Научная статья на тему 'Научно-педагогическое творчество как механизм самореализации учителя'

Научно-педагогическое творчество как механизм самореализации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE WORK IN PEDAGOGIC (SCIENCE) / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SELF-REALIZATION / NERVOUSLY-PSYCHIC INTENSITY / CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалова С. Ю.

Исследование направлено на всестороннее изучение феномена научно-педагогического творчества, одной из функций которого является самореализация учителя. В статье уточняется сущность и механизмы самореализации человека; представлен анализ особенностей педагогической деятельности, обусловливающих внутриличностные проблемы педагогов; обосновывается роль научно-педагогического творчества в самореализации в учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE WORK IN PEDAGOGIC (SCIENCE) AS WAY OF TEARCHER'S SELF-REALIZATION

The research is directed on all-round study of the phenomenon creative work in Pedagogic (science), which one of the function is self-realization teacher. In article is defined more exactly nature and way of self-realization; presented analysis of the particularities to pedagogical activity, conditioning personality problem of teacher; motivated role creative work in Pedagogic (science) in self-realization teacher.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое творчество как механизм самореализации учителя»

УДК 74.03

Shalova S.Y. CREATIVE WORK IN PEDAGOGIC (SCIENCE) AS WAY OF TEARCHER’S SELF-REALIZATION. The research is directed on all-round study of the phenomenon creative work in Pedagogic (science), which one of the function is self-realization teacher. In article is defined more exactly nature and way of self-realization; presented analysis of the particularities to pedagogical activity, conditioning personality problem of teacher; motivated role creative work in Pedagogic (science) in self-realization teacher.

Key words: creative work in Pedagogic (science), pedagogical activity, self-realization, nervously-psychic intensity, creative personality.

С.Ю. Шалова, доц. ТГПИ им. А. П. Чехова, Таганрог, Ростовская область, Е-mail: [email protected]

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТООРЧЕСТОО КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Издание осуществлено при финансовой поддержке гранта ТГПИ, проект «Научно-педагогическое творчество в системе высшего педагогического образования»

Исследование направлено на всестороннее изучение феномена научно-педагогического творчества, одной из функций которого является самореализация учителя. В статье уточняется сущность и механизмы самореализации человека; представлен анализ особенностей педагогической деятельности, обусловливающих внутриличностные проблемы педагогов; обосновывается роль научно-педагогического творчества в самореализации в учителя.

Ключевые слова: научно-педагогическое творчество, педагогическая деятельность, самореализация, нервно-психическое напряжение, творческая личность.

Историческая важность профессии учителя обусловлена тем, что главная функция педагога - воспитание, по определению многих ученых, является процессом, раскрывающим и «совершенствующим человеческое в человеке». Именно поэтому профессия педагога была и остается одной из важнейших и наиболее ответственных.

Вместе с тем тревожит падение престижа учительской профессии. Молодые люди, выбирая профессию, ориентируются на материальные ценности, труд для них является средством, позволяющим заработать деньги. А поскольку зарплата учителя ниже средней зарплаты по стране, в то время как трудностей в работе учителя становится все больше, профессия педагога стала непривлекательной. Такая ситуация напоминает античную историю. В Древней Греции о пропавшем без вести человеке говорили: «он или умер, или пошел в учителя».

Интерес ученых к проблемам модернизации образования связан чаще всего с содержанием обучения или формами его организации. Рассматривая проблемы профессиональной деятельности педагога, в большинстве случаев исследователи основное внимание уделяют профессиональным функциям или компетентности. В то время как личностные качества, а тем более проблемы саморазвития и самореализации учителя изучаются крайне редко.

Вызывают озабоченность и данные социологических исследований: 73,6% школьных учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере (снижение настроения, раздражительность, повышенная обидчивость, трудности в регуляции эмоционального состояния).

Наше исследование направлено на всестороннее изучение феномена научно-педагогического творчества, одной из важнейших функций которого является самореализация учителя. В связи с этим важными задачами являются: во-первых, уточнение сущности и механизмов самореализации человека; во-вторых, анализ особенностей педагогической деятельности, обусловливающих внутриличностные проблемы педагогов и затрудняющие его самореализацию; в-третьих, поиск эффективного средства, обеспечивающего наиболее полную самореализацию в профессиональной сфере.

Понятие «самореализация» в гуманитарных науках используется для обозначения полной реализации возможностей человека. К.А. Абульханова-Славская считает, что самореализация возможна лишь тогда, когда самопознание и проба своих способностей уже окончены, полностью сформирован образ Я и человек готов обеспечить все внешние условия для самореализации. Самореализация - это высшая стадия развития зрелой личности, результат личностного развития и роста. Рассматривая механизмы самореализации, мы будем исходить из понимания человека как системы, одним из важнейших признаков которой является открытость. Человека можно рассматривать как систему, в центре которой находится комплекс личностных качеств, обусловленных социальным воздействием и проявляющихся в деятельности и поведении. Другим существенным признаком системы является структурность. С этой точки зрения нужно рассматривать взаимосвязанность всех

качеств, гармоничность и непротиворечивость личности. Т.о., наиболее полная самореализация обеспечивается при условии успешного решения проблем, возникающих перед человеком как при взаимодействии с окружающей действительностью, так и в результате внутренней неудовлетворенности.

Следует также заметить, поскольку мы рассматриваем в качестве субъектов творчества педагогов с разным стажем (и опытных, которые достигли определенного уровня профессионализма, и начинающих, имеющих маленький опыт), наиболее адекватным для нашего исследования будет понятие самоактуализации (предложенное А.Маслоу), акцентирующее внимание на мотивационной сфере, на стремлении человека стать тем, кем он может стать.

Анализ психологической литературы позволил нам выделить основные составляющие механизма самореализации (самоактуализации):

• осознание собственных потребностей и возможностей,

• самостоятельный ответственный выбор в пользу личностного роста,

• сильные позитивные эмоции.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что самореализация весьма напряженный и длительный процесс, с одной стороны, требующий от человека серьезных усилий, с другой стороны, обеспечивающий высокую степень удовлетворенности собой.

В чем же состоят особенности деятельности учителя?

Педагогическая деятельность по своей сути чрезвычайно сложна и разнообразна относительно предметов, «орудий труда», принципов и способов преобразования действительности. Деятельность учителя реализуется в педагогических ситуациях совокупностью различных действий - перцептивных, мнемиче-ских, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивающих и т.д.

Особенность педагогической деятельности заключается в ее полифункциональности. При всем разнообразии подходов к определению функций педагога (И.Ф.Исаев, Н.В. Кузьмина, В.В. Богословский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.) можно выделить целеполагающие и организационноструктурные функции. К целеполагающим функциям педагогической деятельности относятся: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирование психического развития учащихся) и информационная. К организационно-структурным относятся следующие функции: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая.

Высокая степень неопределенности - еще одна специфическая черта педагогической деятельности, которая обусловливает серьезные требования к личности учителя. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней. Особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не может быть представлено в четких формулировках: оно вырабатыва-

ется на основе прогноза. Решение педагогических задач трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм существует, применение его разными педагогами может привести к разным результатам.

Отличительной чертой профессиональной деятельности педагога является ее высокая социальная значимость, требующая ответственного отношения. Например, учитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за результаты обучения и воспитания, за выбор тех или иных методов и средств обучения и т.д. Это наиболее ярко проявляется в ситуациях выбора, когда педагог в создавшейся ситуации самостоятельно принимает решения.

Важной особенностью деятельности учителя является эмоциогенность, которая заложена в самой природе педагогической деятельности, причем эмоции носят самый разнообразный характер. Рассматривая эмоциональные проблемы педагогов, большинство ученых (В.И. Журавлев, Х.Дж. Фрейденберг, Е. Махер и др.) выделяют два аспекта. С одной стороны, эмо-циогенные формы профессиональной дезадаптации педагогов-практиков рассматриваются как характерный признак данного вида деятельности, с другой стороны, их можно рассматривать как проявление профессиональной непригодности.

Мы не будем касаться вопроса профессиональной непригодности, он должен решаться в процессе профессиональной ориентации и профессионального отбора. В данном случае нас интересуют те учителя, которые соответствуют профессиональным требованиям, но, в силу различных причин, испытывают эмоциональные проблемы. Если это происходит в течение длительного времени, у педагога может развиться синдром «эмоционального сгорания».

Еще одним специфическим эмоциогенным моментом педагогической деятельности является наличие так называемых «предстартовых состояний». Такие состояния возникают перед открытыми уроками, собраниями, аттестацией, встречей с новым классом, а некоторые педагоги испытывают такие состояния и перед встречами с родителями, и даже перед обычными уроками.

Если проанализировать все особенности педагогической деятельности, то можно заметить, что они обусловливают высокое нервно-психическое напряжение. В отечественной психологии изучение нервно-психического напряжения позволило выделить три степени его выраженности [1].

Представим, как оно проявляется у учителя.

Первая степень напряжения весьма своеобразна, она проявляется в равнодушном отношении к деятельности: педагог не стремится к лучшим результатам в обучении своих учеников, не проявляет желания к карьерному росту, к личностному самосовершенствованию. Но, поскольку такие учителя не испытывают никакого соматического или психического дискомфорта, такое состояние не расценивается ими как личностная проблема.

Вторая степень нервно-психического напряжения (умеренное напряжение) характеризуется мобилизацией психической деятельности, чувством общего подъема физических, психических и душевных сил. Педагог в таком состоянии действует энергично в любой ситуации, для него не представляет труда решение проблем, возникающих в ходе урока или в процессе межличностного взаимодействия. Экспериментальные исследования показали, что в состоянии умеренного нервнопсихического напряжения возрастает эффективность познавательных процессов: внимание становится более устойчивым, увеличивается объем кратковременной памяти, повышается продуктивность логического мышления и т.д. Это приводит к тому, что педагог испытывает удовлетворение не только от результатов, но и от самой деятельности.

Третья степень (чрезмерно выраженное) нервно-

психического напряжения выражается в дезорганизации психической деятельности, для нее характерно чувство общего дискомфорта, которое сопровождается отрицательными эмоциями, ощущением тревоги, беспокойства и т.д. Заметными становятся нарушения психических процессов: снижается объем внимания, продуктивность кратковременной памяти, способность к долговременному вербальному сохранению и к решению логических задач. Кроме того, при чрезмерном напряжении значительно снижаются показатели волевого усилия.

Очевидно, что о личностных проблемах можно говорить в том случае, если нервно-психическое напряжение отсутствует или чрезмерно выражено. В то время как умеренное нервнопсихическое напряжение обеспечивает плодотворную деятельность, полноту эмоциональных переживаний от удовлетворения

социальных и духовных потребностей. Исходя из этого, правомерным будет предположение о том, что профилактика личностных проблем педагога должна быть направлена на поддержание оптимального нервно-психического напряжения.

Что же предлагают ученые для профилактики и преодоления профессиональной дезадаптации педагогов, для их внутренней гармонизации?

Разрабатываемые за рубежом многочисленные методы профилактики «выгорания» направлены на ликвидацию «стресса жизни», на снятие напряжения. В перечень источников положительных эмоций чаще всего включают еду, отдых, сон, дружеские отношения, спорт, музыку, развлечения.

С этим трудно не согласиться. Однако нужно заметить, что состояние напряжения может оказывать положительное влияние на деятельность. С другой стороны, различные виды деятельности оказывают разное влияние на психическое состояние человека.

Интересное наблюдение приводит А.П. Чехов в рассказе «Скучная история». Старый усталый преподаватель говорит о том, что более трудные работы он выполняет с меньшим напряжением, чем легкие: «За научной статьей я чувствую себя гораздо свободнее и умнее, чем за поздравительным письмом или докладной запиской...».

На наш взгляд, есть очень эффективной механизм, позволяющий человеку поддерживать оптимальный уровень нервнопсихического напряжения и не допустить «выгорания».

Для учителя это может быть научно-педагогическое творчество. Почему творчество?

Представленные характеристики и выделенные функции педагогической деятельности позволяют ученым (В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, Р.Х. Шакуров и др.) сделать вывод о том, что творчество - непременное условие педагогической деятельности.

Следует отметить, что в современных психологопедагогических исследованиях сформировалось широкое понимание феномена творчества. Творчество рассматривается не только как деятельность, порождающая нечто качественно новое, но и как механизм продуктивного развития. Так, Я.А.Пономарев отмечает, что творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему.

Исходя из такого понимания, творчество связывается со стремлением творческой личности реализовать себя, «дать себе через самого себя объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» (В.И. Ленин). С этих позиций важнейшим проявлением творческой личности является неповторимость, индивидуальность, оригинальность каждого человека (Э.В. Ильенков, И.И. Резвицкий).

Развивая данный подход с педагогических позиций, А.П. Тряпицына выделяет две черты, характеризующие творческую личность: направленность на созидание и индивидуальный стиль осуществления деятельности. Совокупность личностных качеств и способов деятельности, по ее мнению, определяют успех в творческой деятельности.

Дж. Гилмор считает, что внутренняя сила продуктивной личности, ее свобода и независимость, являющиеся условием продуктивности, обусловлены способностью воспринимать себя как отдельную и отличную от других единицу, т.е. сильно развитой личностной идентичностью. Близкие взгляды у Р. Смита, который основным источником творчества называет культивирование собственной личности.

Интересна в связи с этим позиция А. Маслоу, который предложил отделять «специальное творчество» от «творчества самоактуализации», которое в большей степени связано с личностью, нежели с процессом или продуктом творчества. Творчество самоактуализации может проявляться в любом виде деятельности [2]. Все это позволяет говорить не столько о творческой деятельности, сколько о творческом отношении к действительности. Творческое начало, вносимое человеком в реальную действительность, заключается в некоторых всеобщих моментах любой практической или познавательной деятельности. Творческими моментами деятельности можно назвать установку на преобразование действительности; сознательное целеполагание; самовыражение и саморазвитие человека; свободу в принятии решений (Яценко Л.В.).

Развивая идею о творчестве самоактуализации, А. Маслоу замечает, что наиболее эффективными являются те учителя, которых отличает тенденция к самоактуализации. Это подтверждается исследованиями (Э. Марре, Х. Дандес) где прямо пока-

зано, что учителя с тенденцией к самоактуализации являются наиболее эффективными преподавателями.

Данный подход в сфере образования получил название гуманистического. Его представители (Р. Бернс, К. Комбс, К. Роджерс и др.) считают, что каждый учитель призван самостоятельно отыскать путь наиболее эффективного применения своих возможностей.

Где наиболее эффективно может реализовать себя учитель?

Можно предположить, что средством самореализации и самоактуализации в педагогической деятельности является, в первую очередь, творчество, связанное с разработкой форм, методов, целей и содержания обучения, а также с решением проблем межличностного взаимодействия, стиля общения и т.д. Такая деятельность рассматривается нами как научное творчество, т.к. имеет его характерные признаки: поиск нового знания, использование соответствующих средств и методов, и, конечно, наличие важнейших этапов творческого процесса (постановка проблемы, накопление информации, появление идеи и ее разработка). С точки зрения системно-ориентационного подхода, разрабатываемого З.И. Васильевой и ее учениками, в самом общем виде научно-педагогическое творчество можно рассматривать как предпочтение личностью и обществом определенного образа деятельности педагога, а именно, исследовательского подхода к решению возникающих в педагогическом процессе проблем [3].

Как показывает практика, научно-педагогическое творчество сегодня - это удел не только ученого, деятельность многих учителей и воспитателей тоже может рассматриваться как научнопедагогическое творчество, хотя и проявляется в несколько ином виде. Деятельность ученого представляет собой, как правило, педагогическое исследование, направленное на выявление источников, причин и закономерностей развития человека. Его основной функцией является познание - изучение педагогических процессов (воспитания, обучения, социализации и т.д.).

Научное творчество учителя - это, чаще всего педагогическое проектирование, представляющее собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики. По мнению ряда ученых (М. Азимов, В. Гаспаров, П. Хилл и др.) проектирование «заполняет промежуток» между педагогической теорией и практикой. Поэтому его характерными чертами являются: творческий характер, а также опора на использование научных основ и готовность использовать новые схемы деятельности, конструкции, технологии.

Научно-педагогическое творчество позволяет удовлетворить разные по содержанию потребности педагога. Кроме высшей потребности в самовыражении, это потребность в общении, потребности в познании, потребности в самоутверждении. Отношение разных людей к научно-педагогическому творчеству может иметь разное выражение, включающее в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляющееся в личностном суждении. Степень выраженности ценностного

Библиографический список

отношения может быть различна: от явного предпочтения педагогом научного поиска в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием, до вынужденного проведения научного исследования, сделанного по разным причинам.

Какое же влияние оказывает научно-педагогическое творчество на психическое состояние учителя?

Несмотря на то, что научное творчество требует напряжённой, часто однообразной работы, непрестанного преодоления трудностей, иногда приводит к разочарованию, удовлетворение, которое получает человек от творческого успеха, по мнению многих ученых, - самое высокое чувство, которое может испытывать человек. «Творчество - это наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья» [2, с. 91].

Но и сам процесс научного поиска, связанного с удовлетворением познавательных потребностей, вызывает у человека положительные эмоции. Проведенные экспериментальные исследования с умственно одаренными детьми (В.Э. Чуднов-ский, В.С. Юркевич), свидетельствуют о том, что они обычно получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам (психомоторно одаренные), получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Моменты самореализации в творчестве характеризуются такими переживаниями, как интенсивная радость, ценность и осмысленность происходящего, спонтанность, легкость, ощущение собственной значимости, вера в свои силы и т.д. И связано такое состояние именно с характером и уровнем сложности осуществляемой деятельности.

В свою очередь, положительное эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на психические процессы, поведение, процесс и результат профессиональной деятельности.

Учитель, добившийся творческих успехов и удовлетворенный собой, ведет себя с учащимися более свободно и естественно, открыт не только для делового, но и для неформального общения. Такой учитель стремится не поучать и наказывать, а помогать детям, их родителям, коллегам в достижении успехов.

И, наконец, главное, уверенный в своих силах, в творческих возможностях учитель не боится возникающих в профессиональной деятельности проблем, не испытывает тревоги перед «ответственными мероприятиями», он готов принимать решения, и эти решения, скорее всего будут творческими, оригинальными, эффективными.

Т.о., решение поставленных исследовательских задач позволяет нам сделать следующие выводы. Научно-педагогическое творчество поддерживает оптимальный уровень нервно-психического напряжения, создает условия для удовлетворения высших потребностей человека, тем самым, оказывая влияние на поведение педагога, процесс и результат его профессиональной деятельности, а, следовательно, обеспечивает его самоактуализацию и самореализацию. В подготовке будущего учителя особое место должно отводиться формированию исследовательской компетентности и ориентации на научнопедагогическое творчество.

1. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения - Л., 1983.

2. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. А.М. Татлыбаевой; научн. ред., вступ. Статья и коммент. Н.Н. Акулиной. -

СПб., 1999.

3. Шалова, С.Ю. Научно-педагогическое творчество: теоретико-методологический анализ /под ред. А.В. Федорова. - Таганрог, 2009.

Bibliography

1. Nemchin, T.A. Sostoyaniya nervno-psikhicheskogo napryazheniya - L., 1983.

2. Maslou, A.G. Daljnie predelih chelovecheskoyj psikhiki: per. s angl. A.M. Tatlihbaevoyj; nauchn. red., vstup. Statjya i komment. N.N. Akulinoyj. - SPb.,

1999.

3. Shalova, S.Yu. Nauchno-pedagogicheskoe tvorchestvo: teoretiko-metodologicheskiyj analiz /pod red. A.V. Fedorova. - Taganrog, 2009.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378

Plotnikova E.B. ABOUT SOCIAL AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE PROBLEM OF THE INTELLECTUAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE HUMANITIES STUDENTS. The article shows the results of the social and pedagogical analysis of the problem of intellectual culture of the humanitarian university students. The author reveals social-pedagogical sources and contradictions, functions and content.

Key words: social order for the humanitarian university by the state, the intellectual culture development of the humanities students as an organized students’ socialization, connection of the concepts of the person’s intellectual socialization and the masses’ social intellectualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.