Научная статья на тему 'Некоторые пути повышения производительности труда в условиях авиатранспортного рынка'

Некоторые пути повышения производительности труда в условиях авиатранспортного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1087
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найшев Михаил Викторович

Представлен разработанный автором алгоритм выбора подхода к организации программы повышения производительности труда авиакомпании, даны рекомендации по его использованию, в т.ч. по совершенствованию существующей в авиакомпании системы управленческой отчётности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые пути повышения производительности труда в условиях авиатранспортного рынка»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№88(6)

УДК 656.7.071.13

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ АВИАТРАНСПОРТНОГО РЫНКА

М.В. НАЙШЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

Представлен разработанный автором алгоритм выбора подхода к организации программы повышения производительности труда авиакомпании, даны рекомендации по его использованию, в т.ч. по совершенствованию существующей в авиакомпании системы управленческой отчётности.

В современных условиях авиакомпания должна обладать достаточной гибкостью, чтобы оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке. Необходимо непрерывно отслеживать эффективность управления конкурентоспособностью с целью достижения лучших практических результатов, необходим жесткий контроль эксплуатационной эффективности с целью выявления новых ресурсов для повышения результативности основной деятельности.

В современных условиях авиатранспортного рынка достижение конкурентного преимущества во многом обуславливается сочетанием высокой потребительской стоимости продукции авиакомпании, позволяющей повышать тарифы на авиаперевозку, и высокой производительности труда персонала, позволяющей снижать себестоимость единицы производимой продукции.

В современных условиях вопрос повышения эксплуатационной эффективности является чрезвычайно актуальным. Посредством таких программ, как управление качеством, развертывание конкуренции во времени и сравнение производительности, во многом изменяется выполнение всех видов деятельности с целью исключения низкой эффективности, повышения уровня удовлетворенности потребителей и достижения лучших практических результатов. Развитие авиакомпании в современных условиях должно быть связано с обеспечением конкурентоспособной заработной платы персонала, при условиях роста производительности труда и снижения численности.

Сравнительный анализ удельных затрат на содержание персонала, проведенный нами на основе доступных источников, даёт основание для выводов о том, что в настоящий момент, соответствуя уровню ведущих авиакомпаний мира по удельным затратам, ведущая авиакомпания РФ - ОАО «Аэрофлот» расходует значительно меньше средств на содержание персонала. Основной причиной возникновения данной ситуации является сложившийся рынок труда в России, что является конкурентным преимуществом данной авиакомпании.

Результаты сравнительного анализа производительности труда, проведенного автором, свидетельствуют о том, что производительность труда персонала большинства авиакомпаний РФ находится на нижнем уровне среди представленной выборки мировых авиакомпаний (рис. 1).

Производительность труда - это способность рабочей силы создавать определенное количество продукции за единицу рабочего времени. В гражданской авиации производительность труда определяется соотношением объема авиаперевозок (работ, услуг) в стоимостном выражении к среднесписочной численности персонала авиакомпании. На наш взгляд, основными рычагами повышения производительности труда в современных условиях рынка являются повышение технического уровня, интенсификация производства, совершенствование форм и методов управления, организации производства и труда, развитие производства за счет интенсивных факторов, совершенствование структуры производства и др. Повышение производительности труда требует разработки и внедрения комплексной

программы, которая может проводиться как в масштабах отдельных подразделений, так и в масштабах всей авиакомпании.

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

ППСМ/с отруд н ика ВЯ

Л.

1ЧН ог С1 сх

ЬН1

КА КЕ

.го _ ЕА ЕИ7 _ Сд7 Ой ВА сг л „ йш АУ ОЕ къ

иэ АС эи N2

ЭЯ

Ср. длина маршрута

Г 1 I 0 500 1000 Р 1 Р 1500 2000 2500 | 1 3000 3500 1 4000 1 1 4500 5000

Рис. 1. Результаты сравнительного анализа производительности труда

Организация программы повышения производительности труда требует тщательного анализа, в результате которого должен быть выработан оптимальный подход к достижению поставленных целей. В этой связи нами предлагается алгоритм выбора подхода к организации программы повышения производительности труда, который представлен на рис. 2.

Использование данного алгоритма позволит выбрать оптимальный подход к организации программы повышения производительности труда, с учётом специфики внутренней среды авиакомпании.

Основными путями повышения производительности труда являются использование более современных и производительных средств производства и более эффективное использование рабочего времени как по продолжительности, так и по интенсивности. Одним из наиболее важных направлений повышения эксплуатационной эффективности авиакомпании является совершенствование уровня организации производства, а также интенсификация распределения рабочего времени персонала.

При этом существует необходимость увязки используемых в авиакомпании показателей производительности труда и достижения стратегических поставленных целей.(1) Из этого следует вывод о том, что одной из основных задач повышения производительности труда выступает внедрение современных систем мотивации персонала на достижение стратегических целей авиакомпании. Решение данной задачи может подразделяться на две основных подзадачи:

1. Построение системы показателей эффективности, позволяющих оценить вклад каждого подразделения и отдельных сотрудников в достижение стратегических целей авиакомпании.

2. Внедрение системы оплаты труда с учётом вклада каждого работника в реализацию стратегического плана авиакомпании.

Содержание Разрешение отдельных проблем Использование всех возможностей Преобразование по инициативе высшего руководства Межфункциональный метод

1 2 3 4 5

Направление преобразований А А /-Г

/ \ / \

/ \ 7 \ / \ / \

и ! т

Примеры Привлечение низовых звеньев Полная реорганизация Административнокомандный метод Усовершенствование бизнес-процессов

Когда применяются Необходимы быстрые изменения Гибкая, готовая к изменениям а/компания • Необходимы быстрые действия • Существуют готовые решения Необходимо усовершенствовать процессы, охватывающие несколько подразделений

Возможные цели Сокращение затрат на Х % Выбираются частные цели для отдельных подразделений а/компании Высшее руководство ставит цели на основе опыта и предположений Быстрее, лучше, дешевле

Рис.2. Алгоритм выбора подхода к организации программы повышения производительности труда авиапредприятия

Показатели производительности труда экстраполируются как на деятельность подразделений (таблица), так и на работников авиакомпании. При этом чрезвычайно важным фактором является увязка всех уровней показателей производительности, их общее ориентирование на достижение стратегических целей.

Необходимо отдельно отметить значимость влияния производственных подразделений как на увеличение доходов, так и на сокращение затрат от основной деятельности авиакомпании. При этом основными рычагами увеличения доходов от основной деятельности выступают такие показатели конкурентоспособности продукции, как улучшение наземного обслуживания и обслуживания на борту ВС, повышение регулярности и стабильности предоставления продукции авиакомпании пассажирам, оптимизация сети маршрутов и др.

Таблица

Показатели производительности труда для отдельных подразделений авиакомпании

Структурное подразделение авиакомпании Единицы измерения производительности труда

1 2

Центр управления полётами Количество самолётовылетов

Лётная служба Налёт часов

Авиационно - техническая база Нормочасы

Служба бортпроводников Налёт часов

Центр подготовки авиаперсонала Количество учебных часов

Служба авиационной безопасности Отправка пассажиров

Служба пассажирских перевозок Отправка пассажиров, грузов, почты

Основными рычагами сокращения расходов от основной деятельности являются, прежде всего, повышение производительности труда и, как следствие, снижение численности персонала, оптимизация процессов закупок МТО и ГСМ, технического обслуживания парка ВС и т.д.

Важным аспектом мониторинга результатов производительности труда выступает совершенствование системы существующей в авиакомпании управленческой отчётности. Управленческая отчетность должна являться важной частью общей системы управления авиакомпанией, обеспечивающей подготовленную базу для принятия управленческих решений. При этом система управленческой отчётности должна содержать в себе следующие основные функции: анализ текущей ситуации, выявление проблем и потенциальных возможностей, оценку деятельности подразделений и их руководителей, а также обеспечение информированности при принятии управленческих решений.

Система управленческой отчётности должна обеспечивать истинное разграничение хороших и плохих результатов в достижении показателей производительности труда. Её результаты должны быть увязаны с переменной частью заработной платы персонала, как при премировании, так и при депремировании отдельных работников, показавших наихудшие результаты. Ситуация, когда формальные различия между лучшими и худшими работниками отсутствуют, равно как и принятие мер к показавшим худшие результаты и допустившим грубые недостатки в своей работе, характеризует низкий уровень менеджмента по итогам деятельности авиакомпании либо её отдельных подразделений и неизбежно препятствует эффективности в достижении поставленных стратегических целей.

Представленные в настоящей статье методы разработки и анализа критериев конкурентоспособности продукции авиакомпании могут быть практически использованы в целях оценки конкурентоспособности продукции авиакомпании в современных условиях рынка авиаперевозок и разработке мер по её дальнейшему повышению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.В. Методы разработки и анализа критериев конкурентоспособности продукции авиакомпании // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 53, 2002.

2. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. - М: ВИМИ, 1999.

3. IATA. Airline Economic Results and Prospects // Route Totals IATA Airline Economic Task Force. 1998 - 2003.

Naishev M.V.

In this article the ways of an airline operational productivity are considered. The possible method of choice the productivity program for management is offered. The connection and interactions between productivity program and management report system in airline, is also described and analyzed.

Сведения об авторе

Найшев Михаил Викторович, 1970 г.р., окончил Академию ГА (2000), заместитель начальника отдела УБОП по МО, аспирант МГТУГ А, заместитель начальника отдела УПОП по Московской области, область научных интересов - экономика на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.