Ерофеева Н.Е.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиала)
Оренбургского государственного университета Е-mail: [email protected]
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА (опыт реализации аксиологического подхода в вузе)
В статье рассматриваются педагогические основы традиционной формы - научно-практической конференции, которая своеобразным средством формирования аксиологического потенциала будущего учителя-словесника.
Ключевые слова: аксиологический потенциал, конференция, студент, образовательное пространство.
Исследуя понятие «аксиологический потенциал», философские, культурологические, социальные основания его становления, а также методологию его формирования в личности студента, соглашаемся с мнением А.В. Кирья-ковой, В.А. Сластенина и Г.И. Чижакова, что ведущая роль в становлении и развитии аксиологического потенциала студента принадлежит педагогическим ценностям, иерархию которых определяет педагогическая аксиология. При этом образование рассматривается как одна из основных ценностей.
2010 год - год Учителя. Его идеями определяется деятельность многих государственных и общественных организаций, связанных с образованием, проводимые ими мероприятия. Не исключением стала всероссийская научно-практическая конференция «Региональный аспект экспликации гуманитарного образования», проводимая по инициативе Ассоциации «Университетские образовательные округа России», Ассоциации «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской Области» и Волховского филиала ОГПУ им. А.И. Герцена с 8 по 12 февраля 2010 года. Конференция носила инновационный, практикоориентированный характер по своей форме и содержанию, направленная на развитие аксиологического потенциала будущего учителя-словесника, поэтому основными участниками стали студенты 2-5 курсов, аспиранты, соискатели и преподаватели вузов Санкт-Петербурга, Волхова, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Орска, Саранска, Смоленска и др.
Говоря о развитии современного образовательного пространства и внедрения инноваций в области организации научно-исследователь-
ской деятельности студентов и преподавателей, в педагогике высшей школы по-прежнему ведущее место отводится семинарам, симпозиумам, конференциям. Традиционно под конференцией принято понимать академическое собрание с заранее объявленной темой, на заседаниях конференции обсуждаются доклады. Как правило, в качестве культурной программы участникам предлагают познакомиться с достопримечательностями того города, в котором проводится конференция. Это традиционно. Принципиально иной тип конференции с инновационной концепцией предложила Ассоциация «Университетские образовательные округа России». Проведенная конференция позволила говорить о практической реализации аксиологического подхода в внеучебной деятельности студента, способствовать непосредственно действенному формированию у него аксиологического потенциала. При этом под аксиологическим потенциалом будем понимать интегративную категорию, формирующаяся под влиянием педагогических ценностей в процессе взаимодействия диады «преподаватель - студент», а также как сложную установочную систему, образующуюся на основе процессов самопознания, самоактуализации, эмоционально-ценностного отношения к себе как к человеку, будущему специалисту. Все компоненты этой системы функционируют в динамическом единстве, прежде всего, в условиях внеучебной научно-исследовательской деятельности, предполагающей формирование интеллектуально-аксиологизиро-ванной личности, обладающей такими характеристиками, как способность к самосовершенствованию, саморазвитию, владение исследовательскими умениями и навыками, активно ис-
пользующей свои знания в профессиональной и социальной деятельности [2; 21]. Реализации этих идей как раз способствовала конференция «Региональный аспект экспликации гуманитарного знания».
Сама конференция строилась в нескольких направлениях:
- научное (пленарное заседание и работа в секциях),
- практико-ориентированное (в том числе методическое),
- историко-культурное.
В результате конференция выполняла сразу несколько важных функций:
- образовательная,
- развивающая,
- воспитательная,
- аксиологическая,
- мировоззренческая.
Приоритетной стала ценностная составляющая. На практике были реализованы принципы теории присвоения ценностей (А.В. Ки-рьякова) и тезаурусной концепции гуманитарного знания (В. и Вл.А. Луковы), поскольку «образование не может не строиться на определенной ценностно-нормативной системе, оно несет новому поколению освоенное старшими поколениями знание в определенной ценностной оболочке, которая включает отбор учебного материала, акценты в нем, которые расставляются авторами учебников и учебных пособий, а в аудитории - преподавателем, организацию определенным образом направленной воспитательной работы как в учебном процессе, так и вне его» [1; 578].
Для студентов из малых городов России в северной столице значительно расширилось образовательное пространство, благодаря инновационной организации программы конференции, ориентированной на расширение профессионального кругозора будущего учителя-словесника. Экскурсия стала одной из главных форм взаимодействия преподавателя и студента, особенно когда выстраивалось живое общение на улицах города, возле памятных мест, связанных с именем писателей - Ф. Достоевского или С. Довлатова и, конечно, в музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга. Важным моментом стало сочетание истории России и Ленинграда. В год 65-летия победы в Великой Отечественной войне поклонение павшим у ме-
мориалов или у места с памятной таблицей «Это место наиболее опасно при бомбежке» - святой долг и сильнейший патриотический мотив пребывания на петербургской земле.
Прекрасно сознавая, что провинциальные студенты сегодня, к сожалению, лишены возможности, и прежде всего материальной, регулярно посещать ведущие музеи и выставки страны, бывать в Москве или Санкт-Петербурге, культурологический план стал не сопровождающим элементом, а ведущим, первым. Так как конференция проводилась в преддверии пушкинских дней памяти, уже в первый день прошла обзорная экскурсия по городу, которая завершилась у памятника предполагаемого места дуэли поэта - на Черной речке. Студенты, только недавно сдавшие экзамен по русской литературе первой половины XIX века, смогли познакомиться с историей своей страны, прикоснуться к миру Пушкина, осмыслить хрестоматийную фразу «Пушкин - наше все», что на эмоциональном и эстетическом уровне особенно проявилось в музее-квартире поэта на Мойке 10 февраля. Прежде всего на эмоциональном, поскольку талантливые экскурсоводы, помогавшие гостям города на протяжении всех дней конференции внутренне переживать культурную историю России, оживили в своих рассказах мир Пушкина, а позже и мир Достоевского, и мир Анны Ахматовой. За это им искренние слова благодарности. Да и знаменитый глобус М. Ломоносова, реформатора и великого просветителя, стал не просто экспонатом, а позволил приобщиться к реальной исторической личности, ее делам и научным свершениям.
По-новому было предложено поработать и на «круглом столе», где планировалось обсудить роль национальной библиотеки в образовании. Вместо традиционного заседания и выступлений важных лиц было предложено пройтись по каталожным рядам, читальным залам, познакомиться с архивами, руками потрогать древние фолианты, реально прикоснуться к подлинным ценностям. А легенды об И.А. Крылове, рассказываемые библиотекарями от поколения поколению, щедрость души работников библиотеки, проявленная ими в каждом из фондов, прикосновение к шкафам XIX века, полным старинных рукописей, знакомство с комнатой Фауста, хранящей первые книги Ивана Федорова и, конечно, посещение знаменитой
библиотеки Вольтера - все это как раз и отвечало на вопрос, какую роль играет национальная библиотека в образовании. Само «путешествие» по библиотеке, завершенное в библиотеке Вольтера с круглым столом, напомнило артуровский мир, совершенный и идеальный, манящий своим благородством и верой в добро. И этот мир вновь напомнил о себе в доме-музее «Анна Ахматова. Серебряный век». Нигде еще не приходилось ни студентам, ни педагогам слышать такую вдохновенную речь хранительницы музея, никогда к студентам не было обращено так много слов педагога, которая сама является образцом профессионального служения своей мечте - учителя русского языка и литературы, ныне директора музея Г.В. Беличенко.
Конечно, говорить о региональном компоненте в северной столице сложно, т.к. все культурное наследие Санкт-Петербурга принадлежит стране и каждому из нас в отдельности. Но провинция, даже если она ближняя, как Волхов, имеет свой мир и занимает свое место в общем культурном потоке истории страны. Возможно, поэтому так интересны были доклады и сообщения, связанные к фольклорной традицией празднования масленицы в центре России или литературной историей Оренбуржья и Орска, в частности, судьбой и творчеством Т. Шевченко, М. Джалиля, Ю. Бондарева, как и сообщения о региональных промыслах, прославленных в песнях и стихах, в произведениях искусства, как, например, оренбургский пуховый платок. А Пушкин, бывавший в Оренбургском крае, писавшем историю Пугачева и писавший в черновике свои знамениты сказки под звук колес дорожной кибитки оказывался теперь намного понятнее и ближе. И опера «Борис Годунов» в Мариинском театре - это тоже часть пушкинских дней конференции.
История, застывшая в камне, Санкт-Петербург стал началом размышлений о прошлом и настоящем России. Итоговое пленарное заседание и секции проводились в Волховском филиале РГПУ им. А. Герцена. Дорога в Волхов, знакомство со Старой Ладогой, посещение мужского монастыря, прогулка по первой улице Руси
- это то, что позволило каждому ощутить себя частью великого государства. Только великий народ мог создать фреску, на которой Георгий Победоносец написан как Мироносец, побеждающий Змея словом. И это в XII веке. Трудно
переоценить актуальность такой позиции древних для современных дней. Поездка в Старую Ладогу определила исторический контекст докладов, посвященных фольклорным и литературным традициям в творчестве писателей.
Конференция в полной мере реализовала развивающую и мировоззренческую функции. Собственно научное направление было представлено достаточно широкой палитрой обсуждаемых вопросов:
- вопросы методологии современного гуманитарного образования,
- исторический аспект экспликации гуманитарного знания;
- роль национального культурного достояния в процессе развития будущего учителя;
- место и роль устной народной традиции в формировании мировоззрения будущего учителя;
- инновации и информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе,
- вопросы методики преподавания гуманитарных дисциплин в вузе и школе;
- место филиала в системе профориентационной работы в вузе (из опыта работы).
Итог новой формы конференции для образовательный среды вуза, в первую очередь, -это реализация в малом студенческом исследовании больших задач, намечающих перспективы развития гуманитарного образования в целом:
- нестандартный подход к проведению культурного аспекта позволил заметно изменить взгляд на мир, способствуя усилению и углублению мировоззренческой функции научного и историко-культурного знания;
- показан путь реализации процесса восхождения личности к ценностям познания через реальное погружение в историю государства, его культуры и жизни отдельных выдающихся личностей, составивших славу Отечества;
- отмечена особая роль университетских округов в реализации инновационных форм научного сотрудничества.
Все это способствовало мотивации познавательной активности, саморазвитию и самообразованию личности каждого участника конференции, в частности самореализации студента, росту его самоуважения как участника высокого собрания, а коллективный труд в рам-
ках конференции способствовал расширению его культурного диапазона, обогащению содержания его личного образования, способствовало «рождению новых потребностей и новых способов их возвышения на основе распредмечивания потенциальных ценностей, воплощенных в содержании деятельности и общении» [3; 33].
В результате все доклады были не только включены в широкий историко-культурный контекст, но и актуализировали современные
проблемы профессиональной подготовки учителя в системе «абитуриент - студент - преподаватель».
Конференции такого типа решено сделать регулярными. Намечена и одна из центральных проблем для обсуждения - вопросы интеграции современного образовательного пространства в условиях перехода к ФГОС третьего поколения и роль гуманитарного образования в переходный период.
3.12.2010
Список литературы:
1. Луков, Вал.А., Луков, Вл.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания / Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. -М., 2008.
2. Ерофеева, Н.Е., Ненашева О.О. Аксиологические доминанты образования и самообразования во внеучебной научноисследовательской деятельности студента / Н.Е. Ерофеева, О.О. Ненашева // Образование и саморазвитие. - 2009. -№2 (12).
3. Кирьякова, А.В. и др. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А.В. Кирьякова и др. -Оренбург, 2008.
Сведения об авторе: Ерофеева Натальи Евгеньевна, проректор по научной работе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор филологических наук, профессор 462403, Орск, пр-т Мира 15-а, тел. (3537) 236569, е-таіі: [email protected]
UDC 378.14 Erofeeva N.E.
SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE AS A MEANS OF UPBRINGING AND EDUCATION OF FUTURE TEACHER OF LITERATURE (EXPERIENCE OF AXIOLOGICAL APPROACH AT UNIVERSITY)
The article addresses pedagogical foundations of traditional forms - scientific-practical conference, which forms the axiological potential of future teacher of literature.
Keywords: axiological potential, conference, student, educational space.
Bibliography:
1. Lukov, Val.A., Lukov, VI..TI Thesauruses: The Subject Organization of the Knowledge Pretaining to I lumanitics / Val.A. Lukov,VI..TI Lukov. M, 2008.
2. Lrofecva, N.L., Nenasheva, O.O. The Axiological Dominating Ideas of the Education and Self-education in the Extraacademic research work of a Student / N.E. Erofeeva, O.O. Nenasheva // [Education and Selfdevelopment. 2009. -№2(12).
3. Kiryakova, A.V. and others. “Lhe Axiology and Education. The Fundamental Research in Pedagogy / A.V. Kiryakova and others. Orenburg, 2008.