Научная статья на тему 'Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов'

Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕПЕТИТОРСТВО / ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / SATISFACTION FACTORS / PRIVATE TUTORING / SATISFACATION WITH LABOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Наталья Геннадьевна

Анализ факторов удовлетворенности педагогов-репетиторов своей работой приобретает большую актуальность и значимость в ситуации масштабного развития рынка «теневого образования», и увеличения численности педагогов-репетиторов. Большинство педагогов, работающих в школе, сегодня работают и в «теневом образовании», занимаются репетиторством. Исследование свидетельствует, что удовлетворенность педагога-репетитора своей работой во многом связанна с финансовой заинтересованностью педагогов в дополнительном заработке, с системой взаимоотношений с учащимися и их родителями, с гибкостью организации графика работы и вариативностью, используемых форм организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of pedagogues'' private tutors'' satisfaction with their labour''s results

Satisfaction with one's work is an important indicator that characterises the entire labour activity from the point of view of its social efficiency. Analysis of the factors of pedagogues' private tutors' satisfaction with their work is becoming more topical and important in the situation of large-scale development of the market of "shadow education", and increasing the number of pedagogues who earn extra money as private tutors. The majority of pedagogues working at school work in "shadow education" today and are engaged in tutoring. Pedagogues' private tutors' satisfaction with their work is largely associated with the financial interest of pedagogues in additional earnings, with the system of relationships with pupils and their parents, with the flexibility of the organisation of the work schedule and variability of the forms used to organise the educational process.

Текст научной работы на тему «Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов»

УДК 37.016

Крылова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]

ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ-РЕПЕТИТОРОВ

Анализ факторов удовлетворенности педагогов-репетиторов своей работой приобретает большую актуальность и значимость в ситуации масштабного развития рынка «теневого образования», и увеличения численности педагогов-репетиторов. Большинство педагогов, работающих в школе, сегодня работают и в «теневом образовании», занимаются репетиторством. Исследование свидетельствует, что удовлетворенность педагога-репетитора своей работой во многом связанна с финансовой заинтересованностью педагогов в дополнительном заработке, с системой взаимоотношений с учащимися и их родителями, с гибкостью организации графика работы и вариативностью, используемых форм организации учебного процесса.

Ключевые слова: образование, репетиторство, удовлетворенность трудом, факторы удовлетворенности.

] щ инамические процессы, происходящие I I в современной системе образования, / 1 во многом обусловлены теми социально-экономическими изменениями, которые происходят как в мире, так и у нас в стране. Сегодня все сферы жизни общества находятся в постоянном изменении, и чтобы приспосабливаться к постоянно меняющейся реальности человек должен не просто соблюдать внешние нормы, требования и правила, но и уметь выстраивать собственную линию поведения, а также развиваться, актуализируя и реализуя собственные возможности. Одна из самых значимых сфер жизни взрослого человека - это его профессиональная деятельность.

Современное общество побуждает человека быть активным, предприимчивым, готовым к риску и брать на себя ответственность. Поэтому в сфере образования активно развивается феномен репетиторства, образуя новые профессиональные группы педагогов. Педагоги-репетиторы - это особая группа профессионалов, которые работают с учащимися, повторяя и объясняя уже прошедший материал, тем самым помогают учащимся получить знания и стать более успешными в определенной области знаний [3].

Лидером в изучении феномена репетиторства стал Марк Брей. По его мнению, репетиторство или «теневое образование» - явление, напрямую связанное с официальной или общепринятой системой образования, зависит от нее и гибко подвергается изменению при изменении официальной системы образования [4]. В последние десятилетие феномен репетиторства стал интенсивно изучаться и отечественными исследователями: А.И. Агеевым, Е.Ю. Алексеевой, Т.И. Заславским.

Услугами репетиторов сегодня пользуется большое количество учащихся и в России и во всем мире. Спрос на репетиторские услуги рассматривается как своеобразный результат взаимодействия экономической, политической и социальной реальности, которые наилучшим образом могут отражаться в сознании общества. Следует отметить, что спрос на репетиторские услуги испытывал сильное влияние образовательных реформ, прежде

всего введения ЕГЭ и ОГЭ. Новации такого рода вынуждают учащихся обращаться к педагогам-репетиторам для успешной сдачи экзамена и поступления в дальнейшем в престижный университет страны.

Одной из главных причин значительного роста репетиторских услуг, вероятно, является недостаточно высокий уровень оплаты труда педагога. Но она не единственная, так есть среди педагогов-репетиторов специалисты, которые ориентированы на поиск новых способов получения удовлетворенности от своего труда.

Вопросы анализа факторов удовлетворенности трудом приобретают большой интерес у исследователей. Категория «удовлетворенность трудом» - широко используемое в научной литературе понятие.

Исследователи традиционно выделяют следующие факторы удовлетворенности работой: а) заработная плата; б) система отношений с коллегами; в) взаимоотношения с руководителем и руководством; г) перспективность движения по «служебной лестнице»; д) удовлетворенность условиями работы; е) удовлетворенность фирмой и формами организации рабочего времени; ж) свободный статус и личная идентичность; и) перспективность жизненных целей и т.д. [1].

Изучая факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов и педагогов, не включенных в «теневое образование», нами было проведено исследование, в котором приняли участие 156 педагогов, работающих в муниципальных и районных бюджетных образовательных учреждениях г. Костромы и Костромского района. Из наших респондентов: 66 педагогов не занимаются предпринимательской деятельностью, а 90 педагогов - совмещают работу в школе с активным репетиторством. Все респонденты - женщины. Педагогический стаж от 2 лет до 40 лет. В исследовании уровня удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов было использовано авторское полуструктурированное интервью.

Полуструктурированное интервью включало в себя ряд вопросов, которые были сгруппированы по блокам: ведущие мотивы педагогов; особен-

© Крылова Н.Г., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

33

ВЕДАрОКДШАетвореииости трудом педагогов-репетиторов

I С финансовой заинтересованностью

I С ВОЗМОЖНОСТЬЮ

использовать новые технологии

1 С отсутствием контроля

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Ваше включение в репетиторскую деятельность в большей степени связано с...?»

ности взаимоотношений с учениками; способы формирования «базы клиентов»; предпочитаемые порядок и форма работы с учащимися; удовлетворенность профессиональной деятельностью.

На первый вопрос анкеты «Занимаетесь ли вы репетиторством?» были получены следующие результаты: 55% педагогов занимаются репетиторством, из них 84% - занимаются репетиторством постоянно, а 16% - время от времени; 45% - не ведут репетиторскую деятельность, но 20,8% из них занимались репетиторством раньше. В группу педагогов, не занимающихся репетиторством, были включены педагоги начальных классов, учителя музыки, учителя-технологии, учителя физкультуры, социальные педагоги, педагоги-организаторы и педагоги-психологи, поскольку дополнительные занятия по этим предметам не пользуются большой популярностью, однако, практически все учителя-«предметники» занимаются репетиторством.

На наш вопрос: «Ваше включение в репетиторскую деятельность в большей степени связано с ...?» - 77,4% педагогов ответили, что связано с финансовой заинтересованностью, 13% - с возможностью использовать новые технологии для преподавания предмета и возможность работать в адаптированном под учащихся темпе, а 9,6% -с отсутствием контроля деятельности со стороны руководства (рис. 1).

Можно предположить, что ведущим мотивом для включения в систему «теневого образования» является финансовая заинтересованность педагога, которая играет важную роль в построении деятельности репетитора в «теневом образовании», заставляя обращать внимание на потребности и запросы клиента-ученика. Все перечисленные причины для обращения к репетиторству дублируют выявляемые мотивы для занятия предпринимательской деятельностью в целом (достижение материального успеха, реализация профессиональных способностей, стремление к самостоятельности и независимости).

Педагоги-репетиторы, участвующие в нашем исследовании, совмещают этот вид деятельности с основной работой в школе и не готовы отказаться от стабильности, общественного признания и дру-

гих моральных видов стимулирования в государственной системе образования.

Так, 57% педагогов-репетиторов указали на то, что признание профессиональных успехов в официальной системе образования (квалификационные категории, звания, должности и т.д.) приносит им удовлетворение. Многие респонденты отмечают, что они могут получить удовлетворение от участия и победы в конкурсах профессионального мастерства; от наличия гарантированной заработной платы; от возможности приобрести стаж, необходимый для получения льготной пенсии по выслуге лет; от возможности подобрать себе клиентов для дополнительных занятий в рамках «теневого образования» и т. д. 10% педагогов-репетиторов отмечают, что им доставляет радость и удовлетворение работа и в школе, и в «теневом образовании». У 33% педагогов-репетиторов в удовлетворенности профессиональной деятельностью доминирует работа в пространстве «теневого образования».

Свобода в выборе учеников является важной для педагогов и выступает одной из особенностей репетиторской деятельности. Анализируя результаты нашего исследования, было установлено, что - 51,6% педагогов-репетиторов, предпочитают заниматься со среднеуспевающими учащимися, для 41,9% педагогов-репетиторов «багаж знаний» учащегося не имеет значения, а 6,5% педагогов, занимающихся репетиторством, хотят заниматься с одаренными детьми. Педагог-репетитор, как правило, готов разделить ответственность за результат своей деятельности со своими учащимися, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Для изучения предпочитаемых форм работы педагога-репетитора и оценки меры их эффективности, респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, наибольшую эффективность, в работе с учащимися, посещающими занятия с вами можно достичь при использовании...».

Ответы педагогов, не занимающихся репетиторством, оказались следующими: при групповой форме работы - 83%, при индивидуальной - 12,5, при сочетании обеих форм - 4,2. Такой результат в ответах можно объяснить тем, что педагоги

Вестник КГУ Л 2018

34

100,00%

■ Педагога, включенные только в образовательную детальность

Педа гога -репетиторы

Групповая форма Индивидуальная Сочетание обеих работы форма работы форм

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, наибольшую эффективность, в работе с учащимися, посещающими занятия с вами можно достичь при использовании...»

привыкли работать в определенном режиме и им сложно перестроить свою деятельность, используя новые формы обучения и измененный формат взаимоотношений с учащимися.

У педагогов-репетиторов превалирует ответ, что наибольшую эффективность в обучении учащихся можно достичь при групповой работе с учащимися - 58%. При этом оговаривается, что она должна проходить в малых группах, поскольку именно в этой форме работы присутствует элемент соревнования, стимулирующий учащихся к деятельности. Для 29% этой категории педагогов представляется более эффективной индивидуальная форма работы, позволяющая максимально учесть пожелания и особенности учеников. 13% респондентов указывают на предпочтительность сочетания групповой и индивидуальных форм (рис. 2).

Можно сказать, что педагоги, включенные в «теневое образование» и занимающиеся репетиторством, более гибко используют формы организации занятий с учащимися, ориентируясь на тот формат, который больше нравится учащимся, более адаптирован к их возрасту и отвечает запросам учащихся и их родителей. При этом, лишь один педагог-репетитор отметил, что эффективность его занятий с учащимися во многом связана с тем, что он может перестраивать и выбирать формы организации своих занятий, гибко реагируя запросы учащегося, а так же на его физическое и психологическое состояние.

Отношения с учащимися играют значимую роль в определении меры удовлетворенности педагогов своей работой.

79,2% педагогов, занимающихся педагогической деятельностью только в официальной системе образования, в нашем опросе указали, что отношения с учащимися влияют на их удовлетворенность профессиональной деятельностью, но не в решающей степени. 16,7% отметили, что не влияют, а 4,1% педагогов полагали, что их отношения с учащимися оказывают сильное влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью.

При этом, 100% педагогов-репетиторов отмечают, что отношения с учащимися влияют на результат их профессиональной деятельности, а по мнению 70,9% педагогов, не занимающихся репе-

титорством, взаимоотношения влияют на эффективность их деятельности, но не играют решающую роль. 25,8% педагогов-репетиторов отмечают, что отношения с учащимися оказывают очень сильное влияние на результативность их труда. Лишь 3,3% педагогов-репетиторов отмечают, что отношения с воспитанниками не оказывают влияние на результаты их обучения. Возможно, это говорит об ориентированности репетиторской деятельности в первую очередь на учащегося, его запросы и потребности, поскольку именно удовлетворение потребностей клиента продвигает репетиторов на новый уровень, развивая клиентоцентрированные отношения.

Одной из особенностей деятельности педагогов-репетиторов является и то, что они сами могут планировать своё рабочее время. На вопрос: «Какой режим работы для Вас более удобен?» большинство педагогов, включенных в теневое образование и занимающихся репетиторством (а именно 90,32%) предпочитают гибкий график работы и только 9,68% - стабильный график и полную занятость. Педагоги, занимающиеся педагогической деятельностью только в школах, так же высказывают предпочтения гибким графикам работы и неполному рабочему дню - 58,33%, однако 41,67% педагогов высказываются за вариант полной занятости (рис. 3).

Нас интересовало, насколько удовлетворенность может быть связанна с возможностью проявлять в своей профессиональной деятельности такие качества как склонность к риску, возможностью попробовать себя в чем-то новом и в новых условиях. Вопрос об этом в нашем исследовании сформулирован так: «Я чаще берусь за трудные профессиональные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу». Мнения среди педагогов по этому вопросу разошлись.

41,7% педагогов, занимающихся образовательной деятельностью только в школах, затрудняются сделать выбор между легкими и трудными профессиональными задачами, 20,8% - без сомнения выберут легкие варианты решения, 16,8% - скорей всего также сделают выбор в пользу лёгких реше-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

35

ВЕДАрОКМШАетвореииости трудом педагогов-репетиторов

100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

■ Педа го ги-репетиторы

: Педагоги, занимающиеся образовательной деятельностью

Гибкий график: работы

Стабильный график работы

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какой график работы для вас более удобен?»

ний, 12,5% - выберут трудные, но продуктивные решения и 8,3% - склоняются к выбору более сложных решений.

У педагогов, которые были включены в теневое образование и занимались репетиторством, было отмечено, что 29% скорей всего предпочтут трудные задачи, чем легкие, 22,6% - без сомнения выберут трудные задачи, 19,4% - не знают ответа или не задумывались над этим вопросом, 16,1% - выберут в качестве предпочтительных лёгкие задачи, а 12,9% - скорей всего предпочтут легкие задачи сложным.

Таким образом, можно увидеть, что чуть больше половины педагогов, занимающихся репетиторством готовы к решению сложных задач. Возможно, это можно связывать с тем, что педагоги готовые браться за сложные профессиональные задачи более востребованы на рынке «теневого образования» и стоимость их услуг может быть более высокой.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью оказывает большое влияние на мотивацию педагога. Педагоги-репетиторы, высказывают большое удовлетворение экономическими результатами своей деятельности (среднее значение в этой группе 6,4), чем педагоги, занимающиеся только образовательной деятельностью в школах (среднее значение в этой группе 4,1). Удовлетворенность работой в целом также выше у педагогов, включенных в теневое образование. Среднее значение удовлетворенности работой в целом составило 5,6 у педагогов, включенных в «теневое образование» и 4,5 - у педагогов, включенных лишь в официальную образовательную деятельность.

В целом, наше исследование показало, что большинство педагогов, работающих в школе, сегодня работают в «теневом образовании» и занимаются репетиторством. Основным мотивом включения в «теневое образование» является финансовая заинтересованность педагогов в дополнительном заработке, что является одним из ключевых факторов удовлетворенности их своей деятельностью. Удовлетворенность педагога-репетитора своей работой во многом связанна с его взаимоотношениями с учащимися, что демонстрирует ориентированность педагогов-репетиторов на потребности

и запросы учащегося - ключевого потребителя их услуг. Педагоги, включенные в теневое образование и занимающиеся репетиторством, демонстрируют большую склонность и готовность к риску, они стремятся «что-то изменить и что-то попробовать». В целом можно отметить, что у педагогов-репетиторов выше удовлетворенность своей работой за счет возможности компенсировать «проблемные зоны» официальной системы образования ресурсами «теневого образования».

Библиографический список

1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

2. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. - СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999. - 240 с.

3. Крылова Н.Г. Некоторые подходы к анализу особенностей психологии предпринимательской деятельности в образовании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 74-75.

4. Bray M. The shadow education system: private tutoring and its implications for planners (Second edition) / UNESCO: International Institute for Educational Planning. - Paris, 2007. - 102 s.

References

1. Argail M. Pseshologeia schastia. - SPb., 2003. -271 s.

2. Deineka О^. Economicheckia psicholocia: cocialnopoliticeskie problem. - SPb., 1999. - 240 s.

3. Krylova N.G. Nekotoruye podchodu k analizu osobennostey psichologigi predprinimatelskoy deyatelnosti v obrazovanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psichologiya. Socialnaya rabota. Juvenology. Sociokinetika. - 2013. - Т. 19. - № 4. -S. 74-75.

4. Bray M. The shadow education system: private tutoring and its implications for planners (Second edition) / UNESCO: International Institute for Educational Planning. - Paris, 2007. - 102 s.

Вестник КГУ A 2018

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.