Научная статья на тему 'Некоторые проблемы и возможности их решения с целью повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности'

Некоторые проблемы и возможности их решения с целью повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / BUSINESS / THE TAXATION / THE STATE SUPPORT / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нахушев В. Ш., Психомахов Х. М., Бишенов А. А.

В статье рассмотрены некоторые проблемы и их решения с целью повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems and their possible solutions to improve the competitiveness of business

In article some problems and their decisions for the purpose of increase of competitiveness of enterprise activity are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы и возможности их решения с целью повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАХУШЕВ В.Ш.,

доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

e-mail: [email protected];

ПСИХОМАХОВ Х.М.,

доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

e-mail: [email protected];

БИШЕНОВ А.А.,

доктор экономических наук, профессор, Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены некоторые проблемы и их решения с целью повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство; налогообложение; государственная поддержка; конкурентная среда.

In article some problems and their decisions for the purpose of increase of competitiveness of enterprise activity are considered.

Keywords: business; the taxation; the state support; the competitive environment.

Коды классификатора JEL: L26.

Мировой опыт стимулирования малого предпринимательства позволяет заключить, что из всех факторов развития малого предпринимательства приоритетными являются те, которые определяет внешняя среда [1]. В этой связи, возрастает роль государства в процессе формирования адекватных внешних условий, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие малого предпринимательства как элемента национального воспроизводства.

Стабилизация предпринимательской среды, как основы развития малого предпринимательства в региональном масштабе, предполагает наличие непротиворечивой правовой базы, системы решения организационноадминистративных вопросов и эффективного контроля за состоянием внешних факторов, обусловливающих деятельность малых предприятий.

По рейтингу важнейших проблем, препятствующих быстрой адаптации малых предприятий к условиям внешней среды, ведущую роль занимают финансовые ограничения. Согласно рейтинговой шкале, составленной по данным лаборатории функционально-стоимостного анализа при КБГСХА, в 2000-е гг. 70-80% всех опрошенных предпринимателей в области малого бизнеса сталкивались с проблемой налоговых платежей и сетовали на отсутствие налоговых льгот (табл. 1).

Более половины всех руководителей малых предприятий связывают свои основные проблемы с постоянной нехваткой собственных финансовых ресурсов. Нехватка собственных оборотных средств и нестабильный рубль были поставлены на третье и четвертое места в перечне проблем, с которыми сталкивались малые предприятия в своей деятельности (40-45% малых предприятий разной сферы деятельности).

Меньше половины предприятий малого предпринимательства Кабардино-Балкарской республики (39-46%) испытывают сложности нефинансового характера, связанные с отсутствием стабильного правового пространства.

© В.Ш. Нахушев, Х.М. Психомахов, А.А. Бишенов, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

66

В.Ш. НАХУШЕВ, Х.М. ПСИХОМАХОВ, А.А. БИШЕНОВ

Что касается собственно финансовых проблем, то в качестве очень значительных предпринимателями оцениваются трудности получения льготных кредитов под конкретные проекты (57,1% опрошенных), необходимость защиты от рэкета и мафии (17,2%).

Таблица 1

Сравнительная острота проблем по основным группам предпринимательских структур Кабардино-Балкарской республики в 2000-2010 гг. (в % к числу опрошенных по каждой группе)

Основные проблемы Все предприятия Торговля, общ. питание Промышленность, строительство В том числе промышленность Услуги

1. Большие налоги 75,7 80,2 75,6 77,1 79,3

2. Нехватка собств. финансовых средств 56,1 51,6 62,1 64,2 55,9

3. Нехватка оборотных средств 41,3 45,3 44,1 47,7 43,1

4. Инфляция, ненадежный рубль 40,6 41,3 42,6 44,5 45,0

5. Отсутствие правовых гарантий развития, нестабильность законодательства 40,5 46,9 39,1 39,4 45,2

6. Проблемы сбыта продукции 21,3 20,7 26,0 33,7 20,7

7. Трудности с покупкой сырья, товаров 10,3 6,5 12,8 13,1 11,0

8. Угроза рэкета, мафии 9,8 14,0 6,1 6,2 12,5

9. Трудности с покупкой оборудования 7,0 4,9 7,1 8,7 7,2

10. Вмешательство местных властей 4»,1 6,2 3,1 2,8 4Л

11. Большая конкуренция 5,9 7,5 4,7 4,4 6,8

25,8% малых предприятий отмечают отсутствие адекватной инфраструктуры для осуществления рыночных трансакций в качестве главного препятствия в сфере получения оперативной коммерческой информации. Кроме того, 18% опрошенных упоминают проблему защиты малых предприятий от произвола местных чиновников и неэффективности системы содействия в получении ими помощи от зарубежных организаций (6,4% опрошенных).

Хотя на системе налоговых льгот настаивают все, без исключения руководители малых предприятий (независимо от отраслевой и региональной специфики, вне зависимости от форм собственности и целей руководства), государство должно варьировать свой подход к регулированию деятельности малых предприятий в зависимости от способа их организации. Известно, что руководители «старых», отпочковавшихся от государственных предприятий, структур настроены гораздо более иждивенчески (87,7%), чем лидеры «новых», созданных с нуля, малых предприятий (80,2%). В этой связи, именно вторые должны скорее рассчитывать на государственные налоговые льготы.

В налоговых освобождениях нуждаются, в первую очередь, перерабатывающие пре лые предприятия, для которых основной проблемой стал рэкет (13%), поскольку ее можно полностью устранить только с помощью адекватного правового режима для хозяйственной деятельности в стране.

В последнее время, в связи с устойчивой тенденцией роста неплатежей и «ухода» от налогов, каждый шестой-седьмой предприниматель, для которого основной, с субъективной точки зрения, является проблема высоких налогов, не считает государство обязанным предоставлять малому бизнесу налоговые льготы. Это свидетельствует, видимо, о сформировавшейся достаточно эффективной системе уклонения предпринимателей от налогов. Последнее служит подтверждением необходимости общей либерализации в государстве системы налогообложения как в отношении юридических, так и физических лиц, что приведет к выводу части доходов «из тени» и будет иметь положительный макроэкономический эффект.

В этой связи, надежные правовые гарантии будут объективно действовать в направлении стабилизации внешних условий деятельности малых предприятий всех отраслей экономики. Парадоксально, что именно «новые» малые предприятия больше склонны возлагать надежды на законы (71,8%) по сравнению со «старыми» (54,5%), руководители которых с советских времен больше доверяли «телефонному праву».

Чем устойчивее экономические перспективы малых фирм, тем настойчивее они требуют соблюдения принципов хозяйственной деятельности, соответствующих правовому государству. Так, законодательных гарантий ждут 69,4% «аутсайдеров», стоящих перед угрозой банкротства, 62,5% «середняков», положение которых не вполне устойчиво, и 70,1% «лидеров», достигших стабильного положения и хороших перспектив. Следовательно, по мере разви-

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ.

67

тия и укрепления малого предпринимательства растет заинтересованность руководителей в стабильном законодательстве, составляющем базис эволюционного развития экономики и общества в целом [2].

Кроме того, надежного законодательного обеспечения хозяйственной деятельности в большей степени ждут от государства предприниматели, поставившие основной (долгосрочной) целью развитие своего предприятия (около трех четвертей опрошенных). Среди предпринимателей, ставящих перед собой тактические (краткосрочные) цели (выживание, получение прибыли сегодня), эта доля составляет около двух третей. Таким образом, более всего в законодательных гарантиях заинтересованы фирмы, руководители которых относят несовершенство правовой базы к числу основных проблем своей хозяйственной деятельности.

Однако каждый седьмой такой руководитель не указал на отсутствие гарантий как на одно из главных препятствий развитию малого предпринимательства в регионе. Остается предположить, что их фирмы нашли защиту в лице организованных преступных группировок, так называемую «крышу».

Меньше всего о законодательных гарантиях помышляют руководители предприятий, озабоченных сбытом продукции, реализацией товаров и услуг (21-33% опрошенных). Очевидно, столкнувшись вплотную с ограниченностью спроса, они больше нацелены на решение тактических задач и реже задумываются о долгосрочной стратегии.

Существует значительная региональная дифференциация в ожиданиях руководителей малых предприятий относительно адекватности законодательной базы по регионам, что, видимо, связано с различиями в политике местных властей, которая существенно различается в каждом из 83 субъектов Российской Федерации (не говоря уже о муниципалитетах).

Что касается льготного кредитования, то надежды малого предпринимательства на них в значительной мере зависят от сферы деятельности и профиля предприятия. Так, более половины (56,8%) руководителей однопрофильных промышленных предприятий предпочитают получить государственные займы под конкретные проекты, к этому же стремятся 52,4% малых предприятий в торговле и организациях общественного питания, 49,7% — в строительстве и сфере услуг (49,8%). Такая дифференциация предпочтений малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике объясняется тем, что финансовые проблемы малых предприятий, связанные с отсутствием оборотных средств (дороговизной кредитов), ограниченностью способов ухода от налогов, длительностью производственного цикла, низким спросом, ощущаются в промышленности значительно острее, чем в других отраслях экономики. Что касается малого предпринимательства в строительстве, то в некоторых регионах он переживает настоящий бум. В промышленности же малые предприятия до сих пор не могут заработать необходимые собственные средства для финансирования долгосрочного развития.

Любопытно, что предприниматели, усматривающие причину всех своих бед в инфляции и ненадежности рубля, ждут от государства льготных кредитов под свои проекты, не понимая, что кредиты эти только увеличат инфляцию.

Менее всего льготные кредиты интересуют предпринимателей, которым угрожает рэкет (меньше половины данной группы руководителей). Очевидно, что предприятия, которыми интересуется мафия, процветают и в кредитах не нуждаются или нуждаются не слишком остро, поскольку проблема кредитов, даже если она и существует, отступает на второй план перед угрозой личной безопасности и сохранения тех средств, которыми располагает фирма.

По различным данным Госкомстата РФ, на протяжении всех последних 20 лет в России доминировали финансовые проблемы предпринимательства. В этой связи, спектр задач, стоящих перед государством, определен, в первую очередь, финансовыми аспектами хозяйственной деятельности малого предпринимательства [4, 5]. На первое место выдвигается задача определения приоритетов в оказании государством тех видов поддержки, в которых в первую очередь нуждается малый бизнес.

Формирование адекватной внешней среды малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике предполагает осуществление следующих мероприятий:

• совершенствование правовой базы;

• реформирование налогообложения;

• защита субъектов малого предпринимательства от преступных посягательств;

• устранение административных барьеров;

• улучшение условий сбыта;

• содействие кооперации малого и крупного предпринимательства.

Несмотря на то, что именно финансовые ограничения являются основными препятствиями на пути развития малого предпринимательства, основополагающим инструментом их устранения по-прежнему остается правовая база хозяйственной деятельности.

Правовую базу мы поставили на первое место потому, что она определяет едва ли не все аспекты деятельности малых предприятий. Законодательные и нормативные акты, во-первых, устанавливают рамки «легального» предпринимательства, границы дозволенного; во-вторых, регламентируют права и обязанности субъектов малого предпринимательства перед наемными работниками, партнерами, потребителями, бюджетами разных уровней; в-третьих, формируют систему экономических и других стимулов, гарантирующих поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства; и, в-четвертых, должны устанавливать меры защиты предпринимателей от незаконных действий органов власти и криминального мира.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

68

В.Ш. НАХУШЕВ, Х.М. ПСИХОМАХОВ, А.А. БИШЕНОВ

Большое препятствие для развития малого предпринимательства также в том, что законы не являются актами прямого действия. Для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

Между тем, законы должны давать исчерпывающие и четкие ответы на все вопросы, связанные с малым предпринимательством, начиная с регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и кончая процедурами банкротства и ликвидации [2, 5].

Взаимосвязь между государственной политикой в области поддержки малого предпринимательства и ее законодательным оформлением иллюстрирует рис. 1. В изображенной системе положительная обратная связь формируется, если прямое усилие управляющих воздействий стимулирует правильное развитие системы. Если же при этом контрольные показатели ухудшаются или искажаются, налицо отрицательная обратная связь.

Особенно тщательной отработки требует, пожалуй, налоговое законодательство. Налоговый кодекс должен состоять из норм прямого действия, не требующих дополнительных инструктивных и методических документов и не допускающих произвольного толкования закона.

Следовало бы запретить практику постоянного пересмотра налогового законодательства в течение финансового года. Вводить новые налоги, а также новые ставки действующих налогов целесообразно не ранее чем через полгода после принятия соответствующего федерального закона (желательно с начала финансового года).

Толкование налогового законодательства и определение порядка его применения должно стать исключительной прерогативой Федерального Собрания РФ. Финансовые и налоговые службы вкупе с другими органами исполнительной власти надо лишить такого права.

Целесообразно также отменить большую часть мелких налогов, которые обеспечивают мизерные поступления в бюджет, несоизмеримые с затратами на взимание. Подобная мера избавит как фискальные органы, так и налогоплательщиков от значительной части хлопот, сопряженных с оформлением, проверкой и контролем документации.

П

о

Л

о

ж

и

т

Е

Л

ь

н

А

Я

о

Б

Р

А

Т

н

А

Я

С

в

я

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

СТРАТЕГИЯ

поддержки

предпринимательства

Программы, формы и методы их реализации

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ

ЗАДАЧИ

• правовая поддержка

• информационное обеспечение

• подготовка кадров

• поддержка предпринимательства

• производственно-техническая поддержка

’ кредитно-финансовая поддержка

Результаты

- создание новых рабочих мест

- развитие мелкомасштабных рынков

- становление субподрядной базы

- развитие инновационного процесса

- развитие внутреннего рынка

- регулирование рыночных отношений

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Законы, программы, нормы

Организация управления

Мониторинг

Исследования

Экология

Контроль

Исследования

Конкурсы, отбор

Подготовка

организаторов

Организация

поддержки

Стимулирование

производства

Рис. 1. Законодательная база — основа государственной политики поддержки малого предпринимательства

Кроме того, в российском налоговом законодательстве не фигурируют некоторые широко принятые за рубежом льготы, нацеленные на поощрение малого предпринимательства. Речь идет о таких формах преференциального налогообложения, как использование ставок, зависящих от размера налогооблагаемой базы, и конструирование налогооблагаемого минимума прибыли (дохода).

Следует поддержать высказываемые в литературе предложения об освобождении вновь созданных малых предприятий от взносов во внебюджетный фонд занятости, а также об установлении налоговых каникул для субъек-

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ.

69

тов малого предпринимательства сроком на пять лет с постепенным повышением налоговых ставок в течение этого периода и выходом, в конечном счете, на их нормальный уровень.

Для защиты от произвола чиновников следует, в первую очередь, значительно упростить и удешевить процедуры регистрации и лицензирования малых предприятий, а также изменить систему контроля.

Что до контроля, то здесь крайне важным представляется:

• определить четкий перечень федеральных и местных органов исполнительной власти и управления, допущенных к осуществлению контрольных функций;

• установить сроки, периодичность и последовательность проверок, проводимых различными органами;

• исключить практику дублирования проверок различными подразделениями одной структуры.

В связи с особой остротой финансовых проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, государство должно исходить в своей финансовой политике, во-первых, из приоритета малых предприятий производственной сферы, депрессивных регионов, а также создающих рабочие места для представителей социально уязвимых групп населения (демобилизованных офицеров, безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, молодежи), и, во-вторых, из ориентации на стимулирование инвестиционной активности в сфере малого предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Крепкий Л.М. Регулирование экономических циклов. М.: Экономика, 2008.

3. Кусакина О.Н., Абросимова М.В. Закономерности эволюционного развития предпринимательства // Terra Eco-nomicus. Ростов-н/Д: ЮФУ, 2011. № 4.

4. Малое предпринимательство в России. 2007 год. М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.