УДК 37.016
Крылова Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]
ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ-РЕПЕТИТОРОВ
Анализ факторов удовлетворенности педагогов-репетиторов своей работой приобретает большую актуальность и значимость в ситуации масштабного развития рынка «теневого образования», и увеличения численности педагогов-репетиторов. Большинство педагогов, работающих в школе, сегодня работают и в «теневом образовании», занимаются репетиторством. Исследование свидетельствует, что удовлетворенность педагога-репетитора своей работой во многом связанна с финансовой заинтересованностью педагогов в дополнительном заработке, с системой взаимоотношений с учащимися и их родителями, с гибкостью организации графика работы и вариативностью, используемых форм организации учебного процесса.
Ключевые слова: образование, репетиторство, удовлетворенность трудом, факторы удовлетворенности.
] щ инамические процессы, происходящие I I в современной системе образования, / 1 во многом обусловлены теми социально-экономическими изменениями, которые происходят как в мире, так и у нас в стране. Сегодня все сферы жизни общества находятся в постоянном изменении, и чтобы приспосабливаться к постоянно меняющейся реальности человек должен не просто соблюдать внешние нормы, требования и правила, но и уметь выстраивать собственную линию поведения, а также развиваться, актуализируя и реализуя собственные возможности. Одна из самых значимых сфер жизни взрослого человека - это его профессиональная деятельность.
Современное общество побуждает человека быть активным, предприимчивым, готовым к риску и брать на себя ответственность. Поэтому в сфере образования активно развивается феномен репетиторства, образуя новые профессиональные группы педагогов. Педагоги-репетиторы - это особая группа профессионалов, которые работают с учащимися, повторяя и объясняя уже прошедший материал, тем самым помогают учащимся получить знания и стать более успешными в определенной области знаний [3].
Лидером в изучении феномена репетиторства стал Марк Брей. По его мнению, репетиторство или «теневое образование» - явление, напрямую связанное с официальной или общепринятой системой образования, зависит от нее и гибко подвергается изменению при изменении официальной системы образования [4]. В последние десятилетие феномен репетиторства стал интенсивно изучаться и отечественными исследователями: А.И. Агеевым, Е.Ю. Алексеевой, Т.И. Заславским.
Услугами репетиторов сегодня пользуется большое количество учащихся и в России и во всем мире. Спрос на репетиторские услуги рассматривается как своеобразный результат взаимодействия экономической, политической и социальной реальности, которые наилучшим образом могут отражаться в сознании общества. Следует отметить, что спрос на репетиторские услуги испытывал сильное влияние образовательных реформ, прежде
всего введения ЕГЭ и ОГЭ. Новации такого рода вынуждают учащихся обращаться к педагогам-репетиторам для успешной сдачи экзамена и поступления в дальнейшем в престижный университет страны.
Одной из главных причин значительного роста репетиторских услуг, вероятно, является недостаточно высокий уровень оплаты труда педагога. Но она не единственная, так есть среди педагогов-репетиторов специалисты, которые ориентированы на поиск новых способов получения удовлетворенности от своего труда.
Вопросы анализа факторов удовлетворенности трудом приобретают большой интерес у исследователей. Категория «удовлетворенность трудом» - широко используемое в научной литературе понятие.
Исследователи традиционно выделяют следующие факторы удовлетворенности работой: а) заработная плата; б) система отношений с коллегами; в) взаимоотношения с руководителем и руководством; г) перспективность движения по «служебной лестнице»; д) удовлетворенность условиями работы; е) удовлетворенность фирмой и формами организации рабочего времени; ж) свободный статус и личная идентичность; и) перспективность жизненных целей и т.д. [1].
Изучая факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов и педагогов, не включенных в «теневое образование», нами было проведено исследование, в котором приняли участие 156 педагогов, работающих в муниципальных и районных бюджетных образовательных учреждениях г. Костромы и Костромского района. Из наших респондентов: 66 педагогов не занимаются предпринимательской деятельностью, а 90 педагогов - совмещают работу в школе с активным репетиторством. Все респонденты - женщины. Педагогический стаж от 2 лет до 40 лет. В исследовании уровня удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов было использовано авторское полуструктурированное интервью.
Полуструктурированное интервью включало в себя ряд вопросов, которые были сгруппированы по блокам: ведущие мотивы педагогов; особен-
© Крылова Н.Г., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
33
ВЕДАрОКДШАетвореииости трудом педагогов-репетиторов
I С финансовой заинтересованностью
I С ВОЗМОЖНОСТЬЮ
использовать новые технологии
1 С отсутствием контроля
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Ваше включение в репетиторскую деятельность в большей степени связано с...?»
ности взаимоотношений с учениками; способы формирования «базы клиентов»; предпочитаемые порядок и форма работы с учащимися; удовлетворенность профессиональной деятельностью.
На первый вопрос анкеты «Занимаетесь ли вы репетиторством?» были получены следующие результаты: 55% педагогов занимаются репетиторством, из них 84% - занимаются репетиторством постоянно, а 16% - время от времени; 45% - не ведут репетиторскую деятельность, но 20,8% из них занимались репетиторством раньше. В группу педагогов, не занимающихся репетиторством, были включены педагоги начальных классов, учителя музыки, учителя-технологии, учителя физкультуры, социальные педагоги, педагоги-организаторы и педагоги-психологи, поскольку дополнительные занятия по этим предметам не пользуются большой популярностью, однако, практически все учителя-«предметники» занимаются репетиторством.
На наш вопрос: «Ваше включение в репетиторскую деятельность в большей степени связано с ...?» - 77,4% педагогов ответили, что связано с финансовой заинтересованностью, 13% - с возможностью использовать новые технологии для преподавания предмета и возможность работать в адаптированном под учащихся темпе, а 9,6% -с отсутствием контроля деятельности со стороны руководства (рис. 1).
Можно предположить, что ведущим мотивом для включения в систему «теневого образования» является финансовая заинтересованность педагога, которая играет важную роль в построении деятельности репетитора в «теневом образовании», заставляя обращать внимание на потребности и запросы клиента-ученика. Все перечисленные причины для обращения к репетиторству дублируют выявляемые мотивы для занятия предпринимательской деятельностью в целом (достижение материального успеха, реализация профессиональных способностей, стремление к самостоятельности и независимости).
Педагоги-репетиторы, участвующие в нашем исследовании, совмещают этот вид деятельности с основной работой в школе и не готовы отказаться от стабильности, общественного признания и дру-
гих моральных видов стимулирования в государственной системе образования.
Так, 57% педагогов-репетиторов указали на то, что признание профессиональных успехов в официальной системе образования (квалификационные категории, звания, должности и т.д.) приносит им удовлетворение. Многие респонденты отмечают, что они могут получить удовлетворение от участия и победы в конкурсах профессионального мастерства; от наличия гарантированной заработной платы; от возможности приобрести стаж, необходимый для получения льготной пенсии по выслуге лет; от возможности подобрать себе клиентов для дополнительных занятий в рамках «теневого образования» и т. д. 10% педагогов-репетиторов отмечают, что им доставляет радость и удовлетворение работа и в школе, и в «теневом образовании». У 33% педагогов-репетиторов в удовлетворенности профессиональной деятельностью доминирует работа в пространстве «теневого образования».
Свобода в выборе учеников является важной для педагогов и выступает одной из особенностей репетиторской деятельности. Анализируя результаты нашего исследования, было установлено, что - 51,6% педагогов-репетиторов, предпочитают заниматься со среднеуспевающими учащимися, для 41,9% педагогов-репетиторов «багаж знаний» учащегося не имеет значения, а 6,5% педагогов, занимающихся репетиторством, хотят заниматься с одаренными детьми. Педагог-репетитор, как правило, готов разделить ответственность за результат своей деятельности со своими учащимися, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Для изучения предпочитаемых форм работы педагога-репетитора и оценки меры их эффективности, респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, наибольшую эффективность, в работе с учащимися, посещающими занятия с вами можно достичь при использовании...».
Ответы педагогов, не занимающихся репетиторством, оказались следующими: при групповой форме работы - 83%, при индивидуальной - 12,5, при сочетании обеих форм - 4,2. Такой результат в ответах можно объяснить тем, что педагоги
Вестник КГУ Л 2018
34
100,00%
■ Педагога, включенные только в образовательную детальность
Педа гога -репетиторы
Групповая форма Индивидуальная Сочетание обеих работы форма работы форм
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, наибольшую эффективность, в работе с учащимися, посещающими занятия с вами можно достичь при использовании...»
привыкли работать в определенном режиме и им сложно перестроить свою деятельность, используя новые формы обучения и измененный формат взаимоотношений с учащимися.
У педагогов-репетиторов превалирует ответ, что наибольшую эффективность в обучении учащихся можно достичь при групповой работе с учащимися - 58%. При этом оговаривается, что она должна проходить в малых группах, поскольку именно в этой форме работы присутствует элемент соревнования, стимулирующий учащихся к деятельности. Для 29% этой категории педагогов представляется более эффективной индивидуальная форма работы, позволяющая максимально учесть пожелания и особенности учеников. 13% респондентов указывают на предпочтительность сочетания групповой и индивидуальных форм (рис. 2).
Можно сказать, что педагоги, включенные в «теневое образование» и занимающиеся репетиторством, более гибко используют формы организации занятий с учащимися, ориентируясь на тот формат, который больше нравится учащимся, более адаптирован к их возрасту и отвечает запросам учащихся и их родителей. При этом, лишь один педагог-репетитор отметил, что эффективность его занятий с учащимися во многом связана с тем, что он может перестраивать и выбирать формы организации своих занятий, гибко реагируя запросы учащегося, а так же на его физическое и психологическое состояние.
Отношения с учащимися играют значимую роль в определении меры удовлетворенности педагогов своей работой.
79,2% педагогов, занимающихся педагогической деятельностью только в официальной системе образования, в нашем опросе указали, что отношения с учащимися влияют на их удовлетворенность профессиональной деятельностью, но не в решающей степени. 16,7% отметили, что не влияют, а 4,1% педагогов полагали, что их отношения с учащимися оказывают сильное влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью.
При этом, 100% педагогов-репетиторов отмечают, что отношения с учащимися влияют на результат их профессиональной деятельности, а по мнению 70,9% педагогов, не занимающихся репе-
титорством, взаимоотношения влияют на эффективность их деятельности, но не играют решающую роль. 25,8% педагогов-репетиторов отмечают, что отношения с учащимися оказывают очень сильное влияние на результативность их труда. Лишь 3,3% педагогов-репетиторов отмечают, что отношения с воспитанниками не оказывают влияние на результаты их обучения. Возможно, это говорит об ориентированности репетиторской деятельности в первую очередь на учащегося, его запросы и потребности, поскольку именно удовлетворение потребностей клиента продвигает репетиторов на новый уровень, развивая клиентоцентрированные отношения.
Одной из особенностей деятельности педагогов-репетиторов является и то, что они сами могут планировать своё рабочее время. На вопрос: «Какой режим работы для Вас более удобен?» большинство педагогов, включенных в теневое образование и занимающихся репетиторством (а именно 90,32%) предпочитают гибкий график работы и только 9,68% - стабильный график и полную занятость. Педагоги, занимающиеся педагогической деятельностью только в школах, так же высказывают предпочтения гибким графикам работы и неполному рабочему дню - 58,33%, однако 41,67% педагогов высказываются за вариант полной занятости (рис. 3).
Нас интересовало, насколько удовлетворенность может быть связанна с возможностью проявлять в своей профессиональной деятельности такие качества как склонность к риску, возможностью попробовать себя в чем-то новом и в новых условиях. Вопрос об этом в нашем исследовании сформулирован так: «Я чаще берусь за трудные профессиональные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу». Мнения среди педагогов по этому вопросу разошлись.
41,7% педагогов, занимающихся образовательной деятельностью только в школах, затрудняются сделать выбор между легкими и трудными профессиональными задачами, 20,8% - без сомнения выберут легкие варианты решения, 16,8% - скорей всего также сделают выбор в пользу лёгких реше-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
35
ВЕДАрОКМШАетвореииости трудом педагогов-репетиторов
100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
■ Педа го ги-репетиторы
: Педагоги, занимающиеся образовательной деятельностью
Гибкий график: работы
Стабильный график работы
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какой график работы для вас более удобен?»
ний, 12,5% - выберут трудные, но продуктивные решения и 8,3% - склоняются к выбору более сложных решений.
У педагогов, которые были включены в теневое образование и занимались репетиторством, было отмечено, что 29% скорей всего предпочтут трудные задачи, чем легкие, 22,6% - без сомнения выберут трудные задачи, 19,4% - не знают ответа или не задумывались над этим вопросом, 16,1% - выберут в качестве предпочтительных лёгкие задачи, а 12,9% - скорей всего предпочтут легкие задачи сложным.
Таким образом, можно увидеть, что чуть больше половины педагогов, занимающихся репетиторством готовы к решению сложных задач. Возможно, это можно связывать с тем, что педагоги готовые браться за сложные профессиональные задачи более востребованы на рынке «теневого образования» и стоимость их услуг может быть более высокой.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью оказывает большое влияние на мотивацию педагога. Педагоги-репетиторы, высказывают большое удовлетворение экономическими результатами своей деятельности (среднее значение в этой группе 6,4), чем педагоги, занимающиеся только образовательной деятельностью в школах (среднее значение в этой группе 4,1). Удовлетворенность работой в целом также выше у педагогов, включенных в теневое образование. Среднее значение удовлетворенности работой в целом составило 5,6 у педагогов, включенных в «теневое образование» и 4,5 - у педагогов, включенных лишь в официальную образовательную деятельность.
В целом, наше исследование показало, что большинство педагогов, работающих в школе, сегодня работают в «теневом образовании» и занимаются репетиторством. Основным мотивом включения в «теневое образование» является финансовая заинтересованность педагогов в дополнительном заработке, что является одним из ключевых факторов удовлетворенности их своей деятельностью. Удовлетворенность педагога-репетитора своей работой во многом связанна с его взаимоотношениями с учащимися, что демонстрирует ориентированность педагогов-репетиторов на потребности
и запросы учащегося - ключевого потребителя их услуг. Педагоги, включенные в теневое образование и занимающиеся репетиторством, демонстрируют большую склонность и готовность к риску, они стремятся «что-то изменить и что-то попробовать». В целом можно отметить, что у педагогов-репетиторов выше удовлетворенность своей работой за счет возможности компенсировать «проблемные зоны» официальной системы образования ресурсами «теневого образования».
Библиографический список
1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. - СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999. - 240 с.
3. Крылова Н.Г. Некоторые подходы к анализу особенностей психологии предпринимательской деятельности в образовании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 74-75.
4. Bray M. The shadow education system: private tutoring and its implications for planners (Second edition) / UNESCO: International Institute for Educational Planning. - Paris, 2007. - 102 s.
References
1. Argail M. Pseshologeia schastia. - SPb., 2003. -271 s.
2. Deineka О^. Economicheckia psicholocia: cocialnopoliticeskie problem. - SPb., 1999. - 240 s.
3. Krylova N.G. Nekotoruye podchodu k analizu osobennostey psichologigi predprinimatelskoy deyatelnosti v obrazovanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psichologiya. Socialnaya rabota. Juvenology. Sociokinetika. - 2013. - Т. 19. - № 4. -S. 74-75.
4. Bray M. The shadow education system: private tutoring and its implications for planners (Second edition) / UNESCO: International Institute for Educational Planning. - Paris, 2007. - 102 s.
Вестник КГУ A 2018
36