УДК 349.6:630(477)
Е. А. Савчук,
аспирантка Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРНЫМ ПРАВООТНОШЕНИЯМ В ЛЕСНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ
Рассмотрены подходы к пониманию юридического процесса. Определена процедура относительно владения, пользования и распоряжения лесами, процедура обеспечения охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов.
Ключевые слова: процедурные правоотношения, владения, пользование, распоряжение, лес.
На сегодняшний день в юридической литературе возникает вопрос о научных подходах юридического процесса, наблюдается отсутствие единства в понимании этой категории. Данной проблемой занимались такие ученые как В. С. Аракчеев, М. И. Байтин, В. К. Бобров, А. А. Васильев, И. А. Галаган, А. П. Гетьман, В. М. Горшенев, В. И. Иконицкая, В. И. Каминская, Д. В. Ковальский, В. О. Лучин, П. О. Недбайло, В. С. Основин, В. Н. Протасов, Н. Г. Салищева, В. Д. Сорокин, В. О. Тарасова, М. С. Шакарян, М. И. Яковенко и др.
В правовой науке сложилось два подхода понимания юридического процесса: в узком смысле он рассматривается лишь в связи с юрисдикционной деятельностью по решению правовых споров и рассмотрению дел о совершении соответствующих правонарушений. Рассматривая «правовую процедуру» как родовое понятие по отношению к «юридическому процессу», делается разделение правовой процедуры на процессуальную (юридический процесс), материальную и правотворческую. Если в юридическом процессе в качестве основного выступает охранное правоотношение, реализации которого оно служит, то для материальной процедуры - материальное регулятивное правоотношение. Поскольку упорядоченность деятельности исполнительных органов отличается от судебных органов, то порядок деятельности этих органов следует рассматривать как процедуру, которая составляет исходную форму урегулирования, впоследствии она может быть превращена в процессуальную форму. В широком смысле процесса исходят из равнозначности понятия процедуры и процесса и распространения процессуальной формы не только на юрисдикционную деятельность, но и на все виды положительной правоприменительной деятельности.
Правоприменительный процесс охватывает урегулированную процессуальными нормами как юрисдикционную, так и позитивную деятельность, которая, в свою очередь, по предметному признаку делится на отдельные виды, отвечающие соответствующим отраслям материального права [2, с. 113].
В основу данного исследования положен анализ узкого понимания юридического процесса. Следует отметить, что по вопросам соотношения материальных и процессуальных норм существует две позиции. Так, по мнению А. П. Гетьмана, первая выражается следующей формулой: если норма материального права, выражая содержание прав и обязанностей субъектов права, отвечает на вопросы, что нужно сделать для реализации этих прав и обязанностей, то норма процессуального права отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут быть реализованы. Вторая позиция относительно материальных и процессуальных норм принадлежит В. И. Каминской. Рассматривая процессуальные нормы как организационные и собственно процессуальные, она считает, что основой объединения таких видов норм в одну общую группу является то, что они регулируют отношения, которые находятся от базиса дальше тех, которые определяют нормы материального права. «Отношения материальных и процессуальных норм строится на разнице регулируемых общественных отношений с точки зрения их приближения к базису» [1, с. 40].
В. Н. Протасов отмечает, что основное правоотношение - это та база, тот фундамент, над которым надстраивается система процедурных отношений и определяет природу юридической процедуры [5, с. 56]. Действующий Лесной кодекс Украины (далее - ЛКУ) определяет лесные отношения как общественные, касающиеся владения, использования и распоряжения лесами и направлены на обеспечение охраны, воспроизводства и устойчивого пользования лесными ресурсами с учетом экологических, экономических, социальных и других интересов общества. Пользование лесными ресурсами может осуществляться в порядке общего и специального пользования. В порядке общего пользования лесными ресурсами граждане имеют право в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника - в лесах частной собственности свободно находиться, безвозмездно, без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных ЛКУ и другими законодательными актами Украины. Максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.д.
устанавливаются органами исполнительной власти в ЛКУ по предоставлению органу исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды.
Граждане при осуществлении общего пользования лесными ресурсами обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами, способами и в объемах, не наносящих ущерба воспроизводству этих ресурсов, не ухудшающих санитарного состояния лесов. В порядке специального пользования могут осуществляться следующие виды пользования лесными ресурсами, такие как: заготовка древесины; заготовка второстепенных лесных материалов, побочные лесные пользования, использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, нужд охотничьего хозяйства, проведение научно-исследовательских работ. Специальное пользование лесными ресурсами осуществляется в пределах лесных участков, выделенных для этой цели. Организация охраны и защиты лесов предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение лесов от пожаров, незаконных рубок, повреждения, ослабления и другого вредного воздействия, защита от вредителей и болезней. Владельцы лесов и постоянные лесопользователи обязаны разрабатывать и проводить в установленный срок комплекс противопожарных и других мероприятий, направленных на сохранение, охрану и защиту лесов.
Перечень противопожарных и других мероприятий, требования по составлению планов этих мероприятий определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, органами местного самоуправления согласно их полномочиям. Защита лесов от вредителей и болезней обеспечивается путем систематического наблюдения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей болезней леса, осуществления профилактики возникновения таких очагов, их локализации и ликвидации. Обеспечение охраны и защиты лесов возлагается на органы исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и органы местного самоуправления, владельцев лесов и постоянных лесопользователей согласно ЛКУ.
Охрану и защиту лесов на территории Украины осуществляют: государственная лесная охрана, которая действует в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к сфере этого управления; лесная охрана других постоянных лесопользователей и владельцев лесов.
Воспроизводство лесов осуществляется с целью достижения оптимальной лесистости путем создания в максимально короткие сроки новых насаждений наиболее экономически и экологически целесообразными способами и технологиями, повышение водоохранных, почвозащитных, санитарно -гигиенических и других полезных свойств лесов и защитных лесных насаждений, улучшения качественного состава лесов, повышения их производительности и биологической стойкости. Воспроизводство лесов осуществляется путем их восстановления и лесоразведения. Восстановление лесов осуществляется на лесных участках, которые были покрыты лесной растительностью (срубы, пожарища и т. п.). Объем работ по восстановлению лесов и лесоразведению определяется на основании материалов лесоустройства или специального обследования с учетом фактических изменений в лесном фонде Украины и состояния земель, подлежащих облесению. Восстановление лесов производится способами, обеспечивающими создание продуктивных древостоев с высокими защитными свойствами.
С целью повышения продуктивности лесов их собственники и постоянные лесопользователи проводят мероприятия по уменьшению площади земель, занятых кустарниками, редколесьем, низкополнотельными и неустойчивыми древостоями, повышению плодородия почв (мелиорация, предотвращение эрозии почв, заболачивания, засоления и других негативных процессов), внедрение современных достижений селекции, лесного семеноводства, сортоиспытания ценных в хозяйственном отношении древесных пород; эффективного ухода за лесными культурами; охраны лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней; оптимизации возрастной структуры лесов.
С целью улучшения качественного состава лесов, их оздоровления, усиления защитных свойств собственники лесов и постоянные лесопользователи осуществляют лесохозяйственные мероприятия (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, лесовосстановительные рубки в древостоях, теряющих защитные, водоохранные и другие полезные свойства, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков и производных древостоев т. д.) [3, с. 170].
Общественные отношения в сфере использования, воспроизводства и охраны лесов делятся на материальные и процессуальные. К процессуальным относятся отношения, возникающие в связи с порядком выдачи разрешений на пользование лесными ресурсами, предоставления земельных лесных участков в
пользование, проведение лесоустройства и т.д. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 г. «Об урегулировании вопросов относительно специального пользования лесными ресурсами» определяется порядок специального пользования лесными ресурсами и устанавливается порядок выдачи специальных разрешений на пользование лесными ресурсами. Порядок специального пользования лесными ресурсами определяет условия и механизм специального пользования лесными ресурсами - заготовки древесины при проведении рубок главного пользования, второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований и использования полезных свойств лесов.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие специальное пользование лесными ресурсами, обязаны проводить работы способами, не вызывающими эрозию почвы, негативного влияния на состояние водоемов и других природных объектов; соблюдать правила противопожарной безопасности в местах проведения работ, осуществлять противопожарные мероприятия, а в случаях возникновения лесных пожаров - их тушения, не допускать загромождения лесных участков, смежных с лесосеками и территориями, которые расчищаются для строительства и других нужд; обеспечивать сохранения подроста и не предназначенных для рубки деревьев, обеспечивать сохранность и не допускать повреждение межевых, квартальных, участковых столбов, осушительных сетей, мелиоративных и других сооружений, расположенных на участках, отведенных для пользования; независимо от вида рубки проводить очистку лесосек от порубочных остатков способами и в сроки, определенные Минагрополитики по представлению Гослесагентства, согласованное с Минприроды; не оставлять недорубы (не вырубленные своевременно предназначенные для рубки отдельные деревья или группы деревьев на начатых рубкой лесосеках) и заготовленную древесину на местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; выполнять иные требования, предусмотренные Порядком специального пользования лесными ресурсами и другими нормативно-правовыми актами по вопросам специального пользования лесными ресурсами.
Заготовка древесины при проведении рубок главного пользования осуществляется с соблюдением принципов непрерывного, неистощаемого и рационального пользования лесными ресурсами, сохранение условий воспроизводства высокопродуктивных древостоев, их экологических и других полезных свойств. Порядок выдачи специальных разрешений на пользование лесными ресурсами определяет условия и механизмы выдачи лесорубочного или лесного билета как специального разрешения на пользование лесными ресурсами. Лесорубный билет выдается органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальными органами Гослесагентства на заготовку древесины при проведении рубок главного пользования на основании утвержденной в установленном порядке расчетной лесосеки. Лесной билет выдается ежегодно на основании лимитов пользования лесными ресурсами при заготовке второстепенных лесных ресурсов, осуществления побочных лесных пользований (в пределах территории и объектов природно-заповедного фонда - по согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, Минприроды). Для выдачи лесного билета предприятия, учреждения, организации и граждане подают заявку на пользование. Передача лесного билета другому лесопользователю может осуществляться собственником лесов или постоянным лесопользователем, которые выдали билет, на основании письменного заявления. С момента выдачи лесорубного или лесного билета выделены лесопользователю лесные участки (лесосеки) сдаются под его охрану [4].
Итак, рассмотрев процедурные правоотношения в лесном законодательстве как упорядоченную деятельность исполнительных и распорядительных органов, можно утверждать, что данная процедура представляет собой начальную форму урегулирования общественных отношений. Они возникают в связи с выдачей разрешений на пользование лесными ресурсами, предоставлением земельных лесных участков в пользование, проведением лесоустройства и т. п.
Таким образом, следует сделать вывод, что в лесном законодательстве четко определены процедуры владения, пользования и распоряжения лесами, обеспечения охраны, воспроизводства и пользования лесными ресурсами.
Список литературы: 1. Гетьман А. П. Вступ до теорії еколого-процесуального права України : моногр. / А. П. Гетьман. - Х. : Основа, 1998. - 205 с. 2. Колотинская Е. Н. Правовые основы природно-ресурсовых кадастров в СССР : моногр. / Е. Н. Колотинская. -М. : Изд-во МГУ, 1986. - 131 с. 3. Лісовий кодекс України від 08.02 2006 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 2006. - № 21. - Ст. 170. 4. Про врегулювання питань щодо спеціального використання лісових ресурсів : постанова Кабінету Міністрів України від 23.05.2007 р. N° 724 // Офіц. вісн. України. - 2007. - N° 37. - Ст. 1478. 5. Протасов В. М. О насущей потребности в новой учебной дисциплине - «Общей теории процессуального права» // Г ос-во. и право. - 2003. - № 2. - С. 53-59.
НАУКОВІ ПІДХОДИ ДО ПРОЦЕДУРНИХ ПРАВОВІДНОСИН В ЛІСОВОМУ ЗАКОНОДАВСТВІ
УКРАЇНИ
Савчук О. О.
Розглянуто підходи до розуміння юридичного процесу. Визначено процедура щодо володіння, користування й розпорядження лісами, процедура забезпечення охорони, відтворення і використання лісових ресурсів.
Ключові слова: процедурні правовідносини, володіння, користування, розпорядження, ліс.
SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROCEDURAL LEGAL RELATIONS IN THE FOREST
ECONOMY OF UKRAINE
Savchuk E. A.
The artticle discussess to understanding the legal process. Procedure is defined with respect to the ownership, use and disposal of forests, the procedure to ensure the protection, reproduction and use of forest resources.
Key words: procedural legal relations, possession, use, dispose of, forest.
Поступила в редакцию 17.09.2012 г.