Юридические науки
УДК 34 +351/354
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА КАК СУБЪЕКТ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕСТО, РОЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕВЕНЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
Е. А. Вызулин, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия) e-mail: [email protected]
Аннотация. Целью данной статьи является определение места и роли органов внутренних дел в осуществлении противодействия террористической деятельности и основных направлений предупреждения террористических угроз в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.
Ключевые слова: международный терроризм, органы внутренних дел, контртеррористическая деятельность, предупреждение
Последовательно, безоговорочно и решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, совершаемый кем бы, где бы то и с какой бы то ни было целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. Принять незамедлительные меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, и в частности: рассмотреть вопрос о присоединении без промедления в качестве сторон к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и осуществлять их и приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме; признать, что международное сотрудничество и любые меры, которые мы примем для предотвращения терроризма и борьбы с ним, должны обеспечивать соблюдение всех наших обязательств по международному праву, в том числе по Уставу Организации Объединенных Наций и соответствующим международным конвенциям и протоколам, в частности в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права [3].
Актуальность проблем борьбы с террористической деятельностью неоспорима и признана мировым сообществом. Российская Федерация принимает участие в международном антитеррористическом сотрудничестве в глобальном и региональном масштабах, занимая лидирующие позиции, и являясь инициатором многих инициатив.
Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в статье 15 опосредованно перечислены субъекты контртеррористической деятельности, а именно: «подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения
федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [2].
Органы внутренних дел Российской Федерации занимают одно из ведущих мест в контртеррористической деятельности и это невозможно недооценить, с учетом огромного объема работы по данному направлению деятельности. Роль органов внутренних дел наиважнейшая в борьбе с терроризмом. Нет смысла, называть отдельные подразделения и службы в структуре МВД России на различных уровнях и каков их вклад в контртеррористическую деятельность, так как, с учетом масштаба угрозы, каждый выполняет свою часть работы, по противодействию терроризму, решая общую задачу. С учетом системного подхода, который существует при контртеррористической деятельности, он реализуется по направлениям в полном объеме или частично (что, кстати, необходимо нивелировать) можно вести речь об основных направлениях деятельности в этой области со стороны государственных органов по поддержанию правопорядка (полиции).
1. Борьба, как с отдельными террористами, так и с террористическими сетями и организациями. В Российской Федерации согласно, Единого федерального списка. При этом обязательно учитывать тенденции в мировой практике борьбы с террористическими организациями и динамично, оперативно реагировать на складывающуюся общую обстановку террористических угроз.
2. Противодействие идеологии терроризма. Пропаганда общегражданской идеологии, которая сплачивает представителей различных социальных групп населения [1].
3. Информационная координация деятельности отдельных федеральных ведомств, с правоохранительными органами в части своевременного учета результатов оперативно-разыскной деятельности по фактам распространения идей терроризма, выявления нарушений законодательства в этой сфере, в том числе со стороны средств массовой информации и сайтов в глобальной телекоммуникационной сети Интернет, оправдывающих терроризм.
4. Комплексное противодействие терроризму со стороны как государственных, так и негосударственных структур, осуществляемое во взаимодействии. При этом роль государственных органов исполнительной власти, в первую очередь правоохранительных, должна быть главенствующей, и именно они должны направлять деятельность негосударственных организаций в антитеррористической сфере.
5. Четкое выполнение законодательства в сфере борьбы с терроризмом (при условии существования законодательной регламентации данного направления деятельности), а также их дальнейшее совершенствование, в том числе с законодательной инициативой.
6. Меры по профилактике терроризма, непосредственно борьбы с терроризмом, а также минимизация последствий террористической деятельности.
7. Всеобъемлющее сотрудничество полиции России с коллегами зарубежных стран по вопросам борьбы с терроризмом. Вне зависимости от геополитических, политических, экономических и различного другого рода разногласий.
8. Реализация контрольных и надзорных функций за ходом выполнения превентивных мер по борьбе с терроризмом, развитием обстановки в зонах напряженности и возможного возникновения очагов терроризма с целью принятия мер по недопущению террористических актов.
9. Устранение причин и условий проявления терроризма в России, постоянный мониторинг и стабилизация социально-экономической обстановки в стране, политические компромиссы, комплексное решение проблем возникающих на этнической и национальной почве.
Исходя из всего вышесказанного, было бы целесообразным вновь поднять вопрос о принятии отдельного законодательного акта на федеральном уровне, касающегося вопросов профилактики в целом, также предупреждения террористической деятельности в частности, с отражением субъектов профилактической деятельности и разграничения их полномочий.
Государственные органы по поддержанию правопорядка находятся в первых рядах по защите государства, личности, общества в целом и решают множество сложнейших задач по противодействию террористической угрозе, которая в настоящий текущий момент в мире является актуальнейшей. Понимание решения данной проблемы никто в мировом сообществе не отрицает. Возможность же ее решения лежит в плоскости общих усилий, на национальном уровне всех органов государственной власти [4], общественных организаций и объединений, непосредственно граждан [5], на глобальном уровне при всестороннем взаимодействии всех государств, межгосударственных структур, транснациональных компаний, корпораций, всего мирового сообщества.
Только всеобщее неприятие терроризма и террористической деятельности принесет положительный эффект в борьбе с этим злом.
Литература:
1. Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования // Педагогика и просвещение. — 2014. - № 3. - С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.13676
2. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 10 марта.
3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2006 года 60/288. Глобальная контртеррористическая стратегия. [Электронный ресурс] Организации Объединенных Наций A/RES/60/288. URL: http://www.un.org/ (дата обращения: 17.09.2015).
4. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в
Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук. - Нижний Новгород, 2013. - 154 с.
5. Хусяинов Т.М. Особое значение гражданской социализации студенческой молодёжи для современного общества // Патриотизм - основа мужества и героизма: материалы научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов (Нижний Новгород, 25 апреля 2014 г.): тезисы сообщений / отв.ред. И.А. Треушников, С.В. Клементьева. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. - С. 107-110.
Vyzulin Е. A. Gosudarstvennye organy ро podderzhaniju pravoporjadka как sub#ekt kontr terroristicheskoj яр dejatel'nosti: mesto, rol', napravlenija prevencii terroristicheskih ugroz/ E. A. Vyzulin //Nauka. Mysl'. - № 2. - 2015.
© Е. А. Вызулин, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The purpose of this article is to define the place and role of Internal Affairs of Russia in the implementation of counter-terrorist activities and main directions of prevention of terrorist threats in accordance with national legislation of the Russian Federation.
Keywords: international terrorism, police, counter terrorism, prevention
.— • — Сведения об авторах
Евгений Александрович Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородская
академия МВД России, г. Нижний Новгород.
— • —
Подписано в печать 20.08.2015.
© Наука. Мысль, 2015.