дической, воспитательной, учебной и кадровой работе. Основными критериями для оценки эффективности информационного обеспечения управления были определены:
- временные показатели (время разработки программы, время оценки качества обучения, время составления отчетов, время планирования разного уровня);
- содержательно-плановые показатели (количество методических разработок, пособий, программных средств обучения, внедрения НИР);
- качественно-количественные (качество обучения и воспитания, количество ППС занимающихся НИР, остепененных научных работников).
Результаты формирующего эксперимента показали существенный прирост в контрольной группе по основным критериям,
Библиографический список
так временные показатели возросли на 42%, содержательно-плановые на 38%, качественно-количественные на 36%.
Разработанная методика позволяет сформировать автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса в ВУЗе МВД, которые позволяют: сформировать основу информационной инфраструктуры для принятия управленческих решений в педагогической деятельности; освободить профессорско-преподавательский состав от малопроизводительного, рутинного труда по составлению планов и отчетных документов; осуществлять планирование учебной, методической, научной и воспитательной работой; оперативно получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебно-воспитательного процесса на кафедрах и каждого преподавателя.
1. Иванов, И.П. Проблемы информатизации юридического образования в системе МВД РФ: мат. всероссийского семинара-совещания «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе госстандартов второго поколения». - Барнаул, 2002.
2. Литвинов, В.А. Инструментарий создания электронных учебников // Материалы Всероссийской научно-практической конф. - Барнаул, 2002.
3. Беднова, Л.Н. Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2000.
4. Гинис, Л.А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Таганрог, 1998.
Bibliography
1. Ivanov, I.P. Problemih informatizacii yuridicheskogo obrazovaniya v sisteme MVD RF: mat. vserossiyjskogo seminara-sovethaniya «Problemih transformacii i kachestva sociogumanitarnogo obrazovaniya v vuzakh Rossii na osnove gosstandartov vtorogo pokoleniya». - Barnaul, 2002.
2. Litvinov, V.A. Instrumentariyj sozdaniya ehlektronnihkh uchebnikov // Materialih Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konf. - Barnaul, 2002.
3. Bednova, L.N. Metodika modelirovaniya upravlencheskoyj deyateljnosti v sisteme municipaljnogo obthego, doprofessionaljnogo i nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2000.
4. Ginis, L.A. Issledovanie i modelirovanie processov prinyatiya resheniyj v sisteme obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Taganrog, 1998.
Статья поступила в редакцию 15.12.11
УДК 79606+378
Koksharov S.A SOME ASPECTS OF AN INTEGRATED TELECOMMUNICATE EDUCATIONAL ENVIROMENT AND A
MODULAR TECHNOLOGY OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. In the article some aspects of an integrated virtual telecommunicate educational environment as the means of a personality and sociocultural development of students in the process of teaching them English are being considered. The synthesis of a virtual environment and a modular technology is determined by the exterritorial principle that enables an interaction and modeling of the role situations that will prove to be useful for students in their future professional activities.
Key words: a module, environment, education, a virtual educational environment, telecommunications, telecommunicativity, a gradual modular capacity, an absolute identity of reproduction, versatility of reproduction, an effect of a predictable expectation.
С.А. Кокшаров, соискатель СГА, г. Бийск, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды как средства личностного и социокультурного развития студентов при обучении иностранному языку Синтез единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии обусловливается принципом экстерриториальности, что способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: модуль, среда, образование, виртуальная образовательная среда, телекоммуникации, телекоммуникативность, постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.
Современным вузовским преподавателям, по мнению многих ученых, особенно важно формировать профессиональную компетентность будущих специалистов, что, в первую очередь, связано с нацеленностью выпускников вуза на оптимальную реализацию возможностей в любой сфере деятельности. Необходимость обновления системы высшего профессионального образования изменила и отношение к иностранному языку, практическое овладение которым становится обязательной составляющей гуманитарного образования в вузе.
Следует отметить, что наряду с профессиональной грамотностью встает вопрос о языковой компетенции, поскольку современному обществу требуются специалисты со знанием минимум одного, а то и двух иностранных языков. Тем не менее, образовательные стандарты не в полной мере дают возможность профессиональной подготовки таких специалистов, которые могут относительно свободно излагать свои мысли в заданной или реально возникающей речевой ситуации. Создается некий вакуум в общении и нарушается основная функция языка - коммуникативная.
На наш взгляд, этот вакуум общения призвана восполнить особая языковая образовательная среда, главное назначение которой - служить средством коммуникации, личностного и социокультурного развития студентов. Этой средой, по нашему мнению, является единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда.
Рассмотрим данное понятие с точки зрения каждого компонента и уточним термин «единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда».
1. Понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Среда, с философской точки зрения, это - социальные, культурные, экономические факторы и природные условия жизни людей [1, с. 368]. В психологии этот термин используют для характеристики того, что противостоит человеку в окружающем его мире [2, с. 237]. В педагогике под средой понимают специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности обучающихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу [3, с. 193].
Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая среда», «жизненная среда» и др. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека.
Понятие «среда» неотделимо от понятия «образование». Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». Так, например, В.В. Рубцовым смысл образования определяется как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство общественной жизни в пространстве культуры» [2, с. 5-6].
И.Я. Лернер констатирует: «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире» [4, с. 6].
Е.В. Ширшов определяет «образование» как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимися установленных государством образовательных цензов; в сфере образовательных технологий - система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результаты личностного, социального и профессионального развития» [3, с. 125].
В.А. Ясвин под образовательной средой или (средой образования) предлагает понимать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5, с. 14].
Исходя из вышеизложенного, уточним понятие «образовательная среда» в узком и широком аспектах.
2. Образовательная среда в узком аспекте - это часть внешнего пространства, заполненная информационными ресурсами и включающая в себя образовательные технологии, модели и стандарты, направленные на обеспечение учебного процесса.
3. Образовательная среда в широком аспекте - это часть внешнего пространства, противостоящая человеку в окружающем его мире, заполненная информационными ресурсами, и включающая в себя образовательные технологии, выступающие как система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результат личностного, социального и профессионального развития человека в образовательном учреждении; совокупность сконструированных специальным образом под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.
4. Виртуальная среда - это абстрактно - мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя, создание подобия реальной обстановки с помощью компьютерных устройств, мультимедиа - операционных и телекоммуникативных средств [6].
5. Телекоммуникации - особая система территориально распределенных интегрированных информативно-визуальных и компьютерных сетей, предназначенных для обеспечения надежной, оперативной и защищенной передачи данных между структурными подразделениями организаций и призванных обеспечить доступ пользователей к единым общим и локальным ресурсам вузовских информационных систем.
6. Телекоммуникативность - способность включения субъектов обучения в телекоммуникационный процесс, а именно: процесс виртуального общения посредством передачи учебного контента от головного вуза к территориально распределенным дистанционным центрам [6].
7. Единая виртуальная телекоммуникативная образова-т ельная среда - это часть внешнего пространства, объединенного сплошной сетью информативно-визуальных, компьютерных, мультимедиа-операционных образовательных средств и предназначенного для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем. Это особым образом организованная комплексная система, реализующая с помощью разветвленной мультимедийной инфраструктуры ощущение непосредственного вхождения в учебный процесс и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Это образовательный процесс, подобие реальной обстановки, представленные в сознании субъектов обучения как реально происходящие посредством телекомпьютерных устройств (звуком, зрительными образами, тактильными ощущениями) [6].
Единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда позволяет осуществить непрерывный образовательный процесс в любом месте дислокации, будь то головной вуз или распределенные центры дистанционного обучения и погрузить обучающихся в языковую атмосферу, тождественную реальной. Мы рассматриваем такую виртуальную среду как единый макромодуль, в который входят образовательный контент головного вуза (приемо-передающий спутник, видео, звук, данные, модуль односторонней спутниковой передачи, модуль двусторонней спутниковой передачи, модуль приема данных, модуль приема и передачи данных, образовательный контент распределенного вуза, виртуальный модуль, информационный модуль, обучающий модуль ЛОКП - лингвистические обучающие компьютерные программы, учебные элементы каждого модуля, электронные формы контроля - текущий, промежуточный, рубежный, итоговый, уровни языковой компетенции, система оценивания языковых компетенций студентов).
В рассматриваемой нами единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среде мы выделяем следующие дефиниции/ постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.
• Постепенная наполняемость модуля. Под постепенной наполняемостью модуля мы понимаем планомерное замещение элементов виртуальной среды реальными. Это осуществляется посредством интерактивного обучения (коллективные и компьютерные тренинги, слайд и видеолекции, импрессинговые фильмы, деловая игра), повышения социокультурного уровня работников и студентов вуза. Приобретая коммуникативные навыки в виртуальной среде, студенты переносят их в реальный образовательный процесс, моделируют подобные ситуации во время коллективных тренингов.
• Абсолютная идентичность воспроизведения. Под абсолютной идентичностью воспроизведения мы понимаем абсолютное 100% «наложение» виртуальной телекоммуникативной среды на реальную образовательную среду. При этом мы принимаем во внимание четыре вида речевой деятельности - аудирование, чтение, письмо, устную речь (монологическую и диалогическую). Тем не менее, целесообразно сделать одно исключение: наложение приобретенных фонетических навыков не всегда совпадает с произносительными навыками носителей языка.
• Универсальность воспроизведения. Воспроизводить материал можно повсеместно, независимо от степени удаленности от «пилотного» центра. Это достигается посредством разветвленной информационной телекоммуникативной мультимедийной сетью, которая обеспечивает качественное образование в равной степени и в отдаленных районах и крупных мегаполисах.
• Эффект прогнозируемого ожидания. Под эффектом прогнозируемого ожидания мы подразумеваем ожидаемую разницу между реальной и предполагаемой динамикой качественных показателей по всем параметрам: в языковых компетенциях студентов, структурных компонентах модели: потребностно-мотива-ционном, эмоционально-волевом, когнитивном, деятельностном, оценочном с учетом создания для этого необходимых условий посредством включения в учебный процесс единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды.
В соответствии с квалификационными характеристиками специалистов, заканчивающих высшее учебное заведение, ставятся следующие основные задачи: специалист должен уметь
самостоятельно работать на иностранном языке со специальной литературой, с каталогами, патентами, зарубежными журналами по профилю вуза, выделять новую информацию и ключевые фрагменты текста, приобрести навыки и умение вести беседу с зарубежными коллегами на профессиональные темы при участии в международных конференциях.
Для этой цели необходима интеграция как новых обучающих технологий, так и традиционных. Как показали различные исследования, одной из наиболее эффективных технологий является модульное обучение студентов иностранному языку.
Основная идея этой технологии состоит в расчленении содержания каждой дисциплины на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами. Как отмечала в своих исследованиях П.А. Юця-вичене, «модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей блок целевых действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно - координирующей» [7].
Дж. Рассел модулем называл «автономную порцию учебного материала», «учебный пакет, охватывающий тему конкретного курса», считая ее единицей содержания обучения [8]. Иначе определяют модуль И. Прокопенко, Дж. Уайт, Л. Биттель, Р. Эклес, которые отмечают, что под модулем следует понимать еще меньшую составляющую обучения - элемент или множество элементов, связанных одной дидактической целью [9; 10]. А.А. Вербицкий отмечает, что модуль - это не совокупность знаний, умений и навыков, а некоторое системное качество специалиста, обеспечивающее ему возможность эффективного решения определенного круга задач и проблем [11].
Модуль рассматривается в контексте с темой учебного предмета. В нем все измеряется, все оценивается: задания, посещение занятий, стартовый, промежуточный, рубежный и итоговый уровень знаний студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни его изучения, способствующие приобретению знаний, умений и навыков. В этом обучении заранее запрограммированы не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества знаний.
Модульная технология предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Студенты должны знать перечень основных понятий, знаний и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после его изучения. Как правило, формой контроля используется тест.
Модульная технология в силу своей гибкости используется при изучении иностранного языка в группах различной языковой подготовки любого учебного заведения. Оно служит эффективным средством формирования самоорганизации, дис-
Библиографический список
циплинированности и активности студентов. Системный контроль знаний и достижений студентов составляет ключевой элемент модульной технологии. Модульно-рейтинговая система позволяет оценивать конкретные шаги каждого студента в рамках отдельного модуля и всего учебного курса, ориентирует студентов на получение максимального количества баллов. Это позволяет организовать систематическую повседневную работу студентов, что исключает элемент случайно-ст и. Подтверждением тому являются результаты исследований, полученные Г.В. Лаврентьевым и Н.Б. Лаврентьевой, М.А. Чоша-новым, Н.В. Медведенко и др.
На основании вышеизложенного и, опираясь на практический опыт по исследуемой теме, мы делаем следующие выводы:
1. Наиболее эффективным средством обучения иностранному языку является применение модульной технологии в теории и практике высшего образования. Эта технология является открытой формой обучения и строится по блочно-модульному принципу. Организация и предъявление материала происходит различными порциями - модулями, представляющими сжатый автономный блок учебной информации.
2. Модель и технология модульного обучения иностранному языку доказывают достаточно высокую эффективность и могут применяться в процессе обучения и другим дисциплинам.
3. Профессиональная направленность в условиях модульной технологии способствует пробуждению интереса к будущей специальности, мобилизует внутренний потенциал студентов (психический, эмоциональный, волевой) на овладение будущей профессией, развивает творческий поиск, инициативу и мышление будущих специалистов.
4. Основной акцент в модульной технологии делается на организацию различных видов деятельности обучаемых. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в «координатора» учебного процесса.
5. Обучение студентов в условиях единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые пригодятся им в профессиональной деятельности и помогут быстрее и безболезненнее адаптироваться в современной жизни.
6. Экспериментально установлено, что качество усвоения знаний, передаваемых опосредованно (через учебники, видеофильмы, обучающие компьютерные программы, интернет-семинары и др.), по меньшей мере, не уступает качеству обучения методам прямых контактов с преподавателем. Это позволяет использовать принцип экстерриториальности при подборе профессорско-преподавательского состава (ППС). Потенциальная компетентность экстерриториального (проживающего в различных городах и странах) ППС неизмеримо выше традиционного, набираемого в одном городе.
7. Изменяются формы взаимодействия преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным: лекция, семинар, контрольные и проверочные работы приходят активные формы обучения: ролевые игры, коллективные и индивидуальные тренинги, разновидности дискуссий и т. д.
8. Изменение целей, содержания и формы обучения оказывает существенное влияние на характер обучения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личности в поступках, ответственность в выборе, положительный эмоциональный фон - все это становится доминантой отношений.
1. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.] / под ред. А.П. Алексеева. - М., 2008.
2. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М., 2007. - Ч. 2.
3. Ширшов, Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь. - Ростов н/Д., 2006.
4. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. - М., 1995.
5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
6. Карпенко, М.П. Телеобучение. - М., 2008.
7. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения. - Вильнюс, 1989.
8. Russell, J.D. Modular Instruction / J.D. Russell // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis, Minnessota, 1974.
9. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. - 1981.
10. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development / I. Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. - Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981.
11. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. - М., 1991.
Bibliography
1. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / A.P. Alekseev, G.G. Vasiljev [i dr.] / pod red. A.P. Alekseeva. - M., 2008.
2. Nemov, R.S. Psikhologiya: slovarj-spravochnik: v 2 ch. - M., 2007. - Ch. 2.