Научная статья на тему 'Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса и профессиональной ориентации у студентов'

Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса и профессиональной ориентации у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION IN STUDENTS / COGNITIVE INTEREST / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неделъко Николай Федорович, Исаев Юрий Сергеевич, Алексеев И. В.

Представлены результаты экспериментов, задачей одного из которых была проверка значимости судебной медицины в будущей профессиональной деятельности, а также определение степени интереса к этому предмету у студентов различных факультетов Иркутского ГМУ. В задачу другого входила оценка значимости степени интереса и удобства при подготовке к занятию и его проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Неделъко Николай Федорович, Исаев Юрий Сергеевич, Алексеев И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some psychological and pedagogical aspects of forming cognitive interest and professional orientation in students

There have been presented the results of the experiments. The purpose of one experiment was to define significance of legal medicine for future professional activity as well as define the degree of interest to this subject in students of different faculties of Irkutsk State Medical University. The task of another experiment was to estimate significance of interest degree and comfort in preparing training and its carrying out.

Текст научной работы на тему «Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса и профессиональной ориентации у студентов»

лечебном учреждении, в идеале - в корпусе проживания. Необходимо сделать так, чтобы перед физиотерапевтическим кабинетом отсутствовали очереди, было предусмотрено место для отдыха больных. Работа медицинской сестры не должна быть механическим выполнением своих обязанностей. Больному необходимо громко и понятно объяснить условия проведения процедуры, порядок её выполнения и правила техники безопасности. Обязателен постоянный дозиметрический контроль, осмотр кожи больных до и после процедуры.

Таким образом, изучение процессов старения человека н разработка путей его замедления, лечение заболеваний н их вторичная профилактика у больных пожилого и старческого возраста являются важнейшими задачами медицины в совре-

менных условиях. Нам представляется, что практическое здравоохранение для решения этих актуальных проблем должно более активно использовать значительный потенциал природных физических факторов и методов аппаратной физиотерапии. Это необходимо сделать для того, чтобы в полной мере реализовать огромные внутренние резервы и богатый жизненный опыт людей старшего поколения. Следует согласиться с мнением И.В. Давыдовского (1966), который считал, что "неверно, что старость - это только спад, только минус, - мощь адаптации в старости действительно падает, но она успешно может быть компенсирована возросшим мастерством, высоким уровнем суждений, широтой кругозора и сознанием социальной ответственности. Опыт и мудрость всегда были функцией времени".

THE FEATURES OF THE USE OF MEDICAL PHYSICAL FACTORS IN ELDERLY

AND SENILE PATIENTS

S.G. Abramovich (Irkutsk Institute for Medical Advanced Studies)

In the lecture are considered the modern data of the use of medical physical factors in patients of elderly and senile ages. The experience of their use at the Irkutsk resort "Anqara" has been generalized.

Педагогика

© НЕДЕЛЬКО Н.Ф.. ИСАЕВ Ю.С., АЛЕКСЕЕВ И.В. -УДК 378.384.4/5

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ-

И.Ф. Неделъко, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ д.м.н., проф.

А. А. Майборода, кафедра судебной медицины, зав. - проф. Ю.С. Исаев)

Резюме. Представлены результаты экспериментов, задачей одного из которых была проверка значимости судебной медицины в будущей профессиональной деятельности, а также определение степени интереса к этому предмету у студентов различных факультетов Иркутского ГМУ. В задачу другого входила оценка значимости степени интереса и удобства при подготовке к занятию н его проведению.

Современный этап развития высшего меди- Наиболее развитой и в большей степени отве-

цинского образования предполагает качественное чающей потребностям перестройки образователь-

изменение подхода к определению его содержа- ных процессов является теория деятельности, раз-

ния, а также форм и методов познавательной дея- работанная отечественными психологами и педа-

тельности студентов. Это связано с необходимо- гогами [3,8,14,15,17]. В соответствии с деятель-

стью формировать у них не только познаватель- ным подходом, усвоение содержания историче-

ные, но и профессиональные интересы, воспиты- ского опыта людей осуществляется не путем певать системное (клиническое и экспертное) мыш- редачи информации о нем человеку, а в процессе

ленне, давать целостное представление о выбран- собственной активности, направленной на пред-

ной профессии, обучать профессиональной дея- меты н явления окружающего мира, которые соз-

тельности. даны развитием человеческой культуры. Процесс

деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей н функций, единицей деятельности выступает предметное действие [8]. Деятельностная теория усвоения "рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся" [16]. Л.Н. Леонтьев специально подчеркивает, что " эта деятельность должна быть адекватной, т.е. должна воспроизводить в себе черты той деятельности людей, которая кристаллизована, кумулирована в данном предмете нлн явлении, точнее, в системах, которые они образуют" [7]. На формирование лнчностн н ее психическое развитие постоянное н устойчивое влияние оказывают знания, основанные именно на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся н эффективность процесса обучения. Познавательная мотивация является также основой развития склонностей человека [2].

Исследованиями психологов н педагогов установлено, что интерес у студентов к изучаемому предмету является мощным стимулом повышения качества нх познавательной деятельности. Познавательный интерес представляет собой пристрастное, положительное н эмоционально окрашенное внимание, которое избирательно ориентирует личность для выполнения определенного вида деятельности, порождает стремление овладеть нм как чем-то жизненно ценным, важным н необходимым. Успех любой человеческой деятельности, в том числе н учебно-познавательной, определяется ее мотивами - внутренними (интерес к предмету, к процессу обучения, к будущей профессиональной деятельности н т.д.) н внешними (широкие социальные мотивы, мотивы достижения успехов н т.д.). В процессе взаимодействия этих двух мотивов наиболее сильными являются внутренние мотивы.

Наличие интереса у студентов медицинского вуза к изучению дисциплин сказывается на качестве формирования знаний, умений н навыков н на выборе будущей профессии. Интерес к предмету, понимание цели его изучения являются основой, на которой возникают, закрепляются н развиваются знания н практический опыт студентов. Как свидетельствует педагогическая практика, формирование познавательных интересов в традиционном учебном процессе неравномерно н часто стихийно. В связи с этим целенаправленное н продуктивное формирование нх все чаще становится объектом пристального внимания преподавателей медицинских вузов.

Одним нз методологических положений отечественной психологии является тот факт, что различные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие н т.д.), а также профессиональные умения н навыки формируются в процессе соответствующих видов деятельности, адекватной условиям данной работы [3,7,15]. Это значит, что определенный вид профессиональной деятельности врача, будущего судебно-медицин-

ского эксперта, например, умение провести наружное исследование трупа, освидетельствовать потерпевшего н т.д., не может возникнуть у студента только при пассивном наблюдении за действиями пусть даже самого опытного преподавателя, а требует собственной деятельности студента. Л задача преподавателя состоит в управлении учебно-професснональной деятельностью студентов с целью получения требуемого качества усвоения материала.

Как показывает пснхолого-педагогнческне исследования [2,5,8,14,16], основным элементом человеческой деятельности, в том числе учебно-професснональной, является ее пристрастность, личная заинтересованность в достижении поставленной цели. Для выполнешм какого-нибудь действия одного умения недостаточно, надо еще желание н стремление достичь намеченной цели. Желание н стремление освоить определенный вид профессиональной деятельности на практическом занятии у студентов может возникнуть только тогда, когда они поймут значимость осваиваемого вида практической работы как необходимый н нужный элемент в будущей профессиональной деятельности, когда сама постановка цели задания активизирует познавательную деятельность студентов. Другими словами, сделать то нлн иное практическое занятие интересным - значит прежде всего "определить" на цели занятия потребности студента; создать у обучающихся интерес к изучаемой теме - значит раскрыть перед ннмн излагаемое содержание с точки зрения имеющихся у них потребностей, требований, ожиданий, возможностей, ценностных н профессиональных ориентаций, которые бы замкнулись на конкретном явлении, предмете, объекте исследования.

Если потребности, мотивы н цели мы считаем уровнями активного отношения студента к выполняемой нм познавательной деятельности, то интерес есть скорее форма выражения н проявления этих сторон мотивационной сферы. Чтобы возбудить интерес, писал Л.Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть обучающимся возможность нахождения цели (а точнее - целой системы целей в изучаемом материале). Интересный учебный предмет, отмечал он, это н есть учебный предмет, ставший "сферой целей" обучающихся в связи с тем нлн иным побуждающим его мотивом [7].

Интерес к профессии рождается по-разному. У одних он проявляется в доннстнтутскнй период, у других - в процессе учебы, у третьих - на работе. Но чем раньше проявляется интерес, тем лучше студент будет заниматься. Поэтому для профессионального становления целесообразно ранее проявление интереса. Развитию его способствует собственная деятельность студента, реализовать которую можно на практических занятиях, при участии в научных студенческих кружках, студенческих конференциях, в учебно-нсследова-тельской работе, на периодических дежурствах в больнице, при выезде на место происшествия, во

время исследований трупов. К тому же известно, что интерес стимулирует, активизирует многие психические процессы, способствуя проявлению готовности учиться, а затем трудиться в данной области. Познавательные и, в особенности, профессиональные интересы являются предпосылкой и основой развития способностей студентов, необходимых для успешного овладения будущей профессией.

Формирование познавательных интересов у студентов целесообразно начинать с вводного занятия. Здесь следует прежде всего показать, что в соответствии с процессуальными требованиями нашей страны каждый врач, вне зависимости от узкой специальности, может быть привлечен в качестве специалиста к участию в некоторых следственных действиях (осмотр трупа на месте происшествия, освидетельствование подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и др.), а также к проведению судебно-медицинской экспертизы. Так как судебная медицина и экспертиза играют большую роль при расследовании преступлений против здоровья и жизни людей, то выполнение обязанностей специалиста и эксперта является важным государственным долгом, что и должно определять глубокое сознание ответственности студентов при изучении теории и практики судебной медицины.

Изучая судебную медицину, студенты знакомятся с новым для них экспертным мышлением, в основе которого лежит логический компонент -оптимальная последовательность логических действий для выявления всех признаков, которые должны быть основой экспертных выводов, как диагноза, выставляемого лечащим врачом. Точно обоснованный диагноз врача приучает его к ответственности, в том числе за медицинский документ, который имеет большое юридическое значение.

Знакомясь с судебно-медицинской экспертизой, будущий врач познает значимость ее для повышения качества лечебной работы населению, для снижения заболеваемости и смертности и т.д. Он убеждается в ответственности за составление медицинской документации, на основе которой проводится экспертиза. Особо студентам подчеркиваются этнко-деонтологические стороны профессии врача, особенности врачебной деятельности, связанные с ответственностью медицинских работников за профессиональные правонарушения.

На последующих практических занятиях цикла (судебно-медицинская экспертиза трупа, тупая, острая и огнестрельная травма, определение тяжести вреда здоровью) внимание студентов акцентировалось на том, что от результатов вскрытия нередко зависят формирование версий деликта, тактические приемы обстоятельств происшествия, квалификация состава преступления и доказательства вины в преступных действиях. При не насильственной смерти установление причины смерти, выявление скрыто протекавших заболева-

ний имеет большое санитарно-профилактическое значение для органов здравоохранения. Знания о возможности возникновения различных видов повреждений при известных условиях, о морфологических особенностях ранений позволяют врачу спланировать соответствующий объем лечебных мероприятий. Студентам стоматологического факультета подчеркиваются важные возможности судебно-стоматологической экспертизы для идентификации личности, возраста, профессии по стоматологическому статусу.

Результаты анкетирования [1], проведенные среди выпускников 2-го ММИ, показали, что именно интерес к медицинской профессии определил поступление в медицинский вуз (94% на лечебном и 97% на педиатрическом факультете). 45% студентов часто пропускают занятия из-за отсутствия интереса к предмету, 86% респондентов чаще посещают интересующие их занятия [6].

Задача нашего исследования состояла в формировании повышенного интереса, направленной мотивации и профессиональной ориентации студентов лечебного факультета дневного отделения (леч.фак.), лечебного факультета вечернего отделения (леч.веч.фак.), медико-профилактического (мед.проф.фак.), педиатрического (пед.фак.) и стоматологического (стом.фак.) факультетов, проходящих циклы по судебной медицине в условиях традиционного учебного процесса.

Учитывая тот факт, что учебная деятельность студентов в основном ориентирована на социальную значимость специальности врача без четкого знания о характере будущей профессиональной деятельности, мы использовали методику по формированию познавательных интересов, разработанную Н.Н. Костюковым [4].

Исследование состояло из двух этапов: в начале цикла - констатирующего эксперимента (КЭ) и в конце его - формирующего эксперимента (ФЭ). В задачу КЭ и ФЭ входила проверка значимости для сознания студентов предмета судебной медицины в их будущей профессиональной деятельности, а также степени интереса к нему. Оценка значимости выделенных мотивов производилась по четырех бальной шкале. Для оценки степени интереса к предмету шкала имела следующие значения: 1 - интерес отсутствует; 2 - средний интерес; 3 - большой интерес; 4 - очень большой интерес. Аналогичная шкала была построена для оценки значимости предмета судебной медицины в профессиональной деятельности.

Эксперимент проводился в течение многих лет (1996-2002 гг.), в котором участвовали студенты леч.фака - 470 чел., леч.веч.фака. - 420, мед.проф. фака. - 375, пед.фака - 360, и стом.фака - 315 человек соответственно. Всего в эксперименте участвовало 1940 студентов.

Результаты формирования познавательного интереса и значимости его к профессиональной деятельности представлены в таблице 1.

Сопоставление данных, приведенных в таблице, показывает, что на этапе КЭ доминирующим

Таблица 2.

Сравнительные результаты констатирующего и формирующего экспериментов (М±т)

на различных факультетах

Мотивы положительного отношения к обучению

Факультет КЭ ФЭ

интерес значимость интерес значимость

Лечебный 2,26±0,03 2,25+0,03 3,28+0,03 3,48+0,05

Леч.вечерний 2,46+0,05 2,56+0,06 3,22+0,05 3,30+0,06

Мед.нрофилактич. 2,52+0,04 2,30+0,05 2,97+0,06 3,00+0,07

Педиатрический 2,41+0,06 2,43+0,06 3,08+0,07 3,15+0,06

Стоматологический 2,40+0,07 2,32+0,06 2,80+0,07 2,78+0,07

Примечание: КЭ - констатирующий эксперимент; ФЭ - формирующий эксперимент; Интерес - интерес к судебной медицине; Значимость - значимость судебной медицины в будущей профессиональной деятельности.

мотивом является интерес у студентов леч.фака., а значимость у студентов леч.фака но сравнению с другими факультетами. В ФЭ самые значимые показатели этих мотивов были у студентов леч.фака., причем превалирующим был мотив значимость но сравнению с интересом. Отмечается достоверное различие [р<0,001] в динамике параметров интереса и значимости в КЭ и ФЭ, причем наивыешего уровня они достигают в ФЭ среди студентов всех факультетов.

Негативное отношение, обнаруженное при формировании интереса и значимости (в общем) нашло свое выражение среди студентов мед.проф. фака в 17,8%, етом.фака - в 17,2%, нед.фака - в 14%, леч.фака - в 1,2%, леч.веч.фака - в 1,8% соответственно. И это вполне понятно и объяснимо, потому, что такому важному и сложному роду профессиональной деятельности, как правило, посвящают себя выпускники леч.фака.

Нашими исследованиями убедительно показано [9-13], что одним из основных моментов повышения эффективности учебного процесса, качества выпускаемого специалиста - медика, улучшения его практической подготовки является создание педагогически обоснованных управляющих средств и условий организации учебновоспитательного процесса, а также создание положительной мотивации обучения и условий ее формирования.

Формирование глубокого и устойчивого интереса к изучению судебной медицины - задача, решение которой требует специальных нсихоло-го-недагогичееких знаний. В связи с тем, что работ, посвященных формированию познавательных интересов у студентов в зависимости от различных способов управления учебным процессом

нет, нами проведен обучающий эксперимент с двумя группами студентов: экспериментальной

(Э) - 1920 чел., в которой использовали программированное обучение, программированный контроль в сочетании с традиционным обучением, и контрольный (К) - 1515 чел., где обучение производилось только но традиционной программе.

Используя метод анкетирования, студентам Э и К групп предлагали оценить значимость степени интереса и удобства при подготовке к занятию и его проведению. Оценку значимости выделенных мотивов проводили но методике Н.Н. Костюкова, указанной выше (табл.2).

Сопоставление данных 2 таблицы показывает, что рост величин мотивов в группе Э является статистически достоверным [р<0,001 ], так же как и падение их в группе К. Доминирующими мотивами обучения в группе Э были удобство в проведении и подготовке к занятию. Затем следовали второстепенные мотивы: интерес к проведению

занятия и интерес к самостоятельной деятельности. В группе К ведущими мотивами являлись удобство и интерес проведения занятия; менее значимыми мотивами оказались удобство и интерес при подготовке к занятию.

Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают эффективность предлагаемых способов направленного и планомерного формирования познавательных интересов у студентов, что в конечном счете дает возможность управлять их профессиональной ориентацией. Формирование познавательных интересов и профессиональной ориентации требует от преподавателя как целенаправленной отработки учебной деятельности обучающихся в единстве всех ее компонентов (лекции, практические занятия, вне-

Таблица 2.

Сравнительные результаты мотивационных образований при различных способах обучения (М±т)

на различных факультетах

Мотивы положительного отношения к обучению

Г руппа удобство проведения занятий удобство при подготовке к занятию интерес к проведению занятия интерес при подготовке к занятию

Э 3,48+0,048 3,42+0,049 3,25+0,046 3,10+0,060

К 2,37+0,086 2,28+0,079 2,30+0,058 1,9+0,038

Примечание: Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа.

стно-мотнвацнонную сферу студентов, позволяет преподавателю целенаправленно формировать и развивать познавательные и профессиональные интересы у них, раскрывать им социальную значимость выбранной профессии и определять цели ее деятельности.

аудиторная деятельность без непосредственного руководства преподавателя), так и специальных педагогических воздействий, адресованных к разным сторонам мотивационно-потребностной сферы студентов как условия повышения профессионального интереса. Создание управляющих средств и условий, воздействующих на потребно-

SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMING COGNITIVE INTEREST AND PROFESSIONAL ORIENTATION IN STUDENTS

N.F. Nedeljko, U.S. Isaev, U.V. Alekseev (Irkutsk State Medical University)

There have been presented the results of the experiments. The purpose of one experiment was to define significance of legal medicine for future professional activity as well as define the degree of interest to this subject in students of different faculties of Irkutsk State Medical University. The task of another experiment was to estimate significance of interest degree and comfort in preparing training and its carrying out.

Литература

1. Агабабова В.В. Изучение эффективности учебновоспитательного процесса в медицинском вузе методом анкетирования // Оптимизация учебного процесса в медицинском вузе. - М., 1980. - С.26-30.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. - М., 1991,- 207 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2002. - 336 с.

4. Костюков Н.Н. Методика формирования познавательного интереса у студентов медицинского пуза: Метод, рекомендации. - М., 1978. - 20 с.

5. Костюков Н.Н. Психолого-педагогические принципы активации и мотивации деятельности студентов на практических занятиях: Метод, рекомендации. -М„ 1980. - 32 с.

6. Лапшов В.А., Власова Е.В., Пономарева Н.П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) // Социологические исследования. - 1999. -№4,-С. 132-134.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.-421 с.

9. Неделько Н.Ф. Проскурин В.Н. Управлять познавательной деятельностью // Вестн. высш. школы. -1988. -№11. -С.43-44.

10. Неделько Н.Ф., Шилин А.В. Использование методических пособий управляющего типа для организации самостоятельной работы студентов // Суд. мед. эксперт. - 1990. - №3. - С.45-48.

11. Пашинян Г.А., Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н. О структуре и эффективности использования методических пособий управляющего типа // Суд. мед. эксперт. - 1998. - №3. - С.41-43.

12. Неделько Н.Ф., Проскурин В Н., Исаев Ю.С. и др. Некоторые психолого-педагогические аспекты организации и управления аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Суд. мед. эксперт. - 2000. - №2. - С.34-36.

13. Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н., Исаев Ю.С. и др. О некоторых аспектах психолого-педагогической организации управления самостоятельной работой студентов // Сиб. мед. журнал. - 2002. - №3. -С.94-98.

14. Основы педагогики и психологии высшей школы (Под ред. акад. АПН СССР А.В. Петровского. - М., 1986. - 303 с.

15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973. - 151 с.

16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975. - 53 с.

17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1999.-288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.