ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: юотжя -и кпкжгсы
5 - 2003 (май)
'6№Кб'8еХбе 'КРВТЖЖб'В/ГЯТСВ
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ. ВЛИЯНИЕ И УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
Э.А. КУЗНЕЦОВ,
заместитель генерального директора департамента по взаимодействию со структурами финансового рынка, представитель Ассоциации региональных банков России в Краснодарском крае
Л.И. МУДРОВА, кандидат экономических наук, доцент Кубанского государственного университета
Государственная политика в последние три года как в отношении банковского сектора России в целом, так и в отношении к региональным банковским организациям состояла из необходимости обеспечения стабильной банковской системы, преодоления последствий кризиса, расчистки от обанкротившихся кредитных организаций, создания основ законодательства о банкротстве и реструктуризации кредитных организаций, а также восстановления докризисного уровня показателей банковской отрасли.
В конце 2001 года на заседании Правительства РФ был принят документ «Совместная стратегия Банка России и Правительства РФ о развитии банковского сектора», в котором ставится задача укрепления финансового состояния и увеличения капитализации кредитных организаций, повышения надежности и роли банковского сектора в развитии экономики России, постепенного приближения его параметров к показателям деятельности банковских систем стран-лидеров по уровню экономического развития из групп стран с переходной экономикой. Чтобы добиться результатов, намечены меры по совершенствованию законодательства, банковского регулирования и надзора, корпоративного управления банками, налогообложения.
Сегодня банковское сообщество находится на стадии реструктуризации и реформирования в целях обеспечения более эффективного участия банковского капитала в развитии реального сектора экономики и решения социальных программ.
Государственная политика в области банковской реформы определена Президентом РФ В.В. Путиным (Послание к Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года): «Важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система. Она призвана аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. В этой связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе. Усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность в деятельности банков, принять меры по повышению их капитализации».
Первостепенной целью государственной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.
Оживление кредитования реального сектора и оживление инвестиционной деятельности -единственно возможные пути выхода российской экономики из создавшейся ситуации и создания условий для устойчивого экономического роста. Проблема стимулирования направления банковскими организациями денежных средств в экономику регионов и страны в целом является одной из ключевых проблем нынешнего этапа экономического развития России.
Ситуация еще осложняется и тем, что сегодняшние бюджеты всех уровней направлены на решение вопросов социального характера, так что состояние государственных финансов вряд ли позволит решить эту задачу за счет средств федерального и региональных бюджетов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и ърлтжим
5 - 2003 (май)
Неустойчивое финансовое положение большинства предприятий народно-хозяйственного комплекса России не позволяет надеяться на существенное оживление их инвестиционной активности в ближайшем будущем.
Перелом в динамике кредитования и инвестиций может быть обеспечен за счет российских и иностранных инвесторов, в том числе и кредитных организаций, так как доля совместных предприятий и иностранных фирм в общем объеме инвестиций год от года возрастает.
Однако в настоящее время в российской экономике все более важным каналом мобилизации и перераспределения внутренних финансовых ресурсов становится банковская система. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, в условиях стрессового, «скомканного» развития, который характерен сейчас для России, роль кредитной системы в подъеме национального хозяйства неизбежно возрастает.
Масштабы долгосрочного кредитования определяются тремя группами причин:
• общей социально-экономической ситуацией, определяющей как возможности привлечения финансовых ресурсов, так и наличие стимулов к долгосрочному кредитованию;
• особенностями сложившегося инвестиционного климата, структурой капитальных вложений и формированием инвестиционного портфеля; сопутствующей им организацией финансирования инвестиций;
• готовностью самой банковской системы к осуществлению долгосрочного кредитования в реально значимых масштабах. Современное состояние банковской системы,
количественные и качественные изменения, произошедшие в ней за последние годы, в значительной
Таблица 1
Регистрация и отзыв лицензий коммерческих банков Российской Федерации в 2001 году
Наименование позиций 01.09.2001 01.01.2001
Зарегистрировано кредитных организаций на дату 2 064 2 126
Действующие кредитные организации 1 322 1 311
Лицензия отозвана 736 806
степени отражают те противоречия и те явления, которые свойственны экономике России в целом.
В подтверждение сказанного выше рассмотрим несколько статистических цифр: в 1996 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано примерно 2 500 коммерческих банков и более 5 000 их филиалов (табл.1).
Размещение коммерческих банков по территории РФ крайне неравномерно. На долю европейской части России приходится свыше 80% от общего числа банков, причем около половины из них сосредоточено в г. Москве. В то же время на все регионы восточной зоны приходится менее 20% общего количества банков (табл. 2).
Неравномерность размещения коммерческих банков в некоторой степени нивелируется посредством открытия ими своих филиалов в других регионах. Мы видим, что на фоне относительного избытка банковского капитала в отдельных, немногих регионах в большинстве других регионах сохраняется его острейшая нехватка.
Стратегия поведения коммерческих банков (региона) в сложившихся экономических условиях характеризуется следующими основными направлениями:
• осуществление контроля за потоком денежных ресурсов в наиболее эффективных секторах (региональной) экономики;
Таблица 2
Размещение действующих кредитных организаций по экономическим районам Российской Федерации
Экономический район 01.01.2000 01.07.2000 01.01.2001
Число В %к итогу Число В % к итогу Число В % к итогу
Северный 29 2,1 26 2,0 26 2,0
Северо-Западный 53 3,9 54 4,0 54 4,0
Центральный, в том числе Москва и 703 52,1 690 51,8 678 51,7
Московская область 640 47,4 628 47,2 617 47,1
Волго-Вятский 37 2,7 37 2,8 36 2,7
Центрально-Черноземный 16 1,1 15 1,1 15 1,1
Поволжский 91 6,7 91 6,8 89 6,8
Северо-Кавказский 136 10,1 135 10,1 135 10,3
Уральский 96 7,1 97 7,3 96 7,3
Западно-Сибирский 93 6,9 92 6,9 89 6,8
Восточно-Сибирский 35 2,6 34 2,6 34 2,6
Дальневосточный 46 3,4 46 3,5 46 3,5
Калининградская область 14 1,0 14 1,1 13 1,0
Всего по России... 1 349 100,0 1 331 100,0 1 311 100,0
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ткеортш те юакюска
5 - 2003 (май)
• проведение диверсификации банковской деятельности в основном за счет расширения портфельных инвестиций в целях смягчения последствий неустойчивой конъюнктуры рынка;
• развитие партнерских отношений с производителем, в том числе путем создания финансово-промышленных групп, в целях снижения риска кредитования реального сектора экономики;
• заключение межбанковских соглашений о выравнивании ставок по кредитам, депозитам в целях разумного ограничения конкуренции в банковской сфере.
Реальные возможности деятельности банков (на примере Южного федерального округа) в рамках изложенной стратегии на практике в значительной степени корректируются и определяются наличием собственных финансовых ресурсов.
Приведенная группировка действующих кредитных организаций ЮФО по величине зарегистрированного уставного капитала (табл. 3.) свидетельствует о недостаточной устойчивости подавляющей их части, поскольку преобладают банки с относительно небольшим уставным капиталом.
Таким образом, большинство самостоятельных банков в регионах не располагают устойчивой собственной базой для крупных и надежных ссудных операций, что особенно важно для инвестиционного кредитования.
Такие возможности зависят не только рт фактического уменьшения финансовых ресурсов банков, но и от состояния финансового положения предприятий реального сектора экономики и имеющихся случаев невозврата кредитов заемщи-
ками. Степень риска кредитования реального сектора, тем более долгосрочного, является фактически неприемлемой для большинства региональных коммерческих банков.
В рыночной экономике приоритетное развитие получают те виды банковской деятельности, которые обеспечивают оптимальное сочетание снижения риска кредитования и повышения прибыли. Как текущая макроэкономическая ситуация в России, так и современное организационное состояние банковской системы предопределяют ориентацию банков на укороченный режим использования своих ресурсов.
При рассмотрении банками предлагаемых инвестиционных проектов и принятий решений о долгосрочном кредитовании реального сектора экономики в первую очередь оценивается инвестиционная привлекательность проектов. Поскольку условием возврата кредита и уплаты процентов по нему является прибыльная реализация произведенных товаров, оказанных услуг и т.д., банки предпочитают вкладывать свои капиталы в производство конечной* пользующейся спросом продукции, а также непосредственно участвовать в собственности предприятий. В связи с тем что инвестирование крупного проекта зачастую затруднительно даже для солидного банка, возникает потребность использовать различные способы привлечения дополнительных инвесторов. Крупные банки имеют возможность осуществлять инвестиционную деятельность посредством образования холдинга с диверсифицированными подразделениями. Кредитные риски в таких случаях, как правило, распределяются среди участников проекта пропорционально вложенному капиталу. Коммерческие банки могут также участвовать в
Таблица 3
Группировка действующих кредитных организаций ЮФО по величине зарегистрированного уставного
капитала по состоянию на 01.10.2002*
Наименование региона Уставный капитал, млн руб.
ДоЗ ОтЗ до 10 От 10 до 30 От 30 до 60 От 60 до 150 От 150 до 300 От 300 и выше Всего
Республика Адыгея 2 3 0 0 0 0 0 5
Республика Дагестан 14 17 6 2 0 0 0 39
Республика Ингушетия 1 1 0 0 0 0 0 2
Кабардино-Балкарская Республика 1 4 2 0 0 0' 0 7
Республика Калмыкия 1 1 0 1 0 0 0 3
Карачаево-Черкесская Республика 2 2 3 0 0 0 0 7
Республика Северная Осетия - Алания 0 3 1 0 2 0 0 6
Краснодарский край 5 8 5 5 4 0 0 27
Ставропольский край 3 6 1 1 0 0 0 11
Астраханская область 0 4 0 0 0 0 0 4
Волгоградская область 0 2 1 2 0 1 0 6
Ростовская область 4 2 8 4 5 3 0 26
ЮФО 33 53 27 15 11 4 143
*В состав ЮФО входит также Чеченская Республика, данных по которой нет.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ткгоття тс ЪРАЪМЪЫ
5 - 2003 (май)
акционерном капитале ведущих и наиболее перспективных предприятий.
Возможно рассмотрение и такого инвестиционного направления в деятельности коммерческих банков, как транзит инвестиций. В этом случае инвестиционная деятельность российских банков-агентов осуществляется за счет средств международных финансово-кредитных учреждений, которые открывают им кредитную линию, а те в свою очередь отбирают и финансируют конкретные проекты в рамках предварительно оговоренных ограничений по объемам инвестиций, их региональной и отраслевой привязке, а также по срокам кредитования. На основе заключенных соглашений распределяются финансовые и иные риски.
Состояние банковской системы и кредитного рынка позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, большинство банков не располагает достаточной собственной базой для крупных ч и надежных ссудных операций, особенно инвестиционного характера, а возможности ее пополнения в сложившейся макроэкономической ситуации ограничены.
Во-вторых, факторы общеэкономического характера в совокупности с организационными недостатками банковской системы предопределяют ее ориентацию на преимущественно укороченный режим использования финансовых ресурсов.
В-третьих, прошедший этап первичного накопления банковского капитала и исчерпание условий его наращивания за счет высокодоходных видов краткосрочных операций объективно предполагает расширение сферы банковской деятельности в ближайшее время и тем самым уже сегодня создает предпосылки для ее постепенного оживления в части осуществления долгосрочного кредитования. Однако перспективы развития такого кредитования неопределенны ни по возможным масштабам, ни по временным рамкам. В этих условиях требуются целенаправленные меры по улучшению инвестиционного климата и совершенствованию механизма финансирования инвестиций.
Улучшение инвестиционного климата и включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств в реальный сек- * тор экономики является комплексной задачей, решение которой предполагает использование всего арсенала средств как собственно рыночных (развитие конкуренции, ограничение монополизма, возможность прибыльного вложения капитала в производство, его свободный перелив между отраслями и регионами), так и мер целенаправленного государственного воздействия.
Государство должно выполнять функции гаранта стабильности инвестиционного климата посредством проведения гибкой, но регламентированной и предсказуемой налоговой, амортизационной, таможенной, ценовой, кредитной политики. В противном случае трудно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности в необходимых для нормального функционирования экономики масштабах, ускорение привлечения в эту сферу негосударственных, включая банковские, источников финансирования долговременных затрат. Потребуется активизация усилий государства в направлении развития рыночной инфраструктуры: маркетинговых служб, системы оптовых сбытовых организаций, оптовых рынков и ярмарок и т.п.
Среди конкретных мер, которые могли бы способствовать активизации инвестиционной деятельности, можно рассмотреть следующие - упорядочение системы льгот по налогообложению реинвестируемой прибыли и обеспечение ее целевого использования. Отмена взимания налогов с той части прибыли предприятий, которая направляется на капитальные вложения, создает иллюзию расширения возможностей самофинансирования инвестиций, снижения потребности в заемных средствах, а следовательно, отсутствия необходимости участия банков в реальном инвестиционном процессе. На деле без надлежащего контроля за использованием реинвестируемой прибыли и достаточных мотиваций к обновлению производственного аппарата такая льгота не только не дает ожидаемого оживления инвестиционной деятельности, но и зачастую приводит к противоположному результату. Поэтому целесообразно одновременно с освобождением реинвестируемой прибыли от налогов резервировать эти средства на специальных счетах банков, обеспечивая тем самым предприятиям возможность накопления на инвестиционные цели, а банкам - вовлекать дополнительные ресурсы для кредитования инвестиций. При этом банки кредитуют соответствующие предприятия в рамках конкретных инвестиционных проектов на протяжении всего периода их осуществления, но лишь по мере накопления средств. Например, начиная с того момента, когда их размер на инвестиционных резервных счетах достигнет 50% от предусмотренных по проекту. Одновременно банки осуществляют контроль за целевым использованием этих средств. Особенность предлагаемого порядка, обусловливающая его привлекательность для банков, состоит в том, что предприятия не смогут обеспечить финансирование инвестиционного проекта за счет реинвестируемой прибыли, полученной по итогам од-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ тямкшхх*
5 - 2003 (май)
ного года, они будут вынуждены накапливать ее в течение ряда лет, и до начала осуществления проекта указанные средства будут находиться в обороте банков, обеспечивая им дополнительный доход, расширяя их кредитные возможности.
Кроме того, целесообразно использовать такие хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике меры, как введение штрафных санкций за превышение предельно допустимых удельных мер расхода сырья, материалов и энергии при производстве и потреблении продукции, также экологически вредные технологии. Такие меры послужат дополнительным стимулом к обновлению производственного аппарата. Их реализация будет способствовать и повышению кредитной привлекательности реального сектора экономики.
Для обеспечения стимулов к активизации инвестиционной деятельности возможно расширение региональной практики эмиссии ценных бумаг под конкретные инвестиционные проекты. Такое расширение позволит осуществлять целевое заимствование среди сторонних инвесторов, что позволит дополнительно привлечь финансовые ресурсы в регион, заявить о себе как о регионе, заработать положительную кредитную историю, поднять престиж государственного заимствования и т.д.
Представляется возможным проведение комплекса мер по привлечению в реальный сектор региональной экономики и в инвестиционную сферу сбережений населения, роль которых как источника финансовых ресурсов для инвестирования возрастает с каждым годом и в перспективе будет только увеличиваться. Расширение масштабов использования денежных средств населения для долгосрочного кредитования и финансирования инвестиций зависит от решения двух групп задач:
во-первых, от общего стимулирования склонности населения к сбережению; во-вторых, от придания этим сбережениям долгосрочного характера. Коммерческое кредитование инвестиций может быть дополнено бюджетной инвестиционной поддержкой. При государственном лимитированном годовом объеме централизованных средств на долгосрочное кредитование и инвестиционные цели важно обеспечить их оптимальное распределение, чему должно способствовать участие банков в проектах на всех стадиях их реализации, начиная с экспертизы и конкурсного отбора. Концентрация бюджетных средств на осуществление наиболее эффективных проектов позволит государству совместно с банками и другими заинтересованными инвесторами профинансировать их
в необходимом объеме, преодолеть распыление ограниченных централизованных ресурсов, усилить контроль над их целевым использованием, поднять уровень страховых гарантий.
Кредитование реального сектора и инвестиций, осуществляемое банками, может подкрепляться льготным государственным кредитованием определенных объектов. Важную роль здесь играет введение института государственных гарантий банкам, осуществляющим финансирование конкретных проектов с безукоризненным технико-экономическим обоснованием.
Для достижения цели активизации долгосрочного кредитования требуется, наряду с созданием стимулов для банков, еще и повышение «склонности к инвестициям» предприятий, которая в настоящее время находится на низком уровне. Данная проблема может решаться за счет налоговых льгот предприятиям-инвесторам, механизма ускоренной амортизации и других мер. Инвестиционная активность должна поощряться и с помощью кредитных рычагов. Активным участником в организации данных процессов должно стать государство. Оно же и должно определять состав проектов в сфере материального производства, куда льготные кредиты будут направляться в первую очередь, устанавливать предельные сроки окупаемости проектов, разработать систему контроля за использованием средств банками и предприятиями-инвесторами и т.д.
Многие субъекты Российской Федерации уже активно используют государственное субсидирование процента по кредитам (краткосрочным, долгосрочным, инвестиционным) за счет средств своих бюджетов. Эта мера связана с дополнительными бюджетными расходами, однако в случае, если она позволяет активизировать кредитную деятельность, повышенные расходы могут компенсироваться дополнительными налоговыми поступлениями, связанными с ростом доходов хозяйствующих субъектов.
Рассмотрим сегодняшнюю ситуацию в региональной экономике России. В последнее время в экономике регионов, как и по всей России в целом, наметились позитивные тенденции, которые подтверждаются реальным ростом произ-* водства во многих отраслях и сферах хозяйства, сравнительно низкими темпами инфляции. Нормализации финансового и валютного рынков, дальнейшему стабильному развитию реального сектора экономии, несомненно, способствовало гибкое и согласованное применение всех основных элементов единой государственной политики: денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и структурной.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъя тс
5 - 2003 (май)
В этих условиях возрастает роль Центрального банка РФ, определяющего основные направления денежно-кредитной политики. В то же время достижение необходимой результативности проводимой денежно-кредитной политики, определение способов поддержки и стимулирования позитивных процессов в реальном секторе экономики возможно при наличии анализа важнейших тенденций развития экономики как в целом по России, так и в разрезе регионов. С учетом этого в Банке России и его территориальных учреждениях создана и действует система экономического анализа и прогнозирования, одним из элементов которой является мониторинг предприятий, позволяющий оперативно оценивать текущую ситуацию и важнейшие тенденции развития экономики с учетом финансового состояния предприятий. Главные территориальные управления ЦБ РФ осуществляют работу по оценке изменения экономической конъюнктуры, инвестиционного климата, финансового положения предприятий регионов. В финансовом опросе участвуют предприятия, определяющие основу бюджетов и инфраструктуру регионов. У ряда предприятий увеличились собственные источники финансирования инвестиций - прибыль и амортизационные отчисления, которые для большинства предприятий являются пока основными источниками их инвестиционной активности. Однако, несмотря на улучшение финансовых показателей работы предприятий, большинство из них по-прежнему испытывают недостаток денежных средств для финансирования производственной и инвестиционной деятельности. В этих условиях предприятия вынуждены использовать привлеченные средства в виде кредитов и иных заимствований. Определенная роль в развитии производственной и инвестиционной деятельности предприятий принадлежит банковским кредитам. Их удельный вес в общем объеме привлечений составляет от 10 до 20% в зависимости от региона.
В результате складывающейся стабильной деятельности банковского сектора и наметившихся позитивных сдвигов в российской экономике укрепляются взаимоотношения между кредитными учреждениями и предприятиями, что способствует увеличению объемов банковского кредитования. Следует отметить, что рост банковского кредитования носил краткосрочный характер (как правило, 3, 6 или 9 месяцев), а наиболее значимое долгосрочное кредитование растет очень малыми темпами. Росту объемов банковского кредитова-
ния способствовало некоторое улучшение условий кредитования, а именно: снижение ставок по кредитам банков в рублях и валюте. Это в определенной степени было связано с проводимой в последние годы Центральным банком РФ политикой снижения ставки рефинансирования (учетной ставки), которая в настоящее время составляет 21% годовых и является самой низкой за последние 4 года. Дальнейшее снижение стоимости банковских кредитов в какой-то мере зависит и от повышения способности предприятий рационально использовать предоставленные кредиты и доверие кредиторов к заемщикам.
В то же время для большинства предприятий существующий уровень процентных ставок остается достаточно высоким, сроки предоставления кредитов не способствуют осуществлению инвестиционных мероприятий, которые позволили бы получить экономический эффект. С другой стороны, увеличение кредитных вложений в реальный сектор экономики сдерживается высокими рисками кредитования для банков, неудовлетворительным финансовым состоянием предприятий, отсутствием у них ликвидного залога, неспособностью подготовить качественное технико-эконо-мическое обоснование кредитных заявок и т.д. Кроме того, недостаток долгосрочных ресурсов («длинных» денег) у кредитных организаций также препятствует росту инвестиций.
Заимствование средств в виде собственных неплатежей не позволяет предприятиям повышать уровень своей ликвидности, что в свою очередь препятствует поступлению банковских кредитов в реальный сектор экономики. В настоящее время прорабатывается возможность рефинансирования со стороны Банка России под залог векселей предприятий реального сектора. Учитывая, что в этом процессе могут участвовать только платежеспособные предприятия, необходимо располагать информацией о фактическом состоянии дел в каждом из них. Именно на получение комплексной оценки предприятий сферы материального и нематериально производства направлен мониторинг, проводимый Банком России и его территориальными учреждениями. Сложившееся сотрудничество Банка России и предприятий реального сектора позволяет изучать потребности хозяйства в ресурсах, оценивать кредитные риски, выявлять ликвидность банковского сектора с позиции потенциальных заемщиков, способствует взаимодействию банковского и реального секторов, продвижению кредитных ресурсов.