ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ГРАНИЦЕ В СЛУЧАЕ ОБОСТРЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Мусин Ф.С.
Московский институт стратегических исследований, г. Москва
PROTECTION OF THE INTERESTS OF THE RUSSIAN EMPIRE ON ITS BORDER IN THE EVENT OF AN ARMED POLITICAL CRISIS IN THE SECOND HALF OF THE
19th CENTURY
Musin F.S.
Moscow Institute of Strategic Research, Moscow
В публикации поднимаются вопросы, связанные с привлечением пограничной стражи к участию в боевых действиях (войнах) в случае обострения военно-политической обстановки во второй половине XIX в.
Ключевые слова: война, государственная граница, положение, пограничная стража, мобилизация, Министерство финансов, Военное министерство.
This publication raises issues connected with the build up of a border control prepared to deal with acts of war in the event of an armed political crisis in the second half of the 19ih century.
Key words: War, government borders, location, border protection, mobilization, Ministry of finance. Ministry of war.
В планах высшего военного руководства страны в начале второй половины XIX в предполагалось использовать пограничную стражу в основном с учетом ее профессиональной подготовки. Вопросы включения
пограничной стражи в мобилизационные планы перед Крымской (Восточной) войной на повестке дня пока еще не стояли. Тем не менее, правомочно утверждать, что по взглядам военного командования, с началом Крымской войны пограничная стража переподчинялась тому военному
начальнику, на территории ответственности которого она находилась, и обязана была выполнять все распоряжения военного командования, одновременно выполняя свои специальные задачи.
Надо отметить, что руководством Министерства финансов, которому подчинялась пограничная стража, в этот период никаких самостоятельных предложений на случай применения пограничной стражи в войне не поступало. Это объяснялось тем, что руководство Департамента внешней торговли Министерства финансов видело в пограничной страже специальную, а не военную силу [1].
Как известно, Восточная война ослабила позиции России не только на Черном море, но и в Европе Россия лишилась возможности иметь флот на Черном море, вернула Турции Каре, земли Южной Бессарабии с устьем Дуная. Вместе с тем после окончания Восточной войны в
официальных государственных документах стало однозначно утверждаться, что пограничная стража с объявлением войны переходит в подчинение военного командования той территории, на которой она располагалась и несла свою службу. Одним из таких документов являлся Устав уголовного судопроизводства, принятый в 1864 г. [2].
Дальнейшее развитие взглядов государственного руководства страны на применение пограничной стражи в войнах получило накануне и в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Таким образом, постепенное и целенаправленное усиление пограничной стражи, анализ ее участия в военных кампаниях XIX в , привели к тому, что Военное министерство в 80-х годах XIX в. приступило к составлению специальных инструкций и положений, определявших характер возможного применения пограничной стражи в боевых действиях в составе русской армии.
В результате совершенствования организационной структуры пограничной стражи, накопления опыта участия ее частей в боевых действиях (Крымская война 1853-1856 гг., Польское восстание 1863 г., Русско-турецкая война 1877-1878 гг.), она все больше привлекала внимание военного министерства. Во второй половине XIX столетия руководство военного ведомства постепенно стремилось к тому, чтобы пограничная стража, устроенная на военных началах, закаленная трудностями
Мусин Ф.С. Защита интересов Российской империи на границе в случае обострения военно-политической обстановки
во второй половине XIX века
повседневной службы и вооруженными столкновениями с контрабандистами стала составной частью военной организации государства.
Оно видело в ней силу, способную осуществлять охрану границы в военном отношении и оказывать большую помощь армии при проведении военных операций. В связи с этим, 13 июня 1878 г.. в предвидении столкновений на западном участке границы императором Александром II были утверждены «Правила о подчинении пограничной стражи военному начальству в случае войны». Правила предоставляли возможность использовать части пограничной стражи в форме временно образуемых рот и эскадронов для совместного действия с полевыми войсками [3]. Но в поспешности составления этих правил в них не содержались задачи по заблаговременной подготовке пограничной стражи к тем обязанностям, которые возлагались на нее в случае войны.
С точки зрения представителей военного ведомства, организация войск пограничной стражи должна была соответствовать тем боевым задачам, которые определялись ей с объявлением войны. С учетом уточнения обязанностей пограничной стражи. 13 июля 1882 г было составлено Положение «Об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны». Им определялось формирование в военное время из 8 бригад пограничной стражи западной сухопутной границы 17 конных полков или 68 сотен, по образцу драгунских формирований [4]. В соответствии с этим документом пограничная стража в военное время подлежала мобилизованию в состав действующей армии и переводилась на снабжение предметами военного снаряжения наравне с армейскими частями. Таким образом, пограничная стража была зачислена в состав вооруженных сил империи, оставаясь в мирное время в подчинении Министерства финансов.
К положению было приложено организационное расписание сотен, составленное по данным, сообщенным Кавалерийской комиссии представителями пограничной стражи [5]. В марте 1883 г окончательная разработка проекта по мобилизации стражи и по применению Положения, была возложена на Инспектора западных сухопутных бригад генерал-майора Тугенгольда A.B.
Однако, как свидетельствуют архивные источники, по мере этой первоначальной разработки документов для участия пограничной стражи в военных
действиях. обнаружились некоторые недоработки организационного расписания, спроектированного военным ведомством К главным из этих данных относились следующие: неверные данные по личному составу и количеству лошадей пограничной стражи, неправильное определение мест дислокации бригад, при определении сборных пунктов для сотен были проигнорированы местные условия (дороги, расположение складов и т.п.), основанием всех расчетов мобилизационного формирования конных сотен были приняты отделы мирного времени, штабы которых назначались пунктами сбора сотен (от одной до трех), формируемых полностью, из этого же отдела [6], неудобное распределение конских участков для реквизиции [7]
Все приведенные факты послужили поводом для уточнения мобилизационных планов пограничной стражи. В соответствии с указаниями министра финансов Бунге Н.Х в апреле 1884 г. был составлен новый уточненный проект расписания
мобилизации сотен пограничных полков западной сухопутной границы.
Хотя расписание и было составлено взамен проекта 1882 г. по последним, утвержденным министром финансов дислокациям бригад пограничной стражи, тем не менее, было принято решение отложить представление расписания на утверждение императору до конца 1884 г. в связи с потребностью предстоящего увеличения и изменения штатов стражи. Представление об усилении численности стражи было уже одобрено самодержцем. Более всего это проектируемое изменение отразилось на Вержболовской и Таурогенской бригадах пограничной стражи, так как с 1885 г. Министерство финансов отказывалось от трех казачьих сотен, которые командировались на этот участок границы для усиления стражи.
Следует также подчеркнуть, что 14 августа 1886 г. министром финансов была утверждена Инструкция для мобилизации пограничной стражи [8]. В ней особое внимание уделялось условиям мобилизации отрядов и постов. Так как при разбросанности постов, малочисленности офицеров и экспонированном положении кордонных зданий, - успех мобилизации зависел в значительной степени от распорядительности старших каждого отдельного поста Для этих старших, а также для отрядных офицеров были подготовлены специальные инструкции о порядке действий в случае мобилизации частей пограничной стражи При инспекторских осмотрах изложенные в инструкции
правила, и последовательность действии проверялись на предмет эффективности и в случае необходимости претерпевали изменения
Надо отметить, что со стороны Департамента внешней торговли Министерства финансов в этот период никаких самостоятельных предложений на случай применения пограничной стражи в войне не поступало. Это объяснялось тем, что руководство Департамента внешней торговли видело в пограничной страже, в первую очередь, специальную, а не военную силу [9].
Таким образом, Положение «Об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны» 1882 г. явилось тем документом, которое определило порядок применения пограничной стражи в составе регулярных войск в предстоящих боевых столкновениях. Согласно положению, после окончания мобилизации пограничная стража, прекращала несение службы по пограничному надзору и формировалась в определенные мобилизационным расписа-
нием конные сотни и полки, а также пешие и конные команды. Первые приступали к службе в составе действующих полевых войск по усмотрению Главнокомандующего, а вторые - для службы в пределах того же военного округа, «преимущественно же для охранения и конвоирования таможенных касс и имуществ и для службы на этапах» [10]
Литература:
1.См.: Российский Государственный военно-исторический архив (далее - РГБИА). ф. 4888. оп. 1. д. 92, л. 72.
2. См.: Плеханов A.A., Плеханов А.М. Указ. соч.-С. 19.
3. РГВИА. Ф. 402, оп. 1, д. 54, л. 121 - 126 об.
4. Центральный архив Пограничной службы ФСБ России. Ф. 14. оп. 5. д. 19, л. 21.
5. РГВИА. Ф. 402, оп. 1,д. 256, л. 15-21.
6. Каждая бригада организационно состояла из 4-6 отделов, протяженностью по фронту от 45 до 100 верст каждый. Отделали руководили штаб-офицеры.
7. РГВИА. Ф. 402, оп. 1. д. 256, л. 113 - 115.
8. РГВИА. Ф. 1859, оп. 1, д. 92, л. 72.
9. РГВИА. Ф. 4888. оп. 1,д. 823. л. 119- 131.
10. РГВИА. Ф. 402, оп. 1, д. 256, л. 13.
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Ширижик В. М.
Тувинский государственный университ, Кызыл
GO VERNMENTAS SUBJECT ТО PROPERTY LA WS ON MINERAL WEAL TH
недра.
ShirizJnk V.M.
Tttvan State Universit. Kyzyl
В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования права собственности на Ключевые слова: государство, недра, право собственности.
This article looks at the issue of government regulation of property rights on mineral wealth. Key words: Government, mineral wealth, property rights.
Начавшиеся в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной экономики, создание новых институтов государства и гражданского общества, со всей остротой поставили вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. При этом дело, естественно, не сводится только к принятию тех или иных актов, ибо само по себе их число не свидетельствует о повышении уровня правовой урегулированное™ общественных отношений и укреплении законности. Как справедливо подчеркивает Ю.А. Тихомиров, «нужна новая, современная концепция развития российского законодательства. позволяющая предвидеть динамику его развития и соотношение его отраслей и
подотраслей, учитывающая интересы граждан и государства. потребности экономики, социальной и политической сфер» [1]. Перед цивилистической наукой встала задача создания концептуализированной. методологически и практически обоснованной теории собственности [2].
Рассмотрим основные положения современной цивилистики о праве собстве нности
В настоящее время общепризнаным, пожалуй, является мнение, согласно которому право собственности является правовой оболочкой экономических отношений собственности. При этом большинство исследователей, вслед за К. Марксом, определяет собственность как