7. Каганович А.А. Территориально-производственная агроформация как механизм оптимального пространственного размещения и специализации аграрного сектора региональной экономики: Мат. междунар. науч. симпозиума РАСХН. - Вып. 11. - С. 125 - 136. - СПб, 2013.
УДК 332.38 Аспирант Е.В. КОЗЫРЕВА
(СПбГАУ, [email protected])
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Земельное законодательство, земельные отношения, землеустройство, правовой режим земель, территориальные зоны, зоны с особым режимом использования
В условиях реформирования земельно-правовых отношений и перманентного процесса внесения изменений в земельное законодательство государство, реализуя учетную и распределительную функцию в сфере управления земельными ресурсами, вынуждено создавать всё более унифицированные механизмы, реализующие принцип разграничения государственной собственности на землю [1]. Наличие стройной концепции управления земельными ресурсами является гарантией легитимных прав на использование земель в условиях различных форм хозяйствования и целевого использования, равно как и решения задач сохранения производительного потенциала ресурсов страны в условиях остро обнажившихся проблем необходимости обеспечения продовольственной безопасности государства и построения систем импортозамещения [2]. Создаваемые механизмы не всегда поддаются унификации в силу разнообразия форм правового содержания в использовании земель с особым режимом функционирования.
Ярким примером совершенствования земельных отношений является реализация системы правового обеспечения режима использования линейных объектов электросетевого хозяйства, в частности, нас в большей мере интересует вопрос правового регулирования использования земель в охранных зонах означенных объектов инженерной инфраструктуры, выступающих в качестве наименее урегулированного сегодня элемента обременения земель сельскохозяйственного назначения [3].
Следуя принципу, что перераспределение земель должно регулироваться государством и осуществляться в устойчивом правовом пространстве, оно должно быть ориентировано на организацию полного, рационального и эффективного использования земельных ресурсов в интересах всего общества [4].
Уточним, что система земельно-правовых отношений лишь на первом этапе представлена документацией, закрепляющей право на использование земельных участков в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства - это с одной стороны. С другой - установление особого режима данных земель преследует экологические и социально-экономические задачи использования территорий и тесно связаны с решением вопросов землеустроительной деятельности.
Одной из ключевых задач в создавшихся условиях является повышение роли землеустройства как государственного мероприятия, определяющего и регулирующего земельные отношения. Как политика является концентрированным выражением экономики, так и землеустройство должно являться концентрированным выражением отношения государства к использованию ее земельных ресурсов [5]. На таком понимании землеустройства должна базироваться современная концепция землеустройства.
Правовая база, регулирующая земельные отношения в стране, должна отражать не только проводимую государством земельную политику, но и исходить из теоретических положений о роли земли в общественном производстве, организации рационального землевладения и землепользования, обеспечении экономической и экологической устойчивости предприятий энергетики [6].
Факторы, определяющие необходимость концепции землеустройства территориальных зон объектов энергетики, определяются следующими положениями:
1. Землеустройство территориальных зон объектов энергетики должно осуществляться на всех территориальных уровнях проведения землеустройства [7].
2. Первоочередное решение задач установления охранных зон предопределяется необходимостью достижения требований безопасного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
3. Объект землеустройства должен рассматриваться как эколого-хозяйственная система определенного уровня со свойственным ей техногенно-измененным природным динамическим комплексом [8].
Осуществление мероприятий по установлению охранных зон объектов инженерной инфраструктуры бесспорно является наиболее важным комплексом работ, необходимых для обеспечения их безопасного функционирования и эксплуатации.
Иллюстрируя вышесказанное, рассмотрим процесс установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, который осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Постановление Правительства РФ № 160).
Комплекс работ, обеспечивающий внесение сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - Объектов) в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), включает следующие основные этапы:
1. Выполнение комплекса землеустроительных работ по описанию местоположения границ охранных зон Объектов.
2. Согласование границ охранных зон Объектов территориальными органами Ростехнадзора.
3. Формирование землеустроительных дел по описанию границ охранных зон Объекта и передача их в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФД).
4. Внесение в ГКН сведений о границах охранных зон Объектов в объеме, предусмотренном законодательством.
5. Установление на местности (маркировка) границ охранных зон.
Рассмотрим каждый из указанных этапов.
Описание местоположения границы охранной зоны производится посредством определения координат характерных точек (т.е. точек изменения описания границы охранной зоны и деления её на части) и составления текстового описания прохождения границ указанных зон.
Описание местоположения границ охранных зон возможно начать только после проведения подготовительных, полевых, геодезических и картографических работ. В рамках подготовительных работ осуществляется сбор и анализ документов и материалов по объектам электросетевого хозяйства, в том числе запрашиваются сведения ГКН в виде кадастровых выписок на земельные участки, занятые Объектом, кадастровые планы соответствующих территорий, сведения о границах муниципальных образований, картографических материалов требуемых масштабов, техническая документация на Объект (у собственника объекта).
В случае отсутствия каких-либо из перечисленных сведений в отношении соответствующих Объектов проводятся полевые, геодезические и картографические работы, которые могут включать в себя:
- полевое обследование с уточнением технических характеристик Объектов;
- проектирование и создание опорной межевой сети для выполнения геодезических работ;
- полевое обследование пунктов ГГС с целью оценки их фактического состояния и выявления пунктов, пригодных для геодезического обеспечения картографических работ;
- координирование объектов электросетевого хозяйства в системах координат, принятых для ведения ГКН в соответствующих кадастровых округах;
- изготовление для графической части карты (плана) объекта землеустройства картографических материалов.
После получения всех исходных материалов можно приступать к непосредственному описанию местоположения границы охранной зоны Объекта. Следует отметить, что для объектов электросетевого хозяйства устанавливаются различные требования к границам их охранных зон в
зависимости от типа сооружения и класса напряжения. Например, для линий электропередачи напряжением 330 кВ охранные зоны устанавливаются в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 30 метров.
Работы по определению характерных точек границы охранной зоны Объекта необходимо осуществлять с использованием методов и инструментов с точностью, установленной приказом Минэкономразвития России 03.06.2011г. № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».
В результате работ по описанию местоположения границ охранных зон Объектов составляется карта (план) объекта землеустройства. Форма карты (плана) и требования к ее составлению установлены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009г. № 621.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ № 160 граница охранной зоны подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике (Ростехнадзор). При этом следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» установлено, что не требуется согласование с Ростехнадзором границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ № 160, т.е. до 24 февраля 2009г.
Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержден Приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9.
После согласования территориальным управлением Ростехнадзора границы охранной зоны, документы и материалы, полученные при выполнении работ по описанию её местоположения (карта (план) объекта землеустройства), формируются в землеустроительное дело. Один экземпляр землеустроительного дела в обязательном порядке подлежит передаче в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (Статьи 22 и 24 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
Получение отметки территориального управления Росреестра о передаче землеустроительного дела по описанию границы охранной зоны в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, позволяет внести сведения об охранной зоне в ГКН.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы Государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В целях предотвращения нарушений в границах охранных зон, в том числе размещения на земельных участках объектов, нахождение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновения пожара, охранные зоны подлежат маркировке путем установки предупреждающих знаков. На указанных знаках должна содержаться информация о размере охранной зоны, информация о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения ограничений, исчерпывающий перечень которых содержится в соответствующих нормативных актах.
Таким образом, двигаясь от общего к частному в системе анализа действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих императивно-диспозитивные границы регулирования деятельности субъектов в сфере использования земель с особым режимом функционирования, мы попытались сформировать унифицированный алгоритм установления таких зон на примере объектов электросетевого хозяйства, позволяющий заинтересованным лицам в полной мере обеспечить легитимность своих действий в процессе эксплуатации хозяйственных объектов.
Кроме того, изложенное выше позволяет нам заключить, что в российском законодательстве к настоящему времени создана достаточно полная и эффективная нормативная база, позволяющая осуществлять землеустроительные действия, направленные на территориальную организацию охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Реализация земельно-правового императива, заложенного в законах и подзаконных актах, в полной мере обеспечивает выполнение задач
рационального и эффективного использования земель в условиях комплексных форм использования земельных участков на основе принципов экологизации.
Л и т е р а т у р а
1. Ревнова М.Б., Шишов Д.А. Правовая основа государственного управления земельными ресурсами на современном этапе// Правовая политика и правовая жизнь. -2004.- № 3.- С.42.
2. Сулин М.А., Шишов Д.А. Производительный потенциал земельного участка и его экономическая оценка: Уч. пос. - Великий Новгород: Изд-во: Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого, 1998 - 43 с.
3. Быкова Е.Н., Бутина В.В. Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании // Инженерный Вестник Дона.- 2014. - № 2. - URL: www.ivdon.ru (доступ свободный) - Загл. С экрана. - Яз. Рус.
4. Шишов Д.А. Продовольственная безопасность государства в аспекте трансформации земельно-правовых отношений // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - № 5. - С. 41-43.
5. Сулин М.А., Павлова В.А., Шишов Д.А. Современное содержание земельного кадастра: Уч. пособие; Под ред. М.А. Сулина. - СПб.: Проспект Науки, 2010. - 272 с.
6. Шишов Д.А., Стрекулев Г.Б. Методические подходы к экологической рационализации землепользования техногенных ландшафтов (землеустроительный аспект):/ Сб. докл. молодежной науч.-практ. Конф. в рамках XLIII Недели науки СПбПУ (Санкт-Петербург, 1-6 декабря 2014 года). Секция «Природообустройство»/ СПбПУ. - СПб., 2014. - С. 46-49.
7. Шишов Д.А. Шабанов М.В., Стрекулев Г.Б., Актуальные проблемы техносферной безопасности и природообустройства: Мат. междунар. науч.-практ.конф. (г. Благовещенск, 12 февраля 2014 г.). -Благовещенск: ДальГАУ, 2014. - 310 с.
8. Шишов Д.А., Шишов А.Д., Козырева Е.В. Некоторые вопросы реализации государственной земельной политики в системе рационализации инвестиционной деятельности // Юридическая Мысль. -2013. - № 5 (79). - С. 120-127.
УДК 378.14 Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ
(СПбГАУ, [email protected])
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ АЛГОРИТМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Высшее профессиональное образование, инновационная образовательная деятельность, землеустроительное образование, взаимодействие вузов и работодателей
Необходимость реструктуризации, реализуемой в современной экономике, связана с явно выраженной тенденцией снижения эффективности использования традиционных ресурсов экономического роста государства не столько в технологическом, сколько в научно-прикладном и кадрово-образовательном аспектах.
Совершенствование системы инновационного развития научно-практических знаний в полной мере предопределено острой необходимостью внедрения в экономику новых технологий, товаров и услуг, создаваемых на основе формирования систем взаимодействия вузов и профильных предприятий соответствующей отрасли [1].
Основные направления таких форм взаимодействий обозначены в Концепции развития образования РФ до 2020, включающей в себя развитие системы общего образования, предусматривающего индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, на развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
Правительство РФ на протяжении последних лет последовательно осуществляет меры по реформированию образования, основным направлением которых является адаптация системы образования к потребностям современного рынка.
На сегодняшний день взаимодействие между вузами системы подготовки специалистов в сфере землеустройства и кадастров и работодателями находится на недостаточном уровне. В условиях реформирования высшей школы были потеряны устойчивые связи между работодателями и