Цапиева О. К.
Проблемы взаимодействия банковской системы и экономики региона1
В самом общем виде экономическая роль банковского сектора заключается в аккумуляции и инвестировании финансовых ресурсов всех секторов экономики в соответствии с уровнем спроса и предложения на них, в обеспечении движения товарных потоков денежными. В соответствии с ней определяется характер взаимосвязей между банковским сектором и экономикой на региональном уровне. От того, насколько эффективно исполняют указанную роль институты представляющие банковский сектор на отдельной территории, зависит теснота взаимосвязи банковского сектора и региональной экономики и результативность их взаимодействия.
В настоящее время в экономическом развитии на первый план все больше выдвигаются ориентиры на приоритеты научного, информационного и инновационного потенциалов. Очевидно, что в Российской Федерации регионы также должны встать на этот путь. Другой принципиальной особенностью современного периода является ориентация на потребности населения.
В результате принципиально меняется роль различных сфер деятельности: если раньше ведущие позиции принадлежали сфере материального производства, а в этой сфере - промышленности, то уже в настоящее время во многих субъектах России в производстве Валового регионального продукта на ведущие роли выходят домашние хозяйства и сфера услуг, включая финансовую сферу. Все более серьезную роль играет формирование рыночной, банковской и информационной инфраструктуры.
Радикально изменились для регионов условия финансирования. Вместо государственных капитальных вложений, централизованная часть которых в отраслях промышленности достигала ранее от 80 до 100%, требуются средства из различных источников, среди которых инвестиции из федерального и регионального бюджетов занимают не более 15-20%. Остальные 80-85% можно обеспечить, только создав благоприятные условия для частного капитала.
Принципиально изменились взаимоотношения между субъектами хозяйствования и органами управления региона. В настоящее время предприятия и фирмы, имеющие полную самостоятельность, напрямую мало зависят от управляющих структур, однако косвенные рычаги экономического и, даже больше, внеэкономического характера могут оказывать весьма серьезное влияние на результаты хозяйственной деятельности.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-02-02116а
Роль федерального правительства для большинства регионов в настоящее время ограничивается: прямыми инвестициями по федеральным целевым программам; трансфертами из Фонда финансовой поддержки регионов, которые существенно пополняют региональные бюджеты, однако имеют не стратегическое значение, а направлены на обеспечение условий жизнедеятельности; заказами на производство оборонной и другой стратегической продукции; предоставлением различных эксклюзивных экономических прав, связанных с геополитическими или политическими обстоятельствами.
В этих условиях руководители субъектов Российской Федерации должны самостоятельно определять стратегию развития своего региона. При этом, естественно, остается актуальным обеспечение комплексного развития хозяйства и повышение уровня жизни населения. Поэтому, сами регионы совместно с предприятиями должны найти пути решения проблем повышения конкурентоспособности и спроса на продукцию профилирующих отраслей; расширения экспортного потенциала и возможностей импортозамещения по важнейшим видам продукции; обеспечения занятости трудоспособного населения; привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство; развития социальной сферы (включая жи-лищно-коммунальное хозяйство) и сохранения окружающей среды; повышения доходов и сбалансированности бюджетов региона и муниципальных образований.
На наш взгляд, в основу разработки стратегий развития регионов необходимо положить следующую методологию: во-первых, первоочередная ориентация на собственные возможности; во-вторых, ориентация развития регионов не только на материальную сферу, но и на инновации, развитие институциональной сферы; в-третьих, регион может рассматриваться не как государство в государстве, а как квазикомпания, что приводит к необходимости оценки конкурентных преимуществ территории и маркетинга региона и его продукции.
Особое значение в принятой концепции должно придаваться созданию институциональной структуры экономики региона и, в том числе банковской инфраструктуре.
Вследствие тенденции к усилению взаимосвязи банковской системы и экономики на региональном уровне банковские институты в рамках отдельных территориальных образований в настоящее время стали исполнять дополнительные специфические функции по обслуживанию потребностей региональных экономик. Наличие указанных функций позволяет выделить в рамках банковской системы страны относительно обособленные региональные банковские системы. Именно банковские институты, кроме собственно финансово-кредитных функций выполняют уникальные функции системообразования деятельности всех субъектов экономических отношений по получению банковских услуг, а устойчивость, стабильность, надежность банка начинают зависеть от системной организации отношений всех участников этой деятельности. Банковская система является единственным институцио-
нальным механизмом, осуществляющим прямые связи во всей цепи указанных экономических отношений и по каждому конкретному их проявлению.
Банковская система региона, будучи составной частью финансово-кредитной системы, тесно связана с экономикой и ее отраслями. Она входит в инфраструктуру, обслуживающую реальное производство, и поэтому в значительной степени зависит от уровня развития реального сектора, одновременно и сама, оказывая сильное воздействие на экономику.
Существенное воздействие на банковскую систему оказывает уровень экономического развития региона. Уровень экономического развития определяет потребность территории в необходимых объемах денежных средств для обслуживания движения товарных потоков, а также виды и объемы спроса как на услуги территориального учреждения Банка России, так и на услуги коммерческих банков.
Распределение производства по территории определяет банковский ландшафт, так как банки выполняют обслуживающие функции и могут эффективно действовать лишь на территориях, через которые проходят значительные денежные потоки.
Рассматривая проблемы участия банковской системы в решении задач экономического развития региона, необходимо четко представить ее место в экономике. Количественные и качественные параметры, характеризующие развитие банковского сектора региона, находятся в тесной взаимосвязи с показателями общего экономического развития.
Характер функций региональной банковской системы должен изначально определяться поставленными перед ней целевыми задачами, вытекающими из места и роли банковского сектора в системе экономических взаимосвязей региона. Современные теоретические представления о роли банков в экономическом росте исходят из того, что в относительно неразвитых экономиках банки представляют по существу все организованные финансовые рынки.1 Если слаба и банковская система, большая часть капиталовложений осуществляется в режиме самофинансирования, что сопряжено со значительными трудностями при длительном цикле производства. Поскольку между инвестиционными расходами и получением прибыли от них имеются длительные временные разрывы, то инвесторы могут сталкиваться с непредсказуемыми потребностями в ликвидности, способными привести к срыву реализации проекта. Экономические субъекты вынуждены самостоятельно подстраховываться на случай неожиданной потребности в ликвидности. Это ведет к чрезмерным инвестициям в непроизводительные ликвидные активы. Таким образом, слабость банковского сектора весьма неблагоприятна для накопления капитала.
Данные по Республике Дагестан, которая является типичным примером региона России с недостаточно развитой рыночной экономикой, показывают справедливость
1 Bencivenga V.R., Smith B.D. and Starr R.M. Transactions Costs, Technological Choice, ana Endogenous GrowMJournal of Economic Theory. October 1995. V. 67(1).
данного утверждения. Так при нормативе текущей ликвидности 70%, у финансово стабильных коммерческих банков Республики Дагестан фактический показатель текущей ликвидности составляет 94%, а у финансово нестабильных банков -110%.
Западные экономисты сделали вывод, что ликвидность и уровень развития банковской системы положительно коррелированы как с текущими, так и с будущими нормами экономического роста, накопления капитала, повышения производительности факторов. Таким образом, в регионе с низким уровнем развития ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития должно играть создание возможностей для пропорционального сбалансированного развития банковского сектора и реальной экономики.
В настоящее время эта проблема для многих регионов России приобретает все большее значение. Отсутствие механизма регулирования направлений и темпов их развития приводит к возникновению рассогласования интересов банковской системы и реального сектора экономики.
Общим основанием причин рассогласования направлений развития экономических секторов является ослабление (разрушение) структурных системообразующих связей управления, координации.
В основе согласования системы интересов банков и предприятий лежат соотношения между их возможностями и потребностями, между спросом и предложением банковских услуг. Поэтому, важным направлением обеспечения пропорциональности может стать координация экономических программ региональных органов власти, направленных на обеспечение экономического роста, с кредитной политикой банков.
При этом, мы обратили внимание на то, что для Республики Дагестан необходимо предусмотреть развитие таких мер взаимодействия которые, во-первых, направлены на усиление согласованности стратегии развития коммерческих банков с условиями и прогнозами общеэкономического развития Республики Дагестан, и, во-вторых, с поиском форм взаимовыгодных партнерских отношений между банками и предприятиями, развитие которых может стимулировать правительство Республики Дагестан путем снижения кредитных ставок, размера налога на прибыль банков, конкурсного отбора инвестиционных проектов, использования инвестиционного налогового кредита.
Сбалансированному развитию банковской системы и реального сектора экономики Республики Дагестан препятствуют как макроэкономические факторы, так и факторы, связанные с проблемами развития самой банковской системы.
К макроэкономическим факторам можно отнести отсутствие политической и экономической стабильности, недостатки банковского законодательства, высокие процентные ставки по кредитам, низкий платежеспособный спрос населения.
Наиболее существенным макроэкономическим фактором, негативно влияющим на сбалансированное развитие экономических секторов, является низкий уровень социально-экономического развития региона. Существенное сокращение объемов
производства в период перехода к рынку сопровождалось и ухудшением финансового состояния экономики в целом и финансового положения предприятий. Это не могло не сказаться на слабости капитальной базы и отрыве банковского сектора от производства.
Доходы бюджета Республики Дагестан не покрывают даже минимально необходимые расходы. Расходная часть бюджета несет большую социальную нагрузку в силу сложившейся демографической ситуации. Лица (дети и пенсионеры), получающие все виды пособий и пенсий составляют 57% от численности населения республики. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 49%. Это требует больших социальных трансфертов.
При сложившемся положении реального сектора, который не дает в бюджет необходимых доходов, Дагестан не может существовать без крупной финансовой поддержки Федерального Центра. Безвозмездные поступления, представляющие трансферты, перечисленные из федерального бюджета в порядке финансовой помощи Республике Дагестан составляют 85% доходной части бюджета. Через трансферты бюджета формируются расходы граждан. Объемы личного потребления населения Дагестана связаны с размерами денежной эмиссии. Дагестан ежегодно на 50-60% обеспечивает свою потребность в наличных деньгах за счет централизованных денежных ресурсов.
Эмиссия в республике большой массы наличных денег существенным образом влияет и на развитие коммерческих банков: 1) многие банки нацелены на проведение расчетно-кассовых операций; 2) «социальная» эмиссия денег, формируя личные доходы населения, создает возможности для увеличения депозитов физических лиц; 3)«социальная» эмиссия способствует развитию сферы торговли.
Руководствуясь при размещении средств критериями прибыльности и ликвидности, банки активно содействуют перекачке денежных ресурсов в сферу обращения. Этому способствует и особенность формирования бюджета республики, и политика денежной эмиссии. Бюджетная система воздействует на банковскую через распределение финансовых расходов. Динамика расходов бюджета показывает, что растет конечное потребление и увеличивается доля расходов социальной сферы. Доля бюджетных расходов на социальную сферу составляют в настоящее время около 62% всех расходов бюджета. В торговлю идут значительные финансовые потоки в виде потребительских расходов населения. Поэтому, не производство, а торговопосредническая деятельность является для банков прибыльной сферой.
«Торговая направленность» кредитов, выдаваемых банками, имеет ведущее значение для экономики Дагестана. Структурный анализ полученных в Дагестане кредитов свидетельствует о том, что, из общей суммы кредитов юридическим лицам - 67,8% приходится на торговлю, общественное питание и сферу услуг.
Благоприятное положение с «социальной эмиссией» привело к ситуации, при которой происходит переоценка роли депозитов как источников инвестирования и недооценка влияния производства на денежный оборот. Между тем, депозиты
населения в Республике Дагестан не могут играть роль источников кредитования, а тем более, инвестиционных источников. Во-первых, основная их часть - это средства до востребования. Во-вторых, обращает на себя внимание, что доля депозитов населения по отношению к денежным доходам населения имеет тенденцию к уменьшению. Низкое доверие населения к банковской системе подтверждают и данные таблицы 1.
Таблица 1.
Динамика депозитов и денежных доходов населения Республики
Дагестан в реальном исчислении к 1998 году (в %
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Депозиты физических лиц 100 108,9 91,2 82 130,3 137,9 141,7
Денежные доходы населения 100 103,6 127 145 187,6 201,5 225,1
Анализ движения потоков денежных средств через банковскую систему региона показывает, что собственные средства банков составляют 4,7% к ВРП, в реальный сектор экономики вложено 2,5% средств к ВРП. Таким образом, в собственные средства кредитных организаций вкладывается средств больше, чем в реальный сектор. Население внесло в банковскую систему 1,7% ВРП, а предприятия и организации 0,27%. Кредиты реальному сектору, включая просроченную задолженность, составили 2,5% ВРП. В промышленности доля кредитов и займов в финансировании оборотного капитала составила 4,2%, а банковских кредитов 1,2%; доля кредитов в промышленности составила 10,9% от привлеченных средств.
Приведенные данные свидетельствуют, что банковская система республики пока еще не выполняет свои основные функции финансового посредника.
Высокие процентные ставки по кредитам закрывают возможность использования банковских кредитов большинству региональных производителей. Поэтому, важным условием развития кредитного процесса следует считать установление экономически обоснованных величин предлагаемых кредитными организациями процентных ставок по кредитам. Цена кредита должна быть такой, чтобы она способствовала эффективному функционированию реального сектора и одновременно могла бы обеспечить банкам уровень процентной маржи и платы за кредитный риск, достаточный для компенсации издержек, связанных с предоставлением кредитов. В то же время нельзя допускать, чтобы банки практиковали завышение величины процентной ставки, стремясь получать монопольно-высокие доходы. Методически: экономически обоснованная величина процентной ставки по кредитам должна иметь нижней границей такой размер ставки, который покрывал бы издержки банка и обеспечивал бы банкам минимальную прибыль. В качестве верхней границы процентной ставки берутся величины, определяемые денежно-кредитной
политикой Банка России, а также уровнями процентных ставок, складывающихся на денежных рынках региона.
Политика процентных доходов является одним из основных факторов создания благоприятного климата для кредитования. В Республике Дагестан по итогам 2004 года для юридических лиц средневзвешенная процентная ставка по размещенным средствам была 18,5% годовых. Для физических лиц ставка по кредитам была -24,6%. Коммерческие банки были настроены на получение необоснованно завышенной маржи. Процентная ставка по депозитам нефинансовым организациям была 8,8%, а по депозитам физическим лицам - 4,6% годовых. Заниженные ставки по депозитам физических лиц, отражали интересы банков по перекладыванию общего кредитного риска (юридических и физических лиц) на средства физических лиц.
Наряду с макроэкономическими причинами, сдерживающими развитие кредитных учреждений, в самой банковской системе накопились проблемы, существенно снижающие возможности работы банков с реальным сектором.
Анализ показателей развития банковского сектора за последнее время показывает неизменное состояние удельного веса совокупных активов и капитала банковского сектора в Валовом региональном продукте. Появилась положительная тенденция роста объема кредитов реальному сектору по отношению к активам банков и тенденция роста средств привлеченных от предприятий в объеме пассивов банков.
Однако нынешние проблемы банковской системы региона в значительной мере связаны со слабостью собственной капитальной базы большинства банков, несбалансированностью их активов и пассивов по срокам, низким уровнем менеджмента, высокими рисками кредитования, и как следствие, высокими ставками кредитов, превышающими рентабельность инвестиционных проектов.
Существенным фактором, влияющим на взаимоотношения банковского и реального секторов, остается недостаточность ресурсов региональных банков для долгосрочного кредитования.
В Дагестане, имеющем хозяйственный комплекс со значительной долей ТЭКа, машиностроительных предприятий, предприятий пищевой промышленности, строительства существует потребность в долгосрочных, значительных объемах кредитных вложений. Эта потребность обусловлена длительностью технологических циклов по установке, монтажу и окупаемости оборудования промышленных предприятий, требующих долгосрочного кредитования. Однако, анализ структуры ресурсов показывает, что тенденции увеличения доли краткосрочной составляющей ресурсов является достаточно устойчивой. Таким образом, возникает разрыв между структурой пассивов и структурой активов, который в ряде случаев из-за пролонгации кредитов, не только не сохраняется, но и имеет тенденцию к увеличению.
Экономическое положение многих промышленных предприятий республики является нестабильным, около половины (47%), их в Дагестане завершили 2004 год с
убытками. По материалам мониторинга предприятий, проводимым Национальным банком Республики Дагестан видно, что предприятия региона постоянно испытывают дефицит денежных средств. В условиях этого дефицита они стремятся использовать кредиторскую задолженность как относительно дешевый финансовый ресурс для пополнения оборотных средств. Предприятия Дагестана широко используют расчеты с помощью бартера и зачетов. Объем таких операций у предприятий республики варьируется по отраслям промышленности: от 30,7% в пищевой - до 90% в ТЭКе. В среднем - объемы бартера и зачетов по предприятиям промышленности составляют 28,9%. Уровень рентабельности капитала (активов) предприятий, рассчитанный на основе балансовой прибыли составляет 4,9%, рентабельность собственного капитала - 5,8%. Таким образом, экономическое положение значительной массы предприятий республики таково, что кредитные организации без риска потерять капитал не могут вкладывать в них не только большие, но и маленькие средства.
Высоки институциональные элементы рисков кредитования промышленных предприятий, среди которых, на наш взгляд, наиболее существенным является непрозрачность финансовой отчетности предприятий.
Фактор потребности реального сектора экономики региона в значительных объемах долгосрочных кредитных вложений сталкивается с фактором отсутствия интереса у банковской системы размещать средства на средний и длительный срок в столь нестабильных условиях.
Важнейшим направлением повышения роли банковской системы в развитии региона является обеспечение тесной взаимосвязи денежной и промышленной политики, денежных и материальных потоков и совершенствование управления ими исходя из интересов взаимодействия. Эту проблему при сложившихся условиях решать достаточно сложно. Для экономики Республики Дагестан характерен вне-банковский оборот денежных и инвестиционных средств.
Анализ движения денежных потоков предприятий Республики Дагестан (проведенный на основе мониторинга финансового положения предприятий, по методике ДРТУ ЦБ РФ) показал, что общий поток поступления денежных средств формировался, главным образом за счет внутренних источников финансирования, которые составили 91,1%. Средства, полученные предприятиями за счет внешних источников финансирования составили 8,9%. Основным источником средств полученных от финансовой деятельности предприятий является использование привлеченного капитала - 100%. При этом 17% средств было получено за счет кратковременных банковских кредитов, 15,5% средств за счет долговременных банковских кредитов, а 67,4% - займы небанковских организаций. Таким образом, предприятия стремятся использовать не кредиты банков, которые, очевидно, невыгодно брать, а заемные денежные средства небанковских организаций. Это свидетельствует о несбалансированности банковской системы и реального сектора экономики.
В условиях отсутствия инвестиционных финансовых средств в регионе возможности развития банковского сектора и реального сектора экономики стали как никогда взаимосвязаны: материальная сфера не сможет обеспечить свой рост без расширения банковских услуг и особенно кредитования.
Проводимый в Национальном банке Республики Дагестан мониторинг спроса предприятий на банковские услуги1 свидетельствует о наличии положительных тенденций в области обеспечения сбалансированности спроса и предложения банковских услуг. В целом наблюдается рост спроса на отдельные виды банковских услуг.
По степени удовлетворенности спроса можно сделать вывод, что преобладала средняя степень удовлетворенности спроса: она составляла 45%. 18,2% опрошенных предприятий заявили о высокой потребности предприятий в услугах кредитных организаций, но удовлетворялся он только у 15% предприятий. Низкая потребность в банковских услугах имела место у 18,0% предприятий.
Анализ потребностей и возможностей предприятий Республики Дагестан в получении банковских услуг позволяют сделать следующие выводы:
- пятая часть предприятий имеет относительно высокий уровень спроса на банковские услуги;
- в основном предприятия предпочитают услуги кредитных организаций, расположенных непосредственно в регионе;
- за получением новых или дополнительных услуг в течение года обращается до 85% предприятий;
- с позиций влияния на использование услуг наиболее значимыми факторами являлись: уровень тарифов, уверенность в кредитной организации, льготы кредитных организаций предприятию;
- факторами, влияние которых преимущественно уменьшало использование банковских услуг, являются: ставки по кредитам, ставки по депозитам, наличие других источников средств;
- решение предприятия в выборе кредитных организаций в большей мере определяют: уверенность в финансовом положении кредитной организации, наличие опыта сотрудничества с ней, знакомство с руководством кредитной организации, уровень квалификации ее сотрудников;
- для большинства кредитных организаций характерны сложные и длительные процедуры оформления документации при оказании услуг;
- подавляющее большинство предприятий используют минимальный набор банковских услуг, в который входит: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, пластиковые карты, валютные операции.
1 Автор принимал непосредственное участие в мониторинге изучения спроса предприятий на банковские услуги.
Особенности становления и развития банковской системы региона позволяют определить негативные моменты управления, оказывающие определяющее влияние на несбалансированность спроса и предложения банковских услуг. В целом можно выделить следующие ее недостатки:
- отсутствие научно обоснованной концепции развития банковской системы и соответствующей ей концепции управления;
- отсутствие продуманной и полноценной системы информационного обеспечения процессов управления;
- недостаточное внимание к анализу, диагностике, прогнозированию своей деятельности;
- слабые горизонтальные связи между первичными звеньями банковской системы.
Существенным фактором, препятствующим полноценному и устойчивому развитию банковской системы, является неготовность многих руководителей крупных коммерческих банков к цивилизованной работе в рамках экономических методов, их настроенность на установление особых отношений с органами власти, на сращивание с последними, в целях вмешательства в политику и влияния на создание выгодной лишь для этих банков экономической ситуации сейчас и в будущем.
Указанные факторы вполне определенно подтверждают, что недостаточный уровень развития банковского менеджмента оказывает сдерживающее влияние на развитие системы банковских услуг.
Денежные потоки банков условно можно разделить на две части: коммерческие потоки и инвестиционные потоки. Для усиления взаимодействия банковского и реального сектора необходимо обратить особое внимание на сбалансированность инвестиционных денежных потоков и реального сектора. Однако в реальной действительности из двух ниш банковского дела коммерческой и инвестиционной на уровне региона работает только одна - коммерческая.
Нужно признать эту сложившуюся реальность и сделать единственно правильный вывод о том, что в настоящее время инвестиционная деятельность не под силу региональным дагестанским банкам.
Для реализации инвестиционной политики банков путем вложений в корпоративные ценные бумаги существенное значение могло бы иметь и развитие инфраструктуры фондового рынка. Важны также государственные гарантии (как регионального, так и федерального уровня) по ценным бумагам (акциям и облигациям), имитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему региональных приоритетов. Необходима выработка механизмов по созданию в республике рынка ценных бумаг.
Общими условиями решения задач кредитования производства и инвестиционных программ являются:
Формирование экономических предпосылок в самом реальном секторе:
- укрепление финансового состояния предприятий;
- повышение уровня менеджмента в управлении приватизированными предприятиями и сектором госсобственности;
- разработка новых методов стимулирования дальнейшего экономического подъема, активизации совокупного внутреннего спроса. При этом важно учитывать хозяйственную специфику, в частности, нехватку оборотных средств. Для Республики Дагестан, получающей большие объемы социальных денежных средств важнейшим фактором экономического роста может служить использование потребительского спроса населения для целей развития экономики региона.
Важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности банков является проведение капитализации банков, «насыщение» их длинными ресурсами.
Учитывая недостаточность у отдельных банков собственных средств для финансирования крупных объектов и необходимость соблюдения при этом нормативных требований ЦБ РФ, кредитньм организациям региона целесообразно было бы создавать пулы для предоставления синдицированных кредитов, что позволит снижать риски путем их распределения.
Региональным органам власти также следует обратить внимание на то, что инвестиционная деятельность может стать функцией специально созданных для этого банков. Инвестиционные банки в регионах могли бы решать вопросы создания межбанковских инвестиционных ссудных фондов и синдицированных кредитов, заниматься целевым размещением государственных инвестиционных кредитов. Формирование инвестиционных банков позволит разрешить проблему стабилизации системы формирования кредитных ресурсов. Вопрос недостатка ресурсов банков в Дагестане может быть решен при создании региональной системы гарантий и льгот для инвесторов, вкладывающих средства в развитие производственной сферы.
Шаги в этом направлении в республике предприняты: Постановление Правительства «О формировании фонда развития и инвестициях за счет средств Федерального бюджета» регулирует вопросы, связанные с капитальными вложениями, направленными на создание и модернизацию средств материального производства через коммерческие банки. Это позволит увеличить долю долгосрочных ресурсов, которая в настоящее время невелика, но крайне важна для инвестирования и долгосрочного кредитования.
В законе «Об основах местного самоуправления» в полномочиях региональных органов закреплена возможность определения на конкурсной основе из числа любых банков уполномоченного банка для обслуживания инвестиционных кредитов. Этот механизм уже использовался в Дагестане - на конкурсной основе определялись уполномоченные банки. На практике проверено, что использование этого механизма способствовало улучшению структуры региональной системы интересов в части соотношения между интересами банковского и реального секторов экономики.
Важной проблемой усиления взаимодействия банковского и реального сектора является оптимизация отношений кредитора и заемщика. Коммерческие банки, кредитуя реальный сектор экономики, стремятся застраховать себя на случай потерь заключением договоров залога. Как правило, предприятия реального сектора Дагестана могут предоставить в залог оборудование, промышленные объекты, недвижимость. Однако, это залоговое имущество нередко является устаревшим, представляет узкопрофессиональный, специфический интерес для рынка, не имеет высокой рыночной оценки. Получая такой залог для погашения задолженности по кредиту, банк, выдавший кредит, часто не может его реализовать никому, кроме, пожалуй, самого бывшего владельца. Определенным выходом из такого положения может послужить заключение договора залога под новое оборудование, купленное на средства предоставляемых инвестиционных кредитов. В данном случае банк может быть более уверен в освоении новых технологий и успешной работе предприятия. Проведение подобных операций залога более квалифицированно могут осуществить именно специализированные инвестиционные банки.
В направлениях оптимизации взаимодействия банковского и реального секторов экономики важным является привлечение в экономику Дагестана средств частных вкладчиков, усиление их доверия к банкам. Одним из аспектов этой проблемы является создание системы информирования, делающей прозрачной работу любого финансового института.
В настоящее время, несмотря на значительный объем находящейся в обращении информации о деятельности банков, эта информация часто носит противоречивый характер и не может быть приспособлена к ожидающей ее аудитории. Кроме этого, информация о деятельности банковской системы не имеет четко выделенного акцента на указание роли в развитии экономики, дагестанского общества.
Анализ взаимодействия банковского и реального секторов экономики позволяют сделать вывод о том, что повышение оптимизация взаимодействия банковского и реального секторов экономики региона возможны в нескольких направлениях. Эти направления составляют единый взаимосвязанный комплекс, ориентированный на полную реализацию экономической и социальной роли банков.
Цапиева О.К., Чернышов М.М. Роль банковской системы в развитии экономики региона1
Проблема развития региональной экономики для нашей страны не является новой. В науке и практике, начиная с 1970-х годов, большое развитие получила идея комплексного экономического и социального развития территорий.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-02-02116а