавливалось, что корпус в мирное время находился в полном подчинении его шефа, министра финансов, руководящего службой по пограничному надзору и подготовкой его к мобилизации (ст. 1). Однако с момента объявления мобилизации или с началом боевых действий части ОКПС переходили в полное ведение военного ведомства и поступали в безусловное подчинение «соответственным военным начальникам» (ст. 3).

Суда флотилии ОКПС с механическими двигателями передавались в распоряжение Морского ведомства вместе с чинами этих судов одновременно с мобилизацией частей, в которых они состоят в мирное время (приложение к ст. 3 Положения).

Нормы Положения определяли формирование частями ОКПС, с объявлением мобилизации, отдельных конных и пеших сотен, а в морских бригадах и особых отделах - пеших сотен и отдельных конных команд (ст. 5, 6). Например, к осени 1914 г. в Петроградском округе пограничной стражи 1-я Петроградская пограничная бригада сформировала 4 конных дивизиона [23, с. 371].

В условиях войны на пограничную стражу возлагался ряд специфических задач: выявление на море иностранных военных кораблей и иных судов, своевременное информирование военного командования об обнаружении противника, а также предоставление проводников и сведений о характере местности для обеспечения эффективного передвижения войск, информирование военного командования о местах выгодной закупки фуража и продовольствия, обеспечение оперативной и бесперебойной связью путем участия в передаче войсковых распоряжений и донесений, сопровождение опасных грузов, а также охрана маяков, железнодорожных и телеграфных линий на приграничной территории или за ее пределами.

Однако условия Первой мировой войны изменили концепт задействования ресурсов ОКПС на театре военных действий. Как отмечает В.П. Минаков [24, с. 194], в кампании

1914 г. части пограничной стражи к крупным операциям не привлекались, и только с начала

1915 г. они стали активно использоваться в боевых действиях. По мнению автора, тактика действий частей и подразделений пограничной

стражи мало отличалась от действий армейских частей и принципиально отличалась от тактики действий пограничной стражи в мирное время.

Особенностью правового регулирования деятельности пограничной стражи России в данный исторический период является трансформация видения государственных деятелей в части применения пограничных частей и подразделений на театре военных действий. Особое внимание в этом отношении было уделено 25-тысячной группировке Заамурского округа ОКПС. В отличие от бригад западных округов пограничной стражи, заамурские полки при направлении в действующую армию из списков ОКПС не исключались: их личный состав числился в командировке. В приказе начальника Заамурского округа специально подчеркивалось, что «сей именной Высочайший указ не определяет изъятия войск Заамурского округа от подчинения командиру Отдельного корпуса пограничной стражи» [25].

На западном и юго-западном фронтах полки и подразделения заамурцев стали объединять в пограничные бригады и пограничные дивизии. Например, в соответствии с приказом по Военному ведомству от 13 апреля 1915 г. начальник Заамурской отдельной пограничной бригады генерал-майор М.К. Самойлов был назначен командующим сформированной 1-й Заамурской пехотной дивизией [25].

Таким образом, деятельность ОКПС в период 1914-1917 гг. в условиях мобилизации и непосредственного боевого соприкосновения с противником регулировалась мобилизационными планами и иными нормативно-правовыми актами военного времени. Разработка и создание нормативных актов, регулирующих мобилизационную и боевую деятельность ОКПС, были вызваны практической необходимостью использования ресурсов пограничной стражи на театре военных действий. Однако использование крупных пограничных соединений предвоенными планами не предусматривалось.

В общем и целом исторический опыт правового регулирования деятельности ОКПС свидетельствует, что подчинение воинского формирования (воинской организации) гражданским чиновникам приводит к негативным последствиям, в частности к неэффективному менеджменту, отражающемуся на служебно-боевой деятельности пограничников.

До образования ОКПС проблемы правового регулирования деятельности пограничной стражи возникали с определения статусного положения военных чинов и их гражданских «командиров», установления места и роли всей стражи в системе таможенного ведомства, что

негативно отражалось на правоприменительной деятельности. Затягивание с осуществлением своевременной систематизации правовых актов, регулирующих деятельность пограничной стражи Российской империи, снижало эффективность мер по охране государственных границ.

Примечание

1. О необходимости в некоторых изменениях в законоположениях о Пограничной страже / Сост. Помощник Военного Прокурора Варшавского военно-окружного суда полковник Щербаков. СПб., 1880. С. 2.

Список литературы

1. Куковский А.А. Рецепция методов познания права и государства на примере использования си-нергетического подхода (адаптация положений теории бифуркаций динамических систем) // Методологические проблемы освоения правовой действительности: Материалы III Международного научно-практического семинара. 2015. С. 95-102.

2. Манифест. О введении всеобщей воинской повинности 1874 г. // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XLIX. № 52982.

3. О введении общей воинской повинности 1874 г. // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XLIX. № 52983.

4. Об усилении средств пограничного надзора // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XXXVI. № 36983.

5. О прекращении передачи в войска порочных нижних чинов Пограничной Стражи и о применении к оной Воинского Дисциплинарного Устава 1877 г. // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. LП. № 56835.

6. Об устройстве при бригадах Пограничной Стражи особых судов, на правах полковых и об изменении примечания 1 к ст. 618, XXIV, изд. 2-го Свода военных постановлений 1869 года // ПСЗРИ. Собр. III. Т. I. № 214.

7. Аблаев Ю.М. История становления и развития государственной границы на Северо-Западе Российской Федерации X-XX вв.: Дис. ... докт. ист. наук. СПб., 2011. 479 с.

8. РВГИА. Ф. 402. Оп. 1. Д. 256. Л. 605.

9. О преобразовании пограничной стражи в отдельный корпус и об утверждении временного штата Управления означенного корпуса // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIII. № 9975.

10. Жаров С.Н. Правовое регулирование деятельности пограничной стражи Российской империи в конце XIX в. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». Т. 13. 2013. № 3. С. 7-9.

11. Об устройстве пограничного надзора в Средней Азии 1895 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIV. № 10779.

12. О правах и обязанностях Начальников округов отдельного корпуса пограничной стражи 1899 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIX. № 17061.

13. Об употреблении оружия чинами пограничной стражи на Кавказских границах 1894 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIV. № 11098.

14. Об употреблении оружия чинами пограничной стражи на Средне-Азиатских границах 1895 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XV. № 11981.

15. Об основных началах отправления чинами отдельного корпуса пограничной стражи служебных обязанностей и об употреблении ими оружия по пограничному надзору в пределах пограничной полосы вдоль Европейской границы 1897 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XVII. № 14808.

16. Об утверждении штата хозяйственных учреждений отдельного корпуса пограничной стражи 1899 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIX. № 16360.

17. О службе отрядов на железных дорогах и их комплектовании // Сборник циркуляров за 1899 год. СПб., 1900. № 92.

18. Высочайше утвержденные основные государственные законы 1906 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XXVI. № 27805.

19. Правила об отдельном корпусе пограничной стражи 1910 г. // СЗРИ. Т. VI. Ч. 2. СПб., 1910.

20. Об утверждении штата Управлений округов отдельного корпуса пограничной стражи 1899 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIX. № 16440.

21. Смирнов А.В., Мазаник Т.А. Правовое регулирование подготовки мобилизационных людских ресурсов в дореволюционной России // История государства и права. 2013. № 4.

22. Об изменении Устава о Воинской Повинности 1912 г. // ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XXXII. № 37417.

23. Плеханов А.М., Плеханов А.А. Отдельный корпус пограничной стражи на границе России (1893-1919): Научно-популярное издание. М.: Граница, 2012. 518 с.

24. Минаков В.П. Пограничная стража России в войнах второй половины XIX - начала XX века: исторический опыт и уроки: Дис. ... канд. истор. наук. М., 2004. 238 с.

25. Степанов Е.И. Войска Заамурского округа Отдельного Корпуса пограничной стражи в годы Первой мировой войны и опыт их боевого применения // Интернет-журнал «Общество, государство, право». Вып. 4. 2014. URL: http://gosuprav.ru/PDF/ 15OGP414.pdf (дата обращения 15.02.2017).

EVOLUTION OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE SEPARATE CORPS OF BORDER GUARDS IN RUSSIA

V.A. Parsukov

From the perspective of historical and legal interpretation, the article deals with the organization of the activities of the Separate Corps of Border Guards in the late 19th and early 20th centuries. The author distinguishes three periods in the evolution of legal regulation of the activities of the border agency in the Russian Empire. The first period is connected with the changes in the Russian state and is characterized by the government's intention to shape up the border guards service as a military organization. The second period is marked by the creation of the Separate Corps of Border Guards and the improvement of the border protection system in the state, which also included the systematization of the existing legal acts. The third period is characterized by special conditions of service and combat activities of border guards caused by the war. The author highlights the problems of legal regulation of the border guards' activities during these periods and shows the ways how these problems were resolved.

Keywords: Separate Corps of Border Guards, legal regulation, border protection activities, border control service.

References

1. Kukovskij A.A. Recepciya metodov poznaniya prava i gosudarstva na primere ispol'zovaniya sinergeti-cheskogo podhoda (adaptaciya polozhenij teorii bifurka-cij dinamicheskih sistem) // Metodologicheskie proble-my osvoeniya pravovoj dejstvitel'nosti: Materialy III Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara. 2015. S. 95-102.

2. Manifest. O vvedenii vseobshchej voinskoj povin-nosti 1874 g. // PSZRI. Sobr. 2-e. T. XLIX. № 52982.

3. O vvedenii obshchej voinskoj povinnosti 1874 g. // PSZRI. Sobr. 2-e. T. XLIX. № 52983.

4. Ob usilenii sredstv pogranichnogo nadzora // PSZRI. Sobr. 2-e. T. XXXVI. № 36983.

5. O prekrashchenii peredachi v vojska porochnyh nizhnih chinov Pogranichnoj Strazhi i o primenenii k onoj Voinskogo Disciplinarnogo Ustava 1877 g. // PSZRI. Sobr. 2-e. T. LII. № 56835.

6. Ob ustrojstve pri brigadah Pogranichnoj Strazhi osobyh sudov, na pravah polkovyh i ob izmenenii prime-chaniya 1 k st. 618, XXIV, izd. 2-go Svoda voennyh postanovlenij 1869 goda // PSZRI. Sobr. III. T. I. № 214.

7. Ablaev Yu.M. Istoriya stanovleniya i razvitiya go-sudarstvennoj granicy na Severo-Zapade Rossijskoj Fe-

deracii X-XX vv.: Dis. ... dokt. ist. nauk. SPb., 2011. 479 s.

8. RVGIA. F. 402. Op. 1. D. 256. L. 605.

9. O preobrazovanii pogranichnoj strazhi v otdel'nyj korpus i ob utverzhdenii vremennogo shtata Upravleniya oznachennogo korpusa // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XIII. № 9975.

10. Zharov S.N. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti pogranichnoj strazhi Rossijskoj imperii v konce XIX v. // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya «Pravo». T. 13. 2013. № 3. S. 7-9.

11. Ob ustrojstve pogranichnogo nadzora v Srednej Azii 1895 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XIV. № 10779.

12. O pravah i obyazannostyah Nachal'nikov okru-gov otdel'nogo korpusa pogranichnoj strazhi 1899 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XIX. № 17061.

13. Ob upotreblenii oruzhiya chinami pogranichnoj strazhi na Kavkazskih granicah 1894 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XIV. № 11098.

14. Ob upotreblenii oruzhiya chinami pogranichnoj strazhi na Sredne-Aziatskih granicah 1895 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XV. № 11981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ob osnovnyh nachalah otpravleniya chinami ot-del'nogo korpusa pogranichnoj strazhi sluzhebnyh obya-zannostej i ob upotreblenii imi oruzhiya po pogranich-

nomu nadzoru v predelah pogranichnoj polosy vdol' Evropejskoj granicy 1897 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XVII. № 14808.

16. Ob utverzhdenii shtata hozyajstvennyh uchrezh-denij otdel'nogo korpusa pogranichnoj strazhi 1899 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XIX. № 16360.

17. O sluzhbe otryadov na zheleznyh dorogah i ih komplektovanii // Sbornik cirkulyarov za 1899 god. SPb., 1900. № 92.

18. Vysochajshe utverzhdennye osnovnye gosu-darstvennye zakony 1906 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XXVI. № 27805.

19. Pravila ob otdel'nom korpuse pogranichnoj straz-hi 1910 g. // SZRI. T. VI. Ch. 2. SPb., 1910.

20. Ob utverzhdenii shtata Upravlenij okrugov otdel'nogo korpusa pogranichnoj strazhi 1899 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XIX. № 16440.

21. Smirnov A.V., Mazanik T.A. Pravovoe reguliro-

vanie podgotovki mobilizacionnyh lyudskih resursov v dorevolyucionnoj Rossii // Istoriya gosudarstva i prava.

2013. № 4.

22. Ob izmenenii Ustava o Voinskoj Povinnosti 1912 g. // PSZRI. Sobr. 3-e. T. XXXII. № 37417.

23. Plekhanov A.M., Plekhanov A.A. Otdel'nyj korpus pogranichnoj strazhi na granice Rossii (1893-1919): Nauchno-populyarnoe izdanie. M.: Granica, 2012. 518 s.

24. Minakov V.P. Pogranichnaya strazha Rossii v vojnah vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka: istori-cheskij opyt i uroki: Dis. ... kand. istor. nauk. M., 2004. 238 s.

25. Stepanov E.I. Vojska Zaamurskogo okruga Otdel'nogo Korpusa pogranichnoj strazhi v gody Pervoj mirovoj vojny i opyt ih boevogo primeneniya // Internet-zhurnal «Obshchestvo, gosudarstvo, pravo». Vyp. 4.

2014. URL: http://gosuprav.ru/PDF/15OGP414.pdf (data obrashcheniya 15.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.