УДК 378.1
Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оребургского государственного университета, г Орск, Россия
Е-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПЕРВОКУРСНИКА
Говоря о современных профессиональных ориентирах выпускников школ, нередко приходится констатировать, что у них возникают не только трудности с выбором своей будущей профессии, но и с курсом образования, который должен стать основой их будущего в целом. Осмысление своего будущего у первокурсников приходит значительно позже, часто после окончания колледжа или вуза. Помочь молодежи в профессиональном выборе и определении основных направлений нравственных, духовных и личных устремлений призвано социально-педагогическое исследование ценностных ориентиров профессионального выбора первокурсника
На протяжении нескольких лет в тесном контакте с учеными Санкт-Петербурга в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ и образовательных организациях г. Ор-ска проводились опросы, мониторинги, социологические анкеты, направленные на выявление ценностных ориентаций старшеклассников и студентов-первокурсников. Анализ результатов строился на основе принципов аксиологического подхода, акцент сделан на образовательной перспективе и поисках жизненных ориентиров в процессе обучения. По итогам работы было выявлено, что по-прежнему важным остается уважение со стороны родителей и окружающих, но наиболее значимыми являются престижная профессия, хорошие заработки и будущий профессиональный рост, в последние годы наблюдался рост здорового прагматизма.
В ходе исследования удалось определить стабильные ценности первокурсника, рассмотреть особенности формирования образовательного пространства вуза, в котором на кластерной основе параллельно и одновременно развиваются два уровня образования - среднее профессиональное и высшее, выделить роль субъект-субъектных отношений в процессе обучения будущих специалистов и бакалавров. Использование тьюторской технологии позволило методично и точно построить образовательный маршрут, а также маршрут личностного роста студента-первокурсника на пути овладения секретами будущей профессии.
Ключевые слова: обучающийся, первокурсник, образование, ценностные ориентиры, профессиональный выбор, тьюторское сопровождение, мотивация.
Переход бывшего школьника в статус студента обычно становится предметом исследования педагогов, ориентированных на изучение процессов адаптации (С.В. Васильева, А.А. Виноградова, Е.И. Муратова, Н.Н. Дарьенкова, Е.А. Осадчая, Е.А. Осипов и др.). Мы рассматриваем этот аспект с точки зрения аксиологии, поскольку давно замечено, что студенческие годы приходятся на период взросления молодого человека, его профессиональное и личностное становление, а значит, процесс неизбежно сопровождается и сменой некоторых ценностных ориентиров. Ключевыми понятиями в этом случае становятся образовательный процесс, образование как ценность, процесс обучения, субъект-субъектные взаимоотношения. Базовыми концепциями, на которые опираемся в своей работе, стали аксиологические концепции А.Х. Маслоу, К.А. Абульхановой-Славской, Т.К. Ахаян, В.А. Блюмкина, М.С. Кагана, А.В. Кирьяковой, Т.А. Ольховой, Л.И. Ру-винского и др., а также работы по вопросам адаптации, указанные выше, труды зарубежных
психологов и педагогов, посвященных изучению личности, в том числе подростков - Д. Зин-глер, Ф. Райс, В. Франкл, Л. Хьелл и др.
Ретроспективный обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что аксиологический подход сегодня является одним из ключевых в деятельности образовательных организаций, потому что позволяет отслеживать не только социальные реакции, но и результаты социальных подвижек и в обществе, и в образовании, и в судьбе каждого обучающегося.
Говоря о ценностных ориентирах, в первую очередь, назовем профессиональные выбор. Для более объективного представления ценностных ориентиров современного первокурсника мы использовали материалы межрегиональных опросов и мониторингов 2004 г. и 2007 г., проводимых Орским гуманитарно-технологическим институтом (филиалом) ОГУ (далее - ОГТИ) и Академией информационных технологий г. Санкт-Петербург (далее - АИТ), психологического тренинга готовности к профессиональной деятельности 2013-2015 гг.,
мониторинга 2016 г., разработанных научно-исследовательской лабораторией Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ (далее - НИЛ). В мониторингах 2004 и 2007 гг. принимали участие школьники и студенты-первокурсники из Орска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Омска и др.
Важным является мотивационно-ценност-ный компонент. Проведенные исследования НИЛ института выявили следующее. С целью получить диплом в институт поступили 23% респондентов, 22% хотят получить глубокие и прочные знания, и только 16% рассчитывают на успешность будущей профессии. Интересно, что по-прежнему важной оказывается роль родителей в судьбе обучающегося - 19% хотят добиться одобрения родителей по итогам обучения [4; 34]. Таким образом ценностный компонент коррелирует с данными опроса старшеклассников, которые ориентировались в выборе профессии на семейные традиции. Как отмечают специалисты НИЛ, «качественный показатель значимости мотивов обучения отражает доминирование личностных мотивов у 42% студентов экспериментальной и 38% контрольной группы, тогда как профессиональная мотивация характеризует ... в целом 58% студентов экспериментальной и 62% студентов контрольной групп» [4; 34].
Говоря о мотивации на профессиональный выбор будущего первокурсника, можно утверждать, что она в среднем осталась в рамках показателей разных лет, приоритетным по-прежнему остается мнение родителей. А вот при выборе будущей профессии важное значение имеет профессиональный статус семьи. В таблице 1 приведены усредненные данные разных лет.
Если рассматривать данные по региону, то в Орске среди старшеклассников, у которых ма-
тери трудятся рабочими, 34% выбрали технические специальности (18% в Петербурге, 27% в Новосибирске), 17,7% - экономические (22% в Петербурге, 25% в Новосибирске), при этом среди них не оказалось ни одного человека, желающего стать управленцем, менеджером (6% в Петербурге, 5% в Новосибирске). В целом по стране сегодня, по заявлению министра образования О. Васильевой, до 60% выпускников выбирают рабочие профессии, по другим данным - от 37 до 58%.
Для нас результаты актуальны вдвойне, так как этот показатель соответствует современным тенденциям образования, повернувшегося к рабочим специальностям, а также потому, что с 2015 года в ОГТИ открыт факультет среднего профессионального образования (далее -ФСПО). В результате в образовательной среде вуза возник новый ориентир - старшеклассник, ставший студентом института в рамках среднего профессионального образования. На кластерной основе произошло слияние двух систем образования в рамках единого образовательного пространства. А значит, и в работе института в целом появилось новое направление деятельности, ориентированное на формирование личности студента-первокурсника среднего профессионального образования. Поскольку многим обучающимся на момент поступления нет 18 лет, большую роль играет работа с родителями, а деканат сохраняет традиции по организации социально-воспитательной работы, накопленные в условиях политехнического коллежа.
При опросе психологического состояния первокурсников, выяснилось, что для них наиболее сложным оказывается переключить сознание от школьного и родительского контроля на самостоятельное личностное развитие. В условиях высшей школы первокурснику факультета ФСПО активно помогают куратор, деканат,
Социальный статус родителей (матери/отца) Выбираемые профессии
Технические Гуманитарные Экономические Управленческие
1. Рядовой работник 20,2 /18,7 8,9/9,0 23,2/23,6 7,9/9,3
2. Специалист 21,4/21,7 10,0/9,5 22,4/22,5 7,7/7,5
3. Руководитель 18,1/19,5 10,3/10,8 23,4/25,5 9,9/8,3
4. Предприниматель 16,7/16,4 9,1/10,0 24,4/25,1 12,7/10,5
5. Рабочий 25,5/26,5 6,8/6,6 21,6/15,7 4,0/6,3
Таблица 1 - Профессиональный выбор старшеклассников из разных по социальному статусу родителей
( в % к числу ответов в данной группе по статусу)
родители. Первокурсникам-бакалаврам - куратор и деканат. Взаимодействие с родителями не исключается, но теперь на первое место выступает субъектная позиция самого обучающегося. В этом случае успешно работает технология тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе, апробированная на психолого-педагогическом факультете и реализованная в институте. Именно тьюторская поддержка способствует формированию субъектности будущих бакалавров.
Пути формирования субъектности студента хорошо представлены в исследованиях Т.А. Ольховой. Давая развернутое определение сущности субъектности студента университета, она акцентирует внимание на том, что «становление субъектности студента университета предполагает наличие возможных вариантов восхождения к качественно новому (ценностно-ориентированному) состоянию его бытия. Становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата и представляющий собой постоянно длящийся, бесконечный поток событий» [12; 269].
Несмотря на разные возрастные категории нынешних первокурсников филиала, можно отметить единую закономерность в профессиональных предпочтениях. Так, согласно мо-ниторингам, профессиональные предпочтения старшеклассников на протяжении последних слет остаются примерно на том же уровне. По-прежнему в приоритете экономические специальности у девушек (28,4%) и технические у юношей (34,3%). Долгое время педагогическое направление оказывалось мало востребованным - на уровне 3%. К 2016 году процент заинтересованных в получении педагогических профессий повысился от 10 до 15%, что обусловлено социальными изменениями в образовании России в целом. Это положительная динамика, и она радует.
Обозначенная тенденция характерна для обучающихся Орска, Алтая, хотя и в Орске, и в Новосибирске, и в Омске популярными остаются экономические направления в большинстве случаев. Это подтверждает и статистика отборочных комиссий вузов.
Выстраивая профессиональный маршрут в образовательном процессе вуза, учитываем ведущие принципы теории присвоения ценно-
стей, изложенные в работах А. В. Кирьяковой. А. В. Кирьякова справедливо отмечает: «От педагогической стратегии зависит и диапазон поиска в учебной деятельности, и степень самостоятельности поисковой деятельности, и активизация поиска индивидуального и коллективного, и подкрепление эмоциональной мотивации посредством организации успеха, и обеспечение удовлетворенности результатами поиска» [9; 5].
Для понимания ценностных ориентиров первокурсников, определяющих формирование обучающегося-студента, необходимо обратиться к результатам мониторингов и рассмотреть, как соотносятся их образовательные планы и жизненные ценности.
На школьном этапе будущие абитуриенты разных городов указывают, что после окончания школы или гимназии они планируют продолжить обучение. А продолжение образовательной деятельности является положительной тенденцией, отражающей достаточно высокий фактор стабильности в обществе. Обучающиеся планируют свое будущее осознанно. На рисунке 1 приведены показатели ответов в динамике. Как видим, высшее образование по-прежнему остается приоритетным. Это обусловлено во многом введением ЕГЭ и реальной возможностью получить образование в столичном вузе.
Выбирая уровень образования, 48,2% обучающихся в среднем уверены, что жизнь сложится удачно и они легко достигнут поставленных целей. В то же время 20,7% признаются, что будет нелегко. Интересно, что среди орских старшеклассников с оптимизмом смотрят в будущее 9,7%. При этом 18% опрошенных полагаются на судьбу. В связи с этим актуализируется вопрос о личностных ценностных приоритетах в профессиональном выборе.
Первокурсники и старшеклассники отметили, что взгляд на будущее зависит от их жизненных ценностей, среди которых на первом месте остается любимый человек (2004 г. - 72,6%, 2007 г. - 63,5%, 2016 г. - 68,7%). А профессиональные достижения в качестве ценностных ориентиров указали в разные годы от 15,6% до 25,4%. Выросло и требование к уровню заработка. Если в 2004 г. на высокий заработок ориентировались 44,4%, в 2007 г. - 62%, то в 2016 г. -этот показатель стал 72%. При этом профессия,
90
7Sj6 7S,S
73 71,S 70,5
И hi I. Ill
Вуз Колледж ГГГУ Не определились
Л 2004 ■ 2007 >2016
Рисунок 1 - Планирование образовательной деятельности
которая позволит иметь высокую заработную плату, нередко связывается и с высоким социальным статусом - от 8,6% в 2004 г. и 3,5% в 2007 г. до 12% в 2016 г. Отсюда высокий процент интереса к экономическим направлениям подготовки, как среди первокурсников ФСПО, так и среди бакалавров высшего образования -24% в среднем. Среди гуманитарных направлений подготовки, которые абитуриенты считают «направлениями с будущим» отмечаются «Иностранный язык» (26%), среди инженерных -«Электроэнергетика и теплоэнергетика (34%) и «Программное обеспечение» (48%).
Во всех случаях первокурсники надеются на стабильность социально-экономической ситуации в стране и мире. Это доказывает, что ценностные ориентиры абитуриентов при выборе профессии объективно с годами изменяются мало, а критерии выбора во многом определяются социальной ситуацией в целом, но главным остается одно - стремление приобрести профессию, которая позволит обеспечить будущее, состояться в профессии и стать конкурентоспособным в современном обществе. Не случайно одним из ведущих показателей стал здоровый прагматизм.
24.08.2017
Список литературы:
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Ахаян, Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся : Монография / Т.К. Ахаян. -СПб, 1996г. - 98 с.
3. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей / В.А. Блюмкин. - М. : Знание, 1981. - 64 с.
4. Бубчикова, Н.В., Чикова, И.В. Мотивационно-ценностная сфера личности будущего педагога как компонент психологической готовности // Н.В. Бубчикова, И.В. Чикова // Вестник ОГУ 2013. - С. 32-36.
5. Васильева, С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С.В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 144-157.
6. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А. Виноградова // Образование и наука,
2008. - № 3.- С. 37- 48.
7. Дарьенкова, Н.Н. Адаптация студентов первого курса к условиям проживания в общежитии как составная часть их адаптации к обучению в университете / Н.Н. Дарьенкова // Психологическая наука и практика. Проблемы и перспективы: материалы III межд. научно-практ. конф. (25 апреля 2012). - Н.Новгород: ННГАСУ 2012. - С. 48-52.
8. Каган, М. С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
9. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ 2002. - № 7. - С. 4-11.
10. Муратова, Е.И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде / Е.И. Муратова // Высшее образование в России,
2009. - № 6. - С. 91-97.
11. Наши старшеклассники : Петербург - Орск - Новосибирск (Опыт использования информационных технологий в сравнительном социолого-педагогическом исследовании) / Отв. ред. А.И. Ходаков. - С.-Петербург*Орск-Новосибирск: ООО «Академия информационных технологий», 2004. - 69 с.
12. Ольховая, Т.А. Ценностно-синергетический поход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Вестник ОГУ 2011. - № 2. - С. 268-273.
13. Осадчая, Е.А. Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии орловского государственного университета / Е.А. Осадчая // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - Орел:, Изд-во ФГБУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2010. - С. 262-270.
14. Осипов Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности : дис. ... канд. педагогич. наук : 13.00.08. - Москва, 2002. - 128 с.
15. Российская школа: система компьютерного социологического мониторинга (межрегиональный проект: Петербург - Новосибирск - Ханты-Мансийский автономный округ - Республика Алтай - Республика Калмыкия ) / Отв. ред А.И. Ходаков. -Санкт-Петербург, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Горно-Алтайск, Элиста: ООО «Академия информационных технологий». 2007. - 68 с.
16. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. - М. , 1981. - 130с.
17. Hjelle, L., Ziegler, D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications / L. Hjelle, D. Ziegler. - 3th ed. -McGrow-Hill, 1992. - 402 р.
18. Maslow, A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow - 3rd ed.. - New York: Harper and Row, 1987. - 291 р .
19. Rice, F & Doldzhin, K. , Psychology of teenage and youthful age / F. Rice, K. Doldzhin. - St. Petersburg, 2010. - 816 p.
20. Frankl, V. Man's search for ultimate meaning / V. Frankl. - New York: Basic Books, A Member of the Perseus Books Group, 2000. -200 р.
Сведения об авторах:
Ерофеева Наталья Евгеньевна, заместитель директора по научной работе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета,
доктор филологических наук, профессор
Мелекесов Геннадий Анатольевич, ведущий консультант Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
462419, Оренбургская область, г Орск, пр. Мира, 15 А, e-mail: [email protected]