Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры профессионального выбора первокурсника'

Ценностные ориентиры профессионального выбора первокурсника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕРВОКУРСНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / STUDENT / FRESHMAN / EDUCATION / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL CHOICE / TUTOR SUPPORT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич

Говоря о современных профессиональных ориентирах выпускников школ, нередко приходится констатировать, что у них возникают не только трудности с выбором своей будущей профессии, но и с курсом образования, который должен стать основой их будущего в целом. Осмысление своего будущего у первокурсников приходит значительно позже, часто после окончания колледжа или вуза. Помочь молодежи в профессиональном выборе и определении основных направлений нравственных, духовных и личных устремлений призвано социально-педагогическое исследование ценностных ориентиров профессионального выбора первокурсника На протяжении нескольких лет в тесном контакте с учеными Санкт-Петербурга в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ и образовательных организациях г. Орска проводились опросы, мониторинги, социологические анкеты, направленные на выявление ценностных ориентаций старшеклассников и студентов-первокурсников. Анализ результатов строился на основе принципов аксиологического подхода, акцент сделан на образовательной перспективе и поисках жизненных ориентиров в процессе обучения. По итогам работы было выявлено, что по-прежнему важным остается уважение со стороны родителей и окружающих, но наиболее значимыми являются престижная профессия, хорошие заработки и будущий профессиональный рост, в последние годы наблюдался рост здорового прагматизма. В ходе исследования удалось определить стабильные ценности первокурсника, рассмотреть особенности формирования образовательного пространства вуза, в котором на кластерной основе параллельно и одновременно развиваются два уровня образования среднее профессиональное и высшее, выделить роль субъект-субъектных отношений в процессе обучения будущих специалистов и бакалавров. Использование тьюторской технологии позволило методично и точно построить образовательный маршрут, а также маршрут личностного роста студента-первокурсника на пути овладения секретами будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speaking about the current professional orientations of school graduates, it is often necessary to state that they have not only difficulties in choosing their future profession, but also with the course of education, which should become the basis of their future in general. The first-year students understand their future much later, often after graduating from college or university. A socio-pedagogical study of the value orientations of the professional choice of a freshman is called to help young people in the professional choice and determination of the basic directions of moral, spiritual and personal aspirations. For several years, in close consultation with scientists of St. Petersburg in the Orsk Humanitarian Technological Institute (branch) of the OSU and educational organizations of the city of Orsk, polls, monitoring, sociological questionnaires were conducted aimed at revealing the value orientations of high school and first-year students. The analysis of the results was based on the principles of the axiological approach, the emphasis was on the educational perspective and the search for life guides in the learning process. Based on the results of the work, it was revealed that respect from parents and others remains important, but the most significant are the prestigious profession, good earnings and future professional growth, in recent years there has been an increase in healthy pragmatism. In the course of study, it was possible to determine the stable values of the first-year student, to consider the specifics of the formation of the university educational space, in which, simultaneously and at the same time, two levels of education develop secondary vocational and higher, to allocate the role of subject-subject relations in the process of training future specialists and bachelors. The use of tutoring technology allowed to methodically and accurately build an educational route, as well as a personal growth path for a freshman student on the path to mastering the secrets of the future profession.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры профессионального выбора первокурсника»

УДК 378.1

Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оребургского государственного университета, г Орск, Россия

Е-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПЕРВОКУРСНИКА

Говоря о современных профессиональных ориентирах выпускников школ, нередко приходится констатировать, что у них возникают не только трудности с выбором своей будущей профессии, но и с курсом образования, который должен стать основой их будущего в целом. Осмысление своего будущего у первокурсников приходит значительно позже, часто после окончания колледжа или вуза. Помочь молодежи в профессиональном выборе и определении основных направлений нравственных, духовных и личных устремлений призвано социально-педагогическое исследование ценностных ориентиров профессионального выбора первокурсника

На протяжении нескольких лет в тесном контакте с учеными Санкт-Петербурга в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ и образовательных организациях г. Ор-ска проводились опросы, мониторинги, социологические анкеты, направленные на выявление ценностных ориентаций старшеклассников и студентов-первокурсников. Анализ результатов строился на основе принципов аксиологического подхода, акцент сделан на образовательной перспективе и поисках жизненных ориентиров в процессе обучения. По итогам работы было выявлено, что по-прежнему важным остается уважение со стороны родителей и окружающих, но наиболее значимыми являются престижная профессия, хорошие заработки и будущий профессиональный рост, в последние годы наблюдался рост здорового прагматизма.

В ходе исследования удалось определить стабильные ценности первокурсника, рассмотреть особенности формирования образовательного пространства вуза, в котором на кластерной основе параллельно и одновременно развиваются два уровня образования - среднее профессиональное и высшее, выделить роль субъект-субъектных отношений в процессе обучения будущих специалистов и бакалавров. Использование тьюторской технологии позволило методично и точно построить образовательный маршрут, а также маршрут личностного роста студента-первокурсника на пути овладения секретами будущей профессии.

Ключевые слова: обучающийся, первокурсник, образование, ценностные ориентиры, профессиональный выбор, тьюторское сопровождение, мотивация.

Переход бывшего школьника в статус студента обычно становится предметом исследования педагогов, ориентированных на изучение процессов адаптации (С.В. Васильева, А.А. Виноградова, Е.И. Муратова, Н.Н. Дарьенкова, Е.А. Осадчая, Е.А. Осипов и др.). Мы рассматриваем этот аспект с точки зрения аксиологии, поскольку давно замечено, что студенческие годы приходятся на период взросления молодого человека, его профессиональное и личностное становление, а значит, процесс неизбежно сопровождается и сменой некоторых ценностных ориентиров. Ключевыми понятиями в этом случае становятся образовательный процесс, образование как ценность, процесс обучения, субъект-субъектные взаимоотношения. Базовыми концепциями, на которые опираемся в своей работе, стали аксиологические концепции А.Х. Маслоу, К.А. Абульхановой-Славской, Т.К. Ахаян, В.А. Блюмкина, М.С. Кагана, А.В. Кирьяковой, Т.А. Ольховой, Л.И. Ру-винского и др., а также работы по вопросам адаптации, указанные выше, труды зарубежных

психологов и педагогов, посвященных изучению личности, в том числе подростков - Д. Зин-глер, Ф. Райс, В. Франкл, Л. Хьелл и др.

Ретроспективный обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что аксиологический подход сегодня является одним из ключевых в деятельности образовательных организаций, потому что позволяет отслеживать не только социальные реакции, но и результаты социальных подвижек и в обществе, и в образовании, и в судьбе каждого обучающегося.

Говоря о ценностных ориентирах, в первую очередь, назовем профессиональные выбор. Для более объективного представления ценностных ориентиров современного первокурсника мы использовали материалы межрегиональных опросов и мониторингов 2004 г. и 2007 г., проводимых Орским гуманитарно-технологическим институтом (филиалом) ОГУ (далее - ОГТИ) и Академией информационных технологий г. Санкт-Петербург (далее - АИТ), психологического тренинга готовности к профессиональной деятельности 2013-2015 гг.,

мониторинга 2016 г., разработанных научно-исследовательской лабораторией Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ (далее - НИЛ). В мониторингах 2004 и 2007 гг. принимали участие школьники и студенты-первокурсники из Орска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Омска и др.

Важным является мотивационно-ценност-ный компонент. Проведенные исследования НИЛ института выявили следующее. С целью получить диплом в институт поступили 23% респондентов, 22% хотят получить глубокие и прочные знания, и только 16% рассчитывают на успешность будущей профессии. Интересно, что по-прежнему важной оказывается роль родителей в судьбе обучающегося - 19% хотят добиться одобрения родителей по итогам обучения [4; 34]. Таким образом ценностный компонент коррелирует с данными опроса старшеклассников, которые ориентировались в выборе профессии на семейные традиции. Как отмечают специалисты НИЛ, «качественный показатель значимости мотивов обучения отражает доминирование личностных мотивов у 42% студентов экспериментальной и 38% контрольной группы, тогда как профессиональная мотивация характеризует ... в целом 58% студентов экспериментальной и 62% студентов контрольной групп» [4; 34].

Говоря о мотивации на профессиональный выбор будущего первокурсника, можно утверждать, что она в среднем осталась в рамках показателей разных лет, приоритетным по-прежнему остается мнение родителей. А вот при выборе будущей профессии важное значение имеет профессиональный статус семьи. В таблице 1 приведены усредненные данные разных лет.

Если рассматривать данные по региону, то в Орске среди старшеклассников, у которых ма-

тери трудятся рабочими, 34% выбрали технические специальности (18% в Петербурге, 27% в Новосибирске), 17,7% - экономические (22% в Петербурге, 25% в Новосибирске), при этом среди них не оказалось ни одного человека, желающего стать управленцем, менеджером (6% в Петербурге, 5% в Новосибирске). В целом по стране сегодня, по заявлению министра образования О. Васильевой, до 60% выпускников выбирают рабочие профессии, по другим данным - от 37 до 58%.

Для нас результаты актуальны вдвойне, так как этот показатель соответствует современным тенденциям образования, повернувшегося к рабочим специальностям, а также потому, что с 2015 года в ОГТИ открыт факультет среднего профессионального образования (далее -ФСПО). В результате в образовательной среде вуза возник новый ориентир - старшеклассник, ставший студентом института в рамках среднего профессионального образования. На кластерной основе произошло слияние двух систем образования в рамках единого образовательного пространства. А значит, и в работе института в целом появилось новое направление деятельности, ориентированное на формирование личности студента-первокурсника среднего профессионального образования. Поскольку многим обучающимся на момент поступления нет 18 лет, большую роль играет работа с родителями, а деканат сохраняет традиции по организации социально-воспитательной работы, накопленные в условиях политехнического коллежа.

При опросе психологического состояния первокурсников, выяснилось, что для них наиболее сложным оказывается переключить сознание от школьного и родительского контроля на самостоятельное личностное развитие. В условиях высшей школы первокурснику факультета ФСПО активно помогают куратор, деканат,

Социальный статус родителей (матери/отца) Выбираемые профессии

Технические Гуманитарные Экономические Управленческие

1. Рядовой работник 20,2 /18,7 8,9/9,0 23,2/23,6 7,9/9,3

2. Специалист 21,4/21,7 10,0/9,5 22,4/22,5 7,7/7,5

3. Руководитель 18,1/19,5 10,3/10,8 23,4/25,5 9,9/8,3

4. Предприниматель 16,7/16,4 9,1/10,0 24,4/25,1 12,7/10,5

5. Рабочий 25,5/26,5 6,8/6,6 21,6/15,7 4,0/6,3

Таблица 1 - Профессиональный выбор старшеклассников из разных по социальному статусу родителей

( в % к числу ответов в данной группе по статусу)

родители. Первокурсникам-бакалаврам - куратор и деканат. Взаимодействие с родителями не исключается, но теперь на первое место выступает субъектная позиция самого обучающегося. В этом случае успешно работает технология тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе, апробированная на психолого-педагогическом факультете и реализованная в институте. Именно тьюторская поддержка способствует формированию субъектности будущих бакалавров.

Пути формирования субъектности студента хорошо представлены в исследованиях Т.А. Ольховой. Давая развернутое определение сущности субъектности студента университета, она акцентирует внимание на том, что «становление субъектности студента университета предполагает наличие возможных вариантов восхождения к качественно новому (ценностно-ориентированному) состоянию его бытия. Становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата и представляющий собой постоянно длящийся, бесконечный поток событий» [12; 269].

Несмотря на разные возрастные категории нынешних первокурсников филиала, можно отметить единую закономерность в профессиональных предпочтениях. Так, согласно мо-ниторингам, профессиональные предпочтения старшеклассников на протяжении последних слет остаются примерно на том же уровне. По-прежнему в приоритете экономические специальности у девушек (28,4%) и технические у юношей (34,3%). Долгое время педагогическое направление оказывалось мало востребованным - на уровне 3%. К 2016 году процент заинтересованных в получении педагогических профессий повысился от 10 до 15%, что обусловлено социальными изменениями в образовании России в целом. Это положительная динамика, и она радует.

Обозначенная тенденция характерна для обучающихся Орска, Алтая, хотя и в Орске, и в Новосибирске, и в Омске популярными остаются экономические направления в большинстве случаев. Это подтверждает и статистика отборочных комиссий вузов.

Выстраивая профессиональный маршрут в образовательном процессе вуза, учитываем ведущие принципы теории присвоения ценно-

стей, изложенные в работах А. В. Кирьяковой. А. В. Кирьякова справедливо отмечает: «От педагогической стратегии зависит и диапазон поиска в учебной деятельности, и степень самостоятельности поисковой деятельности, и активизация поиска индивидуального и коллективного, и подкрепление эмоциональной мотивации посредством организации успеха, и обеспечение удовлетворенности результатами поиска» [9; 5].

Для понимания ценностных ориентиров первокурсников, определяющих формирование обучающегося-студента, необходимо обратиться к результатам мониторингов и рассмотреть, как соотносятся их образовательные планы и жизненные ценности.

На школьном этапе будущие абитуриенты разных городов указывают, что после окончания школы или гимназии они планируют продолжить обучение. А продолжение образовательной деятельности является положительной тенденцией, отражающей достаточно высокий фактор стабильности в обществе. Обучающиеся планируют свое будущее осознанно. На рисунке 1 приведены показатели ответов в динамике. Как видим, высшее образование по-прежнему остается приоритетным. Это обусловлено во многом введением ЕГЭ и реальной возможностью получить образование в столичном вузе.

Выбирая уровень образования, 48,2% обучающихся в среднем уверены, что жизнь сложится удачно и они легко достигнут поставленных целей. В то же время 20,7% признаются, что будет нелегко. Интересно, что среди орских старшеклассников с оптимизмом смотрят в будущее 9,7%. При этом 18% опрошенных полагаются на судьбу. В связи с этим актуализируется вопрос о личностных ценностных приоритетах в профессиональном выборе.

Первокурсники и старшеклассники отметили, что взгляд на будущее зависит от их жизненных ценностей, среди которых на первом месте остается любимый человек (2004 г. - 72,6%, 2007 г. - 63,5%, 2016 г. - 68,7%). А профессиональные достижения в качестве ценностных ориентиров указали в разные годы от 15,6% до 25,4%. Выросло и требование к уровню заработка. Если в 2004 г. на высокий заработок ориентировались 44,4%, в 2007 г. - 62%, то в 2016 г. -этот показатель стал 72%. При этом профессия,

90

7Sj6 7S,S

73 71,S 70,5

И hi I. Ill

Вуз Колледж ГГГУ Не определились

Л 2004 ■ 2007 >2016

Рисунок 1 - Планирование образовательной деятельности

которая позволит иметь высокую заработную плату, нередко связывается и с высоким социальным статусом - от 8,6% в 2004 г. и 3,5% в 2007 г. до 12% в 2016 г. Отсюда высокий процент интереса к экономическим направлениям подготовки, как среди первокурсников ФСПО, так и среди бакалавров высшего образования -24% в среднем. Среди гуманитарных направлений подготовки, которые абитуриенты считают «направлениями с будущим» отмечаются «Иностранный язык» (26%), среди инженерных -«Электроэнергетика и теплоэнергетика (34%) и «Программное обеспечение» (48%).

Во всех случаях первокурсники надеются на стабильность социально-экономической ситуации в стране и мире. Это доказывает, что ценностные ориентиры абитуриентов при выборе профессии объективно с годами изменяются мало, а критерии выбора во многом определяются социальной ситуацией в целом, но главным остается одно - стремление приобрести профессию, которая позволит обеспечить будущее, состояться в профессии и стать конкурентоспособным в современном обществе. Не случайно одним из ведущих показателей стал здоровый прагматизм.

24.08.2017

Список литературы:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ахаян, Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся : Монография / Т.К. Ахаян. -СПб, 1996г. - 98 с.

3. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей / В.А. Блюмкин. - М. : Знание, 1981. - 64 с.

4. Бубчикова, Н.В., Чикова, И.В. Мотивационно-ценностная сфера личности будущего педагога как компонент психологической готовности // Н.В. Бубчикова, И.В. Чикова // Вестник ОГУ 2013. - С. 32-36.

5. Васильева, С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С.В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 144-157.

6. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А. Виноградова // Образование и наука,

2008. - № 3.- С. 37- 48.

7. Дарьенкова, Н.Н. Адаптация студентов первого курса к условиям проживания в общежитии как составная часть их адаптации к обучению в университете / Н.Н. Дарьенкова // Психологическая наука и практика. Проблемы и перспективы: материалы III межд. научно-практ. конф. (25 апреля 2012). - Н.Новгород: ННГАСУ 2012. - С. 48-52.

8. Каган, М. С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

9. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ 2002. - № 7. - С. 4-11.

10. Муратова, Е.И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде / Е.И. Муратова // Высшее образование в России,

2009. - № 6. - С. 91-97.

11. Наши старшеклассники : Петербург - Орск - Новосибирск (Опыт использования информационных технологий в сравнительном социолого-педагогическом исследовании) / Отв. ред. А.И. Ходаков. - С.-Петербург*Орск-Новосибирск: ООО «Академия информационных технологий», 2004. - 69 с.

12. Ольховая, Т.А. Ценностно-синергетический поход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Вестник ОГУ 2011. - № 2. - С. 268-273.

13. Осадчая, Е.А. Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии орловского государственного университета / Е.А. Осадчая // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - Орел:, Изд-во ФГБУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2010. - С. 262-270.

14. Осипов Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности : дис. ... канд. педагогич. наук : 13.00.08. - Москва, 2002. - 128 с.

15. Российская школа: система компьютерного социологического мониторинга (межрегиональный проект: Петербург - Новосибирск - Ханты-Мансийский автономный округ - Республика Алтай - Республика Калмыкия ) / Отв. ред А.И. Ходаков. -Санкт-Петербург, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Горно-Алтайск, Элиста: ООО «Академия информационных технологий». 2007. - 68 с.

16. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. - М. , 1981. - 130с.

17. Hjelle, L., Ziegler, D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications / L. Hjelle, D. Ziegler. - 3th ed. -McGrow-Hill, 1992. - 402 р.

18. Maslow, A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow - 3rd ed.. - New York: Harper and Row, 1987. - 291 р .

19. Rice, F & Doldzhin, K. , Psychology of teenage and youthful age / F. Rice, K. Doldzhin. - St. Petersburg, 2010. - 816 p.

20. Frankl, V. Man's search for ultimate meaning / V. Frankl. - New York: Basic Books, A Member of the Perseus Books Group, 2000. -200 р.

Сведения об авторах:

Ерофеева Наталья Евгеньевна, заместитель директора по научной работе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета,

доктор филологических наук, профессор

Мелекесов Геннадий Анатольевич, ведущий консультант Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

462419, Оренбургская область, г Орск, пр. Мира, 15 А, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.