© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 81 - 86.
Чижик П.И., Каверин Б.И.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Особой областью, в которой осуществляется практическая и духовная жизнедеятельность российского офицера, является военная сфера. Анализ современного состояния, а также формирования и развития духовной культуры личности офицера российской армии становится для государства и общества весьма актуальной задачей. Военно-профессиональная деятельность офицера немыслима без опоры на его общую духовную культуру. Сегодня можно говорить о своеобразной интегральной модели духовной культуры личности российского офицера, которая включает как общесоциальную (общегражданскую), так и военно-профессиональную составляющую.
Анализ понятия духовной культуры показывает, что исключительно важным является не только качественно-количественная характеристика основных элементов духовного мира офицера - сознания, мировоззрения и социальных качеств, но и направленность их проявления. В рамках формирования общей культуры речь идет о степени развитости тех элементов духовного мира, которые представляют ценность для личности офицера, способствуют ее успешной социализации в обществе. Важно также отметить, что общеобразовательный и общекультурный уровни составляют социокультурный фундамент любой личности, в том числе и личности российского офицера. Он позволяет офицеру правильно ориентироваться в обществе, совершенствовать глубину и точность суждений, развивать аналитические способности и концептуальное мышление, вырабатывать соответствующее поведение, общение и деятельность. На этой основе формируются соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния сознания, ценностные ориентации, вырастают нормы и принципы жизни, идеалы и убеждения, вырабатывается общегражданская позиция.
Вместе с тем, офицер является носителем военной профессии, связанной с выполнением ответственных задач по обеспечению обороны страны и национальной безопасности государства. Исходя из этого, военно-профессиональная
культура духовного мира личности российского офицера складывается из элементов культуры его сознания, мировоззрения и социальных качеств, анализируемых с позиций его непосредственной практической деятельности по обучению и воспитанию личного состава, общения и поведения в военной сфере [2, с. 128-129].
Содержание военно-профессиональной культуры личности офицера современной российской армии детерминируется многообразными потребностями и интересами, политическими и социально-экономическими условиями ее жизни, служебной деятельности и быта. Анализ истинного состояния, формирования и развития духовной культуры требует рассмотрения основных элементов содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств офицера, которые представляют для него ценность, обеспечивают самостоятельность и относительную обособленность жизнедеятельности, уникальность ее духовности.
Сознание выступает ключевым, исходным понятием для анализа состояния и форм проявления духовной культуры личности российского офицера в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. Взгляд офицера на мир - это всегда позиция в отношении мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности [1, с. 159].
В системе структурных элементов духовной культуры личности российского офицера важная роль отводится мировоззрению как системе идеалов, переосмысленных знаний, норм и принципов жизнедеятельности, ценностных ориента-ций, потребностей и интересов, убеждений и верований, отражающих ее отношение к природной и социальной действительности, к самой себе. Вместе с тем, в содержание мировоззрения личности российского офицера включена не только уже переосмысленная совокупность знаний, тесно сопряженная с чувствами и волей, с дифференциацией предпочтений на хорошее и плохое, нужное или ненужное, ценное - менее ценное или вовсе не ценное, но и, что особенно важно, вполне конкретную позицию. Следует отметить, что в мировоззрении российского офицера ценностные ориентации выражены значительно сильнее и последовательнее, чем в сознании. Не случайно мировоззрение по своей сути является ядром духовного мира человека, центральным элементом сознания, выражающим его качественную характеристику, единство знаний и убеждений.
Сознание и мировоззрение личности российского офицера проявляются в ее общении, поведении и деятельности, в той системе военно-социальных отношений, в которую он оказывается интегрированным. В результате осознаваемых взаимодействий офицерского состава между собой, с другими категориями военнослужащих, с социальными явлениями у них формируются социальные и собственно духовные качества или свойства. Являясь достаточно многообразными, они во многом выражают не только степень социального осмысления офицерским составом своей роли и места в конкретном действии, но и их внутренние способности осуществлять социальную активность в экономической, политической, правовой, нравственной, собственно духовной, военной и других сферах общественной жизни. Вместе с тем, социальные качества могут иметь различную степень сформированности и развитости. Они составляют основу проявления сознания и мировоззрения российского офицера в общении, поведении и военно-профессиональной деятельности, активно влияют на общее состояние и объективацию элементов и свойств его духовного мира.
Духовные качества как элемент духовного мира личности офицера имеют внутреннюю и внешнюю направленность, при этом внутренняя направленность ориентирована на использование духовных качеств для самосовершенствования, а внешняя направленность реализуется в отношениях с другими социальными субъектами и с природной средой по воспроизводству духовной культуры самой личности офицера и общества.
Следует отметить, что среди многообразных видов социальной деятельности воинская деятельность занимает особое место. Она по существу является исходной и ведущей стороной военной деятельности, формой проявления творческих военно-профессиональных способностей офицера в мирное и военное время. В силу своей специфики военная служба всегда предъявляла свои особые требования к духовной культуре личности российского офицера.
Во-первых, военная служба имеет высокую общественную значимость для общества и государства. В силу ее значимости и необходимости для государства данный вид деятельности всегда признавался наиболее важным видом в системе государственной службы. В этой связи нельзя не согласиться с одним из лидеров декабристов П. Пестелем, который писал в «Русской правде», что «армия должна состоять из той части граждан, которые готовы пожертвовать собою для блага общества»[7, с. 5]. По своей сути воинская служба является одним из самых труд-
ных и опасных видов профессиональной деятельности личности в обществе, который требует особой духовности [5, с. 289].
Во-вторых, весь уклад и организация военной службы способствуют углубленному пониманию таких слагаемых культуры, как осознание личной ответственности за судьбу страны, способствует формированию патриотизма, гордости за принадлежность к своему Отечеству и Вооруженным силам. Военная служба объективно способствует утверждению у офицера таких качеств, как дисциплинированность, войсковое товарищество, братство, ответственность. Ни один коллектив общества и ни один вид социальной деятельности, за редким исключением, не формирует столь интенсивно и динамично социальные, в том числе и социально-профессиональные типические черты личности, как это делает воинский коллектив и воинская деятельность. Вот почему кадровая воинская служба выступает не только условием, но и фактором военно-профессионального и общекультурного становления личности российского офицера.
Конечно, на процесс формирования и развития духовной культуры офицера оказывают свое влияние и факторы негативной направленности, существенно сдерживающие или ограничивающие развитие его общей культуры. Общеизвестно, что в условиях военной службы офицеры достаточно много времени тратят на действия в полевых условиях на учениях, стрельбах, походах, нарядах, на выполнение самых разнообразных текущих работ, бесконечные инструктажи, подготовку ко всевозможным проверкам. Важно отметить также наличие высокой интенсивности, напряженности и нерегламентированности рабочего дня офицера, а также отсутствие свободного времени для полноценного отдыха и досуга. Перечисленные факторы и условия воинской службы заметно снижают возможности офицера приобщиться к культуре, наполнить свой духовный мир высокозначимыми общекультурными ценностями. На посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы порой не остается свободного времени.
Вместе с тем, история развития военного дела неоднократно подтверждала положение о том, что духовная культура офицера всегда рассматривалась как источник силы, компенсатор несовершенства других подсистем военной мощи государства. Анализ итогов прошедших и современных войн и вооруженных конфликтов показывает, что их ход и исход зависят от многих факторов и условий,
и, в первую очередь, от профессионализма офицерского состава, его компетентности, знаний, умений, организаторских способностей. Кроме того, большое значение имеют настойчивость в достижении военных целей, личный пример, авторитет, высокие морально-боевые и психологические качества.
Анализ состояния и уровня сформированности духовной культуры личности российского офицера в современных условиях показывает, что для нее очень важным является наличие функциональности. Это означает для офицера обладание способностью сохранять в норме основные характеристики своего духовного мира при воздействии на него различного рода негативных факторов и в полном объеме выполнять возложенные общесоциальные военно-профессиональные обязанности.
Процесс принятия офицером управленческого решения, выбор средств и способов выполнения поставленных задач служебно-профессиональной деятельности всегда связаны с напряженной духовно-интеллектуальной работой. К тому же область военного дела сегодня настолько сложна и противоречива, что выработка определенных, пригодных на все случаи жизни правил, выбор средств выполнения поставленных целей, особенно в экстремальных условиях боевой обстановки, представляют значительные трудности. В данной связи важнейшей характеристикой духовной культуры российского офицера с точки зрения сформи-рованности его общесоциальных, военно-профессиональных командирских качеств, управленческих способностей является умение соизмерять нравственное и целесообразное, гуманное и антигуманное, легитимное и нелегитимное. К сожалению, это трудноосуществимо на практике.
Одна из основополагающих идей исследования духовной культуры российского офицера состоит в том, что в зависимости от исторической эпохи, условий жизнедеятельности в его духовном мире может происходить определенная перегруппировка элементов, «сдвиг» знаний, ценностных ориентаций, идеалов, норм и принципов жизни, потребностей и интересов. И тогда на первый план в качестве доминирующих могут выдвигаться те из них, которые в наибольшей степени обеспечивают возможность свободно проявиться творческим способностям, сущностным силам офицера или детерминировать снижение социальной активности, требовательности к себе и другим. Эту диалектику можно проиллюстрировать, обращаясь к опыту эволюции духовного компонента общей и военно-профессиональной культуры российского офицера.
В дореволюционный период, когда духовность формировалась и концентрировалась вокруг формулы «За веру, царя и Отечество», проявляясь на поле брани в высочайших примерах мужества, самопожертвования и героизма, главным ее составляющим был религиозно-нравственный элемент. Сила религиозного воздействия на сознание и мировоззрение русского офицерского корпуса была устойчивой, что в значительной степени объяснялось укоренением в народе православной веры. Эта вера, проникая во все сферы жизни и деятельности русской армии, способствовала формированию необходимых для офицеров высоких патриотических, нравственных и боевых качеств.
В советский период, особенно в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, в силу известных причин политического, идеологического и иного характера акценты в духовном мире офицера смещаются к политико-идеологическим. При всем огромном значении патриотического, нравственного и воинского воспитания советских офицеров главное внимание уделялось идеологическому воспитанию, формированию преданности КПСС и социалистическим идеалам. На фоне активной атеизации армии из духовности офицера была вытеснена религиозная составляющая.
В постсоветский, современный период развития России и ее Вооруженных сил упор делается на формирование военно-профессиональных и морально-психологических качеств при значительном снижении роли политико-идеологических, социалистических, эстетических, ценностных ориентиров. Безусловно, что не может иметь высокий уровень духовной культуры офицер, смутно представляющий цели и задачи своей военно-профессиональной деятельности, нечетко осознающий, чье Отечество, от кого, какими средствами и способами он призван защищать, и какая армия нужна современной России [3, с. 22].
Специфической особенностью духовной культуры офицера выступает целостность его духовно-нравственной и военно-профессиональной позиции, единство слова и дела, мотивов и поступков. Умение офицера говорить с подчиненными, позитивно воздействовать на их сознание и психику играет большую роль в формировании духовного настроя у руководимого им подразделения. Ценность офицера в любой армии мира всегда определялась и определяется степенью его военно-профессиональной подготовки и мерой ответственности, которые он несет на порученном участке. Оценивая уровень общей и военно-профессиональной культуры офицерского состава, следует признать, что он на
сегодняшний день существенно отстает от предъявляемых к нему требований военной службы. Так, у целого ряда офицеров весьма низкими остаются навыки грамотного управления подразделениями и частями в объеме занимаемой должности, а также обеспечения высокой боевой готовности. Особую тревогу вызывает уровень состояния и сформированности военно-профессиональной культуры у молодых офицеров по качественному исполнению своих функциональных обязанностей.
Сегодня существует достаточно разнообразный спектр ценностных предпочтений в духовном мире офицерского состава. Вместе с тем, поиск и формирование крайне необходимых сегодня таких духовно-нравственных качеств, как чуткость, искренность, внимательность, справедливость, сдержанность, терпение, требовательность, принципиальность, добросовестность, заботливость, скромность, вежливость, добродушность, ответственность, благодарность, самокритичность затрудняется во многом тем, что большинство из данных качеств не стали еще массовыми, типическими и устойчивыми для большинства офицеров в силу объективных и субъективных причин.
Среди основных причин подобного состояния духовности российского офицера можно выделить: непомерно глубокое проникновение в армейскую среду общегражданских рыночных отношений, духа коммерциализации и достаточно низкий уровень социальной защищенности основных категорий офицерского состава. В условиях кардинального обновления вооруженных сил в духовном мире офицеров значительно больше стало скептицизма и негативных настроений, что привело к существенной деформации правовых и нравственных аспектов их сознания и мировоззрения. Общеизвестно, что в условиях воинской деятельности крайне важна сбалансированность и преемственность общегражданских и военно-профессиональных ценностных ориентаций в мировоззрении офицерского состава.
Следует отметить также и то, что серьезной переоценке и переосмыслению подверглись военно-корпоративные, военно-профессиональные и духовно-патриотические ценности. В свое время известный русский флотоводец С. О. Макаров вполне справедливо отмечал, что «русский офицер идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой, и не ждет денежных наград за свою службу.
Отучать его от этих правил - значит подкапывать тот принцип, на котором зиждется вся доблесть русского офицера» [Цит. по: 6, с. 168].
Безусловно, чем насыщеннее жизнь офицера в материальном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношениях, тем весомее его вклад в дело обеспечения обороны и безопасности своего государства. И напротив, жизнь офицера, отягощенная социальной неустроенностью, плохими условиями жизни и быта, порождает искаженный тип внутриармейского общения, вызывает мас-совидные деформации элементов его духовного мира.
Содержание духовной культуры современного российского офицера характеризуется не только своей негативной направленностью. Позитивные составляющие в ней занимают важное место и продолжают сохранять стабилизирующую роль, хотя проявляются они не так наглядно, как негативные факторы. К ним можно отнести: патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, войсковое товарищество, самопожертвование во имя Отечества; профессионализм значительной части офицерского состава, его компетентность, авторитет, наличие широких военно-профессиональных знаний, умений и навыков, организаторских способностей; образованность и воспитанность офицерского состава; относительно высокий уровень правовой и нравственной культуры; устойчивость и зрелость политического сознания, главной доминантой которого является ориентация на общественно-политическую стабильность в стране и вооруженных силах, гражданский мир в стране на основе общенационального согласия различных групп и слоев населения.
Сегодня формирование и развитие нового облика Вооруженных сил России предполагает выстраивание у офицерского состава такой системы духовных качеств (ценностей), которая, с одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности армии и флота, а, с другой стороны - служила основой для обучения и воспитания военнослужащих, формировала положительные ориентиры военно-профессиональной деятельности командиров и начальников всех уровней и степеней. Наибольшую актуальность приобретает следующая группа качеств: а) духовно-нравственные, общесоциальные качества офицера (патриотизм, честность, правдивость, трудолюбие, чуткость к людям, скромность; б) морально-боевые (целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество, стойкость, самообладание, коллективизм, взаимовыручка, товарищество и др.; в) качества военного специалиста, руково-
дителя и организатора (компетентность, организаторские способности, распорядительность, умение владеть и управлять собой и подчиненными в ситуациях мирного и военного времени, связанных с повышенной сложностью и напряженностью; г) специфические качества педагога и воспитателя - психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая наблюдательность, педагогический такт и др. [4, с. 348].
Духовная культура российского офицера - это своего рода сфера связи профессионального военного с предметом его деятельности, способ вхождения в общественную жизнь и воинскую деятельность, механизм самосознания, осмысления своей неотделимости от социума, а также собственной автономности и уникальности. Уровень культурного развития офицера, как и любого человека, может быть высоким, средним и низким в зависимости от всего комплекса обстоятельств объективного и субъективного характера. В то же время можно с полным основанием утверждать, что чем выше общекультурный и профессионально-культурный уровни офицера, тем успешнее и качественнее, с учетом иных равных условий, он способен выполнять свой воинский и гражданский долг.
Таким образом, духовная культура личности офицера российской армии представляет собой интегрированное в структурно-содержательном отношении целостное образование взаимодействующих элементов сознания, мировоззрения и духовных качеств, желательных и необходимых для самостоятельного развития, соотнесенных со смыслообразующими идеалами, нормами и принципами общегражданской и военно-профессиональной жизнедеятельности, с социальным статусом, что в целом обеспечивает высокий уровень общения, поведения и деятельности в условиях общества и Вооруженных сил.
Российский офицер выступает реальным и активным носителем культуры общества. В личностной культуре офицера ценностные ориентации, нормы, принципы, знания, идеалы, вера и убеждения объективируются в формах социальной активности (по отношению к воспроизводству отечественной культуры), в служебной деятельности и личной жизни. Духовная культура российского офицера имеет ярко выраженные общегражданский и военно-профессиональный аспекты.
* * *
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2005.
2. Бойко С.В. Военная культура. Череповец, 2000.
3. Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. М., 2002.
4. Каверин Б.И., Чижик П.И. Культурология: учеб. пособие. М., 2007.
5. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России. М., 2003.
6. О долге и чести воинской в армии российской: в 2 т. // под ред. Н.А. Панкова. М., 2009. Т. 1.
7. Российский военный сборник. Выпуск 1. П.Пестель, Н.Обручев, А.Медведев и другие военные писатели о Русской Армии (1817-1917 гг.). М.: ГА ВС, 1992. 184 с.