3. Арефьев Н.В., Баденко В.Л., Осипов Г.К. Оценка природно-ресурсного потенциала территории с использованием ГИС-технологий // Региональная экология. - № 1. - 1998. -С.17-23.
4. Дмитриев В.В., Фрумин Г.Т. Экологическое нормирование и устойчивость природных систем. - СПб., 2004. - 294 с.
5. Дмитриев В.В., Огурцов А.Н. Подходы к интегральной оценке и ГИС картографированию устойчивости и экологического благополучия геосистем. I. Интегральная оценка устойчивости наземных и водных геосистем // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 7. - 2012. -Вып. З.-С. 65-78.
6. Полуэктов P.A., Смоляр Э.И., Терлеев В.В., Топаж А.Г. Модели продукционного процесса сельскохозяйственных культур. - СПб.: СПбГУ, 2006. - 396 с.
7. Глазовская М.А. Методические основы эколого-геохимической устойчивости почв к техногенным воздействиям. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1997 - 102 с.
8. Осипов А.Г., Дмитриев В.В. Методика эколого-географического обоснования аграрного освоения территории // Региональная экология. № 1 - 2 (22). - СПб., 2004. - С. - 107-114.
9. Хрисанов Н.И., Осипов Г.К. Управление эвтрофированием водоемов. - СПб.: Гидрометеоиздат, 1993. - 277 с.
10. Гарманов В.В., Носов С.И., Осипов А.Г., Богданов В.Л. Научно-методические основы экологоэкономической оптимизации сельскохозяйственного землепользования // Экономика природопользования. - 2015. - № 3. - С. 43-59.
УДК 332.2.021.8
Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ (СПбГАУ, [email protected])
ПАРАДОКСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ГОСУДАРСТВА
Основы государственной политики, использование земельного фонда РФ, управление земельным фондом, развитие земельных отношений, категории земель, земли сельскохозяйственного назначения
Государственная политика Российской Федерации по управлению земельным фондом Российской Федерации в рамках Распоряжения Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (в ред. от 28.08.2014) «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы» представляет собой деятельность государства, направленную на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений, исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом [4].
Государственное управление в системе сложного состава землепользователей выполняет функции надзорного и организационного характера, направленные на реализацию земельной политики. Тем не менее важнейшей из задач проводимой в России земельной реформы является создание новой концепции земельной политики по управлению земельным фондом РФ, выступающей в качестве детерминированных форм взаимодействия между субъектами права в условиях централизованного воздействия государства, определяющего рамки возможного и должного поведения для каждого из участников посредством таких фундаментальных институтов, обеспечивающих процесс управления, как землеустройство, мониторинг земель, прогнозирование и использование земельных ресурсов [2].
Именно земельное законодательство является тем важнейшим инструментом государственного управления земельным фондом, так как формирует основы земельно-правового императива, несущего в своем содержании категорические требования организационно-экономического начала реализации учетной, плановой, контрольно-ревизионной и других функций государственного управления. Решение задач сохранения концепции правового режима реализуется посредством следующих императивнонаправленных экономико-правовых действий:
- рационализация алгоритмов установления субъектного состава использования земель различных видов использования;
- реализация гарантий действующего законодательства, обеспечивающих субъектов права, представленных в земельном и гражданском законодательстве, осуществляющих права по использованию земель;
- реструктуризация государственных и муниципальных систем, осуществляющих государственные кадастровые функции в сфере землепользования;
- совершенствование алгоритма прекращения права пользования на земельные участки у субъектов при изъятии земельных участков для государственных, муниципальных и общественных нужд;
- формирование инновационной системы реализации легитимного и юридически обоснованного изъятия земельных участков не надлежащими субъектами права на основе усиления императивности на воздействия на поведение субъекта и защиты земельных ресурсов как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
В рамках представленных изменений, внесенных Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28.08.2014), анонсированы также и перспективы будущего развития землеустроительной деятельности в свете инновационных подходов развития земельной политики государства [3],
т.е. перспективное содержание развития землеустройства предусматривает, в том числе:
- определение и уточнение содержательной части землеустроительных действий и алгоритмов их проведения;
- обоснование нормативных условий землеустроительных действий, а также последовательности их осуществления;
- документальное закрепление результатов землеустроительной деятельности и их хранения;
- реализация норм действующего земельного и экологического законодательства, направленных на императивность поведения субъектов использования сельскохозяйственных земель по проведению землеустроительных действий в рамках их охраны и эффективности землепользований.
Исходя из вышеизложенного складывается впечатление, что государственная земельная политика обретает конституционные формы, соответствующие принципам действующего земельного и гражданского законодательства и начинает трансформироваться в рамках национальных интересов и всеобщего блага в системе использования природных ресурсов.
Тем не менее уже второй год в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект Федерального закона № 465407-6 О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию.
Обсуждаемый Законопроект об отмене категорий земель и воплощении идеи о территориальном зонировании предлагает разработать иную процедуру установления и изменения границ территориальных зон, определения их видов, состава и содержания, а также установить новый порядок определения видов разрешенного использования
земельных участков. Законодатель рассчитывает с помощью закона обеспечить усиление гарантий сохранения и защиты особо ценных сельскохозяйственных земель [ 1 ].
Главной его целью является дальнейшая гармонизация земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также укрепление института собственности, создание условий для единообразного порядка установления разрешенного использования земельных участков, упрощение системы управления земельными ресурсами и строительным комплексом, сокращение количества споров, в том числе судебных, в связи с противоречиями, возникающими при определении разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с градостроительными документами (документами зонирования) и в соответствии с видами деятельности, допустимыми в пределах определенной категории земель.
Изначально планировалась широкая либерализация законодательства в этой сфере, так как разделение земельных участков на категории тормозит развитие городских и сельских поселений, не позволяет активно осваивать под строительство неиспользуемые участки.
Конечно, либерализацию рынка земельных участков проводить необходимо, и не только по причине дорогостоящих административных барьеров, вводимых сегодня органами специальной компетенции при принятии решений. Минэкономразвития планирует извлечь из такой либерализации дополнительный доход - повышение налоговых ставок на участки, не имеющие привилегированного статуса. Таким образом, мы можем утверждать, что отмена категорий вовсе не такое уж благо для землевладельцев, особенно в части роста налоговых ставок.
Но вернемся к концептуальной задаче закона. Исключение из действующего законодательства понятия «категория земель» и, соответственно, процедуры перевода и отнесения земель и земельных участков к определенной категории при условии завершения на всей территории России разработки и утверждения документов территориального зонирования, определяющих разрешенное использование земельных участков, является ударом по фундаменту всей системы земельных отношений в Российской Федерации.
Позволим себе напомнить, что категория земель представляет собой фундаментальный правовой институт, реализующий экономико-правовую функцию земельных ресурсов в аспекте их государственного назначения как уникального национального достояния и основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, правовой институт категории земель выполняет функцию государственного планирования и государственного контроля в сфере использования и охраны земельных ресурсов. Потеря (устранение) данного стратегического качества означает потерю государственности в системе ресурсоиспользования, равно как и эффективность государственного управления.
В ранее действующем законодательстве никто и никогда не запрещал использование земель конкретной категории по разным хозяйственным (комплексным) направлениям. Так, на землях сельскохозяйственного назначения всегда были участки для строений и сооружений, равно как на землях поселений всегда были участки лесного, водного и сельскохозяйственного использования.
Теперь немного о менее концептуальных мотивах несвоевременности такого грубой и экономически нецелесообразной дестабилизации земельно-правовых и социально-экономических отношений в нашей стране.
С нашей точки зрения, необходимо более объективно оценить затраты на колоссальные преобразования институциональной среды, которые неизбежно последуют при принятии проекта. Как в финансово-экономическом обосновании, так и в самом законопроекте достаточно обтекаемо указывается на источники затрат федерального бюджета. Так, из содержания законопроекта не понятно, во сколько оценивается разработка и реализация алгоритмов проведения сопутствующих подготовительных работ правового и
технического обеспечения приведения действующего законодательства к вносимым изменениям.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Во-вторых, в основу территориального зонирования авторы законопроекта предлагают положить схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом необходимо отметить, что государственная экспертиза документов территориального планирования не предусматривается. Более того, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно разрабатывать документы территориального планирования, за исключением картографического материала. Такая ситуация может отразиться на качестве утверждаемой документации и привести к неэффективным управленческим решениям в сфере землепользования.
В-третьих, в потенциальную проблему использования и охраны сельскохозяйственных угодий может вылиться установленный законом механизм подготовки и утверждения сельскохозяйственных регламентов. В данном случае бразды правления предоставляются исключительно муниципальным органам власти.
Проекты сельскохозяйственных регламентов до их утверждения подлежат согласованию с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для согласования границ территориальных зон сельскохозяйственного назначения.
Срок согласования, предусмотренный пунктом 3 настоящей статьи, не может превышать 3-х месяцев. В случае неполучения заключения о согласии или несогласии с проектом сельскохозяйственного регламента в указанный срок, проект сельскохозяйственного регламента считается согласованным.
В данном случае серьезную проблему создает компетенция лиц, разрабатывающих вышеуказанные регламенты.
В-четвертых, в настоящее время понятие «земли» используется в Земельном кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в целях подразделения земель по целевому назначению на категории. Однако в связи с предлагаемым исключением института деления земель на категории данное понятие нуждается в уточнении. При этом необходимо обратить внимание, что, как следует из определения Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2008 года № 67-Г08-5, понятия «земли» и «земельные участки» не являются тождественными.
И, наконец, хотелось бы выразить опасение, что до такой степени глубокие структурные и технологически емкие изменения, вносимые в действующее законодательство, могут породить кризис исполнения своих функций органами специальной компетенции по реализации учетной, контрольно-ревизионной, охранительной деятельности таких органов, как Росреестр, комитеты имущественных отношений, территориальные органы кадастровой деятельности, Росимущество и другие, особенно в настоящий период реструктуризации органов управления земельно-имущественным комплексом, а также при передаче полномочий от одного органа к другому [5].
Литература
1. Гарманов В.В., Загорский М.Ю. Оптимизация структуры природно-аграрных систем (сельхозпредприятий) // Тенденции развития агрофизики в условиях изменяющегося климата: Мат. междунар. конференции, посвященной 80-летию Агрофизического НИИ. - СПб., 2012.-С. 224-229.
2. Козырева Е.В. Экономико-правовые аспекты регулирования земельных отношений в системе использования территорий с особым режимом функционирования // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2015.-№38.-С. 226-229.
3. Козырева Е.В. Землеустроительные действия при установлении охранных зон объектов инженерной инфраструктуры // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования / СПбГАУ. - СПб., 2015. - С. 153-158.
4. Сулин М.А., Шишов Д.А. Основы земельных отношений и землеустройства: Учеб. пособие. -СПб., 2015.
5. Сулин М.А., Павлова В.А., Шишов Д.А. Современное содержание земельного кадастра: Учеб. пособие для вузов / Под редакцией М. А. Сулина. - СПб., 2010.
УДК 378.147
Канд. техн. наук С.М. СЕРГЕЕВ (СПбПУ [email protected]) Доктор ист. наук Т.И. СИДНЕНКО (СПбГАУ [email protected]) Д.Б. СИДНЕНКО (СПбПУ)
ПАРАДИГМА ПРЕПОДАВАНИЯ В ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (при подготовке специалистов АПК)
Управление знаниями, информационные технологии, дистанционное обучение, облачные технологии, моделирование, электронные образовательные ресурсы
Обзор учебных программ университетов развитых стран показывает, что облачные технологии для оснащения образовательного процесса уже повсеместно получили достаточное распространение. Надо отметить, что на российском рынке образовательных услуг это пока еще новое направление, которое многие руководители вузов и ППС еще не успели оценить по заслугам. При этом следует учесть, что в сфере бизнеса есть серьезный запрос на такого рода специалистов. Кроме того, есть динамика рынка, свидетельствующая о том, что университеты должны соответствовать требованиям работодателей, так как развитие этого сегмента в индустрии 1Т идет так быстро, что в сфере облачных технологий для бизнеса в России уже есть конкуренция.
Что касается такого широкого поля деятельности, как мобильное обучение в русле применения облачных технологий, то существенными сдерживающими факторами являются и то, что меняются принципы работы ППС со студентами и вытекающие из предыдущего требования к квалификации преподавательского состава. Виртуальное взаимодействие подразумевает овладение принципами коммуникации с использованием мультимедийной конвергентной [1] образовательной среды.
Позитивным шагом в направлении освоения широких возможностей нового направления при этом будет возможность более равномерно распределить на контингент обучающихся ресурс времени ППС за счет сегментации студентов по уровню знаний, интерактивной обработки контрольных заданий, снижения транспортных издержек и потерь от затрат времени на дорогу к учебному заведению.
Студенты, особенно получающие дополнительное образование, также более гибко при этом распоряжаются своим расписанием за счет возможностей предоставляемых