Мелекесов Г.А, Ерофеева Н.Е.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected], [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В статье рассматриваются вопросы становления педагогического образовательного кластера как необходимого условия подготовки кадров для образовательных учреждений восточного Оренбуржья в условиях реформы педагогического образования в целом
Ключевые слова: кластер, образование, педагогические кадры, профессиональное образование.
Термин кластер (англ. cluster - скопление) пришел из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Традиционно им пользуются экономисты, но в последнее время этот термин активно стал применяться в отечественной педагогике. Обусловлено это потребностью объединить профессиональные силы для решения вопроса подготовки педагогических кадров с учетом потребностей образовательных организаций. Анализ педагогической литературы обнаружил, пожалуй, главное противоречие времени - несоответствие потребностей образовательного сообщества и реального качества педагогических работников, получаемых на выходе из вуза. По справедливому замечанию А. Пискунова, «главный недостаток сложившейся в нашей стране системы подготовки учителей и в средних, и в высших педагогических учебных заведениях состоит в изолированном рассмотрении этих аспектов. Более того, в рамках общепедагогической подготовки, которую иногда называют профессионально-педагогической, почти общепризнанно жесткое разделение дидактики и теории воспитания, или «воспитательной работы», что с точки зрения педагогической науки едва ли допустимо, поскольку такой подход игнорирует единство и неразрывность воспитательно-образовательною процесса в школе» [1].
Последние документы Министерства образования и науки РФ нацеливают на переосмысление сложившейся ситуации и настраивают на поиск новых путей решения кадровых проблем, в том числе на уровне региона. В частности, в опубликованном проекте «Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования» отмечается, что профессия учите-
ля утратила былой престиж, педвузы не могут отобрать мотивированных абитуриентов, которые, в свою очередь, не видят карьерных перспектив: «В вузах укрепилась тенденция «двойного негативного набора»: поступают вчерашние троечники, а учителями становятся далеко не лучшие из тех, кто дошел до выпуска. Минобрнауки пришло к выводу, что методы и технологии подготовки кадров в данной области устарели. Между изучаемыми учебными дисциплинами и насущными потребностями школы существует слишком большой разрыв. Подготовка учителей по принципам «прикладного бакалавриата» должна эту проблему разрешить» [2]. Актуальность подтверждают и приведенные данные мониторинга за 2007 год. В работе В. Собкина и О. Ткаченко «Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы», на которую ссылаются авторы проекта Концепции, указывается, что, если на первом курсе 22,3% студентов ориентированы на профессию учителя, то на 5 курсе таких остается 10,1% [3]. Данные находят подтверждение и в вузовских мониторингах профессиональной ориентации студентов. Так, по результатам опроса студентов ОГТИ 1-5 курсов, проведенного в 2011 г., более 30% первокурсников планировали работать в школе после окончания института, а студенты 4-5 курсов - такое желание выразили только 17%, при этом основную причину нежелания идти работать в школу назвали низкую заработную плату - 56%, перспективу профессионального развития - 12%.
Возникло и другое противоречие - между высоким уровнем профессиональной подготовки выпускника вуза и результатами его практической деятельности в качестве учителя. Появились молодые специалисты, которые увольняются из школы, потому что учиться им нра-
вилось, а работать - нет. В результате в школе отличники действительно остаются редко. Возможно, это связано с тем, что на практике студентам не позволяют в полной мере реализовать себя, постепенно вводя их в различные сферы профессиональной деятельности, а не в комплексе. Однако в ОГТИ, например, существует и успешно реализуется программа непрерывной практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Эта программа стала преемницей традиций подготовки учителя как специалиста по ФГОС ВПО.
Кроме того, в связи с происходящими изменениями в обществе (демографический кризис, введение Единого государственного экзамена и др.) изменились и приоритеты во взаимодействии общеобразовательных школ с высшими учебными заведениями. В частности, остро назрела необходимость создания такой образовательной среды, которая бы способствовала повышению качества образования и современного школьника, и самого учителя. Пришло время ломать устоявшееся представление о том, что хороший студент не всегда становится первоклассным педагогом, а у троечника на практике открывается «второе дыхание» и он превращается в замечательного предметника и воспитателя. Жизнь давно доказала обратное. На это обратили внимание и в Министерстве образования и науки, чему в немалой степени способствовал проведенный мониторинг образовательных учреждений общего образования. Приятно, что в г. Орске МОАУ «Гимназия №2», с которой ОГТИ давно и плодотворно сотрудничает, оказалась в числе лучших школ страны. Именно ее директор О.В. Еременко поддержала проект ОГТИ по формированию нового образовательного пространства - педагогического кластера, опирающегося на сетевой принцип взаимодействия. Для этого есть все условия - заинтересованные во взаимодействии образовательные учреждения, вуз с кадрами высокой квалификации, центр - Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» и ее Орский филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», реализующие задачи профессиональной интеграции Университетского образовательного комплекса, которым является Оренбургский государственный университет.
ОГТИ, как и головной университет, давно ориентирован на кластерный подход в подготовке кадров. Сегодня формируется два направления этой деятельности: технологический об-
разовательный кластер и педагогический. Технологическое направление в развитии образовательного кластера институтом уже реализуется через взаимодействие Орского гуманитарно-технологического института с ОАО «Концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ».
Раскрывая представление об образовательном кластере, необходимо подчеркнуть, что он является не только способом влияния человека на социальную действительность, но и фактором становления, образования самого человека. При этом кластер как система взаимосвязей форм и организаций как целого превышает простую сумму составных частей. В результате теоретического анализа под образовательным кластером А.В. Смирнов понимает совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по определенному признаку и партнерскими отношениями [4].
Напомним, что, несмотря на сложное экономическое положение, ОАО «Концерн «ОР-МЕТО-ЮУМЗ» много внимания уделяет вопросу подготовки инженерных кадров, способных к развитию и совершенствованию производственного цикла. Поэтому студенты механикотехнологического факультета знакомятся с заводом не только в процессе теоретической подготовки, но и практики, во время которой к ним присматриваются специалисты, а затем предлагают работу. Многие студенты успешно пользуются такой возможностью. В результате, к моменту получения диплома, ряд из них уже трудоустроены. Такое взаимовыгодное сотрудничество приносит свои плоды. Набор на механико-технологический факультет стабильно высокий, а его выпускники востребованы на рынке труда. Это важно и потому, что именно Южно-Уральский машиностроительный завод (ныне ОАО «Концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ») еще в 1953 году выступил с инициативой подготовки инженеров в г. Орске, став базовым предприятием для Всесоюзного заочного политехнического института.
Включение учреждений в образовательный кластер строится на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов.
При разработке моделей взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования необходимо учитывать принципы, на которых опирается данное взаимодействие:
- принцип открытости, реализующийся в обеспечении образовательными учреждениями способности выбора своего пути развития;
- принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию взаимоотношений внутри взаимодействующих коллективов, связей образовательных учреждений с социальным окружением;
- принцип системности, формирующий способность образовательного учреждения выстраивать собственную образовательную траекторию вне и внутри учреждения;
- принцип доступности, ориентированный на ближайшие перспективы развития образовательного учреждения, широкий доступ к образованию учащихся и родителей;
- принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательным учреждением культуры той среды, общества, региона, в которой находится образовательное учреждение;
- принцип сотрудничества, проявляющийся в создании благоприятных условий для самореализации и развития личности одаренных детей и подростков, организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, диалогичности взаимодействия;
Каждое учреждение, входящие в кластер, имеет свои приоритетные направления развития, положительные результаты обучения.
Кластер как инновационный центр развития регионального образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него. В том числе развитие социального партнерства, повышение качества образования, конкурентности образовательного учреждения. По замечанию Е. В. Четошниковой и О. А. Брылевой, «сетевое взаимодействие призвано помочь специалисту стать успешным через расширение границ осознания своих возможностей на всех этапах жизненного самоосуществления, определение альтернативных и эффективных для конкретной ситуации способов поведения, обретения согласия с самим собой, что и происходит в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности кластера. Главное, чтобы управленцы образования и учителя осознали, что сегодняшняя школа — это школа неопределенности, школа вариативного образования и школа универсального образования (А.Г. Асмолов [5]). Выбор предполагается заказчиком - обществом, конкретным
территориальным образованием, попечительским советом, родительским комитетов и др.» [6].
Определяя подходы к моделированию взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования, которые предполагают взаимную заинтересованность, нами изучена классификация моделей взаимодействия учреждений в исследованиях Л. Н. Лесо-хиной [7]:
1. Информационно-познавательная социальная деятельность, которая заключается в углублении и расширении знаний учащихся об окружающем мире вообще и о себе как субъекте общецивилизационного процесса школьной и внешкольной деятельности. В рамках данной модели могут развиваться организационные службы: факультативы, кружки, лектории, научно-практические конференции, консультации.
2. Проблемно-аналитическая или дискуссионная деятельность предполагает развитие социальной деятельности в направлении осмысления и анализа реальности, которая включает подготовку, проведение мастер-классов, проблемных семинаров, круглых столов, занятие исследовательской и проектной деятельности.
3. Социально-ролевая модель включает социальную деятельность, ориентирована на доп-рофессиональную подготовку школьников старших классов (конкурсы, олимпиады, конференции, проектная деятельность).
4. Игровая деятельность ориентирована на проведение различных форм внеурочной деятельности.
Вышеназванные модели способствуют пониманию школы и ее культурной среды как условия сохранения традиций, открытия новых культурных перспектив, ориентации на взаимодействие с разными культурами, активизацию социокультурного потенциала образовательного учреждения.
Таким образом, психолого-педагогическое взаимодействие проявляется в сотрудничестве как в форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности. Образовательный кластер представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие. Это и собственно учебное или учебно-педагогическое взаимодействие вуза и образовательного учреждения; это взаимодействие преподавателя вуза и учителя между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может своеобразно воздействовать на культурно-образовательное
взаимодействие. Опыт такого взаимодействия -это трехсторонний договор управления образования - МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» и ОГТИ (филиалом) ОГУ.
В то же время сегодня возникает потребность в инновационной модели педагогического образовательного кластера, результатом деятельности которого станет учитель и педагог как конечный продукт профессионального заказа потребителя, каковым выступает управление образования и образовательное сообщество в целом. На сегодняшний день действует сложившаяся модель (рис. 1) цикличного развития педагогического взаимодействия по подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений города и восточного Оренбуржья.
Однако при таком подходе разорвана связь поколений, что заметно при смене кадрового состава в образовательных учреждениях. Нет на сегодня цикличной системы подготовки будущих педагогов для конкретного образовательного учреждения, как это происходит сейчас в технологическом кластере.
Поэтому мы предлагаем инновационный педагогический образовательный кластер строить именно на потребности региона в квалифицированных кадрах и с учетом многопрофильной системы образования в рамках университетского комплекса (рис. 2). Тем более что ОГТИ на востоке Оренбургской области единственный вуз, имеющий все три ступени подготовки кадров - бакалавров, магистров и аспирантов.
Теперь возникает вопрос - как директору реально подготовить себе педагога в школу, если многие одаренные дети уезжают из города. Для этого необходимо обратить внимание на тех учеников, которые склонны к педагогической деятельности, а это легко проверить через мероприятия учебного округа, и постараться провести раннюю профориентационную работу, чтобы именно эти ребята поступили в институт педагогического профиля, в идеале - наш как центр этого кластера. Затем необходимо использовать время практики, когда студенты не только дают уроки, но и работают в качестве классных руководителей. Администрация может уже на этапе обучения в вузе заключить договор со старшекурсником на проведение, например, факультативных занятий или даже предметов, а впоследствии включить его, по окончании вуза, в основной состав педагогического коллектива. Первый опыт такого сотрудничества с вузом уже имеется в ряде школ
гг. Орска, Гая. Так, в образовательных учреждениях дошкольного образования и в школах студентам на практике предлагают вести подготовительные группы. Дети, с которыми работает практикант, привыкают к молодому педагогу, с ним же встречаются первого сентября в школе. Непрерывное общение с будущими учениками будущего учителя помогает и профессиональной адаптации молодого педагога, и общей адаптации первоклассников к новым социальным условиям школы. Администрация в итоге получает квалифицированного и проверенного временем специалиста.
В результате администрация может начать работу по обновлению кадров именно с такого точечного подхода, что позволит максимально снизить социальные риски и конфликты при обновлении коллектива.
Важный момент - это включение в кластерную систему педагогического колледжа как определенного звена, выпускники колледжа целенаправленно идут на обучение или повышение квалификации, или переподготовку именно в ОГТИ как центре образовательного кластера. В результате появляется еще одна группа педагогов, которые могут быть вовлечены в процесс обновления образовательного пространства города и восточного Оренбуржья.
Давая перспективу молодым, можно сохранить кадры в области и обеспечить будущее ре-
Рисунок 1. Модель действующего педагогического образовательного кластера
Рисунок 2. Модель будущего педагогического кластера
- формирование системы раннего профо-риентирования учащихся;
- активное взаимодействие через формы сотрудничества и социального партнёрства всех субъектов регионального образования,
- расширение доступа к качественному образованию детей, проживающих в отдаленных районах региона, в том числе используя информационные технологии.
Таким образом, ОГТИ (филиал) ОГУ на территории восточного Оренбуржья и за его пределами становится ядром педагогического образовательного кластера, который будет выполнять координирующую и интегрирующую функции в системе взаимодействия общеобразовательная «школа - вуз». Создание образовательного кластера позволит эффективно решать задачи по развитию инновационного образовательного пространства в регионе в целом.
15.01.2014
Список литературы:
1. Пискунов, А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // URLS: http://piskunovalexey.narod.ru/ pedobrazovanie.html (дата обращения 14.01.2014 г.)
2. При подготовке учителей больше часов отведут на практику // URLS: http://diver-sant.ru/education/42058-pri-podgotovke-uchiteley-bolshe-chasov-otvedut-na-praktiku.html (дата обращения 14.01.2014).
3. Концепция поддержки развития педагогического образования. Проект // URLS: http://bda-expert.com/2014/01/ koncepciya-modernizaciya-razvitie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-proekt/ (режим доступа 15.01.2014)
4. Смирнов, А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе /А. В. Смирнов. - Казань, РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.
5. Брылева, О.А., Григоричева, И.В., Четошникова, Е.В. Наука и инновации: потенциальность системы образования в высшей школе / О.А. Брылева, И.В. Григоричева, Е.В. Четошникова // Инновационное развитие науки: приоритеты, ресурсы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Семипалатинский государственный педагогический институт, 24-26 марта 2011 г. - Семей, 2011. - 534 с.
6. Асмолов А.Г. Если учитель «быдл-класса» — риски чудовищные: URLS: http://www.gazeta.ru/education/2010/10/ 25_a_3431638.shtml (дата обращения 15.01.2014).
7. Лесохина, Л.Н. Способы обучения. Содержание и методы образования взрослых / Л. Н. Лесохина. - Л.: НИИООВ, 1985; Лесохина, Л. Н. К обществу образованных людей / Л. Н. Лесохина. - СПб.: ИОВ РАО, Тускарора, 1998. - 273 с.; -Лесохина, Л. Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте // Новые знания. - 1997. - №1.
Сведения об авторах:
Мелекесов Геннадий Анатольевич, ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 462403, г. Орск, нр-т Мира, 15А, тел. (3537) 236233 e-mail: [email protected]
Ерофеева Наталья Евгеньевна, проректор но научной работе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор филологических наук, профессор 462403, г. Орск, нр-т Мира, 15А, тел. (3537) 236315 e-mail: [email protected]
гиональному образованию в целом. Отсюда педагогическое взаимодействие «ВУЗ и школа» входит в более сложную иерархическую систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как преподавательские, учительские коллективы, классы, группы, родители. Взаимодействие ВУЗа - колледжа - школы, формируя новую систему ценностей, способствует взаимной активизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение.
Задачами по построению педагогического образовательного кластера выступают:
- разработка положения, включающего основные принципы и подходы;
- определение системы образовательных услуг внутри кластера,