Научная статья на тему 'Особенности реализации модульной технологии обучения иностранному языку в вузе'

Особенности реализации модульной технологии обучения иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокшаров Сергей Анатольевич, Орлов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации модульной технологии обучения иностранному языку в вузе»

Авторская позиция учителя - практика есть поиск и обретение ценностно-смысловых ориентиров педагогической деятельности, построение диалога в системе «ученик-учитель», свобода выбора технологий, наиболее отвечающих задачам гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса, активность в целеполагании преподавания, принятие на себя ответственности за салюразвитие и развитие личности ребенка. Авторская позиция учителя предполагает преобразование его профессиональноличностных качеств и условий педагогической деятельности на всех её уровнях: потребностно-мотивационном, ценностно-смысловом, эмоциональноволевом, установочно-операциональном - для становления субъектности учителя и субъектности ученика.

Библиографический список

1. Клочко, В. Е. Воспитание как суверенизация личности // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой учащейся молодёжи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе», 21-23 марта 2000 г. - Барнаул, 2000. -С. 20-24.

2. Критнамурти, Д. Образование и смысл жизни. - Киев, М., 2003, - 192 с.

3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. - С116., 1997. - 430 с.

4. Орлов, А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 16-24.

5. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. - М., 2002. -272 с.

6. Слободчиков, В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995. -384 с.

7. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

УДК- 79606 + 378

С. А. Кокшаров, А. Н. Орлов

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Модульное обучение студентов иностранному языку дополняет традиционные методы, оно позволяет погрузить в сферу развивающего обучения значительное количество студентов, обучагь их самостоятельному поиску информации, творчсски осмысливать и перерабатывать ее и самостоятельно действовать в изменяющихся условиях. Сущность модульного обучения заключается в том, что студент с помощью преподавателя или самостоя-

тельно, достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Обсуждаемая проблема имеет практическую ценность, т. к. позволяет использовать современные компьютерные технологии при обучении иностранным языкам в высшей школе Коренные изменения, произошедшие в социокультурной и экономической сфере постиндустриального общества в последние десятилетия, не могли не затронуть систему высшего профессионального образования. Меняется менталитет и отношение к иностранному языку, практическое овладение которым становится обязательной составляющей гуманитарного образования в вузе. Следует отметить, что учебный процесс в наше время характеризуется созданием новых методов, технологий обучающих и информативных программ, которые не заменяют, а дополняют традиционные методы обучения. Одной из таких технологий является модульное обучение студентов иностранному языку.

Понятие «модуль» (от латинского modulus- «мера») имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в целом, оно означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике модуль рассматривается как часть всей системы, без знаний которой дидактическая система «не срабатывает».

Дж. Рассел модулем называл «учебный пакет, охватывающий тему конкретного курса», считая ее единицей содержания обучения [9]. Иначе определяют модуль I. Prokopenko, J. White, L. Bittel и R. Eckles, полагая, что под модулем следует понимать еще меньшую составляющую содержания-эле-ментили множество элементов, связанных одной объединяющей дидактической целью [8]. Определение модуля через предполагаемую профессиональную деятельность дает и А. А, Вербицкий: «Модуль - это не совокупность знаний, умений, навыков, а некоторое системное качество специалиста, обеспечивающее ему возможность эффективного решения определенного круга профессиональных задач и проблем» [1, с. 74]. Одним из наиболее полных и конкретных определений модуля является определение П. А. Юцявичене: «Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [б, с. 24].

Модуль совпадает с темой учебного предмета, в тоже время, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задания, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества знаний.

Сущность модульного обучения заключается в том, что студент с помощью преподавателя или самостоятельно, достигает конкретных целей учеб-

но-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Обучающийся имеет инструкцию, в которой определены:

1. Цель усвоения модуля,

2. Поиск учебного материала (Где найти учебный материал?).

3. Способы овладения им (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.)?

4. Проверка правильности выполненной задачи. Контроль (тесты, письменные работы, сообщения и т. д.) определяет степень усвоения учебного материала.

Модульное обучение предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями).

Студенты при модульном обучении должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля используется тест [3; 4; 5].

Многие российские институты дистанционного образования, например, Современная Гуманитарная Академия - строят свои учебные программы именно на основе модулей. Это позволяет погрузить в сферу развивающего обучения значительное количество студентов, обучать их самостоятельному поиску информации, творчески осмысливать и перерабатывать ее и самостоятельно действовать в изменяющихся условиях. Модули являются зачетными единицами (кредитами по терминологии Болонского процесса). Изучение каждого модуля рассчитано примерно на 45 академических часов (36 академических часов без учета экзаменационных сессий), включающих обязательные консультативно-тренинговые занятия и работу с текстами [7].

Занят ия по иностранному языку нами строятся на основе 8 рабочих учебников - юнит, каждый из которых представляет собой отдельный модуль. В свою очередь, модуль включает в себя дидактические единицы: фонетические упражнения, грамматические упражнения, лексико-грамматические упражнения, аутентичные тексты для чтения. Все это способствует целенаправленному и глубокому усвоению всех видов речевой деятельности по иностранному языку: развитию монологической и диалогической речи, поисковому чтению, письму, приобретению навыков составления деловых документов на английском языке.

Глоссарий, тематический обзор учебного материала и алгоритм его усвоения представлены в модуле в виде перечня необходимых умений и навыков, которыми студенты должны овладеть после его прохождения.

Модульный рабочий учебник сопровождается модульными лекциями (по отдельному модулю), которые выполнены в виде слайд-лекций, аудиолек-

ций, а также телелекций, просматриваемых обучающимися коллективно или индивидуально на специальных технических средствах.

Индивидуальный компьютерный тренинг (ИКТ) является одним из обязательных элементов модуля. Занятия проводятся в аудитории, которая оборудована индивидуальными компьютерными местами с микрофоном и наушниками. Этот тренинг основывается на базе обучающей компьютерной программы “Reward”, являющейся компьютерной версией оксфордского курса английского языка, которая совершенствует традиционные методы изучения языка, используя возможности мультимедиа технологий. Студент при ознакомлении с теоретическим материалом изучает новые слова, отрабатывает произношение с использованием микрофона. Закрепление изученного основано на выполнении практических заданий. Контроль усвоения знаний осуществляется посредством тестирования. Все видео, аудио-материалы и программы профессионально озвучены носителями языка, для контроля правильности произношения применена технология Via Voice корпорации IBM (модуль распознавания речи, визуализация произношения). Работа пользователя оценивается по двухбалльной системе («зачет-незачет»). Длительность аудиторных занятий по программе составляет 2 академических часа. Допуск студента к занятию осуществляется по предъявлению студентом RF-карты. После прохождения инструкгажа по работе с программой студент вносит в нее первоначально номер студенческого билета, после чего получает допуск для работы.

Программа «Reward» является версией Оксфордской обучающей программы, в которую входят 2 уровня вместо 4: Elementary (начальный уровень) и Pre-intermediate (допромежуточный уровень). Начальный уровень предназначается для студентов 1 курса, допромежуточный, соответственно для второкурсников. В каждом из уровней имеется по 40 уроков, причем на модульный учебник (юниту) отводится из них по 10 уроков, 2 проверочные работы (Progress Check) и 2 видео-урока (Video Lessons). Урок является структурным элементом учебного модуля, в котором материал разбит на более мелкие дискретные единицы - фонетический материал, лексический материал, грамматический материал.

Фонетический материал реализуется на протяжении всего модуля, в котором применена современная графическая технология, позволяющая приблизить графическое изображение голоса обучающихся к оригинальной графической фонограмме носителей языка. В процессе прослушивания оттачиваются навыки произношения и аудирования, т. е. умения воспринимать речь носителей языка на слух. Особую ценность в этом плане представляют видеоуроки, которые построены в форме занимательного, интересного, живого видеофильма, имеющего свою сюжетную линию, проходящую через все модули. В случае затруднения студенты могут прослушать видеофильм с субтитрами, а затем постепенно «убрать» зрительную опору.

Грамматический материал на начальном уровне предъявлен в наглядных обобщающих таблицах и упражнениях, причем главное внимание уделяется

грамматическим структурам, характерным для употребления конструкций и моделей предложения в собственной устной и письменной речи.

Лексический материал делится на рецептивный и репродуктивный, иными словами, на пассивный и активный. Активизация лексики происходит в процессе обеспечения грамматически правильной устной речи и развития навыков чтения текстов по специальности, с различными установками на степень полноты и точности понимания. Расширение активного вокабуля-ра (словаря) происходит на материале модульного учебника, текстов по специальности по конкретным темам. Объем активной лексики по окончании прохождения модулей составляет 5000 лексических единиц, в том числе общеупотребительной лексики - 2000 лексических единиц, специальной лексики - 500 лексических единиц. Таким образом, в каждый из 8 модулей компьютерной программы «Reward» входят модульная лекция, компьютерный тренинг в виде модульных уроков, работа с электронной библиотекой. После прохождения учебного модуля проходит дифференцированное тестирование, а по прохождении всех модулей назначается письменный экзамен.

Если говорить о результатах тестирования, то необходимо отметить промежуточное тестирование. Это так называемые проверочные работы (Progress Check). В самой компьютерной программе имеется электронный журнал учета работы студентов, в котором за каждый вид задания выставляется процент выполненной работы. После завершения работы ставится общий процент.

Нами разработана дифференцированная система оценки промежуточного тестирования по следующим критериям:

- 95-100% правильных ответов - «отлично»;

- 81-94% правильных ответов - «хорошо»;

- 65-80% правильных ответов - «удовлетворительно»;

- менее 65% правильных ответов - «неудовлетворительно».

Те же самые критерии относятся и к итоговому тестированию после прохождения студентами учебного модуля. В ходе исследования установлено, что на учебный модуль отводится от 36 до 54 часов. В первом семестре на прохождения модуля выделяется 36-54 часов. Во втором семестре количество часов остается практически неизменным: от 38 до 54 часов. «Пиковым» прохождением модуля является третий семестр, когда в распоряжении студентов имеется 54—72 часов.

На завершающем этапе в учебном плане отводится 48-76 часов. Каждый из 8 модулей включает в себя: а) вводную лекцию; б) модульную лекцию; в) компьютерный тренинг; г) работу с электронной библиотекой; д) модульный тест; е) подготовку к экзамену; ж) сам экзамен, как итоговый контроль усвоения модуля (табл. 1, 2).

Таблица I

Распределение часов по каждому виду работ при изучении модуля

Семестр № модуля Вводная лекция Модульная лекция Компьют. тренинг Работа с электронной библиотекой Модульный | тест Подготовка к экзаменам Экзамен Итого

1 ] 2 8 14 4-11 2 35-54

1 2 4 14 4-11 36-54

2 3 2 !4 5 2 38-54

2 4 10 14 5 2 38-54

3 5 4 14 2 54-72

3 6 2 14 2 54-72

4 7 4 14 2 78-76

4 8 4 14 2 2 2 48-76

Таблица 2

Виды и средства обучения иностранному языку при изучении модуля

Виды обучения Средства обучения

Рабочий учебник Импритинговые фильмы Материалы настенного обучения Обучающие компьтерные программы Коллективные тренинги Модульные слайд-лекции, аудиолекции [Р-хеллинг, работа с текстами в. электронной двухуровневой библиотеке Тест-тренинг Учебные базы для промежуточной аттестации Экзамен

Глоссарное обучение + +

Алгорит- мическое усвоение умений + +

Погружение в учебную среду + +

Обзорное обучение + + +

Развива- ющий тренинг + +

Итоговый контроль знаний + +

Опыт работы показал, что использование модульного обучения обеспечивает:

- непрерывность обучения и преемственность различных уровней языковой подготовки (школа - среднеспециальное учебное заведение - ВУЗ);

- гибкость курса (выбор модулей и их комбинацию в зависимости от возможного изменения программы базовых дисциплин; дифференциацию модулей в зависимости от уровня языковой подготовки группы и количества часов, отводимых на иностранный язык и других факторов);

- возможность сочетания традиционных и новых коммуникативных методик обучения иностранному языку для развития умений и навыков общения на разных уровнях;

- систематизацию полученных студентами знаний, навыков и умений в результате четкой реализации учебных дискретных единиц;

- рациональное использование мультимедийных средств, ТСО, дидактического и наглядного материала.

Таким образом, модульное обучение в силу своей гибкости может быть использовано при преподавании иностранного языка в группах различной языковой подготовки любого учебною заведения независимо от сетки часов. Оно служит эффективным средством формирования внутренней самоорганизации, дисциплинированности и активности студентов.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход; метод, пособие, - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

2. Закорюкин, В. Б., Панченко, В. М., Твердин, J1. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам / Проблемы вузовского учебника.-Вильнюс: ВГУ, 1983.-С. 73-75.

3. Лаврентьев, Г. В., Лаврентьева, Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1994, ■ 128 с.

4. Лаврентьева, Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. Учебн.пособие. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. - 252 с.

5. Третьяков, П. И., Сенновскпй й. Б. Технология модульного обучения в школе. - М., 1997. - 324 с.

6. Юцявичене, П. А. Основы модульного обучения. - Вильнюс: Изд-во и ПКР-РиСНХ. 1989.-69 с.

7. Технология обучения в современной гуманитарной академии: учебное пособие / В. Н. Фокиной — М., Изд-во СГА, 2005. — 14 с.

8. Prokopenko, I., White J., Bittel L., Eckles R. Modular programme for supervisory development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. — Vol.1-5.

9. Russel!, J. D. Modular Instruction// A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials.—Minneapolis, Minnesota, 1974,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.