Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования инновационных алгоритмов реализации высшего профессионального образования в сфере землеустройства'

Некоторые аспекты формирования инновационных алгоритмов реализации высшего профессионального образования в сфере землеустройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишов Д. А.

В данной статье рассмотрены технологические и социально-экономические аспекты системы взаимодействия высших учебных заведений с предприятиями и организациями профильной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of formation of innovative algorithms of realization of higher education in the sphere of land management

In this article technological and social and economic aspects of system of interaction of higher educational institutions with the enterprises and the organizations of profile training of students are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования инновационных алгоритмов реализации высшего профессионального образования в сфере землеустройства»

рационального и эффективного использования земель в условиях комплексных форм использования земельных участков на основе принципов экологизации.

Л и т е р а т у р а

1. Ревнова М.Б., Шишов Д.А. Правовая основа государственного управления земельными ресурсами на современном этапе// Правовая политика и правовая жизнь. -2004.- № 3.- С.42.

2. Сулин М.А., Шишов Д.А. Производительный потенциал земельного участка и его экономическая оценка: Уч. пос. - Великий Новгород: Изд-во: Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого, 1998 - 43 с.

3. Быкова Е.Н., Бутина В.В. Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании // Инженерный Вестник Дона.- 2014. - № 2. - URL: www.ivdon.ru (доступ свободный) - Загл. С экрана. - Яз. Рус.

4. Шишов Д.А. Продовольственная безопасность государства в аспекте трансформации земельно-правовых отношений // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - № 5. - С. 41-43.

5. Сулин М.А., Павлова В.А., Шишов Д.А. Современное содержание земельного кадастра: Уч. пособие; Под ред. М.А. Сулина. - СПб.: Проспект Науки, 2010. - 272 с.

6. Шишов Д.А., Стрекулев Г.Б. Методические подходы к экологической рационализации землепользования техногенных ландшафтов (землеустроительный аспект):/ Сб. докл. молодежной науч.-практ. Конф. в рамках XLIII Недели науки СПбПУ (Санкт-Петербург, 1-6 декабря 2014 года). Секция «Природообустройство»/ СПбПУ. - СПб., 2014. - С. 46-49.

7. Шишов Д.А. Шабанов М.В., Стрекулев Г.Б., Актуальные проблемы техносферной безопасности и природообустройства: Мат. междунар. науч.-практ.конф. (г. Благовещенск, 12 февраля 2014 г.). -Благовещенск: ДальГАУ, 2014. - 310 с.

8. Шишов Д.А., Шишов А.Д., Козырева Е.В. Некоторые вопросы реализации государственной земельной политики в системе рационализации инвестиционной деятельности // Юридическая Мысль. -2013. - № 5 (79). - С. 120-127.

УДК 378.14 Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ

(СПбГАУ, [email protected])

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ АЛГОРИТМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Высшее профессиональное образование, инновационная образовательная деятельность, землеустроительное образование, взаимодействие вузов и работодателей

Необходимость реструктуризации, реализуемой в современной экономике, связана с явно выраженной тенденцией снижения эффективности использования традиционных ресурсов экономического роста государства не столько в технологическом, сколько в научно-прикладном и кадрово-образовательном аспектах.

Совершенствование системы инновационного развития научно-практических знаний в полной мере предопределено острой необходимостью внедрения в экономику новых технологий, товаров и услуг, создаваемых на основе формирования систем взаимодействия вузов и профильных предприятий соответствующей отрасли [1].

Основные направления таких форм взаимодействий обозначены в Концепции развития образования РФ до 2020, включающей в себя развитие системы общего образования, предусматривающего индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, на развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Правительство РФ на протяжении последних лет последовательно осуществляет меры по реформированию образования, основным направлением которых является адаптация системы образования к потребностям современного рынка.

На сегодняшний день взаимодействие между вузами системы подготовки специалистов в сфере землеустройства и кадастров и работодателями находится на недостаточном уровне. В условиях реформирования высшей школы были потеряны устойчивые связи между работодателями и

отраслевыми вузами. Работодатели пока не в состоянии сформулировать унифицированные требования к тем выпускникам вуза (бакалаврам, магистрам), которых они хотели бы иметь у себя после окончания обучения, а вузы продолжают вести подготовку обучающихся по программам, не отвечающим требованиям рынка труда [2].

В ноябре 2014 года при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга был создан Общественный совет, являющийся постоянно действующим совещательным органом при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Основной целью деятельности Общественного совета является обеспечение взаимодействия Комитета с общественными объединениями, иными институтами гражданского общества и экспертами в целях более полного учета общественных потребностей и повышения эффективности деятельности Комитета при осуществлении им своих полномочий.

В рамках направлений, реализуемых Общественным советом, в значительной мере могут быть решены задачи развития системы общего образования, предусматривающего

индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования в сфере подготовки обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры».

В значительной степени процессы дисбаланса взаимоотношений вуза и работодателя как стратегических партнеров обусловлено следующими причинами:

1. Недостаточность нормативно-правовой базы. В настоящее время практически отсутствуют нормативно-правовые акты, которые позволили бы чётко регулировать долгосрочные отношения между вузами и работодателями.

2. Как правило, работодатели включаются в процесс подготовки специалистов на завершающих стадиях обучения (ГАК, производственная практика, и др.), и таким образом выпадают из круга разработчиков стратегии, концепции и программы обучения. В землеустроительном образовании существует дисбаланс уровня теоретических знаний и практической составляющей. Вузовская наука очень сильно оторвана от передовой практики и технологий.

3. Консалтинговая, опытно-внедренческая деятельность отраслевых вузов скована как слабостью материально-технической базы, так и низкой востребованностью разрабатываемых технологий и алгоритмов.

Основным стимулом формирования партнерских отношений является обеспечение кадрово-технологического альянса работодателей и вузов системы подготовки специалистов в направлении «землеустройства и кадастров», мотивированных заинтересованностью сторон во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, укреплении материально-технического обеспечения учебного процесса, модернизации и инновации производства и оказания услуг. Все это в значительной степени может повысить конкурентоспособность партнеров и стимулировать их развитие [3].

Инновационной деятельностью в системе высшей школы является повышение эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями [4].

Важной задачей системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему управления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов в тесном контакте с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, являющимся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, образованным в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга для проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере земельных отношений, осуществления государственной

кадастровой оценки объектов недвижимости, а именно: ориентировать данную деятельность на рынок и потребителя - это основа системы управления вузами системы подготовки специалистов в сфере «землеустройства и кадастров» в современных рыночных условиях. Это предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета, быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.

Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов, на первом этапе в рамках Общественном совета при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в российской экономике [5].

Очевидно, что обе стороны заинтересованы в установлении тесных контактов. Они дают возможность вузу отслеживать меняющиеся требования предприятий различных отраслей к специалистам и оперативно корректировать образовательные программы, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения. При этом у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных по «специальному заказу», и даже принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих ведущих специалистов для преподавания в вузе. К таким формам взаимодействия в последнее время прибегают и наши зарубежные коллеги, применяя их при совместном ведении объемных научно-практических проектов [6].

Показатель качества подготовки специалистов должен быть представлен в унифицированной форме, одна из сторон которой обобщает параметры и свойства учебного процесса (в ходе которого обучающемуся передаются определенные профессиональные качества) и определяет совокупность характеристик качества подготовки специалиста со стороны вуза, а другая -определяется предприятием как интегральный показатель его требований к работнику, зависящий от показателей деятельности предприятия и уровня его развития, равно как и применяемых технологий.

Качество подготовки специалистов - один из основных показателей, определяющий конкурентоспособность высшего учебного заведения, поэтому позиционирование вуза на рынке образовательных услуг в решающей степени зависит от эффективности его взаимодействия с предприятиями-потребителями выпускников высших образовательных учреждений.

Организация учебной и производственной практики на предприятиях - это самое активное взаимодействие вузов и работодателей. При прохождении практики студенты знакомятся с реальным производством, технологическими процессами, организацией и культурой труда, экономической деятельностью и документацией предприятия. В данном случае работодатели сотрудничают с образовательными учреждениями, и на своей материально-технической базе, позволяющей более профессионально готовить для себя будующий кадровый резерв в условиях апробации личностных качеств и профессиональных навыков потенциального соискателя на будущее трудоустройство. Формой взаимной мотивации и эффективного взаимодействия вуза, выпускника и работодателя может выступать целевой набор на основе договора о целевой контрактной подготовке [7].

Помимо учебной, учебно-практической важными направлениями образовательной деятельности вузов, а также необходимым элементом качества профессиональной подготовки будущих специалистов является научная и исследовательская работа.

Целью реализации означенной деятельности студентов является привитие им навыков исследователей за счет:

- формирования научного мировоззрения и расширения научного кругозора будущих выпускников. Достижение этой цели связано с обучением студентов знаниям в области современной методологии проведения научных исследований;

- приобретения навыков ведения самостоятельного исследования, что обеспечивается приобщением обучающихся к практическому участию в выполнении научных исследований.

Научные исследования по своему характеру приобретают теоретические (фундаментальные) формы, нацеленные на расширение знаний человека и понимание им законов развития природы и

общества без проникновения в область их конкретного утилитарного применения, и прикладные -имеющие целью разработку знаний и методов, на основе которых становятся возможными конкретные разработки новых алгоритмом и технологических процессов.

Поэтому и в направлении активизации исследовательской деятельности целесообразно расширение различных форм взаимодействия вузов с предприятиями и их научно-исследовательскими подразделениями - проведение и финансирование исследований, консультативные услуги, выполнение исследовательских работ для конкретной организации либо отрасли (ведомства) в целом.

Однако следует отметить снижение исследований и разработок в сфере землеустройства и кадастров в связи с сокращением государственного финансирования научно-исследовательских работ и низкой востребованностью научных продуктов данного направления на фоне ухода государства от централизованных задач землеустроительной деятельности.

Поэтому и в направлении активизации исследовательской деятельности профильных целесообразно расширение инновационных форм взаимодействия вузов с предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями по таким направлениям, как проведение научно-исследовательской практики магистрантов, выполнение исследовательских работ для отрасли, создание производственно-образовательных научных подразделений и структур, технопарков, бизнес-инкубаторов, базовых кафедр и др.

Исходя из изложенного, помимо традиционных форм взаимодействия вуза и предприятия (работодателя), приведённых выше, на примере партнёрского сотрудничества, инновационные формы взаимодействия профильных вузов и структур, являющихся потенциальными работодателями, в первую очередь должны быть направлены на решение следующих задач:

1. Развитие и совершенствование концепции национальной и региональной инновационной системы в сфере землеустройства и кадастров.

2. Эффективное и рациональное использование интеллектуального потенциала профильных вузов посредством унификации форм в взаимодействии с системами устойчивого интеллектуального потенциала профильных организаций и учреждений, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности.

3. Коммерциализация инновационных проектов и оригинальных научных идей.

4. Совместное создание системы рабочих мест и баз практики для бакалавров, магистрантов и аспирантов на основе создания научно-коммерческих и образовательных предприятий.

5. Создание условий обеспечения патентно-правовой поддержки разрабатываемых проектов и мониторинга рынка инноваций.

6. Создание и поддержка информационных сетей в системе высшее учебное заведение -предприятие и т.д.

Литература

1. Панченко И.С., Туфанов А.О. Формирование современных проблем экономики в аспекте мировоззрения //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. -№35.- С.264-269.

2. Шишов Д.А., Сулин М.А. Система образования в области землеустройства и кадастров в РФ. Современность и перспективы // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования. Ч.П.: Сб. науч. тр. /СПбГАУ. - СПб, 2014. - С.319-331.

3. Шишов Д.А., Заварин Б.В., Козырева Е.В. Вопросы землеустроительной деятельности в аспекте реализации задач регулирования рынка недвижимости // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2013.-- № 32. -С. 210-214.

4. Шишов Д.А., Сулин М.А. Образовательный стандарт. Реформа высшей школы в аспекте подготовке специалистов в области землеустройства и кадастров // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - №35. - С. 258-261.

5. Быкова Е.Н. Опыт оценки земель в Германии. Записки горного института // Национальный минерально-сырьевой университет "Горный". - СПб, 2013.- Т. 204. С. 167 - 170.

6. Панченко И.С., Туфанов А.О. Актуальные проблемы современного управления/ СПбГАУ. - СПб., 2010. - 273с.

7. Туфанов А.О. Кооперация как основа экономики крестьянского самоуправления // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - №35. - С.215-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.