Романов Е.В.,
г. Краснодар, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского военного авиационного института
Некоторые особенности функционирования духовного потенциала Вооруженных Сил на современном этапе
Сегодня в обществе еще не стерты противоречия и трудности «переходного периода», связанные с функционированием системы государственного управления. Социальная напряженность общества не ослабевает. В экономике, политике, социальной сфере больше проявляются издержки рыночной экономики, чем порядок и плановость. Однако характер и содержание перемен, происходящих в российском обществе, не отрицает необходимости военной защиты и территориальной целостности государства.
Выступая на расширенном заседании коллегии ФСБ в декабре 2003 года, президент РФ В.В. Путин отметил, что «Надежное обеспечение безопасности -это залог социальной стабильности России. Это условие ее устойчивого демократического развития».1
Именно поэтому, среди множества насущных задач России важнейшее место занимает задача строительства российских Вооруженных Сил как неотъемлемого атрибута нового российского государства. Возрастает значимость реализации утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» в направлении формирования духовно-нравственных и патриотических качеств у военнослужащих российских Вооруженных Сил. Эффективность военно-профессиональной деятельности вооруженных сил любого государства зависит не только от состояния их духовного потенциала, но и от физической натренированности личного состава, наличия достаточного количества современного оружия и боевой техники, материальных и других ресурсов. Совокупность данных составляющих лежит в
1 Путин В.В. Из выступления на расширенном заседании коллегии ФСБ // Красная звезда. 2004.17 января.
основе содержания боевой мощи армии и флота. Но духовному потенциалу принадлежит ведущая, определяющая роль в обеспечении сплоченности, активности, целенаправленности и управляемости военно-профессиональной деятельностью.
Духовный потенциал военнослужащих представляет собой совокупность, взаимозависимость и взаимодействие сознания, мировоззрения, морально-психологических и социальных качеств, сопоставленных с их социальным положением, целями и задачами повседневной деятельности.
Сегодня на духовное состояние военнослужащих воздействует изрядное количество дестабилизирующих факторов, многие из которых таят в себе опасность для духовности личного состава. Проводимые средствами массовой информации дискуссии по вопросу: какая армия нужна России, вылились в активное насаждение в армейской среде пацифистских идей, нивелирование понятий воинского долга и чести, дискредитацию военной службы в целом как почетной обязанности гражданина. С негативной установкой на военную службу ныне прибывает до 35% призываемой молодежи, а из Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов - до 40-45%. Упал престиж службы в Вооруженных Силах, под сомнением духовное единство общества и армии. Армия и флот по своему социальному положению занимают второстепенное положение по сравнению с другими институтами и организациями государства, на низком уровне социальная защищенность военнослужащих и их семей.
Духовный мир большинства военнослужащих российской армии представляет собой комплекс рельефно выраженных элементов негативной и позитивной направленности. Причем в соотношении негативного и позитивного в духовном мире военнослужащих преобладает на данный момент негативное. Доминирование негативных элементов в сознании и мировоззрении военнослужащих - наиболее опасный признак, непосредственный показатель нестабильности и низкой эффективности функционирования духовного потенциала российской армии.
Тем не менее, позитивные элементы есть, но проявляются они не так рельефно и наглядно, как негативные факторы. По-прежнему имеют место высокая образованность офицерского корпуса, профессионализм и порядочность военнослужащих, на которых держатся боеготовность, порядок и дисциплина в Вооруженных Силах. Это и наличие боевых традиций, сохранившихся в войсках от русской и Советской армий. Это способность военнослужащих решать основные задачи учебно-боевой подготовки самостоятельно и с высоким качеством. Это неизменная духовная поддержка Русской Православной Церкви. В совокупности эти факторы поддерживают духовный потенциал Вооруженных Сил на требуемом уровне, но этот процесс осуществляется ценой огромных усилий, прежде всего усилий офицерского состава.
Поэтому сегодня военнослужащие вынуждены затрачивать значительные духовно-психологические и физические усилия, чтобы поддерживать свою позитивную направленность.
Одна из тенденций, определяющих особенность функционирования сознания и мировоззрения военнослужащих, связана с переосмыслением, переоценкой большой частью военнослужащих многих военно-профессиональных ценностей. Усилием воли преодолевать бесконечные тяготы и лишения военной службы становится с каждым годом все более проблематичным для главной опоры российской армии - офицерского состава. Значительная часть офицеров чувствует себя довольно дискомфортно в моральном и психологическом плане, так как не видят перспектив своего профессионального роста и целесообразности службы в целом. Поэтому разочарование в военной службе, пассивность, безынициативность стойко утверждаются в их сознании, парализуют их активность и сопротивляемость негативным факторам. И это притом, что средний возраст российского офицера - 33 года, а более трети из них моложе 30 лет.
О внушительной глубине процесса пересмотра военно-профессиональных ценностей говорит тот факт, что только в ходе контртеррористической операции в Чечне около 4 тысяч военнослужащих различных категорий под разными предлогами уклонились от «наведения конституционного порядка». Конечно, в
последующем большинство из них было амнистировано, но факт остается фактом.
Необходимо признать, что критической отметки достиг сегодня престиж воинской службы, продолжает снижаться мотивация добросовестного выполнения своих обязанностей всеми категориями военнослужащих. Значительная часть офицерского состава занята поиском других способов и форм жизнедеятельности, происходит процесс отчуждения офицеров от принадлежности к армии и флоту. Среди личного состава срочной службы (по призыву) отчуждение от армии приобретает массовый характер. В большинстве субъектов Российской Федерации становится все меньше молодых людей, сознание и мировоззрение которых сориентированы на добросовестное выполнение своего воинского долга.
В докладе начальника Главного управления кадров, заместителя министра обороны РФ по кадрам генерал-лейтенанта Николая Панкова было отмечено, что «.. .численность обучающихся в военных вузах планируется на основе расчетной нормы убыли офицеров, составляющей 5-6 процентов в год от их общей численности. Эта норма успешно действовала на протяжении ряда десятилетий, когда средняя продолжительность службы офицеров составляла 20-25 лет. .Введенный в 1993 году контрактный порядок прохождения военной службы предоставил офицерам возможность увольняться через 5 лет после окончания вуза. ... неудовлетворительное материальное положение большей части офицерского корпуса, низкий уровень социальной защищенности военнослужащих, падение престижности военной службы - все это привело к резкому увеличению масштабов досрочного увольнения с военной службы. В результате численность увольняемых офицеров в 2-3 раза превышает расчетные показатели убыли». 1 Приходится констатировать, что в последнее время обострилась проблема ухода курсантов из военных училищ: это явление «.за последнее десятилетие возросло не менее чем в два раза». 2 Видя бедственное по-
1 Панков Н. Стратегия военной школы // Красная звезда. 2002. 8 июня.
2
Панков Н. Стратегия военной школы // Красная звезда. 2002. 8 июня.
ложение офицеров в войсках, многие курсанты покидают военные вузы. Принятый недавно в новой редакции закон «О воинской обязанности и военной службе» вводит дополнительные ограничения по добровольному уходу курсантов из военных училищ и вузов после второго курса. Однако, как представляется, данная проблема подобным образом не может быть успешно решена. Необходимы существенные меры общесоциального характера, кардинальным образом стабилизирующие ситуацию, а не законодательное принятие полумер.
Врач-психиатр Главного клинического госпиталя МВД России Дмитрий Рагульский причины суицидального поведения ребят видит в солдатской среде, где «... все больше складываются криминальные порядки с элементами уголовщины, направленные на уничтожение личности, процветает беспредел с избиением и грабежом, который зачастую путают с дедовщиной. «Узакониваются» поборы, издевательства. В конце концов, у кого-то иссякают силы, и смерть становится предпочтительнее жизни».1 Потеря самоконтроля во многом зависит от неспособности противостоять влиянию данных негативных факторов, подавляющих эмоциональную и волевую сферу сознания военнослужащих. В то же время ряд социологов отмечает, что суицид в войсках есть не что иное, как своеобразный протест военнослужащих против сложной социально-экономической действительности, отчаянная попытка заявить о проблемах армии и флота.
Сегодня особо подталкивают военнослужащих к досрочному увольнению из рядов Вооруженных Сил два фактора - социальный и моральный. Бедственное положение офицеров оказывает деморализующее воздействие на их морально-психологическое состояние, что, в свою очередь, негативно отражается на отношении к службе и состоянии боевой готовности войск.
В качестве устойчивой тенденции функционирования и развития духовного потенциала Вооруженных Сил необходимо отметить то, что в современных условиях произошел и происходит дальнейший разрыв связей военно-политического сознания военнослужащих с российской государственной воен-
1 Рагульский Д. Будем жить // Красная звезда. 2003. 27 августа. С. 5.
ной политикой. Во многом он связан с современным переосмыслением вопросов войны и мира. Отсутствие определенных и четких позиций в обществе по вопросам войны и мира, обновления и реформирования Вооруженных Сил, а также порой чрезмерное акцентирование внимания в средствах массовой информации на факте отсутствия врагов и миролюбивой политике Российской Федерации (без эффективных мер по укреплению военной мощи государства) серьезным образом дезориентируют сознание и мировоззрение большинства военнослужащих, способствуют «размыванию» основных ценностных ориентиров военно-профессиональной деятельности, ее смысла и назначения.
С одной стороны, сознание и мировоззрение военнослужащего изначально должны быть сориентированы на качественную подготовку и способность вести боевые действия по отражению возможной агрессии со стороны вероятного противника. Поскольку каждый военнослужащий обязан быть верным присяге и выполнять свой воинский долг, армия и флот должны быть всегда боеготовыми и способными решать задачи обороны государства. С учетом этого организуется и осуществляется весь процесс обучения и воспитания военнослужащих, который нацелен на мастерское владение боевой техникой и оружием, знание военного искусства, формирование военно-профессиональных качеств.
С другой стороны, через средства массовой информации сознанию и мировоззрению военнослужащих навязываются полуложные и ложные представления о том, что в силу отсутствия потенциального вероятного противника и реальной военной опасности армия должна иметь второстепенный статус в системе военной организации государства. Пропагандируется также тезис о нецелесообразности сколько-нибудь значительных затрат на оборону, так как наша страна бедная, а, следовательно, никому не нужна. И это говорится о стране, располагающей огромными земельными ресурсами, природными богатствами и социальными ценностями!
Конечно, в современных условиях нет необходимости конкретизировать «вероятного противника» России. Тем не менее 30% «молодых» воинов не
смогли даже назвать союзников. 1 Но попытаться определить, какой по количественным и качественным характеристикам военной мощи должна быть готова противостоять Россия, можно и нужно. Мировоззрение военнослужащих должно быть направленно на изучение современного состояния и перспектив развития наиболее мощных армий зарубежных стран. Представляется, что именно данную ориентацию необходимо поддерживать и развивать, так как она в большей степени соответствует современной геополитической обстановке в мире, существующим угрозам военной безопасности страны.
К сожалению, сегодня мы имеем принципиально иную картину. На второй план в сознании и мировоззрении многих военных специалистов отодвинулись важные военно-политические решения, их осмысление и оценка.
Это стало возможным по нескольким причинам и прежде всего таким,
как:
а) неудовлетворительная реализация социального статуса военнослужащих, неустроенность их быта и неприкрытое игнорирование политическим руководством страны жизненно важных интересов личного состава;
б) осмысление сложных военно-политических задач стоящих перед военнослужащими сегодня преимущественно на обыденно-психологическом, интуитивном уровне, что является следствием охарактеризованных выше состояний духовного потенциала российской армии и флота;
в) отсутствие идейного, целенаправленного, развернутого, системного, воздействия со стороны государства, органов военного управления на личный состав.
Важная тенденция, определяющая состояние духовного мира большей части военнослужащих сегодня, - возрастание значимости общегражданских идей, взглядов и ориентаций по отношению к военно-профессиональным. В армейскую среду все чаще проникают рыночные отношения, дух предпринимательства и коммерции. Сегодня военнослужащие видят в гражданской жизни значительно большее количество различных вариантов осуществления своих
1 Результаты социологических исследований // Красная Звезда. 2002. 17 августа.
планов, касающихся повышения жизненного уровня и его качества. Такая ситуация во многом обусловлена необходимостью физического выживания военнослужащих, а также обесцениванием приоритетов военной службы, отсутствием возможности полностью реализовать свои способности в военно-профессиональной деятельности. Излишне утверждать, насколько важна сбалансированность и преемственность общегражданских и военно-профессиональных ценностей в сознании и мировоззрении личного состава.
В качестве устойчивой тенденции функционирования и развития духовного потенциала армии и флота в современных условиях проявляется углубление дифференциации сознания и мировоззрения различных категорий военнослужащих и по религиозному признаку. Россия, как в прошлом, так и в настоящие дни остается не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством. Традиционные и наиболее распространенные конфессии в России - православие и ислам.
Следует подчеркнуть, что сегодня в российском обществе право свободы совести и вероисповедания осуществляется достаточно демократично, полно и последовательно. Во многом это стало возможным вследствие того, что в прошлое ушли стереотипы, связанные с восприятием религий как «пережитка прошлого», «опиума для народа», не имеющих якобы социальных корней, находящихся вне сферы нравственности и культуры. В апреле 1997 года в очередном соглашении Министерства обороны и Русской православной церкви были определены основные направления сотрудничества, среди которых особо выделяются такие, как: патриотическое воспитание военнослужащих, нравственное воспитание и духовное просвещение российских воинов, социальная защита военнослужащих и членов их семей, реализация религиозных потребностей личного состава, восстановление культовых сооружений и другие. В законе Российской Федерации от 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» командирам воинских частей предписано не препятствовать участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В законе «О статусе военнослужащих» подчеркивается, что «религи-
озные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира». 1
Сегодня религиозность понимается многими военнослужащими как необходимая часть духовности, как социально-исторический феномен, имеющий важное мировоззренческое значение, как элемент национальной духовной культуры, как фактор, играющий важную роль в формировании национального самосознания и национальной индивидуальности.
Очевидным является и повышенный интерес военнослужащих к различным конфессиям, религиозным символам и культам, образу жизни верующих. Вместе с тем, военнослужащие сохраняют за собой право свободного выбора вероучения, право свободно критиковать религиозность или придерживаться атеизма. Надо отметить, что в армии с каждым годом увеличивается количество сторонников религиозных ценностей, а также пытающихся сформировать «новое религиозное сознание». Особый вклад в суицидальное поведение вносят члены оккультных и сатанинских сект, которые привносят в военную среду свою идеологию, ведут активную вербовочную работу. В то же время следует подчеркнуть, что армия и флот все-таки в меньшей степени, чем общество, оказались подверженными насильственному насаждению некоторых видов нетрадиционных для России конфессий. Тем не менее, такую опасность не следует преуменьшать либо игнорировать в будущем. «Одному богу известно, сколько русских людей, особенно молодежи, юношей и девушек погибло от деструктивной, разлагающей деятельности тоталитарных сект, сполна воспользовавшихся навязанными России Западом лицемерными «правами» и свободой вседозволенности. Сколько народу было ограблено, изнасиловано, уничтожено и оскорблено! Сколько разбито семей, сколько граждан сошло с ума, спилось, стало неизлечимыми наркоманами!» . По оценкам руководства Русской Православной Церкви, деятельность некоторых зарубежных религиозных миссий, а также проповедников, миссионеров и прорицателей, представляющих различ-
1 Закон «О статусе военнослужащих». Ст. 8.
2 Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между востоком, западом и югом // Патриотизм: общероссийский и национальный. Сборник. М., 1996. С. 94.
ные религиозные организации, насаждающие сомнительного рода верования, таит в себе реальную опасность создания базы для разжигания религиозных конфликтов, углубления и активизации межконфессиональной вражды, утраты традиций лояльного сосуществования представителей различных вероисповеданий, а также верующих и атеистов. На эту возможную опасность указывает пока только Русская Православная Церковь, обществом и государством она еще не в полной мере осмыслена.
В современных условиях в период реализации мероприятий, связанных с обновлением и реформированием Вооруженных Сил, вполне объективно предположить насколько должны возрасти физические и морально-психологические нагрузки на военнослужащих. Однако и здесь мы имеем далеко не благополучную ситуацию. Речь идет о физическом здоровье большинства контингента призывников. Так, по данным Министерства здравоохранения, в 1997 году 28,4% призывников были признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, а 40% из них составили лица с различными психическими расстройствами. Медицинское обследование военнослужащих показывает, что преобладают нервно-психические расстройства (на каждую тысячу призывников выявляется 47 человек с психическими заболеваниями). За последние пять лет в 11 раз возросло количество призывников, болеющих венерическими заболеваниями.
В современных условиях духовные возможности военнослужащих по качественному выполнению различного рода задач достаточно «свернуты», их уровень продолжает неуклонно снижаться. Отсюда следует, что нельзя ожидать в ближайшем будущем значительного роста военно-профессионального мастерства всех категорий военнослужащих, глубокого осознания ими своей ответственности за вооруженную защиту Отечества. Становится все сложнее требовать от военнослужащих полной ежедневной отдачи сил, когда их труд, нередко связанный с опасностью для жизни, нерегулярно оплачивается и не является социально престижным.
Особую тревогу вызывает тот факт, что уровень сознания и мировоззрения, состояние морально-психологических качеств значительной части призывников не отвечают требованиям, предъявляемым к личному составу, необходимым для освоения и использования сложной боевой техники и оружия. Данная проблема стала сегодня достаточно острой и в большей степени не столько военной, сколько социальной. Армия и флот все чаще пополняются молодыми людьми, поведение которых еще до призыва в Вооруженные Силы приобрело антиобщественный характер. Сознание и мировоззрение достаточно большой части призывников ориентированно на наркотики и преступный мир. Так, статистика военного призыва 2001 года свидетельствует о том, что состояли на учете в милиции за правонарушения около 8% призывников, регулярно употребляли спиртные напитки 12%, пробовали наркотики 8%. По оценкам командиров, в армейские коллективы с каждым годом приходит все больше лиц, имеющих различные связи с организованной преступностью, для которых антисоциальное поведение снискало ореол привлекательности. Именно эти субъекты несут в армейскую среду традиции и законы уголовного мира, такие, как «солдатский рэкет», «установка счетчика», «создание общака» и некоторые другие. В правовом сознании этих военнослужащих сформировалось пренебрежительное отношение к законности и порядку в армии, требованиям общевоинских уставов и военной присяги.
О сегодняшней далеко не благополучной ситуации при соблюдении законности и правопорядка практически всеми категориями военнослужащих говорят следующие цифры. Так, по итогам проверок, проведенных представителями Главной военной прокуратуры в 2002 году, в воинских частях и подразделениях было «.зарегистрировано 26 302 преступления. Значительную долю составили хозяйственные преступления и преступления, связанные со злоупотреблением служебным положением. Зафиксировано около 2 тыс. фактов неуставных взаимоотношений, свыше тысячи случаев рукоприкладства со стороны должностных лиц. Только к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено около 11 тыс. военнослужащих. От насильственных действий
пострадали 2,5 тыс. человек. Порой эти явления влекут за собой другие негативные последствия. Хорошо известен факт самовольного оставления Таманской дивизии 3 декабря 2002 года 16 военнослужащими, которые ссылались на издевательства со стороны командира подразделения. Реалии сегодняшней армейской жизни показывают, что налицо устойчивая тенденция роста преступлений и правонарушений в армии и на флоте. Необходимо заметить, что иногда слишком «активные» действия отдельных представителей средств массовой информации могут оказать и «медвежью» услугу самим военнослужащим. Нельзя решать проблемы одних военнослужащих за счет других. К примеру, 54 солдата, самовольно оставившие место службы в Волгоградской области, прекрасно осознавали, что их действия повлекут резкое увеличение военных и физических нагрузок по службе на их товарищей, оставшихся в части». 1
Однако духовный потенциал современной российской армии и флота проявляет себя не только с негативной стороны. Позитивные слагаемые в духовном потенциале Вооруженных Сил занимают важное место и играют существенную стабилизирующую роль. Выделим некоторые из них.
Во-первых, по признанию российского военного руководства и ряда представителей общественности, многое, что делается сейчас в армии и на флоте для сохранения обороноспособности страны, держится на высокой ответственности людей в военной форме, их верности воинскому долгу, энтузиазме, истинном патриотизме и гражданственности.
Эти духовные качества являются той основой, которая продолжает обеспечивать сплоченность, стимулирует активность и управляемость личного состава. Однако большинство военнослужащих несут службу на пределе своих моральных и психических возможностей. Такие высокие профессиональные качества российских военнослужащих, как стойкость и выдержка, гражданственность и патриотизм, энтузиазм и ответственность, далеко не беспредельны. Внутренние пружины, сохраняющие высокую духовность, профессионализм личного состава, постепенно слабеют.
1 Савенков А.Н. На страже конституции // Красная звезда. 2002. 11 декабря.
Во-вторых, в качестве определенной положительной доминанты можно отметить, что сознание и мировоззрение большей части военнослужащих остаются ориентированными на гражданский мир, общенациональное согласие, общественно-политическую стабильность. Военнослужащие в меньшей степени, чем другие социальные группы и слои населения, склонны к агрессивному поведению и поступкам в обществе даже при наличии у них отличных от других индивидуальных мнений, позиций, точек зрения и убеждений, а главное -оружия. Деятельность военнослужащих по реализации политики государства в сфере обороноспособности страны характеризуется нейтральным отношением к различным общеполитическим событиям и процессам, политическим партиям, движениям и союзам, во многом обеспечивает стабильность в обществе и армии.
В-третьих, следует признать, что в воинских коллективах отсутствует острая духовная конфликтность среди различных категорий военнослужащих. В то же время для российского общества, наоборот, характерна непомерная духовная конфликтность, которая проявляется порой в самых неприглядных формах. Военнослужащие в большей степени максимально реализуют оставшуюся возможность к самоорганизации и критичному отношению к проявлениям различного рода дестабилизирующих факторов.
В качестве общего вывода по оценке духовного потенциала российских Вооруженных Сил на современном этапе следует отметить, что перспективы его стабильности и эффективности проявления целиком и полностью зависят от деятельности властных структур по управлению страной и Вооруженными Силами в системе военной организации, от упрочения основ демократии и исполнения законов. Консолидировать общество, укрепить и поднять на должный уровень духовный потенциал Вооруженных Сил может, прежде всего, стабильная и эффективная система государственной власти.
Анализируя специфику воинского служения, А.Г. Попов приходит к выводу, что «все оно построено на принципе самоотречения и самоограничения»1. «Этот принцип, - отмечает он, - проникает во все поры воинского дела, властно определяет мельчайшие детали в повседневной жизни солдата и в минуту испытания ведет его на смерть»2. Важной духовной основой воинского служения он считает нравственность, полагая, что если «основным требованиям воинского служения...сообщить силу нравственных навыков, которые неудержимо влекли бы солдата по пути исполнения долга», то «при этом условии, полное всяких лишений и страданий служение воина озарится светом высоких идеалов и радостным делом во имя блага Отечества» .
Как представляется, духовное возрождение российской армии возможно при реализации следующих направлений развития у воинов социально значимых духовных ценностей: развитие у военнослужащих чувства любви к Родине, своему народу, верности воинскому долгу, восстановление чести и достоинства защитника Отечества, формирование нравственных идеалов, развитие у военнослужащих чувства гражданственности.
1 Попов А.Г. Философия воинской дисциплины // Российский военный сборник. Выпуск 13. М., 1997. С. 295.
2 Там же. С. 295-296.
3 Там же. С. 297.