рационального и эффективного использования земель в условиях комплексных форм использования земельных участков на основе принципов экологизации.
Л и т е р а т у р а
1. Ревнова М.Б., Шишов Д.А. Правовая основа государственного управления земельными ресурсами на современном этапе// Правовая политика и правовая жизнь. -2004.- № 3.- С.42.
2. Сулин М.А., Шишов Д.А. Производительный потенциал земельного участка и его экономическая оценка: Уч. пос. - Великий Новгород: Изд-во: Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого, 1998 - 43 с.
3. Быкова Е.Н., Бутина В.В. Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании // Инженерный Вестник Дона.- 2014. - № 2. - URL: www.ivdon.ru (доступ свободный) - Загл. С экрана. - Яз. Рус.
4. Шишов Д.А. Продовольственная безопасность государства в аспекте трансформации земельно-правовых отношений // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - № 5. - С. 41-43.
5. Сулин М.А., Павлова В.А., Шишов Д.А. Современное содержание земельного кадастра: Уч. пособие; Под ред. М.А. Сулина. - СПб.: Проспект Науки, 2010. - 272 с.
6. Шишов Д.А., Стрекулев Г.Б. Методические подходы к экологической рационализации землепользования техногенных ландшафтов (землеустроительный аспект):/ Сб. докл. молодежной науч.-практ. Конф. в рамках XLIII Недели науки СПбПУ (Санкт-Петербург, 1-6 декабря 2014 года). Секция «Природообустройство»/ СПбПУ. - СПб., 2014. - С. 46-49.
7. Шишов Д.А. Шабанов М.В., Стрекулев Г.Б., Актуальные проблемы техносферной безопасности и природообустройства: Мат. междунар. науч.-практ.конф. (г. Благовещенск, 12 февраля 2014 г.). -Благовещенск: ДальГАУ, 2014. - 310 с.
8. Шишов Д.А., Шишов А.Д., Козырева Е.В. Некоторые вопросы реализации государственной земельной политики в системе рационализации инвестиционной деятельности // Юридическая Мысль. -2013. - № 5 (79). - С. 120-127.
УДК 378.14 Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ
(СПбГАУ, [email protected])
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ АЛГОРИТМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Высшее профессиональное образование, инновационная образовательная деятельность, землеустроительное образование, взаимодействие вузов и работодателей
Необходимость реструктуризации, реализуемой в современной экономике, связана с явно выраженной тенденцией снижения эффективности использования традиционных ресурсов экономического роста государства не столько в технологическом, сколько в научно-прикладном и кадрово-образовательном аспектах.
Совершенствование системы инновационного развития научно-практических знаний в полной мере предопределено острой необходимостью внедрения в экономику новых технологий, товаров и услуг, создаваемых на основе формирования систем взаимодействия вузов и профильных предприятий соответствующей отрасли [1].
Основные направления таких форм взаимодействий обозначены в Концепции развития образования РФ до 2020, включающей в себя развитие системы общего образования, предусматривающего индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, на развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
Правительство РФ на протяжении последних лет последовательно осуществляет меры по реформированию образования, основным направлением которых является адаптация системы образования к потребностям современного рынка.
На сегодняшний день взаимодействие между вузами системы подготовки специалистов в сфере землеустройства и кадастров и работодателями находится на недостаточном уровне. В условиях реформирования высшей школы были потеряны устойчивые связи между работодателями и
отраслевыми вузами. Работодатели пока не в состоянии сформулировать унифицированные требования к тем выпускникам вуза (бакалаврам, магистрам), которых они хотели бы иметь у себя после окончания обучения, а вузы продолжают вести подготовку обучающихся по программам, не отвечающим требованиям рынка труда [2].
В ноябре 2014 года при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга был создан Общественный совет, являющийся постоянно действующим совещательным органом при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Основной целью деятельности Общественного совета является обеспечение взаимодействия Комитета с общественными объединениями, иными институтами гражданского общества и экспертами в целях более полного учета общественных потребностей и повышения эффективности деятельности Комитета при осуществлении им своих полномочий.
В рамках направлений, реализуемых Общественным советом, в значительной мере могут быть решены задачи развития системы общего образования, предусматривающего
индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования в сфере подготовки обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры».
В значительной степени процессы дисбаланса взаимоотношений вуза и работодателя как стратегических партнеров обусловлено следующими причинами:
1. Недостаточность нормативно-правовой базы. В настоящее время практически отсутствуют нормативно-правовые акты, которые позволили бы чётко регулировать долгосрочные отношения между вузами и работодателями.
2. Как правило, работодатели включаются в процесс подготовки специалистов на завершающих стадиях обучения (ГАК, производственная практика, и др.), и таким образом выпадают из круга разработчиков стратегии, концепции и программы обучения. В землеустроительном образовании существует дисбаланс уровня теоретических знаний и практической составляющей. Вузовская наука очень сильно оторвана от передовой практики и технологий.
3. Консалтинговая, опытно-внедренческая деятельность отраслевых вузов скована как слабостью материально-технической базы, так и низкой востребованностью разрабатываемых технологий и алгоритмов.
Основным стимулом формирования партнерских отношений является обеспечение кадрово-технологического альянса работодателей и вузов системы подготовки специалистов в направлении «землеустройства и кадастров», мотивированных заинтересованностью сторон во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, укреплении материально-технического обеспечения учебного процесса, модернизации и инновации производства и оказания услуг. Все это в значительной степени может повысить конкурентоспособность партнеров и стимулировать их развитие [3].
Инновационной деятельностью в системе высшей школы является повышение эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.
Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями [4].
Важной задачей системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему управления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов в тесном контакте с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, являющимся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, образованным в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга для проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере земельных отношений, осуществления государственной
кадастровой оценки объектов недвижимости, а именно: ориентировать данную деятельность на рынок и потребителя - это основа системы управления вузами системы подготовки специалистов в сфере «землеустройства и кадастров» в современных рыночных условиях. Это предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета, быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.
Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов, на первом этапе в рамках Общественном совета при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в российской экономике [5].
Очевидно, что обе стороны заинтересованы в установлении тесных контактов. Они дают возможность вузу отслеживать меняющиеся требования предприятий различных отраслей к специалистам и оперативно корректировать образовательные программы, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения. При этом у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных по «специальному заказу», и даже принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих ведущих специалистов для преподавания в вузе. К таким формам взаимодействия в последнее время прибегают и наши зарубежные коллеги, применяя их при совместном ведении объемных научно-практических проектов [6].
Показатель качества подготовки специалистов должен быть представлен в унифицированной форме, одна из сторон которой обобщает параметры и свойства учебного процесса (в ходе которого обучающемуся передаются определенные профессиональные качества) и определяет совокупность характеристик качества подготовки специалиста со стороны вуза, а другая -определяется предприятием как интегральный показатель его требований к работнику, зависящий от показателей деятельности предприятия и уровня его развития, равно как и применяемых технологий.
Качество подготовки специалистов - один из основных показателей, определяющий конкурентоспособность высшего учебного заведения, поэтому позиционирование вуза на рынке образовательных услуг в решающей степени зависит от эффективности его взаимодействия с предприятиями-потребителями выпускников высших образовательных учреждений.
Организация учебной и производственной практики на предприятиях - это самое активное взаимодействие вузов и работодателей. При прохождении практики студенты знакомятся с реальным производством, технологическими процессами, организацией и культурой труда, экономической деятельностью и документацией предприятия. В данном случае работодатели сотрудничают с образовательными учреждениями, и на своей материально-технической базе, позволяющей более профессионально готовить для себя будующий кадровый резерв в условиях апробации личностных качеств и профессиональных навыков потенциального соискателя на будущее трудоустройство. Формой взаимной мотивации и эффективного взаимодействия вуза, выпускника и работодателя может выступать целевой набор на основе договора о целевой контрактной подготовке [7].
Помимо учебной, учебно-практической важными направлениями образовательной деятельности вузов, а также необходимым элементом качества профессиональной подготовки будущих специалистов является научная и исследовательская работа.
Целью реализации означенной деятельности студентов является привитие им навыков исследователей за счет:
- формирования научного мировоззрения и расширения научного кругозора будущих выпускников. Достижение этой цели связано с обучением студентов знаниям в области современной методологии проведения научных исследований;
- приобретения навыков ведения самостоятельного исследования, что обеспечивается приобщением обучающихся к практическому участию в выполнении научных исследований.
Научные исследования по своему характеру приобретают теоретические (фундаментальные) формы, нацеленные на расширение знаний человека и понимание им законов развития природы и
общества без проникновения в область их конкретного утилитарного применения, и прикладные -имеющие целью разработку знаний и методов, на основе которых становятся возможными конкретные разработки новых алгоритмом и технологических процессов.
Поэтому и в направлении активизации исследовательской деятельности целесообразно расширение различных форм взаимодействия вузов с предприятиями и их научно-исследовательскими подразделениями - проведение и финансирование исследований, консультативные услуги, выполнение исследовательских работ для конкретной организации либо отрасли (ведомства) в целом.
Однако следует отметить снижение исследований и разработок в сфере землеустройства и кадастров в связи с сокращением государственного финансирования научно-исследовательских работ и низкой востребованностью научных продуктов данного направления на фоне ухода государства от централизованных задач землеустроительной деятельности.
Поэтому и в направлении активизации исследовательской деятельности профильных целесообразно расширение инновационных форм взаимодействия вузов с предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями по таким направлениям, как проведение научно-исследовательской практики магистрантов, выполнение исследовательских работ для отрасли, создание производственно-образовательных научных подразделений и структур, технопарков, бизнес-инкубаторов, базовых кафедр и др.
Исходя из изложенного, помимо традиционных форм взаимодействия вуза и предприятия (работодателя), приведённых выше, на примере партнёрского сотрудничества, инновационные формы взаимодействия профильных вузов и структур, являющихся потенциальными работодателями, в первую очередь должны быть направлены на решение следующих задач:
1. Развитие и совершенствование концепции национальной и региональной инновационной системы в сфере землеустройства и кадастров.
2. Эффективное и рациональное использование интеллектуального потенциала профильных вузов посредством унификации форм в взаимодействии с системами устойчивого интеллектуального потенциала профильных организаций и учреждений, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности.
3. Коммерциализация инновационных проектов и оригинальных научных идей.
4. Совместное создание системы рабочих мест и баз практики для бакалавров, магистрантов и аспирантов на основе создания научно-коммерческих и образовательных предприятий.
5. Создание условий обеспечения патентно-правовой поддержки разрабатываемых проектов и мониторинга рынка инноваций.
6. Создание и поддержка информационных сетей в системе высшее учебное заведение -предприятие и т.д.
Литература
1. Панченко И.С., Туфанов А.О. Формирование современных проблем экономики в аспекте мировоззрения //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. -№35.- С.264-269.
2. Шишов Д.А., Сулин М.А. Система образования в области землеустройства и кадастров в РФ. Современность и перспективы // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования. Ч.П.: Сб. науч. тр. /СПбГАУ. - СПб, 2014. - С.319-331.
3. Шишов Д.А., Заварин Б.В., Козырева Е.В. Вопросы землеустроительной деятельности в аспекте реализации задач регулирования рынка недвижимости // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2013.-- № 32. -С. 210-214.
4. Шишов Д.А., Сулин М.А. Образовательный стандарт. Реформа высшей школы в аспекте подготовке специалистов в области землеустройства и кадастров // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - №35. - С. 258-261.
5. Быкова Е.Н. Опыт оценки земель в Германии. Записки горного института // Национальный минерально-сырьевой университет "Горный". - СПб, 2013.- Т. 204. С. 167 - 170.
6. Панченко И.С., Туфанов А.О. Актуальные проблемы современного управления/ СПбГАУ. - СПб., 2010. - 273с.
7. Туфанов А.О. Кооперация как основа экономики крестьянского самоуправления // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - №35. - С.215-221.