loneliness scale for adults (SELSA) // Personality and Individual Differences. - 2000. - Vol. 28 (6). -P. 1125-1131.
8. de Jong Gierveld J., van Tilburg T.G. Manual of the loneliness scale. - VU University Amsterdam, Department of Social Research Methodology, 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dare.ubvu.vu.nl/bitstream/handle/1871/18954/ 1 9 9 9 % 2 0 d J G % 2 0 v T % 2 0 L o n e l i n e s s % 20manual.pdf?sequence=2.
9. DiTommaso E., SpinnerB. The development and initial validation of the Social and Emotional Loneliness
Scale for Adults (SELSA) // Personality and Individual Differences. - 1993. - № 14 (1). - P. 127-134.
10. Russell D. W. The UCLA Loneliness Scale (Version 3): Reliability, validity, andfactor structure // Journal of Personality Assessment. - 1996. - № 66. -P. 20-40.
11. Schmidt N. & Sermat V. Measuring loneliness in different relationships // Journal of Personality and Social Psychology. - 1983. - № 44. - P. 1038-1047.
12. Weiss R.S. Loneliness: The experience of emotional and social isolation. - Cambridge, MA: MIT Press, 1973.
УДК 37.018.1
Дудина Светлана Юрьевна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
psychology2012@mаil. ш
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПРАРОДИТЕЛЕЙ ОБ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
В статье представлены результаты исследования представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях.
Ключевые слова: воспитательное взаимодействие, неполная, полная расширенная семья.
Расширенные семьи являются уникальным объектом исследования современной социальной психологии. Прежде всего, это связано с тем, что именно в них непосредственно взаимодействуют представители практически всех поколений, представленных в обществе. Пересечение поколений особенно актуально в целях реализации воспитательной функции семьей.
Проведенное нами исследование было посвящено выявлению особенностей межпоколенного воспитательного взаимодействия в расширенных пол-
ных и неполных семьях. Исследование проводилось на выборке общим объемом 45 расширенных семей (195 человек), члены которой проживают совместно на одной территории и ведут общее хозяйство. В качестве основных были использованы методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) и опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин, 1999).
Далее представлены и проанализированы корреляционные связи между показателями, отражающими взаимодействие детей, родителей и праро-
Таблица 1
Корреляционные связи между оценками подростка (РОД) и родителей (АСВ) межпоколенного воспитательного взаимодействия в полных расширенных семьях
Шкала РОД Шкала АСВ Значение критерия r (при p<0,05) Шкала РОД Шкала АСВ Значение критерия r (при p<0,05)
ребенок мать ребенок отец
Г- С- -0,36 Г- У+ 0,4
Г- НРЧ -0,4 Г- С- 0,4
У+ С- -0,4 Т+ ПМК -0,4
У+ BK 0,4 Т- У+ 0,4
Т- З+ -0,44 Т- С- 0,46
З+ С+ 0,4 З+ С- 0,5
С- ПЖК -0,4 С+ ПДК -0,44
ПДК BH 0,4 С+ ПМК -0,4
ВН З+ -0,4 Н Г+ 0,4
ПНК У- -0,4 Н У+ 0,42
ПНК З+ -0,5 Н С- 0,48
ВН С- 0,42
НРЧ З- 0,37
ВК У- 0,38
Примечание: подчеркнуты только те, корреляции, которые были обнаружены и на общей выборке в целом.
дителей в полных и неполных расширенных семьях. При этом особое внимание уделено взаимодействию ребенка с каждым из родителей (таблица 1).
В группе полных расширенных семей между данными по шкалам РОД и АСВ в выборке детей и матерей особый интерес представляют следующие двусторонние корреляции при р<0,05:
1. Мнение ребенка о том, что мать не уделяет ему внимания (методика РОД шкала Г-) имеет обратные умеренные связи с показателями по шкалам минимальное количество санкций (методика АСВ шкала С-) (г=-0,36 при р <0,05) и неразвитость родительских чувств (методика АСВ шкала НРЧ) (г=-0,4 при р<0,05). Следовательно, чем реже мать наказывает ребенка, предпочитая поощрять, но при этом редко проявляя к нему симпатию и любовь, тем меньше он чувствует свою заброшенность родителями.
2. Мнение ребенка о том, что ему мать потворствует (методика РОД шкала У+), обратно коррелирует с показателями по шкале минимальное использование санкций (методика АСВ шкала С-) (г=-0,4 при р<0,05) и прямо коррелирует со шкалой вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (методика АСВ шкала ВК) (г=0,4 при Р<0,05). Чем интенсивней проявляется между родителями конфликт в воспитательной сфере, тем чаще, по мнению ребенка, мать ему потворствует. При этом есть и рассогласование в восприятии воспитательного воздействия, так как мать считает, что она наказывает ребенка, а у него складывается впечатление, что она стремится максимально удовлетворить всего его потребности.
3. Показатели по шкале недостаточность обязанностей подростка (методика РОД шкала Т-) имеет умеренную обратную связь с показателями по шкале доминирование (методика АСВ шкала З+) (г=-0,44 при р<0,05), в свою очередь показатели по шкале доминирование (методика РОД шкала З+) прямо коррелирует с показателями по шкале чрезмерностью санкций (методика АСВ шкала С+) (г=0,4 при р<0,05). Чем меньше у подростка обязанностей в семье, тем больше, по мнению матери, она ребенку запрещает. А ребенок воспринимает наказания и запреты родителей в том случае, если мать применяет жестокий стиль воспитания к нему.
4. Показатели по шкале минимальное использование санкций (методика РОД шкала С-) обратно коррелируют со шкалой предпочтения женских качеств в ребенке (методика АСВ шкала ПЖК) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше мать ценит в своем ребенке послушность, податливость и мягкость, тем строже она к нему относится, по мнению подростка.
5. Мнение ребенка о том, что родители предпочитают видеть в подростке детские качества (методика РОД шкала ПДК) имеет умеренную прямую связь с показателями по шкале воспитательная не-
уверенность (методика АСВ шкала ВН) R=0,4. В свою очередь воспитательная неуверенность по методике РОД обратно коррелирует с показателями шкалы доминирование по методике АСВ г=-0,4. Воспитательная неуверенность родителей, неумение подобрать соответствующие возрасту и ситуации способы взаимодействия с ребенком приводят к тому, что у ребенка складывается ощущение, что к нему относятся как к «маленькому». С другой стороны, чем больше мать стремится доминировать в отношениях с ребенком, предъявляя ему все возможные требования и запреты, тем более компетентной в вопросах воспитания ребенок ее считает.
6. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (методика РОД шкала ПНК) имеет обратную умеренную связь со шкалами доминирование (методика АСВ шкала З+) (г=-0,5 при Р<0,05) и игнорирование потребностей ребенка (методика АСВ шкала У-) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше мать стремится доминировать в отношениях с подростком, предъявляя ему повышенные требования, тем меньше, по мнению подростка, она в нем отрицает какие-либо черты характера, присущие самой матери.
Таким образом, взаимоотношения матери и подростка в полной расширенной семье носят очень сложный и противоречивый характер. Не всегда воспитательные воздействия матери воспринимаются и расцениваются ребенком правильно. При этом важно отметить, что воспитательные взаимоотношения матери и ребенка в полной расширенной семье имеют свои специфичные связи, которые не были выявлены в общей выборке. Только четыре корреляционные связи между оценками воспитательных взаимоотношений, выявленные в общей выборке расширенных семей нашли свое отражение в полной расширенной семье. На наш взгляд, это связано с тем, что в полной расширенной семье в воспитательном взаимодействии с ребенком принимает то или иное участие отец, в связи с этим воздействия родителей ребенком постоянно сравниваются и сопоставляются между собой. Важно отметить: корреляционных связей между оценками отца и ребенка было выявлено больше, чем между матерью и ребенком, что позволяет нам судить о чувствительности подростка к взаимоотношениям с отцом, в том числе и воспитательного характера. В связи с этим нами был проведен корреляционный анализ, направленный на выявление связей между оценками семейных взаимоотношений отцом и ребенком. Особый интерес представляют следующие двусторонние достоверно значимые корреляции при р<0,05:
1. Мнение ребенка о том, что отец не уделяет ему внимания (методика РОД шкала Г-) имеет прямые умеренные связи с показателями по шкалам минимальное количество санкций (методика АСВ
шкала С-) (г=0,4 при р<0,05) и потворствование (методика АСВ шкала У+) (г=0,4 при р<0,05). Следовательно, чем меньше отец наказывает ребенка, стремясь максимально удовлетворять его потребности, тем меньшее участие, по мнению ребенка, родитель принимает в воспитании. Это связано с тем, что, не смотря на протест со стороны подростка и обостренное чувство взрослости, он нуждается в контроле со стороны отца и ограничений, которые тот может накладывать на поведения ребенка.
2. Чрезмерность требований (методика РОД шкала Т+) обратно коррелирует со шкалой предпочтение мужских качеств (методика АСВ шкала ПМК) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше родитель ценит в подростке мужские качества, тем менее строгим и доминантным его считает подросток.
3. Недостаточность требований (методика РОД шкала Т-) имеет умеренные прямые связи с показателями по шкалам методики АСВ (У+) потворствование (У+) (г=0,4 при р<0,05) и (С-) минимальность санкций (г=0,46 при р<0,05). Подросток очень чувствителен к санкциям и наказанию отцом, а также его заботе об удовлетворении желаний ребенка, но при этом у него обостряется потребность принимать участие в жизни семьи и иметь обязанности, которые на его взгляд недостаточны.
4. Доминирование (методика РОД шкала З+) имеет средне выраженную прямую связь с показателями по шкале минимальность санкций по методике АСВ (С-) (г=0,5 при р<0,05). Очень противоречивой, на наш взгляд, является связь между восприятием доминирования отца подростком и стремлением отца применять в воспитании поощрения, а не наказания по большей части. Чем больше отец стремиться обходиться без наказания в воспитании подростка, тем более подросток акцентирует внимание на запретах предъявляемых ему.
5. Чрезмерность санкций (методика РОД шкала С+) имеет умеренные обратные связи с показателями по шкалам предпочтение детских качеств и предпочтение мужских качеств (методика АСВ шкала ПДК и ПМК) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше отец ценит в ребенке мужские качества либо детские качества, тем менее строго он подходит к воспитанию, по мнению подростка.
6. Неустойчивость стиля воспитания по оценке ребенка (методика РОД шкала Н) имеет прямые средние связи с показателями по шкалам недостаточность санкций (методика АСВ шкала С-) (г=0,48 при р<0,05), потворствование (У+) (г=0,42 при Р<0,05), гиперопека (методика АСВ шкала Г+) (г=0,4 при р<0,05). Подросток чаще расценивает как неустойчивый стиль воспитания со стороны отца, если тот стремиться избегать наказания, удовлетворять желания ребенка и уделять ему много сил времени и внимания.
7. Воспитательная неуверенность родителей (методика РОД шкала ВН) прямо коррелирует с пока-
зателями по шкале недостаточность санкций (методика АСВ шкала С -) (г=0,42 при р<0,05). Чем меньше санкций применяет отец, тем менее компетентен он в вопросах воспитания, по мнению ребенка.
8. Неразвитость родительских чувств (методика РОД шкала РНЧ) прямо коррелирует с недостаточностью требований (методика АСВ шкала З-) (г=0,37 при р<0,05). Чем меньше требований отец предъявляет к подростку, тем менее значимым ребенок себя считает для отца.
9. Вынесение конфликта в воспитательную сферу (методика РОД шкала ВК) прямо коррелирует с игнорированием потребностей ребенка (методика АСВ шкала У-) (г=0,38 при р<0,05). Чем меньше отец стремится к удовлетворению потребностей подростка, тем чаще подросток воспринимает отношения родителей как конфликтные.
Таким образом, воспитательные взаимоотношения между отцом и подростком являются также сложными и противоречивыми. Большая роль в этих взаимоотношениях отводится тем требованиям и санкциям, которые отец предъявляет или не предъявляет к ребенку. Подросток нуждается не только в заботе и удовлетворении своих потребностей со стороны отца, но и в ограничении отцом этих потребностей, а также некоторых поведенческих проявлений. Мягкость и нетребовательность отца воспринимаются подростком как родительская некомпетентность, неуверенность в себе и неумением проявить твердость в общении с ребенком либо как собственная незначимость для родителя. Воспитательные позиции отца воспринимаются подростком противоречиво: минимальность отцовского контроля воспринимается как его отстраненность, а чрезмерность отцовского внимания - как показатель его непоследовательности, неуверенности и неразвитости отцовских чувств.
Восприятие детьми отношения родителей также имеет двойственный характер. Невысокий уровень родительской протекции в сфере воспитания воспринимается подростком как проявление высокого уровня развитости родительских чувств, чуткости родителей и открытости в отношениях с ним, попытки построения демократичных взаимоотношений. Однако подростки остро реагируют и на любое проявление гиперпротекции, на попытки родителей ограничить их свободу, что, скорее всего, обусловлено стремлением к эмансипации в данном возрастном периоде, к отстаиванию своей самостоятельности и независимости.
Потворствование со стороны матери, некритичное удовлетворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сферу воспитания, разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом.
Отсутствие запретов со стороны матери, контроля за его жизнью, минимальность применяемых
Таблица 2
Корреляционные связи оценок подростка (РОД) и матери (АСВ) межпоколенного воспитательного взаимодействия в неполных расширенных семьях
Шкала РОД Шкала АСВ Значение критерия г (при p<0,05)
ребенок мать
Г+ Н -0,66
Г- Н -0,6
У+ С- -0,5
Т+ Г+ -0,6
З+ ВН -0,5
С- З- 06
Н С+ 0,7
Н С- -0,6
РРЧ ПМК -0,5
ВН НРЧ -0,5
ФУ У+ -0,6
ПНК Н 0,5
ВК ФУ -0,6
Примечание: подчеркнуты только те, корреляции, которые были обнаружены и на общей выборке в целом.
санкций отцом, удовлетворение его потребностей и всевозможных желаний родителями, воспринимается подростком как возможность отстранения от семейных дел и обязанностей, некоторой вседозволенности. Гиперпротекция, потворствование желаниям подростка и небольшое количество применяемых санкций со стороны отца воспринимается подростком как результат неустойчивого стиля воспитания и неразвитости родительских чувств.
Важно отметить, что наиболее чувствительными шкалами при оценке обоих родителей у подростков были следующие: гипопротекция, недостаточность обязанностей, чрезмерность требований и запретов, воспитательная неуверенность родителей. Следовательно, эти аспекты воспитательного взаимодействия с родителем важны и значимы для подростка. Со стороны обоих родителей при анализе семейных взаимоотношений чувствительным и оказались такие шкалы, как минимальность санкций, игнорирование потребностей ребенка. Оба родителя придают большое значение этим аспектам воспитательного взаимодействия с ребенком. Интересным является и тот момент, что минимальность санкций со стороны матери имеет в основном отрицательные связи с оценками подростка, а у отца наоборот положительные. В результате мы приходим к выводу, что отец реже прибегает к наказанию ребенка, предпочитая поощрение или самоустраняясь от воспитательного воздействия. Важным является и тот момент, что из восьми аспектов воспитательного взаимодействия, прокоррели-ровавших у матери с оценкой подростка, и девяти аспектов этого взаимодействия, прокоррелировав-ших у отца с оценкой подростка, совпали только две вышеназванные. Это позволяет нам сделать вывод о том, что воспитательное взаимодействия отца с подростком отличается от воспитательного взаимодействия матери с подростком по характеру и качеству проявления.
Далее мы проанализировали воспитательное взаимодействие матери с ребенком в неполной расширенной семье, чтоб в дальнейшем иметь возможность сопоставить его с взаимодействием в полной расширенной семье (таблица 2).
В группе неполных расширенных семей между данными по шкалам РОД и АСВ в выборке детей и матерей особый интерес представляют следующие двусторонние корреляции при р<0,05:
1. Мнение ребенка о том, что мать уделяет излишне много внимания вопросам воспитания (методика РОД шкала Г+) имеет обратную среднюю связь с неустойчивым стилем воспитания (методика АСВ шкала Н) (г=-0,66 при р<0,05). В то же время с неустойчивым стилем воспитания (методика АСВ шкала Н) обратно коррелирует со шкалой гипопротекция (методика РОД шкала Г-) (г=-0,6 при Р<0,05). Следовательно, чем более устойчиво воспитательное воздействие матери, тем чаще оно расценивается ребенком как отсутствие заботы о нем либо чрезмерная озабоченность воспитанием.
2. Мнение ребенка о том, что ему мать потворствует (методика РОД шкала У+), обратно коррелирует с показателями по шкале минимальное использование санкций (методика АСВ шкала С-) (г=-0,5 при р<0,05). Чем чаще мать стремится поощрять ребенка, тем большие потребности возникают у ребенка, которые требуют своего удовлетворения.
3. Чрезмерность требований (методика РОД шкала Т+) обратно коррелирует со шкалой гиперпротекция (методика АСВ шкала Г+) (г=-0,6 при Р<0,05). Чем больше мать времени и сил уделяет воспитанию ребенка, тем меньше требований к нему предъявляется, по мнению ребенка.
4. Доминирование (методика РОД шкала З+) имеет средне выраженную обратную связь с показателями по шкале воспитательная неуверенность по методике АСВ (ВН) (г=-0,5 при р<0,05). Чем
неуверенней мать в себе как воспитателе, тем меньше она запрещает подростку по его мнению.
5. Минимальное использование санкций (методика РОД шкала С-) имеет среднюю прямую связь с недостаточностью требований (методика АСВ шкала З-) (г=0,6 при р<0,05). Чем меньше мать вменяет обязанностей подростку, тем острее и болезненней он воспринимает наказание со стороны матери за какие-либо проступки.
6. Неустойчивость стиля воспитания (методика РОД шкала Н) прямо связана со шкалой жестокий стиль воспитания (методика АСВ шкала С+) (г=0,7 при р<0,05). Чем более жестокой является мать в воспитании ребенка, тем более неустойчивым является стиль воспитания родителя, по мнению подростка. Ему сложнее ориентироваться, что можно, а что нельзя во взаимоотношениях с матерью.
7. Расширение сферы родительских чувств (методика РОД шкала РРЧ) имеет средне выраженную обратную связь с показателями по шкале предпочтение мужских качеств АСВ (ПМК) (г=-0,5 при Р<0,05). Чем больше мать ценит в подростке мужские качества, тем меньше он это расценивает как расширение сферы родительских чувств, и комфортней ощущает себя в роли ребенка.
8. Воспитательная неуверенность по оценке ребенка (методика РОД шкала НВ) имеет средне выраженную обратную связь с показателями по шкале неразвитость родительских чувств АСВ (НРЧ) (г=-0,5 при р<0,05). Чем более развиты родительские чувства: симпатия. Забота, принятие ребенка у матери, тем более компетентной в вопросах воспитания она является, по мнению подростка.
9. Фобия утраты ребенка (методика РОД шкала ФУ) обратно коррелирует с показателями по шкалам методики АСВ (У+) потворствование (г=-0,6 при р<0,05). Чем меньше мать потворствует ребенку в его желаниях и потребностях, тем более уверенной в вопросах воспитания он ее воспринимает и ощущает адекватную оценку своей роли в семье. В свою очередь фобия утраты ребенка (методика АСВ шкала ФУ) обратно коррелирует со шкалой вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания по оценке ребенка (методика РОД шкала ВК) (г=-0,6 при р<0,05). Чем меньше у матери выражена фобия «утраты ребенка» и восприятия его как болезненного и слишком «хрупкого», тем острее ребенок ощущает конфликт между родителями относительно воспитания. На наш взгляд, эта связь является довольно интересной еще и потому, что в неполной семье один из родителей отсутствует и вероятно конфликт, в сфере воспитания возникает либо с ушедшим мужем, либо с бабушкой, которая стремиться принять активное участие в воспитании ребенка.
Относительно взаимодействия в диаде «мать-подросток» в неполных расширенных семьях так же выявлены интересные факты. Так, сотрудниче-
ство матери с подростком (шкала Сотрудничество ВВР), которое является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав, достоинств и отражает равенство и партнерство в этих диадических отношениях, воспринимается подростками неоднозначно и амбивалентно. С одной стороны, включенность во взаимодействие с матерью на основе равенства и партнерства, воспринимается подростком как устойчивая и последовательная тенденция (шкала Последовательность родителя ВРР, г= 0,5 при р=0,02), способствующая взаимной удовлетворенности отношениями (шкала Удовлетворенность, г=0,54 при р<0,03), но, с другой стороны - означает для него снижение материнского контроля (шкала Контроль по отношению к ребенку, ВРР г=-0,57 при р<0,02); ее требований и строгости (шкала, Требовательность, ВРР г=-0,7 при р=0,00), что способствует полной автономии ребенка и вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования и восхищения им (воспитание по типу «Кумир семьи»).
Таким образом, воспитательное взаимодействие матери и ребенка в неполной расширенной семье обладает своей спецификой и особенностями, которые практически не находят своего отражения в полной семье. При этом важно отметить и факт подчеркивающих особенности взаимодействия матери и ребенка в неполной семье: что из 13 корреляционных связей в неполной расширенной семье только 4 нашли отражение в общей выборке. В частности как в оценках матери, так и в оценках ребенка, наиболее чувствительными оказались шкалы гипер- и гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания, воспитательная неуверенность родителя и сбалансированность санкций по отношению к ребенку. Следовательно, эти характеристики взаимодействия в неполной расширенной семье имеют большую значимость, как для матери, так и для ребенка.
Сопоставив между собой корреляционные связи между оценкой родителя ребенком и оценкой анализом родителя семейных взаимоотношений в полной расширенной семье и неполной расширенной семье, мы приходим к выводу о качественных различиях реализации воспитательных функций в этих семьях, так как только две связи находят свое повторение. В частности, как в полных, так и неполных расширенных семьях выявлена отрицательная связь между потворствованием и минимальным количеством санкций, в обоих случаях она проявляется между оценкой матери и ребенка. То есть матери в целом склонны наказывать ребенка, и это воспринимается им как игнорирование потребностей. Вторая связь очень интересная, так как в полной семье она выявлена во взаимоотношениях отца и ребенка, а в неполной - соответственно во взаимоотношениях матери и ре-
бенка. Это связь между неустойчивостью стиля воспитания и минимальностью санкций, в обоих случаях связь прямая. Чем реже родитель наказывает ребенка, тем менее стабильным и предсказуемым он оценивает свое воспитательное воздействие. Эта связь интересна еще и тем, что демонстрирует некоторое сходство между воспитательным воздействием отца в полной семье и его восприятием ребенком и таким же воздействием, оказываемым матерью на ребенка в неполной семье.
Таким образом, мы можем утверждать, что представления Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях имеют сходства и различия между собой. Сходства проявляются в идентичных паттернах взаимодействие матери и бабушки в полной и неполной расширенной семье по отношению к ребенку, которое носит конфликтный характер в сфере воспитания. Для полных и неполных расширенных семей характерно рассогласование представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии. Взаимодействие с каждым из родителей в полной расширенной семье имеет свои качественные отличия. Родителями и Прародителями в воспитательном взаимодействии по отно-
шению к ребенку существует конфликт и соперничество. Взаимодействие отца и ребенка преломляется через взаимодействие с дедушкой. Представления прародителей о взаимодействии с внуком согласованы между собой и характеризуются принятием внука. Прародители отмечают удовлетворенность взаимоотношениями с подростком. При этом можно говорить о наличии конфронтации и соперничества между бабушкой и отцом при взаимодействии с подростком. Подростки из неполной семьи считают себя более включенными во взаимодействие с родителем и прародителем, чем из неполной.
Библиографический список
1. Сапоровская М.В. Психология межпоколен-ных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 430 с.
2. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 188 с.
3. Сапоровская М.В. Характеристика межпоко-ленных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - N° 2. - С. 86-92.
УДК 371
Крылова Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
psychology2012@mail. ш
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Обсуждаются проблемы современной российской системы образования и активное развитие предпринимательства в системе отечественного образования, анализируются мотивы включения педагогов в предпринимательство.
Ключевые слова: образование, предпринимательство, репетиторство, функции репетиторства, мотивы включения педагогов в предпринимательскую деятельность.
Массовые сокращения штатов образовательных учреждений, уменьшение фи. нансирования системы образования, закрытие ряда частных образовательных учреждений в связи со сложной экономической ситуацией с одной стороны, а также возросшая необходимость подготовки детей в частном порядке к сдаче ЕГЭ, вместе с озабоченностью родителей о досуге детей, предоставленных самим себе в период повысившейся занятости взрослых на работе, с другой стороны, - это важные причины взлета популярности такого вида деятельности, как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
В последние годы в российской системе образования стала формироваться профессиональная группа, демонстрирующая особую деловую активность - группа предпринимателей или фрилансеров, тьюторов, репетиторов. Предпринимательскую деятельность, А.Л. Журавлев и В.П. Поздняков
предлагают понимать, как особый вид экономической деятельности, деловой активности субъекта, связанной с распоряжением ресурсами, которые находятся в собственности субъекта, и направленной на извлечение прибыли в условиях экономического риска и неопределенности (Журавлев А.Л., Поздняков В.П., 2012). Предприниматели в области образования могут демонстрировать все существенные признаки традиционные для предпринимательства, а именно: работа на себя, владение собственностью на средства производства, непосредственное участие в распределении прибыли, высокая ответственность за результаты использования прибыли, при этом специфика предпринимательства в сфере образования требует сегодня своего изучения и анализа.
Сегодня педагоги-фрилансеры, репетиторы, тьюторы - принимают на себя выполнение разнообразных функций, в которых находят отражение