Научная статья на тему 'Особенности налогообложения в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности'

Особенности налогообложения в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
377
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Н.С. КУЛАЕВА, консультант по налогам ЗАО «BKR Интерком-Аудит»

Сезонность производства

Особенностью налогообложения лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности является то, что на работу данной отрасли экономики значительное влияние оказывает сезонность. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ:

«Сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий».

Сезонность производства подтверждается Перечнем отраслей и видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения». Указанным постановлением в рассматриваемой отрасли экономики к сезонным производствам отнесены:

— заготовка и вывозка древесины;

— сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды;

— заготовка живицы, пневого осмола и бересты.

Промышленные организации, занятые в перечисленных сезонных производствах, имеют право на так называемые «налоговые каникулы», т. е. могут получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов. В соответствии со ст. 64 НК РФ:

«Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности».

Хозяйствующий субъект, основной вид деятельности которого представляет собой сезонное производство, может обратиться за отсрочкой или рассрочкой по причине сезонности в том случае, если он в определенный период не может осуществлять производственной деятельности из-за природных или климатических условий. Правда, при этом ему необходимо доказать, что за счет других видов деятельности организация не может добиться стабильного финансового положения, иначе орган, уполномоченный принимать решение об изменении сроков уплаты налогов, откажет в предоставлении отсрочки или рассрочки.

Отметим, что органы, уполномоченные принимать решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов, установлены ст. 63 НК РФ:

«1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее — уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 — 5 настоящего пункта и п. 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков

уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного п. 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине — органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 настоящего Кодекса принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;

5) по единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований».

Какие именно документы должен предоставить налогоплательщик для изменения срока федеральных налогов, указано в приказе Минфина России от 30.09.1999 № 64н «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного

налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет». Аналогичные нормативные документы приняты финансовыми ведомствами регионов и муниципальных образований.

При этом следует особое внимание обратить на тот момент, что возможность предоставления отсрочки или рассрочки может быть предоставлена только конкретному налогоплательщику, поэтому, если с подобной просьбой обращается головная организация в части предоставления отсрочки или рассрочки филиалу или структурному подразделению, то в такой просьбе будет отказано.

Кроме того, не стоит забывать, что на положительное решение уполномоченного органа значительное влияние оказывает лимит, определяемый законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в связи с чем отсрочка или рассрочка может быть предоставлена не более чем до конца календарного года.

Платежи за пользование лесным фондом

В соответствии с Лесным кодексом РФ (далее — ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов лесопользования, поэтому хозяйствующие субъекты, осуществляющие такой вид деятельности, являются плательщиками платежей за пользование лесным фондом.

В соответствии со ст. 103 ЛК РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Плательщиками ранее указанных платежей являются лесопользователи, т. е. граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Плательщиками платежей за пользование лесным фондом являются юридические лица, применяющие как традиционную форму ведения бухгалтерского учета, так и упрощенную.

В соответствии со ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Таким образом, платежи за пользование лесным фондом, взимаемые в виде лесных податей или арендной платы, должны уплачиваться организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в общем порядке.

Для более полного и правильного понимания текста далее рассмотрим специфические термины и определения, расшифровка которых дана в письме Госналогслужбы России 04.03. 1996 № НП-6-04/155 «О рекомендациях по порядку проведения документальных проверок владельцев лесного фонда и лесопользователей по правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет лесных податей».

Рубки главного пользования — осуществление заготовки древесины в лесонасаждениях, достигших возраста спелости, в пределах действующей расчетной лесосеки. Возрасты и обороты рубки устанавливаются лесоустройством.

Лесовосстановительные рубки — осуществление промышленной заготовки древесины в лесах 1-й группы.

Сплошные рубки — способ рубок главного пользования, при котором полностью вырубается древостой, за исключением используемого для восстановления леса молодняка и подроста или оставляемых в необходимых случаях семенных участков и куртин, за один прием.

Постепенные рубки — способ рубок главного пользования, при котором вырубается весь древостой, за исключением молодняка и подроста, за 2 — 4 приема.

Выборочные рубки — способ рубок главного пользования, при котором за один прием вырубается часть деревьев спелого поколения с равномерным распределением по площади, а также другие деревья по лесоводственным соображениям с расчетом на постоянное повторение очередного приема рубки через равные промежутки времени, в течение которых восстанавливается ранее вырубленный запас древостоя.

Расчетная лесосека — научно обоснованная норма рубок, исчисляемая при лесоустройстве на длительный период по каждому лесхозу раздельно по группам лесов и хозяйствам (хвойному, твердо-лиственному и мягколиственному) и в целом по субъекту РФ. Расчетная лесосека утверждается Федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с соответствующим органом государственной власти субъектов РФ и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Рубки промежуточного пользования — осуществление заготовки древесины при рубках ухода за лесом, санитарных рубках и рубках реконструкции.

Рубки ухода — рубки, направленные на выращивание хозяйственно ценных высокопродуктивных насаждений и повышение полезных функций леса. В зависимости от возраста насаждений проводятся следующие виды рубок ухода:

• осветления — рубки, проводимые в целях регулирования густоты и ухода за составом в молодняках;

• прочистки — рубки, проводимые в целях ухода за составом и формой насаждений, формирования структуры будущего насаждения и регулирования количественного соотношения между отдельными породами;

• прореживания — рубки, проводимые в средневозрастном древостое в целях ухода за формой ствола и кроны, которыми продолжается уход за составом и улучшается качество и структура насаждения;

• проходные рубки — рубки, проводимые в приспевающем древостое в целях увеличения прироста лучших деревьев и сокращения сроков выращивания технически спелой древесины. Санитарные рубки — рубки, проводимые в

целях улучшения санитарного состояния лесных насаждений.

Рубки реконструкции — рубки, проводимые в целях замены малоценных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Прочие рубки — осуществление заготовки древесины при расчистке лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, линий связи и электропередачи, карьеров, при добыче торфа, при расчистке существующих просек, полос вдоль линий железных и автомобильных дорог в пределах полосы отвода, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей.

Лесосечный фонд — лимит (размер) заготовки древесины, выделяемый лесопользователям на год.

Лесосека — участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования, отграниченный визирами, естественными рубежами и лесосечными столбами. Лесосекой также называется лесосечный фонд, выделенный на определенный срок.

Делянка — часть лесосеки, отграниченная визирами и деляночными столбами, по которой производится материально-денежная оценка и выписывается лесорубочный билет.

Таксационный участок (выдел) — первичная учетная единица, отличающаяся по таксационной характеристике от соседних участков леса. В делянке может быть один или несколько таксационных участков.

Материально-денежная оценка лесосек — определение количества и качества запаса древесины на лесосеках, предназначенных к вырубке, и платы за древесину, отпускаемую на корню.

Общий запас древесины — объем древесины стволов и кроны.

Товарный (ликвидный) запас древесины—часть общего запаса, за исключением отходов.

Запас деловой древесины — запас круглых лесоматериалов без коры (кроме технологических и топливных дров). К деловым относятся отрезки ствола с диаметром в верхнем срезе 6 см и выше.

Лесные подати

Статьей 103 ЛК РФ установлено, что лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Статьей 43 ЛК РФ установлено, что участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное использование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.

Организатором лесного аукциона на уровне субъекта РФ является орган управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте РФ, а на уровне района — лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. По представлению этих органов орган государственной власти субъекта РФ выставляет лесные ресурсы на аукцион.

Организатор лесного аукциона осуществляет всю организационную и техническую работу по проведению лесных аукционов.

Для обеспечения объективности лесных аукционов по продаже права краткосрочного пользования участками лесного фонда создаются аукционные комиссии, состав которых утверждается органом государственной власти субъекта РФ.

Организатор аукциона и выигравшее аукцион лицо подписывают протокол, в котором указываются следующие данные:

— границы участка лесного фонда;

— виды лесопользования;

— объемы (размеры) лесопользования;

— размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;

— иные условия.

Протокол о результатах лесного аукциона имеет силу договора.

После подписания протокола лесного аукциона его победители обязаны в установленный протоколом лесного аукциона срок внести плату за купленную аукционную единицу и получить лесорубочный билет (ордер) или лесной билет в соответствующем лесхозе.

Положение о порядке проведения лесных аукционов утверждено приказом Рослесхоза от 11.08.1997 № 99 «Об утверждении Положения о порядке проведения лесных аукционов».

Без проведения аукционов на основании решений территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.

Лесопользование в этом случае также осуществляется на основании лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования, перечисленные в разделе 4.2 «Виды лесопользования».

Плательщиками лесных податей являются все лесопользователи, за исключением арендаторов и лиц, которым предоставлены льготы по уплате лесных податей.

Выбор той или иной единицы измерения при оценке лесных ресурсов определяется удобством пользования и сложившимися традициями. Так, для оценки древесины на корню лучше использовать объемные показатели — кубометры, при заготовке древесных соков — декалитры.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, так, при лесозаготовках ставки установлены за 1 кубический метр древесины.

Ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ или определяются по результатам лесных аукционов.

В соответствии с Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой России № НП-4-02/199н, Минфином России № 148, Рослесхозом № 7 от 14.12.1993 размеры лесных податей рассчитываются:

— исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом;

— по отдельным видам пользования — исходя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда, указанной в разрешительном документе.

Минимальные ставки лесных податей.

Конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесопользования, экономико-географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются органами власти районов (городов) по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом.

Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ на основании Методических рекомендаций по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, утвержденных Рослесхозом 1 февраля 1994 г.

В связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции минимальные ставки лесных податей должны регулярно пересматриваться. Периодичность пересмотра определяется органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством.

Установленные минимальные ставки используются при организации лесных торгов, аукционов, конкурсов.

Статьей 103 ЛК РФ установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ и такие ставки установлены постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 №127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее — постановление №127).

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные постановлением №127, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации.

Минимальные ставки дифференцированы следующим образом:

— по основным и неосновным лесным породам;

— по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам;

— по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам);

— в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам, на которые распределена территория Российской Федерации).

Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. м и

крутизне склона до 20 о. В других случаях к минимальным ставкам применяются корректирующие коэффициенты.

Допускается перевод леса из одного лесотак-сового района или пояса в другой. Производится такой перевод по представлению Министерства природных ресурсов РФ.

Распределение лесов по лесотаксовым разрядам осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством. При распределении учитывается следующее:

а) лесотаксовые разряды устанавливаются для каждого квартала (урочища) исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего пункта, откуда возможны погрузка древесины и ее перевозка железнодорожным транспортом общего пользования, сплав древесины или ее транспортировка водным транспортом. Если в лесном массиве, тяготеющем к лесосплавным путям, объем лесозаготовок превышает грузооборот сплавной реки и вывозка древесины производится как на сплав, так и на железнодорожный транспорт, то:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— для той части территории, отпуск древесины с которой осуществляется в пределах грузооборота реки, лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до бли -жайшего пункта, откуда возможен сплав древесины или ее транспортировка водным транспортом;

— для остальной части территории лесотаксо-вые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего погрузочного пункта;

б) если участки леса тяготеют к сплавной реке, но в силу экономической целесообразности древесина с этой территории вывозится к железной дороге, лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего погрузочного пункта;

в) для лесов, отдаленных от инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и сплавных путей на расстояние свыше 100 км, учитывается наличие автомобильных дорог федерального или регионального значения, а также автомобильных дорог с твердым покрытием, а в горных лесах Северного Кавказа учитывается также наличие автомобильных дорог районного значения с твердым покрытием. В этих случаях лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до соответствующей автомобильной дороги с понижением ставок платы на один разряд при перевозке древесины по автомобильной дороге на расстояние свыше 10 км;

г) леса, тяготеющие к железнодорожным путям не общего пользования, а также к строящимся железным дорогам, введенным во временную эксплуатацию (до ввода их в постоянную эксплуатацию), распределяются по лесотаксовым разрядам исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до погрузочных пунктов, расположенных на этих подъездных путях и строящихся железных дорогах;

д) в случае если более 50 % древесины, отпускаемой на корню, вывозится к пунктам потребления, лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала до этих пунктов.

Допускается изменение распределения лесов по лесотаксовым разрядам в случаях:

— запрещения сплава древесины по рекам, отнесенным в соответствии с материалами лесоустройства к сплавным;

— закрытия или открытия в установленном порядке железнодорожных станций или разъездов для погрузки древесины;

— изменения местонахождения погрузочных пунктов в связи с постройкой новых инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования;

— прекращения транспортировки древесины водным транспортом, если оно обусловлено экономической нецелесообразностью или экологическими требованиями;

— выявления нарушений установленного порядка распределения лесов по лесотаксовым разрядам.

Предусмотрены 7 лесотаксовых разрядов, определенных исходя из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта:

1-й разряд — до 10 км;

2-й разряд — до 25 км;

3-й разряд — до 40 км;

4-й разряд — от 40,1 до 60 км;

5-й разряд — от 60,1 до 80 км;

6-й разряд — от 80,1 до 100 км;

7-й разряд — от 100,1 км и более.

С учетом местных условий допускается установление иной шкалы разрядов такс. При этом необходимо соблюдать правило—поправки к таксам на расстояние вывозки должны соответствовать росту затрат на вывозку древесины с увеличением расстояния вывозки.

Расстояние вывозки определяется с помощью картографического материала по прямой от центра квартала до пункта реализации древесины, при этом в зависимости от рельефа местности вносятся следующие поправки на расстояние вывозки:

— в лесах с равнинным рельефом — 1,10;

— в лесах с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30 % территории которых заняты болотами, — 1,25;

— в лесах с горным рельефом — 1,50.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно ЛК РФ ставки лесных податей и ставки арендной платы (кроме минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или определяются по результатам лесных аукционов.

Ставки лесных податей за другие виды лесопользования также устанавливаются указанными органами по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов, таким образом, ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применять в отношении других видов лесопользования нельзя.

В общих указаниях по порядку применения минимальных ставок платы за древесину на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2003 № 127, предусмотрен ряд условий для уменьшения размера этих ставок.

При заготовке древесины в порядке рубок промежуточного пользования предусмотрено уменьшение установленных минимальных ставок:

— при прореживании и выборочных санитарных рубках — на 50 %;

— при других рубках промежуточного пользования — на 30 %.

При отпуске древесины в порядке сплошных рубок главного пользования и прочих рубок минимальные ставки корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 га лесосеки путем умножения ставок на следующие корректирующие коэффициенты:

Ликвидный запас древесины на корню (плотных куб. м на 1 га) Корректирующий коэффициент

До 100 0,9

100,1 — 150 1,0

150,1 и более 1,05

При отпуске древесины в порядке рубок промежуточного пользования корректировка минимальных ставок в зависимости от ликвидного запаса отведенной в рубку древесины на одном га лесосеки не производится.

На лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 20 о, применяются корректирующие коэффициенты:

— при использовании канатно-подвесных установок — 0,7;

— при использовании вертолетов — 0,5.

Если при проведении несплошных рубок

главного пользования и сплошных рубок главного

пользования сохраняется подрост и (или) второй ярус ценных хвойных, твердолиственных пород, минимальные ставки снижаются на 20 %. В случае уничтожения подроста и (или) второго яруса ценных пород, подлежащих сохранению, минимальные ставки не снижаются.

Если отпуск древесины на корню производится в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами, в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее, вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.

В соответствии с письмом МНС России от 10.05.2001 №04-2-05/1/15-М392 «О порядке установления минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню» корректировка минимальных ставок платы производится в зависимости от вида рубок и условий ведения лесозаготовительных работ и не связана с порядком предоставления налоговых льгот конкретным категориям налогоплательщиков.

В связи с тем, что степень повреждения древесины может быть определена только с учетом конкретных условий регионов, полномочия по установлению минимальных ставок платы за древесину на корню при ее отпуске для проведения сплошных санитарных рубок в поврежденных насаждениях предоставлены органам исполнительной власти субъектов РФ. Порядок установления минимальных ставок не признается налоговой льготой.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налога или сбора либо уплачивать их в меньшем размере.

Учитывая изложенное, налоговое ведомство считает, что право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать пониженные минимальные ставки платы за древесину на корню при ее отпуске для проведения сплошных санитарных рубок в поврежденных насаждениях не противоречит нормам налогового и лесного законодательства.

В тех случаях, когда отпуск древесины на корню производится по минимальным ставкам с применением корректирующих коэффициентов, окончательная величина минимальной ставки округляется до 0,1 руб. за 1 плотный куб. м древесины.

Следует обратить внимание на то, что ст. 16 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» было установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применялись в 2002 г. с коэффициентом 1,12.

В Федеральном законе от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» такой нормы не содержалось.

Федеральным законом от 23.12.2003 №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,4.

Федеральным законом от 23.12.2004 №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,5.

В соответствии с п. 2 постановления № 127 минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5 % от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей утверждены Госналогслужбой России №НП-4-02/199н, Минфином России № 148, Федеральной службой лесного хозяйства РФ от 14.12.1993 № 7.

Указанным документом установлено, что лесные подати могут взиматься в форме:

— денежных платежей;

— части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции;

— выполнения работ или предоставления услуг.

Формы внесения лесных податей определяются районными (городскими) органами власти и оговариваются в разрешительном документе по каждому объекту пользования.

Взимаются лесные подати в виде разового или регулярного платежа с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия разрешительного документа.

Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются ФНС России по согласованию с Минфином России в зависимости от объемов предоставленных в пользование ресурсов и иных условий.

Порядок внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами устанавливается органами власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.1994 № 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее — Инструкция № 25) плата за древесину вносится лесопользователями непосредственно в банки или учреждения Минсвязи России в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд в следующие сроки:

15 февраля — 15 %;

15 марта — 10 %;

15 апреля — 10 %;

15 июня — 10 %;

15 июля — 10 %;

15 сентября — 15 %;

15 ноября — 15 %;

15 декабря — 15 %.

Плата по установленным срокам вносится исходя из общей стоимости древесины, отпущенной по всем лесорубочным билетам из лесосечного фонда, данного года.

Если по каждому лесорубочному билету отпущено древесины на корню в объеме до 500 куб. м сумма платы по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью перед выпиской лесорубочного билета. В таком же порядке вносится плата за древесину по лесорубочным билетам, выданным в счет лесосечного фонда будущего года.

Если лесопользователь окончил заготовку древесины по всем лесорубочным билетам досрочно, то плата за древесину должна быть внесена им в пятидневный срок после окончания заготовки древесины.

Лесопользователь может получить лесорубочный билет по лесосечному фонду текущего года после наступления сроков платежа, в этом случае он должен внести плату за древесину по истекшим срокам в первый наступающий срок уплаты.

Плата за древесину, отпускаемую на корню, по ордерам вносится в доход бюджета всеми лесопользователями полностью при получении ордеров.

Следует обратить внимание на то, что ЛК РФ не предусмотрен возврат лесопользователю уплаченных им платежей за пользование лесным фондом за приобретение лесорубочного билета в том случае, если он по каким-либо причинам допустил недорубы или вовсе не начал рубку на выделенном ему участке лесного фонда.

Отчет о количестве древесины, разрешенной лесопользователю к заготовке, платежах за древе-

сину, о суммах неустоек и ущерба за лесонарушения составляется владельцами лесного фонда по форме согласно приложению № 1 к Инструкции № 25, при этом в данном отчете не предусмотрено отражения сумм лесных податей сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

Отчет составляется по состоянию на 15-е число каждого месяца включительно и представляется в налоговый орган по месту нахождения владельца лесного фонда не позднее 20-го числа каждого месяца.

Лесопользователи ежегодно, не позднее 1 марта следующего года, представляют в налоговый орган по месту лесопользования перерасчет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, по лесосечному фонду истекшего года по форме согласно приложению № 2 к Инструкции № 25. Причитающиеся платежи перечисляются в бюджет не позднее 15 марта.

В некоторых случаях организации помимо заготовок древесины в порядке рубок главного пользования осуществляют прочие рубки.

Статьей 113 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей).

В связи с этим лесопользователи помимо перерасчета сумм лесных податей за древесину, полученную при рубках главного пользования, должны предоставлять в налоговые органы перерасчет лесных податей в случае превышения фактических объемов древесины по сравнению с разрешенными к заготовке объемами и при проведении прочих рубок.

В том случае, если плата за древесину, отпускаемую на корню, вносится в неденежной форме, лесопользователи ежемесячно, не позднее 20-го числа, представляют справки о стоимости переданных в счет уплаты лесных податей лесных ресурсов или иной продукции, выполненных работ и услуг по форме согласно приложению № 3 к Инструкции № 25. Данные справки представляются в налоговые органы по месту лесопользования.

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз, являющийся арендодателем, обязан предоставить лесопользователю участок лесного фонда для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Участки лесного фонда могут передаваться в аренду для осуществления следующих видов лесопользования:

а) заготовки древесины;

б) заготовки живицы;

в) заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

г) побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

д) пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

е) пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Не допускается аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников.

Договор аренды заключается на срок от одного года до сорока девяти лет.

Для договора аренды участка лесного фонда обязательным является соблюдение письменной формы договора и его государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации договор аренды считается заключенным.

В договоре аренды участка лесного фонда должны быть указаны следующие реквизиты:

— границы участка лесного фонда;

— виды лесопользования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— объемы (размеры) лесопользования;

— срок договора аренды;

— размер арендной платы и порядок ее внесения;

— обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству участка лесного фонда;

— порядок оплаты арендатору произведенных им лесохозяйственных работ;

— иные условия, определенные сторонами.

Несоблюдение письменной формы договора

аренды и требования о его государственной регистрации влечет недействительность договора.

Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на основании решений органов государственной власти субъектов РФ на основании представлений, подготавливаемых территориальными органами федерального управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей или по результатам лесных конкурсов. Предоставление участков лесного фонда должно производиться с учетом интересов населения, проживающего на территории соответствующего участка.

Запрещена передача арендованных участков в субаренду, а также выкуп арендованных участков. Не допускается переход участка в собственность по окончании срока договора аренды.

Арендатор, выполняющий обязательства по договору аренды участка лесного фонда, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствии со ст. 105 ЛК РФ арендная плата вносится арендаторами при аренде участков лесного фонда.

Помимо ЛК РФ, ГК РФ отношения сторон по договору аренды участка лесного фонда регулируются Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 №345 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда».

В соответствии с указанным постановлением обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платы, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.

Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду.

Устанавливается арендная плата на основе ставок лесных податей за виды лесопользования, определенные договором. Ее размер определяется соглашением сторон с учетом видов лесопользования, размера арендованного участка лесного фонда, годового размера лесопользования т. е. арендная плата определяется за весь арендуемый участок как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренных договором аренды.

Конкретный размер арендной платы определяется органами государственной власти субъектов РФ или по результатам лесных торгов.

В начальный период освоения участка лесного фонда, предоставленного в аренду для заготовки древесины по результатам лесных конкурсов, размер арендной платы устанавливается в соответствии с объемами заготовки древесины, которые определены договором аренды на этот период. Продолжительность начального периода освоения, т. е. периода создания и развития производственных мощностей, устанавливается в договоре аренды, но не может превышать 3 лет.

При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, если же на участке, переданном в аренду для осуществления рубок главного пользования,

арендатор производит заготовку древесины, при рубках промежуточного пользования арендная плата не взимается.

Принципы определения арендной платы содержатся и в Методических рекомендациях по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, утвержденных Рослесхозом России 1 февраля 1994 г.

Данными Методическими рекомендациями определено, что при аренде участков лесного фонда определяется ожидаемый среднегодовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть снят при нормальном использовании арендуемого участка, и именно этот среднегодовой объем и является предметом арендной платы.

В связи с этим по большинству ресурсов устанавливается годовая ставка арендной платы на 1 га площади арендуемого участка исходя из его потенциальной продуктивности, а по древесине — на 1 куб. м.

Для расчета суммы годовой арендной платы применяется следующая формула: АП = Т М,

где АП — сумма годовой арендной платы с участка лесного фонда, взятого в аренду; Т — средняя ставка лесных податей за 1 куб. м древесины на корню, отведенной в рубку на предстоящий год в соответствии с планом рубок;

М — устанавливаемый договором годовой объем изъятия лесосырьевого ресурса. При отсутствии инфляции величина ставок арендной платы может быть неизменной в течение всего срока действия арендного договора. В условиях инфляции ставка арендной платы подлежит пересмотру, периодичность которого определяется в зависимости от темпов изменения минимальных ставок лесных податей на соответствующие лесо-сырьевые ресурсы, установленных сроков внесения арендной платы, характера использования участка (сезонное использование или постоянное). Решение о порядке изменения ставок арендной платы устанавливается договором.

Сумма арендных платежей не зависит от изменения качества арендуемых участков лесного фонда, вызванных хозяйственной деятельностью арендатора.

В соответствии с п. 70 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», при отпуске древесины на корню на арендованных участках лесного

фонда в лесорубочном билете по каждой лесосеке указывается стоимость древесины, исчисленная по минимальным ставкам, размер арендной платы в лесорубочном билете не указывается. То есть сумма лесных податей, указанная в лесорубочном билете, является частью арендной платы.

Таким образом, ежегодный размер арендной платы включает в себя сумму лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, налог на земли лесного фонда и суммы превышения лесных податей над суммами, исчисленными по минимальным ставкам.

Статьей 106 ЛК РФ установлено, что распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, производятся в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 103 ЛК РФ не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.

В соответствии со ст. 104 ЛК РФ не взимаются лесные подати за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве.

Отражение платы за пользование

лесным фондом в бухгалтерском и налоговом учете

Основными плательщиками платы за пользование лесным фондом являются предприятия лесопромышленного комплекса, которые при формировании себестоимости продукции, работ и услуг руководствуются продолжающими действовать в настоящее время Отраслевыми особенностями состава затрат. Данный документ утвержден председателем государственной лесопромышленной компании «Рослеспром» 19.10.1994, согласован с Минэкономики России 18.10.994 и Минфином России 13.10.1994 и продолжает действовать в части, не противоречащей принятым в более позднее время законодательным и иным нормативным правовым актам, регулирующим бухгалтерский учет и налогообложение.

В соответствии с п. 7 Отраслевых особенностей затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включается, в частности, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за право заготовки живицы в древостоях и других ресурсов.

Согласно п. 13 Отраслевых особенностей затрат затраты, образующие себестоимость про-

дукции, должны группироваться в соответствии с их экономическим содержанием. В соответствии с п. 20 налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с законодательством, относятся к элементу «Прочие затраты», таким образом, лесные подати или арендная плата относятся на лесозаготовительное производство по элементу «Прочие затраты» и должны учитываться по статье «Платежи за пользование лесным фондом». Отраслевые особенности допускают списание указанных расходов на себестоимость лесозаготовок непосредственно, без их отнесения на счет расходов будущих периодов с последующим отнесением на себестоимость древесины, к которой эти расходы относятся.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 сумма платежей за пользование лесным фондом будет являться расходом по обычным видам деятельности, поскольку понесенный расход считается расходом, осуществление которого связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», сумма исчисленного платежа отражается организацией по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на соответствующем субсчете.

В целях исчисления налога на прибыль согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ платеж за пользование лесным фондом относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если организацией при признании расходов применяется метод начисления, то в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, можно познакомиться в книге ЗАО «БК^-Интер-ком-Аудит» «Производство и торговля в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности».

* * *

издательство

ШОМЕГА-А

www.omega-l.ru

Серия "Практическая бухгалтерия'

Розничная продажа:

www.sprinter.ru; тел.: (495) 514-45-11, спрашивайте в магазинах вашего города Оптовая продажа: (495) 777-17-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.