ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
отоааёагёа й10ёШ1-уё1П1ёхАйё1ё шюанё DAAElfA ЁАЁ ИШАПЁ УЁАШО йёйоатпё ПААЁЁ Т^ГЁдАОЁЁ УЁ1ГИЁЁЁ
. X- -V ■ ■ -V "V о О л -\ XX ■ ■ -V X -\ ■■ л -\ •« л w Ж- о ^ л ■ ■ -ч л -ч
(IA IDËlADA ЁAAADAËIl-AAËЁADNЁlЁ DANIOAËËЁË)
ГЕРГОВА З.Х.,
ассистент,
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы модернизации российской экономики, устойчивого экономического роста, управления социальноэкономической системой региона. Особое внимание уделено КабардиноБалкарской Республике, входящей в состав Северо-Кавказского федерального округа, не обладающего на сегодняшний день достаточной инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
Ключевые слова: модернизация экономики; региональная политика; социально-экономическая система.
The present paper deals with the problem of Russian economics modernization. The sustainable economic growth, the management of the regional social and economic system is of particular interest. Special attention is given to Kabarda-Balkar Republic — a part of North-Caucasian Federal District. So far the Republic is not attractive for investments because of its economic instability and tense social and political situation.
Keywords: economics modernization; regional policy; social and economic system.
Коды классификатора JEL: R11.
В современных условиях проблемы модернизации российской экономики, необходимости в связи с этим развития предпосылок для устойчивого экономического роста, а также управления социально-экономической системой региона являются весьма актуальными. Модернизация социально-экономических процессов приобрела особую значимость в аспекте проблем общего стратегического курса на модернизацию всей российской экономики.
Социально-экономическая система региона представляет собой форму организации интегрального мезоуровневого субъекта социально-экономических отношений [3]. Главным критерием оценки такого субъекта является его способность управлять своим развитием, которая обеспечивается наличием в экономическом пространстве
© З.Х. Гергова, 2010
региона двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации социально-экономических отношений: власти и собственности.
Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию социально-экономического развития региона, которая в основном совпадает со стратегией региональной социально-экономической политики.
Можно выделить две модели социально-экономической политики региона. Первая модель — селективная. Основной целью данной модели является улучшение показателей по отдельным отраслям и производствам в рамках концепции догоняющего развития. Она основывается на совокупности отраслевых и межотраслевых инвестиционных проектов. Ответственность за реализацию модели несет государство.
Вторая модель — системная, интегральная. Данная модель предусматривает качественное изменение экономической политики, коренную модернизацию структуры производства, переход к инновационной политике, осуществление общенационального проекта с четко обозначенной и обоснованной системой приоритетов, источников ресурсов не только государственных, но и корпоративных, что предполагает повышение нормы накопления в обществе, партнерство государства и предпринимательства, проведение институциональных реформ и поддержание стабильного курса. Главное преимущество данной модели — целевое и эффективное использование ресурсов в строгом соответствии с установленными приоритетами, гибкость выбора конкретных траекторий (сценариев) реализации в рамках выбранной стратегии модернизации экономики. Речь идет о разработке новой стратегии и модели развития страны (отказ от инерционной сырьевой модели, переход к инновационному развитию, усиление социальной ориентации). Реализация такой стратегии предполагает, что государство фокусируется на установлении приоритетов развития, формирует новую социальноэкономическую политику региона.
Важно подчеркнуть, что в последние годы основной задачей российские власти считают решение проблемы обеспечения устойчивого и сбалансированного развития субъектов Российской Федерации на базе формирования эффективной социальноэкономической политики региона, которая в современных условиях является важнейшим инструментом достижения оптимального соотношения между экономической результативностью и социальной справедливостью. В условиях кризиса региональная политика должна стать индикатором успешности политики государства в целом [6].
Основными проблемами, существующими в настоящее время в вопросах управления социально-экономическим развитием региона в Российской Федерации, являются следующие:
• отсутствие единства и системности в стратегических ориентирах развития региональных систем, возникшее в результате крайне слабого взаимодействия между ключевыми министерствами, отвечающими за регулирование процессов стратегического планирования региональной политики государства;
• отсутствие четких законодательных основ региональной политики, а также ряд пробелов в системе ее правового и финансового обеспечения, что выражается в слабой реализации законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере инновационной деятельности, а также в несоразмерности обязанностей, возложенных на регионы, и объема ресурсов, предоставленных для их реализации;
• разбалансированность и неустойчивость развития современных российских региональных систем, возникшие в результате негативного воздействия двух указанных факторов и использования перераспределительной модели региональной политики;
• существенное замедление темпов движения к устойчивому инновационному типу общественного развития, вызванное значительным снижением объемов
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
фундаментальных исследований, а также крайне низким уровнем коммерциализации инновационных разработок;
• отсутствие единой системы показателей оценки устойчивости развития региональных социально-экономических систем.
Вообще под социально-экономическим развитием региона понимаются структурно-динамические изменения в его экономике, обеспечивающие за рассматриваемый период устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения региона, улучшение социальной обстановки на его территории.
Социально-экономическое развитие региона оценивается по следующим критериям:
♦ обеспеченность региона ресурсами (самодостаточность, экономическая независимость), определяемая через интегральный показатель — потенциал региона;
♦ участие в кооперации и интеграции с другими регионами;
♦ эффективное использование потенциала (стабильность, устойчивость, способность к саморазвитию), оцениваемое через интегральный показатель.
Для толкования понятия «регион» большинство авторов придерживаются при определении границ региона ряда характеристик:
❖ комплексности социально-экономического и экологического развития;
❖ комплексности промышленного развития региона, его производственной и социальной инфраструктур, системы поселений;
❖ способности воспроизводить условия для гармонического развития проживающего в регионе населения;
❖ способности производить такой объем товаров, который обеспечивал бы также возможность удовлетворения потребности в них других регионов.
Если рассматривать регион как социально-экономическую систему мезоуровня и подсистему народного хозяйства, организованную на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда, то в его составе можно выделит пять основных подсистем:
• системообразующая база региона;
• системообслуживающий комплекс региона;
• географические условия региона;
• население региона;
• инфраструктура регионального рынка.
Регион представляет собой сложную открытую систему и, в свою очередь, подсистему социально-экономической системы страны в целом. В процессе взаимодействия с окружающей средой проявляется свойство открытости как рост возможностей выхода к новому состоянию — изменению структуры региона и его подсистем.
Функциональное содержание региональной системы, сосредоточенной в административном пространстве субъекта Российской Федерации, зависит от следующих объективных обстоятельств:
♦ уровня развития данной системы;
♦ потребности дальнейшего развития общественного воспроизводственного процесса;
♦ наличия ресурсной базы, обеспечивающей дальнейшее развитие общественного воспроизводственного процесса;
♦ способа организации соответствующего пространства;
♦ способа локализации региональной системы в административном пространстве.
Анализ региона с территориальной точки зрения позволяет выделить трехуровневый подход в исследовании социально-экономической системы региона.
С макроэкономической точки зрения регион рассматривается как единица наблюдения в территориальной системе Российской Федерации.
В мезоэкономическом смысле исследуемые взаимодействия анализируются по группе регионов, однородных по каким-либо значимым признакам. В частности, на основе признаков административно-территориальной общности и близости условий и уровня социально-экономического развития регионов.
С позиции микроэкономического подхода регион исследуется как социальноэкономическая система, элементами которой являются объекты и организации транспортной инфраструктуры и причинно-следственные связи транспортной деятельности с другими видами экономической деятельности и элементами социальной сферы на территории региона.
Как было отмечено выше, хозяйственное пространство региона состоит из двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации финансовых отношений: власти и собственности. Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию развития социально-экономической системы. Основной целью развития региональной социально-экономической системы является повышение степени самообеспеченности территории, которая может быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала и интересов региона, в условиях реальной самостоятельности. При этом наиболее значимым является финансовый интерес, который обусловлен наличием бюджетно-финансовых и прочих материальных источников. Без достаточных финансовых ресурсов ни одна экономическая структура общества не может функционировать. При ограниченности или отсутствии финансовых ресурсов в региональном бюджете между целями развития региона и реальными возможностями их реализации возникают противоречия, требующие преодоления. В этих условиях наиболее важной задачей является определение источников, используемых для формирования налогового потенциала региона и учет внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на уровень социально-экономической обеспеченности региона.
Каждый уровень социально-экономической системы региона взаимосвязан и взаимообусловлен с другими уровнями системы управления. При этом необходимо отметить, что экономические методы управления позволяют оказывать долговременное и активное влияние на развитие социально-экономической системы региона; при этом социальные формы управления позволяют обеспечить соблюдение культурноэтнических интересов проживающего населения, прав человека.
Состояние и развитие региона как социально-экономической системы характеризует его как часть единого социально-экономического комплекса государства, с одной стороны, а с другой стороны, как объект анализа и управления в качестве самостоятельного целостного образования (социально-экономической системы).
Организация управления социально-экономической системой региона в условиях рынка осуществляется на двух уровнях управления: экономики и бюджета [2].
На уровне экономики региона управление реализуется рынком. Это связано с тем, что план производства того или иного товара определяется самими производителями, и, соответственно, они же управляют объемами производства этого товара, с учетом возможного спроса, конкурируя между собой. Так как государство не оказывает влияния на номенклатуру и объемы выпускаемой продукции, то с его стороны осуществляется децентрализованное управление фирмой. Управление каждым предприятиям и отраслью выполняется самостоятельно, все вместе они образуют контур рыночного управления социально-экономической системой региона. В основе управления номенклатурой и объемами производства всех товаров, циркулирующих в регионе, а также стремления производителей получить как можно более высокую прибыль от реализации этих объемов товара, лежит механизм рыночной конкуренции.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
На уровне бюджета осуществляется управление социально-экономическим развитием региона, в рамках которого, в соответствии с теорией управления, регион разделен на два крупных блока: объект (природная среда, население, экономика региона) и субъект управления (решающий задачи планирования и контроля). Обозначенные уровни взаимосвязаны:
Влиянием уровня экономики на бюджет. При производстве и реализации товаров, произведенных на предприятиях региона, формируются налоговые отчисления, которые дают основу для доходной части бюджета региона и доходной части бюджета муниципального образования. Поэтому для прогноза и оценки экономического потенциала региона и, как следствие, налоговых поступлений формируется финансовый план развития региона, который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ формируется на три года. При разработке финансового плана используются статистические данные развития экономики региона.
Влиянием уровня бюджета на экономику — оно определяется тем, что на уровне бюджета наряду с другими формируются два мероприятия: расчет величины налоговых отчислений и формирование государственных и региональных проектов (целевых программ). Реализация этих мероприятий оказывает существенное влияние на развитие экономики региона.
Процесс управления социально-экономической системой региона должен иметь эффективную организацию, что обеспечит надежность и устойчивость развития, получение преимущества в конкуренции, расширение рынка сбыта, увеличение прибыли по различным результатам деятельности. Перспективность функционирования и развития социально-экономической системы региона во многом зависит от эффективного внедрения инноваций, в связи с чем процесс управления социально-экономической системой должен основываться на активной инновационной деятельности.
Основными этапами процесса управления социально-экономической системой региона на основе развития инновационной деятельности являются:
❖ определение значимости воздействия рычагов управления на эффективность функционирования региональной социально-экономической системы;
❖ выявление приоритетных показателей совершенствования результативности процесса управления;
❖ определение мероприятий по совершенствованию процесса управления по выбранным показателям;
❖ анализ влияния инновационной деятельности на функционирование социально-экономической системы;
❖ оценка эффективности процесса управления социально-экономической системой региона.
Для повышения эффективности процесса управления в условиях рыночных отношений и ужесточения конкуренции необходим его анализ с применением методов факторного анализа; регрессионного анализа; имитационного анализа; SWOT-анализа [1, 5].
Считается, что SWOT-анализ во всех своих модификациях является наиболее удобным и надежным инструментом стратегического планирования. Именно с помощью него наиболее целесообразно проведение анализа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики. Анализ, проводимый по рекомендуемой методике, позволит выявить те отрасли экономики региона, которые сдерживают сбалансированность региона.
Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), выделенного из Южного федерального округа указом президента России от 19 января 2010 года.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет достаточно благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сфе-
ры, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции [4].
Однако на сегодняшний день многие преимущества остаются нереализованными, ввиду того что СКФО по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки. Некоторые субъекты РФ, входящие в состав СКФО, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов РФ в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.
Анализ сложившейся отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что основные отрасли экономики, дающие около 50% оборота, приносят в бюджет менее 20 процентов налоговых поступлений.
Следовательно, необходимо так изменить экономические отношения и структуру экономики, чтобы значительно повысить занятость населения, поднять производительность труда, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью и налогоемкостью.
В связи с этим необходимо сконцентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, в которых возможна высокая производительность труда и которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечивать занятым в них работникам достойную заработную плату и поступление в бюджетную систему республики адекватного объема налогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристов С.А. Имитационное моделирование экономических систем: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2004.
2. Машунин Ю.К., Машунин И.А. Моделирование развития и организация управления экономикой региона в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7. С. 2-9.
3. Рощупкина В.В. Функциональное содержание социально-экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №25. С. 41-45.
4. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года // www.government.ru.
5. Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой К.И. Разработка управленческих решений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3