Научная статья на тему 'Некоторые проблемы совершенствования правоприменения как средства повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации'

Некоторые проблемы совершенствования правоприменения как средства повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / LEGAL ENFORCEMENT / ENFORCEMENT / ENFORCEMENT ACTIVITIES / COUNTER TERRORISM ACTIVITIES / TERRORISM / COUNTER-TERRORISM / STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонов Андрей Константинович

Рассмотрены некоторые современные проблемы правоприменительной деятельности в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации; предложены пути совершенствования правоприменения в Российской Федерации для повышения эффективности контртеррористической деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сафонов Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of improvement of law enforcement in combating terrorism in the Russian Federation

In this article the author considers certain modern problems of enforcement in the sphere of counterterrorism in the Russian Federation. The author suggests ways to improve enforcement in the Russian Federation for increase of efficiency of counterterrorist activity in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы совершенствования правоприменения как средства повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации»

УДК 340.12 ББК 67.0

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ САФОНОВ,

слушатель 2 факультета Академии управления МВД России, подполковник юстиции Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: nr3382@mail.ru

Рецензент: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат

юридических наук, доцент, полковник полиции Е.Ю. Степкин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматрены некоторые современные проблемы правоприменительной деятельности в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации; предложены пути совершенствования правоприменения в Российской Федерации для повышения эффективности контртеррористической деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: правореализация, правоприменение, правоприменительная деятельность, контртеррористическая деятельность, терроризм, противодействие терроризму, безопасность государства.

Annotation. In this article the author considers certain modern problems of enforcement in the sphere of counterterrorism in the Russian Federation. The author suggests ways to improve enforcement in the Russian Federation for increase of efficiency of counterterrorist activity in the Russian Federation.

Keywords: legal enforcement, enforcement, enforcement activities, counter terrorism activities, terrorism, counter-terrorism, state security.

Сегодня в Российской Федерации, правовая система которой ориентирована на стандарты правового государства, вопросы поиска эффективных инструментов и способов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов государства и общества становятся наиболее актуальными и социально необходимыми. Основные проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом лежат в плоскости правореализации, особенно в области властной деятельности компетентных органов государства по претворению норм права в жизнь — в правоприменительной деятельности. Вопросы правоприменения в сфере борьбы с терроризмом выступают в качестве практической проблемы, требующей научного изучения и анализа.

Как отмечает В.Д. Зорькин, «только системный анализ опыта правоприменения и правотворчества способен дать представление о наиболее острых точках конфликтов между создаваемыми нормами созна-

тельного, рационального порядка и укорененными в обществе нормами спонтанных порядков» [11, с. 22].

Правоприменительная деятельность, как и другие формы реализации права, является необходимым элементом правового регулирования общественных отношений. Государство в лице его органов, наряду с организацией порядка регулирования общественных отношений через правотворчество, также практически воздействуют на данные отношения в правоприменительной форме реализации функций государства в соответствии с издаваемыми государством правовыми актами.

По утверждению М.А. Бухтеревой, «правоприменительная форма реализации государственных функций представляет собой деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания применительных актов» [9, с. 44].

Интересной является точка зрения А.Н. Маскае-ва, который утверждает, что правоприменение пред-

ставляет собой «организующую властную подзаконную деятельность, которая носит творческий характер, отличается повышенной социальной значимостью, оказывает активное воздействие на общественные отношения (в том числе воспитательное), формирует общественное мнение о работе властных структур» [10, с. 11].

В правоприменительной форме реализации права проявляется, прежде всего, управленческая (исполнительная) деятельность государства, представляющая собой повседневную властную исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению государственных функций посредством издания актов применения норм права, которые являются основанием для возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. В результате данной деятельности государства в лице его уполномоченных органов осуществляется процесс преобразования правовых предписаний для конкретной ситуации в определенные государственно-властные веления.

В рамках правоприменительной деятельности для упорядочения общественных отношений, качественного их регулирования, установления организационных начал взаимодействия между различными субъектами общественных отношений государство этими полномочиями наделяет специальные органы: юридические органы (прокуратура, суд, органы полиции и др.), иные государственные органы (различные органы власти и управления, администрация предприятий и учреждений и др.). Кроме этого, в предусмотренных законом случаях в число субъектов правоприменительной деятельности могут входить и негосударственные органы (общественные объединения и организации, образовательные учреждения и др.). Применение права выступает в качестве одной из важнейших правовых форм осуществления государственных функций и выступает одной из форм деятельности государства в лице своих компетентных органов, выступающих в этой деятельности от имени государства.

Важнейшую роль в правоприменительной деятельности сегодня играют судебные органы, осуществляющие функцию правосудия в нашем государстве.

В соответствии п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2] вступившие в законную силу постановления федеральных

судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что правоприменительная практика судов различной юрисдикции представляет собой наиболее эффективный механизм обеспечения и защиты прав граждан в случае принятия или издания нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ (действующему законодательству) или ущемляющего права человека и гражданина. Только судебные органы в данной ситуации могут отменить противоречащий Конституции РФ или действующему федеральному законодательству нормативный правовой акт, восстановив тем самым нарушенную социальную справедливость в обществе. В этом то и заключается важнейшее значение эффективного правоприменения в процессе правового регулирования общественных отношений.

Согласно требованиям Гражданско-процессуального кодекса РФ (ст. 392) определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, является сегодня одним из оснований для пересмотра судебного постановления, вступившего в законную силу, в порядке надзора [3]. Этот факт также свидетельствует об огромной значимости судебной практики для достижения социальной справедливости и эффективной правоприменительной деятельности в процессе регулирования общественных отношений.

Среди органов исполнительной власти одним из важнейших субъектов борьбы с терроризмом сегодня является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Анализируя задачи и функции, выполняемые органами внутренних дел, необходимо отметить, что практически все их подразделения участвуют в той или иной степени в реализации государственной функции по противодействию терроризму посредством административной деятельности. Эта деятельность имеет подзаконный государственно-правовой характер, т.е. осуществляется от

имени государства на основании и во исполнение законов, и дает возможность органам внутренних дел применять меры государственного принуждения, что в условиях правового режима нередко является необходимым.

Следует отметить, что административная деятельность органов внутренних дел в условиях правового режима контртеррористической операции характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, органы внутренних дел являются специальными органами государства, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение общественной безопасности и поддержание должного уровня общественного порядка. Во-вторых, осуществляемая органами внутренних дел деятельность по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности направлена на неограниченный круг лиц, проживающих на территории правового режима. В-третьих, сотрудники ОВД, пресекая и предупреждая преступления или правонарушения в условиях правового режима контртеррористической операции, обеспечивают тем самым защиту прав и свобод членов общества.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [4] к числу важнейших задач полиции относится, в частности, участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции. Кроме того, этим же законодательным актом полиции предписано принимать участие в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан. При этом следует отметить, что в связи с передачей части полномочий войскам национальной гвардии РФ, ранее выполняемая МВД России задача по проведению экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов с изданием Указа Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» [7] отошла к вновь созданной структуре — Росгвардии РФ.

Среди подразделений органов внутренних дел ведущую роль в предупреждении преступлений террористической направленности играют оперативные подразделения системы МВД России, которые в рамках своей компетенции, имеют возможность получить важную оперативную информацию для при-

нятия предупредительных мер воздействия с целью недопущения террористического акта. Важной задачей этих подразделений на стадии подготовки к совершению акта терроризма является принятие исчерпывающего комплекса мер оперативного и следственного характера для недопущения совершения террористического акта, задержания и привлечения к ответственности лица, намеревавшего его совершить.

Головным оперативным подразделением в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму в системе МВД России является Главное управление по противодействию экстремизму (ГУПЭ МВД России), которое в пределах своей компетенции осуществляет функции по выработке и осуществлению государственной политики, нормативному правовому регулированию и правоприменению в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму.

Основными задачами ГУПЭ МВД России являются: противодействие экстремистской деятельности и терроризму; организация взаимодействия подразделений МВД России с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти по противодействию терроризму; координация деятельности территориальных органов МВД России, оказание им практической помощи по вопросам своей деятельности [12].

В структуре территориальных органов МВД России действуют также структурные оперативные подразделения по противодействию экстремизму и терроризму управомоченные приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-разыскной деятельности в системе МВД России» [8] осуществлять оперативно-разыскную деятельность в сфере своей деятельности, и обладающие всеми полномочиями, закрепленными Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» [5].

Следует отметить, что с образованием в 2016 г. войск национальной гвардии Российской Федерации как государственной военной организации, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, большая часть задач по противодействию терроризму перешла от МВД России именно к этой структуре, однако, до настоящего времени полномочий по осуществлению оперативно-ра-

зыскной деятельности структурным подразделениям войск национальной гвардии на законодательном уровне не передано.

По мнению автора, представляется необходимым для качественного и эффективного выполнения задач по борьбе с терроризмом структурным подразделениям войск национальной гвардии РФ на законодательном уровне предоставить полномочия по осуществлению оперативно-разыскных мероприятий по борьбе с терроризмом. Для этого необходимо ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [6] дополнить пунктом следующего содержания «полномочия по осуществлению оперативно-разыскных мероприятий с целью борьбы с терроризмом и экстремизмом». Кроме того, в связи с передачей части выполняемых функций по противодействию терроризму от МВД России к Росгвардии РФ и, учитывая важность и огромную значимость задачи по борьбе с терроризмом, наличие сил и средств для этого, целесообразно в составе центрального аппарата Росгвардии РФ и ее территориальных органов создать специализированные структурные подразделения по борьбе с терроризмом и экстремизмом с предоставлением им полномочий по осуществлению оперативно-разыскной деятельности.

Важнейшими особенностями правоприменительной деятельности сегодня можно считать ее обоснованный, законный, справедливый и целесообразный характер. Законность в деятельности субъекта правоприменения означает строгое подчинение данной деятельности и ее субъектов требованиям закона. Принцип обоснованности подразумевает полное выявление, анализ и изучение всех имеющихся материалов на основе достоверных фактов. Справедливый характер правоприменения означает реализацию данной деятельности в интересах всего общества, а не какого-либо субъекта правоотношений. И, наконец, целесообразность применения права выражается в принятии правоприменительных актов, соответствующих конкретной жизненной ситуации и определенным условиям обстановки при условии соответствия нормам закона.

Эффективность правоприменительной деятельности ее субъектов имеет особенно важное значение в реализации государственной политики противодействия терроризму, достижении результатов по надлежащему обеспечению безопасности общества и

государства от террористических угроз. При этом главной целью правоприменения в данной сфере общественных отношений выступает правильное и адекватное действие правовых норм, а также создание благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и обеспечения интересов государства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2014. № 6. Ст. 551.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2016 г. № 438-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7487.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4238.

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2016. № 28. Ст. 4558.

6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4159.

7. Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 41. Ст. 5802.

8. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 (в ред. от 4 августа 2016 г. № 452) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // Рос. газ. 2012. 3 авг.; URL: http://www.pravo.gov.ru

9. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

10. Маскаев А.Н. Правоприменительная деятельность исполнительной власти (вопросы теории): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008.

11. ЗорькинВ.Д. Правоприменение как стратегическая проблема // Право и правоприменение в России: междисциплинарные исследования / Под ред. В.В. Волкова. М., 2011.

12. Основные задачи Главного управления по противодействию экстремизму МВД России // URL: https://мвд.рф/mvd/ structure 1/Glavnie_upravlenij a/ Gla vnoe_upravlenie_po_protivodejstviju_j

References

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vse-narodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dekabria 2008 g. № 6-FKZ, ot 30 dekabria 2008 g. № 7-FKZ, ot 5 fevralia 2014 g. № 2-FKZ, ot 21 iiulia 2014 g. № 11-FKZ) // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.

2. Federalnyi konstitutsionnyi zakon ot 31 dekabria 1996 g. № 1-FKZ (red. ot 5 fevralia 2014 g. № 4-FKZ) «O sudebnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii» // SZ RF. 1997. № 1. St. 1; 2014. № 6. St. 551.

3. Grazhdanskii protsessualnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 14 noiabria 2002 g. № 138-FZ (v red. ot 19 dekabria 2016 g. № 438-FZ) // SZ RF. 2002. № 46. St. 4532; 2016. № 52 (ch. V). St. 7487.

4. Federalnyi zakon ot 7 fevralia 2011 g. № 3-FZ (v red. ot 3 iiulia 2016 g. № 305-FZ) «O politsii» // SZ RF. 2011. № 7. St. 900; 2016. № 27 (ch. II). St. 4238.

5. Federalnyi zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ (v red. ot 6 iiulia 2016 g. № 374-FZ) «Ob operativno-rozysknoi deiatelnosti» // SZ RF. 1995. № 33. St. 3349; 2016. № 28. St. 4558.

6. Federalnyi zakon ot 3 iiulia 2016 g. № 226-FZ «O voiskakh natsionalnoi gvardii Rossiiskoi Federatsii» // SZ RF. 2016. № 27 (ch. II). St. 4159.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 30 sentiabria 2016 g. № 510 «O Federalnoi sluzhbe voisk natsionalnoi gvardii Rossiiskoi Federatsii» // SZ RF. 2016. № 41. St. 5802.

8. Prikaz MVD Rossii ot 19 iiunia 2012 g. № 608 (v red. ot 4 avgusta 2016 g. № 452) «O nekotorykh vopro-sakh organizatsii operativno-rozysknoi deiatelnosti v sisteme MVD Rossii» // Ros. gaz. 2012. 3 avg.; URL: http://www.pravo .gov.ru

9. Bukhtereva M.A. Formy realizatsii funktsii go-sudarstva: Diss. ... kand. iurid. nauk. M., 2002.

10. MaskaevA.N. Pravoprimenitelnaia deiatelnost ispolnitelnoi vlasti (voprosy teorii): Diss. . kand. iurid. nauk. M., 2008.

11. Zorkin V.D. Pravoprimenenie kak strategiches-kaia problema // Pravo i pravoprimenenie v Rossii: mezhdistsiplinarnye issledovaniia / Pod red. V.V. Vol-kova. M., 2011.

12. Osnovnye zadachi Glavnogo upravleniia po protivodeistviiu ekstremizmu MVD Rossii // URL: https://mvd.rf/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Gla vnoe_upravlenie_po_protivodejstviju_j

В.И. ЯКУНИН С.Г. КАРА-МУРЗА В.Э. БАГДАСАРЯН В.И. КУЛИКОВ

Актуальные проблемы

государственной политики

Актуальные проблемы государственной политики: Учебник для студентов вузов / [В.И. Якунин и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим ка-тего-риям и понятиям на примере богатого исторического и социологического ма-териала. Особое внимание уделяется цивилизационным аспектам формирова-ния государственной политики.

Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.