Научная статья на тему 'Некоторые особенности преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете'

Некоторые особенности преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / стоматология / иностранные студенты / teaching / stomatology / foreign students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Махнёва

Рассмотрены некоторые особенности преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете. Авторы делятся опытом преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете. Кафедра стоматологии обеспечивает преподавание иностранным студентам силами наиболее опытных и высококвалифицированных профессоров и доцентов. Кафедрой стоматологии изданы методические указания для русскоговорящих и англоговорящих иностранных студентов. Издано учебное пособие, которое пользуется заслуженной популярностью у иностранных студентов. Преподаватели, излагающие предмет на английском языке, должны иметь возможность систематически повышать свой уровень владения языком путем прохождения соответствующих курсов, стажировки за границей в англоязычных странах, не говоря об обязательном и существенном дополнительном финансировании. Кроме того, в любой иностранной группе (как русско-, так и англоязычной) не должно быть более 5-6 студентов, тогда преподаватель будет иметь реальные рычаги дисциплинарного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Махнёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF TEACHING OF STOMATOLOGY TO FOREIGN STUDENTS IN DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY

Authors share experience of teaching of stomatology to the foreign students in the Donetsk National Medical University. The department of stomatology provides teaching to the foreign students by forces of highly skilled professors and associate professors. The department of stomatology published the methodical guidelines for Russian talking and English talking foreign students. The teaching aid was published, which uses the celebrated popularity at foreign students. A lecture course remains the leading link of educational process in the university. A lecture install bases of scientific knowledge, makes a theoretical base for the studied discipline, acquaints students with methodology of researches, serves as a point and work of students assignment specifies on all of other types of educational process. It is necessary constantly to search of new knowledge, progressive, except existent archaic, eliminated itself materials, but keep the classics. The teaching staff of department includes one doctor of sciences, professor, six candidates of sciences from which four associate professors and two assistants and three assistants. High professional training, large experience and responsibility of faculty advisors, allow to realize an educational process at high methodological level. Another directions of teaching optimization of subject there is the use of test control for foreign students. Thus attention on correctness of tests, their balanced, applies on complication. Another forms of extraclasses work of students is involving them in research work. Research activity of students passes students mainly in own time, and its basic organizational forms is work in student scientific groups, departments of scientific information, patent-licensed departments, participating in implementation of research works jointly with the employees of department, participating in student scientific conferences, exhibitions, competitions, festivals, olympiads et cetera. In the psychological features of teaching foreign students there is a row of difficulties, overcoming of which requires from a teacher knowledge of specific of national character, mentality of foreign students, and also personal emotional stability. Teachers delivering subject in English should systematically promote the level of domain by a language by passing of the proper courses, internship abroad in the English speaking countries. There should not be more than five-six students in any foreign group (both Russian and Englishlanguage), then a teacher will have the real levels of disciplinary influence.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете»

ПИТАННЯ МЕТОДОЛОГИ МЕДИЧНО1 ОСВ1ТИ

ТА НАУКИ

УДК 378.147:616.31+378.961]-057.875-054.68 А. В. Махнёва

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТОМАТОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ В ДОНЕЦКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Успешная профессиональная подготовка будущего врача в значительной степени зависит не только от содержания учебной деятельности, но и методов обучения и контроля знаний. В этом плане резервом для улучшения качества подготовки врачей для зарубежных стран является организация учебного процесса на основе единой методической системы, ориентированной на конечный результат - подготовку специалистов, отвечающих требованиям медицинской науки и здравоохранения.

Опыт работы с иностранными студентами показывает, что этот контингент студентов требует особой тактики преподавания. Это продиктовано тем, что, прежде всего, в группах часто обучаются студенты разных национальностей, вероиспове-дования, политических убеждений. Все эти студенты имеют совершенно разную начальную подготовку, поскольку обучались по разным школьным программам. Это создает определенные трудности в преподавании дисциплины. Кроме того, большинство из них недостаточно знают разговорную русскую речь и плохо пишут, что затрудняет контакт преподавателя со студентами. Поэтому кафедра стоматологии № 2 обеспечивает преподавание иностранным студентам силами наиболее опытных и высококвалифицированных профессоров и доцентов. Этим обеспечивается более тесный контакт, взаимопонимание преподавателя и студента и облегчается внеаудиторная работа со студентами. Большим недостатком является тот факт, что многие иностранные студенты не умеют работать с учебником, не успевают конспектировать лекции и не умеют систематически самостоятельно готовиться к занятиям.

Оптимизация учебного процесса с иностранными студентами предусматривает комплексный подход к решению целого ряда проблем с целью улучшения качества подготовки специалистов для зарубежных стран. Составить индивидуальную программу для студентов различных стран нереально. Поэтому выход в этом вопросе видим в создании соответствующей учебной литературы

для иностранных студентов, которая должна отличаться простотой изложения материала, четкостью формулировок и так далее. То есть текст должен быть адаптирован к их языковому уровню. С этой целью кафедрой стоматологии № 2 изданы методические указания для русскоговорящих [1] и англоговорящих [2] иностранных студентов. В качестве учебника рекомендован учебник профессора Данилевского Н. Ф. «Терапевтическая стоматология» в четырёх томах [3], который по своей простоте, доступности и в тоже время полноте объема материала является на сегодня непревзойденным. Силами кафедры (зав. кафедрой - д. мед. н., профессор Яровая С. П.) издано учебное пособие «Хирургическая стоматология» для врачей-интернов, которое пользуется заслуженной популярностью у иностранных студентов [4].

Лекционный курс остаётся ведущим звеном учебного процесса в вузе, который по силе воздействия стоит значительно выше многих других видов преподавания. Лекция закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую дисциплину, знакомит студентов с методологией исследований, служит отправным пунктом и указывает направление работы студентов по всем другим видам учебного процесса. Лекция не только оснащает студентов знаниями по предмету, но и учит учиться. Она играет важную роль в создании основ самостоятельной работы студентов.

На протяжении всего периода обучения студентов лекция остаётся наиболее важной формой обучения, самым эффективным способом формирования специалистов. Формирование субъективной внутренней мотивации у студента при его подготовке как специалиста в процессе закладки фундаментальных знаний должно быть подчинено главной задаче как лекции, так и практического занятия - появлению интереса к изучаемому предмету и будущей профессии. При этом необходимо определить место и значение изучаемой темы предмета для достижения ближайших и перспективных целей. В этом случае, естествен-

но, преподавателю необходимо осмыслить весь материал, который излагается в лекции, подчинив его конечной цели подготовки врача-профессионала. Это полностью возможно при использовании структурно-логических профессионально ориентированных схем. Лекция, цель которой - формирование профессиональной направленности обучения будущего врача, должна осуществлять функции, которые в известной степени отражают практические формы занятия. Например, ряд теоретических положений можно раскрыть на обобщённой задаче, в ходе решения которой проводится теоретическое исследование с примерами клинической демонстрации, и всё заканчивается формулированием теоретических положений лекции.

Знания устаревают, поэтому необходимо постоянно проводить поиск нового, прогрессивного, исключая архаичные, изжившие себя материалы, но оставляя классику. Результатом такого поиска являются инновационные технологии обучения. Непосредственная работа по активизации лекции и применению инновационных технологий должна начинаться с оснащения лекционной аудитории специальной аудио- и видеотехникой, обеспечения студентов минимальным комфортом (освещение, вентиляция, аудиторные столы и т. д.), осуществления обратной связи студент-лектор и обеспечения студентов специальным дидактическим материалом. Это могут быть и прямые вопросы студентов по ходу лекции, и вопросы лектора, поставленные перед аудиторией хотя бы риторически.

В Донецком национальном медицинском университете иностранные студенты выделены в отдельный поток, на котором лекции читает заведующий кафедрой либо профессор кафедры. Это облегчает студентам понимание лекционного материала и дает возможность ознакомиться с новейшими научными данными, которые отсутствуют в имеющихся учебниках и учебных пособиях. Такой результат достигается также с помощью широкого применения демонстрационного материала -мультимедийных презентаций, слайдов, видеофильмов, кодоплёнок и таблиц.

Повышение качества преподавания напрямую связано с достаточно ответственным подбором квалифицированного преподавательского состава. Преподавательский состав кафедры включает в себя одного доктора наук, профессора, шесть кандидатов наук, из которых четыре доцента и два ассистента, и три ассистента. Высокая профессиональная подготовка, богатый опыт и ответственность профессорско-преподавательского состава позволяют проводить учебный процесс на высоком учебно-методическом уровне.

Обучение на практических занятиях имеет целью овладение практическими навыками и умениями осуществлять необходимые мыслительные операции на основе знаний, полученных на лекциях и при самостоятельной подготовке к занятиям. Практические занятия начинаются с опреде-

ления исходного уровня знаний студентов с последующей его коррекцией (в основном, путем тестирования). Затем проводится курация тематических больных с последующим обсуждением их и рассмотрением основных вопросов темы (студенты принимают участие в процессе обследования и лечения больных, овладевают практическими навыками). В соответствии с основными целями обучения используется решение ситуационных задач, проводится трактовка лабораторных данных и данных функциональных исследований. В конце занятия преподаватель проводит тестовый контроль изучаемой темы практического занятия, коррекцию уровня знаний и навыков и оценивает работу студентов двумя оценками по пятибалльной системе.

Многолетний опыт преподавания предмета, изучение эффективности учебного процесса показали, что одним из основных направлений усовершенствования преподавания предмета является межкафедральная интеграция в осуществлении изучения студентами основ анатомии и физиологии человека (его зубочелюстной системы), микробиологии, вирусологии, иммунологии, патоморфологии, патофизиологии, фармакологии и других фундаментальных дисциплин. Стоматология тесно связана с такими клиническими дисциплинами как внутренние болезни, хирургия, радиология, неврология. Стоматология предусматривает интеграцию преподавания со многими клиническими дисциплинами, формирует умение использовать знания по специальности в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности.

Одним из вопросов, неразрывно связанных с интеграцией преподавания в медицинском вузе, является гуманизация процесса обучения будущих врачей. Это особенно важно на современном этапе, когда развитие медицины требует не только мощной современной материальной базы, но и современных теоретических установок, концептуального обоснования поставленных задач, так как медицина является сложной социальной системой, охватывающей как медицинские знания, так и медицинскую деятельность.

Еще одним направлением оптимизации преподавания предмета иностранным студентам является использование тестового контроля - как текущего, так рубежного и итогового. При этом обращаем внимание на корректность тестов, их сбалансированность по сложности и валидность. Итоговый модульный контроль проводим путем устного и тестового опроса с учетом овладения студентами практических навыков, правильности и полноты написания историй болезни. Разработанная отраслевой научно-методологической лабораторией Донецкого национального медицинского университета система оценивания учебной деятельности проста для преподавателя, прозрачна для студента, приближает образование к европейскому, активизирует самостоятельную работу студентов. С этой целью кафедрой изда-

ны сборники тестов по предмету для студентов международного медицинского факультета.

Неотъемлемой частью учебного процесса на кафедре стоматологии № 2 является самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Она относится к активным методам обучения, потому что раскрывает индивидуальные особенности и возможности иностранных студентов в освоении знаний. Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к занятиям, овладение практическими навыками, курацию больных, написание историй болезни и изучение внеаудиторных тем (наиболее часто встречающихся форм патологии), которые контролируются на итоговом модульном контроле.

Методика организации и проведения самостоятельной работы иностранных студентов имеет свою специфику и требует соответствующего методического обеспечения. Методическое обеспечение самостоятельных тем по стоматологии предусматривает следующие материалы: алгоритм самостоятельной работы, граф логической структуры темы, методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы, перечень заданий по теме (вопросов), банк тестов для проверки учебного материала по теме (тесты для самоконтроля и самокоррекции), а также индивидуальные контрольные тесты, электронные пособия, перечень тем для реферативной работы, задания для индивидуальной научной работы.

Такая форма изучения части учебного материала является вполне рациональной, так как реализует возможности студента самостоятельно усваивать материал, стимулирует его индивидуальную учебную деятельность, что укладывается в концепцию развивающегося обучения.

По нашему мнению, использование реферативной работы при самостоятельном изучении темы должно быть ограничено. Она должна учитывать индивидуальные способности и возможности развития творческой инициативы студентов. Такая работа должна проводиться на основе изучения монографической литературы и периодических изданий и быть направлена на углубление теоретических знаний по изучаемому вопросу. Наиболее удачные реферативные работы должны быть обсуждены в студенческой аудитории.

Еще одной формой самостоятельной работы студентов является участие их в научно-исследовательской работе. Исследовательская деятельность студентов проходит преимущественно в свободное время студентов, и её основными организационными формами являются работа в студенческих научных кружках, отделах научной информации, патентно-лицензионных отделах; участие в выполнении научно-исследовательских работ совместно с сотрудниками кафедры, участие в студенческих научных

конференциях, выставках, конкурсах, смотрах, олимпиадах и т. д.

Результативность и эффективность такой деятельности студентов обеспечивается чётким определением целей и задач; непосредственным участием студентов в научных исследованиях кафедры - от планирования до внедрения; самостоятельным выполнением студентами своего фрагмента работы и ответственностью за неё; полной самостоятельностью в работе; периодическими отчётами на кафедральных научных конференциях.

Повышение качества подготовки студентов осуществляется кафедрой не только в ходе учебной, но и воспитательной работы, которая реализуется, в основном, в течение педагогического процесса. К воспитательным моментам кафедра относит методичность и академичность в преподавании предмета, требовательность к знаниям, учебную дисциплину на занятиях и лекциях, обязательную отработку всех пропущенных занятий и лекций.

В психологических особенностях преподавания иностранным студентам существует ряд трудностей, преодоление которых требует от преподавателя знания специфики национального характера, менталитета иностранных студентов, а также личной эмоциональной устойчивости.

Преподаватели, излагающие предмет на английском языке, должны иметь возможность систематически повышать свой уровень владения языком путем прохождения соответствующих курсов, стажировки за границей в англоязычных странах, участия с целью обмена опытом в конференциях, поднимающих проблемы особенностей преподавания на иностранном языке, не говоря об обязательном и существенном дополнительном финансировании.

Кроме того, в любой иностранной группе (как русско-, так и англоязычной) не должно быть боле 5-6 студентов, тогда преподаватель будет иметь реальные рычаги дисциплинарного воздействия.

Литература

1. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Стоматология» для студентов ; под ред. С. П. Яровой. - Донецк, 2008. - 68 с.

2. Practice guadlines of stomatology course for students / Editor S. P. Yarovaya. - Donetsk, 2008. - 54 p.

3. Терапевтическая стоматология: учебник в 4-х томах / Н. Ф. Данилевский. - К.: Медицина, 2010.

4. Яровая С. П. Хирургическая стоматология : учеб. пособ. для врачей-интернов. - Донецк, 2013. -186 с.

5. Стоматолопя: навчальний план та програма для студенев вищих медичних закладiв III-IV рiвнiв ак-редитацп. - Полтава, 2005.

Стаття надшшла 26.03.2015 р.

Резюме

Рассмотрены некоторые особенности преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете.

Авторы делятся опытом преподавания стоматологии иностранным студентам в Донецком национальном медицинском университете. Кафедра стоматологии обеспечивает преподавание иностранным студентам силами наиболее опытных и высококвалифицированных профессоров и доцентов. Кафедрой стоматологии изданы методические указания для русскоговорящих и англоговорящих иностранных студентов. Издано учебное пособие, которое пользуется заслуженной популярностью у иностранных студентов. Преподаватели, излагающие предмет на английском языке, должны иметь возможность систематически повышать свой уровень владения языком путем прохождения соответствующих курсов, стажировки за границей в англоязычных странах, не говоря об обязательном и существенном дополнительном финансировании. Кроме того, в любой иностранной группе (как русско-, так и англоязычной) не должно быть более 5-6 студентов, тогда преподаватель будет иметь реальные рычаги дисциплинарного воздействия.

Ключевые слова: преподавание, стоматология, иностранные студенты.

Резюме

Висв1тлен1 деяк1 особливост викладання стоматологи шоземним студентам у Донецькому нацюналь-ному медичному ушверситетк

Автори дтяться досвщом викладання стоматологи шоземним студентам у Донецькому нацюнальному медичному ушверситетк Кафедра стоматологи забезпечуе викладання шоземним студентам силами найбтьш досвщчених i висококвал1ф1кованих професор1в i доцент1в. Кафедрою стоматологи видано методичн вказiвки для росшськомовних i англомовних шоземних студенев. Видано навчальний поабник, який користуеться заслуженою популярнютю в шоземних студенев. Викладач^ як викладають предмет англшською мовою, повинн мати можливють систематично пщвищувати свш рiвень володiння мовою шляхом проходження вiдповiдних курсiв, стажування за кордоном у англомовних кра'нах, не кажучи про обов'язкове й ютотне додаткове фiнансування. Крiм того, в будь-якш iноземнiй групi (як росшсько-, так i англомовнiй) не мае бути бтьше 5-6 студенев, тодi викладач матиме реальнi важелi дисциплiнарного впливу.

Ключовi слова: викладання, стоматолопя, iноземнi студенти. UDC 378.147:616.31+378.961]-057.875-054.68

SOME FEATURES OF TEACHING OF STOMATOLOGY TO FOREIGN STUDENTS IN DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY

А. V. Mahniova

Some features of teaching of stomatology to foreign students in Donetsk National Medical University

Summary

Authors share experience of teaching of stomatology to the foreign students in the Donetsk National Medical University. The department of stomatology provides teaching to the foreign students by forces of highly skilled professors and associate professors. The department of stomatology published the methodical guidelines for Russian talking and English talking foreign students. The teaching aid was published, which uses the celebrated popularity at foreign students. A lecture course remains the leading link of educational process in the university. A lecture install bases of scientific knowledge, makes a theoretical base for the studied discipline, acquaints students with methodology of researches, serves as a point and work of students assignment specifies on all of other types of educational process.

It is necessary constantly to search of new knowledge, progressive, except existent archaic, eliminated itself materials, but keep the classics. The teaching staff of department includes one doctor of sciences, professor, six candidates of sciences from which four associate professors and two assistants and three assistants. High professional training, large experience and responsibility of faculty advisors, allow to realize an educational process at high methodological level.

Another directions of teaching optimization of subject there is the use of test control for foreign students. Thus attention on correctness of tests, their balanced, applies on complication. Another forms of extraclasses work of students is involving them in research work. Research activity of students passes students mainly in own time, and its basic organizational forms is work in student scientific groups, departments of scientific information, patent-licensed departments, participating in implementation of research works jointly with the employees of department, participating in student scientific conferences, exhibitions, competitions, festivals, olympiads et cetera.

In the psychological features of teaching foreign students there is a row of difficulties, overcoming of which

requires from a teacher knowledge of specific of national character, mentality of foreign students, and also personal emotional stability. Teachers delivering subject in English should systematically promote the level of domain by a language by passing of the proper courses, internship abroad in the English speaking countries. There should not be more than five-six students in any foreign group (both Russian and Englishlanguage), then a teacher will have the real levels of disciplinary influence.

Key words: teaching, stomatology, foreign students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.