DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10515 УДК 37.02
Л. Б. Райхельгауз https://orcid.org/0000-0001-9797-794X
Репетиторство как социально-педагогический феномен
Статья посвящена анализу одного из наиболее распространенных видов неформальных образовательных практик в стране и в мире - индивидуальному дополнительному образованию, или репетиторству. Отмечается, что на сегодняшний день в официальной педагогической науке к частной практике репетиторства, в целом, сложилось негативное отношение. Вместе с тем анализ показал, что нет репрезинтативных исследований эффективности данной формы обучения. Эмпирические данные, полученные в разных странах мира, противоречивы и не имеют четких методологических оснований. В связи с чем провести компаративный анализ практически невозможно. Вместе с тем, анализ востребованности репетиторства, запросов родителей и учеников, удовлетворенности результатами такой формы образования показал, что данная практика заняла устойчивую позицию на рынке образовательных услуг. В связи с чем автором предлагается рассматривать репетиторство как социально-педагогический феномен и актуализировать анализ репетиторских практик. Типологизация моделей индивидуального дополнительного обучения, изучение методов индивидуализации, стандартизация требований к частным репетиторским услугам, по мнению автора данной статьи, позволит сформировать рекомендации для родителей по выбору эффективного педагога для своих детей.
Ключевые слова: индивидуализация, образовательные услуги, репетиторство, социально-педагогический подход.
L. B. Raikhelgauz
Private tutoring as a socio-pedagogical phenomenon
the Article is devoted to the analysis of one of the most common types of non-formal educational practices in the country and in the world - individual additional education, or tutoring. It is noted that today in the official pedagogical science to the private practice of tutoring, in General, there was a negative attitude. However, the analysis showed that there are no representative studies of the effectiveness of this form of training. Empirical data obtained in different countries of the world are contradictory and do not have clear methodological grounds. Therefore, it is almost impossible to carry out a comparative analysis. At the same time, the analysis of the demand for tutoring, requests of parents and students, satisfaction with the results of this form of education showed that this practice has taken a stable position in the market of educational services. In this connection, the author proposes to consider tutoring as a
© Райхельгауз Л. Б., 2019
106
Л. Б. Райхельгауз
socio-pedagogical phenomenon and to update the analysis of tutoring practices. Typology of models of individual additional training, the study of methods of individualization, standardization of requirements for private tutoring services, according to the author of this article, will form recommendations for parents to choose an effective teacher for their children.
Key words: individualization, educational services, tutoring, socio-pedagogical approach.
Анализ феномена частного репетиторства показывает, с одной стороны, что оно стало постоянным фактором обучения. С другой стороны, эта практика является проблематичной, часто осуждаемой, поскольку направлена на компенсацию недостатков школьной системы. Многие публикации по репетиторству носят негативный характер: данный вид образовательных услуг называется «проблемой педагогической науки и практики» [8], теневой стороной образования, и даже «ментальной болезнью учителей» [2].
Вместе с тем, частное репетиторство имеет давнюю традицию, восходящую к Древней Греции, еще Сократ вовлекал каждого из своих учеников в умозрительные диалоги. Эта традиция продолжалась и в римскую эпоху, когда Цицерон учил своих учеников принципам риторики, основываясь на индивидуальном подходе. Великие итальянские ученые эпохи Возрождения Велто-рино де Фельтре, Гуарино да Верона, Кастильоне и другие служили наставниками при дворах вельмож. Королевские семьи Европы использовали репетиторов для обучения своих детей. И эта практика распространялась сначала на дворян-
ство, потом перешла к крупным землевладельцам, затем к растущему буржуазному классу и, наконец, к прагматичному среднему классу. Эразмус, Томас Мор, Роджер Эшем, Томас Эллиот и другие написали работы, пропагандирующие использование репетиторов в качестве альтернативы некачественным школам своего времени. Джон Локк, Франсуа Фенелон, Жан-Жак Руссо и другие рассматривали домашнее обучение как идеальную форму образования.
Сегодня многие виды частных репетиторских услуг весьма популярны и широко доступны. При этом относительно мало исследований было проведено по вопросу о взаимоотношениях между работой школьников с репетитором и их академической успешностью [9, 11, 13]. В попытках доказательства эффективности частного репетиторства используются противоречивые и смешанные результаты. Так, ряд исследований показал положительную взаимосвязь между частным репетиторством и академическими достижениями школьников: в Германии [15], Японии [16] и Вьетнаме [12], а ряд отрицательную: в Корее [14] и Сингапуре [10]. Тем не менее, к результатам этих исследова-
Репетиторство как социально-педагогический феномен
107
ний следует относиться с осторожностью, потому что в их ходе не контролировалась достоверным образом внутренняя предопределенность репетиторских практик, независимость частного обучения от внешних факторов, тем самым данные результаты нельзя считать в полной мере надежными.
Не получено достоверных результатов и на российских выборках.
В 2017 г. в публикации «Российской газеты» с говорящим названием «Школьники не могут сдать ЕГЭ без репетитора» сообщалось: «По разным оценкам, от 10 до 70 % учителей подрабатывают репетиторами и 24 % учеников пользуются услугами частных педагогов». В той же статье приводилось следующее мнение одного из частных преподавателей Санкт-Петербурга: «Сейчас репетиторы есть у всех школьников. Сначала это было стыдно, мол, ребенок от программы отстает, потом стало круто, а теперь уже необходимо. Почему? Школа в последнее время стала устраняться от ответственности за образование и потихоньку перекладывает ее на плечи родителей или дополнительных курсов, которые сейчас тоже обязательны. Мамы и папы рассказывают, что в некоторых школах Петербурга накануне экзаменов их даже просят подписать бумаги, что к результатам ЕГЭ и ГИА они претензий не имеют. То есть школа изначально ничего не гарантирует» [1].
Наиболее масштабным можно назвать исследование Высшей школы экономики, которое было проведено с 2 936 учениками выпускных классов в 127 школах трех российских регионов, в ходе которого не было выявлено значимых корреляций между занятием с репетитором и высокими баллами ЕГЭ [6]. При этом в данном исследовании использовались весьма ненадежная независимая переменная - средний балл аттестата, плохо дифференцирующий большинство учащихся по уровню знаний по данным предметам. Согласимся с Л. М. Нуриевой и С. Г. Киселевым, что равнение баллов ЕГЭ со средней оценкой аттестата практически ничего не говорит о достижениях школьников при подготовке к обязательным экзаменам вне зависимости от того, занимались ли они с репетиторами или нет [5].
Несмотря на споры об эффективности частного репетиторства, оно по-прежнему востребовано, как в России, так и в других странах. Анализ отечественных и зарубежных публикаций показал, что существует три основных мотива для участия в частном обучении: ориентированный на учащихся, ориентированный на школьную систему и ориентированный на родителей. Мотивы, ориентированные на учащихся, связаны, например, с пропуском уроков или непониманием школьниками материала и направлены на ликвидацию пробелов в знаниях. Мотивы, ориентированные на школьную систему, относятся к
108
Л. Б. Райхельгауз
ощущаемым недостаткам в системе образования (большое число учащихся в одном классе, нехватка учителей, перегруженность учебных программ, стрессовый подход к контролю знаний). Мотивы, ориентированные на родителей, связаны с их ожиданиями и устремлениями по отношению к уровню образования своего ребенка (получение высшего образования или поступление в престижный вуз), которые частично не соответствуют фактическим возможностям или текущей успеваемости детей.
Что касается видов репетиторства, то наиболее распространенным в зарубежной практике является частный учитель (зачастую пенсионер), который работает с детьми после школы на дому или в классе за почасовую оплату. Как правило, эти учителя выполняют функции помощников по домашним заданиям. На западе также распространены репетиторы-волонтеры, которые предлагают помощь по домашнему заданию, в том числе задания по телефону. Некоторые из этих программ получают федеральное финансирование и контролируются профессиональными педагогами.
Если говорить о российских практиках, то здесь стоит сослаться на исследование А. А. Наумовой, которая сформировала портрет современного репетитора [4]. Ее вывод заключается в том, что современный репетитор - это чаще всего специалист с высшим непедагогическим образованием, но препода-
ющий предмет в соответствии со своим профильным направлением подготовки. При этом он работает либо имеет опыт работы в сфере образования. В большинстве случаев это педагог, оказывающий платные образовательные услуги по подготовке к итоговой государственной аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) по математике, русскому языку, помогающий осваивать иностранные языки, либо осуществляющий подготовку к обучению, а также сопровождающий процесс обучения в начальной школе.
В этом же исследовании отмечается, что типичный частный преподаватель имеет опыт работы репетиторства от 5 до 10 лет, работает как у себя на дому, так и с выездом на дом к ученику, предпочитает личный контакт дистанционному формату обучения.
Конкретизируем некоторые требования к личности репетитора, отмеченные нами в изучении запросов родителей и учеников, проводимом в течение пяти лет (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, первое место в рейтинге и у детей, и у родителей, занимает владение предметом. В индивидуальных беседах родители поясняли, что под этим помимо собственно знания, они подразумевают еще и владение логикой школьной программы и понимание особенностей учебников. На втором месте в обеих выборках - способность доступно объяснять материал, родители при этом отвечали чуть более емко - говоря о знании спе-
Репетиторство как социально-педагогический феномен
109
цифики ведения индивидуальной работы в целом. Важными как родителям, так и ученикам представляются личностные качества репетитора: терпеливость и уравновешенность в работе с детьми, доброжелательность, пунктуальность. Некото-
рые родители отмечают в качестве желательного знание психологии возраста, специфики формирования познавательного интереса к предмету. А для учеников важнее умение мотивировать, умение заинтересовать, увлечь.
Таблица 1.
Качества, востребованных при выборе репетитора (место в рейтинге выборов учеников и их родителей)
Качество Обучающиеся (n = 342) Родители (n = 331)
Хорошее владение предметом 1 1
Способность доступно объяснять материал 2 2
Терпеливость 3 5
Уравновешенность 7 4
Пунктуальность 11 6
Умение мотивировать 6 3
Знание возрастной психологии 17 8
Умение заинтересовать 5 9
В связи с вышесказанным считаем, что основной ролью современного репетитора является роль фасили-татора. Сегодня успешность, эффективность педагогической деятельности как педагогов массовой школы, так и педагогов-репетиторов, работающих в неофициальном образовательном пространстве во многом связывается с умением педагога создавать атмосферу взаимопонимания, доверия, сотрудничества, которая способствует развитию личности ребенка, обеспечивает условия для раскрытия его способностей и возможностей.
В переводе с английского facilitate обозначает «облегчать, продвигать». Именно исходя из данного значения вытекает, что главной задачей педагога, занима-
ющего позицию фасилитатора, является стимулирование процесса обучения. А для этого необходимо умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки, помощи и взаимопомощи [7].
На наш взгляд, принимая роль фасилитатора репетитор занимает классическую для индивидуального обучения позицию: он организует деятельность ученика, инициирует, управляет, направляет, помогает ему в постижении нового опыта, учит получать удовольствие от мышления и процесса познания. Хороший репетитор всегда ищет новые педагогические приемы, предполагающие активизацию познавательной деятельности учени-
110
Л. Б. Райхельгауз
ка. И, поскольку в индивидуальном процессе обучения главной фигурой является обучающийся как субъект собственного образования, познавательной деятельности и когнитивного становления, репетитор лишь направляет его деятельность с целью дальнейшего развития.
Таким образом, под фасилитаци-ей понимают стратегию обучения, при которой педагог занимает позицию помощника и оказывает обучающемуся помощь, когда ему необходимо осуществлять самостоятельный поиск информации или осваивать новые умения и навыки. Это как нельзя лучше отражает суть репетиторства и вместе с тем требует от педагога особых качеств и компетенций.
Исследования, проведенные Н. Г. Крыловой, показали, что педагоги-репетиторы, ориентированные на ребенка и склонные к фасилита-торскому стилю, легко и быстро вступают в контакт с детьми и способны устанавливать с ними глубокие и тесные отношения. Для педагогов, придерживающихся помогающего стиля в общении с детьми, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким педагогам свойственно глубокое понимание учащихся, способность выявить ведущие цели и мотивы его поведения, умение прогнозировать развитие его личности, эти педагоги имеют высокий «рейтинг успешности» среди учащихся и родителей, при-
нимая на себя выполнение как правило всех функций: посреднической, психолого-профилактической; информационной; консультационно-образовательной [3]. Таким образом, фасилитация - наиболее подходящая стратегия педагогической деятельности для репетиторских практик.
Подводя итог данной статьи отметим, что репетиторство не является упреком по отношению к школе. Такие услуги не представляются соревнованием со школой. Скорее, это признание того, что многие обучающиеся, по разным причинам, могут лучше учиться в условиях индивидуализации, и репетиторство может это обеспечить. Репетиторы могут анализировать потребности ученика в обучении (диагностика) и могут адаптировать его опыт обучения (индивидуализация).
Спрос на частное репетиторство продолжается, и все признаки указывают на то, что оно будет альтернативным образовательным вариантом еще на долгие годы. Следовательно, это актуализирует объективные исследования эффективности репетиторских практик, изучение методов индивидуального подхода, формирование высокого стандарта частных репетиторских услуг и формирование рекомендаций для родителей по выбору педагога для своих детей. Эти задачи мы попытаемся решить в ходе дальнейших исследований.
Репетиторство как социально-педагогический феномен
111
Библиографический список
1. Бугулова, И. Каждый четвертый школьник готовится к ЕГЭ с репетитором [Текст] // И. Бугулова, Н. Зайков, И. Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск № 7224 (58). 20.03.2017 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ 2017/03/20/uchenye-podgotovka-k-ege-s-repetitorom-pribavit-lish-neskolko-ballov.html (дата обращения: 02.08.2019).
2. Кравченко, Н. В. Репетиторство как форма проявления ментальной болезни учителей [Текст] / Н. В. Кравченко // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края) : Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (с между-нар. участием) / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной. - Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2016, С. 103 -104.
3. Крылова, Н. Г. Особенности самоактуализации и стиля педагогического общения педагога-репетитора (тьютора) [Текст] / Н. Г. Крылова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. -Т. 18. № 1-1. - С. 248-250.
4. Наумова, А. А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и родителей: региональный анализ [Текст] / А. А. Наумова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5 (56). - с. 8-12.
5. Нуриева, Л. М. О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ) [Текст] / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 8. С. 148-163.
6. Соболевская, О. В. Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ [Текст] / О. В. Соболевская // Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ [Электрон. ресурс]. 2016, 18 января. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177663890.html (дата обращения: 02.08.2019).
7. Тарханова, И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие [Текст]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2012. - 68 с.
8. Шипкова, Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики [Текст] / Е. Н. Шипкова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. -№ 2. - С. 39-46
9. Bray, M. Private supplementary tutoring: Comparative perspectives on patterns and implications. Compare: A Journal of Comparative Education. - 2006. - 36. -P. 515-530.
10. Cheo, R., & Quah, E. Mothers, maids, and tutors: An empirical evaluation of their effect on children's academic grades in Singapore. Education Economics. -2005. - 13(3). - P. 269- 285.
11. Dang, H. A., & Rogers, F. H. The growing phenomenon of private tutoring: Does it deepen human capital, widen inequalities, or waste resources? The World Bank Research Observer. - 2008. - 23(2). - P. 161-200.
112
Л. Б. Райхельгауз
12. Ha, T. T., & Harpham, T. Primary education in Vietnam: Extra classes and outcomes. International Education Journal. - 2005. - 6(5). - P. 626-634.
13. Ireson, J., & Rushforth, K. Private tutoring at transition points in the English education system: Its nature, extent, and purpose. Research Papers in Education. -2011. - 26(1). - P. 1-19.
14. Lee, J. Two worlds of private tutoring: The prevalence and causes of after-school mathematics tutoring in Korea and the United States. Teachers College Record. -2007. - 109. - P. 1207-1234.
15. Mischo, C., & Haag, L. Expansion and effectiveness of private tutoring. European Journal of Psychology of Education. - 2002. - 17(3). - P. 263-273.
16. Stevenson, D. L., & Baker, D. P. Shadow education and allocation in formal schooling: Transition to university in Japan. American Journal of Sociology. - 1992. -97. - P. 1639-1657.
Bibliograficheskij spisok
1. Bugulova, I. Kazhdyj chetvertyj shkol'nik gotovitsya k EGE s repetitorom [Tekst] // I. Bugulova, N. Zajkov, I. Ivojlova // Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk № 7224 (58). 20.03.2017 [Elektron. resurs]. Rezhim dostupa: https://rg.ru/ 2017/03/20/uchenye-podgotovka-k-ege-s-repetitorom-pribavit-lish-neskolko-ballov.html (data obrashcheniya: 02.08.2019).
2. Kravchenko, N. V Repetitorstvo kak forma proyavleniya mental'noj bolezni uchitelej [Tekst] / N. V. Kravchenko // Faktory i usloviya iskoreneniya korrupcii i dru-gih negativnyh yavlenij v obrazovanii: psihologo-pedagogicheskij aspekt (na primere Krasnodarskogo kraya) : Materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunar. uchasti-em) / pod red. T. S. Anisimovoj, T. V. Sunyajkinoj. - Slavyansk-na-Kubani : Filial Ku-banskogo gos. un-ta v g. Slavyanske-na-Kubani, 2016, - S. 103 - 104.
3. Krylova, N. G. Osobennosti samoaktualizacii i stilya pedagogicheskogo ob-shcheniya pedagoga-repetitora (t'yutora) [Tekst] / N. G. Krylova // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. - 2012. - T. 18.-№ 1-1. - S. 248-250.
4. Naumova, A. A. Portret sovremennogo repetitora v ocenkah obuchayushchihsya i roditelej: regional'nyj analiz [Tekst] / A. A. Naumova // Vestnik Surgutskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - № 5 (56). - S. 8-12.
5. Nurieva, L. M. O bednom repetitore zamolvite slovo (eshche raz ob effektivnosti repetitorstva dlya podgotovki k EGE) [Tekst] / L. M. Nurieva, S. G. Kiselev // Obra-zovanie i nauka. - 2018. - T. 20. - № 8. - S. 148-163.
6. Sobolevskaya, O. V Repetitory ne pomogut troechnikam uspeshno sdat' EGE [Tekst] / O. V. Sobolevskaya // Nauchno-obrazovatel'nyj portal NIU VSHE [Elektron. resurs]. 2016, 18 yanvarya. Rezhim dostupa: https://iq.hse.ru/news/177663890.html (data obrashcheniya: 02.08.2019).
7. Tarhanova, I. Yu. Interaktivnye strategii organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze: uchebnoe posobie [Tekst]. - Yaroslavl': Izd-vo YAGPU, 2012. - 68 s.
Репетиторство как социально-педагогический феномен
113
8. Shipkova, E. N. Repetitorstvo kak problema pedagogicheskoj nauki i praktiki [Tekst] / E. N. Shipkova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 2. -S. 39-46
9. Bray, M. Private supplementary tutoring: Comparative perspectives on patterns and implications. // A Journal of Comparative Education. - 2006. - 36. - P. 515-530.
10. Cheo, R., & Quah, E. Mothers, maids, and tutors: An empirical evaluation of their effect on children's academic grades in Singapore. // Education Economics. -2005. - 13(3). - P. 269- 285.
11. Dang, H. A., & Rogers, F. H. The growing phenomenon of private tutoring: Does it deepen human capital, widen inequalities, or waste resources? // The World Bank Research Observer. - 2008. - 23(2). - P. 161-200.
12. Ha, T. T., & Harpham, T. Primary education in Vietnam: Extra classes and outcomes. // International Education Journal. - 2005. - 6(5). - P. 626-634.
13. Ireson, J., & Rushforth, K. Private tutoring at transition points in the English education system: Its nature, extent, and purpose. // Research Papers in Education. -2011. - 26(1). - P. 1-19.
14. Lee, J. Two worlds of private tutoring: The prevalence and causes of after-school mathematics tutoring in Korea and the United States. // Teachers College Record. - 2007. - 109. - P. 1207-1234.
15. Mischo, C., & Haag, L. Expansion and effectiveness of private tutoring. // European Journal of Psychology of Education. - 2002. - 17(3). - P. 263-273.
16. Stevenson, D. L., & Baker, D. P. Shadow education and allocation in formal schooling: Transition to university in Japan. // American Journal of Sociology. - 1992. -97. - P. 1639-1657.
114
fl. E. Pauxen^ay3