Научная статья на тему 'Проектирование педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов'

Проектирование педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

В статье рассматриваются вопросы проектирования педагогической системы субъектно-ори-ентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов, раскрываются следующие дефиниции «развитие культуры творческой самореализации студентов-педагогов», «субъектно-ориентированный подход», «педагогическая система субъектно-ори-ентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов»; процесс проектирования педагогическая система отражен в ее структурной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов»

УДК 370. 188

Милинис Ольга Артуровна

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, milinisoa@mail.ru, Новокузнецк

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕмЫ

субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации

СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются вопросы проектирования педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов, раскрываются следующие дефиниции «развитие культуры творческой самореализации студен-тов-педагогов», «субъектно-ориентированный подход», «педагогическая система субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов»; процесс проектирования педагогическая система отражен в ее структурной модели.

Ключевые слова: педагогическая система, развитие культуры творческой самореализации сту-дентов-педагогов, субъектно-ориентированный подход, педагогическая система субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов.

Milinis Olga Arturovna

Сorresponding member of the International teachers training tcademy of science, docent of the department of pedagogy at the Kuzbass state pedagogical academy, docent, candidate of pedagogical sciences, the expert of the Russian-American Laboratory «Civilization. Culture. Education», mmilinisoa@mail.ru, Novokuznetsk

DESIGNING OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE SUBJECT-FOCUSED APPROACH TO Development OF CULTURE OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS-TEACHERS

In article questions of designing of pedagogical system of the subject-focused approach to development of culture of creative self-realization of students-teachers are considered, following definitions «development of culture of creative self-realization of students-teachers», «the subject-focused approach», «pedagogical system of the subject-focused approach to development of culture of creative self-realization of students-teachers» reveal; designing process pedagogical system is reflected in its structural model.

Keywords: pedagogical system, development of culture of creative self-realization of the stu-dents-teachers, the subject-focused approach, pedagogical system of the subject-focused approach to development of culture of creative self-realization of students-teachers.

На современном этапе педагогическая вания продуктивных способов организации и наука и практика решают проблемы совер- успешной реализации этого процесса. шенствования целеполагания, содержания, Творческая самореализация личности

методов и форм образовательной деятельно- осуществляется в конкретных социальности, разработки инновационных педагоги- исторических условиях, отражая актуальные

ческих технологий, способствующих более ценности определенного общества, которые,

успешному развитию культуры творческой в свою очередь, связаны с общим экономи-

самореализации личности в системе не- ческим и культурным уровнем его развития.

прерывного педагогического образования. Педагогическое творчество - это процесс

В связи с этим, существует необходимость на- самореализации индивидуальных, психоло-

учного осмысления и теоретического обосно- гических, интеллектуальных сил и способ-

ностей личности педагога в разных видах деятельности. По заключениям ученых, исследующих проблемы творческой самореализации (В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, В. А. Давыденко, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. С. Шу-бинский и др.), личность учителя является стержневым фактором педагогического творчества и сотворчества, она определяет профессиональную позицию и влияет на креативное саморазвитие [2; 3; 6].

В нашем исследовании понятие «творческая самореализация личности» - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих творческих способностей и возможностей, при котором активность субъекта носит творческий характер и способствует экстериоризации позитивного опыта жизнетворчества.

Самореализация, являясь одновременно как продуктом культуры, так и ее носителем, также обладает культурой. Одним из важных факторов, оказывающим влияние на становление и творческую самореализацию личности является культура, способствующая выражению субъектных ценностей. Культура задает человеку нормы, примеры отношения к жизни и образцы поведения, т. е. определяет рамки самореализации человека.

В понимании академика В. И. Андреева, одним из важнейших признаков культуры является мера способности к саморазвитию человека. Культура выступает синонимом степени полноценности знаний, умений, способностей, ценностных ориентаций, которые в их целостной совокупности гармонизируют процесс творческого саморазвития личности в профессионально-творческом становлении. По мнению ученого, одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой - это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Достигнув определенного уровня культуры, личность «запускает маховик самости», в результате чего, он стремится к творческой самореализации в разнообразных видах деятельности [1].

Личностно-творческая природа культуры способствует творческой активности и разносторонней включенности личности в значимую для нее деятельность. Это способствует возможности личности выходить за свои

пределы и создавать ситуацию успеха для новых начинаний, преодолевая ограниченность своих взглядов и противоречий самому себе прежнему. Творческая активность, при этом, способствует проектированию процесса самореализации в различных сферах творческой деятельности, подлинному личностному и культурному росту, творческому саморазвитию, усиливая целенаправленное и осознанное самоосуществление возможностей развития Я-концепции.

Субъектно-ориентированный подход в нашем исследовании - это изучение обучающихся, ориентированных на активную реализацию процессов самости в разных видах деятельности и субъектную позицию во взаимодействии с объективным миром, другими людьми и самими собой, которые разрешают возникающие внутренние противоречия, стремятся к достижению определенных целей, проявляют инициативу, ответственность и самостоятельность, принимают и реализуют собственные решения, осуществляя рефлексию творческого позитивного изменения самости. Студенты-педагоги совместно с преподавателями становятся субъектами при включенности в разные виды креативной образовательной деятельности, в результате чего проектируется и реализуется многомерная «Я-концепция творческой самореализации и саморазвития», включающая Я-культурное, Я-творческое, Я-профессиональное, Я-социональное.

Проведенный содержательный анализ важных для нашего исследования дефиниций, позволил сформулировать базовое понятие «развитие культуры творческой самореализации личности» - это целенаправленный и многомерный процесс и результат качественных и количественных изменений «Я-концепции творческой самореализа-

ции и саморазвития» студентов-педагогов (включающей Я-культурное, Я-творческое, Я-профессиональное, Я-социальное) посредством интериоризации и экстериори-зации субъектного позитивного опыта в разных видах творческой деятельности, культуросообразными компонентами которой является система ценностей творчества, знания ее сущности, профессионально-творческие компетенции и способность к творческому саморазвитию [4; 5].

Личность будущего педагога мы рассматриваем и представляем как многогранную структуру, состоящую из мотивационного, эмоционального и деятельностного компонентов, представленных в содержании Я-концепции, включающей Я-культурное, Я-творческое, Я-профессиональное,

Я-социальное, которые включают знания о себе как об обучающемся и будущем педагоге (Что я знаю о культуре и к какому типу культуры я себя отношу? Какие творческие способности мне необходимо развивать? Что я знаю о себе и выбранной профессии?); отношение к себе, определяемое степенью удовлетворенности собой в роли будущего профессионала (Как я отношусь к себе как к будущему профессионалу? Какие личностные качества и профессиональные компетенции мне необходимо сформировать для реализации педагогического творчества?); рефлексию, как адекватную самооценку и восприятие целостностной Я-концепции, которая регулирует эмоциональное отношение к себе (Как я оцениваю себя? Какие я вижу в своей деятельности проблемы и трудности?); ценностно-смысловые ориентации, формирующие цели, ценности, намерения, направленность на предмет совершенствования Я-культурного, Я-творческого, Я-профессионального (Что я думаю о себе? В чем цель и смысл моей жизни? Что меня ожидает в будущем? Что принципиально нового я могу приобрести и реализовать?). Индивидуальными определяющими элементами Я-концепции являются элементы самости личности, представляющие основу культуры творческого саморазвития, составляющей которой является культура творческой самореализации будущих педагогов.

Вышеизложенные тенденции учтены при проектировании педагогической системы, ориентированной на развитие культуры творческой самореализации будущих педагогов. Исследование факторов становления современного типа педагогической системы позволяет отметить, что в социо-педагогическом аспекте развитие личности представляет многоплановый процесс включения будущих педагогов в современную культуру. Такой процесс можно представить совокупностью социально-культурных институтов, различных видов культурно-творческой деятельности респондентов, которые

предоставляют возможность для творческой самореализации в системе непрерывного педагогического образования. В связи с этим, педагогическая система представляет единство и взаимообогащение теории и практики, основанное на анализе и синтезе педагогического процесса, прогнозировании и корректировке результатов образовательной деятельности.

В нашем исследовании понятие «педагогическая система субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-пе-дагогов» - это множество взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (субъекты, цель, содержание, формы, методы, психологический механизм, организационно-педагогические условия и результаты образовательной деятельности), отличающихся интегральной направленностью, максимально способствующих эффективности креативной образовательной деятельности и развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов.

Проектирование обозначенной педагогической системы предполагает интеграцию культурологического и аксиологического, компетентностного и задачного, акмеоло-гического и субъектно-ориентированного подходов на основе закономерностей их системной организации: каждый последующий подход не отменяет предыдущий, а сохраняет его закономерности и, вместе с тем, позволяет открыть новые перспективы для трансформации образовательной деятельности с учетом стратегически значимых возможностей их реализации.

Проектирование педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности отражено в структурной модели (рис. 2).

Цель креативной образовательной деятельности соотносится с ее результатом и выступает в двух направлениях: одно из них - инвариантная модель, как идеальное представление будущего результата деятельности, другое -планируемый индивидуальный уровень достижения субъектом результата.

Процесс развития культуры творческой самореализации личности может осуществляется как спонтанно, так и целенаправ-

Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012

Педагогическое управление

творческой самореализаций студентов в разных видах творческой деятельности

Система культурно-творческих ценностных ориентиров

Ґ N

Результат - новообразования личности студентов-педагогов как субъектов креативной образовательной деятельности

I

Преподаватели

вуза как субъекты креативной образовательной деятельности

Проектирование целей -

инвариантная (идеальная) и индивидуальная модели культуры творческой самореализации

Обогащение

содержания

образовательной деятельности целостным педагогическим знанием о культуре, творчестве, нормах, ценностях, самореализации, саморазвитии

Выбор методов и форм

эвристического, проектного, проблемного, контекстного и др. видов обучения в креативной образовательно й деятельности

Виды творческой деятельности:

учебно-исследовательский,

проектно-творческий,

художественно-творческий.

научно-исследовательский,

профессионально-

творческий

I

Л

Субъектно-ориентированный подход

как интеграция культурологического и аксиологического, компетентностного и задачного, акмеологического и личностно ориентированного подходов, направленная на активизацию и интенсификацию творческого саморазвития и самореализации

Развивающий комплекс технологий обучения:

профессионально ориентированная, ценностно-ориентирующая и технология творческого развития

Организационно-педагогические условия

актуализация субъектного опыта и расширение диалогической субъектной функции студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности; создание творческого поля «проб», позволяющее

реализовывать субъектную позицию студентов-педагогов в формировании профессионально-творческих компетенций; использование развивающего комплекса технологий

обучения при включении студентов-педагогов в разные виды творческой деятельности

л

Студенты-педагоги как

субъекты

креативной

образовательной

деятельности

I

Закономерности и принципы

развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов: научности, системности, целостности, гуманистической направленности, природо-и культуросообразности, субъектности, контекстности, прогностичности, ориентации личности на профессионально-творческую самореализацию, интериоризации, непрерывного творческого саморазвития, обратной связи

Рис. 2. Структурная модель педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности

ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ленно в условиях профессионально-творческого самоопределения и самореализации студентов-педагогов. Результатом педагогического взаимодействия является выход на более высокий уровень развития их культуры творческой самореализации. В процессе творческой самореализации большое значение имеет осмысление и осознание того, в рамках какой культуры студенты-педагоги осуществляют свою жизнедеятельность.

Культура творческой самореализации как многомерная характеристика зависит от внешних и внутренних условий: развития профессиональных тенденций, особенностей личностных качеств и профессиональных компетенций, опыта личности, ее мотивации, ценностных ориентаций, поведенческих стратегий и т. д. Следовательно, необходимо и целесообразно заблаговременное проектирование инвариантной модели развития культуры творческой самореализации и саморазвития студентов-педагогов, включающей более общие, типичные характеристики, т. е. личностные и профессиональные качества студентов-педагогов, позволяющие через прогнозирование себя в выбранной ими профессии выйти на более высокий уровень развития культуры творческой самореализации:

- целевые ориентации (осмысление сущности культуры для творческой самореализации личности, готовность к творческой (инновационной) деятельности и продуктивность творчества, максимальная творческая самореализация),

- мотивы и ценности (приоритет культу -ры и творчества, любознательность, стремление актуализировать и усложнять творческие задачи, открытость к миру идей и поликультурному взаимодействию, сотрудничество и сотворчество),

- гражданские и нравственные качества (активная гражданская позиция, межкуль-турная толерантность, интернационализм, гражданская культура, нравственное самосовершенствование, самостоятельность в условиях нравственного выбора, гуманность, обязательность, ответственность, высокий нравственный потенциал, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический оптимизм, педагогический такт),

- интеллектуальные и деловые качества (конкретность, деловитость, последователь-

ность и настойчивость в работе, требовательность, способность расставлять приоритеты, креативность, творческий подход к делу, прогностичность, критичность, профессиональная компетентность, обдуманность и решительность, автономность, независимость),

- особенности характера и поведения (целеустремленность, лидерство, уравновешенность, эмоциональность, оптимизм, интуитивность, высокая работоспособность, эрудиция, оригинальность),

- коммуникативные и организаторские способности (умение управлять ситуацией, разрешать конфликты, вести переговоры и убеждать, организовывать работу коллектива и каждого его субъекта, эффективно делегировать свои полномочия, аргументировать свою точку зрения, прогнозировать развитие событий, склонность к самоанализу, конфиденциальность, контактность, эмпатия, коммуникабельность, авторитетность),

- процессы самости (самопознание -осмысление себя, изучение собственных творческих способностей, культурных особенностей и стратегии творческой самореализации, отражение внешних и внутренних позиций по отношению к приобретаемой профессии; самоопределение - сознательное проявление активности по выявлению и формированию субъектной позиции и перспективы ее осуществления, интерио-ризация позитивного опыта в разных видах креативной образовательной деятельности; самосовершенствование - выбор нравственного идеала, который соотносится с целью креативной образовательной деятельности и реализуемыми личностными качествами, профессионально-творческими компетенциями; самоактуализация - стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных качеств и профессионально-творческих компетенций в разных видах креативной образовательной деятельности; самореализация - проявление личностных качеств и профессионально-творческих компетенций в разных видах креативной образовательной деятельности на более высоком уровне и осуществление возможностей творческого саморазвития).

Инвариантная (идеальная) модель позволяла студентам-педагогам существенно ускорить процессы творческого самораз-

вития и самореализации в разных видах креативной образовательной деятельности. Проектирование индивидуальных траекторий развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов включало: анализ профессионально-педагогической деятельности; построение инвариантной (идеальной) модели культуры творческой самореализации; разработку индивидуальных вариантов идеальной модели с учетом личностных способностей и потребностей, их внутреннего желания на повышение уровня развития культуры творческой самореализации и саморазвития; корректировку индивидуальной модели.

Расширение содержания креативной образовательной деятельности осуществлялось посредством обогащения целостным педагогическим знанием о культуре, творчестве, нормах, ценностях, самореализации, саморазвития обязательных педагогических дисциплин для студентов 1-5 курсов КузГ-ПА факультетов педагогики и психологии, физико-математическом, технолого-эко-номическом, историческом, физической культуры («Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «История педагогики и образования», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогические технологии и психолого-педагогический практикум», «Социальная педагогика», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Основы специальной педагогики»); курсов по выбору («Основы организации профессионально-педагогического взаимодействия», «Профессионально-педагогическая культура общения», «Организация профильного обучения»), заданий по учебно-педагогической практике со студентами-педагогами со 2 по 5 курс обучения, подготовки творческих проектов по разным направлениям учебной и творческой деятельности, инновационных проектов с отечественными и зарубежными студентами в режиме on-line [4; 5].

Реализация обогащенного содержания образовательной деятельности студентов-педагогов способствовала разрешению противоречия между осуществлением творче-

ских замыслов для достижения намеченных целей в решении личностно значимых и профессиональных проблем на основе экстери-оризации субъектного позитивного опыта в разных видах креативной образовательной деятельности и необходимостью формирования у них профессионально-творческих компетенций, прогнозирования траектории самореализации и саморазвития

В ходе педагогического эксперимента осуществлялось включение в образовательную деятельность студентов-педагогов преимущественно таких форм и методов, которые стимулировали их субъектную позицию в развитии культуры, творчества, лидерства, соревновательности, иннвационности и умение находить оригинальные решения творческих педагогических задач. В связи с этим, приоритетными являлись интерактивные формы обучения (групповые, парные, коллективные), реализация индивидуальных форм обучения - самопрезентация сту-дента-педагога и др. Применение эвристических методов обучения было основано на эвристических правилах и приемах, предназначенных для организации эвристических способов решения проблемных творческих задач, направленных на развитие культуры творческой самореализации студентов-пе-дагогов в креативной образовательной деятельности.

Результатом креативной образовательной деятельности являются новообразования личности студентов-педагогов как субъектов: сформировавшиеся педагогические

ценности, ярко выраженные потребности в творческой самореализации, наличие систематизированных целостных знаний о ценностях, культуре и творчестве педагогического труда, профессионально-творческие компетенции, «Я-концепция творческого саморазвития и самореализации», что свидетельствует о повышении уровня развития культуры творческой самореализации сту-дентов-педагогов в креативной образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проектирование педагогической системы субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов предполагает интеграцию культурологического и аксиологического, компетентностного и задачного, акмеологического и личностно

ориентированного подходов, что способствует изучению субъектной позиции, активизации и интенсификации творческого саморазвития и самореализации студентов-педагогов и позволяет проектировать цели, обогащать содержание, методы и формы креативной образовательной деятельности для успешного развития их культуры творческой самореализации.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.

2. милинис О. А. Исследование проблемы личностной самореализации в теориях отечественных и зарубежных ученых // Педагогическое образование: вызовы 21 века: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. в 2-х ч. -Часть 2. - М.: МАНПО, 2010. - С. 214-219.

3. милинис О. А. Непрерывное образование как составляющая профессиональной самореализации студентов // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Часть 2. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2010. - С. 247-252.

4. милинис О. А. Современные тенденции формирования гуманистической профессиональной направленности будущих педагогов // Духовно-нравственное воспитание и профессионализм личности в современных условиях: Материалы VI Междунар. конф. // Спец. выпуск № 58. Часть 1: Институт инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины, Академия международного сотрудничества по креативной педагогике. - Киев: Винница, 2009. - С. 451-454.

5. милинис О. А. Методологические ориентиры исследования формирования профессиональной самореализации будущих педагогов // Вестник Рязанского государственного педагогического университета. Науч.-практ.журнал. - Рязань: РГПУ, 2010. - № 8. - (16). С. 64-72.

6. Сластенин В. А, Каширин В. П. Педагогика и психология. - М.: Академия, 2006. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.