Глушков Ю.Ю. Проблемы развития военно-социальной работы...
УДК 355.2 : 364.3
Проблемы развития военно-социальной работы с военнослужащими по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации
Ю.Ю. Глушков
Начальник управления по работе с кадрами МГТУ, Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра социальной работы и теологии
Аннотация. В статье анализируется военно-социальная работа как система воспитательных и организационных мероприятий по реализации в армии и на флоте установленных законами и другими нормативными правовыми актами прав и льгот военнослужащих по призыву Вооруженных Сил РФ. Выявлены главные недостатки нынешнего состояния военно-социальной работы: недостаточное комплектование штата командиров-воспитателей, а также отсутствие в системе комплектования ВС РФ учета индивидуальных особенностей призывников.
Abstract. The paper considers military and social work as a system of educational and institutional activity for implementation of laws and regulations of rights and privileges for conscripts of the Armed Forces of the Russian Federation. Some drawbacks of the current state of military and social work have been analyzed. They are as follows: insufficient staffing of officers (engaged as educators) and not taking into account the individual characteristics of recruits as part of recruitment system of the Armed Forces.
Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, армия, флот, военная служба, военнослужащий, призыв на военную службу, военно-социальная работа, неуставные взаимоотношения
Key words: Russian Federation Armed Forces, Army, Navy, military service, military, military recruitment, military and social work, bullying relationship
1. Введение
Военно-социальная работа проводится в целях создания социальных условий и правовых гарантий для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей в ходе решения задач охраны и защиты государства; соблюдение и реализации прав и льгот военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. Планирование работы осуществляется помощниками командиров по работе с личным составом совместно со штабами и другими органами военного управления в отдельном разделе общего плана воспитательной работы (морально-психологического обеспечения).
Действенность военно-социальной работы обуславливается полнотой реализации ее основных функций:
• интегративной - объединяющей отрасли научных знаний о человеке, его жизнедеятельности в микро- и макросоциуме;
• мобилизующей - направленной на концентрацию внутренних возможностей военнослужащего при выполнении им служебно-боевых задач по охране и обороне государства;
• диагностирующей - раскрывающей характеристики и особенности социальной воинской среды;
• прогностической - обеспечивающей анализ предпосылок и факторов перспективного развития процесса военно-социальной работы в масштабе воинского коллектива;
• информативно-коммуникативной - обеспечивающей передачу социального (боевого, служебного) опыта, преемственность традиций, ценностных установок;
• профилактической - предназначенной для предупреждения негативных проявлений в социальной воинской среде, в семьях военнослужащих;
• организаторской - обеспечивающей организацию и практическое осуществление мероприятий военно-социальной работы с военнослужащими и членами их семей.
Основными задачами военно-социальной работы являются:
• изучение социальных нужд, запросов различных категорий личного состава, подготовка предложений командиру соединения (части, боевого корабля) по их решению;
• соблюдение и при необходимости принятие мер к восстановлению законности в вопросах реализации гарантий, прав и льгот военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;
868
Вестник МГТУ, том 14, №4, 2011 г.
стр.868-874
• изучение социальных процессов в войсках и воинских формированиях и выработка обоснованных предложений для принятия оптимальных управленческих решений по поддержанию законности, правопорядка и воинской дисциплины;
• поддержание взаимодействия с местными органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем личного состава, семей военнослужащих, гражданского персонала, обеспечение частей и подразделений всем необходимым для боевой подготовки;
• разъяснение военнослужащим, выполняющим специальные задачи в особых условиях (боевая служба, боевое дежурство и т.д.), законов военного времени;
• организация и проведение военно-социологических исследований и опросов в интересах изучения общественного мнения военнослужащих по проблемам жизни и деятельности воинских коллективов подразделений, частей и соединений;
• обеспечение высокого уровня организованности и правопорядка, укрепление единоначалия на правовой основе, повышение ответственности за выполнение требований Военной присяги, боевых уставов, приказов командиров и начальников;
• организация правового информирования и воспитания военнослужащих, оказание им консультативно-юридической помощи, своевременное доведение до личного состава дополнений, изменений, внесенных в правовые документы, новых правовых актов социальной направленности;
• принятие мер по недопущению влияния на воинские коллективы антиконституционной деятельности политических организации и движений.
К основным формам военно-социальной работы относятся:
• подготовка предложений командирам для принятия решений по вопросам военно-социальной работы;
• сбор, анализ информации по проблемам социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, выработка на этой базе необходимых рекомендаций;
• постоянное изучение общественного мнения по проблемам военно-социальной работы путем проведения военно-социологических исследований и опросов;
• проведение комплекса специальных мероприятий со всеми категориями военнослужащих (работа кружков, клубов молодой семьи, проведение встреч с общественностью, ветеранами армии и флота, войны и труда);
• организация приема командирами всех степеней по личным вопросам - подготовка ответов на обращения, жалобы и заявления;
• привлечение общественности к решению задач военно-социальной работы;
• осуществление обязательного государственного страхования военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы;
• поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в решении задач военносоциальной работы;
• реализация установленных законодательством гарантий и прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала армии и флота.
Практика проведения военно-социальной работы способствует постоянному обогащению ее методической базы. К числу основных методов военно-социальной работы можно отнести:
• правовое информирование;
• индивидуальную военно-социальную работу (индивидуальные поручения, задания, оказание помощи, консультирование и контроль);
• военно-социальную работу в масштабе группы (групповое консультирование, тренинг);
• игровой метод (включение личности воина в конкретные условия и обстоятельства, заданные отдельным сценарием, на определенном фоне, отражающем характер служебно-боевой деятельности);
• педагогическую коррекцию (совокупность приемов и средств, направленных на изменение некоторых черт характера и поведения военнослужащего);
• социальную терапию (приемы и средства, позволяющие обеспечить позитивность во взаимоотношениях конкретного военнослужащего с социальной воинской средой, коллективом и помогающие в решении социальных проблем и конфликтов);
• терапию воздействия (способ изменения поведения военнослужащих, заключающийся в воздействии на сознание воина личным примером командира, примерами образцовых действий других военнослужащих);
• семейную терапию - способ побуждения к приемлемому поведению, взаимопониманию в семье.
В современных условиях предполагается проведение военно-социальной работы на нескольких
уровнях:
869
Глушков Ю.Ю. Проблемы развития военно-социальной работы...
макроуровне - в качестве конкретных мер по улучшению среды обитания людей, созданию нормальных условий жизни, предотвращению социальной напряженности;
мезоуровне - как вид деятельности по оказанию социальной помощи семьям военнослужащих; микроуровне - исходя из запросов и нужд конкретной личности солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана), офицера.
Кроме того, военно-социальная работа является определенным социокультурным институтом в армии и на флоте и в этом качестве выступает системой поддержки и защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, исходя из возраста, пола, должности, состояния здоровья, религиозных убеждений и образования.
Военно-социальная работа - это в то же время деятельность по компенсированию некоторых социальных, физических, психических затрат, возникающих на фоне специфических условий военной службы.
Военно-социальная работа - это также деятельность, предусматривающая реализацию мер и действий, направленных на восстановление (реабилитацию) утраченных или значительно ослабленных возможностей военнослужащих и членов их семей удовлетворять свои социальные потребности.
Актуальность темы обуславливается следующим: в России имеет место сильное расслоение общества, нет стабильной и надежной политической, экономической и правовой сферы, отсутствует уважение к военнослужащим, повсеместно ощущается снижение моральных устоев; в условиях нестабильности социума в целом, молодые люди, проходящие военную службу по призыву в войсках и воинских формированиях Вооруженных Сил РФ, часто сталкиваются с различными проблемами социального, нравственного, психологического и духовного характера, для решения которых им требуется помощь профессионально подготовленных военных специалистов по социальной работе и профилактике правонарушений; большим удельным весом в общей численности личного состава армии и флота военнослужащих по призыву.
"...Страна наша попала в глубокую демографическую яму, сейчас армия испытывает острый дефицит годных к службе призывников (больше трети из них не могут служить из-за болячек). Плюс огромное количество уклонистов (весной их было под 200 тыс., сейчас на четверть меньше, а еще почти 15 тыс. укрываются в ближнем и дальнем зарубежье под разными предлогами). Вдобавок ко всему снижается уровень образования новобранцев - многие не имеют даже аттестата об окончании средней школы. Еще одни фактор - значительное увеличение солдат по призыву: каждый год Генштабу надо ставить в армейский строй более 700 тыс. пацанов. А если учитывать, что сложность военной техники с каждым годом растет, то можно понять, что недоучки становятся большой головной болью командиров" (Баранец, 2010).
Физический износ военной техники, ухудшение качественных характеристик призывного пополнения, суициды и неуставные взаимоотношения (на бытовом уровне - "дедовщина") привели к снижению престижности военной службы, восприятию армии и флота как института социального риска, негативно отразились на социальном здоровье, нравственном самочувствии военнослужащих по призыву.
2. Исторический аспект развития военно-социальной работы в России
Лучшему пониманию содержания и перспектив военно-социальной работы способствует обращение к истории её зарождения и развития.
Социальная работа в её нынешнем понимании возникла из благотворительной деятельности, характеризующейся проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить своими собственными силами хотя бы самые элементарные условия существования, оказанием им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержанием их материально и духовно.
Понятие военно-социальной работы вошло в отечественную общественную практику в начале 90-х гг. ХХ века. Вместе с тем российская история содержит многовековой пласт культуры славянских народов, породившей множество форм проявления милосердия и благотворительности, ставших в последствии составной частью духовного склада самых различных народов и народностей и послуживших формированию современных взглядов и методик помощи, социальной защиты.
Основой содержания военно-социальной работы явилась русская народная педагогика, отражающая идеи справедливости, природного равенства людей и базирующаяся на принципах человеколюбия, взаимоподдержки и помощи обездоленным.
В развитии военно-социальной работы неоценимый вклад внесли видные военачальники и ученые П.И. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, С.О. Макаров, П.С. Нахимов, М.И. Драгомиров и
многие другие. Они прилагали усилия и обращали внимание на необходимость решения основных
870
Вестник МГТУ, том 14, №4, 2011 г.
стр.868-874
социальных проблем посредством борьбы с рутиной, косностью и крепостническими порядками в армии и на флоте; утверждения гуманного отношения к простому воину; уважения к личному достоинству и заботы о младших чинах; социальной помощи инвалидам, семьям погибших воинов и т.п. В роли конкретных структур, выполняющих социальные функции, в воинских частях в Х1Х веке выступали солдатские (матросские) магазины и чайные, лазареты, офицерские клубы и собрания и т.д.
Факторами, объективно влияющими на развитие военно-социальной инфраструктуры, являлись: полное подчинение интересам службы всего уклада жизни военнослужащих и членов их семей в гарнизонах и воинских частях; возможность организации быта и досуга в зависимости от социальной и культурной инфраструктуры, имевшейся по месту службы; преобладание в воинской среде стиля индивидуального и группового аскетизма, официальное закрепление в уставах и наставлениях требования к военнослужащим "стойко переносить тяготы и лишения воинской службы"; схожесть социальных проблем, имевшихся у низших чинов, младших и старших офицеров, и членов их семей; высокая социальная оценка заботы о солдате со стороны членов семей офицерского состава, при нетерпимости к публичному проявлению и обсуждению собственных проблем и трудностей; высокое развитие духа взаимопомощи и поддержки; тесная взаимосвязь военнослужащих и жителей военных гарнизонов с населением городов и сел.
Дальнейшее развитие отечественной военно-социальной работы характеризовалось
неоднозначностью и драматизмом развития общества в послеоктябрьский период.
В 20-30 гг. ХХ столетия социальная работа формировалась под влиянием теоретических разработок и педагогических взглядов С.Т. Шацкого, А.К. Калашинкова, Н.К. Крупской, выражавшихся в поиске новых методик работы с группами людей, семьями, которые проходили апробацию в трудовых и воинских коллективах, в ходе индустриального и военного строительства, борьбы с беспризорностью. Важнейшие принципы военно-социальной работы - опора на возможности общественно-полезного труда; активное использование в воздействии на личность общественного мнения коллектива; поддержка инициативы и самодеятельности; взаимовыручка и товарищество; военизация образа жизни воспитанников с элементами романтики и хорошо продуманной игры - нашли свое выражение в научнометодических разработках и практической деятельности А. С. Макаренко.
Наработки в области социальной работы прошли проверку в период Великой Отечественной войны. Этот этап характеризовался закреплением испытанных временем форм и методов социальной помощи и защиты интересов военнослужащих и членов их семей, а также появлением новых.
В годы войны практиковались обращения руководителей государства, рабочих, колхозников и интеллигенции к воинам действующей армии. Всенародную поддержку получили кампании по безвозмездной сдаче на нужды фронта финансовых средств и ценностей гражданами и рабочими коллективами, направлению ими на фронт продуктовых и продовольственных посылок, выступлению на передовой деятелей культуры и концертных бригад. Свидетельством заботы о детях погибших военнослужащих стало создание большого количества детских домов, специализированных профессиональных учебных заведений и открытие в 1943 г. суворовских и нахимовского училищ.
Формы, приемы и средства военно-социальной работы в указанный период были полностью подчинены потребностям боевой деятельности и интересам победы над врагом.
В послевоенный период государством проводилась целенаправленная работа по укреплению армии и флота. Был существенно повышен социальный статус защитника Отечества и престиж военной службы, создана обширная нормативная база, позволяющая организовать предоставление и неукоснительное соблюдение гарантий и льгот военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей, работающим и служащим. Однако недостатками, присущими данному периоду, являлись излишняя идеологизированность социальных установок, их преимущественная ориентация на решение задач в масштабе воинских коллективов, зачастую в ущерб потребностям и запросам конкретной личности.
В конце 80 - начале 90-х гг. ХХ века наиболее остро обозначились проблемы военнослужащих и членов их семей, связанные с распадом СССР, передислокацией крупных воинских формирований из государств - участников Варшавского договора, процессом сокращения Вооруженных Сил. Потребовалось формирование новых подходов к осуществлению социальной защиты военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории Афганистана, Северного Кавказа, таджико-афганской границе и т.д.
Таким образом, развитие военно-социальной работы в России характеризуется следующим:
1. Российское государство во все времена проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и членах их семей. Развитие социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с возникновением и совершенствованием армии и флота, укреплением экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением благосостояния населения.
871
Глушков Ю.Ю. Проблемы развития военно-социальной работы...
2. Исторические корни возникновения военно-социальной работы лежат в многовековом опыте народной педагогики, культуре, духовном складе нации и народностей России, во взглядах прогрессивных военачальников.
3. Вторая половина XIX века стала периодом научного и практического наполнения отечественной военно-социальной работы, во многом благодаря исследовательской и просветительской деятельности П.И. Румянцева, М.И. Драгомирова и др.
4. В советский период были сформированы концепции и взгляды, отражающие философию, идеологию и социальную политику отношений человека и общества. Данный период характеризуется, с одной стороны, бескомпромиссностью во взглядах на роль личности и семьи, с другой - попытками сохранить и приумножить все лучшее, что было накоплено делом общественного воспитания людей.
5. Конец 90-х гг. ХХ века ознаменовался резким повышением интереса к проблемам социальной работы, социальный аспект стал доминантой в различных исследованиях и практике обеспечения общественного существования конкретного человека и социальных групп.
3. Современные проблемы военно-социальной работы
Должности политических руководителей политических органов Вооруженных Сил СССР, которые занимались проблемами солдат и матросов срочной службы (в настоящее время -военнослужащие по призыву), были упразднены в период 90-х годов ХХ века. Утратило свое былое значение понятие "отец-командир". Зачастую молодому человеку (призывнику) не к кому обратиться. Не всегда имеются четко разработанные технологии военно-социальной работы c такими лицами, а помощников командиров по работе с личным составом в войсках единицы.
Сущностью социальной работы в воинской среде является профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем (и, как следствие, девиантного поведения) либо способствующая их позитивному разрешению. В связи с этим совершенно необъяснимы начавшиеся в 2008 г. в рамках реформирования армии и флота процессы реорганизации органов военно-социальной работы, сведенные в итоге к резкому уменьшению штатной численности офицеров-воспитателей, в том числе повсеместной ликвидации воинских должностей по социальной работе (в структуре органов воспитательной работы). В 2008 г. прекращен набор курсантов в ведущий военный вуз гуманитарного профиля - Военный университет Минобороны РФ на факультеты военно-социальной работы (готовящий, в частности, специалистов по социальной работе и профилактике правонарушений), военнопсихологический, культуры и журналистики (Антонченко, 2010).
Поскольку гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает достаточно высокий уровень организации такой работы, то и её организаторами должны быть профессионально подготовленные специалисты-военнослужащие, в полной мере отвечающие требованиям профессионально-этического стандарта применительно к данной категории работников.
К сожалению, воспитательная работа в настоящее время крайне запущена. А ведь пример эффективной воспитательной работы можно найти в недалеком прошлом. При всех недостатках советской идеологии воспитательная работа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (тогда она называлась "политико-воспитательная") была организована на достаточно высоком уровне. Этому способствовали высокий статус офицеров-воспитателей (в ранге заместителей командиров по политической части), штатные расписания воинских частей и боевых кораблей флота (так, в военном училище, воинской части советского периода на 100 курсантов (солдат) приходился 1 офицер-политработник, а на боевых кораблях 1 и 2 ранга на 1 офицера-политработника приходилось 50-75 матросов; в настоящее время 1 офицер-воспитатель приходится в среднем на 400-500 военнослужащих), довольно высокое по меркам того времени материальное и техническое оснащение, действительная забота руководителей всех степеней о состоянии морального духа личного состава. Развалена и продолжает разрушаться система специального образования в данной сфере. Должности офицеров воспитательных структур в армии и на флоте повсеместно сокращаются (ликвидируются), должностной статус понижается, вместо должностей заместителей командиров по воспитательной работе введены должности помощников командиров по работе с личным составом. Помимо уже упоминавшихся специалистов по социальной работе в 2008-2009 гг. в воинских частях и на кораблях ликвидированы должности офицеров по информированию и общественно-государственной подготовке, по организации досуга и т.д. Так, из существовавших в Вооруженных Силах 17,5 тыс. должностей офицеров-воспитателей к 1 декабря 2010 года осталось около 3 тыс. Такое положение дел с организацией воспитательной работы и профилактики преступлений в воинских формированиях нельзя признать удовлетворительным. Ликвидация же органов, проводящих эту работу на самом низком
872
Вестник МГТУ, том 14, №4, 2011 г.
стр.868-874
подразделенческом уровне по месту службы (жительства) военнослужащих (в военных городках гарнизонов, воинских частях, на кораблях и в береговых подразделениях), недопустима.
Серьезность ситуации также определяется недостатками действующей системы комплектования ВС РФ. "... Комплектование частей и подразделений, в том числе РВСН, ПВО, ВВС, ВМФ, обычно проводится без должного учета индивидуальных особенностей призывников. Так, из числа прибывших осенью 2009 г. на Северный флот новобранцев, 4,1 % употребляли до призыва на военную службу спиртные напитки; 4,2 % - наркотики и токсические вещества; у 3,5 % была выявлена низкая нервнопсихологическая устойчивость; а около одной трети призывного контингента воспитывалось в неполных семьях; причем количество новобранцев, которые ранее имели проблемы с законом, составляет около 8 %" (Воробьева, 2009; 2010).
Крайне отрицательно влияет на процесс формирования позитивных межличностных отношений между военнослужащими по призыву призывной возраст. Как известно, на сегодняшний день, на военную службу призывают большую часть мужского населения в возрасте от 18 до 27 лет. Психологи утверждают, что человек как личность формируется к 21 году, а период основной социализации заканчивается к 26 годам. "Содержание. психики не наследуется, а формируется на протяжении всего постнатального периода и особенно в первый, наиболее бурный период (до 21-22 лет)" (Лакосина, Ушаков, 1984). Отсутствие жизненного опыта, несложившаяся психика, аморфность и неустойчивость системы личностных ценностей и принципов, неумение прогнозировать последствия своего поведения -вот далеко неполный перечень негативных последствий раннепризывного возраста, нередко являющихся детерминантами преступного поведения военнослужащих по призыву, а это молодые люди, которые составят в будущем основную часть зрелых граждан РФ и от того, как они будут готовы к жизни в моральном, психологическом и социальном плане, зависит развитие общества в целом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости постоянного совершенствования системы военно-социальной работы с военнослужащими по призыву в войсках и воинских формированиях Вооруженных Сил России.
4. Приоритетная задача военно-социальной работы
В настоящее время служебно-боевая деятельность войск России осуществляется в сложной и напряженной социально-экономической обстановке. Условия службы и быта в армии и на флоте определяют тяжелую адаптацию личного состава по призыву в войсковых частях, на кораблях и в береговых подразделениях. Молодым людям (призывникам) нелегко привыкнуть к полностью мужскому коллективу. Все больший масштаб в войсках и воинских формированиях приобретают неуставные взаимоотношения. Так, ".анализ уголовных дел, возбужденных военной прокуратурой Балтийского флота в период с января 2007 г. по август 2009 г., показывает, что 47,9 % из них были возбуждены по преступлениям против порядка подчиненности и воинской чести" (Данченко, 2010).
Анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в войсках и выработка рекомендаций по их укреплению относятся к числу важнейших задач, осуществляемых военно-социальной работой, так как именно через дисциплину и правопорядок реализуются права военнослужащего по призыву на жизнь, здоровье, защиту чести и достоинства личности.
Проблема неуставных взаимоотношений военнослужащих в России существует уже много лет. Однако именно сейчас, а точнее в последнее десятилетие, она приобрела настолько острый характер, что, пожалуй, не осталось ни одного призывника, ни одной матери призывающегося на военную службу молодого человека, которые не боялись бы предстоящей военной службы из-за связанной с ней реальной возможностью подвергнуться неуставным посягательствам. Эта проблема волнует не только призывников и их матерей (о чем убедительно свидетельствуют социологические опросы, а также многочисленные факты уклонений от призыва на военную службу и от самой службы в процессе ее прохождения), но и основную часть общества (неуставные отношения, как правило, занимают центральное место в обсуждении жизнедеятельности армии и флота в средствах массовой информации, производя при этом живой общественный резонанс), и даже структуры государственной власти (данная проблема давно уже вышла за пределы Министерства обороны РФ и периодически поднимается в выступлениях Президента Российской Федерации).
К сожалению, в настоящее время криминогенность атмосферы в воинских коллективах не уменьшилась, а напротив, стала еще более напряженной.
"Негативное влияние указанных факторов многократно усиливается тем обстоятельством, что, несмотря на все усилия правоохранительных структур и органов военного управления, а также пристальное внимание широкой общественности и высших должностных лиц государства к рассматриваемой проблеме, до сегодняшнего дня не удалось добиться не только искоренения неуставных отношений, но и стабилизации их ежегодного прироста. Более того, под влиянием многократно предпринимаемых
873
Глушков Ю.Ю. Проблемы развития военно-социальной работы...
разноплановых попыток борьбы с неуставными отношениями, эта категория преступлений эволюционировала в устойчивое и системное военно-криминальное явление, характеризующееся не только повышенной общественной опасностью, но и феноменом "непотопляемости", высочайшей степенью латентности и внутренней самодетерминации" (Моргуленко, 2006).
Последствия неуставных отношений выходят далеко за пределы армии и флота как в пространстве, так и во времени. В силу отсутствия социально-экономической стабильности в российском обществе молодые люди призывного возраста (от 18 до 27 лет) не стремятся исполнять свой конституционный долг по защите Отечества, не собираются воевать за Российскую Федерацию, а пополняют ряды уклонистов, на что обращалось внимание во введении к данной статье. Военная служба в войсках России превращается в "налог" на бедных. Речь уже не идет о пресловутой "дедовщине" и прочих причинах "откосить" от службы. Есть черта, по одну сторону которой - элита, а по другую - все прочие. Элита в армии и на флоте не служит принципиально. Обеспеченные родители всеми силами стараются избавить своих сыновей от военной службы. А низкий уровень образования "невезучих" сказывается на поведении и поступках молодых людей, приходящих сегодня в Вооруженные силы.
Таким образом, общие профилактические меры предупреждения неуставных взаимоотношений в армии и на флоте должны быть направлены на устранение, нейтрализацию либо минимизацию неблагоприятных последствий, порождающих данный криминальный феномен, должны состоять в устранении общих социальных причин, порождающих преступность, что является не только одной из приоритетных задач военно-социальной работы с военнослужащими по призыву, но и реальной целью командиров всех степеней и их помощников по работе с личным составом, органов военного управления и военной юстиции, а так же и всех государственных и общественных институтов в целом.
5. Заключение
В решение задач военно-социальной работы в звене соединение - воинская часть - боевой корабль, необходимо вовлечь широкий круг должностных лиц органов военного управления, в связи с чем актуализируется задача координации их деятельности.
В целях успешного решения задач по организации военно-социальной работы в соединении (воинской части, на боевом корабле) командиры и их помощники по работе с личным составом, должностные лица органов военного управления должны обладать профессиональной компетентностью, выделять в своей деятельности социальную направленность, служить примером в сфере социальных отношений, иметь соответствующую социально-педагогическую подготовку. Они должны знать объект и предмет военно-социальной работы, ее цели и задачи, уметь увязывать их с работой в подразделении, боевом корабле, воинской части, соединении, доходя до каждого военнослужащего и членов его семьи, знать основные ее сферы и направления, проявлять настойчивость и такт, соблюдать этический кодекс социального работника в контактах с людьми, заботиться о современной и качественной подготовке подчиненных офицеров не только как командиров или инженеров, но и как военных социальных работников.
Вместе с тем, наиболее существенными проблемами развития военно-социальной работы с военнослужащими по призыву являются процессы реорганизации органов воспитательных структур, сведенные в итоге к резкому уменьшению штатной численности офицеров-воспитателей, в том числе повсеместной ликвидации воинских должностей офицеров по военно-социальной работе, понижению должностного статуса офицеров воспитательных структур, введением должностей помощников командиров по работе с личным составом взамен должностей заместителей командиров по воспитательной работе.
Другим, не менее важным недостатком является действующая система комплектования ВС РФ военнослужащими призывного возраста, которая должным образом не учитывает индивидуальные особенности призывников.
Литература
Антонченко В.В. Проблемы предупреждения воинской преступности. Российский юридический журнал, № 4, с.15, 2010.
Баранец В. В Российской армии будет иностранный легион? Комсомольская правда, 27 ноября, 2010. Воробьева О. За вратами Северного флота. Красная звезда, 30.12.2009; 12.01.2010.
Данченко А. А. Криминальная характеристика преступлений против порядка подчиненности и воинской чести. Военно-юридический журнал, № 1, с.27, 2010.
Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., Медицина, 272 с., 1984.
Моргуленко Е.А. Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика
антикриминального воздействия. М., За права военнослужащих, c.7, 2006.
874