В.А. Шаповалов
ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
V.A. Shapovalov
CAUSES OF CRIMES IN THE RUSSIAN ARMY AND PREVENTION MEASURES
Military people account for about 1-1,5% of the country's population but, being drafted from all social layers and groups, they reflect the territorial, social and cultural diversity of the country, the society and the nation quite accurately. This conclusion is the key to understanding the main laws and tendencies of criminality in the armed forces, its most important and determinative causes as well as the strategic directions of fighting criminality among military people. Any military-criminological problems can be successfully analyzed and solved only in a close relationship with the general social, economic, organizational, spiritual and criminal processes in the country.
Преступность в России сегодня приобрела системный характер, поразила значительную часть общества, стала структурироваться в разветвленные организованные сети, внедрилась во все сферы жизнедеятельности общества1.
Общеизвестно, что разрушение государственности, как правило, начинается с развала армии, поэтому состояние воинской дисциплины, правопорядка необходимо рассматривать не только как один из факторов обеспечения защиты от внешнего врага, но и как показатель национального здоровья и внутренней устойчивости государства. Преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий фактор, который негативно воздействует не только на военную организацию государства, но и на гражданское общество в целом.
Стремление руководства страны в последнее время придать Вооруженным силам новое качество, существенно повысить их боевые возможности, сформировать фактически новый облик всей военной организации государства предполагает решение проблемы преступности военнослужащих.
Известно, что причины данного явления имеют ярко выраженные социальные корни. В исследованиях многих ученых содержится анализ низкого уровня мотивации юношей к военной службе в кон-
1 См.: Преступность в Российской Федерации в начале XXI века: состояние и перспективы. М., 2004. С. 5.
це ХХ в. 2 В связи с произошедшими с тех пор социально-экономическими преобразованиями, изменением порядка комплектования воинских частей и подразделений и т. д. назрела острая необходимость в уточнении подобных позиций. С этой целью автором проведены несколько опросов.
Респондентами первого опроса, проведенного в 2006 г., были школьники 14-17-летнего возраста в период прохождения ими учебно-полевых сборов на базе специализированного учебного центра Дальневосточного высшего военного автомобильного командно-инженерного училища и студенты второго курса двух уссурийских вузов (ГПИ, ПГСХА). Всего было опрошено 178 школьников и 132 студента. Полученные данные сравнивались с результатами аналогичного опроса, проводившегося среди школьников и студентов Тюмени в 1984 г.3, когда армия
2 Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к дезертирству: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1997. С. 16—20; Голиков В.Д., Кабакович Г.А. Офицеры и армия. Уфа, 2001. С. 173—194; Зюкин А.В. Развитие воинской направленности у школьников-призывников // Тез. докл. науч. конф. 1992. СПб., 1993. С. 95; Сорокин В.П. Сравнительная характеристика отношений к военной службе и физической подготовке в армиях стран НАТО и СССР // Тез. докл. науч. конф. 1990. СПб., 1991. С. 60—63. Филатов Г.К. Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе: Дис. . канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1998. С. 164.
3 См.: Шевцов В.В. Отношение школьников и студентов к военной службе // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 111.
была по-настоящему любима и почитаема народом, военная служба - почетным долгом и обязанностью каждого гражданина, а профессия офицера - престижна и уважаема.
Анализ материалов свидетельствует о том, что за двадцатидвухлетний период произошло сокращение в 3,9 раза школьников и в 51,6 раз студентов с установкой готовности к добровольному прохождению военной службы; к беспрекословному выполнению требований дисциплинарного устава, сокращение произошло в 1,6 и 1,8 раза.
На основании самооценки значительное количество школьников пришло к выводу о том, что уровень их физической подготовки не соответствует требуемому различными видами военно-учебной деятельности. Количество школьников, считающих себя физически готовыми к военной службе, сократилось в 3,4 раза, студентов - в 3,7 раза.
Недостаточный физический уровень подготовки школьников и студентов объясняется влиянием ряда негативных факторов: снижением мотивации к физическому самосовершенствованию; отменой комплекса ГТО; отказом от комплексных программ по физическому воспитанию и переходом к специализациям на основе одного вида спорта и т. д.
В связи с изменением ценностных ориентаций, расширением сферы досуга, появлением новых интересов у школьников и студентов за истекший период значительно снизился интерес к военно-мемуарной литературе. Особо следует отметить существенное увеличение количества лиц с негативным отношением к военной службе: у школьников -на 50,2 %, у студентов - на 62,8 %. Если в 1984 г. на первое место среди основных трудностей военной службы большинство школьников (62,7 %) и студентов (65,8 %) ставили большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки, то в 2006 г. - «неуставные взаимоотношения», на которые указали 45,7 % школьников и 41,6 % студентов (табл. 1). Данное обстоятельство свидетельствует о недооценке заблаговременной физической подготовки к предстоящей военной службе, к действиям в экстремальных ситуациях.
Данные анализа опроса, проводившегося среди школьников и студентов, позволили, в зависимости от отношения к службе в армии, выделить три группы: с положительным отношением (31,5 % школьников и 12,2 % студентов); с отрицательной установкой, имеющих намерение не служить, используя разные возможности (58,5 % и 72,4% соответственно); с нейтральным отношением к военной службе (9,9 % и 15,4 %).
Таблица 1
Динамика показателей отношения школьников и студентов к военной службе, %
Показатель 1984 г. Школьники/ студенты 2006 г. Школьники/ студенты
Готовы к добровольному прохождению военной службы 91,7 / 87,8 23,6 / 1,7
Специально готовятся к военной службе 86,0 / 29,7 13,8 / 6,9
Считают себя физически готовыми к военной службе 52,6 / 72,3 15,7 / 19,8
Готовы к беспрекословному выполнению требований дисциплинарного устава 81,3 / 77,7 49,9 / 43,1
Проявляют постоянный интерес к военно-мемуарной литературе 68,6 / 42,3 3,3 / 1,8
Отношение к военной службе: а) позитивное; б) нейтральное; в) негативное 85,6 / 67,7 6.3 / 22,6 8.3 / 9,6 31.5 / 12,2 9,9 / 15,4 58.5 / 72,4
Основными трудностями военной службы считают: а) твердую военную дисциплину и армейский распорядок; б) большие физические и эмоциональные нагрузки; в) неуставные отношения; г) другие трудности 15.6 / 19,0 62.7 / 65,7 7,7 / 3,3 14,0 / 12,0 24.1 / 29,3 28.1 / 27,2 45,7 / 41,6 2,1 / 1,9
Школьники и студенты, у которых сложилось негативное отношение к армии, мотивируют его следующими причинами: падением престижа военной службы (66 % школьников и 81 % студентов); неуставными отношениями, в частности, «дедовщиной» (27 % и 12 % соответственно); другими причинами (6 % и 7 %). Прослеживается общий для всех молодых людей страх перед срочной военной службой в армии. Они «напичканы» продукцией средств массовой информации, касающейся «дедовщины», неуставных отношений, плохого питания, побегов из гарнизонов военнослужащих с захватом оружия и стрельбой в своих сослуживцев и т. д.
В ходе исследования было выявлено, что самыми распространенными источниками информации об армии являются: для школьников - рассказы преподавателей ОБЖ, родных и друзей (67 % респондентов), для студентов - телевидение и радио (53 %). Из других источников информации следует отметить: для школьников - телевидение и радио (29 %), периодические издания (4 %); для студентов - рассказы родных и знакомых (29 %) , периодические издания (18 %). Конечно, проблемы в армии существуют, но благодаря СМИ такое ранжирование не соответствует действительности.
Таким образом, за истекший период четко обозначилась тенденция значительного увеличения количества школьников и студентов с негативным отношением к военной службе. Основными трудностями армейской службы школьники и студенты считают: неуставные отношения («дедовщину»), большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки. Заблаговременной самостоятельной подготовкой к предстоящей военной службе занимается недостаточное число
юношей. В формировании негативного отношения к военной службе существенную роль играют СМИ, отмена учебной дисциплины «начальная военная подготовка», низкий уровень военно-патриотического воспитания, военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Опросы призывников на призывном пункте Военного комиссариата Приморского края наглядно показали, что отношение к службе в армии с каждым годом ухудшается. Из 988 опрошенных в 2002-2006 гг. только шесть человек заявили о готовности и желании служить, категорически не желают служить 736 человек. Вызывает беспокойство и тот факт, что более половины опрошенных настроены при первых же трудностях самовольно оставить воинскую часть.
При опросе призывников выяснилось, что 48 % из них идут служить после того, как им на это неоднократно указывалось, в том числе по судебной инстанции. При этом ежегодно число призывников, негативно настроенных на службу в армии, неуклонно растет. Так, опрос, проведенный весной-осенью 2006 г. (всего опрошено 197 человек), показал, что 92,2 % из них негативно или безразлично относятся к службе в армии; 95,3 % считают военную службу напрасно потраченным временем; 68,5 % мотивированы на дезертирство; 84,8 % оправдывают дезертирство других солдат (табл. 2).
Другими словами, налицо тот факт, что военная служба для молодых людей потеряла привлекательность, как и сама мысль о необходимости вооруженной защиты Родины.
Опросы показывают, что сегодня в обществе происходят глубинные процессы переоценки нравственных ценностей воинской службы, особенно среди гражданской моло-
Таблица2
Отношение призывников к службе в армии, %
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006
Негативное, безразличное отношение 61,3 73,7 85,4 89,6 92,2
Считают службу в армии ненужной (зря потраченным временем) 64,2 75,4 78,6 87,3 95,3
Настроены на дезертирство 40,7 53,8 57,3 62,5 68,5
Относятся к дезертирству как к норме (оправдывают дезертирство других солдат) 71,9 73,4 79,2 81,6 84,8
дежи. Воинская служба перестает быть символом мужества, доблести и славы, осознанной необходимости для каждого гражданина. Общественное мнение все более терпимо относится к фактам уклонений от исполнения конституционного долга. Предпринимаются попытки насадить в обществе абстрактный пацифизм, оправдать какими-то политическими мотивами либо «неимоверными» трудностями армейского быта такие образцы поведения, которые во все времена и у всех народов считались недостойными: трусость, дезертирство, предательство и т. п.
Установлено, что негативное воздействие на общественное сознание оказывает деятельность некоторых средств массовой информации (табл. 3). Контент-анализ 172 публикаций, затрагивающих тем или иным образом жизнь и деятельность российских Вооруженных сил, в 18 печатных изданиях (газеты, издающиеся большим тиражом), проведенный в 2005 г., позволил получить следующие результаты. Выяснилось, что большинство (57,5 %) публикаций СМИ по проблемам Вооруженных сил имеют отрицательную направленность; авторы 37,2 % ста-
тей и публикаций «постарались» вообще не касаться проблем, с которыми сталкиваются современные Вооруженные силы России, т. е. заняли нейтральную позицию; и лишь 5,2 % публикаций были направлены на восстановление престижа военной службы, укрепление репутации армии.
Предпринимаемые попытки нападок СМИ на военную историю, искажение фактов, очернительство подрывают авторитет Вооруженных сил России. В результате размываются ценности армейской службы. Лишь каждый десятый из числа опрошенных призывников считает ее делом государственной важности. Понятно, что подобные ценностные ориентации отнюдь не способствуют заинтересованному отношению к выполнению служебных обязанностей. А если учесть, что «качественные параметры» молодежи, призывающейся в настоящее время в армию, являются неудовлетворительными, мотивация к военной службе крайне низка, то все это, на фоне нерешенных острейших социальных проблем, а также возникшей в связи с духовно-нравственным кризисом напряженности в армейской среде, не способс-
Таблица 3
Общая направленность основных публикаций средств массовой информации по проблемам Вооруженных сил России (сентябрь-декабрь 2005 г.)
Наименование печатного издания Направленность публикаций Всего
положительная отрицательная нейтральная
«Российская газета» 1 6 6 13
«Комсомольская правда» 1 12 4 17
«Коммерсант» - 2 3 5
«Известия» - В В 16
«Независимая газета» - 7 4 11
«Правда» 1 14 4 19
«Московская правда» 1 1 2 4
«Советская Россия» 1 12 5 1В
«Московский комсомолец» - 16 4 20
«Совершенно секретно» - 1 1 2
«Экспресс газета» - 1 1 2
«Труд» - В 1 10
«Московские новости» 1 2 2 5
«Российские вести» 1 4 4 9
«Megapolis - express» - 2 6 В
«Новая газета» 1 1 - 2
«Деловой мир» - 1 - 1
«Аргументы и факты» - 1 - 10
Итого 9 99 64 172
зз
твует укреплению дисциплины и правопорядка в армии, порождает дезертирство из ее рядов.
Экономические проблемы и трудности, характерные для России, являются основными и для Вооруженных сил. Результаты экспертного опроса, проводившегося на базе двух развернутых воинских частей и одного высшего военного учебного заведения г. Уссурийска, свидетельствуют о том, что 90 % респондентов выделяют их как базисные причины социальной напряженности в армии.
Количество офицеров, желающих заключить новый контракт, к 2006 г. сократилось до 57 %. Это в первую очередь относится к младшим офицерам, у многих из которых решение досрочно уволиться созревает еще на курсантской скамье. Анонимный анкетный опрос выпускников ДВВАКИУ 2006 г. показал, что 22,9 % будущих лейтенантов не станут связывать свою дальнейшую жизнь с армией; 77,5 % - желают служить до окончания первого контракта (пять лет), но 68,2 % из них намерены уволиться из Вооруженных сил при возникновении различного рода социальных трудностей в местах прохождения службы.
В целом каждый из перечисленных внешних факторов в различной степени оказывает влияние на жизнедеятельность армии и флота. В совокупности с внутренними причинами, затрагивающими сферы служебных и межличностных отношений в воинских коллективах, они создают и усиливают социальную напряженность в военной среде, дестабилизируют обстановку в Вооруженных силах.
Несомненно, анализ современного причинного комплекса преступности военнослужащих непременно должен лечь в основу разработки предупредительных мер данного явления.
Представляется, что для предупреждения преступности в Вооруженных силах России необходима многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности вообще и дезертирства в частности. Исходя из этого принципа, среди мер общесоциального предупреждения данного вида преступности можно выделить три основных направления: социально-экономическое,
организационно-правовое, воспитательнопедагогическое.
К социально-экономическим мерам главным образом относятся:
• Возвращение престижа и привлекательности воинской службы. Военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие военные заведения; рекламировать необходимо не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; важно широко оповещать о возможных вариантах их службы, в том числе за границей, например, в составе Вооруженных сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз; необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в «горячие точки» только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.
• Существенное улучшение жилищных условий военнослужащих (молодого офицера-выпускника с семьей нельзя селить в казарму к солдатам); увеличение адресной помощи молодым офицерам и введение системы стимулирования прохождения ими военной службы.
Представляется, что в современных условиях для предупреждения преступности военнослужащих необходимо также осуществление как правовых мер, так и организационно-управленческих, которые могут быть следующими.
• Принятие в масштабах Министерства обороны Российской Федерации ведомственной программы по предупреждению преступности среди военнослужащих с включением в нее разделов о профилактике уклонений от военной службы, криминального насилия, хищений военного имущества, в том числе оружия, о профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании.
• Важное значение имеет правовое обеспечение военной службы. Поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, на наш взгляд, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, о военно-юридическом аудите,
о военной полиции и др., а также внесение изменений в законодательные акты о прохождении военной службы с целью запрещения нахождения на военной службе условно осужденных.
• Введение судов чести офицеров и принятие Кодекса чести офицера4 будет способствовать созданию в офицерских коллективах обстановки высокой исполнительности, доверия, взаимного уважения, взыскательности, осуждения высокомерия, недисциплинированности, обмана, грубости.
• Улучшение организации военной службы (увеличение удельного веса боевой подготовки, исключение фактов направления военнослужащих на работу в коммерческие организации, на уборку урожая и хозяйственные работы).
• Совершенствование системы допризывной подготовки молодежи, повышение эффективности ее деятельности, профилактика преступлений среди несовершеннолетних.
• Улучшение отбора и подготовки кандидатов для поступления в военно-учебные заведения (ужесточение профессионального отбора).
• Развитие института офицеров-воспи-тателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.
• Качественное улучшение сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по контракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку. (Например, в США существует 27 военных училищ, которые специально готовят сержантов. Молодые офицеры американской армии, прежде чем получить право командовать подразделением, проходят специальную подготовку под началом опытных сержантов).
• Частичная легализация неформальных структур, существующих в военных коллективах, способствующих возникновению «дедовщины». Представляется, что поскольку полностью уничтожить ее в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных
4 См.: Коровин В.М., Пустовалов С.И., Свиридов В.А. Офицерская честь: моральные принципы и правовые нормы // Право в Вооруженных силах. 2004. № 1. С. 25.
последствий от ее проявления. Например, упорядочение проведения различных объединяющих военнослужащих мероприятий: посвящение новобранцев в солдаты, традиционные солдатские праздники, проводы из части демобилизованных военнослужащих.
• Существенное расширение прав сержантского и офицерского состава по поощрению подчиненных и привлечению их к дисциплинарной ответственности. Нуждается в совершенствовании действующий Дисциплинарный устав в целом. Представляется, что он должен состоять из статей, построенных по классическому правовому образцу, включая гипотезу, диспозицию и санкцию, и по своей структуре напоминать Кодекс об административных правонарушениях. Разработка и принятие такого устава позволили бы избежать дублирования при назначении наказаний, когда за один и тот же проступок военнослужащий привлекается и к дисциплинарной, и к материальной, и к уголовной ответственности. Это способствовало бы более ответственному подходу к принятию решения командирами в случае попытки скрыть преступление, повысило бы уровень и значение дисциплинарного наказания.
• Введение независимого от военного командования органа - военной поли-ции5, уполномоченного пресекать, выявлять и предупреждать правонарушения и проводить дознание, осуществлять охрану общественного порядка, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в войсках в полном объеме, проводить розыск самовольно оставивших воинские части и оружие, осуществлять патрулирование и конвоирование военнослужащих.
• Принятие изменений в УК РФ, которые регламентировали бы ответственность военнослужащих за преступления, совершенные в военное время в боевой обстановке, а также ужесточение мер наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений6.
5 См.: Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Вооруженных силах: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 8.
6 См.: Харабет К.В. Офицерская преступность как негативное криминологическое явление: состояние, причины, тенденции // Право в Вооруженных силах. 2002. Июль-август. С. 16.
• Создание в Министерстве обороны Российской Федерации Военно-криминологического центра для изучения проблем преступности военнослужащих и разработке системных мер предупреждения преступности.
К совокупности воспитательно-педагогических мер можно отнести:
• Ужесточение порядка подбора и назначения офицеров на должности постоянного состава в военно-учебные заведения (преподаватели и командиры курсантских подразделений должны подбираться из числа подготовленных, достойных офицеров, имеющих многолетний войсковой опыт работы с личным составом).
• Введение в вузах учебной дисциплины «Военная криминология» (недостаток военно-криминологических знаний отмечают сами офицеры)7.
Проведенное криминологическое исследование причин и условий преступности в Вооруженных силах России в современных условиях позволяет сделать некоторые выводы, которые заключаются в следующем:
1. Преступность в России сегодня приобрела системный характер, поразила значительную часть общества. Причины данного явления имеют ярко выраженные социальные корни, когда в обществе происходят глу-
бинные процессы переоценки нравственных ценностей воинской службы, особенно среди гражданской молодежи. Воинская служба перестает быть символом мужества, доблести и славы, осознанной необходимостью для каждого гражданина.
2. Вооруженные силы - хотя и не изолированный социальный организм, но вместе с тем относительно самостоятельный, с присущими только ему особенностями взаимодействия людей между собой и обществом. Поэтому внешние факторы в совокупности с внутренними причинами, затрагивающими в основном сферы служебных и межличностных отношений в воинских коллективах, создают и усиливают социальную напряженность в военной среде, способствуют совершению дезертирства в Вооруженных силах.
3. В современных условиях предупреждение преступности военнослужащих является одним из приоритетных направлений осуществляемой модернизации Вооруженных сил. Учитывая важность решения этой проблемы в Вооруженных силах страны в современных условиях реформирования военной организации государства, для разработки современной концепции предупреждения преступности необходимы комплексные исследования данного вопроса.
7 См.: Нехай Р.Ш. Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах // Военная мысль. 2004. № 3. С. 43.