Научная статья на тему 'Некоторые аспекты кредитования реального сектора экономики'

Некоторые аспекты кредитования реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты кредитования реального сектора экономики»

включая контроль над их экспансией на рынке корпоративного контроля}, центральными и местными органами власти и управления (в области страхования риска финансовых потерь, их компенсации и возмещения).

Бацына С.Ю.

Некоторые аспекты кредитования реального сектора экономики

Одна из основных задач макроэкономического развития России на современном этапе - закрепление и развитие сформировавшейся в течение 1999 года и первой половины 2000 года тенденции к устойчивому экономическому росту.

Общая макроэкономическая ситуация в Дагестане в первом полугодии 2000 года характеризовалась благоприятными тенденциями: продолжался рост производства товаров и услуг, что привело к существенному росту валового регионального продукта. Однако, к октябрю т.г. усилилась тенденция к спаду темпов роста экономики республики в целом и ее ведущим отраслям. Уровень хозяйственной активности экономики после некоторого оживления и небольшого подъема опять снизился. Несмотря на некоторое улучшение обеспеченности оборотными средствами финансовая стратегия поведения предприятий республики продолжала определяться необходимостью роста привлеченного капитала и отсутствием возможностей инвестирования.

Решение этой задачи невозможно без банковского участия.

Стимулирование государством кредитных инвестиций в реальный сектор экономики должно сопровождаться, прежде всего, проведением комплекса мер в области бюджетной и налоговой политики, совершенствованием правовых основ, защищающих инвестора, созданием благоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время банки сталкиваются со многими нерешенными проблемами, мешающими их эффективному функционированию.

Активизация операций банковской системы с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы. В целях привлечения сбережений населения в хозяйственную деятельность необходимо создание условий для восстановления доверия вкладчиков к банковской системе, что предполагает прежде всего повышения финансовой устойчивости банков и создание системы гарантирования вкладов населения. Банк России считает принципиально важным с этой точки зрения принятие закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", который должен стать законодательной базой для введения системы гарантирования вкладов физических лиц.

Одной из главных проблем на сегодня является недокапитализация банков. Причем она увеличивается, поскольку активы банков растут быстрее, чем их капитал. При существующем уровне капитализации банки не могут стать достойными партнерами для многих крупных предприятий.

Учитывая недостаточность у многих банков (в том числе и у банков республики) собственных средств для финансирования крупных объектов, кредитным организациям целесообразно создавать пулы для предоставления кредитов, что позволит снижать риски путем их распределения. Это возможно осуществлять на базе Ассоциации дагестанских банков, которая была создана в конце 1999 г. и насчитывает на сегодняшний день 9 наиболее крупных и финансовостабильных кредитных организаций республики.

Для активизации инвестиционной деятельности в городах, российских регионов целесообразно за счет их средств создать Объединенный межмуниципальный (межреспубликанский) фонд. Он мог бы стать одним из важных способов концентрации значительных денежных средств. В этом случае Правительство республики координировало бы инвестиционные вложения в экономические программы республики.

Одним из стимулов активизации вложений кредитных организаций в реальный сектор экономики может стать распространение на регионы таких инструментов денежно-кредитной политики Банка России, как рефинансирование под залог государственных ценных бумаг (т.е. предоставление кредитным организациям ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов), а также под залог векселей и кредитных требований предприятий, что позволит банкам практически в любой момент времени привлекать кредиты для поддержания текущей ликвидности, а финансовые потоки, сформированные за счет собственных средств, в свою очередь, направлять в развитие реального сектора экономики.

Центральный банк РФ разработал проект "Стимулирования кредитования реального сектора", который будет апробирован в г. Санкт-Петербурге. Банк России намерен рефинансировать банки под залог прав требования по кредитным договорам предприятий, либо под залог векселей предприятий на срок до 90 дней. Круг предприятий, допускаемый к участию в проекте, ограничен: только промышленные предприятия, транспортные, строительные и предприятия связи. Самим банкам для участия в проекте необходимо представить в Центральный банк РФ гарантии от трех банков первой категории надежности.

Существенным недостатком этого проекта является то, что он рассчитан для центра и на регионы с крупными кредитными организациями, и не приемлем для Дагестана, где преобладают мелкие и средние банки. Поэтому в нашей республике выдача таких кредитов возможна при наличии гарантии Правительства Дагестана.

Довольна высока на сегодняшний день для российских коммерческих банков и степень кредитного риска, поскольку сохраняется возможность резкого изменения экономической ситуации. Кроме того, из-за "непрозрачности" российской финансовой отчетности сложно прогнозировать финансовое состояние заемщиков. Так, из всех выданных банками республики кредитов промышленным предприятиям половина не была возвращена в срок. В решении этой проблемы особую роль должен сыграть Банк России развивая систему мониторинга предприятий, ориентированной, наряду с другими целями, на анализ финансового положения предприятий.

В настоящее время Банк России не располагает комплексной базой данных о предприятиях, поскольку согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вопросы анализа состояния реального сектора экономики (в разрезе отдельных юридических лиц) не входят в его компетенцию. Дискуссия о создании соответствующих специализированных организаций, занимающихся сбором информации о предприятиях и организациях для ведения их кредитной истории, идет уже довольно давно, но до сего времени этот вопрос не решен. Осуществляемая территориальными учреждениями Банка России работа по мониторингу предприятий не может заменить (в случае проведения операций по рефинансированию банков под залог обязательств предприятий) необходимости формирования базы данных, основанной на бухгалтерской отчетности предприятий и на другой достоверной отчетности. Учитывая изложенное, подразделениям Банка России, которые будут принимать участие в пилотном проекте Банка России по предоставлению кредитов под залог обязательств предприятий (о котором упомянуто выше), предстоит провести значительную работу по сбору и оценке данных о предприятиях, обязательства которых могут быть приняты в обеспечение кредита Банка России. Работа в этом направлении уже идет. Разработка системы диагностики отдельного предприятия в рамках мониторинга базируется на использовании опыта Банка Франции и Бундесбанка. Например, во Франции территориальные учреждения собирают информацию о предприятиях с целью пополнения национальной базы данных Банковской картотеки предприятий, доступной для всей банковской системы Франции (более одного миллиона предприятий представляют отчетность и группируются в зависимости от их размеров либо других важных показателей). Сбор данных позволяет давать обобщенную оценку деятельности предприятий (проводить котировку), состоящую из трех элементов: оценки деятельности, кредитной котировки, платежной котировки. Подобные котировки принимаются во внимание кредитными организациями в процессе принятия ими решений о предоставлении кредитов.

Если в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закрепить за Банком России право анализировать состояние предприятий реального сектора, то Банк России создаст систему "Кредитного бюро", накапливающего и распространяющего информацию о кредитной истории банковских заемщиков. Все это позволит Центральному банку РФ получать независимые оценки ситуации в экономике страны для анализа степени и направлений воздействия проводимой денежно-кредитной политики на экономические процессы, а кредитным организациям - иметь необходимую информацию для развития операций с реальным сектором при минимизации кредитных рисков.

Положительный опыт работы по снижению кредитных рисков сложился в Саратовской области, где создана база данных недобросовестных заемщиков и обеспечения кредитов. Полученная информация используется только для мониторинга финансового риска, кредитных заявок. Документ носит открытый характер и частично позволяет оградить инвестиционную деятельность банков от невозврата предоставленных заемщикам средств.

Одной из причин невысоких объемов вложений в реальный сектор экономики является малопривлекательность предложенных предприятиям инвестиций из-за высокой процентной ставки. В конце 1999 г. ставки по кредитам конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке. Банк России не имеет возможность оказывать прямое воздействие на процентные ставки конечным заемщикам. Но, учитывая значимость переориентации денежных потоков на кредитование реального сектора экономики, может влиять на уровень процентных ставок денежного рынка, через установление процентных ставок по собственным операциям. Этот подход в растущей степени способствует снижению реальных процентных ставок.

Другим способом сделать ставку приемлемой для предприятий и расширить возможность банков по наращиванию капитала является пересмотр системы налогообложения банковской деятельности. В частности, освобождение от налогообложения прироста курсовой стоимости иностранной валюты, внесенной в уставный капитал, установление для банков такой же ставки налогообложения прибыли, как и для производственных предприятий, а также исключения из налогооблагаемой базы налога на прибыль, сумм резервов, формируемых банками на возможные потери, в том числе по ссудам. При включении затрат на формирование резервов в себестоимость банковских услуг у банков возрастут возможности по кредитованию реального сектора экономики.

Для привлечения кредитных ресурсов в производство целесообразно устанавливать дифференцируемые нормативы отчислений в обязательные резервы с целью предоставления банкам льгот на суммы кредитов, выданных предприятиям реального сектора.

В заключение хотелось бы отметить, что ресурсная база банков сегодня является реальным источником, который может быть направлен на финансирование экономики. Доля ресурсов, направляемых банками республики в реальный сектор экономики продолжает расти. За 9 месяцев текущего года сумма выданных кредитов банками республи-

ки составила 822 млн. руб. Но вполне ясно, что только решение выше обозначенных проблем в комплексе может привести к активизации операций банковской системы с реальным сектором экономики и создать условия к устойчивому экономическому росту.

Сулейманов М.

Инвестиционный климат в республике Дагестан

Одна из самых важных проблем в сфере экономики на сегодняшний день - это привлечение инвестиций. Проблема эта сейчас очень остро стоит не только перед российским правительством, но и перед региональными руководителями. Россия в серьезной мере испытывает бремя гигантского внешнего долга. Влияние данного фактора резко сокращает возможности бюджетных инвестиций. Поэтому приток как иностранного капитала, так и средств отечественных предпринимателей явился бы положительным фактором в сфере инвестирования. Объем инвестиций в основной капитал сократился за последние 12 лет в 5 раз. В 1997-1998 годах прямые иностранные инвестиции составили в общей сложности примерно 10-15 миллиардов долларов. Сравните с тем, сколько нужно в реальности. По оценкам специалистов, для первоначального повышения производительности вдвое против нынешнего уровня на ближайшие 10 лет потребуется привлечь не менее 600-700 миллиардов долларов прямых инвестиций в реальную экономику. Ситуация осложняется еще и тем, что изменения следует осуществлять как можно быстрее.

Инвестиционный климат - это термин, куда входят многие аспекты и стороны жизни страны, которые использует инвестор, как иностранный, так и отечественный, при принятии решений о капиталовложениях. При этом он учитывает факторы идеологического, экономического, культурного, политического, ментального, правового характера. Сочетание и взаимовлияние этих факторов создает инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат снижает издержки по привлечению инвестиций. В случае неблагоприятного инвестиционного климата государству приходится вводить различные послабления и привилегии экономического и правового характера для потенциальных инвесторов для того, чтобы как-то компенсировать, возместить инвестиционный риск. Это, в свою очередь, создает определенную стратегическую угрозу экономической безопасности региона или государства. В этой связи государство, где осуществляются инвестиции, должно постоянно вести работу по улучшению инвестиционного климата. По данным информационного агентства ЮНИВЕРС, выделяют следующие составляющие инвестиционного климата:

- социально-политический риск;

- внутриэкономический риск;

- внешнеэкономический риск.

Под социально-политическим риском имеется в виду степень расслоения общества по различным признакам, уровень безработицы, степень доверия населения к правительству, общественное мнение и т. д.

Внутриэкономический риск - сюда включается общее состояние экономики, кредитно-финансовой системы, стоимости рабочей силы, квалифицированность трудовых ресурсов и прочее.

Внешнеэкономический риск - это позиция, которую страна занимает на мировой экономической и политической арене, степень доверия к стране со стороны международных финансовых институтов, вовлеченность в процессы международной кооперации и интеграции.

При принятии инвестиционного решения владелец капитала ориентируется на ряд показателей, определяющих инвестиционный климат государства или региона:

1. потенциал рынка

2. ресурсная обеспеченность

3. ход реформ и состояние экономической конъюнктуры

4. законодательная база

5. политический климат

Если эти критерии применять по отношению к Дагестану, то можно с уверенностью утверждать, что дагестанский рынок является не очень большим и емким, инфраструктура оставляет желать лучшего, малое число компаний, низкий уровень благосостояния населения. Дагестан является трудоизбыточным регионом с недостатком финансовых ресурсов. Налоговый режим, нуждающийся в кардинальных изменениях, высокий банковский процент за предоставляемые кредиты, дефицит бюджета, медленное реформирование экономики республики в целом - все это говорит не о самой благоприятной конъюнктуре рынка. Множество противоречий республиканских законов федеральным приводит к возникновению абсурдных нормативных актов, препятствующих свободному передвижению капитала и товаров в пределах одного государства (!), в то время как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.