В1СНИК ВДНЗУ «Укршиська медична стоматологЫна академхя»
УДК 616-089(07.07)
Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин А.М., Межаков С.В., Шаталов А.Д.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА КАФЕДРЕ
ХИРУРГИИ ИМ. К.Т.ОВНАТАНЯНА
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Обобщен 15-летний опыт преподавания хирургии отечественным и зарубежным студентам на кафедре хирургии им. К.Т.Овнатаняна Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького. Освещены актуальные аспекты оптимизации учебного процесса, освоения практических навыков и наглядности преподавания. Рассмотрены вопросы объективного контроля знаний студентов и уровня освоения практических навыков.
Ключевые слова: преподавание хирургии, практические навыки.
Подготовка квалифицированного врача является приоритетным направлением высших медицинских учреждений Украины. В этой подготовке важное значение придается, прежде всего, освоению и углублению практического совершенства, то есть усвоению целого ряда практических навыков и неотложных состояний, которые связаны с запросами здравоохранения. При этом на первый план выступает поиск новых технологий обучения, которые существенно ускоряют подготовку высококвалифицированных специалистов с качественно новым уровнем знаний. Качественное освоение практических навыков существенно расширяет кругозор врача. Овладение ими в совершенстве способствует своевременному и грамотному оказанию неотложной и плановой хирургической помощи больным. Достижение максимального эффекта от обучения необходимо, чтобы студенты не только получали глубокие теоретические знания, но и существенно совершенствовали практические навыки [4, 2, 1].
Практическая подготовка выпускников медицинских высших учебных заведений направлена на решение в начальном периоде в дальнейшей профессиональной деятельности лечебно-диагностических вопросов и максимального овладения практическими навыками, умениями и неотложными состояниями.
В соответствии с новой программой обучения стало необходимым проведение разработки коррекции практической подготовки специалиста для здравоохранения в аспекте приведения преподаваемых практических навыков, умений и неотложных состояний в строгое соответствие с квалификационной характеристикой врача.
В новой учебной программе учитываются все особенности подготовки семейного врача и хирурга, которые обязаны овладеть не только клиническим мышлением, но и автоматическими навыками оперативного мастерства, необходимости быстрой реакции на клиническую ситуацию.
Будущие врачи не смогут оказывать квалифицированную помощь больному без знаний основных разделов общей хирургии (остановки кровотечения, определения групп крови, оказаний и противопоказаний к переливанию крови и др.). Во время дежурства по больнице зачастую придется принимать решения по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим (до вызова соответствующих специалистов). Особо следует отметить необходимость умения провести реанимационные и противошоковые мероприятия (при травмах, кровотечениях, внезапных остановках сердца, дыхания и других экстремальных состояниях).
На кафедре хирургии им. К.Т.Овнатаняна ДонНМУ им. М.Горького студенты 4 курса должны освоить и совершенствовать следующие практические навыки и
умения: определение группы крови и резус-принадлеж-ности; переливание крови и кровезаменителей (техника переливания, проведение проб на совместимость); хирургическая обработка ран; остановка наружного кровотечения; наложение основных видов повязок; наложение повязки при пневмотораксе; пальцевое исследование прямой кишки. Выделен специальный общеуниверситетский кабинет для освоения этих навыков, укомплектованный по мере возможности необходимыми приспособлениями, инструментами, видеофильмами. Для формирования практических навыков организация практической части занятия включает алгоритмизацию, стандартизацию и отработку навыков до автоматизма.
Занятие в этом кабинете начинается с изучения теории - классификации групп крови, способов их определения, специального и вспомогательного инструментария, необходимого для овладения навыками. Рассматриваются показания и противопоказания к применению навыков, топографо-анатомическое обоснование различных манипуляций. После этого студенты переходят к практическому освоению навыков на соответствующих фантомах и приспособлениях, накладывают повязки.
Умению ориентироваться среди большого количества практических навыков и оперативных вмешательств способствует организация на кафедре компьютерного класса с выходом в Интернет. Студентам показываем видеофильмы с демонстрацией практических навыков и современных методов оперативных вмешательств, с применением дорогостоящих аппаратов и инструментов, как традиционных, так и с использованием патентов, разработанных сотрудниками клиники. Это дает возможность не только учиться, самостоятельно работать, смотреть видеофильмы операций и освоения навыков, но и получать квалифицированную консультацию опытных преподавателей наглядные материалы и короткие видеофильмы могут быть альтернативой курации при отсутствии тематических больных.
Кроме того, электронное пособие имеет отличительное свойство - возможность воспроизведения видеозаписей, в том числе проведения различных исследований (физикальных, лабораторных, функциональных, эндоскопических и др.), манипуляций, операций, что имеет особую методическую ценность при изучении клинической дисциплины.
В конце практического занятия подводятся итоги с оценкой теоретических знаний студентов и выполнения практических навыков, с разбором типичных ошибок и методами их устранения. Закрепление практических навыков осуществляется также во время итогового модульного контроля в конце цикла хирургии. Это контроль включает, кроме тестового контроля, практическую часть, с показом каждым студен-
Актуальт проблеми сучасно'1 медицини
том всего перечня практических навыков. Оценка за модуль представляет собой среднее арифметическое из оценок за тестовое задание и за практическую часть.
Возрождение существовавшей ранее книжки практических навыков у каждого студента позволит более четко контролировать их освоение, поскольку нацелит на освоение каждого конкретного навыка и студента, и преподавателя.
Не подлежит сомнению, что самостоятельная работа студента по повышению теоретических знаний и постоянное использование их в практическом отношении у постели больного является основным направлением обучения на клинической кафедре.
Активное участие студента в лечебном процессе (манипуляции, инструментальные исследования, участие в операциях и т.д.) вызывает формирование профессионального «Я». Преподаватель может видеть не только теоретический объем знаний, но и возможность логического их использования [3, 6, 7].
Учитывая низкий исходный уровень владения студентами практическими навыками и неотложными состояниями, перед кафедрой стоит сложная задача -ликвидировать существующие пробелы в практической подготовке обучающихся. Целесообразно разделить студенческую группу на подгруппы по 3 - 4 человека для самостоятельного объективного обследования больных и для освоения практических навыков при ненавязчивом, но постоянном контроле преподавателя.
Мы убеждены, что студенты медицинских вузов должны как можно больше видеть больных. В выходные дни, предварительно записавшись на кафедре, они могут работать вместе с дежурными врачами -делать обходы, беседовать с больными, осматривать их, принимать участие под контролем врача во врачебных манипуляциях. По субботам с 9.00 до 13.00 они могут получить квалифицированную консультацию и при необходимости просмотреть учебные видеофильмы, а также воспользоваться компьютерным классом для самоподготовки.
Целесообразно введение для студентов вечерних дежурств в клинике в ургентные дни, что позволит четче освоить и закрепить практические навыки, умения и манипуляции, а также принимать участие в освоении методов диагностики острых хирургических заболеваний и оказании квалифицированной медицинской помощи [3, 5, 4].
Студенты осваивают навыки на 3 и 4 курсах вначале на фантомах или муляжах в кабинете для освоения практических навыков, затем на старших курсах при курации больных и закрепляют, отшлифовывают их только во время производственной практики. В связи с этим практика, как самостоятельный вид учебной деятельности, должна быть полноценной, на хорошей клинической базе, с опытным врачом-куратором. На практике каждый студент должен закрепить весь перечень навыков, необходимых для соответствующего курса обучения. К сожалению, этого, как правило, не происходит из-за нехватки больных, сывороток для определения групп крови, большого количества студентов на больничной базе и т.д. [2, 1, 6].
В последние годы появились лечебные учреждения негосударственных форм собственности, при этом уменьшился приток больных в государственные и коммунальные учреждения, где располагаются профильные кафедры. Это создает значительные сложности с обеспечением пациентами аудиторных
практических занятий для освоения практических навыков. Поэтому производственную практику целесообразно проводить одновременно в различных лечебных учреждениях Донецкой области.
Основной причиной, по которой студенты плохо владеют практическими навыками, является недостаточная практика в их выполнении (не было таких больных в клинике за время цикла по хирургии, на базе производственной практики и др.). Очевидна корреляция между степенью освоения навыка и частотой его выполнения. Однако не все студенты сами понимают недостаточность своей подготовки. Следует также отметить, что в основе этого явления лежат не особенности учебного процесса на кафедре, а низкая мотивация студентов и общие факторы, свойственные всей существующей организации обучения студентов.
Кроме того, согласно законодательству, студент и даже врач, не прошедший первичную специализацию по хирургии, не имеет права самостоятельно выполнять некоторые практические манипуляции и операции (хирургическая обработка ран, пункция плевральной полости, лапароцентез и др.). Возможно развитие тяжелых осложнений, которые не всегда можно предотвратить даже в том случае, когда навыки выполняются под контролем преподавателя.
На хирургической кафедре обучение студентов должно проводиться комплексно и основной акцент должен делаться на практическую часть занятия, особенно если речь идет об усвоении квалификационных практических навыков. Широкое использование вспомогательных технических средств обучения как на кафедре, так и в общеуниверситетском центре освоения практических навыков, решает эту задачу и позволяет достичь высокого уровня практической подготовки студентов.
Таким образом, перед высшими учебными учреждениями поставлена важная задача - улучшить подготовку будущих специалистов, чтобы выпускник имел не только теоретические знания, но и владел необходимыми практическими навыками. Заслуживает самого серьезного внимания методическое и организационное решение проблемы, достаточное материально-техническое обеспечение. Только последовательное овладение практическими навыками в порядке их постепенного усложнения может способствовать повышению качества специалиста. Совершенствование системы обучения студентов современным методам диагностики и лечения - залог хороших знаний и умений будущего врача в оказании своевременной квалифицированной медицинской помощи.
Литература
1. Колкин Я.Г. Возможности применения новых информационных технологий на кафедре факультетской хирургии / Я.Г.Колкин,
B.В.Хацко, А.М.Дудин [и др.] // Сучасш технологи вищоТ медич-ноТ освiти: збiрка наук. праць. - Донецьк, 2006. - С. 85 - 91.
2. Врублевська С.В. 1новацшш процеси у системi освiти /
C.В.Врублевська // Мед. освпа - 2007. - № 1. - С. 43-48.
3. Агарков В.И. Исследование эффективности диагностики знаний и умений у студентов - медиков с помощью тестов разного формата / В.И.Агарков, Н.П.Гребняк, В.В.Николаенко [и др.] // Проблемы питання педiатрiТ та вищоТ медичноТ освiти: з&рник праць, присвяченоТ пам'ят проф. Ю.М.Вп"ебського. - Донецьк, 2011. - Т.2. - С.11-15.
4. Удод А.А. Кредитно-модульная организация учебного процесса: проблемы и перспективы / А.А.Удод, А.И. Косарева, Е.А.Гонтарь, И.И.Зинкович // Мiжнар. вюник медицини. - 2011. - Т. 4, № 1-2. - С. 113-115.
5. Белебезьев Г.И. Усвоение навыков сердечно-легочной реанимации / Г.И.Белебезьев, А.П.Кузьменко, Е.П.Несен [и др.] // Бть, знеболювання i штенсивна терашя. - 2000. - № 1. - С.35-36.
Том 13, Випуск 1(41) 303
В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»
6. Грона В.Н. Формирование практических навыков на кафедре 7. Armstrong E.G. Medical education as a process management prob-
детской хирургии / В.Н. Грона, И.П.Журило, С.В.Веселый [и др.] lem / E.G.Armstrong, M.Mackey, S.J. Spear // Academie Medicine.
// Проблемы питання педiатрN та вищоТ медичноТ освiти: збiр- - 2006. - V 79, № 8. - P.721-728.
ник праць, присвяченоТ пам'ятi проф. Ю.М.Вп"ебського. - Донецьк, 2011. - Т.2. - С.40-43.
Реферат
ДЕЯК1 АСПЕКТИ ЗАСВОеННЯ ПРАКТИЧНИХ НАВИЧОК НА КАФЕДР1 Х1РУРГИ 1М. К.Т.ОВНАТАНЯНА Колкш Я.Г., Хацко В.В., Дуд1н О.М., Межаков С.В., Шаталов О.Д. Ключов1 слова: викладання х1рургп, практичн1 навички.
Узагальнений 15- рнний досв1д викладання х1рургп в1тчизняним i заруб1жним студентам на кафедр1 х1рург1Т 1м. К.Т.Овнатаняна Донецького нацюнального медичного ун1верситету 1м. М.Горького. Висв1тлен1 актуальн1 аспекти оптим1заци учбового процесу, освоення практичних навичок i наочност1 викладання. Розглянут1 питання об'ектив-ного контролю знань студент1в i р1вня освоення практичних навичок.
Summary
SOME ASPECTS OF DEVELOPING STUDENTS' PRACTICAL SKILLS AT K.T.OVNАTАNIAN DEPARTMENT OF SURGERY Ко!кт Y.G., К^бко V.V., Dudin А.М., Меzhакоv S.V., Shatalov A.D. Key words: teaching of surgery, practical skills.
15-years-old experience in teaching to surgery for national and international students at the KTOvnatanian department of surgery, M.Gorkiy National Medical University, Donetsk was analyzed. The urgent aspects of optimization of medical educational, mastering practical skills and teaching were lighted up. The questions of objective control of students' progress and level of mastering practical skills were also described.
УДК: 378.147.016-054.6:616-089
Криворучко И.А., Тонкоглас А.А., Сыкал. Н.А., Тесленко С.Н., Балака С.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Харьковский национальный медицинский университет, г. Харьков
Развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий привело к необходимости перехода обучения на кредитно-модульную систему. Это также необходимо для интеграции в систему европейского образования. Внедрение этой системы на хирургических кафедрах имеет свои особенности. Изучение хирургических заболеваний и в частности острой хирургической патологии требует пересмотра и увеличения практических навыков студентов, а также адаптации методической литературы к кредитно-модульной системе.
Ключевые слова: кредитно-модульная система, хирургические
Развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий требуют, в современных условиях, повышения качества подготовки выпускников высших медицинских учебных заведений.
Важным стимулом модернизации высшего медицинского образования является возрастание конкуренции между различными учебными и лечебными медицинскими учреждениями. Возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании учебного процесса в высшей медицинской школе с целью подготовки конкурентоспособных врачей хирургического профиля, способных работать в современных условиях.
В настоящее время все больше преподавателей считают, что для достижения более высокого качества обучения в высшем медицинском учебном заведении может быть использована кредитно-модульная система.
Кредитно-модульная система - это такая организация обучения, которая базируется на сочетании модульных технологий учебного процесса и зачетных единиц (кредитов). Кредит - это количественная характеристика, позволяющая учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательной медицинской подготовки.
Переход на кредитно-модульную систему обучения на кафедрах хирургического профиля повышает требования к преподавательскому составу высшего учебного заведения, который осуществляет это обу-
заболевания, врач-хирург, методическая литература.
чение. Как уже ранее было сказано, при модульной системе обучения преподаватель не только выполняет информирующую и контролирующую функции, но и осуществляет функции консультанта и координатора, что особенно важно учитывая особенности хирургического лечения. Таким путем сохраняется ведущая роль преподавателя высшего учебного заведения в педагогическом процессе. При кредитно-модульной системе обучения студент, располагая планом работы и банком информации, а также методическими рекомендациями по достижению поставленных целей обучения, может самостоятельно овладевать определенными разделами учебной программы.
Таким образом, при переходе к кредитно-модульной системе обучения в высшем медицинском учебном заведении будет наблюдаться увеличение значения самостоятельной работы в учебном процессе, а это в свою очередь будет требовать повышения самостоятельности, творческой инициативы и активности будущих врачей-хирургов. При кредитно-модульной системе обучения у студентов вузов всегда есть возможность получить помощь и советы, а при необходимости и оценку своей деятельности у преподавателя и других студентов. Это позволит развивать у студентов такое качество, как коллективизм, и будет способствовать приобретению навыков командной (коллективной) работы. При этом не следует снижать количественно и качественно практическую работу у постели больного, повышать навыки определения симптоматики хирургических заболеваний на