ВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
УДК 378.18
А. Ф. Ахмерова
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
В статье проведён анализ обширного круга научной литературы и многочисленных как фундаментальных, так и прикладных исследований по проблемам самореализации личности и творчества. Самореализация охарактеризована как комплексная проблема, представляющая собой «область пересечения» различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики. Творчество же понимается как универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения. Приведены данные педагогического эксперимента, свидетельствующие об успешной самореализации студентов вуза в процессе внеучебной творческой деятельности, где становление нравственно-этических качеств происходит на фоне развития творческого потенциала каждого студента.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, творчество, креативность, креативный тип образования, самовосприятие, творческая деятельность.
Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, The Russian Government, Mustaya Karima str., 69/1, 450015, Ufa, The Republic of Bashkortostan, Russian Federation
The article analyzes a broad range of scientific literature and numerous both fundamental and applied researches on issues of self-identity and creativity. Self-realization is characterized as a complex problem, which is the "intersection area" of various sciences: philosophy, sociology, psychology, pedagogy. Creativity is understood as a universal human feature that leads to all forms of expression. The author cites data of the pedagogical experiment showing the successful fulfillment of the university students in the extracurricular artistic activities, where formation of moral and ethical qualities takes place at the background of the development of the creative potential of each student.
Keywords: self-realization, self-actualization, creativity, creativity, creative type of education, self-perception, creative activity.
Для цитирования: Ахмерова А. Ф. Творчество как способ самореализации студентов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75).
АХМЕРОВА АЙСЛУ ФАРИДОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и права Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
AKHMEROVA AYSLU FARIDOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of philosophy, history and law, Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
A. F. Akhmerova
CREATIVITY AS A WAY OF SELF-REALIZATION STUDENTS
С. 200-206.
e-mail: [email protected] © Ахмерова А. Ф., 2017
Проблема самореализации личности является в настоящее время одной из ключевых проблем педагогики. Это объясняется её определяющей ролью в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Термин «самореализация» часто является синонимом терминов «реализация своих возможностей», «самовыражение», «самоактуализация».
Представитель гуманистического направления в психологии А. Маслоу в своей теории потребностей выделил потребность самоактуализации как высшую ступень в иерархии потребностей человека. Самоактуализация для Маслоу означала тенденцию к реализации внутреннего потенциала, то есть самореализацию [5].
Самореализация в иерархии потребностей А. Маслоу - это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны [5].
К. Роджерс и А. Маслоу считали, что потенциально стремление к совершенствованию есть у каждого человека, но проявляется оно лишь при определённых социальных условиях [5]. С педагогической точки зрения самореализация - комплексное свойство личности, процесс выявления личностью индивидуальных и профессиональных возможностей, познание, оценивание, воспитание самого себя [1]. Самореализация, как считают Л. С. Поды-мова и Л. Н. Макарова, это осуществление человеком возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом.
Самореализация пронизывает всю деятельность человека и рассматривается, прежде всего, в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Деятельность личности, в процессе которой удовлетворяются потребности в самореализации, является творческой деятельностью [7]. По А. Маслоу, «творчество - универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения [5]».
«Творчество - это объективный процесс развития мира через целенаправленную, сознательную (культурную) деятельность человека, выбирающего те естественные возможности, которые соответствуют человеческим потребностям, и организующего их оптимальную реализацию [9]», - пишет С. Н.Семенов.
Мы рассматриваем творчество как возможность для наиболее полной самореализации личности, а креативность (творческость) - как интегральную творческую способность.
К. Роджерс определяет творческость как способность обнаруживать новые решения проблем или новые способы выражения, привносить в жизнь нечто новое для индивида. Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своём развитии [8].
А. Маслоу разделяет креативность на два вида:креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными
другими способами, например, в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески.
А. Маслоу описывает составляющие креативности самоактуализации: восприятие, самовыражение, «вторая наивность», влечение к неизведанному.
В креативности самоактуализирующихся людей выделяются два уровня -первичный и вторичный. Первичный уровень — это непроизвольная креативность, связанная с озарением, вдохновением, пиковыми переживаниями. Вторичный уровень — произвольный, связанный с тяжёлым трудом, длительным обучением, стремлением к совершенству. «На смену спонтанности приходит произвольность; на смену полному принятию приходит критика; на смену интуиции приходит тщательное обдумывание; на смену смелости приходит осторожность; на смену фантазии и воображению приходит испытание реальностью. Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы, отказы [5]».
Креативность, при которой задейству-ются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью [5]».
А. С. Шаров обращает внимание на стремление творческого человека к значимости собственной личности. Так, «для творческого человека особенно характерно стремление к эскалации значимости собственной личности и Я. Это стремление не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэ-
тому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение [11]».
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов проанализировали различия между традиционным и креативным типами образования. Традиционный тип ориентирован на стандарты и приобретение знаний в виде непротиворечивой информации, предлагаемой в «готовом» виде. Процесс познания сводится к усвоению чужого опыта и развитию конвергентного (логического) мышления; функция педагога представляет воздействие на учащихся с применением имитационных репродуктивных технологий, а учащиеся являются объектами обучения. Для креативного типа образования характерны созидание будущего, самореализация, рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы [3].
В настоящее время как в среднем, так и в высшем образовании обострились противоречия:
• между требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность учащегося, и направленностью процесса обучения на освоение определённой суммы знаний;
• между потребностью учащихся в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
• между осознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны обучаемых и преподавателей и отсутствием на практике необходимых для них педагогических условий;
• между необходимостью использования активных форм работы, способству-
ющих развитию творчества и самореализации учащихся, и стереотипами профессионального поведения преподавателей.
Решение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеучебной деятельности студентов, которые способствуют их самореа-лизации,в том числе творческой. Среди них особое место занимает творческая деятельность [1]. Креативный тип образования способствует развитию творческого потенциала учащихся на каждом этапе образовательного процесса - от детского сада до высших учебных заведений. Становление креативности происходит на фоне самореализации каждого студента. Самореализация подразумевает высокую степень самоорганизации, богатую эмоциональную жизнь, демократичность в отношениях, естественность, устойчивые моральные нормы [4].
Л. А. Коростылева определяет причины затруднения самореализации личности: отсутствие самоосознания, неясность жизненных целей, несоответствие между потребностями и возможностями, комплекс неполноценности, попытка выполнения не своих, навязанных извне планов. Преодолению указанных затруднений способствуют: позитивное самовосприятие, поиск новых путей и желание достичь поставленных целей, способность к внутренней концентрации, восприятие трудностей как временных, желание попробовать осуществить задуманное ещё раз, умение «прислушиваться к своему внутреннему голосу» и понять, что нужно выбрать для достижения своих целей и удовлетворения потребностей, постоянная работа над собой [4]. Человек приобретает возможность самоопределения и самооценок только под влиянием дру-
гого человека (эффект подтверждения). Неподтверждение, то есть отсутствие личностного контакта, опаснее для становления личности, чем отрицание - негативное восприятие, критическое отношение к человеку, так как, чтобы отрицать нечто, его прежде всего надо заметить. Неподтверждение является основной причиной для формирования стойкого негативного самовосприятия. Самовосприятие же, или Я-концепция (социальная установка личности по отношению к самой себе), формируется у студентов во многом под воздействием преподавателей. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность даёт возможность преодоления ранее сформированного у студента чувства неподтверждения, вызванного действиями и отношением родителей, школьных учителей или ровесников [6].
Особенно ярко творческий потенциал студентов проявляется во внеучебной (внеаудиторной) деятельности.
Внеаудиторной деятельностью называется любая деятельность студентов в рамках учебного заведения, не связанная с учебным планом и направленная на формирование и развитие профессионально значимых и личностных качеств.
Внеучебную деятельность отличают следующие характеристики: её осуществление в свободное время студентов, добровольность участия, гибкость, подвижность, разнообразие форм,активизация творческих способностей, воспитание личностных качеств, обогащение знаниями и расширение кругозора всех её участников [2].
Е. Ю. Трацевская определяет критерии готовности к осуществлению творческой самореализации: ценностно-позиционный (сформированность у учащихся професси-
онально значимых ценностей и др.); когнитивный (сформированность у учащихся готовности к осуществлению творческой самореализации на основе актуальных знаний); художественно-исполнительский (сформированность у учащихся умений осуществления творческой самореализации в области музыкально-театрального искусства); критерий готовности к самооценке уровня творческой самореализации (самооценка собственных исполнительских навыков и готовности к взаимодействию с участниками разновозрастной группы и др.). Выделены типы учащихся, мотивированных на творческую самореализацию: 1) ориентированные на внешнее самоутверждение в творческой деятельности; 2) стремящиеся в процессе создания творческого продукта подчеркнуть собственную уникальность; 3) направленные на осознанную творческую самореализацию [10].
По результатам опроса студентов Уфимского филиала Финансового университета к одному из преобладающих мотивов творчества было отнесено самовыражение. Стремление к самовыражению, к полной реализации своего творческого потенциала заставляет этих молодых людей собираться вместе в свободное время, чтобы искать и создавать новые формы внеучебной деятельности.
К примерам успешной самореализации студентов в творчестве можно отнести игры КВН, музыкально-литературные композиции, вокальные, танцевальные выступления, театральные постановки.
Кроме объединений студентов, действующих на русском языке, во многих учебных заведениях и культурных учреждениях организуются клубы для общения на иностранных языках.
В Уфимском филиале Финансового университета действуют клуб разговорного английского языка и клуб «Язык и культура Франции», в которых студенты могут реализовать не только познавательные потребности, но и творческие способности. Языковые клубы выступают в роли «моста», соединяющего учебную и вне-учебную деятельность.
Такая внеаудиторная работа предоставляет широкий набор разнообразных способов применения в неформальном общении знаний, полученных на занятиях, и творческой деятельности (музыкальной, театральной, оформительской и т.д.). За счёт отсутствия какого-либо оценивания знаний студентов со стороны преподавателя учащиеся преодолевают психологические барьеры и переходят к более свободному, чем на аудиторных занятиях, общению друг с другом, с преподавателем и приглашёнными гостями. Свобода же является главным условием успешной самореализации.
Выработка устойчивого положительного самовосприятия и развитие творческих способностей студентов определялись методом наблюдения и по результатам анкетирования. Студенты, постоянно занимающиеся творческой деятельностью, отметили в анкетах, что в течение учебного года ими были приобретены или получили дальнейшее развитие следующие качества: навыки общения, творческие способности, целеустремлённость, коллективизм, умение вести дискуссию, познавательный интерес. В процессе наблюдения выводы студентов об изменениях в собственном развитии в основном подтвердились, что свидетельствует об адекватной самооценке большинства студентов. В дополнение к вышеназванным качествам нами отмечено
^ Образование в сфере культуры вИШг 1
развитие таких личностных свойств студентов, как ответственность, самоорганизация, общая культура. Становление нравственно-этических качеств происходит на фоне самореализации каждого студента.
Примечания
1. Акулинина В. С. Проблема творческой самореализации старшеклассников: ретроспективный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. URL: https:// e-koncept.ru/2014/54747.htm
2. Ахмерова А. Ф. Студенческий клуб как неформальное общественное объединение творческой молодёжи // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2009» (Одесса, 16-27 марта, 2009). Том 18. Педагогика, психология и социология. Одесса : Черноморье, 2009. С. 33-35.
3. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. Москва : Детство-Пресс, 2006. 205 с.
4. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. Санкт-Петербург : Речь, 2005. 222 с.
5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. Москва : Издательство Московского университета, 1982. С. 108-117.
6. Общение и развитие психики : сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии ; [редкол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др.]. Москва : АПН СССР, 1986. 176 с.
7. Подымова Л. С., Макарова Л. Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 1 (69). С. 89-93.
8. Роджерс К. К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. [с. 5-33] Е. И. Исениной. Москва : Прогресс : Универс, 1994. 480 с.
9. Семенов С. Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-ме-тодологические проблемы). Уфа : Гилем, 1998. 174 с.
10. Трацевская Е. Ю. Система интегрированных уроков искусства // Искусство в школе. 2008. № 1.
11. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия : монография. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2000. 358 с.
References
1. Akulinina V. S. The problem of high school pupils' creative self realization: retrospective analysis. Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept". 2014, vol. 20. Available at: https:// e-koncept.ru/2014/54747.htm
2. Akhmerova A. F. Studencheskii klub kak neformal'noye obshchestvennoye ob"yedinenie tvorches-koi molodezhi [Student club as an informal public Association of creative youth]. Sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Sovremennye naprav-leniya teoreticheskikh i prikladnykh issledovaniy '2009" (Odessa, 16-27 marta, 2009). Tom 18. Pedagogika, psikhologiya i sotsiologiya [Collection of scientific works on materials of the international scientific practical conference "Modern directions of theoretical and applied research"
Таким образом, творчество, по нашему мнению, является одним из наиболее значимых способов самореализации студентов как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности.
(Odessa, March 16-27, 2009). Vol. 18. Pedagogy, psychology and sociology]. Odessa, 2009. Pp. 33-35.
3. Barysheva T. A., Zhigalov Yu. A. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy razvitiya kreativnosti [Psycho-pedagogical bases of development of creativity]. Moscow, Publishing House "Detstvo-Press", 2006. 205 p.
4. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere [Psychology self-identity: difficulties in the professional sphere]. St. Petersburg, Publishing House "Russian Language", 2005. 222 p.
5. Maslou A. [Maslow Abraham] Samoaktualizatsiya [Self-actualization] In: Gippenreiter Yu. B, Puzyrei A. A., ed. Psikhologiya lichnosti: Teksty [Psychology of personality: Texts]. Moscow, Publishing house of Lomonosov Moscow State University, 1082. Pp. 108-117.
6. Bodalev A. A., ed. Obshchenie i razvitie psikhiki. Sbornik nauchnykh trudov [Communication and development of the psyche: a collection of scientific papers]. Moscow, Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1986. 176 p.
7. Podymova L. S., Makarova L. N. Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach. Tambov University Review. Series Humanities. 2009, no. 1 (69), pp. 89-93.
8. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961 (In Rus. ed.: Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka [A look at psychotherapy. The development of man]. Translated by M. M. Isenina, ed. by E. I. Isenina. Moscow, Progress Publishers, 1994. 480 p.]
9. Semenov S. N. Razvitiye tvorcheskikh sposobnostey v protsesse obucheniya (filosofsko-metod-ologicheskiye problemy) [Development of creative abilities in the learning process (philosophical and methodological problems)]. Ufa, Publishing House "Gilem", 1998. 174 p.
10. Tratsevskaya E. Yu. Sistema integrirovannykh urokov iskusstva [System of integrated lessons of art]. Iskusstvo v shkole [Art in school]. 2008, no. 1.
11. Sharov A. S. Ogranichennyy chelovek: znachimost', aktivnost', refleksiya [Limited man: relevance, activity, reflection]. Omsk, Publishing House of Omsk State Pedagogical University, 2000. 358 p.