СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛИЗМА SOCIO-POLITICAL ASPECTS OF REGIONALISM
Серия «Политология. Религиоведение»
2011. № 2 (7). С. 59-66 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
И З В Е С Т И Я
Иркутского
государственного
университета
УДК 9(47)
Обеспечение интересов Российской империи на государственной границе в XIX в.
Ф. С. Мусин
Московский институт стратегических исследований, г. Москва
В публикации автором поднимаются проблемы защиты интересов империи на государственной границе в XIX столетии; предметно рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью государственных органов по решению задач защиты интересов государства в пограничном пространстве.
Ключевые слова: пограничная политика, интересы государства, государственная граница, пограничная стража.
Пограничная политика, проводившаяся в XIX в. российским правительством, во многом исходила и из интересов ускорения темпов развития отечественной промышленности и расширения внешней торговли страны. С увеличением товарооборота через границу четко проявлялось стремление государства черпать из этого источника средства для удовлетворения потребностей государства и защитить от конкуренции собственную промышленность. Эффективным инструментом в этом процессе служила таможенная политика государства. С учетом экономических и финансовых интересов страны вносились изменения в таможенные тарифы. Тем самым правительство России деятельным образом влияло на состояние экономической стабильности в стране, обеспечение ее экономической безопасности, стремилось снижать напряженность в пограничном пространстве, в котором на протяжении всего исследуемого периода сохранялось постоянное противостояние между контрабандистами и чинами пограничной стражи. Это в свою очередь повлекло за собой принятие государством особых мер по созданию и дальнейшему совершенствованию специальной государственной структуры - пограничной стражи, которая была призвана решать задачи по защите экономических, политических, военных и иных интересов государства на передовых рубежах Российской империи.
В рассматриваемом периоде руководство пограничной стражей было сосредоточено в отделении таможенного управления Департамента внешней торговли Министерства финансов России [1]. 26 октября 1864 г. императором было утверждено мнение Государственного совета о реорганизации Департамента внешней торговли. На базе Департамента внешней торговли был
создан Департамент таможенных сборов, в котором было образовано специальное пятое отделение пограничного надзора [2]. В 1893 г. в связи с созданием Отдельного корпуса пограничной стражи она была выведена из подчинения Департамента таможенных сборов.
К началу XIX в. для Российской империи наиболее напряженным и важным в военно-стратегическом отношении, несомненно, являлся европейский участок ее государственной границы, по которому Россия соприкасалась в большей части с крупными государствами Европы - Пруссией и Австрией. Прусское королевство и Австрийская империя были влиятельными феодально-абсолютистскими монархиями. Граница России, прилегавшая к немецким владениям, во многих отношениях являлась самой тревожной. Это было связано с тем, что Пруссия и Австрия наряду с другими европейскими государствами пристально наблюдали за развитием России и не упускали возможности оказать любое влияние на конкурентное ослабление ее экономического, политического и военного потенциалов, а также самостоятельно или в составе коалиций раздвинуть свои границы за счет восточного соседа.
Во вторую четверть XIX в. Российская империя вступила крупной мировой державой, сумевшей разгромить хорошо подготовленную армию французского императора Наполеона, поддержать зашатавшиеся монархические дворцы Западной Европы. Вместе с тем перед страной стояла масса неразрешенных проблем в вопросах как внутренней, так и внешней политики. В числе главнейших была задача преодоления четко наметившегося отставания российской экономики от европейских государств, а также значительного укрепления отечественной финансовой системы. Для решения этих проблем правительство молодого императора Николая I выбрало курс на ужесточение государственной политики в области внешней торговли, направленной на поддержку собственных производительных сил.
Одновременно необходимо подчеркнуть, что правление Николая I считается одним из самых реакционных периодов отечественной истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе. Принимая по наследству управление империей, Николай I при вступлении на престол произнес: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни» [3]. Эта задача также была определена императором одной из важнейших в деятельности правительства страны.
Решить эти две главнейшие задачи правительство России могло, лишь обеспечив надежную охрану государственной границы империи, поставив в пограничном пространстве крепкий заслон на пути незаконного потока европейских товаров, активной деятельности контрабандистов и проводников революционных идей. По понятным причинам главное внимание Николая I и его правительства было обращено на границу с европейскими странами. Ведущие министерства страны были призваны обеспечить решение этих задач. При этом заметно возросла роль как министерств в целом, так и роль их непосредственных руководителей.
Очевидно, что весь комплекс мер, принятых в 20-40-е годы XIX в. по организации пограничного надзора на западном участке государственной границы России, способствовал усилению борьбы с контрабандой, увеличению государственных доходов от поступавших в казну таможенных сборов [4].
И все же в конце 20-х и в 40-е годы XIX в. на участках государственной границы с Пруссией и Австрией контрабанда выросла в несколько раз. Усиление контрабанды было вызвано тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812-1813 гг., а затем и фритредерским тарифом, охватила все стороны жизнедеятельности России, и в итоге обернулась огромным внешним и внутренним долгом. Все это вместе взятое способствовало развитию контрабанды на границе империи. Главными предметами тайного привоза были соль, чай, спирт, табак, сахар, часы, зеркала, пуговицы, иглы, краски, книги, карандаши, текстиль, тюль, кружева, золотые и серебряные изделия, а также русские кредитные билеты. Одновременно отмечались попытки незаконного ввоза в Россию предметов роскоши.
Причину роста потока контрабанды товаров в Россию в исследуемый период достаточно точно определил (правда, в более поздние годы) бывший пакгаузный надзиратель Кретингенской таможни, заметивший в своих воспоминаниях: «Никакие грозные приказы и усиления штатов и окладов Пограничной стражи не прекратят потока контрабанды, льющегося из Пруссии: есть только одно-единственное, но совсем другое средство прекратить ее -надо стать в один уровень культуры с Германией. Контрабанда - точный показатель степени перевеса культурности одной страны над другой...» [5].
Вместе с тем увеличение сбора пошлин вновь повлекло за собой рост контрабанды товаров на границе, и в 1887 г. вновь был осуществлен пересмотр таможенного тарифа. Одним из мотивов пересмотра выдвигалось «установление большой соразмерности, в видах ограничения контрабанды, между тарифными пошлинами и ценами таких товаров, которые в настоящее время правильным путем почти вовсе не привозятся, а водворяются контрабандой, вследствие чрезмерности пошлин, которыми обложен привоз их и которые, таким образом, в ущерб государственному долгу, обращаются в пользу контрабандистов» [6].
В 80-е годы XIX в. для экономики России были характерны слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленная крайне низкой покупательной способностью народных масс, а также нестабильность банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений и зарубежных инвестиций. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Анализ экономической программы развития промышленности, которую претворял в жизнь Александр III через своих министров финансов, дает возможность выделить несколько ее основных направлений: жесткая налоговая политика; финансо-
вая реформа и обращение к иностранному капиталу; строгий протекционизм отечественной промышленности в ее конкуренции с иностранной.
Основой защиты экономических интересов России на международной арене стал протекционистский курс развития отечественной промышленности. Для расширения внутреннего рынка были приняты меры по ослаблению иностранной конкуренции. При министре финансов И. А. Вышнеградском 11 июня 1891 г. в России вновь был введен высокий покровительственный тариф, которому предшествовала так называемая «таможенная война». В 1887 г. Германия не предоставила испрашиваемого Россией займа и повысила пошлины на ввозимый русский хлеб, в то же время создав благоприятные условия для ввоза американского зерна. В России, в свою очередь, были повышены пошлины на ввозимые немецкие товары: железо, уголь, аммиак, сталь. Поэтому при Александре III таможенное обложение товаров возросло вдвое. Особо высокой пошлиной облагались все товары, предназначенные к ввозу в Российскую империю. Соотношение товаров, предназначенных к ввозу-вывозу, изменилось в сторону экспорта: если в 1880 г. из России было вывезено товаров на сумму 492 084 тыс. руб., ввезено на 589 776 тыс. руб., то в 1893 г. ввоз составил 421 956 тыс. руб., а вывоз - 594 688 тыс. руб. [7]. Подобные меры неизбежно привели к очередному росту контрабанды на европейском участке границы, и в первую очередь, на границе с Германией. Постоянное наводнение внутреннего рынка приграничных районов контрабандными товарами в значительной степени подрывало развитие собственного производства в России. Противостоять невиданному до сих пор потоку незаконно водворяемых товаров на территорию Российской империи имевшимися силами и средствами становилось все труднее.
В связи с этим было признано необходимым пересмотреть положения, заложенные еще в Таможенном уставе 1819 г., и развить отечественное законодательство о контрабанде. К работе по его пересмотру приступила Особая комиссия при Департаменте таможенных сборов из членов таможенного ведомства при участии представителей Министерства путей сообщения, Почтового ведомства и Государственного контроля. Предложения комиссии направлялись на рассмотрение всех таможенных учреждений, а затем на заключение тех биржевых комитетов, где находились важнейшие таможни. Все поступившие замечания Комиссия учитывала при составлении проекта Таможенного устава 1892 г., который конкретно определил различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции [8].
Проводившиеся столь часто мероприятия по пересмотру и внедрению таможенных тарифов требовали от Министерства финансов не только теоретических экономических расчетов и обоснований, но и масштабных организационных мероприятий по совершенствованию несения службы на государственной границе таможенными органами и пограничной стражей. В силу этих обстоятельств в XIX в. роль Министерства финансов в обеспечении экономической безопасности государства, в том числе и в пределах пограничного пространства России, была в исследуемый период достаточно значимой.
Стремление России обеспечить экономическую стабильность и независимость от развитых европейских государств потребовало проведения протекционистской политики в отношении собственного производства (введения высоких таможенных пошлин на заграничные товары). В связи с этим на границе активизировался такой вид противоправной деятельности, как контрабанда, а защита экономических интересов государства на границе, т. е. борьба с контрабандой, стала иметь главенствующее значение в деятельности Министерства финансов по совершенствованию служебной деятельности пограничного ведомства. Экономический фактор оказался решающим в развитии государственной структуры, защищавшей на западном участке границы интересы империи.
В результате совершенствования организационной структуры пограничной стражи, накопления опыта участия ее частей в боевых действиях (Польские восстания 1830-1831 гг. и 1863-1864 гг., Крымская война 1853-1856 гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг.), она все больше привлекала внимание Военного министерства. Во второй половине XIX столетия руководство военного ведомства все более стало стремиться к тому, чтобы пограничная стража, устроенная на военных началах, закаленная трудностями повседневной службы и вооруженными стычками с контрабандистами, стала составной частью военной организации государства. Оно видело в страже силу, способную осуществлять охрану границы в военном отношении и оказывать большую помощь армии при ведении боевых действий [9]. Данные обстоятельства существенным образом повлияли на деятельность руководства Министерства финансов по организации взаимодействия и разработке необходимой правовой базы применения пограничной стражи в предстоящих боевых действиях в составе регулярных войск. Между Департаментом таможенных сборов и Военным министерством была развернута обширная переписка по согласованию всех необходимых мероприятий.
Развитие этого процесса нашло свое отражение в соответствующих государственных нормативно-правовых документах, впервые появившихся в истории России. Эти документы регламентировали практику применения стражи в военных кампаниях. Так, например, 13 июня 1878 г., в предвидении военных столкновений с соседями на западном участке границы, императором Александром II были утверждены «Правила о подчинении Пограничной Стражи военному начальству на случай войны» [10]. Правила предоставляли возможность использовать части пограничной стражи в форме временно образуемых рот и эскадронов для совместного действия с полевыми войсками.
Проведенный анализ документов, разработанных заинтересованными ведомствами (Министерством финансов, Военным министерством, МВД и др.) по решению задач обеспечения в пограничном пространстве безопасности империи, свидетельствует, что после принятия этих документов пограничная стража России стала рассматриваться как составная часть вооруженных сил страны, призванная во всех потенциальных войнах совместно с войсками русской армии решать различный спектр задач.
Рост контрабанды на границе потребовал во второй половине XIX в. более глубокого пересмотра законодательных документов и, прежде всего, в области уголовного права, а также принятия мер по усилению агентурной работы в приграничных районах. Министерство финансов России в исследуемый период уделяло важное внимание агентурной работе для выявления лиц, участвовавших в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и сопредельных государств [11]. В Министерстве финансов регулярно составлялись, дополнялись и уточнялись списки задержанных и выявленных контрабандистов. Они издавались типографским способом, размножались и направлялись во все таможенные округа для передачи в таможни, на таможенные заставы и надзирателям пограничной стражи для использования их при несении службы на границе. Одновременно из бюджета страны планово выделялись средства на работу по выявлению намерений контрабандистов и возможной номенклатуры контрабандных товаров. Так, например, в 1879 г. на агентурную работу было ассигновано 8 тыс. руб. [12].
В течение XIX столетия были выработаны различные меры по борьбе на государственной границе с контрабандой товаров. Так, например, Министерством финансов была предложена и введена в действие система вознаграждения лиц, участвовавших в задержании контрабанды. Начало этому было положено еще в 1811 г. В частности, 80 % сумм штрафов за контрабанду реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20 % зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80 % - 2/3 выдавалось лицам, осуществлявшим задержание, 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни [13]. В дальнейшем эта поощрительная система сохранилась, но получила дополнительное развитие.
Предпринимавшиеся правительством меры по строительству и развитию пограничной стражи, совершенствованию законодательной и правовой базы России в области таможенной политики, в вопросах борьбы с контрабандой обеспечивали достаточный уровень защиты интересов на государственной границе. Основными мероприятиями по формированию системы охраны границы являлись целенаправленная деятельность Министерства финансов России по усилению пограничной стражи, создание необходимых нормативных правовых документов по борьбе с контрабандой в пределах пограничной черты и по решению задач, связанных с обеспечением карантинного надзора на государственной границе империи. Реализация комплекса особых мер в пограничном пространстве способствовала укреплению безопасности государства, защите на границе целого комплекса государственных интересов. Важное значение имело налаживание четкого межведомственного взаимодействия с другими министерствами по организации вооруженной защиты государственной границы в период обострения военно-политической обстановки, защиты основополагающих устоев империи в мирных условиях. Координирующая и ведущая роль в этом процессе зачастую принадлежала Министерству финансов России, которое являлось одним из ведущих ведомств в реализации проводимой государством внешней и внутренней политики в пределах пограничной черты империи.
1. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. 31. № 24688.
2. ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. 39. Отд. 2. № 41374. С. 74-75.
3. Границе нужны профессионалы (История подготовки воинов-погранич-ников России). М., 2003. С. 7.
4. Краткое обозрение внешней торговли и таможенного управления с 1824 по 1834 год, с сравнением против десятилетия с 1814 по 1824 год. Киев, 1863. С. 43-44.
5. Минцлов С. Р. В Таможенном мире. Из воспоминаний. Трапезонд, 1917. С. 35-37.
6. Потяев А. И. Контрабанда и борьба с ней. М., 1925. С. 80.
7. Российские самодержцы (18011917). М., 1994. С. 268.
8. Таможенное дело в России X-XX вв. Исторический очерк. Документы. Материалы. СПб., 1995. С. 66; Основы таможенного дела: В 7 вып. Вып. 1. Развитие таможенного дела в России. М., 1995. С. 23.
9. Российский государственный военно-исторический архив (далее -РГВИА). Ф. 1859. Оп. 1. Д. 199. Л. 1-6 об.
10. РГВИА. Ф. 402. Оп. 1. Д. 54. Л. 121-126 об.
11. Циркуляр Департамента таможенных сборов от 9 июля 1884 г. № 14103 // Сборник узаконений и циркуляров по таможенной части. СПб., 1885. С. 73.
12. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 59.
13. Учреждение Таможенного управ ления по Европейской границе от 24 июня 1811 г. // Таможенное дело России (сборник документов и материалов) : в 6 т. Т. 3. М., 2000. С. 206-210.
1. Complete set of Laws of the Russian Empire (further more - Complete set of Laws). Set 1. SPb., 1830. T. 31. N 24688.
2. Complete set of Laws. Set 2. SPb., 1867. T. 39. Dep. 2. N 41374. P. 74-75.
3. Quotation on: Professionals are needed at the boundary (History of border guards training in Russia). М., 2003. P. 7.
4. Brief review of foreign trade and board of customs from 1824 up to 1834, in comparison with the period from 1814 up to 1824. Kiev, 1863. P. 43-44.
5. Mintslov S. R. The Customs world. Memoires. Trapezond, 1917. P. 35-37.
6. Potyaev A. I. Contraband and its control. М., 1925. P. 80.
7. Russian autocrats (1801-1917). М., 1994. P. 268.
8. The Customs' activity in Russia in the X-XX-th. Historical essay. Documents. Materials. SPb., 1995. P. 66; Background of the Customs' activity: In 7 issues. Issue 1. The Customs' activity development in Russia. М., 1995. P. 23.
9. The Russian State Military-Historical Archive (RSMHA). F. 1859. Inv. 1. Doc. 199. P. 1-6 back of page.
10. RSMHA. F. 402. Inv. 1. Doc. 54. P. 121-126 back of page.
11. Circular of the Customs fees Department from July 9, 1884 № 14103 / Collection of the Customs' authorizations and circulars. SPb., 1885. P. 73.
12. Kislovskiy J. G. Contraband: history and contemporaneity. М., 1996. P. 59.
13. Establishment of the European boundary Customs Administration from June 24, 1811 / The Customs' activity in Russia (collected documents and materials) : in 6 vol. V. 3. М., 2000. P. 206-210.
Assurance of the Russian Empire’s Concern at the National Boundary in the XIX c.
F. S. Musin
Moscow Institute of Strategic Studies, Moscow
In the publication the author raises the problem of protecting the Empire's concern at the state boundary in the XIX c. Issues of state's concern assurance by the state authorities at the boundary are examined particularly.
Key words: boundary policy, state's concern, state boundary, boundary guards.
Мусин Фрид Саитович - кандидат ис- Musin Fried Saitovich - Candidate of His-
торических наук, доцент, старший кон- torical Sciences, Associate professor, Sen-
сультант Московского института ior consultant, the Moscow Institute for
стратегических исследований, 117042, Strategic Studies, 117042, Moscow,
г. Москва, ул. Южнобутовская, 101-18, Yuzhnobutovskaya st., 101-18, phone (495)
тел. (495)7157986, e-mail: [email protected] 7157986, e-mail: [email protected]