На институциональном уровне содержание воспитания представлено: элементами (институализированными подсистемами, такими как образование, право, семья); структурой (взаимосвязями, обеспечивающими корреляцию социальных и социетальных воспитательных функций); функциями (социального контроля, целенаправленной социализации, обеспечение социального порядка).
На процессуальном уровне: субъектами воспитания (индивидами, группами, организациями, социальными институтами); воспитательной деятельностью (механизмом воспитания); социальной динамикой воспитания (изменениями личности и общества под воздействием воспитания).
Методологическим принципом анализа воспитания на институциональном уровне является примат социального над индивидуальным; на процессуальном -деятельностный.
На социокультурном уровне содержание воспитания включает следующие элементы: знаний (совокупная информация о законах и закономерностях бытия и формах их проявления); убеждения (твердый взгляд на какое либо явление, основанный на определенной идее); ценности (феномены, имеющие особую значимость для индивида или группы); нормы (стандарт, правило, регулирующий поведение в социальной обстановке); традиции (совокупность моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение); образцы жизнедеятельности (модели поведения); символы (системы кодов социального общения в рамках одной культурной системы).
Эти элементы можно обозначить одним понятием «социокультурный опыт».
Выбор социокультурного подхода к воспитанию обусловлен необходимостью отказа в теории и практике от интерпретации общества как первичного по отношению к отдельному индивиду. Социокультурный подход ориентирует исследователя на такие культурные ценности и нормы, которые могут стать предметом выбора каждой свободной личности, а не навязываться извне, будь то государство, общество или иная социальная группа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барсукова Т.И. Социологический анализ воспитания. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004.
2. Барсукова Т. И. Норма, паттерн, образец как факторы социализации в теории социального порядка Т. Парсонса // Научная мысль Кавказа. - 2005. - №13. - С.30-42.
3. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2000. - С.260.
4. Бабосов Е.М. Прикладная социология. - Мн., 2000. - С.146.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1986. - С.230.
6. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгейм Э. Социология, ее предмет. - М., 1992. - С.251.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С.191-192.
В.С. Ткаченко ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИНВАЛИДНОСТИ
Под практическим образованием будущих специалистов социальной работы мы понимаем приобретение студентами знаний, умений и навыков, достаточных для того, чтобы осуществлять деятельность в условиях сложившейся системы предоставления социальных услуг. Выпускник учебного заведения должен обладать такими
качествами и профессиональными характеристиками, чтобы сразу приступать к практической работе, не тратя времени на дополнительную адаптацию к производственным условиям на рабочем месте. Эти представления находят отражение в том, что называют практикоориентированным обучением. Оно предполагает, что специалист наряду с традиционными теоретическими знаниями и умениями приобретает навыки практической деятельности или практические умения, к которым специалисты [1] относят конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские, прикладные умения. Эти умения расшифровываются следующим образом:
«Конструктивные умения - умения прогнозировать развитие личности, моделировать выход из ситуации с учетом диагностики, регулировать взаимооотно-шения в системе «личность - семья - общество» [2].
Коммуникативные умения - умения сотрудничать с клиентами, выступать в качестве делового партнера с организациями, формировать чувство сопереживания и сопричастия в совместной деятельности, быть тактичным и корректным во взаимоотношениях с клиентами, сочетать требовательность с уважением к личности, опираться на положительное в личности, общаться вербально, невербально, письменно, вести переговоры, выступать по радио, телевидению и т.д.
Организаторские умения - умения выявлять интересы и потребности клиентов в различных видах деятельности, добиваться создания центров, клубов общения по месту жительства, проводить культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные мероприятия в микросоциуме, привлекать общественность, специалистов различных ведомств, учреждений, организаций к оказанию различных видов помощи, поддерживать и развивать лучшие народные традиции, расширять сферу услуг, оценивать и творчески использовать ресурсы учреждений и социальных коммуникаций.
Прикладные умения - умения вести четкие и лаконичные записи, готовить доклады, уметь получать информацию, организовывать праздники, фестивали и другие мероприятия, использовать современные информационные технологии» [3].
Однако специалисты по обучению социальной работе указывают, что нередко умения, приобретаемые в высшем учебном заведении, оказываются невостребованными в последующей практической деятельности. Несомненно, это имеет под собой определенные основания, так как большинство учебных дисциплин, преподаваемых в вузе, не обеспечены поддержкой от реальной действительности существующих систем социальной помощи. Расхождения в обучении студентов и практической деятельности учреждений включают различные трактовки целей социальной работы, форм реализации социальной государственной политики и т.д. Так, в международном определении социальной работы ее основная цель видится в способствовании «... социальным изменениям, решению проблем в человеческих отношениях, а также воодушевлению и освобождению людей для улучшения их общего благополучия» [4]. В тоже время специалистам социальной работы в России приходится действовать в условиях иной регламентации согласно должностных инструкций, где основной акцент лежит на обслуживающей и обеспечивающей стороне [5]. Не противореча между собой в целом, международное и российское понимания социальной работы различаются содержанием действий. Поэтому при практическом образовании российским специалистам требуется больше знаний в социально-правовой и материально-бытовой сферах по сравнению с социально-психологической.
Современная система подготовки специалистов социальной работы ориентирована на то, чтобы практические умения и навыки студенты приобретали в периоды практики в учреждениях (агентствах) социального обслуживания [6]. Некоторые авторы прямо ставят задачу подготовки педагогов-наставников из числа сотрудников агентств в качестве одного из основных путей улучшения профессионального обучения, используя опыт зарубежных обучающих систем. Но не следует
забывать, что в российских условиях для внедрения этой модели существует ряд трудностей, которые могут сделать ее непригодной для использования. Во-первых, учебные программы отводят практике студентов всего 28 недель в течение 5-летнего срока обучения, включая в них ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную виды практик.
Во-вторых, вуз и учреждение (агентство) социального обслуживания населения - совершенно разные учреждения, имеющие свои собственные цели и задачи, и соответственные бюджеты. Они даже относятся к разным ведомствам. Организовать их совместную деятельность по подготовке студентов можно только при обоюдной заинтересованности. Мы можем утверждать, что в современных условиях в России государственные вузы не заинтересованы в подготовке специалистов других учреждений и не располагают для этого необходимыми средствами. С другой стороны, учреждения социального обслуживания не проявляют интереса к отвлечению своих сотрудников на обучение студентов, т.к. они находятся на бюджетном финансировании и не имеют соответствующих статей расходов. Поэтому можно утверждать, что в ближайшие годы проблема практической подготовки студентов будет лежать на плечах преподавателей вузов, для чего им необходимо полноценное знание современного производства социальных услуг и постоянная деловая связь с учреждениями (агентствами) социальной сферы.
Мы считаем, что практическое образование в социальной работе студенты должны получать в течение всего периода обучения в вузе. Для этого должны использоваться все формы образовательного процесса, в первую очередь аудиторные занятия, внеаудиторные занятия в рамках изучения учебных дисциплин, различные формы практик, волонтерская деятельность. Для получения практических знаний и выработки умений и навыков необходимо технологизировать образовательный процесс.
В.А. Сластенин и Е.Н. Шиянов выделяют следующие признаки педагогических технологий [7]:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел;
• технологическая цепочка педагогических действий операций коммуникаций выстраивается строго в соответствие с целевыми установками;
• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации;
• элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем;
• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Все технологии могут быть представлены по одной общей схеме, содержащей следующие подразделы [8]:
• цель технологии;
• клиенты социальной работы, к которым применима технология;
• условия, в которых технология может быть осуществима с наибольшей эффективностью;
• последовательность осуществляемых операций (технологическая карта);
• инструментарий, используемый для реализации технологии;
• законодательная поддержка технологии;
• критерии оценки результатов и эффективности технологии;
• перспективы развития (совершенствования) технологии;
• особенности обучения технологии специалистов, реализующих эти формы социальной работы.
Практическое обучение социальной работе с гражданами, имеющими инвалидность, на аудиторных занятиях возможно организовать в виде тренингов, деловых игр, «круглых столов» и т.д. В зависимости от учебной дисциплины эти занятия могут вписываться полностью в программу изучения либо затрагивать отдельные элементы социального обслуживания инвалидов. В общепрофессиональных дисциплинах таких как психология, технология социальной работы, социальная медицина, инновации в социальной работе и пр. всегда существуют темы, посвященные людям с инвалидностью. На практических занятиях можно встречаться с людьми, имеющими те или иные ограничения жизнедеятельности, разыгрывать ситуации, связанные с инвалидностью, посещать учреждения социального обслуживания и места пребывания людей с инвалидностью. В соответствии с технологическими критериями планирование этих занятий должно быть максимально целенаправленным. При этом необходимо учитывать, что люди с инвалидностью не должны чувствовать себя объектом изучения; они должны быть партнерами независимо от того, приглашены ли они в учебную аудиторию или студенты пришли с экскурсионным визитом.
В дисциплинах специализации, таких как социально-медицинская работа, медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов, социально-педагогическая работа с родителями детей-инвалидов содержание аудиторных практических занятий может быть полностью посвящено изучению практической стороны инвалидности. Целесообразно изучение документации, сопровождающей порядок предоставления тех или иных услуг людям с инвалидностью в социальных учреждениях; рассмотрение случаев из реальной практики, встречавшихся в деятельности социальных работников. Большим подспорьем может быть сотрудничество с общественными организациями инвалидов, у которых накоплен большой багаж проблем людей с инвалидностью.
Организация экскурсий представляет собой детально разработанную процедуру, тем не менее, при посещении людей с инвалидностью по месту проживания, обучения, лечения или досуга необходимо соблюдать ряд правил:
- экскурсии должны быть организованы как беседы, а не как осмотр; человек с инвалидностью должен чувствовать себя хозяином во время визита;
- участников экскурсии должно быть не больше, чем способно вместить помещение пребывания человека с тяжелым заболеванием;
- время экскурсии по своей продолжительности не должно утомлять хозяина;
- при экскурсии следует больше предоставлять возможности хозяину рассказывать о себе самому, избегая назойливых и нетактичных вопросов.
Наиболее отработанной при практическом образовании специалистов социальной работы является учебно-производственная практика студентов. В последние годы вышло несколько учебных пособий, характеризующих разные стороны студенческой практики в сфере социальной работы (Гуслякова Ю.Н., Золотарева Т.Ф., Клушина Н.П. и др.). Технологии практики разработаны достаточно подробно, тем не менее остаются нерешенные вопросы. Один из самых больных вопросов - чему же должны научиться студенты во время практики. В процессе практического обучения студентами должны быть получены знания [5]:
• о юридических формах и формах собственности социальных учреждений;
• о структуре социальных учреждений, задачах и формах функционирования;
• о порядке создания и реорганизации социальных учреждений;
• о целевых группах клиентов и методах социальной работы с ними;
• о принципах и источниках финансирования социальной работы;
• об оценке эффективности социальной деятельности, осуществляемой в социальных учреждениях;
• о перспективах развития социальной работы и социальных служб.
Во время производственной практики студенты могут приобрести умения и
навыки:
• социальной работы с различными целевыми группами клиентов;
• документирования социальной работы с различными клиентами (постановка на обслуживание, учет потребностей, учет получения услуг и пр., оформление отчетности);
• создания и ведения банка данных на целевые группы клиентов;
• сотрудничества в коллективах и сообществах профессиональных социальных работников;
• ведения исследований по социальным проблемам (постановка задачи, организация и проведение исследования, подготовка отчетов об исследовании и т.д.)
Ряд авторов считают, что особо важная роль практики - нравственно-воспитательная [5, 6]. Мы разделяем этот взгляд и утверждаем, что при работе с лицами, имеющими тяжелые заболевания, большое значение приобретает умение воспринимать этих нетипичных по внешнему виду и поведению людей так же, как и других клиентов, поэтому формирование толерантности, которое происходит в процессе коммуникации с инвалидами, тоже является целью практики. Существенное значение практика студентов имеет в качестве элемента приобщения к культуре корпоративных отношений. Усвоение Кодекса социального работника, корпоративных требований в социальном учреждении приближают студентов к включению в профессиональную среду социальной работы.
При распределении студенческой практики по временным параметрам она может быть организована либо в летний период единым блоком участия студентов в социальных агентствах, либо в виде занятий студентов в социальных агентствах, проходящих параллельно учебному аудиторному процессу (непрерывная практика). В последнем случае для студентов выделяется время среди учебной недели, в течение которого они должны выполнять задания практики в выбранных ими учреждениях социального обслуживания.
Цель непрерывной практики: обеспечить выпускникам приобретение практических навыков и умений в социальной работе, соответствующих государственному образовательному стандарту и квалификационным требованиям к претендентам на замещение вакантных мест специалистов социальной работы, предъявляемым в учреждениях социального обслуживания населения.
Необходимость непрерывности практического обучения диктуется тем, что студент должен расти профессионально вместе с освоением новых элементов профессии и включением в нее новых направлений. Это вызвано постоянно происходящими изменениями следующего характера:
• изменение объема и уровня знаний студентов, которые необходимо закреплять навыками и умениями;
• изменение технологий работы в период обучения студентов;
• изменение потребностей населения в период обучения студентов;
• изменение социально-экономического положения в стране.
Принципы организации непрерывной практики:
1. принцип доминирования интересов студентов (принцип повышения мотивации студентов на овладение умениями и навыками социальной работы);
2. принцип практической подготовки - максимально широкие знания о практике социальной работы и специализация в профессиональной деятельности;
3. принцип использования индивидуального потенциала студентов;
4. принцип разнообразия форм организации практики студентов;
5. принцип последовательного усложнения заданий, выполняемых практикантами;
6. принцип учета интересов учреждений, в которых осуществляется практика;
7. принцип постоянной связи с практической деятельностью и практическими учреждениями социального обслуживания;
8. принцип совмещения практических навыков с теоретическими знаниями, получаемыми студентами в ходе учебного процесса;
9. принцип использования результатов практики в дальнейшем процессе обучения и в научно-исследовательской деятельности;
10. принцип минимизации материальных расходов и самоокупаемости работы студентов;
11. принцип использования новейших технологий в практической подготовке студентов;
12. принцип «прозрачности» процесса практической подготовки.
Для реализации указанных выше принципов необходимо тесное сотрудничество вуза и базовых учреждений социального обслуживания населения. Учет интересов учреждений обеспечивает стабильность отношений, поэтому, как мы уже говорили выше, инициативу в этом вопросе должен брать на себя вуз. На базе Северо-Кавказского государственного технического университета была апробирована система подготовки сотрудников агентств на семинарах, организованных специалистами университета. Занятия включали в себя ряд тем, при раскрытии которых происходило максимально информирование работников агентств о целях и формах практического обучения студентов.
Таблица 1
Тематика семинарских занятий для сотрудников социальных учреждений_______________________
Наименование темы занятий Продолжительность занятий
Знакомство с документами, регламентирующими практику студентов 3
Место студенческой практики в профессиональной подготовке специалистов социальной работы 3
Организация практической деятельности студентов 3
Организация исследовательской деятельности студентов 3
Управление студенческой практикой 3
Тренинг взаимодействия со студентами 3
Всего: 18
В результате участия в семинарах, на которых присутствовали руководители структурных подразделений учреждений, было достигнуто взаимопонимание по ключевым вопросам сотрудничества агентств и вуза, и организация практики студентов в 2005 г. приблизилась к оптимальной.
Индивидуальность в обучении дает возможность студентам самим определять направления практической деятельности и выбирать соответствующие агентства. Но и агентства должны иметь право проводить отбор студентов, особенно в тех случаях, когда будущими клиентами практикантов являются люди с инвалидностью. Сотрудники агентств хотят знать уровень подготовленности студента, его деловые и нравственные характеристики. Для этого вводится порядок отбора студентов, наиболее адаптированных к работе в данном конкретном учреждении.
Основные цели, которые преследует процедура отбора:
• Обеспечить наиболее эффективную практическую подготовку студентов на основе соответствия его интересов и психофизиологический качеств и будущих направлений социальной работы.
• Подготовить для социальных агентств социальных работников с необходимой для них специализацией.
Основные принципы отбора:
• Обеспечение свободы выбора студента;
• Учет интересов агентств;
• Постоянная консультативная поддержка на период адаптации.
Последовательность шагов при отборе:
• Информирование студентов об условиях деятельности агентства: состоит из ознакомительной практики, рассказов преподавателей и примеров при изучении учебных дисциплин, презентаций учреждений в университете, лекций на установочной конференции, обмена впечатлениями на итоговых конференциях.
• Тестирование интересов и способностей студентов.
• Определение ключевых характеристик студентов, необходимых для деятельности в агентстве путем анкетирования руководителей агентств.
• Определение интересов сотрудников агентства путем интервью с руководителями агентств.
• Пробные визиты студентов в агентства: состоят из учебной практики, визитов при изучении учебных предметов, волонтерской работы.
• Дополнительная информация студентам об агентстве: консультирование студентов в университете или в сервис-центре.
• Определение перспектив деятельности студента в агентстве: индивидуальные обсуждения с участием студентов, преподавателей и сотрудников агентств.
• Окончательный выбор - студентам предлагается перечень агентств, в которые они могут быть направлены на практику, для самостоятельного выбора или выбора после консультирования с преподавателями кафедры.
При таком подходе к организации непрерывной практики студентов целесообразным будет создание учреждения, которое оказывало бы консультативно-методическую помощь сторонам при осуществлении практики. По нашему предложению это должен быть со следующими целями и задачами:
1. Основной целью деятельности Центра является обеспечение и сопровождение практики студентов гуманитарных специальностей вузов, относящихся к сфере социальной работы, осуществляемой на базе учреждений и агентств социального обслуживания населения в соответствии с учебными программами своих учебных заведений.
2. В основные задачи Центра входит:
• Организация индивидуальной работы со студентами по разъяснению целей и задач предстоящей практики;
• Организация знакомства инструкторов с будущими практикантами;
• Разработка индивидуальных заданий для студентов, идущих на практику, с участием всех заинтересованных сторон;
• Консультирование студентов и инструкторов во время практики по возникающим проблемам;
• Накопление и систематизация сведений о деятельности учреждений, являющихся базовыми либо имеющих такую перспективу;
• Создание учебно-методической базы и библиотечки профессиональной литературы;
• Разработка и издание учебно-методических материалов по организации практики студентов.
Особая сфера - профессиональное обучение путем привлечения студентов к волонтерской деятельности. Особенностью этого направления является то, что студенты привлекаются к работе по оказанию социальной помощи как функционеры. Обучение в его явных формах отсутствует, процесс усвоения знаний и навыков идет косвенным путем, через выполнение заданных работ. Волонтерская деятельность может быть организована непрерывно, по установленному графику или эпизо-
дически. Лидерами волонтерских групп могут быть преподаватели вуза, сотрудники агентств, лидеры общественных организаций инвалидов и сами студенты. Несмотря на то, что волонтерская деятельность в среде студентов, обучающихся гуманитарным профессиям, очень распространена, специальные программы, увязывающие в единый комплекс социальные и образовательные задачи для будущих социальных работников, еще нуждаются в дополнительной проработке и практической апробации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кузьмина Н.В., Леванков В.А., Тихомиров С.А. Культура профессиональной деятельности, профессионализм, фундаментальность образования специалиста XXI века. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 449с.
2. Клушина Н.П. Теорететико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. -Пятигорск: ПГЛУ, 2002. - 34с.
3. Клушина Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования. - Ставрополь, 2001. -
С.107-108.
4. Canada-Russian Disability Program. Reviewed discussion document // Global Qualifying Standarts for SW Education and Training. - 2003.
5. Клушина Н.П., Ткаченко В.С. Организация практики студентов по социальной работе. - М.: ВЛАДОС, 2004.
6. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе. - М.: Дашков и Ко, 2004.
7. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция и исследование. Теория и практика высшего педагогического образования. - М., 1990. - С.132.
8. Ткаченко В. С. Об учебной дисциплине «Технологии социальной работы с инвалидами» // Мы вместе. Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности. Вып.1. - Ставрополь, 2004. - С.60-63.
Е.Г. Болдышева
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
В настоящее время происходит переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании знаний, умений и навыков. Для новой образовательной парадигмы характерно отношение к человеку не как к объекту, а как к субъекту познания, воспитания, общения. Задачей настоящего времени является воспитание не покорного исполнителя как части системы, а свободной личности, способной творчески относиться к жизни и брать на себя ответственность. Мы стоим на пороге новой креативной цивилизации, и в этих условиях образование должно готовить человека для жизни в постоянно меняющейся реальности. Поэтому сегодня остро встает вопрос об аксиологической наполненности образования, т.к. в человеке будущего высокий разум должен сочетаться с высокой нравственностью. Только на этой основе возможно дальнейшее совершенствование человека, поэтому образование сегодня подразумевает также воспитание нравственных качеств учащегося в духе общечеловеческих ценностей.
Развитие культуры всегда базировалось на общих нравственных началах,