Научная статья на тему 'Процедура организации лесного хозяйства как вид процедурных правоотношений'

Процедура организации лесного хозяйства как вид процедурных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
511
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ЛЕСОУСТРОЙСТВО / ЛЕСНОЙ КАДАСТР / ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Савчук Е. А.

В статье рассматриваются стадии процедуры организации лесного хозяйства. Приводится характеристика нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства, разделению лесов на категории, установлению возраста спелости древостоев и норм использования лесных ресурсов, проведению лесоустройства, ведению лесного кадастра, проведению мониторинга, лесной сертификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE OF FORESTRY AS A FORM OF PROCEDURAL RELATIONSHIPS

In the article the stage of the procedure of Forestry. A characteristic of regulations on forestry, forest division into categories, to establish the age of maturity stands and norms of use of forest resources, forest management planning, forest inventory, monitoring, conducting forest certification.

Текст научной работы на тему «Процедура организации лесного хозяйства как вид процедурных правоотношений»

УДК 349.6 : 630 Е. А. Савчук,

аспирантка Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПРОЦЕДУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ВИД ПРОЦЕДУРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются стадии процедуры организации лесного хозяйства. Приводится характеристика нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства, разделению лесов на категории, установлению возраста спелости древостоев и норм использования лесных ресурсов, проведению лесоустройства, ведению лесного кадастра, проведению мониторинга, лесной сертификации.

Ключевые слова: лесное хозяйство, лесные ресурсы, лесоустройство, лесной кадастр, лесная сертификация.

Процедура организации лесного хозяйства - один из видов процедурных лесных правоотношений. Она включает в себя такие стадии: (а) разработка и утверждение в установленном законом порядке нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства; (б) разделение лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций, выделение особо защитных лесных участков; (в) установление возраста спелости древостоев, норм использования лесных ресурсов; (г) проведение лесоустройства; (д) ведение государственного лесного кадастра, учета лесов; (е) ведение мониторинга лесов; (ж) проведение лесной сертификации.

Нормативно-правовой акт является основным источником норм, упорядочивающих лесные отношения. Среди этих актов важная роль принадлежит специальным формально определенным и общеобязательным нормативно-правовым актам по ведению лесного хозяйства, содержащим правовые нормы, направленные на регулирование комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенному воспроизводству лесов.

В зависимости от норм, содержащихся в этих нормативно-правовых актах, последние устанавливают порядок и требования к системе мероприятий:

- направленных на сохранение лесов от пожаров, незаконных рубок, повреждения, ослабления и иного вредного воздействия на них;

- по защите лесов от вредителей и болезней, своевременного выявления их центров;

- по определению правовых основ систематического наблюдения за состоянием

лесов;

- по осуществлению профилактики возникновения, их локализации, ликвидации и

пр.;

- по использованию лесов, а именно: (а) порядок реализации гражданами права лесопользования общего (пребывание в лесах, бесплатного и без выдачи специального разрешения сбора для собственного потребления дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и пр.) и специального (заготовка древесины в порядке рубок главного пользования, второстепенных лесных материалов, побочное лесное пользование); (б) использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и учебно-воспитательных целей, нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских работ);

- по воссозданию лесов путем их восстановления на лесных участках, которые были покрыты лесной растительностью (срубах, пожарищах и т. д.), а также по лесоразведению на предназначенных для создания лесов землях, не покрытых лесной растительностью;

- по установке комплекса качественных и количественных показателей, параметров, обеспечивающих регламент деятельности в этой области: (разделение лесов на категории, лесов выделения особо защитных лесных участков и т. п.).

Разработка и утверждение в установленном законом порядке нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства - это составляющие содержания его организации, имеющей своей задачей ведения этого хозяйства на принципах устойчивого развития с учетом природных и экономических условий, целевого назначения, лесорастительных условий, породного состава лесов, а также функций, которые они выполняют [2, с. 106, 107].

Указанные нормативно-правовые акты разрабатываются в установленном порядке центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику лесного хозяйства. Основные требования к ведению последнего и к мероприятиям по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов утверждаются нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины. Нормативно-правовые акты, определяющие условия ведения этого хозяйства, качественные и количественные показатели оценки деятельности в этой области, утверждаются в установленном порядке центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в области окружающей среды, и с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти. Как указано в ст. 38 Лесного кодекса Украины (далее -ЛКУ), требования нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства являются обязательными к исполнению всеми собственниками лесов, постоянными и временными лесопользователями (ст. 38 ЛКУ).

Деление лесов на категории предусматривает установление границ участков каждой категории. Граница является одним из юридических признаков лесного участка как объекта лесных правоотношений. Согласно ЛКУ лесной участок - это участок лесного фонда Украины с определенными границами для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов без изъятия его у землепользователя или собственника земли (ст. 1 ЛКУ ).

Для разграничения лесных участков различных категорий могут использоваться визири. Согласно п. 1.2 Правил охраны труда для работников лесного хозяйства и лесной промышленности визирь - это полоса шириной до 0,3 м, которую прорубают в лесу, как правило, параллельно одной из сторон квартала для разграничения территорий на отдельные таксационные участки (визирь таксационный), отграничение лесосек или выделенных в их пределах участков, в местах участков, в местах намеченного расположения трелевочных, порожняковых тракторных и подъездных путей, автомобильных дорог и т.д. Трелевочными путями являются волоки, трассы канатных установок, наземные лесоспуски, озера, притоки рек и другие водные объекты, соединяющие верхние лесосклады, а иногда и промежуточные лесопогрузочные пункты лесосеки или те, что отдельными отрезками располагаются за пределами лесосек. Порожняковой тракторный путь - это путь, который прокладывается на склонах для перемещения незагруженного трелевочного трактора. Подъездными путями являются пустые волоки с шириной проезжей части, ее поперечным и продольным уклонами, а также радиусами кривых в плане, допустимыми при благоприятных погодных условиях для проездов автомобилей с грузом [3; 2005. - № 39. - Ст. 2514].

Границы лесных участков, определенных для отнесения к определенной категории, могут устанавливаться по противопожарным разрывам. Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными приказом Гослесхоза от 27 декабря 2004 г., № 278, предусмотрено обустройство в лесах Украины противопожарных разрывов - специально созданных просек

шириной 50 - 150 м, которые используются, как правило, для устройства транспортной сети на их территории. Противопожарный разрыв служит для остановки верховых пожаров и является составной частью противопожарного заслона - комбинированного (сложного) барьера, состоящего из противопожарного разрыва (с дорогой посредине) и полос леса с обеих его сторон, очищенных от наземных горючих материалов, расчлененных сетью минерализованных полос и обрезанными ветками хвойных деревьев высотой до 2 м.

Границами лесных участков, определенных для отнесения их к одной из категорий, могут быть противопожарные канавы и минерализованные полосы. Противопожарная канава - это барьер для защиты участков леса от подземных пожаров. Она прокладывается вдоль границ с торфяниками, на их территории, в насаждениях с торфяными грунтами шириной внизу 0,2 - 0,4 м, сверху - 1,5-2,8 м, глубиной до минерального слоя или до уровня грунтовых вод. Минерализованной полосой является участок территории, с которой почвообрабатывающими механизмами удалены надземные горючие материалы. Ее ширина должна быть вдвое больше возможной высоты пламени низового пожара.

С целью межевания лесных участков, предназначенных для отнесения их к соответствующей категории, используют водораздельные линии. Это линия, разделяющая бассейны смежных водоемов (рек, озер и др.) или залежей подземных вод. Различают водоразделы поверхностные и подземные. Поверхностные проходят по наиболее возвышенных точках поверхности между соседними речными бассейнами. Лесные участки отражаются в материалах лесоустройства, установления специальных межевых знаков на границах лесных участков законодательство не предусматривает [3; 2005. - № 13. -Ст. 680].

Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 мая 2007 г., № 733 «Об утверждении Порядка разделения лесов на категории и выделения особо защитных лесных участков» закрепляются единые требования к разделению лесов на категории, условия и признаки отнесения их к последним, а также выделение особо защитных лесных участков с режимом ограниченного лесопользования. В зависимости от основных выполняемых функций леса делятся на следующие категории: (а) леса природоохранного, научного, историко-культурного назначения, (б) рекреационно-оздоровительные леса, (в) защитные и эксплуатационные. Леса, которые растут на одной территории и отвечают условиям и признакам отнесения их к различным категориям, относятся к той из них, для которой в установленном законодательством порядке функционирует режим более ограниченного лесопользования. Границы лесов, предназначенных для отнесения их к одной из категорий, проводятся вдоль естественных границ, квартальных просек, линий связи, электросетей и других четко определенных на местности разграничительных линий - железных и автомобильных дорог, канав, каналов, газо- и нефтепроводов, визирей, противопожарных разрывов и водораздельных линий.

В лесах существуют особо защитные лесные участки с режимом ограниченного лесопользования, которые выделяются органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства АРК, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, и по представлению лесоустроительных организаций и согласованию с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АРК, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями. Нормативы, по которым выделяются такие лесные участки, устанавливаются Кабинетом Министров Украины [3, 2007. - № 37. - Ст. 1483].

В особо защитных лесных участках указанными органами исполнительной власти (при необходимости) может быть полностью или частично запрещено применение отдельных видов и способов рубок (ст. 41 ЛКУ).

По ГОСТУ 3404-96 «Лесоводство. Термины и определения» древостой - это совокупность деревьев, являющихся основной составляющей леса. Под зрелостью древостоев понимают такое их состояние, при котором они лучше соответствуют цели

хозяйства, т.е. полностью удовлетворяют его потребности в конкретных сортах древесины или проявляют свои полезные свойства.

Теория лесопользования рассматривает различные виды спелости древостоев исходя из основного целевого назначения лесов, функций, которые они выполняют, производительности, биологических особенностей древесных пород, лесорастительных условий, природных зон, а также способов восстановления леса. Все виды спелости могут быть разделены на 2 группы - биологические (естественная, восстановительная и физиологическая) и экономические (количественная, техническая, хозяйственная, качественная, защитная и др.).

Состояние насаждений или отдельных деревьев, при котором они переходят в стадию отмирания, именуется «естественная спелость», а возраст, в котором начинается этот процесс, - «возраст естественной спелости». Последний зависит от древесной породы, условий местонахождения и происхождения. Естественная спелость является тем максимальным возрастом, до которого можно держать деревья на корню. В практике лесоустройства она находит применение в тех хозяйствах, где целью имеют не получение древесины, а использование каких-либо функций леса. Это леса (а) природных заповедников, (б) первой и второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий и курортов, (в) заповедной зоны национальных природных и региональных ландшафтных парков, (г) лесопарковой части зеленых зон и др.

Восстановительная (или физическая) спелость древостоев наступает, когда обеспечивается наилучшее их естественное восстановление. Она указывает на тот возрастной предел, за который должна переходить рубка, что должно удовлетворять требования постоянства пользования на основании обеспечения природного лесовосстановления. Восстановительная спелость древостоев зависит от господствующей породы, ее происхождения, условий местонахождения, степени замкнутости крон деревьев, общего состояния.

Физиологически спелым считается древостой с наибольшим приростом древесной массы. Именно в этом его возрасте наблюдается максимальный эффект оздоровления окружающей среды.

Количественной зрелостью называют возраст древостоя, при котором их средний объемный прирост достигает максимума. Она зависит от господствующей породы деревьев, их типа, условий местонахождения, состояния. Ее особенно важно учитывать в хозяйствах, ориентированных на получение максимальной массы древесины независимо от ее качества. При этом возраст главной рубки не должен быть ниже возраста количественной спелости насаждений.

Технической зрелостью именуют такое состояние древостоя, при котором наблюдается максимальный средний прирост ведущего сорта или группы основных сортов. Она отражает целевую направленность хозяйства в экономических и природных условиях. По технической зрелости древостоев устанавливают оптимальный возраст главной рубки насаждений в эксплуатационных лесах. Ее возраст зависит от породы деревьев, лесорастительных условий, среднего диаметра ведущего сорта, полноты насаждения.

Под качественной зрелостью понимается такое состояние древостоя, при котором качественная цифра достигает наибольшей величины. Качественная цифра - это средняя стоимость 1 куб. м древесины, определенная с учетом выхода конкретных сортов и их цен. Возраст качественной спелости зависит от экономических условий и стоимости различных сортов древесины.

При установлении рациональных сроков выращивания леса важно сочетать высокие качественные показатели с максимальным количественным выходом сортов. Такое сочетание отражает хозяйственная спелость древостоев, возрастом которой считается такое время насаждения, когда оно дает максимальный средний денежный доход.

Не менее важным видом спелости леса является защитная спелость. Известно, что защитные функции лесов разнообразны. Все они, а также степень их обнаружения

находятся в тесной связи с динамикой накопления фитомассы, что в значительной степени определяется возрастом древостоев. Защитная зрелость наступает не сразу, а нарастает постепенно, поэтому обычно говорят не о возрасте, а о ее периоде. Последний характеризуется начальным и конечным возрастом насаждения, во время которого защитные функции леса оказываются максимальными. Так, защитные функции полезащитных лесополос проявляются с 3-х - 5-ти лет, еще до смыкания крон. С увеличением их высоты защитное влияние лесополосы возрастает, распространяясь на территорию, равную ширине 20 - 25 высот лесополосы. Защитные свойства леса также зависят от его состава, полноты, возраста, состояния и т. п. В период кульминации прироста в высоту защитное влияние леса достигает максимума и длится определенное время [2, с. 131, 132].

Целью проведения лесоустройства является разработка системы мер, направленных на обеспечение лесопользования, рационального ведения лесного хозяйства, осуществление единой технической политики в нем, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, на повышение их продуктивности [2, с. 137].

Лесоустройство является обязательным на всей территории Украины, ведется государственными лесоустроительными организациями по единой системе, в установленном центральным органом исполнительной власти порядке, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства. В лесах, что находятся в государственной собственности, оно проводится за счет средств Государственного бюджета, в лесах собственности коммунальной - местного бюджета, в лесах частной собственности - за счет средств их владельцев. Ведение лесоустройства может осуществляться за счет других источников, не запрещенных законом (ст. 47 ЛКУ).

Государственный лесной кадастр на территории Украины ведется на основании кадастра земельного с целью эффективной организации охраны и защиты лесов, рационального использования лесного фонда Украины, воспроизводства лесов, осуществления систематического контроля за качественными и количественными их изменениями. Лесной кадастр предназначен для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан достоверной и объективной информацией относительно природного и хозяйственного состояния лесного фонда Украины и правового режима его использования (статьи 49 и 50 ЛКУ).

Государственный лесной кадастр и учет лесов ведутся Гослесагентством Украины по единой для всех лесов системе за счет средств Госбюджета в целях обеспечения эффективной организации охраны и защиты лесов, их рационального использования и воспроизводства, осуществления постоянного контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде Украины. Этот кадастр включает системные сведения о распределении лесного фонда между владельцами лесов и постоянными лесопользователями, о разделении всех лесов по категориям в зависимости от выполняемых ими основных функций, денежную оценку и иные данные, характеризующие их количественное и качественное состояние. Состав документации кадастра и первичного учета лесов, порядок ее ведения утверждаются Минагрополитики Украины по представлению Гослесагентства, согласованном с Министерством природы [3; 2007. - № 46. - Ст. 1885].

Ежегодно на 1 января к материалам первичного учета лесов постоянными лесопользователями и владельцами лесов, в объектах которых (или для части которых) отсутствует база данных с актуальной информацией о характеристиках каждого лесного участка, вносятся изменения, которые произошли в структуре лесного фонда. Этот кадастр ведется по категориям лесов с выделением лесных участков, пригодных для эксплуатации. Сведения о покрытых лесной растительностью лесных участках, пригодных для использования, определяются путем вычитания из общей площади площади тех лесных участков, на которых в соответствии с действующим законодательством не допускается

проведение рубок главного пользования. При составлении форм государственного лесного кадастра для постоянных лесопользователей и владельцев лесов, а также сводных форм для административно-территориальных единиц площадь фиксируется с точностью до 1 га, запас древостоев - в тысячах кубических метров (с двумя знаками после запятой). В сводной документации государственного лесного кадастра по стране данные, характеризующие площадь, приводятся в тысячах гектаров (с одним знаком после запятой), а запасы древостоев - в миллионах кубических метров (с двумя знаками после запятой) [3; 2010. - № 100. - Ст. 3581].

Эффективное ведение лесного хозяйства не может существовать без мониторинга состояния лесов, который включает в себя своевременное выявление и учет патогенных факторов, приводящих к усыханию насаждений. В связи с этим осуществляется работа по сбору и обработке информации, связанной с усыханием лесов на всей территории Украины. Эти данные включают в себя площади усыхающих лесов, таксационные характеристики насаждений, усыхающие породы, факторы, вызывающие этот процесс, и меры борьбы, предпринимаемые для его предотвращения. Для исследования усыхания лесов в динамике один раз в 3 года каждое лесхозяйство на территории Украины предоставляет информацию о текущем состоянии подведомственных ему насаждений, которая в дальнейшем анализируется и подается в форме, удобной для получения каких-либо данных о причинах и объемах усыхающих пород в любом регионе государства [5 , с . 224].

Мониторинг лесов осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей среды» и ст. 55 ЛКУ. Он является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды, осуществляется путем сбора, передачи, хранения и анализа данных о состоянии лесов, прогнозирования изменений в них и разработки научно обоснованных рекомендаций для информационно-аналитического обеспечения управления лесами, принятия решений по предотвращению негативных изменений их состояния, соблюдения требований экологической безопасности и ведения лесного хозяйства на принципах устойчивого развития. Мониторинг - одна из основных функций государственного управления и ведения лесов [4, с. 110].

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 31 декабря 2004 г., № 992р «Об одобрении Концепции государственной программы проведения мониторинга окружающей природной среды» мониторинг состояния лесов осуществляется относительно лесной растительности, лесной фауны (в том числе охотничьей), лесных почв, земельных участков, не покрытых лесной растительностью, но удовлетворяющих потребности лесного хозяйства [3; 2005. - № 1. - Ст. 40].

Указ Президента Украины «О положении о Государственном агентстве лесных ресурсов Украины» № 458 от 13 апреля 2011 г. относит осуществление мониторинга почв с целью выращивания продуктивных лесных насаждений, лесной растительности и диких животных к полномочиям Государственного агентства лесных ресурсов Украины [3, 2011. - № 29. - Ст. 296] .

И. Ф. Букша отмечает, что полученная при проведении мониторинга информация должна обеспечивать возможность оценивать лесорастительные условия на контролируемых участках, характеризовать интенсивность антропогенного воздействия на леса, выявлять негативные изменения в физико-химических свойствах почв из-за загрязнения атмосферы и постчернобыльские проблемы, потерю почвой питательных веществ после вырубки деревьев, изменение водного режима почв вследствие влияния деятельности человека и иных факторов [1, с. 115].

Статья 56 ЛКУ определяет понятие «лесная сертификация» как оценку соответствия системы ведения лесного хозяйства установленным международным требованиям по управлению лесами и лесопользования на принципах устойчивого развития. Целью лесной сертификации является обеспечение экономически, экологически и социально сбалансированного ведения лесного хозяйства. Ее организация и проведение осуществляются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом

исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Процедура организации лесного хозяйства законодательно урегулирована, имеет широкую правовую регламентацию. Все ее стадии имеют большое значение для дальнейшего развития и реализации лесного законодательства Украины. Возникающим при этом общественным отношениям свойственны признаки процедурных, урегулированных правом, имеющих публичный характер, так как образуются они в процессе деятельности уполномоченных субъектов.

Список литературы: 1. Букша I. Ф. Принципи створення системи еколопчного мошторингу люових груш!в Украши / I. Ф. Букша // Стан земельних ресурав в Укршш: проблеми та шляхи виршення : зб. доп. Всеукр. наук.-практ. конф. - К. : Центр еколог. осв^и та шформацп, 2001. - С. 115, 116. 2. Наук.-практ. коментар Люового кодексу Украши / Г. I. Балюк, А. П. Гетьман, Т. Г. Ковальчук [та ш.] ; за ред. Г. I. Балюк. - К.: Юршком 1нтер, 2009. - 368 с. 3. Офщшний вюник Украши. 4. Правове регулювання еколопчних, аграрних та земельних вщносин в Укршш: сучасний стан i напрями вдосконалення: моногр. /

A. П. Гетьман, М. В. Шульга, А. М. Стат1вка [та ш.]; за ред. А. П. Гетьмана та

B. Ю. Уркевича. - Х. : Право, 2012. - 448 с. 5. Харченко Д. А. Информационные технологии в мониторинге усыхания лесов Украины / Д. А. Харченко // Вюн. Харюв. ун-ту, № 506; Серiя: Актуальш проблеми сучасно'1 науки в дослщженнях молодих вчених м. Харкова. -Ч. 2. - Х.: Харюв. нац. ун-т, 2001. - С. 224-226.

ПРОЦЕДУРА ОРГАНВАЦП Л1СОВОГО ГОСПОДАРСТВА ЯК ВИД ПРОЦЕДУРНИХ ПРАВОВ1ДНОСИН Савчук О. О.

У статп розглядаються стадп процедури оргашзацп люового господарства. Наводиться характеристика нормативно-правових актив з ведення люового господарства, подшу лiсiв на категорп, встановлення вшу стиглосп деревосташв i норм використання люових ресурав, проведення люовпорядкування, ведення люового кадастру, проведення мошторингу, люово'1 сертифшаци.

Ключовг слова: люове господарство, лiсовi ресурси, люовпорядкування, люовий кадастр, люова сертифшащя.

THE PROCEDURE OF FORESTRY AS A FORM OF PROCEDURAL

RELATIONSHIPS Savchuk E. A.

In the article the stage of the procedure of Forestry. A characteristic of regulations on forestry, forest division into categories, to establish the age of maturity stands and norms of use of forest resources, forest management planning, forest inventory, monitoring, conducting forest certification.

Key words: forestry, forest resources, forest management, forest inventory, forest certification.

Поступила в редакцию 19. 09. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.