УДК 343
ББК 67.99(2)116.31
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
РОМАН ВИКТОРОВИЧ КОНДРАШЕЧКИН,
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: rkafedra@bk.ru
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В работе исследуются различные подходы к понятию международного терроризма. Проводится анализ российского и международного законодательства по борьбе с терроризмом. Рассматриваются международные террористические организации, которые на основании решений Верховного суда Российской Федерации признаны террористическими и деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации. Автором исследуются вопросы совершенствования действующего Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Высказываются предложения по дополнению ст. 2 ФЗ «Об ОРД» отдельными положениями, направленными на оптимизации действующего оперативно-разыскного законодательства, а также по подготовке сотрудников оперативных подразделений МВД России в целях повышения эффективности противодействия международным террористическим организациям.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, международный терроризм, оперативно-разыскная деятельность, оперативные подразделения.
Annotation. The article analyzes various approaches to the notion of international terrorism. The author reviews both national and international counter-terrorism legislation and indicates international enterprises that are found to be terrorist and prohibited in the Russian Federation by the ruling of the Supreme Court of the Russian Federation. He also brings up the issue of improving current Federal Investigation Law No. 144-FZ as of August 12, 1995, and suggests that Article 2 of the above law should be completed with certain provisions aimed at the enhancement of the existing investigation laws, and that field agents of the Ministry of Internal Affairs of Russia should undergo enhanced training in order to more effectively deal with international terrorist enterprises.
Keywords: extremism, terrorism, international terrorism, investigation, field unit.
На современном этапе развития цивилизации появилась новая угроза — международный терроризм, которая стала глобальной проблемой всего мирового сообщества. Осложнение международной обстановки играет на руку преступникам международных террористических организаций. Противодействие международным террористическим угрозам в настоящее время становится
одной из приоритетных задач государства по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
В ежегодном обращении к депутатам Федерального собрания Российской Федерации Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, которое состоялось 3 декабря 2015 г., говорится: «Россия уже давно находится на переднем
рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации.
Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма. Россия столкнулась с ней в середине 90-х гг., и наша страна, ее граждане испытали жестокие террористические атаки. Мы помним захваты заложников в Буденновске, Беслане, в Москве, безжалостные взрывы жилых домов, крушение поезда «Невский экспресс», теракты в столичном метро и в аэропорту Домодедово.
Эти трагедии унесли тысячи жизней. Это горе, которое навсегда с нами, со страной, с родными и близкими безвинно погибших людей.
Потребовалось почти десять лет, чтобы переломить хребет бандитам. Мы практически выдавили террористов из России, но до сих пор ведем непримиримую борьбу с остатками бандподполья. Но это зло до сих пор дает о себе знать. Два года назад совершены теракты в Волгограде. Совсем недавно взорван российский гражданский самолет над Си-наем...»[8].
«Международным терроризмом развязана открытая компания в целях дестабилизации ситуации в России, уровень которого достиг таких пределов, что стало реально угрожать национальной безопасности нашей страны» [9].
Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь.
Международное сообщество, осознавая опасность терроризма и стремясь выработать эффективные меры по его предупреждению, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций, например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников [1], Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом [2], Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [3], Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [4], Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма [5] и др. В
международных документах указывается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера, а лица, виновные в совершении актов терроризма и других предусмотренных указанными конвенциями преступлений, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом и им следует назначать наказание с учетом тяжести совершенных преступлений. Наряду с этим, меры по предупреждению или пресечению таких преступлений должны приниматься при соблюдении верховенства закона и демократических ценностей, прав человека и основных свобод, а также других положений международного права.
Термин «международный терроризм» появился в начале 60-х гг. ХХ в. [7, с. 56]. Данное понятие рассматривалось на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 г., однако выработать его критерии так и не удалось.
В 1973 г., американскими учеными был подготовлен «Трактат по международному уголовному праву», в соответствии с которым терроризм является международным преступлением, угрожающим человеческому спокойствию и безопасности, оскорбляющим всеобщую совесть и наносящим ущерб человеческому достоинству [12, с. 73]. На наш взгляд, данное определение международного терроризма также несовершенно.
В Словаре международного права 1999 г. международный терроризм рассматривается как «совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами».
Известные российские ученые, например И.И. Карпец, С.А. Солодовников, при рассмотрении понятия «международный терроризм» выделяют такой признак международного терроризма, как организованная деятельность (организованная преступность) [13, с. 44]. По мнению Л.А. Моджоряна, «терроризм представляет собой преступление меж-
дународного характера, затрагивающее интересы двух и более государств или нарушающее международный правопорядок».
Террористический акт можно квалифицировать как преступление международного характера, когда террорист и лица, страдающие от террористического акта, являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств; террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; подготовка к террористическому акту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом; совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче [11, с. 28].
Е.Г. Ляхов предлагает такое определение: «незаконное и преднамеренное совершение лицом (группой лиц) на территории государства насильственного акта в отношении пользующихся защитой, согласно международному праву, иностранных государственных или международных органов или учреждений, и (или) их персонала, средств международного транспорта и связи, других иностранных или международных объектов; организованное или поощренное иностранным государством на территории данного государства незаконное и преднамеренное совершение лицом (группой лиц) насильственного акта в отношении национальных государственных органов или общественных учреждений, национальных политических и общественных деятелей, населения или иных объектов целях изменения государственного и общественного строя, провокации международных конфликтов и войны».
Как мы видим, мнения ученых в определении международного терроризма разделились, при этом наблюдается значительное расхождение и в понимании его характера. Вместе с тем очевидно, что большинство исследователей отмечают особую опасность актов международного терроризма для межгосударственных отношений и международного правопорядка. Существующая дефиниция терроризма и международного терроризма в частности не дает полного и четкого представления о нем как о международном уголовно-наказуемом деянии, не раскрывает всех возможных призна-
ков общественно-опасного деяния. На наш взгляд, данная проблема вызывает определенные трудности в борьбе и противодействию международному терроризму. Считаем, что в настоящее время как никогда назрела необходимость унификации правовой основы законодательства, в том числе в сфере оперативно-разыскной деятельности, с целью организации эффективной борьбы с международным терроризмом.
Очевиден и тот факт, что современный международный терроризм является исламским. В качестве примера приведем единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:
• Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа;
• Конгресс народов Ичкерии и Дагестана;
• База (Аль-Каида);
• Асбат аль-Ансар;
• Священная война (Аль-Джихад или Египетский исламский джихад);
• Исламская группа (Аль-Гамаа аль-Исламия);
• Братья-мусульмане (Аль-Ихван аль-Муслимун);
• Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами);
• Лашкар-и-Тайба;
• Исламская группа (Джамаат-и-Ислами);
• Движение Талибан;
• Исламская партия Туркестана (бывшее Исламское движение Узбекистана);
• Общество социальных реформ (Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи);
• Общество возрождения исламского наследия (Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами);
• Дом двух святых (Аль-Харамейн). Решением Верховного суда Российской Федерации от 2 июня 2006 г. признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:
• Джунд аш-Шам;
• Исламский джихад — Джамаат моджахедов.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:
• Аль-Каида в странах исламского Магриба (прежнее название — Салафистская группа проповеди и джихада).
Решением Верховного суда Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:
• Имарат Кавказ.
Решением Московского городского суда от 28 июня 2013 г. № 3-67/2013 признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:
• Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО).
Решением Верховного суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № АКПИ14-1424С признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций:
• Исламское государство (Исламское Государство Ирака и Сирии, Исламское Государство Ирака и Леванта, Исламское Государство Ирака и Шама);
• Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам (Фронт поддержки Великой Сирии).
В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации [6], общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный
кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 360.
В целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного суда Российской Федерации в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о террористическом акте (ст. 205 УК РФ), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК РФ), об организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем (ст. 208 УК РФ), разъясняет порядок правоприменительной практики по данным составам уголовных преступлений.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» представляет собой основополагающий нормативный правовой акт, который устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Основой выступает воздействие, оказываемое посредством противоправных действий (насильственных актов). Таким образом, квалифицирующим признаком терроризма выступает определенная идеология и соответствующая ей практика [10, с.10]. Устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
В ст. 4 рассматриваемого закона раскрываются основы международного сотрудничества России в области борьбы с терроризмом и предусматрива-
ется, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, Российская Федерация преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами, составляющими основу деятельности оперативных подразделений МВД России по борьбе и противодействию терроризму, также являются: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, Федеральный закон «О полиции» (в соответствии с п. 17 ст. 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов), Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (который определяет перечень сведений в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты), Указ Президента Российской Федерации «О
порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей», и др.
В ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи оперативно-разыскной деятельности, возложенные на оперативные подразделения МВД России, одной из которых является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. На наш взгляд, с учетом общественной опасности преступлений террористического характера, большим общественным и межгосударственным резонансом, определенными трудностями в раскрытии преступлений ст. 2 необходимо дополнить п. 5 следующего содержания: задачей оперативно-разыскной деятельности является выявление и пресечение актов терроризма, защита личности, общества и государства от терроризма путем выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с террористической деятельностью, а также незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также розыск лиц, совершивших преступления террористической направленности, где бы они не находились.
Указанный пробел в законодательстве затрудняет использование возможностей и результатов оперативно-разыскной деятельности в установлении и нейтрализации лиц, подготавливающих и осуществляющих террористические акты, а также лиц, осуществляющих вербовку граждан, проживающих на территории Российской Федерации, с целью их дальнейшего привлечения в качестве боевиков и
террористов-смертников для совершения преступлений как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах.
Любая профессиональная деятельность требует качественной подготовки кадров. Важной составляющей работы оперативных подразделений МВД России, направленных на противодействие преступлениям, связанным с терроризмом, в том числе международным, является профессиональная подготовка оперативных сотрудников. Для своевременного выявления и раскрытия преступлений террористической направленности сотрудник оперативного подразделения должен иметь специальную подготовку, включающую различные элементы, одним из которых является знание языков стран Ближнего Востока и бывших республик СССР С учетом того что современный международный терроризм базируется на религиозной почве и зачастую является исламским, как это преподносят сами террористы, в рамках подготовки сотрудников оперативных подразделений МВД России необходимо предусмотреть специальные курсы по изучению иностранных языков. Также есть необходимость в разработке словарей и разговорников для их использования оперативными сотрудниками с целью совершенствования разговорного языка и умения общения. Данные курсы следует включить в обязательные рабочие учебные программы учебных заведений МВД России наряду с изучением английского и немецкого языка. А также обеспечить подготовку и переподготовку сотрудников оперативных подразделений в рамках курсов повышения квалификации.
Как нам представляется, в целях повышения профессиональной квалификации сотрудников оперативных подразделений МВД России, осуществляющих деятельность в сфере противодействия терроризму и международному терроризму в частности, необходимо использовать гибкую систему подготовки профессиональных кадров органов внутренних дел, своевременно реагировать на меняющуюся оперативную обстановку и в новых условиях готовить сотрудников оперативных подразделений МВД России по противодействию международному терроризму.
Противодействие международному терроризму является важной общегосударственной задачей,
решение которой должны обеспечивать все институты исполнительной государственной власти, в первую очередь это относится к оперативным подразделениям МВД России и другим силовым структурам.
Литература
1. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. Конвенция была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 34/146 от 17 декабря 1979 г. (по состоянию на 1 ноября 2001 г.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт ООН. Режим доступа: www.un.org.
2. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Конвенция принята в Нью-Йорке на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ООН. Режим доступа: www.un.org.
3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.
4. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом подписана Президентом Российской Федерации 15 июня 2001 г. в ходе встречи глав государств Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Китайской Народной Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в г. Шанхае (Китай).
5. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) ETS N 196. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ООН. Режим доступа: www.un.org.
6. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
7. Возжеников А.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М.:
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2005.
8. Ежегодное обращение к депутатам Федерального собрания Российской Федерации Президента Российской Федерации В.В. Путина // Российская газета. 4 декабря 2015 г.
9. Кикоть В.Я. Борьба с терроризмом — первоочередная задача органов внутренних дел // Проблемы совершенствования взаимодействия органов внутренних дел в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Тезисы научно-практической конференции. М.: ВНИИИ МВД России, 2003.
10. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму» (постатейный) // С.И. Гирько. М.Ю. Воронин, М.В. Назаркин, А.Р. Попченко, С.Н. Мешалкин. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2007.
11. Маджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М., 1983.
12. Панов В.П. Международное уголовное право: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 1997.
13. Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
References
1. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s zakhvatom zalozhnikov. Konventsiya byla utverzhdena rezolyutsiei General'noi Assamblei Organizatsii Ob»edinennykh Natsii 34/146 ot 17 dekabrya 1979 g. (po sostoyaniyu na 1 noyabrya 2001 g.) [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait OON. Rezhim dostupa: www. un.org.
2. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor>be s bombovym terrorizmom. Konventsiya prinyata v N>yu-Iorke na 52-i sessii General>noi Assamblei Organizatsii Ob»edinennykh Natsii 15 dekabrya 1997 goda. [Elektronnyi resurs]: Ofitsial>nyi sait OON. Rezhim dostupa: www.un.org.
3. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor>be s finansirovaniem terrorizma. (Zaklyuchena v g. N>yu-Iorke 09.12.1999) // Byulleten> mezhdunarodnykh dogovorov. 2003. № 5.
4. Shankhaiskaya konventsiya o bor>be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom podpisana
Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 15 iyunya 2001 goda v khode vstrechi glav gosudarstv Rossiiskoi Federatsii, Respubliki Kazakhstan, Kirgizskoi Respubliki, Kitaiskoi Narodnoi Respubliki, Respubliki Tadzhikistan i Respubliki Uzbekistan v g. Shankhae (Kitai).
5. Konventsiya Soveta Evropy o preduprezhdenii terrorizma (Varshava, 16 maya 2005 g.) ETS N 196. [Elektronnyi resurs]: Ofitsial>nyi sait OON. Rezhim dostupa: www.un.org.
6. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami Rossiiskoi Federatsii o popravkakh k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. pravo.gov.ru.
7. Vozzhenikov A.V. Mezhdunarodnyi terrorizm: bor>ba za geopoliticheskoe gospodstvo. M.: Rossiiskaya akademiya gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2005.
8. Ezhegodnoe obrashchenie k deputatam Federal>nogo sobraniya Rossiiskoi Federatsii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii V.V. Putina // Rossiiskaya gazeta. 4 dekabrya 2015 g.
9. Kikot> V.Ya. Bor>ba s terrorizmom — pervoocherednaya zadacha organov vnutrennikh del // Problemy sovershenstvovaniya vzaimodeistviya organov vnutrennikh del v sfere bor'by s terrorizmom, nezakonnym oborotom oruzhiya, boepripasov, vzryvchatykh veshchestv i vzryvnykh ustroistv: Tezisy nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: VNIII MVD Rossii, 2003.
10. Kommentarii k Federal>nomu zakonu «O protivodeistvii terrorizmu» (postateinyi) // S.I. Gir>ko. M.Yu. Voronin, M.V. Nazarkin, A.R. Popchenko, S.N. Meshalkin. M.: ZAO Yustitsinform, 2007.
11. Madzhoryan L.A. Terrorizm: pravda i vymysel. M., 1983.
12. Panov V.P. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: Uchebnoe posobie. M.: INFRA, 1997.
13. Solodovnikov S.A. Terrorizm i organizovannaya prestupnost>: Monografiya. M.: YuNITI-DANA, 2007.