ПОДГОТОВКА КАДРОВ
© Н. Ф. Неделько, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев, 2003 УДК 340.6:378.147
Н. Ф. Неделько, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - проф. Ю.С. Исаев)
Иркутского государственного медицинского университета
Современный этап развития высшего медицинского образования предполагает качественное изменение подхода к определению его содержания, а так же форм и методов учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано с необходимостью формировать у студентов не только познавательные, но и профессиональные интересы, воспитывать системное (клиническое и экспертное) мышление, давать целостное представление о выбранной профессии, обучать профессиональной деятельности.
Многими экспериментальными исследованиями психологов и педагогов установлено, что интерес у студентов к изучаемому предмету является мощным стимулом повышения качества их познавательной деятельности. Познавательный интерес представляет собой пристрастное внимание, которое избирательно ориентирует личность для выполнения определенного вида деятельности, порождает стремление овладеть им как чем-то жизненно ценным, важным и необходимым. Успех любой человеческой деятельности, в том числе и учебно-познавательной, определяется ее мотивами - внутренними (интерес к предмету, к процессу обучения, к будущей профессиональной деятельности и т.д.) и внешними (широкие социальные мотивы, мотивы достижения и т.д.). В процессе взаимодействия этих двух видов мотивов наиболее сильными являются внутренние мотивы.
Наличие интереса у студентов медицинского ВУЗа к изучению дисциплин сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков и на выборе будущей профессии. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования среди выпускников Российского медицинского университета, которые отметили, что именно интерес к медицинской профессии определил поступление в медицинский ВУЗ (94% на лечебном и 97% на педиатрическом факультете) [1]. Вместе с тем было выявлено, что 45% студентов часто пропускают занятия из-за отсутствия интереса к предмету, 86% обучающихся чаще посещают интересующие их занятия [7].
Как свидетельствует педагогическая практика, формирование познавательных интересов в традиционном учеб-
ном процессе проводится неравномерно и стихийно. В связи с этим целенаправленное и продуктивное формирование познавательных интересов все чаще становится объектом пристального внимания преподавателей медицинских ВУЗов.
Интерес к профессии у студентов рождается по-разному. У одних он проявляется в доинститутский период, у других - в процессе учебы, у третьих - на работе. Но чем раньше появляется интерес, тем лучше студент будет заниматься. Поэтому для профессионального становления целесообразно раннее проявление интереса. Развитию его способствует собственная деятельность студентов, реализовать которую можно на практических занятиях, при работе в научных студенческих кружках, во время участия в студенческих научных конференциях, в учебно-исследовательской работе на кафедре, во время выездов на места происшествия, осуществляя судебно-медицинские исследования трупов. К тому же известно, что интерес стимулирует, активизирует многие психические процессы, способствуя проявлению готовности учиться, а затем трудиться в данной области. Познавательные и, в особенности, профессиональные интересы являются предпосылкой и основой развития способностей студентов, необходимых для успешного овладения будущей профессией.
Все чаще преподаватели выражают недовольство тем, что студенты не испытывают к ним должного внимания, уважения, не готовятся к занятиям, плохо их посещают, бессвязно отвечают на них. И, действительно, среди студентов все шире распространяется "незаинтересованный прагматизм" (2), обусловленный тем, что они вовсе не уверены в практической значимости для своей будущей профессиональной деятельности тех знаний, которые предлагают в ВУЗе.
Одним из методологических положений отечественной психологии является тот факт, что различные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие и т.д.), а также профессиональные умения и навыки формируются в процессе соответствующих видов деятельности, адекватной условиям данной работы [3, 4, 5, 6, 8,
10]. Это означает, что определенный вид профессиональной деятельности врача-эксперта, судебно-медицинского эксперта, например, умение провести наружное исследование трупа, освидетельствовать потерпевшего и т.д., не может возникнуть у студента только при пассивном наблюдении за действиями пусть даже самого опытного преподавателя, а требует собственной деятельности студента. А задача преподавателя состоит в управлении учебно-профессиональной деятельностью студентов с целью получения требуемого качества усвоения материала.
Как показали психолого-педагогические исследования [4,5,8,10], основным элементом человеческой деятельности, в том числе учебно-профессиональной, является ее пристрастность, личная заинтересованность в достижении поставленной цели. Для выполнения какого-нибудь действия одного умения мало, надо еще желание и стремление достичь намеченной цели. Желание и стремление освоить определенный вид профессиональной деятельности на практическом занятии у студентов может возникнуть только тогда, когда они поймут значимость осваиваемого вида практической работы как необходимый и нужный элемент в будущей профессиональной деятельности, когда сама постановка цели задания активизирует познавательную деятельность обучающихся. Другими словами, сделать то или иное практическое занятие интересным -значит, прежде всего, говоря словами А.Н. Леонтьева [8] "опредметить" на цели практического занятия потребности студента; создать у обучающихся интерес к изучаемой теме - значит раскрыть перед ними излагаемое содержания с точки зрения имеющихся у них потребностей, ожиданий, требований, возможностей, ценностных и профессиональных ориентаций, которые бы замкнулись на конкретных объектах исследования. Как отмечает А.К. Маркова [9] "опредмечивание" потребности способствует превращению ее в мотив направленной активности на предмет изучения.
Интерес к предмету деятельности является необходимым и важным условием воспитания интереса к процессу выполняемой работы. Но самое непосредственное отношение к механизму формирования интереса имеют и контрольные операции действия с точки зрения их личностной оценки.
Именно контрольные операции служат для оценки правильности или неправильности выполняемой работы, поэтому они и несут основную смысловую нагрузку. Недостаточная организация частей действия, в том числе и контрольной, служит основной преградой для возникновения устойчивого интереса студентов к практическому занятию. Поэтому необходимым условием формирования интереса к профессиональной деятельности является правильная организация ориентировочной, исполнительной и контролирующей частей действия. Процесс успешного выполнения деятельности сопровождается положительным эмоциональным переживанием. Оно остается показателем течения и качества выполняемой деятельности. В связи с чем наличие интереса на практических занятиях в форме эмоционального переживания не только активизирует деятельность студентов, но, что самое важное, оно оценивает правильность или неправильность ее течения и улучшает качество учебно-профессиональной деятельности [4, 5, 6].
Если потребности, мотивы и цели следует считать уровнем активного отношения студентов к выполняемой ими
познавательной деятельности, то интерес есть скорее форма выражения и проявления этих сторон мотивационной сферы. Чтобы возбудить интерес, писал А.Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть обучающимся возможность нахождения цели (а точнее системы целей в изучаемом материале). Интересный учебный предмет, отмечал он, это и есть учебный предмет, ставший "сферой целей" обучающихся в связи с тем или иным побуждающим мотивом [8]. Потребности, мотивы, цели (и интересы как их проявления) определяют различные "векторы" становления мотивации как новообразования познавательной деятельности. Все они в той или иной мере должны стать объектом формирования [9].
Формирование познавательных интересов у студентов целесообразно начинать с вводного занятия. Здесь следует, прежде всего, показать, что без знаний судебной медицины немыслима работа правоохранительных органов и органов здравоохранения, невозможно качественно выполнять работу хирурга, терапевта, акушера-гинеколога и т.д. Для студентов демонстрируется применение знаний судебной медицины для решения конкретных клинических задач, которые должны быть достаточно наглядными и убедительными. Следует заметить, что особое внимание уделяется подбору примеров, на материале которых устанавливается связь судебной медицины с другими дисциплинами и с различными видами профессиональной деятельности. Студентам показывается значимость требований, предъявляемых к изучению судебной медицины, подчеркивается, что профессиональная деятельность предполагает глубокое и осознанное овладение знаниями, умениями и навыками. Знакомя обучающихся с актуальными проблемами судебной медицины, следует показать им, что значение научной разработки этих проблем, достаточный уровень усвоенных профессиональных знаний, умений и навыков могут стать хорошей основой для развития творческих способностей личности.
В соответствии с едиными процессуальными требованиями нашей страны каждый врач, вне зависимости от его узкой специальности, может быть привлечен в качестве специалиста к участию в некоторых следственных действиях (осмотр трупа на месте происшествия, освидетельствование подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и др.), а также к проведению судебно-медицинской экспертизы, так как судебная медицина и экспертиза играют большую роль при расследовании преступлений против здоровья и жизни людей, то выполнение обязанностей специалиста и эксперта является важным государственным долгом, что и должно определять глубокое сознание ответственности студентов-медиков при изучении теории и практики судебной медицины.
Изучая судебную медицину, студенты знакомятся с новыми для них экспертным мышлением, в основе которого лежит компонент-оптимальная последовательность логических действий для выявления всех признаков, которые должны быть основой для экспертных выводов, как диагноза, выставляемого лечащим врачом. Точно обоснованный диагноз врача приучает его к ответственности, в том числе за медицинский документ, который имеет большое юридическое значение.
Знакомясь с судебно-медицинской экспертизой, будущий врач познает значимость ее для повышения качества лечебной работы населению, для снижения заболеваемости и смертности и т.д. Он убеждается в ответственности за
состояние медицинской документации, на основе которой проводится экспертиза. Особо студентам подчеркиваются этико-деонтологические стороны профессии судебно медицинского эксперта, особенности врачебной деятельности, связанные с ответственностью медицинских работников за профессиональные правонарушения.
На последующих занятиях цикла (судебно медицинская экспертиза трупа, тупая, острая и огнестрельная травма, определение тяжести вреда здоровью) внимание студентов акцентируется на том, что от результатов вскрытия трупа нередко зависит направление расследования и исход дела, установление преступления и обнаружение виновного в преступных действиях. При ненасильственной смерти установление причины смерти, выявление скрыто протекавших заболеваний имеет большое санитарнопрофилактическое значение для органов здравоохранения. Знания о возможности возникновения различных видов повреждений при известных условиях, о морфологических особенностях ранений позволяет врачу правильно спланировать соответствующий объем лечебных мероприятий. Студентам стоматологического факультета подчеркиваются важные возможности судебно-стоматологической экспертизы для идентификации личности, возраста, профессии по стоматологическомустатусу.
Литература
1. Агабабова В.В., Изучение эффективности учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе методом анкетирования // Оптимизация учебного процесса в медицинском вузе. М.1980. - С. 26-30.
2. Акопян К. Кто главный в вузе? // Полизнозис. -1999. - № 3. - С.15-20.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956, С.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2002,336с.
5. Костюков H.H. Методика формирования познавательного интереса у студентов медицинского вуза. М., 1978,20с.
6. Костюков H.H. Психолого-педагогические принципы активации и мотивации деятельности студентов на практических занятиях. М., 1980,32с.
7. Лапшов В.А., ВласоваЕ.В, Пономарева Н.П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) //Социологические исследования. М. 1999. -№4. - С.132-134.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, 304с.
9. Маркова А.К. Пути исследованиямотивации учебной деятельности школьников //Вопросы психологии. -1980. - № 5. - С.47-59.
10. ТалызинаН.Ф. Педагогическая психология. М., 1999,288с.
Мы охватили далеко не все аспекты значимости формирования познавательных интересов у обучающихся. На наш взгляд, целесообразно разработать систему преподавания и управления, направленную на формирование познавательных интересов у студентов. Выделим следующие цели этой системы: 1 теоретико-методологическая и практическая подготовка к профессиональной деятельности будущего врача-эксперта; 2 развитие мотивационной сферы (потребности, мотивы, цели, интересы и др.) какусловия повышения познавательного интереса; 3 формирование познавательных интересов, развитие потребностей в приобретении знаний, выработка умений и навыков способами максимально приближенными к профессиональной (экспертной) деятельности.
Подытоживая все вышеизложенное, следует отметить, что необходимость разработки системы психолого-педагогичес-кой деятельности по формированию и развитию познавательных интересов у студентов к будущей профессии сомнения не вызывает. Ассимилируя накопленный опыт отечественной психологии и педагогики, необходимо наметить некоторую общую траекторию развертывания дальнейших экспериментальных исследований по формированию позна-вательныхинтересов у студентов, обучающихся традиционным способом и по экспериментальной программе, по методике, разработанной Н.Н. Костюковым [5].