8 (101) - 2009
Стратегия развития региона
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Б. А. ШОГЕНОБ, доктор экономических наук, профессор г. А. БЕкАров, кандидат экономических наук, доцент З. Б. ШОГЕНОБА кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия
Вопросы формирования и развития малого предпринимательства как сектора экономики, позитивно влияющего на объем и структуру макроэкономических показателей как страны в целом, так и отдельных ее регионов, исследуются в научной литературе и средствах массовой информации достаточно давно. Активная позиция государства в этом вопросе выразилась в принятии программ развития малого предпринимательства, в рамках которых принят целый ряда законодательных актов, сформировавших законодательную базу развития малого предпринимательства. Параллельно с развитием нормативной базы были организованы фонды поддержки малого предпринимательства, сформированы «бизнес-инкубаторы». Мероприятия, предпринимаемые государственными органами, положительно отражаются на процессе развития предпринимательства. К сожалению, существующие административные барьеры, недоступность кредитных ресурсов и другие проблемы значительно замедляют темпы развития предпринимательства. Тем не менее общие позитивные изменения в экономике и предпринимаемые государством шаги в области развития данного сектора экономики приносят свои ощутимые результаты.
В Кабардино-Балкарской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. осуществляли деятельность 2 407 малых предприятий и 17 936 индивиду-
альных предпринимателей. Динамика роста числа субъектов малого предпринимательства за период с 2001 по 2006 г. представлена на рис. 1.
В целом за указанный период сложилась положительная тенденция к росту числа субъектов малого предпринимательства, хотя и несколько замедленными темпами: прирост числа субъектов малого предпринимательства в 2006 г. к уровню 2001 г. составил 12 %, индивидуальных предпринимателей — 20 %.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий за последние годы практически не изменилась. Сфера торговли и общественного питания (39 % от общего числа малых предприятий) остается более привлекательной для малых предприятий, чем промышленность, где сосредоточен 21 % малых предприятий, или строительство — 14 % (рис. 2).
Доля субъектов малого предпринимательства в обеспечении занятости среди экономически активного населения в Кабардино-Балкарской Республике значительна и составляет, по оценкам Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, порядка 18
1 Определение точной доли занятых в секторе малого предпринимательства на основе разрабатываемой системы статистических показателей не представляется возможным, так как указанные показатели формируются в выборочном режиме, отдельно не учитываются индивидуальные предприниматели и привлекаемые ими работники по найму, не учитываются работники, привлекаемые для выполнения сезонных работ.
Сложившаяся численность занятых в сфере малого бизнеса за последние пять лет представлена на рис. 3.
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, за последние годы число рабочих мест на малых предприятиях расширяется и в среднем в 2005 г. составило 10 чел. против 5 в 2001 г.
Интенсивность вовлечения трудовых ресурсов в сектор малого предпринимательства остается недостаточной для сокращения структурных отставаний и эффективного решения малым бизнесом существующих социальных проблем.
Вклад малого предпринимательства в формирование валового регионального продукта составил, по оценке Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, в 2006 г. 21 %2, по сравнению с 2001 г. — рост 5 %.
Объем уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов и платежей во все уровни бюджета в 2005 г. составил 560 млн руб., или 18 % от общих налоговых поступлений по Кабардино-Балкарской Республике, в 2006 г. данный показатель составил свыше 600 млн руб. В 2001 г. доля малого предпринимательства в общей сумме налогов и сборов составляла 11 %.
Структура уплаченных налогов и платежей субъектами малого предпринимательства по видам представлена на рис. 4.
Доля уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов и платежей в общем объеме налоговых платежей по уровням бюджета сложилась следующим образом:
• в федеральный бюджет — 15 %;
• в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики — 21 %
• в местные бюджеты — 14 %.
Год 2006 2005 2004 2003
5000 10000 15000 20000 25000
Число субъектов малого предпринимательства, ед.
30000
□ Малые предприятия ШИндивидуальные предприниматели
Рис. 1. Динамика роста числа субъектов малого предпринимательства (составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике)
Сельское хозяйство (5%)
Промышленность (21%)
Здравоохранение и социальные услуги (2%)
Гостиницы и рестораны (4%)
Транспорт и связь 5%
Рис. 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики КБР
Численность занятых, тыс. чел.
-Р78 ~ 18'8
20,5
22,6
□Численность занятых в секторе ИП
□Численность занятых на МП
2001
2002
2003
2004
2005
2006 Год
2 На данный момент этот показатель по всему кругу малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, в силу особенностей бухгалтерского и статистического учета не поддается точному определению — публикуемые данные представляют собой экспертные оценки. Это же замечание справедливо и для расчета доли налоговых поступлений, поскольку налоговые органы не располагают соответствующей информацией в силу множественности систем налогового учета.
Рис. 3. Динамика занятости в секторе малого предпринимательства, тыс. чел.
Кроме того, следует отметить, что с 2006 г. в ведение органов местного самоуправления передается определение регулирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход. Таким образом, на экономическое развитие муниципальных образований, формирование налоговой базы местных бюджетов значительное влияние будет оказывать политика администраций городских округов и муниципальных районов в Кабардино-Балкарской Республике.
17936
16587
0
Налог на прибыль налог на доходы
Г 6%
ЕСН 15%'
физических лиц 7%
Акцизы 19%
УСН 16%
Рис. 4. Структура уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов и платежей по видам
Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться теневой бизнес, доля которого, по разным оценкам, составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства, что делает недостаточно эффективной их деятельность с точки зрения формирования доходов бюджетов всех уровней.
Уровень развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике в сравнении с субъектами Южного федерального округа наглядно прослеживается в таблице.
Как видно из приведенных в таблице данных, Кабардино-Балкарская Республика находится на 4-й позиции по числу малых предприятий на 1 000 чел. населения, на 2-й позиции по средней численности занятых на малых предприятиях. Очень низкими остаются показатели по обороту малых предприятий и инвестициям в основной капитал.
По внедренным механизмам финансовой поддержки Кабардино-Балкарская Республика занимает одно из первых мест среди субъектов Южного федерального округа.
Создана нормативная правовая база по залоговому фонду Кабардино-Балкарской Республики, насчитывающему более 1 300 объектов, основная цель которого — предоставление хозяйствующим субъектам (в том числе субъектам малого предпринимательства) имущественных гарантий при реализации инвестиционных проектов с использованием банковского кредитования. Принят блок законопроектов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике.
В целях удешевления банковских кредитов с 2002 г. эффективно реализуется механизм компенсации процентных расходов по банковским кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства. С начала реализации данного механизма поддержано 109 инвестиционных проектов, привлечено банковских кредитов на сумму свыше 340 млн руб.
С 2006 г. начата реализация новых механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства, в числе которых:
• компенсация части затрат по договорам лизинга;
• субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по приобретению основных фондов и нематериальных активов в приоритетных отраслях.
Уровень развития малых предприятий в целом по Российской
Федерации и в Южном с юдеральном округе (по состоянию на 1 октября 2006 г.)
Регион Число малых предприятий на 1 000 чел. населения В расчете на 1 малое предприятие
Число работающих, чел. Оборот, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.
Российская Федерация 7 8 4 0,05
Южный федеральный округ 5 7 3 0,06
Кабардино-Балкарская Республика 3 8 1 0,01
Республика Адыгея 5 6 1 0,02
Республика Дагестан 2 7 5 0,02
Республика Ингушетия 1 3 1 0,01
Республика Калмыкия 1 8 1 0,03
Карачаево-Черкесская Республика 4 6 1 0,01
Республика Северная Осетия — Алания 3 7 2 0,00
Краснодарский край 7 7 3 0,09
Ставропольский край 7 5 2 0,01
Астраханская область 4 12 3 0,11
Волгоградская область 5 7 4 0,02
Ростовская область 7 6 4 0,08
Впервые в 2006 г. в целях стимулирования предпринимательских инициатив среди молодежи республики проведен конкурс на лучшую бизнес-идею. По результатам конкурса победителям предоставлены 3 гранта на общую сумму 500 тыс. руб.
Создана система муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, охватывающая все городские округа и муниципальные районы республики. Руководители фондов прошли обучение по основам микрокредитования с привлечением экспертов Российского микрофинансового центра.
Для вовлечения широкого круга населения республики в предпринимательскую деятельность, повышения уровня самозанятости и развития микропредпринимательства утвержден Порядок оказания государственной поддержки кредитным кооперативам, Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики разработаны методические рекомендации. В 2006 г. государственная поддержка оказана 2 кредитным кооперативам (городской округ Нальчик, Чегемский муниципальный район) на общую сумму 800 тыс. руб.
Таким образом, в регионе создана система государственной финансовой поддержки, ориентированная как на начинающие, так и на успешно функционирующие субъекты малого предпринимательства (рис. 5).
Масштабы информационно-консультационного обеспечения предпринимательской деятельности в республике растут год от года: так, совместно с Европейским союзом реализованы 2 проекта сотрудничества по программе ТАСИС, регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам малого предпринимательства, разработаны методические рекомендации и практические пособия по вопросам предпринимательской деятельности.
Ежегодно проводятся конкурсы «Лучший предприниматель года» и на соискание премии Президента Кабардино-Балкарской Республики в области бизнеса «Лучшее предприятие года», представители республики принимают
участие в конкурсе «Женщина — директор года», в форуме «Дни малого и среднего бизнеса в России», во всероссийских выставках и ярмарках.
Процесс поступательного развития данного сектора экономики, несмотря на многочисленные позитивные моменты, сдерживается наличием следующих проблем:
• высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупция во всех сферах регламентации бизнес-деятельности и, как следствие, уход предпринимателей в тень, складывается порочный круг «вымогательство — нерегист-рируемые результаты деятельности»;
• ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам — банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;
• ограниченность финансовых средств, снижающая конкурентоспособность малого пред-
Рис. 5. Система государственной поддержки малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике
принимательства; для большинства субъектов малого бизнеса типичной остается ситуация с дефицитом работников нужной квалификации, оборудования нужного качества, помещений;
• существующие масштабы микрофинансирования, финансового лизинга ниже уровня спроса на них. Не получила должного развития система кредитной кооперации, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства пока не вносят должного вклада в финансирование малого бизнеса;
• не развиты механизмы стимулирования развития малого инновационного предпринимательства. Отсутствуют системы бизнес-инкубаторов, технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приводит к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;
• не созданы необходимые условия для расширения доступа малых предприятий на рынок государственных и муниципальных закупок, не решена проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий, их выхода на российские и международные рынки;
• остаются нерешенными проблемы занятости и вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, повышения уровня официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровня их заработной платы и социального обеспечения.
Для эффективного решения отмеченных проблем предполагается организовать работу в следующих направлениях:
• облегчение предпринимательского старта и укрепление финансово-экономического положения малых предприятий;
• увеличение доли малого бизнеса в формировании валового регионального продукта;
• повышение конкурентоспособности и динамичности сектора малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития республики;
• расширение сфер деятельности малых предприятий;
• вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность и, как следствие, рост численности занятых в сфере малого бизнеса;
• увеличение средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов решить основные проблемы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике:
• совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на законодательное обеспечение развития малого предпринимательства, с учетом мнений предпринимателей, снижение административных барьеров;
• развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
• формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора;
• финансирование приоритетных направлений, содействие развитию малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах;
• осуществление структурных изменений в предпринимательской среде и повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства республики;
• практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства;
• поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства;
• подготовка кадров для сферы малого предпринимательства.
Для создания эффективной системы совершенствования существующей нормативно-правовой базы требуется организация мониторинга действующего законодательства с целью определения его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм.
Несмотря на комплекс уже принятых мер законодательного порядка, актуальной задачей остается создание и правовое совершенствование процедур финансовой поддержи малого предпринимательства — корректировка действующих механизмов с учетом происходящих экономических изменений в республике, разработка законодательных актов по развитию новых, нестандартных схем финансирования малых предприятий, систем гарантирования и страхования кредитных рисков.
С целью расширения доступа субъектов малого предпринимательства на рынок государственных и муниципальных закупок необходимо создать действенные правовую и организационную системы привлечения малого бизнеса к республиканским и муниципальным государственным заказам, сформировать базу данных конкурентоспособной продукции малых предприятий.
Особое внимание следует уделить упорядочению процедуры взаимодействия субъектов малого предпринимательства с контролирующими, надзорными и правоохранительными органами, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий, выявлению и устранению фактов нарушения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, созданию «горячих линий» по вопросам контроля и надзора за деятельностью малого предпринимательства.
Необходимо становление института третейских судов, что будет являться гарантом правовой защищенности предпринимательского сообщества.
Блок задач, отражающий развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественной поддержки малого предпринимательства, способных стимулировать привлечение в сферу малого бизнеса средств коммерческих банков, лизинговых и инвестиционных компаний, денежных накоплений граждан, предполагает реализацию следующих шагов:
• субсидирование расходов по договорам лизинга;
• субсидирование части затрат на приобретение нового технологического оборудования субъектами малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики. Реализация указанных механизмов позволит
привлекать на 1 руб. бюджетных средств до 4 руб. из внебюджетных источников.
Поскольку основным фактором, ограничивающим субъектам малого предпринимательства доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата, необходимо участие государства в решении данной проблемы. В этой связи будут выработаны предложения по внедрению схем гарантирования кредитных рисков, составлению моделей взаимодействия страховых организаций, банковских учреждений, субъектов малого предпринимательства и исполнительных органов государственной власти республики в вопросах кредитования и страхования малого бизнеса.
Приоритетной задачей становится финансовое наполнение созданных муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства с целью
микрокредитования предпринимателей, финансирования приоритетных проектов, определенных в муниципальных программах поддержки малого предпринимательства. Кроме того, при активной поддержке государства должна быть создана система кредитной кооперации, позволяющая существенно расширить доступ начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам. Реализация указанной системы позволит субъектам малого предпринимательства сформировать первоначальный капитал, положительную кредитную историю и стать стартовой площадкой для дальнейшего развития.
Предполагается создание бюро кредитных историй субъектов малого предпринимательства, в том числе привлекавших средства микрофинансовых организаций, повышение информированности банковских структур о потенциальных заемщиках.
Немаловажным фактором развития субъектов малого предпринимательства остается имущественная поддержка, включающая:
• формирование банка данных неиспользуемых производственных помещений и технологического оборудования;
• реструктуризация долгов крупных предприятий путем приобретения в государственную и муниципальную собственность имущественных комплексов с целью последующей их передачи субъектам малого бизнеса;
• повышение прозрачности сделок на рынке помещений , обеспечение дифференцированнос-ти ставок арендной платы по государственной и муниципальной собственности;
• создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
В рамках развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предполагается создание сети бизнес-инкубаторов. Приоритетной задачей является создание не только офисных, но и производственно-инновационных бизнес-инкубаторов, технопарков с последующей их интеграцией в единую систему имущественной и консалтинговой поддержки малого предпринимательства.
В рамках данного направления также планируется создание инфраструктуры небанковского финансирования малого предпринимательства (кредитные кооперативы), повышение стандартов ее деятельности путем интеграции в общероссийские саморегулируемые микрофинансовые организации.
Кроме того, будут выработаны предложения по созданию специализированной организации, предоставляющей гарантии субъектам малого предприни-
мательства для привлечения банковских кредитов, открыт филиал международного маркетингового центра с целью эффективного продвижения продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки.
Ограниченные финансовые возможности малых предприятий, высокая стоимость выставочных площадей, высокая стоимость и сложность процедуры сертификации деятельности компании, существующий уровень конкурентоспособности малых предприятий приводят к тому, что республиканские малые предприятия, как правило, не в состоянии пройти сертификацию по международным стандартам качества, обеспечить вывод своей продукции на международные и общероссийские рынки.
С учетом сказанного разрабатываются мероприятия, влияющие на рост стабильности сектора и повышение конкурентоспособности производимой в малом бизнесе продукции (работ и услуг), выход предпринимателей республики на новые рынки, в том числе межрегиональные и международные. В частности:
• расширение доступа субъектов малого предпринимательства на рынок государственных и муниципальных закупок, формирование региональной информационной системы о государственных закупках, включая базы данных о производимой субъектами малого предпринимательства продукции (работ, услуг);
• субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства для сертификации по международным стандартам качества;
• государственная поддержка выставочно-ярма-рочной деятельности, в том числе организация коллективных стендов на российских и международных мероприятиях, субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства на аренду выставочных площадей. Современный этап развития экономики республики, особенно сектора малого предпринимательства, характеризуется острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров универсального типа.
Данное направление предусматривает меры по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы поддержки малого предпринимательства. Особое внимание будет уделено повышению профессионального уровня руководителей муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, менеджеров кредитных кооперативов.
Регулярно будут проводиться семинары по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности, оказываться консалтинговые услуги
на базе бизнес-инкубаторов, центров поддержки малого предпринимательства.
Будет создана периодически обновляемая база данных инвестиционных проектов и каталог экспортной продукции малых предприятий, обеспечено их распространение в международных коммуникационных сетях.
Кроме того, в рамках данного направления планируется:
• проводить конкурсы среди молодежи на лучшую бизнес-идею с последующим выделением грантов на ее реализацию;
• разработать пакет типовых бизнес-планов по наиболее приоритетным направлениям развития предпринимательского сектора;
• осуществлять обучение безработных граждан основам ведения предпринимательской деятельности.
В результате выполнения указанных мероприятий темп роста числа субъектов малого предпринимательства должен составить 112—124 %. Число занятых в сфере малого бизнеса по отношению к общему числу занятых в экономике Кабардино-Балкарской Республики должно увеличиться до 22 %.
При этом доля малого бизнеса в валовом региональном продукте Кабардино-Балкарской Республики достигнет 26—30 %.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал. 1993.
2. Жемухов А.Х., Бекаров Г. А., Тагузлоев А.Х. Субъекты малого бизнеса: особенности учета и налогообложения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза. 2004.
3. Коршунова Л. Н., Проданова Н. А. Оценка и анализ рисков. — Ростов н/Д: Феникс. 2007.
4. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. // Российский экономический журнал. 1993.
5. Оноприенко В. И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. — М.: Профиздат. 1991.
6. Певзнер А. Г. Новое о малых предприятиях. — М.: АО «Факт». 1990.
7. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. // Проблемы теории и практики управления. 1990.
8. Серегин А. С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика. 1990.
9. Сибеков А. В., Джантотаева Л. Э., Бекаров Г. А., Керимова Л. В. Консультант предпринимателя. — Нальчик: Полиграф-сервис и Т. 2000.
10. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. // Вопросы экономики. 1993.