бенка. Это связь между неустойчивостью стиля воспитания и минимальностью санкций, в обоих случаях связь прямая. Чем реже родитель наказывает ребенка, тем менее стабильным и предсказуемым он оценивает свое воспитательное воздействие. Эта связь интересна еще и тем, что демонстрирует некоторое сходство между воспитательным воздействием отца в полной семье и его восприятием ребенком и таким же воздействием, оказываемым матерью на ребенка в неполной семье.
Таким образом, мы можем утверждать, что представления Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях имеют сходства и различия между собой. Сходства проявляются в идентичных паттернах взаимодействие матери и бабушки в полной и неполной расширенной семье по отношению к ребенку, которое носит конфликтный характер в сфере воспитания. Для полных и неполных расширенных семей характерно рассогласование представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии. Взаимодействие с каждым из родителей в полной расширенной семье имеет свои качественные отличия. Родителями и Прародителями в воспитательном взаимодействии по отно-
шению к ребенку существует конфликт и соперничество. Взаимодействие отца и ребенка преломляется через взаимодействие с дедушкой. Представления прародителей о взаимодействии с внуком согласованы между собой и характеризуются принятием внука. Прародители отмечают удовлетворенность взаимоотношениями с подростком. При этом можно говорить о наличии конфронтации и соперничества между бабушкой и отцом при взаимодействии с подростком. Подростки из неполной семьи считают себя более включенными во взаимодействие с родителем и прародителем, чем из неполной.
Библиографический список
1. Сапоровская М.В. Психология межпоколен-ных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 430 с.
2. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 188 с.
3. Сапоровская М.В. Характеристика межпоко-ленных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - N° 2. - С. 86-92.
УДК 371
Крылова Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
psychology2012@mail. ш
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Обсуждаются проблемы современной российской системы образования и активное развитие предпринимательства в системе отечественного образования, анализируются мотивы включения педагогов в предпринимательство.
Ключевые слова: образование, предпринимательство, репетиторство, функции репетиторства, мотивы включения педагогов в предпринимательскую деятельность.
Массовые сокращения штатов образовательных учреждений, уменьшение фи. нансирования системы образования, закрытие ряда частных образовательных учреждений в связи со сложной экономической ситуацией с одной стороны, а также возросшая необходимость подготовки детей в частном порядке к сдаче ЕГЭ, вместе с озабоченностью родителей о досуге детей, предоставленных самим себе в период повысившейся занятости взрослых на работе, с другой стороны, - это важные причины взлета популярности такого вида деятельности, как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
В последние годы в российской системе образования стала формироваться профессиональная группа, демонстрирующая особую деловую активность - группа предпринимателей или фрилансеров, тьюторов, репетиторов. Предпринимательскую деятельность, А.Л. Журавлев и В.П. Поздняков
предлагают понимать, как особый вид экономической деятельности, деловой активности субъекта, связанной с распоряжением ресурсами, которые находятся в собственности субъекта, и направленной на извлечение прибыли в условиях экономического риска и неопределенности (Журавлев А.Л., Поздняков В.П., 2012). Предприниматели в области образования могут демонстрировать все существенные признаки традиционные для предпринимательства, а именно: работа на себя, владение собственностью на средства производства, непосредственное участие в распределении прибыли, высокая ответственность за результаты использования прибыли, при этом специфика предпринимательства в сфере образования требует сегодня своего изучения и анализа.
Сегодня педагоги-фрилансеры, репетиторы, тьюторы - принимают на себя выполнение разнообразных функций, в которых находят отражение
74
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Крылова Н.Г, 2013
«недостатки», «изъяны» и «пробелы» общепринятой системы образования, а именно:
- посреднической (установление связей и партнерских отношений между семьями, учащимися и образовательным учреждением, педагогами массовой школы, для повышения эффективности образовательной деятельности);
- психолого-профилактической (организация свободного общения с семьей и ребенком, моделирование ситуации успеха для детей в массовой школе);
- информационной (информирование семей о возможных вариантах проведения досуга, развития творческой сферы личности ребенка (музыка, художественное творчество и т.д.);
- консультационно-образовательной (организация систематических индивидуальных или групповых занятий направленных на помощь в усвоении знаний, организация и проведение консультаций для родителей и детей, в рамках детального прора-батывания зон наибольшего затруднения и пробелов в освоении образовательной программы (фактически здесь, родители платят за некачественное выполнение школой (учителями-предметниками) своих обязанностей), или в выстраивании индивидуального маршрута ребенка по подготовке к Олимпиадам, ЕГЭ, ГИА и т.д.).
Услуги педагогов (фрилансеров, репетиторов, тьюторов) - это, как правило, услуги высококлассных профессионалов (учителей, преподавателей ВУЗов), состоявшихся и признанных в своих профессиональных средах специалистов. Однако, не все педагоги-профессионалы, становятся репетиторами. Включение педагогов в «теневое образовательное пространство» - это своеобразное изменение как образа их жизни, так и личности, и не все готовы к этому (М. Брей, 2003). Предпринимательство педагога - может стать постоянным источником дохода для него, а может выступать в качестве временной подработки. Не вызывает сомнения, что важным фактором включения педагогов в теневое образовательное пространство является - экономический: «репетиторство будет процветать там, где у педагога низкая заработная плата» (М. Брей, 2007). Однако, какие еще мотивы включения в этот вид деловой активности педагогов сегодня являются доминирующими - не известно.
По результатам нашего исследования, в котором приняли участие 68 педагогов, активно занимающихся репетиторством, мы увидели что наиболее четко можно выделить следующий вариант включения в предпринимательскую деятельность отечественного педагога - самостоятельное предпринимательство и основание «собственного дела», в отличие от российского бизнесмена, который мог получить предложение о партнерстве в уже имеющемся предприятии (Е.Б. Филинкова, 2000). В зависимости от способа принятия решения о включении в предпринимательскую деятельность мож-
но выделить следующие варианты: 51,2% заявили, что стали предпринимателями вынужденно или «под влиянием обстоятельств» (сокращение на работе, уход на пенсию, под влиянием семьи (недостаток материальных средств и т.д)); 31,7% утверждает, что их к предпринимательству подтолкнули коллеги, ранее включенные в этот вид предпринимательства или удачно сложившиеся обстоятельства (высокие результаты работы, «блестящие» отзывы клиентов и коллег); 18,1% педагогов, определяя свою позицию, отметили, что стали предпринимателями в сфере образования, так как им «хотелось иметь собственное дело в этой сфере уже давно». На вопрос о ведущем мотиве среди педагогов, включенных в предпринимательскую деятельность, ответы респондентов позволили нам увидеть, что мотив материальной состоятельности является ведущим чаще всего, следующий по значимости - это мотив личной независимости, на третьем месте -мотив самореализации (как высококвалифицированного профессионала предметника и педагога-воспитателя). То есть, можно сказать, что предприниматели в образовании склонны к следующей позиции: «Прежде всего нам хотелось бы иметь стабильный доход, обеспечивающий нам финансовую независимость и иметь возможность реализовывать себя как профессионала». В большинстве случаев под профессионалом респонденты указывали не роль предпринимателя, а роль педагога, что требует дальнейшего изучения и осмысления.
Мы полагаем, что необходимо подвергнуть анализу не только фиксируемые - технологические, но и личностные составляющие профессионализма педагога-предпринимателя, которые давно уже вышли за пределы знаний предмета и методики обучения, и интегрируют сложнопостроенные компетенции, гуманные ценности, креативные, интеллектуальные, коммуникативные и другие виды активности педагога. Важно выявить как они порождают многогранные ситуации продуктивной самореализации всех субъектов, включенных в образовательный процесс, вне рамок традиционных образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. - М., 2012.
2. Филинкова Е.Б. Мотивация и представления предпринимателей о своей предпринимательской деятельности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль: МАПН, 2000.
3. Bray M. Adverse Effects of Private Supplementary Tutoring: Dimensions, Implications, and Government Responses. Series: Ethics and Corruption in Education. - Paris: UNESCO International Institute for Educational Planning (11 EP), 2003.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
75