Научная статья на тему 'Информационное обеспечение принятия решений в управлении учебно-воспитательным процессом вуза МВД России'

Информационное обеспечение принятия решений в управлении учебно-воспитательным процессом вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЯСНЕНИЕ ЗАДАЧИ / ОЦЕНКА УСЛОВИЙ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / DECISION-MAKING / THE ADMINISTRATIVE DECISION / INFORMATION SUPPORT / PROBLEM EXPLANATION / AN ESTIMATION OF CONDITIONS / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулов Б. А., Тарасов Н. Г.

В статье раскрыты проблемы принятия управленческих решений в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России, дан анализ информационного обеспечения в системе профессионального образования, выявлено содержание основных видов управленческих решений в педагогической деятельности, а также анализ опытно-экспериментальной работы и содержание основных полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федулов Б. А., Тарасов Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT DECISION-MAKING IN MANAGEMENT TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ROSSII

In article problems of acceptance of administrative decisions in teaching and educational process of high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia are opened, the information support analysis in vocational training system is given, is revealed maintenances of principal views of administrative decisions in pedagogical activity, and also the analysis of skilled-experimental work and the maintenance of the basic received results.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение принятия решений в управлении учебно-воспитательным процессом вуза МВД России»

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г - № 1662-р.

2. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» // Высшее образование в России. 1994. - № 4.

3. Бордовский, Г.А. Физика в системе современного образования / Г.А. Бордовский, А.С. Кондратьев, А.Д. Суханов // Образование и культура Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения РАО. - СПб. - 1998. - Вып. 3.

4. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий. - СПб., 2003.

5. Рыжова, Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000.

6. Саморуков, Б.Е. Многоуровневое образование: проблемы, сущность, перспективы / Б.Е. Саморуков, С.А. Тихомиров // Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: межвуз. сб. науч. тр. - СПб., 1993.

7. Харченкова, Л.И. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении русскому языку как иностранному: автореф. дис. ... док. пед. наук. - СПб., 1997.

8. Васильева Г.М. Лингвокультурологические аспекты русской неологии автореф. дис. ... док. филол. наук. - СПб., 2001.

Bibliography

1. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda // Rasporyazhenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. - № 1662-r.

2. Memorandum mezhdunarodnogo simpoziuma YuNESKO «Fundamentaljnoe (estestvennonauchnoe i gumanitarnoe) universitetskoe obrazovanie» // Vihsshee obrazovanie v Rossii. 1994. - № 4.

3. Bordovskiyj, G.A. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya / G.A. Bordovskiyj, A.S. Kondratjev, A.D. Sukhanov // Obrazovanie i kuljtura Severo-Zapada Rossii. Vestnik Severo-Zapadnogo otdeleniya RAO. - SPb. - 1998. - Vihp. 3.

4. Laptev, V.V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike. Aspektih fundamentaljnoyj podgotovki / V.V. Laptev, N.I. Rihzhova, M.V. Shveckiyj. - SPb., 2003.

5. Rihzhova, N.I. Razvitie metodicheskoyj sistemih fundamentaljnoyj podgotovki buduthikh uchiteleyj informatiki v predmetnoyj oblasti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2000.

6. Samorukov, B.E. Mnogourovnevoe obrazovanie: problemih, suthnostj, perspektivih / B.E. Samorukov, S.A. Tikhomirov // Aktualjnihe problemih razvitiya vihssheyj shkolih. Perekhod k mnogourovnevomu obrazovaniyu: mezhvuz. sb. nauch. tr. - SPb., 1993.

7. Kharchenkova, L.I. Ehtnokuljturnihe i sociolingvisticheskie faktorih v obuchenii russkomu yazihku kak inostrannomu: avtoref. dis. ... dok. ped. nauk. - SPb., 1997.

8. Vasiljeva G.M. Lingvokuljturologicheskie aspektih russkoyj neologii avtoref. dis. ... dok. filol. nauk. - SPb., 2001.

Статья поступила в редакцию 15.12.11

УДК 378.634

Fedulov B.A., Tarasov N.G. INFORMATION SUPPORT DECISION-MAKING IN MANAGEMENT TEACHING AND

EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ROSSII. In article problems of acceptance of administrative decisions in teaching and educational process of high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia are opened, the information support analysis in vocational training system is given, is revealed maintenances of principal views of administrative decisions in pedagogical activity, and also the analysis of skilled-experimental work and the maintenance of the basic received results.

Key words: decision-making, the administrative decision, information support, problem explanation, an estimation of conditions, teaching and educational process.

Б.А. Федулов, д-р, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];

Н.Г. Тарасов, зам. начальника БЮИ МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ВУЗА МВД РОССИИ

В статье раскрыты проблемы принятия управленческих решений в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России, дан анализ информационного обеспечения в системе профессионального образования, выявлено содержание основных видов управленческих решений в педагогической деятельности, а также анализ опытно-экспериментальной работы и содержание основных полученных результатов.

Ключевые слова: принятие решения, управленческое решение, информационное обеспечение, уяснение задачи, оценка условий, учебно-воспитательный процесс.

Основная проблема повышения качества управления общественными процессами определяется наличием противоречия между ростом требуемой информации и возможностью её усвоения и обработки при принятии управленческих решений, в том числе в системе образования. Важным направлением разрешения данного противоречия является разработка обеспечивающих информационных систем для принятия управленческих решений и технологизации процесса управления в учебно-воспитательном процессе. При этом основными задачами, для вуза МВД России являются: повышение качества принимаемых управленческих педагогических решений, повышение оперативности, достоверности и наглядности при планировании, организации и оценки качества учебно-воспитательного процесса, а также повышение эффективности обучения и воспитания курсантов. Для разрешения этих противоречий в статье рассматриваются следующие вопросы: проблемы принятия управленческих решений в педагогичес-

кой деятельности; анализ информационного обеспечения в системе профессионального образования; выявление содержания основных видов управленческих решений в педагогической деятельности. Цель работы обосновать пути повышения качества принимаемых управленческих решений в педагогической деятельности за счет средств информатизации в вузе МВД России.

В данной работе новыми являются положения, раскрывающие и реализующие элементы рационалистической модели управления с учетом специфики педагогической деятельности, а также предложенные направления информационного обеспечения принятия решений по совершенствованию учебной, воспитательной, методической и научно-исследовательской работы в вузе МВД России.

Одной из важных задач в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является проблема повышения эффективности деятельности управленческих педагоги-

ческих кадров. Процесс формирования корпуса эффективных руководителей, управленцев нового типа в системе образования является важным и достаточно сложным в современных условиях.

Исследуя социально-политические, экономические, психолого-педагогические основы управления и анализируя, реальное состояние данного процесса в системе подготовки курсантов вузов МВД [1], можно прийти к заключению о необходимости изменения содержания работы руководителя образовательным процессом. Эти обобщения позволят выявить объективные факторы и необходимые качества, которыми должен обладать педагог как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса.

Обобщая взгляды различных авторов [1; 2] выделим основные факторы, влияющие на управленческую педагогическую деятельность в настоящее время:

- неопределенность ситуаций перспектив развития и противоречия переходного периода определяют ведущие позиции в большинстве форм общественной жизни, что требует от современных руководителей способности эффективно управлять регулируемыми ими процессами и собой в кризисных ситуациях;

- пересмотр базовых ценностей в обществе привел к расхождению в убеждениях и отношениях различных категорий людей, поэтому от современных руководителей требуется способность учитывать и координировать различные ценностные оценки, существующие в обществе;

- существующие организационные системы не в состоянии обеспечить руководителя всеми необходимыми исходными данными и методами принятия решений для управления, поэтому он должен сам проявлять информационную активность и поддерживать постоянный собственный рост в управленческой деятельности и осваивать методику принятия управленческих решений;

- средства для решения существующих и появляющихся новых проблем в управлении педагогической деятельностью зачастую ограничены имеющимися отстающими от практики разработками. Способность решать эти проблемы быстро и эффективно становится все более важным элементом управленческой деятельности руководителя учебно-воспитательным процессом;

- социальные иерархические отношения руководителя и подчиненных усиливаются одновременно с либерализацией и гуманизацией образования, поэтому эффективное управление нуждается в использовании навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам;

- существующие традиционные школы управления в определённой степени исчерпали свои возможности и не отвечают современным требованиям, нужны новые управленческие приемы, и руководители должны освоить, в том числе информационные подходы при принятии управленческих решений;

- проблемы управления требуют объединения усилий многих людей и коллективов, совместно принимающих и осуществляющих решения. Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать такие группы, которые способны становиться результативными в педагогической деятельности.

Следовательно, изменяющиеся социально-экономические условия и рост информационных процессов выдвигают проблему определения содержания информационного обеспечения процесса принятия управленческого решения в педагогической деятельности, которая в настоящее время недостаточно полно разработана.

В статье под управленческим решением понимается результат нахождения путей и способов решения конкретной управленческой педагогической проблемы. Анализ различных подходов выявляет, что выработка и принятие управленческого решения в педагогической деятельности может включать в себя: выработку и постановку целей, которые определяют концепцию развития образовательных учреждений и основные направления их деловой активности; изучение педагогических проблем на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения в педагогической деятельности; обсуждение со специалистами и учет различных вариантов решений; выбор и формулирование оптимального решения в педагогической деятельности; определение ожидаемого результата осуществляемых мер по решению проблемы; оценку затрат на реализацию рассматриваемых решений в педагогической деятельности; обоснование методики принятия педагогического решения; конкретизацию и доведение решения о его исполнителей.

Рассмотренные положения носят общий характер и являются лишь направлениями, не дающими возможность конкретизировать и алгоритмизировать деятельность по принятию управ-

ленческих решений в педагогической деятельности. Поэтому возникает необходимость рассмотрения технологических процессов в управленческой деятельности.

Общая теория управления определяет, что технология управленческих решений включает в себя три стадии: подготовку решения, принятие решения и реализацию решения [3].

На стадии подготовки управленческого решения проводится анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и действий, проводимых на основе многовариантных расчетов, производится отбор критериев выбора оптимального решения, а также выбор и принятие оптимального решения.

На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях.

Анализ научной литературы [3; 4] выявил следующие основные методы принятия решений, направленных на достижение намеченных педагогических целей:

а) метод, основанный на интуиции руководителя, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять оптимальное решение;

б) метод, основанный на принципах логики, когда руководитель, принимая решение, обосновывает его последовательными доказательствами, содержание которых опирается на существующие теоретические положения;

в) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимального решения на основе переработки большого количества информации, с использование технических средств обработки информации.

В целом можно сказать, что проблема выбора руководителем в системе образования управленческого решения является одной из важнейших задач в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки самим руководителем и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Поскольку руководитель имеет возможность самостоятельно выбирать решения, он несет ответственность за их последствия. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: а) формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация; б) информация должна поступать от всех подразделений образовательного учреждения, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; в) выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации; г) должны строго соблюдаться соподчиненность в отношениях и иерархия управления, высокая требовательность и исполнительность.

Принятие управленческих педагогических решений предполагает использование следующих факторов: иерархии, целевых межфункциональных групп, формальных правил и процедур, планов и горизонтальных связей [4].

1. Использование иерархии в принятии управленческих решений осуществляется с целью координации деятельности различных информационных систем и обеспечения централизации в управлении.

2. Целевые межфункциональные группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель.

3. Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий лиц

принимающих решения. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

4. Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности подразделений и образовательного учреждения в целом. В ходе составления планов осуществляется сочетание интересов и целей между различными уровнями управления. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода времени.

5. Использование непосредственных, горизонтальных связей в принятии решений без необоснованного обращения к высшему руководству, способствует принятию их в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.

Следовательно, задача выбора оптимального направления решения педагогической проблемы в вузе МВД заключается в том, чтобы, зная структуру проблемной ситуации и характеристики желательного состояния системы, оценить возможные пути устранения ситуации и выбрать среди них наиболее предпочтительный. Решение этой задачи предполагает целенаправленное формирование, анализ и сопоставление затрат и результатов реализации различных вариантов прогрессивных изменений отдельных элементов проблемной среды. Результаты этих изменений определяются путем имитации различных вариантов развития педагогической системы. Как показывает практика, распознавание и решение проблем - это часть любой деятельности, но руководителю часто недостаёт необходимой информации.

Первоочередной задачей руководителей учебно-воспитательного процесса является умение решать проблемы, при этом необходимо работать последовательно и четко определять каждый шаг этой работы. Анализ различных подходов в этом направлении показывает, что обычно в нем выделяют несколько стадий.

1. Настройка. На этой стадии необходимо оценить, понять и распределить проблемы, выявив, какие конкретные трудности в них имеются. Если данная проблема входит в круг работы групп, ее члены должны понять природу проблемы и решить, как организовать совместную работу для ее успешного решения.

2. Цели. Цель представляет собой заявление о том, чего необходимо добиться. Цель работы группы может быть четко уяснена и принята всеми ее членами, но может быть и так, что цель расплывается или слишком общая и является предметом разногласий в группе. Она должна быть определена четко и конкретно, понятна для всех, вовлеченных в работу, еще до ее начала.

3. Критерий успеха. Позволяет определить эффективность действий работы группы. Критерии оценки могут определяться из показателей достижения целей.

4. Информация. До того как будет найдено решение проблемы, ее необходимо уяснять и оценивать по различной информации. Связанные с ее решением люди могут обладать различными фактами, мнениями, идеями и предубеждениями в отношении этой проблемы. Из-за того, что человеческий мозг не способен удерживать большие объемы информации, в прояснении проблем помогает правильное использование методов сбора и представления данных. Новую информацию можно стремиться получить как внутри групп, так и с помощью специальных исследований. Возможные альтернативы должны быть ясно определены для оценки их сильных и слабых сторон.

5. Планирование. Стадия планирования начинается с принятия решения о том, что должно быть сделано. При этом может быть выбрана одна возможность, а другие отброшены. Члены рабочей группы должны четко представлять себе общий план и конкретные практические шаги, которые должны быть ими предприняты.

6. Действия. На этом этапе начинается практическая работа. Поскольку цели и критерии успеха ясны, все вовлеченные в нее знают, чего им нужно добиться. Они могут вносить разумные изменения в свои планы под влиянием конкретных обстоятельств. Количество результата во многом зависит от качества подготовки.

7. Анализ действий для их улучшения. Люди учатся на результатах своих действий, оценивая характеристики успешной работы и пытаясь установить причины неудач. Без обратной связи мало шансов на изменения и развитие, целью анализа является накопление информации, которая могла бы позволить улучшить последние результаты.

При принятии решений в педагогической деятельности привлекают различные группы людей и ресурсы, осуществляться это

может в нескольких формах: руководитель и подчиненный работают над текущими повседневными проблемами; коллеги проводят неформальное консультирование; проходит совещание рабочей группы; работают комиссии и целевые группы; привлекаются внешние ресурсы.

Изложенные теоретические положения выявляют специфику управления педагогической деятельностью, где особое значение имеет исходная информация для выбора оптимальных решений. Основными источниками внутрисистемной информации для выбора оптимальных управленческих педагогических решений определены следующие: анкетный опрос курсантов и слушателей по окончании срока их обучения; информация от сотрудников учебного отдела; протоколы заседаний ученого и методического советов института; информация, поступающая от сотрудников учебно-научного комплекса информации и пропаганды; сообщения, поступающие от начальников факультетов и курсов института; ознакомление с содержанием журналов контрольных и взаимных посещений занятий, а также анализ открытых, показных занятий и их оценок; информация, содержащаяся в протоколах заседаний кафедр, в журналах учета работы предметно-методических комиссий; сообщения руководителей организаций об отзывах на выпускников; обмен опытом использования современных педагогических технологий.

Дальнейшая конкретизация процесса управления в педагогической деятельности подразумевает выделение в нём подсистем по следующим основными функциональными областями:

- образовательными процессами и средой (подсистемы управления учебным процессом и воспитательной работой; содержанием образования; организацией и технологиями образования; управления образовательной средой; отдельными образовательными процессами и межпроцессными связями и т. д.);

- ресурсным обеспечением и внешними связями (подсистемы управления контингентом обучаемых, кадровым, информационным, концептуальным, программно-методическим, финансовым, материально-техническим, нормативно-правовым обеспечением, развитием инфраструктуры);

- развитием педагогического сообщества (формирование педагогических, учебных коллективов, укрепление связей с общественностью).

В аспекте специализации по видам управленческого действия выделяют следующий алгоритм принятия и реализации управленческого решения: 1. Получение педагогической задачи (учебной, воспитательной, научной, методической, кадровой). 2. Уяснение содержания и специфики педагогической задачи. 3. Оценка условий и возможностей выполнения педагогической задачи. 4. Принятие педагогического управленческого решения. 5. Планирование деятельности по выполнению педагогической задачи. 6. Непосредственная подготовка к выполнению педагогической задачи. 7. Выполнение педагогической задачи, контроль и оказание помощи. 8. Оценка полученного результата решения педагогической задачи.

В результате реализации данного подхода к принятию управленческих решений созданы программные оболочки для планирования и отчётов работы профессорско-преподавательского состава и кафедры на год, месяц по разделам: учебная, научная, методическая, воспитательная работа и повышение квалификации; планов вхождения в должность и повышения квалификации; учебных планов по дисциплинам. Разработаны методические рекомендации для начальников кафедр, руководителей предметно-методических секций, кураторов учебных групп. Созданы программные оболочки для оформления регламентированных документов по основным видам педагогической деятельности: для методической работы (лекции, семинары, практические занятия, групповые занятия, групповые упражнения, деловые игры, учения, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы; для научной работы (научные сообщения, рефераты, работы, диссертационные исследования), для воспитательной работы (беседы, диспуты, конференции, викторины, торжественные ритуалы, знаменательные даты, стенная печать, спортивно-массовые и культурно-просветительные мероприятия). Данные программы включены в единую систему и являются элементом модели принятия управленческих педагогических решений в вузе МВД России.

Для проведения опытно-экспериментальной проверки предлагаемого подхода, на базе Барнаульского юридического института МВД России были выбраны две группы кафедр: экспериментальная группа и контрольная, основные показатели деятельности которых не имели существенных различий по научной, мето-

дической, воспитательной, учебной и кадровой работе. Основными критериями для оценки эффективности информационного обеспечения управления были определены:

- временные показатели (время разработки программы, время оценки качества обучения, время составления отчетов, время планирования разного уровня);

- содержательно-плановые показатели (количество методических разработок, пособий, программных средств обучения, внедрения НИР);

- качественно-количественные (качество обучения и воспитания, количество ППС занимающихся НИР, остепененных научных работников).

Результаты формирующего эксперимента показали существенный прирост в контрольной группе по основным критериям,

Библиографический список

так временные показатели возросли на 42%, содержательно-плановые на 38%, качественно-количественные на 36%.

Разработанная методика позволяет сформировать автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса в ВУЗе МВД, которые позволяют: сформировать основу информационной инфраструктуры для принятия управленческих решений в педагогической деятельности; освободить профессорско-преподавательский состав от малопроизводительного, рутинного труда по составлению планов и отчетных документов; осуществлять планирование учебной, методической, научной и воспитательной работой; оперативно получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебно-воспитательного процесса на кафедрах и каждого преподавателя.

1. Иванов, И.П. Проблемы информатизации юридического образования в системе МВД РФ: мат. всероссийского семинара-совещания «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе госстандартов второго поколения». - Барнаул, 2002.

2. Литвинов, В.А. Инструментарий создания электронных учебников // Материалы Всероссийской научно-практической конф. - Барнаул, 2002.

3. Беднова, Л.Н. Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2000.

4. Гинис, Л.А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Таганрог, 1998.

Bibliography

1. Ivanov, I.P. Problemih informatizacii yuridicheskogo obrazovaniya v sisteme MVD RF: mat. vserossiyjskogo seminara-sovethaniya «Problemih transformacii i kachestva sociogumanitarnogo obrazovaniya v vuzakh Rossii na osnove gosstandartov vtorogo pokoleniya». - Barnaul, 2002.

2. Litvinov, V.A. Instrumentariyj sozdaniya ehlektronnihkh uchebnikov // Materialih Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konf. - Barnaul, 2002.

3. Bednova, L.N. Metodika modelirovaniya upravlencheskoyj deyateljnosti v sisteme municipaljnogo obthego, doprofessionaljnogo i nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2000.

4. Ginis, L.A. Issledovanie i modelirovanie processov prinyatiya resheniyj v sisteme obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Taganrog, 1998.

Статья поступила в редакцию 15.12.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 79606+378

Koksharov S.A. SOME ASPECTS OF AN INTEGRATED TELECOMMUNICATE EDUCATIONAL ENVIROMENT AND A

MODULAR TECHNOLOGY OF TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. In the article some aspects of an integrated virtual telecommunicative educational environment as the means of a personality and sociocultural development of students in the process of teaching them English are being considered. The synthesis of a virtual environment and a modular technology is determined by the exterritorial principle that enables an interaction and modeling of the role situations that will prove to be useful for students in their future professional activities.

Key words: a module, environment, education, a virtual educational environment, telecommunications, telecommunicativity, a gradual modular capacity, an absolute identity of reproduction, versatility of reproduction, an effect of a predictable expectation.

С.А. Кокшаров, соискатель СГА, г. Бийск, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды как средства личностного и социокультурного развития студентов при обучении иностранному языку Синтез единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии обусловливается принципом экстерриториальности, что способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модуль, среда, образование, виртуальная образовательная среда, телекоммуникации, телекоммуникативность, постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.

Современным вузовским преподавателям, по мнению многих ученых, особенно важно формировать профессиональную компетентность будущих специалистов, что, в первую очередь, связано с нацеленностью выпускников вуза на оптимальную реализацию возможностей в любой сфере деятельности. Необходимость обновления системы высшего профессионального образования изменила и отношение к иностранному языку, практическое овладение которым становится обязательной составляющей гуманитарного образования в вузе.

Следует отметить, что наряду с профессиональной грамотностью встает вопрос о языковой компетенции, поскольку современному обществу требуются специалисты со знанием минимум одного, а то и двух иностранных языков. Тем не менее, образовательные стандарты не в полной мере дают возможность профессиональной подготовки таких специалистов, которые могут относительно свободно излагать свои мысли в заданной или реально возникающей речевой ситуации. Создается некий вакуум в общении и нарушается основная функция языка - коммуникативная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.