Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления предпринимательских структур в хозяйственном комплексе'

Совершенствование системы управления предпринимательских структур в хозяйственном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудаева А. А., Шидов С. А.

В статье рассмотрены проблемы развития предпринимательства. Предложены пути совершенствования системы управления предпринимательских структур в хозяйственном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудаева А. А., Шидов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления предпринимательских структур в хозяйственном комплексе»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

А.А. КУДАЕВА

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет»,

аспирант

С.А. ШИДОВ

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет»,

преподаватель

В статье рассмотрены проблемы развития предпринимательства. Предложены пути совершенствования системы управления предпринимательских структур в хозяйственном комплексе.

Ключевые слова: предпринимательство; конкуренция; система; управление; предприятия.

Коды классификатора JEL: L21, L26.

Проблемам развития предпринимательства в России посвящено достаточное количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. При этом большинство авторов сходятся во мнении, что практическое осуществление эффективного и конкурентоспособного предпринимательства возможно лишь при условии существования предпринимательской среды. Предпринимательская среда интегрирует в себе общественно-экономическую ситуацию, которая охватывает существование предпринимательского корпуса, доминирование экономических связей рыночного типа, диапазон возможностей для формирования и использования капитала (финансовых ресурсов). Естественной средой для успешного развития предпринимательства является рыночная экономика с соответствующими активными правовыми и социально-экономическими регуляторами и инфраструктурой.

К основным параметрам предпринимательской среды можно отнести:

1) наличие стабильной национальной кредитно-денежной системы;

2) использование льготной системы налогообложения, способствующей быстрому приливу финансовых средств в сферу бизнеса;

3) создание активно действующей системы инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности (коммерческих банков, товарно-сырьевых бирж, страховых компаний, научно-консультационных и учебных центров общего предпринимательства, менеджмента, маркетинга);

4) государственную поддержку предпринимательства в сфере финансов и материальнотехнического снабжения;

5) внедрение эффективной защиты промышленной и интеллектуальной собственности;

6) упрощение процедуры регулирования предпринимательской деятельности государственными органами управления;

7) правовую защищенность предпринимательства;

8) формирование в обществе привлекательного имиджа предпринимательства, терпимости к его временным неудачам.

Как показала практика, формирование устойчивой предпринимательской среды на территории Кабардино-Балкарской республики — весьма трудоемкий процесс, сопряженный с рядом организационно-правовых и экономических проблем. По данным опроса, проведенного с участием автора, к основным проблемам предприниматели, работающие в рамках муниципальной экономики, склонны относить пробелы в действующем законодательстве, нехватку ресурсов, сложность доступа к деловой информации, неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе.

Таким образом, рост предпринимательской активности зависит от благоприятности среды для бизнеса.

Говоря о конкурентоспособном предпринимательстве, прежде всего необходимо выяснить, что же такое «конкурентоспособность». Конкурентоспособность — это совокупность потребительских, стоимостных характеристик товаров, определяющих их успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого товарного предложения. Конкурентоспособный товар — это товар, имеющий высокую ценность для потребителя. Конкурентоспособность товара зависит как от его потребительских свойств, включая услуги, так и от цены. Он должен не просто обладать способностью противостоять товару-конкуренту, но и превосходить его. Высокая конкурентоспособность товара находит свое отражение в зна-

© Кудаева А.А., Шидов С.А., 2009

чительной доле рынка, приходящейся на данный товар, в более высокой прибыльности его производства и сбыта. Конкурентоспособность товара в существенной мере формируется на стадии производства, так как важнейшими факторами, определяющими ее, являются отличное качество продукции и передовой технический уровень ее производства.

Следовательно, конкурентоспособность представляет собой отражение субъективной сущности предпринимательства в области объективной сущности экономической системы [4].

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает предприятию возможность выжить в условиях рынка. Предприятия, выпускающие неконкурентоспособный товар, обречены на гибель.

Перспективы развития конкурентоспособного малого предпринимательства связаны прежде всего с созданием конкурентной среды как одного из элементов предпринимательской среды. Конкуренция ослабляется различными способами, включая тайные сговоры и временное снижение цен с целью вытеснения конкурентов. Ее можно эффективно ограничивать даже при наличии многих производителей — путем установления контроля над распределительными системами. Конкуренция сдерживается вертикальными ограничениями. Широкий простор для неконкурентного поведения открывают также новые технологии [5].

Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро- и макроуровне. Мотивация как источник поведенческого ресурса конкурентной среды воздействует посредством давления на человеческий ресурс предпринимательской фирмы, способствуя формированию тех свойств, качеств и различий, которые нужны не столько самой фирме, сколько рынку, чтобы можно было считать эту фирму выступающей уже не как объективный фактор рыночной среды, а как индикатор конкурентоспособности предпринимательской среды [1].

Тем самым различия в свойствах структур видоизменяют образ предпринимательства и делают его жизнестойким к меняющимся условиям конкурентной среды и более общего экономического и иного окружения Современная эволюция технологий и экономических институтов — это тема, к которой обращались А. Чандлер, Т. Хьюз и К. Фридмен, но в их работах нет ответа на вопрос, как понимать предпринимательство в контексте его свойств, обретающихся в результате взаимодействия и конкурентного противостояния их в поле собственных индивидуальных мотивационных интересов, и проблем развития экономической системы в целом. Современная макроэкономическая ситуация в России ориентирована на поиск средств для наполнения бюджета и далека от реального стимулирования долгосрочных инвестиций в развитие производства, что, естественно, сдерживает диверсификацию производства, инновационное и венчурное предпринимательство, которое является питательной средой для развития малого бизнеса [2].

Если в условиях смешанной рыночной экономики конкуренция обеспечивает рост более эффективных предприятий за счет менее эффективных, в нашей современной экономике все наоборот: самые производительные компании часто не имеют стимулов и возможностей для инвестиций. Это объясняется тем, что неэффективные компании нередко пользуются льготными и скрытыми субсидиями, которых лишены эффективные. Устранение неравенства условий конкуренции позволило бы России, по оценкам экспертов Международной консалтинговой компании МсЮшеу, изучавшей экономику нашей страны, достичь быстрых темпов экономического роста — до 8% в год.

К негативным явлениям следует отнести и то, что предприятия страны получили в наследство от административно-командной системы традиции нерыночного поведения. Их сложное положение усугубляется особенностями формирования рынка: высокой степенью специализации для многих передовых технологических отраслей промышленности; закрепленностью отдельных производителей за определенными регионами, локализацией хозяйственных связей, обусловленной резким ростом транспортных тарифов.

Сегодня характеристика степени развитости конкурентоспособности предпринимательства неприглядна. С точки зрения конкурентоспособности продукции и влияния конкуренции на сбыт роль малых предприятий все еще незначительна. Исследования по данному вопросу говорят, что степень влияния конкуренции на сбыт оценивается как «умеренная» и «низкая», а все оценки конкурентоспособности у мелких предприятий существенно ниже, чем у крупных. Ее можно оценить как «низкую» — на внешних рынках и как «среднюю» — на внутреннем рынке. Более высокое значение имеет конкуренция с товарами СНГ и ближнего зарубежья. Причем конкурентная борьба ведется на фоне сбыта продукции, которая во многих случаях существенно ниже мировых стандартов по уровню качества. Пока можно говорить о тенденции повышения конкурентоспособности лишь продовольственной продукции, и этим должны воспользоваться отечественные производители. Что касается стратегии конкурентной борьбы, то здесь преобладают преимущественная ориентация на расширение ассортимента, стремление удовлетворять постоянно меняющиеся небольшие по объему, а иногда временные потребности клиента, что свидетельствует о весьма консервативной и односторонней конкурентной стратегии предпринимателей [3].

Это относится и к крупным предприятиям, особенно энергетического и транспортного машиностроения, их продукция также неконкурентоспособна. Так, за 1991-2004 гг. выпуск науко-

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

78

А.А. КУДАЕВА, С.А. ШИДОВ

емкой продукции в машиностроении уменьшился с 45,3 до 27%. При критическом износе парка оборудования в машиностроении (более 70% в 2004 г.) и малой загрузке производственных мощностей (около 40 %) увеличение выпуска конкурентоспособной продукции во многих случаях невозможно даже по более низким ценам. В развитых же странах серийный выпуск высокотехнологичных изделий достигается за счет широкого использования гибких производственных систем. Это приводит к удешевлению продукции. Например, за 1982-1995 гг. компьютеры в США подешевели в 2 раза.

Не сложилась в стране и система малых предприятий узкой специфической дифференциации, для которой необходимы, с одной стороны, высокий уровень доходов широких слоев населения, а с другой — развитая институциональная и производственная инфраструктура.

Кроме создания основополагающих элементов существования успешного и конкурентоспособного предпринимательства (предпринимательской и конкурентной среды), по мнению автора, необходимо преодоление следующих основных барьеров, мешающих развитию и успешной работе предпринимателей.

1. Проблемы институциональной среды функционирования предпринимательства, к которым относятся: нерациональные процедуры создания и ликвидации предприятий предпринимательского сектора; неразумная и неустойчивая система налогообложения; усложненная процедура лицензирования и сертификации; отсутствие инфраструктуры развития предпринимательства.

2. Взаимоотношения предпринимательских предприятий с органами государственной и муниципальной власти, чиновниками. Произвол, вымогательство и коррупция чиновников, отсутствие авторитетных органов, представляющих в высших эшелонах государственной власти интересы и права предпринимательства.

3. Взаимоотношения предпринимателей с финансово-кредитными учреждениями. Прежде всего отсутствие эффективной системы кредитования, а также произвол банковских служащих.

4. Теневая экономика и влияние криминального мира (вымогательство преступников и невозможность защиты законными средствами).

5. Взаимоотношения малого бизнеса с крупными предприятиями.

6. Взаимоотношения предприятий малого бизнеса друг с другом: разобщенность интересов и поведения, недобросовестное партнерство.

7. Внутренние проблемы малого бизнеса. Здесь выделяются: высокая стоимость и низкое качество образовательных услуг для предпринимателей; недобросовестное поведение наемных работников; факторы неблагоприятной внутренней среды.

8. Информационные проблемы.

9. Отношения предпринимателя и общества: недоверие общества к предпринимателям, их продукции; пренебрежение интересами общества со стороны предпринимателей.

В настоящее время законодательное определение имеют только понятия «малое предприятие», «субъект малого предпринимательства». Также имеет смысл ввести понятие «минипредприятие», означающее предприятие минимальных размеров типа индивидуального и семейного. Целесообразно также при определении понятия «малое предприятие» учитывать не только его численность, но и размер оборота, стоимость производственных фондов, как это делается в большинстве развитых стран.

С точки зрения институциональных преобразований необходимо создавать и развивать сеть специальных государственных организаций по поддержке предпринимательства, агентств по его развитию, как это сделано в развитых странах. Такие агентства могут не только оказывать помощь малым предприятиям в маркетинге, управлении финансами и кадрами, осуществлять связи предприятий с городской администрацией и государственными информационными сетями, но и контролировать выдачу и эффективное целевое использование кредитов. Действуя в контакте с отделениями антимонопольного министерства, они способствовали бы разрушению монопольных барьеров. С помощью данных агентств можно обеспечить и столь необходимую для развития малых предприятий систему лизинга. При этом объектом аренды могло бы быть не только производственное оборудование, но и услуги (бухгалтерские, факс, электронная почта и др.).

В Кабардино-Балкарской Республике в настоящий момент создан ряд объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, их число продолжает постоянно расти. Из них можно выделить некоммерческое партнерство «Региональный центр поддержки малого предпринимательства» (РЦПМП).

Сложным вопросом остается процесс регистрации и перерегистрации предприятий малого бизнеса. Отсутствие единого порядка государственной регистрации юридических лиц на территории Российской Федерации приводит к созданию нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней, усложняющих данный процесс, а в ряде случаев и удорожающих его [4, 5].

Значительное увеличение срока регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связано с объединением государственной регистрации и постановки на учет

в органах государственной налоговой службы, статистики, отделениях Пенсионного и других внебюджетных фондов, а также с процессом открытия накопительных или временных счетов для формирования уставного капитала. Таким образом, в согласовании решения о государственной регистрации участвуют 10-15 организаций. Поэтому в новом законе «О государственной регистрации юридических лиц» целесообразно отразить следующие основные принципы:

а) прохождение всех процедур регистрации «в одном месте» с присвоением новой фирме единого идентификационного номера для использования всеми государственными органами и учреждениями;

б) самостоятельное решение регистрационными органами вопросов постановки на учет в налоговый орган и иные организации, проведение платежей и сдача отчетности в которые предусмотрены для юридических лиц действующим законодательством;

в) законодательное ограничение срока всего регистрационного процесса 10-15 днями. Не снижая ответственности предпринимателя-владельца фирмы, следует все же существенно упростить процедуру перерегистрации предприятий малого бизнеса в связи с изменением сферы деятельности.

Еще одна проблема институциональной среды заключается в несовершенстве законодательства в сфере лицензирования и сертификации малых предприятий. Лицензирование, вводя ограничения на определенные виды деятельности, уже само по себе является одним из основных барьеров для развития предпринимательства. Связано это с тем, что в настоящее время в стране сертификация продукции и лицензирование деятельности регулируются двумя принятыми с разницей в пять лет и не согласованными между собой законами: «О сертификации продукции и услуг» (1993) и «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998). В некоторых регионах Российской Федерации перечень лицензируемых видов деятельности значительно превышает таковой, предусмотренный федеральными нормативными актами. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, иногда лицензионные органы требуют для осуществления деятельности в регионах дополнительной регистрации лицензии, выданной в другом регионе. При этом порядок регистрации практически повторяет процедуру лицензирования.

Получение лицензии — сложная, дорогостоящая процедура, зависящая от местных чиновников, нарушающих установленные сроки рассмотрения заявлений на выдачу лицензий и направления его результатов заявителю. Поэтому необходимо, чтобы весь свод правил о лицензировании и сертификации (цели и задачи, содержание, механизмы и процедуры реализации) был изложен на долгий срок и в едином законе (а не в подзаконных актах и ведомственных инструкциях), в котором: законодательно разграничивались бы полномочия в сфере лицензирования между федеральными и региональными органами исполнительной власти; четко определялись бы процедуры проведения независимой экспертизы при подготовке и выдаче лицензий; были снижены размеры лицензионного сбора; сокращено число видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Революционным можно назвать ведение программы «одно окно», реализация которой позволяет предпринимателю получить весь необходимый пакет документов для организационной деятельности в одном «окне» в течение 1-2 дней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: ИМЭМО РАН, 1990.

2. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2007.

3. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). пер. с англ.

/ под ред. Ю.Я. Ольсевича. М.: Экономика, 1996.

4. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес. М.: Экономика, 1999.

5. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.