пользуемых объектов региональной собственности; созданные фонды денежных средств будущих поколений (траст-фонды) за счет отчислений недропользователей; инвестиционные возможности страховщиков; проектное финансирование, синдицированное кредитование и т.д. Выбор конкретных инструментов реализации предлагаемого механизма развития должен быть обусловлен целями и задачами программы социально-экономического развития региона. Использование кроме традиционных также и новых инструментов позволит реализовать основную
цель разработки финансово-инвестиционного механизма и обеспечить стабильное, устойчивое экономическое развитие территории и после прекращения разработки полезных ископаемых, повысить ее инвестиционную привлекательность и активность. Осуществляя целенаправленное воздействие на поведение субъектов регионального воспроизводства, но, не вмешиваясь в их текущую деятельность, можно влиять на социально-экономическую ситуацию, исходя из принятой стратегии развития того или иного ресурсного региона.
Литература
1. Введение в экономическую и социальную географию: Учеб. пособие / М.М. Голубчик, Э.Л. Файбусович, Н.Н. Логинова, В.П. Ковшов; Науч. ред. Ю.Д. Дмитревский. — Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1993. — 224 с.
2. Дмитревский Ю.Д. Природно-ресурсный потенциал и природно-ресурсное районирование // Географические исследования регионального природно-ресурсного потенциала. — Саранск, 1991. — С.13-20.
3. Котилко В., Антонов А. Лесная стратегия и антикризисное управление регионами // ДЕРЕВОБЫ. — 2009. — №1. — С.16-18.
4. Логинов В.Г. Концептуальные основы освоения природно-ресурсных районов Севера и оценки их социально-экономического потенциала: автореферат дис....д.э.н.: 08.00.05 / Ин-т экономики УрО РАН: Екатеринбург, 2009. — 39 с.
5. Орлов В.П. Минерально-сырьевой комплекс в долгосрочной стратегии развития экономики России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2007. — №2. — С.2-3.
6. Рунова Т.Г. Опыт природно-ресурсного районирования СССР // Изв. АН СССР Сер. Геогр. — 1973. — №2. — С.45-54.
7. Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционный механизм территориального развития: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф «Финансовые инструменты регулирования экономики региона». Т.2. — Махачкала, 2007. — 278 с.
ВЛИЯНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗВИТИЕ КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Д.А. Рабаданова,
доцент кафедры финансов и страхования Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук [email protected],
В статье исследуются факторы, влияющие на устойчивость банковской системы Республики Дагестан в кризисных условиях. Дается оценка состояния банковского кредитования экономики региона на основе анализа структуры и динамики выданных кредитов по видам экономической деятельности. Предлагаются пути стимулирования и расширения инвестиционной активности коммерческих банков в реальном секторе экономики региона.
Ключевые слова: банк, региональная банковская система, банковское кредитование, ссудные операции, реальный сектор эконо-
УДК 336.77; ББК 65.262.2
Для мировой банковской системы современный финансовый кризис стал сильным потрясением, восстановление после которого потребует немало времени. Сказался он и на развитии российской экономики, в которой наблюдается в посткри-зисные годы замедление темпов роста банковского сектора и снижение показателей рентабельности кредитных организаций. Вместе с тем, несмотря на все трудности, вызванные кризисом, банковская система способна стать мощным катализатором процессов глубокой модернизации и структурной перестройки реального сектора экономики, что позволит сделать её более стабильной и надёжной.
В этой связи к основным задачам, которые предстоит решать в ближайшие годы, относится расширение ресурсной и капитальной базы банков, ускорение процессов консолидации банковского капитала, развитие и расширение банковского кредитования инвестиционных процессов, направленных на модернизацию и структурную перестройку российской экономики. Важным условием успешного решения этих задач выступает взаимодействие государства и банковского сообщества. На основе их продуктивного партнёрства можно обеспечить быстрый подъём российского банковского сектора в посткризисные годы [2].
Оценивая влияние кризиса на региональную составляющую Республики Дагестан, можно сказать, что кризис практически не отразился на деятельности её банковского сектора, в результате мер, предпринятых Банком России.
Во-первых, Банк России, начиная с 15 октября 2008 г., снизил нормативы обязательных резервов до 0,5 процента. С 1 февраля 2009 г. Банк России поэтапно повысил нормативы обязательных резервов на один процент, а с 1 марта 2009 г. еще на один процент, установив по всем видам обязательств 2,5 процента. Коэффициент усреднения для расчета величины обязательных резервов (усредненная величина — величина, подлежащая поддержанию на корсчете в течение отчетного месяца), начиная с 1 октября 2008 г., устанавливается в размере 0,6 — это означает, что кредитным организациям предоставляется возможность 60 процентов от суммы обязательных резервов держать у себя на корсчетах.
Во-вторых, в сентябре 2008 г., в связи с понижением нормативов обязательных резервов, Банк России провел внеочередное регулирование размера обязательных резервов по кредитным организациям, обратившимся в Национальный банк Республики Дагестан.
Так, в Национальный банк Республики Дагестан с просьбой о проведении внеочередного регулирования обратились две кредитные организации из 32 действующих: ООО «Дагэнергобанк» и коммерческий банк «Экспресс». Обращение с просьбой проведения внеочередного регулирования только двух кредитных организаций из 32 (6% от общего числа) обусловлено тем, что кредитные организации республики не испытывают дефицита ликвидности (о чём, косвенно, свидетельствует отсутствие операций кредитных организаций республики на фондовом рынке).
В-третьих, если проанализировать состояние корреспондентских счетов региональных кредитных организаций Дагестана за период с октября 2008 г. по январь 2010 г. складывается следующая картина: по состоянию на 1 октября 2008 г. остатки на корсчетах составляли 1431 млн руб., а по состоянию на 1 января 2010 г. — 5980 млн руб. Средства на корреспондентских счетах
увеличились за анализируемый период почти в 4,2 раза. Рост указанных средств свидетельствует о том, что банковская система Республики Дагестан стабильно осуществляет требования и исполняет собственные обязательства без каких-либо изменений, несмотря на кризисные явления в экономике страны.
Подтверждением этого являются результаты проведенного анализа состояния банковского кредитования в Республике Дагестан в посткризисный период.
Кредитование различных видов экономической деятельности на 1.01.2010 г. в регионе осуществляют 32 региональных банка, 59 филиалов региональных банков, 16 филиалов кредитных организаций других регионов и 7 филиалов региональных банков, действующих на территории других субъектов Российской Федерации. Их активность на рынке кредитования реального сектора экономики представлена в табл. 1.
Структура и динамика выданных кредитов*
Таблица 1
Наименование 1.12.2009 г. 1.01.2010 г. Прирост за месяц
млн руб. в % млн руб. в % млн руб. в %
В экономику Российской Федерации 19 134 640,5 100 21 709 608,3 100 2 574 967,8 113,5
В экономику Южного федерального округа 1 160 030,0 6,06 1 335 637,0 6,15 175 607,0 115,1
В экономику Республики Дагестан 23 974,4 0,13 26 991,2 0,12 3 016,8 112,6
* Источник: составлено на основе первичной отчетности Национального Банка РД ЦБ РФ.
Как показывают данные табл.1, объем выданных ссуд кредитными организациями экономике Республики Дагестан в сопоставлении с объемами кредитования реального сектора экономики России занимает ничтожно малый удельный вес — 0,12%. В сравнении с кредитными вложениями по Южному федеральному округу наблюдается такая же картина (всего лишь 2%). Вместе с тем можно отметить тенденцию равномерного роста кредитования предприятий реального сектора экономики, как в целом по России, так и по ЮФО и Республике Дагестан (в среднем 13,7%).
На основе анализа практики банковского кредитования можно сделать вывод, что кредитные вложения не играют активной роли в финансировании реального сектора экономики Республики Дагестан. Такое положение обусловлено следующими факторами: отсутствием благоприятной инвестиционной среды на рыночном пространстве республики; дороговизной банковских кредитов выражающейся в разрыве процентных ставок по кредитам и уровнем рентабельности большинства предприятий региона; отсутствием серьезных налоговых льгот для банков при кредитовании инвестиционных проектов.
Политика процентных доходов является одним из основных факторов создания благоприятного климата для кредитования экономики. Высокие процентные ставки закрывают возможность использования банковских кредитов большинству региональных производителей. Поэтому важным условием развития кредитного процесса следует считать установление экономически обоснованных величин предлагаемых кредитными организациями процентных ставок. Цена кредита должна быть такой, чтобы она способствовала эффективному функционированию реального сектора и одновременно могла бы обеспечить банкам уровень процентной маржи и платы за кредитный риск, достаточный для компенсации издержек, связанных с предоставлением кредитов. В то же время нельзя допускать, чтобы банки практиковали завышение величины процентной ставки, стремясь получать монопольно высокие доходы. Экономически обоснованная величина процентной ставки по кредитам должна иметь нижней границей такой размер, который покрывал бы издержки банка и обеспечивал бы банкам минимальную прибыль. В качестве верхней границы процентной ставки берутся величины, определяемые денежно-кредитной политикой Банка России, а также уровнями процентных ставок, складывающихся на денежных рынках региона.
В Республике Дагестан средневзвешенные процентные ставки по предоставленным кредитам устанавливаются в зависимости от сроков размещения средств. По итогам 2009 г. для юридических лиц наиболее высокая величина процентных ставок по размещенным средствам (25,8%) предоставлялась по кредитам от 31 до 90 дней. Достаточно высокой была ставка и по долгосрочным кредитным вложениям — 21,1% на срок от 1 года до 3 лет. Для физических лиц ставка по кредитам от 31 до 90 дней также была высокая — 27,6%. Однако максимальный размер ее наблюдался по кредитам сроком от 91 до 180 дней (28,9%). Процентная ставка по кредитам постоянно была выше ставки рефинансирования, т.е. выше верхней границы оптимально определяемой ставки. Таким образом, коммерческие банки республики были настроены на получение необоснованно завышенной маржи. Максимальный размер средневзвешенной процентной ставки по депозитам физическим лицам был не выше 14% за 2009 г. Следовательно, такие ставки по депозитам физических лиц отражали интересы банков по перекладыванию общего кредитного риска (юридических и физических лиц) на средства физических лиц.
На низкий уровень участия региональных банков в кредитовании инвестиционных процессов в экономике влияют высокие кредитные риски, связанные с финансовой нестабильностью предприятий реального сектора, отсутствием у заемщиков длительной стабильной кредитной истории и надежного залогового и другого обеспечения кредитов.
В Республике Дагестан сложилась модель поведения банков, нацеленная на минимизацию рисков активных операций. Модель внутрифирменного поведения, которой следуют региональные банки, ориентирует их на вложения в активы чуть ли не со стопроцентной гарантией возврата денежных средств, к которым никак не может относиться традиционно более рискованное кредитование инвестиций в долгосрочные производственные проекты (и тем более инновационные) реального сектора [3]. Об этом свидетельствует и качество активов региональных банков.
Так, на 1.01.2010 г. по коммерческим банкам Республики Дагестан удельный вес активов 1 и 2 категории качества составил около 85% в структуре активов, взвешенных с учетом риска. На долю сомнительных, проблемных и безнадежных активов приходилось в совокупности не более 15% от общего объема.
Наряду с макроэкономическими причинами, сдерживающими развитие кредитных организаций, в самой банковской
Таблица 2
Доля выданных кредитов экономике Республики Дагестан в активах кредитных организации региона*
Наименование 1.12.2009 г. 1.01.2010 г. Прирост за месяц
млн руб. в % млн руб. в % млн руб. в %
Активы кредитных организаций 49203,4 100 57168,3 100 7964,9 116,2
Объем кредитных вложений в экономику Республики Дагестан 23974,4 48,7 26991,2 47,2 3016,8 112,6
* Источник: составлено автором на основе первичной отчетности Национального Банка РД ЦБ РФ. 1 94
Таблица 3
Объемы выданных кредитов экономике Республики Дагестан*
Наименование 1.12.2009 г. 1.01.2010 г. Прирост за месяц
млн руб. в % млн руб. в % млн руб. в %
В экономику Республики Дагестан, всего 23974,4 100 26991,2 100 3016,8 112,6
Региональными банками 11178,5 46,6 12363,3 45,8 1184,8 110,6
Филиалами инорегиональных банков 11170,7 46,6 12874,8 47,7 1704,1 115,3
Другими банками 1625,2 6,8 1753,1 6,5 127,9 107,9
* Источник: составлено на основе первичной отчетности Национального Банка РД ЦБ РФ.
системе региона есть проблемы, существенно снижающие возможности работы банков с реальным сектором, о чём свидетельствует анализ данных, приведённых в табл. 2.
Анализ показателей развития банковского сектора Республики Дагестан свидетельствует о том, что наблюдается положительная тенденция роста как совокупных активов кредитных организаций, так и объемов выданных кредитов реальному сектору экономики региона. Вместе с тем, как свидетельствуют данные табл. 2, следует отметить, что темпы роста активов опережают темпы прироста кредитных вложений в экономику республики. В связи с этим за последнее время отмечается, хоть и не значительное (1,5%), но снижение доли кредитов реальному сектору по отношению к активам банков, что еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о неактивной роли кредитных организаций республики в кредитовании реального сектора экономики региона.
Как показывают данные табл. 3, общий объем ссуд, выданных кредитными организациями реальному сектору экономики Республики Дагестан на 1.12.2009 г. составил 23974,4 млн руб. Прирост за месяц соответствовал 12,6%. Наибольший тем прироста наблюдается по филиалам банков других регионов — 15,3%. Следует отметить, что наряду с региональными банками и филиалами региональных банков активную роль в кредитовании экономики Республики Дагестан играют филиалы банков других регионов. На их долю приходится 47,7% всего объема выданных ссуд реальному сектору экономики республики. Их удельный вес растет, создавая конкурентное давление на другие банки регионального банковского сектора путем размещения кредитных ресурсов на более выгодных для клиентов условиях (процентная ставка, сроки кредитования, сумма кредита, условия залога и погашения ссуд).
Проведённый анализ данных табл. 4 по структуре выданных кредитов в различные виды экономической деятельности показал, что в Республике Дагестан значительные объемы средств стабильно предоставляются в такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,6%), в обрабатывающие производства (12,8%), а также на завершение расчетов (12,7%). Активно кредитуются предприятия малого и среднего бизнеса в республике. Удельный вес предоставленных малому предпринимательству средств
составил четвертую часть всего объема кредитных ресурсов размещенных среди юридических лиц. Это связано с тем, что в регионе большинство предприятий по фактическим показателям их деятельности относятся к малому и среднему бизнесу. Наиболее высокие объемы средств в республике, в отличие от ЮФО и в целом России, предоставляются физическим лицам (35% от общего объема выданных кредитов). Это связано с тем, что деловая активность данной категории бизнесменов в республике заметно выше собственников, зарегистрированных в форме юридических лиц, тогда как в регионах ЮФО и в целом по России активнее кредитуются юридические лица.
Вместе с тем, по-прежнему коммерческие банки республики не проявляют активности в финансовой поддержке сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Как показывают данные табл.4, удельный вес перечисленных видов деятельности в общем объеме кредитных вложений, осуществляемых кредитными организациями Республики Дагестан, не превышает 12,3%. К числу причин такой низкой кредитной активности банков по перечисленным видам деятельности можно отнести стремление кредитных организаций к высокой прибыльности активных операций, а инвестиции в промышленность, как известно, не обладают высокой рентабельностью и требуют значительного времени для освоения капитальных вложений [1]. Значительно проще размещать свободные финансовые ресурсы в розничный бизнес. При одинаковом риске уровень доходов производственных организаций не сопоставим с доходностью предприятий сферы торговли и услуг.
Таким образом, на основе проведенного анализа банковского кредитования экономики Республики Дагестан были выявлены проблемы, препятствующие процессу взаимодействия банковского и производственного капитала.
Для повышения роли банковской системы в развитии реального сектора региональной и российской экономики, необходимо обеспечить разработку концепции укрепления устойчивости банковской системы на среднесрочный период. Концепция должна включать основные стратегические направления устойчивости на основе учета максимального числа факторов. Кроме этого, необходимо создание эффективного механизма государственного регулирования банковского сектора экономики. Целесообразно укреплять основы финансовой стабильности и
Таблица 4
Структура выданных кредитов по видам экономической деятельности Республики Дагестан, млн руб.*
№ Наименование 1.12.2009 г. 1.01.2010 г. Уд. вес, % Рост, %
1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 15748,3 17543,0 65,0 111,4
1.1 Добыча полезных ископаемых 533,3 533,3 2,0 100,0
1.2 Обрабатывающие производства 3106,3 3458,5 12,8 111,3
1.3 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 47,5 52,2 0,2 109,9
1.4 Сельское и лесное хозяйство 918,7 1138,8 4,2 124,0
1.5 Строительство 1342,6 1480,0 5,5 110,2
1.6 Транспорт и связь 600,4 661,2 2,4 110,1
1.7 Торговля, ремонт 4322,3 4758,3 17,6 110,1
1.8 Операции с недвижимостью, аренда 66,6 117,1 0,4 175,7
1.9 Прочие виды деятельности 1754,7 1919,5 7,1 109,4
1.10 На завершение расчетов 3056,0 3424,3 12,7 112,1
1.11 В том числе субъектам малого и среднего предпринимательства 6048,0 6821,0 25,3 114,9
2. Физическим лицам 8226,1 9448,2 35,0 112,6
Всего 23974,4 26991,2 100,0 112,6
* Источник: составлено на основе первичной отчетности Национального Банка РД ЦБ РФ.
безопасности банковской системы путем жесткого контроля за финансовыми операциями в банковской сфере, регулирования кредитной политики коммерческих банков, страхования депозитов, введения жесткой расчетно-платежной дисциплины [3].
Для развития активных операций банков необходимо обеспечить эффективную государственную поддержку инвестиционной деятельности путем увеличения объемов государственного гарантирования инвестиционных программ и расширения субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. Следует разработать государственную программу гарантирования кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, предприятиям АПК и оборонного комплекса. Обеспечить доступ региональных банков к средствами, выделяемым в бюджете страны на поддержку малого и среднего бизнеса. Осуществлять меры по упрощению процедуры кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.
В этой связи в целях развития и стимулирования инвестиционной активности банков в экономику региона необходимо усилить роль Банка России в формировании долгосрочных кредитов на основе: удлинения сроков предоставления средств Банком России и уменьшения ограничений при получении таких ресурсов; рефинансирования средних и малых банков на срок 2-3 года для кредитования проектов, имеющих большую
значимость для развития экономики региона или отдельной отрасли; открытия коммерческим банкам кредитных линий, обеспечением по которым будут права требования по предоставленным целевым кредитам.
Необходимо также введение льготного налогообложения процентов по кредитам, предоставленным банками под гарантии правительства РФ, регионов или Банка России. Данная кредитная схема позволяет, во-первых, получать предприятиям достаточно дешевые долгосрочные кредиты; во-вторых, повысить эффективность инвестиционных проектов; в-третьих, кредиты банков будут гарантированы государством (что важно для минимизации кредитного риска); в-четвертых, высоколиквидные и избыточные денежные ресурсы будут сконцентрированы и направлены в реальную экономику. Это увеличит собственный капитал кредитных организаций, у которых появятся дополнительные «длинные» ресурсы, возрастет общий уровень капитализации банковского сектора.
Использование предложенных инструментов по расширению возможностей инвестиционного рефинансирования коммерческих банков в целях содействия экономическому росту реально может привести к повышению роли кредитных ресурсов в развитии реального сектора российской экономики в условиях её модернизации.
Литература
1. Абдуллаев Ш.С. Формализация процессов государственного регулирования и управления сферой регионального промышленного производства /Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2009.
2. Костин А.Л. Перспективы развития мировой и российской банковской системы в посткризисный период // Вестник ФА. — 2009. — № 4.
3. Цапиева О.К. Современные возможности банковской системы региона в стимулировании инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий / Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2009.
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЛИЗИНГА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
А.А. Ибраева,
старший преподаватель кафедры маркетинга Елабужского филиала Академии социального образования (г. Казань) [email protected]
Статья посвящена изучению сущности, содержания и функций лизинга в системе экономических отношений хозяйствующих субъектов. Проведен анализ правового и экономического аспектов лизинга, сравнение лизинга с другими, близкими по содержанию экономическими категориями. Исследуются позиции различных исследователей по изучаемой проблематике и дается авторское понимание дискуссионных вопросов.
Ключевые слова: лизинг, аренда, финансовый лизинг, коммерческий кредит, инвестиции
УДК 339.187.62; ББК 65.262.1
Понятие лизинга как финансового инструмента инвестирования в производство появилось в 60-х гг. XX столетия, хотя сам лизинг как услуга формировался веками и начинался с обыкновенной аренды еще в древних государствах Ближнего Востока.
Лизинг играет существенную роль в росте объемов производства товаров и услуг, увеличении инвестиций и соответственно — обеспечении устойчивого развития экономики страны. В условиях высокого уровня изношенности основных фондов с помощью лизинга возможно запустить в России процесс масштабной модернизации экономики. В мировой практике именно лизинг является одним из важнейших источников финансирования обновления и расширения основных фондов.
Сложившаяся в России практика лизинга ничем не отличается от стандартов, принятых во всем мире. Наше законодательство о финансовой аренде соответствует Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, к которой Россия присоединилась в 1998 г.
В российских нормативных и научных источниках лизинг характеризуют, как правило, в двух аспектах — правовом и экономическом.
Обсуждая правовой аспект, отметим, что Гражданский Кодекс РФ относит лизинг к институту аренды, трактуя его как финансовую аренду, и предусматривает обязательную трехстороннюю конструкцию лизинговой сделки: лизингодатель — продавец — лизингополучатель. Федеральный закон «О лизинге»