УДК 378.1
Savchenko R.E., Nurgaleev V.S. PREPARING INTENDING TEACHER TO PROVIDE STUDENTS THE INTELLECTUAL SELF-REALIZATION AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. This artical describes the necessity to prepare intending teachers to ensure the intellectual self-realization of students and identification it in the educational process for optional classes: electives, seminars and competitions; it highlights the main characteristics of the concept of intellectual self-realization and identified the necessity for a specialized program for teacher training to ensure the intellectual self-realization.
Key words: intellectual self-realization, psychological and pedagogical problem, creative self-realization, teacher training, ensure, personality.
Р.Е. Савечнко, аспирант каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]; В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского гос.
технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В работе описана необходимость подготовки будущего учителя к обеспечению интеллектуальной самореализации школьников и выявления ее в рамках образовательного процесса на дополнительных занятиях: факультативах, семинарах и олимпиадах, выделены основные характеристики понятия интеллектуальная самореализация и выявлена необходимость создания специализированной программы для подготовки учителя к обеспечению интеллектуальной самореализации.
Ключевые слова: интеллектуальная самореализация, психолого-педагогическая проблема, творческая самореализация, подготовка учителя, обеспечение, личность.
Интеллектуальная самореализация личности ребенка является важной и актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку развитие человека, его творческих способностей в современном обществе, характеризующемся интенсивным информационным насыщением жизнедеятельности, постоянно детерминируется жесткими экономически обусловленными требованиями. В образовательном процессе школы данная детерминация проявляется в регламентации знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения в школе, при этом развитие творческих способностей и вопросы соответствующей самореализации личности в школе декларируются, но осуществляются в полном объеме, как правило, в специализированных образовательных учреждениях. Поэтому наибольшую роль в исследуемом нами процессе имеет степень подготовленности учителя к обеспечению интеллектуальной самореализации школьника, где большую роль играет внеучебная работа как компонент современной системы дополнительного образования.
Для теоретического обоснования подготовки будущего учителя к обеспечению интеллектуальной самореализации школьников, в первую очередь необходимо рассмотреть понятие: «подготовка будущего учителя к обеспечению интеллектуальной самореализации школьников». Данное понятие состоит из нескольких видовых и родовидовых признаков понятий, таких как «подготовка учителя», «обеспечение» и «интеллектуальная самореализация». Последнее понятие также является сложным и формируется из двух - «интеллект» и «самореализация».
«Подготовка учителя» - запас знаний, полученных учителем в процессе обучения какому-либо предмету. Творческая самореализация личности ребенка, является важной и актуальной пси-холого-педагогической проблемой, поскольку развитие человека, его творческих способностей в современном обществе, характеризующемся интенсивным информационным насыщением жизнедеятельности, постоянно детерминируется жесткими экономически обусловленными требованиями. В образовательном процессе школы данная детерминация проявляется в регламентации знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения в школе, при этом развитие творческих способностей и вопросы соответствующей самореализации личности в школе декларируются, но осуществляются в полном объеме, как правило, в специализированных образовательных учреждениях. Поэтому наибольшую роль в исследуемом нами процессе имеет внеурочная деятельность общеобразовательной школы, а именно: факультативы как компонент современной системы дополнительного образования.
Идентифицируя самореализацию с самоактуализацией, К. Роджерс утверждает, что актуализация своих возможностей
и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». «Такой человек движется к полному знанию себя и своего... опыта. Оптимально актуализируясь, такой человек насыщенно живет... Такие люди свободны в выборе своего жизненного пути..., они свободны выбирать и ответственны за последствия своего выбора... Самоактуализируясь, люди становятся более творческими». Кроме того, К. Роджерс выделяет условия, необходимые для этого процесса: безусловное принятие и вера в развитие индивидуума со стороны окружения, искренность, конгруэнтность этого окружения, эмпатическое понимание [1].
Необходимо также отметить, что понятие «самореализация» синтетично, и с точки зрения В.В. Козлова «...включает в себя... развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности» [2].
Согласно теории А. Маслоу, потребности самоактуализации могут быть удовлетворены после того, как будут удовлетворены потребности в безопасности, любви, пище и крове. Только после вышеперечисленного актуализируется потребность в уважении к себе, но эта потребность играет для человека не менее важную роль, чем базисные потребности [3].
В своих исследованиях Т.М. Буякас отмечает, что самореализация, очевидно, соотносится с проблемой становления жизненного пути личности. Самореализации предшествует процесс понимания себя, своей самостоятельности, и он длится, можно сказать, всю жизнь. Самостоятельность личности начинается с личностного самоопределения и вплотную соотносится с вопросом профессионального самоопределения. К своей будущей профессии человек идет через поступки, действия, именно через них он узнает и себя. Личность, которая встала на путь самоопределения, - это человек, у которого преодолевается потребность иметь опору во внешней поддержке и вырабатывается потребность находить внутреннюю основу в самом себе. Практическим выходом личностного самоопределения оказывается обретение человеком чувства контактной границы между собой и остальным миром, состояние равновесия и внутренней устойчивости, снятие внутреннего напряжения и излишней тревожности. У такого человека обостряется чувство красоты окружающего мира, повышается внимательность и любовь к людям, о таком человеке, безусловно, можно сказать, что он является творцом своей собственной жизни [4].
Эту же теорию развивает в своих исследованиях В.Д. Шад-риков, отмечая, что человек, стремясь к познанию самого себя,
развивает свои духовные способности (способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми), для того, чтобы ответить на вопрос о назначении человека, о путях его развития [5].
Характеристики потребности в самореализации исследовал
Э. Фромм. При этом он не дает прямой дефиниции термину «самореализация», но, тем не менее, исходя из контекста его работ, можно предположить, что здесь имеется в виду реализация тех возможностей, которые данный исследователь называет главными. «Человек обладает способностью ...двигаться; если воспрепятствовать в реализации этой способности, то результатом будет... расстройство. Человек наделен способностью говорить и думать. Если эти способности не будут реализованы, могут произойти серьезные нарушения. Человек обладает способностью любить, так что, если он не сможет реализовать эту способность-...он будет очень страдать». Э. Фромм считает, что человек имеет врожденный стимул к самореализации, который коренится в природе человека [6].
A. Адлер связывает самореализацию со здоровым образом жизни, направленным на достижение компетентности и успеха в обществе через общественно полезную деятельность. Поиск смысла жизни, побуждение улучшить себя, развивать свои способности, свою потенциальность, стремление к совершенству и законченности - во всем звучит мысль о том, что «жить - значит развиваться» [7].
В литературе можно выделить несколько подходов рассмотрения самореализации личности:
- с точки зрения философии, в этой области изучается суть и условия самореализации человека как родового существа в связи с развитием человечества в целом;
- в социальном плане решаются вопросы о путях самореализации личности в обществе, объектом рассмотрения здесь выступает конкретная социальная структура;
- в психологической науке самореализация рассматривается в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности;
- в педагогической науке самореализация личности отражается как универсальная личностная способность к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил, а также разрабатываются средства и педагогические условия, способствующие более эффективному развитию самореализации личности.
Философский аспект рассмотрения проблемы самореализации имеет наиболее давнюю историю, в сравнении с другими аспектами, он многосторонен и затрагивает обширный культурный план. Анализ историко-философского контекста позволяет выделить два наиболее важных, но различных подхода к данному вопросу: эссенциалистический и экзестенциалистический (Аристотель, Сартр, Сократ и др.).
Социальный, психологический и педагогический аспекты самореализации менее изучены, что позволило нам присоединиться к исследованию в данной области.
B.Д. Шадриков в своих исследованиях излагает характеристики уровневых групп самореализации [5].
Низкий уровень самореализации субъекта характеризуется: отсутствием стремления к выявлению и раскрытию своих возможностей и потенций; безразличным отношением к себе; слабыми предметными знаниями и умениями; непроявлением волевых усилий в деятельности, склонностью действовать только под чьим-либо руководством.
Средний уровень характеризуется тем, что раскрытие своих возможностей и способностей носит ситуативный характер и зависит от положительной (отрицательной) оценки окружающих Владение знаниями, умениями, навыками находится на репродуктивном уровне.
Высокий уровень характеризуется осознанным стремлением к выявлению и раскрытию своих возможностей и способностей, умением реализовать себя и свои предметные знания в различных ситуациях, самостоятельностью в действиях, в поступках, способностью ставить перед собой цели и проявлять волевое усилие в ее достижении, не доводя ее до саморегулирования.
Высший уровень характеризуется: устойчивым стремлением к выявлению и раскрытию возможностей; глубиной, целостностью и систематичностью знаний; проявлением воли и настойчивости в достижении поставленных целей и задач; активностью, реализацией своих способностей и возможностей в нестандартных ситуациях; чувством удовлетворения от реализации своих сущностных сил; способностью адекватно рефлексировать себя
и других, достигая уровня саморегуляции; свободной и самостоятельной в выборе деятельности для реализации своих возможностей. Результаты в личностных изменениях в деятельности отличаются оригинальностью и неповторимостью.
На основе анализа философской и педагогической литературы по проблеме самореализации личности мы пришли к пониманию ее роли как универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своего внутреннего потенциала.
Анализируя все вышеперечисленное, мы убедились в том, что понятия типа самореализации определены нечетко, разработка этих понятий применительно к различным отрезкам жизненного пути человека не завершена, конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В таком случае, становится понятным, что единой модели самореализации «вообще» не существует, но мы надеемся, что каждый педагог осознанно или бессознательно намечает эту модель для своих учеников.
По мнению Я.А. Пономарева, особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя ее в единичных актах деятельности (например, нарисовав картину), личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность ее способностей, но и богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека [8].
В.А. Петровский в работе «Быть личностью» констатирует: «Самореализация личности не может рассматриваться обособленно от индивида, она присутствует в каждом его поступке, в каждой деятельности. Разные люди понимают это слово совершенно по-разному. Например, нарисовал ребенок березку, самореализация это или нет? Для одного да, для другого нет Все зависит от того, какой потенциал человек в себе ощущает и какие формы самореализации для него адекватны. Если ребенок успешен в учебе, можно сказать, что отличный аттестат - это самореализация. Наряду с этим, самореализация - это вещь достаточно тонкая и она может осуществляться всю жизнь. И то, что человек думает по поводу своей самореализации, часто совсем не связано с его фактической самореализацией. Что в ком реализовано, что не реализовано - вопрос деликатный и неочевидный. Самореализация - это что-то очень длительное, это глобальная программа самовыражения» [9].
Всесторонне развитая личность имеет много характеристик модели идеального человека. В типовых исследовательских проектах для модели идеального человека предлагается воспользоваться характеристиками полноценно развитого или правильно развивающегося человека, предложенными А. Маслоу. Среди объективно описанных и измеримых характеристик человека он выделяет:
1. Эффективное восприятие реальности.
2. Открытость опыту.
3. Интеграция, целостность и единство личности.
4. Спонтанность, экспрессивность, полноценное функционирование, активность.
5. Реальная самость, твердая идентичность, автономия, уникальность.
6. Объективность, отделенность, трансценденция себя.
7. Восстановленная креативность.
8. Способность соединять абстрактное и конкретное.
9. Демократическая структура характера.
10. Способность к любви и т.д.
По мнению автора, внутренняя природа каждого человека имеет некоторые характеристики, которые есть у всех людей вообще (то есть, присущи человеку как виду), и такие характеристики, которые уникальны для каждой личности. Уникальные характеристики связаны с уникальными способностями и конгруэнтны творчеству [3].
Самореализация оперсонализирована, значит, неразрывно связана с понятием «личность». Обратимся к исследованию понятия личности. М. Бубер писал: «Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою особенную миссию в этом мире» [10].
Исследуя структуру функции самореализации личности,
В.Д. Шадриков выделяет ее следующие сущностные качественные характеристики:
- самостоятельность как универсальная способность к планированию,
регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других;
- свобода как универсальная способность личности к автономному
поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию;
- творчество как универсальная способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки [5].
По мнению П.Я. Гальперина, одно из важнейших качеств личности - способность к творчеству, к продуктивной деятельности, т.е. к созданию новых, не существующих до этого сочетаний и отношений вещей и образов [11].
В книге А. Маслоу «По направлению к психологии бытия» излагается неординарная точка зрения на творчество в жизни простых и известных людей: «Первоклассный суп - более творческое явление, чем второстепенная картина», «роль родителя или уход за домом, могут быть творческим, в то время как поэзия может не быть таковой», «профессиональная виолончелистка, неплохо играющая на инструменте, является нетворческим человеком, а выразителем чужих идей» [3].
Самоактуализацию творчества сложно определить, поскольку иногда она выглядит как синоним здоровья вообще. Поэтому творческая самореализация является определяющей характеристикой человеческой сути.
Г.В. Акопов утверждает: «При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность. Творческая личность-это понятие, которое обозначает сторону жизни человека, систематически получающего новые решения в профессиональной деятельности, в жизни».
Он также выделяет особенности творческой личности:
- человек не укладывается ни в какие рамки;
- творческим людям свойственна уверенность в себе, высокая самооценка,
склонность к риску, чувство юмора, умение быть самим собой [12].
Если попытаться целостно и обобщенно представить психологические механизмы творчества, то следует начать со стремления творческого человека к значимости собственной личности. «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [13].
А.С. Шаров следующим образом описывает особенности личности: «Стремление к значимости своей личности не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Индивид стремится сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так как все. Человек ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они наиболее результативны, и это приносит им огромное удовлетворение. Когда деятельность выбрана, то она захватывает всего человека, он погружен в нее, и деятельность овладевает всеми его помыслами и чувствами [14].
А. Маслоу обнаруживает взаимосвязь творчества и здоровья человека: «Почему психологическое здоровье так близко связано с универсальной формой творчества? Психологически здоровые люди в большей степени способны наслаждаться, любить, юморить. Это приводит нас к сильному подозрению, что научение, способное делать все эти вещи, может научить ребенка идти в направлении здоровья» [3].
Одни ученые считают, что творчество характеризуется значимыми открытиями, другие - творческим характером тех открытий, которые человек делает для себя, третьи разделяют творческие и нетворческие деяния по алгоритму.
Отмечается парадокс творчества: являясь высшим проявлением самовыражения личности, оно менее всего изучено, объясняется это тем, что спонтанный характер творчества делает его неуловимым для естественно научных методов. Спонтанность связана не только с невозможностью прогнозирования момента озарения и решения исходной проблемы, но также с неопреде-
ленностью, сменой самого предмета, так как рожденная идея может не быть напрямую связана с решаемой проблемой.
Д.Б. Богоявленская выделяет шесть специфических, но взаимосвязанных источников, необходимых для творчества: интеллектуальные способности, знания, стиль мышления, личностные характеристики, мотивацию и окружение (среду) [15].
Отводя большую роль интеллектуальным способностям, которые состоят из множества когнитивных и других навыков,
и, чаще всего, зависят от наследственности, Д.Б. Богоявленская отмечает, что поставленные задачи задают уровень знаний, необходимых для их решения. «Творчество в области, о которой творящий знает очень мало или не знает ничего, просто невозможно. Для творчества особенно важен стиль, характеризующийся предпочтением «думать по-новому». Важны и определенные личностные качества учащихся, так как они необходимы для функционирования творческого процесса: они обуславливают готовность преодолевать препятствия» [15].
Д.Б. Богоявленская отмечает также тот факт, что традиционное обучение нередко наносит вред творческому видению учащихся.
А.В. Петровский продолжает размышление о личности: «Потребность человека быть личностью может являться той искомой исходной потребностью, которая оказывается (наряду с другими материальными и духовными потребностями) заложенной в фундамент мотивов его поведения и деятельности. Она порождает стремление к достижению успеха, притязание на внимание, славу, дружбу, уважение, лидирование и т.д. Чаще всего мы не осознаем существование причины наших поступков. Совершив поступок, личность самим фактом этого поступка изменяет самое себя. Человек вырастает или падает в глазах других людей, и это выступает как характеристика его личности в обществе. Наиболее важная для человека потребность - стать личностью, имеет постоянный характер, шаг за шагом мы двигаемся вперед к тому, чтобы оказаться в максимальной степени представленным в жизни других людей, и развиваем в себе индивидуальные особенности, позволяющие удовлетворять эту потребность» [16].
Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений, ее деятельность. Охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности, потому что вне коллектива, вне человеческих сообществ ее нет.
Значительное количество исследователей подчеркивают одно важное условие, заключающееся в том, что личность нельзя «сформировать», а можно только создать условия для самовоспитания личности.
В этой связи мы не можем не согласиться с мнением многих ученых о том, что для формирования личности наиболее благоприятным является творчество.
Д.Б. Богоявленская кроме интеллектуальных источников творчества выделяет внутренний побудительный мотив, сосредоточенный на задаче, так необходимый для творческого процесса. «Люди могут делать подлинно творческую работу в своей области при условии, что они любят то, чем занимаются, и сосредоточены на работе, а не на возможном вознаграждении. Становится понятным, почему моряк не может жить без моря, летчик не летать, поэт не писать, ученый не думать. Дело не в любви к морю, а в потребности определенных «претерпеваний», ставших буквально человеческой натурой. Отсюда следует упоение своим трудом, потребность в нем. Поэтому становится понятным наступление депрессии при его отсутствии, а не от отсутствия результата» [15].
Необходима для творчества, как отмечает Д.Б. Богоявленская, и окружающая среда, поддерживающая и награждающая творческие идеи. «Можно иметь все необходимые внутренние ресурсы, однако без поддержки среды творческие способности внутри индивида могут так никогда и не проявиться» [15].
Из всех видов творчества самым доступным для человека с самого раннего возраста является художественное творчество. Часто приходится наблюдать за ребенком, который еще не умеет ходить, но уже пытается рисовать. Универсальная в этом смысле художественная деятельность приятна сама по себе, она высший род человеческой активности и даже единственное средство полного самовыражения личности. Художественная деятельность теснейшим образом связана с развитием личности, так как в процессе изображения участвуют не отдельная функ-
ция (восприятие, память, внимание, мышление), а личность человека в целом.
Практикой доказано, что занятия изобразительным искусством особенно любимы детьми. Может быть, потому, что 70% информации человек получает визуально, возможно потому, что занятия рисованием активизируют внимание, усиливают эмоциональные реакции, повышают жизненный тонус. А возможно, потому, что все виды художественного творчества, кроме рисования, требуют времени для овладения определенными формами самовыражения. Пока ребенок овладеет формами, он уже вырастает и теряет способность передать необычность своего детского восприятия мира. Только в рисовании дети свободны от ограничений, и поэтому рисование из всех видов деятельности, им ближе всего. К тому же, из всех способностей, какие только есть у ребенка, первой проявляется способность к рисованию, а вслед за этой способностью, возможно, откроются и другие.
Для успешного овладения рисованием необходимы следующие качества личности:
- активное, положительное отношение к рисованию, склонность
заниматься этим, переходящая в страстную увлеченность;
- трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, эстетический вкус;
- наличие во время деятельности благоприятных психических состояний;
- знания, умения и навыки в этой области;
- ярко выраженная креативность.
Если не акцентировать внимание на возрастных особенностях детского рисунка, можно уверенно сказать, что все дети любят рисовать, но именно у сельских детей наблюдается особое отношение к художественному творчеству.
На основе многолетних наблюдений мы предполагаем, что только во внеурочной деятельности существует огромный потенциал для интеллектуального развития школьника. По сравнению с уроками внеурочная деятельность открывает более разнообразные возможности для интеллектуального и творческого роста ребенка. Внеурочная деятельность, кружковая работа в школе восполняет отсутствие одной и недоработки другой.
Необходимо отметить, что в процессе кружковой работы неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на его самореализации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- самореализацию сложно определить, так как она имеет много слагаемых (самовыражение, самопознание, самоидентификация, саморазвитие, самонаблюдение, самоконтроль) и все они являются синонимами успеха человека в деятельности, значимой для социума;
- творческая самореализация личности - это процесс, охватывающий как этапы, так и жизнь ребенка в целом, самореализация необходима человеку для осознания себя личностью, имен-
Библиографический список
но самореализация помогает человеку потенциальные возможности сделать реальными;
- наиболее приемлемым видом деятельности для самореализации является творчество, а именно художественное, как легко осваиваемое с самого раннего возраста;
- для развития сельского школьника наиболее приемлема внеурочная деятельность как открывающая более разнообразные возможности для творческого роста ребенка.
Проведенный анализ качественных характеристик структуры функции самореализации личности, особенностей творческой личности, специальных качеств личности, необходимых для успешных занятий рисованием, методом наложения мы выделили структурные качества самореализующейся личности: страстная увлеченность, трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость, большая открытость опыту, активность, эстетический вкус, ярко выраженная креативность, чувство юмора, способность к любви, способность соединять абстрактное и конкретное, уверенность в себе, высокая самооценка, самостоятельность, склонность к риску, умение быть самим собой, свобода, саморегуляция, воля, независимость в суждениях, ответственности за свои действия и поступки, интеграция, целостность и единство личности, спонтанность, экспрессивность, автономия, уникальность и демократическая структура характера.
Не случайно в психолого-педагогических понятиях часто встречаются характеристики с приставкой «само», что подтверждает мнение о том, что человек в большей степени сам создает себя. Большинство характеристик связано с деятельностью, с трудом, с активностью. Некоторые характеристики присущи неординарной личности, например, такие как: склонность к риску, способность соединять абстрактное и конкретное и т.д. Достаточно много характеристик связано с творчеством: ярко выраженная креативность, чувство юмора и так далее. Таким образом, подтвердилось предположение, что самореализоваться личность может через деятельность, а именно творческую деятельность по совершенствованию себя и окружающего мира. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что существует необходимость вывить необходимые педагогические условия подготовки будущего учителя, для обеспечения интеллектуальной самореализации школьников.
Ориентируясь на вышесказанное, а также на возрастные особенности учащихся, мы можем сделать вывод о том, что обеспечивать самореализацию личности лучше с ранних лет, под заинтересованным взглядом педагога и в обстановке свободного выбора сферы деятельности. В этой связи возникла необходимость организации детского творчества не в стенах школы, а в более благоприятном пространстве, таком как внеурочная деятельность, что требует от учителя в первую очередь умения осуществлять собственную самореализацию и обеспечивать данный процесс у школьников. Следовательно, в рамках нашего исследования необходимо выявить место интеллектуальной самореализации в структуре профессиональной подготовки учителя.
1. Роджерс, К.Р Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. - М., 2000.
2. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. - М., 2003.
3. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. - М., 2002.
4. Буякас, Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чикментмихайи) // Вестник Моск. ун-та. - 1995. - Сер.14. Психология.
5. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.
6. Фромм, Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
7. Адлер, А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. - СПб., 2000.
8. Пономарев, Я.А. Психология творчества. - М., 1976.
9. Петровский, А.В. Общая психология. - М., 1986.
10. Бубер, М. Два образа веры / пер. Г.С. Померанц. - М., 1999.
11. Гальперин, С.В. Мое мировоззрение. - М., 1992.
12. Акопов, Г.В. Социальная психология высшего образования. - Самара, 1993.
13. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990.
14. Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. - Омск, 2000.
15. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.
16. Петровский, А.В. Общая психология. - М., 1986.
Bibliography
1. Rodzhers, K.R. Konsuljtirovanie i psikhoterapiya. Noveyjshie podkhodih v oblasti prakticheskoyj rabotih. - M., 2000.
2. Kozlov, V.V. Rabota s krizisnoyj lichnostjyu: metodicheskoe posobie. - M., 2003.
3. Maslou, A. Po napravleniyu k psikhologii bihtiya. - M., 2002.
4. Buyakas, T.M. O fenomene naslazhdeniya processom deyateljnosti i usloviyakh ego vozniknoveniya (po rabotam M. Chikmentmikhayji) //
Vestnik Mosk. un-ta. - 1995. - Ser.14. Psikhologiya.
5. Shadrikov, V.D. Psikhologiya deyateljnosti i sposobnosti cheloveka. - M., 1996.
6. Fromm, Eh. Psikhoanaliz i ehtika. - M., 1993.
7. Adler, A. Ponyatj prirodu cheloveka / per. E.A. Cihpina. - SPb., 2000.
8. Ponomarev, Ya.A. Psikhologiya tvorchestva. - M., 1976.
9. Petrovskiyj, A.V. Obthaya psikhologiya. - M., 1986.
10. Buber, M. Dva obraza verih / per. G.S. Pomeranc. - M., 1999.
11. Galjperin, S.V. Moe mirovozzrenie. - M., 1992.
12. Akopov, G.V. Socialjnaya psikhologiya vihsshego obrazovaniya. - Samara, 1993.
13. Psikhologicheskiyj slovarj / pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. -M., 1990.
14. Sharov, A.S. Ogranichennihyj chelovek: znachimostj, aktivnostj, refleksiya. - Omsk, 2000.
15. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2002.
16. Petrovskiyj, A.V. Obthaya psikhologiya. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 09.03.12
УДК: 376.3.018.42.
Skvortsova M.V. HOME READING IN WORK SISTEM ON FORMATION OF A PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN GROUPS OF YUONGER SCHOOLBOYS HARD OF HEARING. In article the data of experimental work is presented. In article attempt to establish interrelation between a condition of a psychological climate and quality of knowledge children of personal lines of the person has been undertaken. Dynamics of development of children's mutual relations in an experimental class at the expense of purposeful work on formation of representations about qualities of the person in the course of home reading is analyzed.
Key words: reading children's literature; understanding of personal qualities; psychological climate; interpersonal relations.
М.В. Скворцова, аспирантка ГОУ ВПО МПГУ дефектологического факультета отделения
сурдопедагогики, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната II вида, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППАХ СЛАБОСЛЫЩАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены данные экспериментальной работы, в которой была предпринята попытка установить взаимосвязь между состоянием психологического климата и качеством знания детьми личностных черт человека. Анализируется динамика развития детских взаимоотношений в экспериментальном классе за счет целенаправленной работы по формированию представлений о качествах личности в процессе внеклассного чтения.
Ключевые слова: чтение детской литературы; понимание личностных качеств; психологический климат; межличностные отношения.
Младший школьный возраст является тем возрастным этапом, во время которого происходит становление основных личностных образований, формирование межличностных отношений. Значительное влияние оказывает чтение на развитие личности слабослышащего ребенка. Знакомясь с миром произведений художественной литературы, ребенок с нарушением слуха осваивает опыт предшествующих поколений, воспринимает образцы взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях, формирует собственные убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Благодаря книге дети учатся разбираться в людях, размышлять об их взаимоотношениях, устанавливать связи между переживаниями персонажей и окружающей действительностью. Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют небольшой жизненный опыт, недостаточно представлений о человеческих взаимоотношениях, чувствах людей. Детская литература дает уникальную возможность для создания определенных условий, способствующих расширению опыта межличностного общения. Именно во время обучения в начальной школе закладывается база для развития устойчивого интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Исследования показали, что младшие школьники с нарушением слуха имеют неполные, ограниченные представления о личностных качествах людей [1 - 4].
В проведенном нами эксперименте участвовали 52 слабослышащих школьника вторых - пятых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 22 г. Москвы. Нами была разработана методика «Выделение и понимание личностных качеств» для того, чтобы оценить возможности слабослышащих детей младшего школьного возраста понимать и выделять личностные качества персонажей художественных произведений. Данная методика ориентирована на установление взаимосвязей между состоянием психологического
климата и качеством знания детьми личностных черт человека. Процедура проведения этой методики предполагала две части: устную инструкцию и тексты с вопросами и вариантами ответов. В текстах описывались реальные ситуации, где в неявной форме выражались личностные свойства человека. При составлении рассказов для экспериментального задания учитывалось состояние развития словесной речи слабослышащих младших школьников, поэтому содержание текстов было простым, конкретным. В списке качеств были такие как, хороший (добрый), злой, невоспитанный, смелый (отважный), ленивый, нетрудолюбивый. Дополнительно были предложены качества, обозначающие такие качества как заботливость, ум, глупость, воспитанность, трусливость, трудолюбие. Выбор указанных психологических качеств мотивируется тем, что понятия, их обозначающие, отражены в содержании учебной программы для школ II вида и должны быть усвоены учащимися в течение всего периода начального обучения. Главной же причиной этого выбора мы считаем важность умения слабослышащих детей разбираться в человеческих качествах, знание и понимание которых способствует налаживанию конструктивных эмоциональных отношений с окружающими людьми, в том числе со сверстниками. Были выбраны наиболее часто употребляющиеся в детской речи, знакомые понятия, с помощью которых человек выражает то или иное качество личности.
Данные методики “Выделение и понимание личностных качеств” показали, что больше половины слабослышащих школьников (65%) не знают значения понятий, обозначающих личностные качества. Еще больший процент (75%) составляют те дети, которым трудно определить, о каком психологическом качестве говорится в тексте. Во всех классах, со 2-го по 4-ый включительно, количество допущенных ошибок преобладает над количеством выбранных верных ответов. Только в пятом классе количество верных ответов (71%) превалирует над количеством допущенных