УДК 378
Ахмедова Залина Тажудиновна Akhmedova Zalina Tazhudinovna
ассистент кафедры иностранных языков для технических специальностей Дагестанского государственного технического университета п31 [email protected]
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
assistant of the chair of foreign languages for technical specialties, Dagestan State Technical University [email protected]
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ENSURING PROFESSIONAL AND MORAL ORIENTATION OF SPECIALISTS OF ENGINEERING AND TECHNICAL
PROFILE
Аннотация:
В статье рассмотрены научно-педагогические условия обеспечения профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля в рамках современного развития педагогики. Автором выделены основные тенденции и направления развития научно-педагогических условий формирования нравственной направленности специалистов инженерно-технических вузов. Рассмотрены особенности решения обсуждаемого вопроса в практической плоскости.
Ключевые слова:
инженерно-техническая деятельность, научнопедагогическая деятельность, нравственная направленность, модель профессионализма, аспект, этические качества, нравственное поведение, нравственное сознание.
The summary:
The article deals with the scientific and pedagogical conditions for ensuring the professional and moral orientation of the specialists of engineering and technical profile in the modern development of pedagogy. The author highlights the main trends and directions of scientific and pedagogical conditions for the formation of moral orientation of engineering and technical universities. The features of the solution of the question in a practical way are considered.
Keywords:
engineering and technical activity, scientific and pedagogical activity, moral orientation, model of professionalism, aspect, ethical quality, moral behavior, moral consciousness.
Становление и развитие человека как субъекта профессиональной деятельности, являющегося «вершителем собственного жизненного пути», связано с накоплением профессионального опыта личности, способной к самореализации.
Раскрытие структуры инженерно-технической деятельности позволяет определить образ инженера как модель профессионала в совокупности трех аспектов: предметно-профессионального, общекультурного и личностного (Г.Е. Копылов). В таком представлении образ компетентного инженера воплощает в себе собственно профессиональную компетентность, характеристики его мотивационно-ценностной сферы, личностные качества и профессиональную культуру [1, т. 19; 2].
«Формирование профессионально этических качеств» - важная составляющая воспитания и подготовки будущих технических работников к их профессиональной деятельности. Целеустремленное, систематическое формирование профессионально-нравственных качеств не только влияет на моральное сознание специалиста, способствует переводу нравственных знаний в личные убеждения, повышает понимание их общественной значимости, но и создает необходимую морально-психологическую атмосферу и стимулирует высоконравственные поступки, регулируя поведение технических работников. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов профессиональной морали, изучения уровня нравственного сознания преподавателя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в коллективе был внесен такими учеными, как Я.С. Котигер, В.А. Малахов, Е.А. Гришин, И.Я. Писаренко, В.М. Чернокозова, И.И. Чернокозов. В то же время проблема формирования профессиональной этики инженерно-технических работников профессионально-технических высших учебных заведений, остается практически неисследованной. Теоретической основой формирования профессионально-нравственной направленности инженернотехнических сотрудников является рассмотрение структуры нравственные качества личности, подсистемами которой выступают нравственное сознание (знание, чувство) и нравственное поведение (мотивы, воля, умение и привычки деятельности). Нравственная деятельность специалистов инженерно-технического профиля является результатом уровня сформированности нравственного сознания специалистов инженернотехнического профиля. На наш взгляд, основными путями формирования профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического и экономического профиля является: освещение сущности профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля в процессе обучения, переподготовки и самообразования специалистов; внедрение модели формирования профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля; разработка этического кодекса специалистов инженерно-технического профиля [3].
Поиск путей повышения эффективности сложного процесса формирования профессиональнонравственных качеств студентов позволил сделать вывод о необходимости реализации комплекса педагогических принципов как фактора, стимулирующего решение проблемы. Под педагогическими принципами мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, а также действия социальной среды, направленные на решение духовно-этических заданий формирования профессионально-нравственных качеств специалистов инженерно-технического профиля.
- 1BG -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проведенный теоретический анализ проблемы формирования профессионально-нравственных качеств специалистов инженерно-технического профиля позволяет выделить следующие педагогические принципы, которые должны обеспечить эффективную организацию процесса формирования профессиональнонравственных качеств специалистов инженерно-технического профиля: мотивационные (создание позитивного мотивационного фона учебно-воспитательной деятельности в учебном заведении); информационнометодические (непрерывное обеспечение студентов информацией о нормах нравственности и роли этических качеств в процессе реализации профессиональных функций в течение аудиторных занятий и во внеучебное время); учебно-воспитательные: определение принципов организации образовательно-воспитательной работы в учебном заведении (гуманизма, этической ориентации, морального выбора, направленности рефлексии); определение алгоритма совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов и студентов, что обеспечивает общность целей и способов их достижения, развитие единственного смыслового пространства; социально-профессиональные (привлечение к процессу формирования моральных качеств студентов, представителей общественности, родителей, специалистов, которые имеют опыт практической работы); рефлексивные (стимулирование механизмов самоусовершенствования и самовоспитание) [4]. Мы считаем, что выполнение этих принципов будет производительным, если в учебном заведении будет создана соответствующая социально-гуманитарная микросреда, которая будет стимулировать интеллектуальную, эмоциональную и духовноэтическую активность будущих специалистов инженерно-технического профиля; учитывать современные социокультурные реалии, специфику будущей профессиональной деятельности. При этом влияние социально гуманитарной микросреды на студентов должно осуществляться с помощью использования традиционного механизма (нормативные знания, которые получаются из семьи и ближайшего окружения); институционного (общественно одобряемый опыт, который усваивается с помощью взаимодействия учебно-воспитательной системы учебного заведения с профессиональной средой) и рефлексии (моральная ответственность личности и осознания субъективной принадлежности к социально-профессиональной группе), которые будут обеспечивать организацию процесса формирования моральных качеств, основанных на познании окружающего мира, профессиональной среды и своей роли в обществе в целом, а также в процессе выполнения профессиональных функций в частности, привлечении к этическим ценностям, формировании способности к моральному выбору. Исследование проблемы формирования профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля и комплекса педагогических принципов, которые обеспечивают производительность данного процесса, позволили сконструировать соответствующую педагогическую систему. В основе подобного конструирования заложена идея системного развития этических качеств личности с помощью применения комплекса методов, форм и средств морального обучения и воспитания, адаптированных к учебному процессу в учебном заведении с учетом требований социально-профессионального окружения, что позволяет адекватным образом организовывать учебно-воспитательные мероприятия со студентами и будет способствовать формированию у них необходимых моральных качеств.
Профессионально-нравственная культура охватывает специальные, технические, экономические, социально-ориентированные знания, органически совмещенные с умениями и навыками; способность к творческой деятельности, к восприятию нового, к внимательному отношению к чужой мысли, к изменению стереотипов; активную жизненную позицию, направленную на создание нового, перспективного. Структура профессионально-моральной культуры включает в себя:
- уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, глубину убеждений;
- моральные чувства, которые характеризуют отношение к профессиональной деятельности (честь, гордость, достоинство, самоопределение);
- наличие навыков и умений реализации этических норм деятельности (профессионализм, мастерство, морально-деловые качества);
- деловую культуру и деловой этикет. Безусловно, профессионально-моральная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи.
И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы, потому что это первый человек, преподаватель и старший товарищ, с которым сталкиваются прежние абитуриенты, ставшие студентами первого курса. Педагогическая система формирования профессионально-нравственных качеств студентов является механизмом взаимодействия компонентов целостного педагогического процесса, который допускает реализацию стратегии, тактики и техники формирования моральных качеств и включает совокупность компонентов (целевого, содержательного, технологического, диагностического, рефлексивноуправленческого), каждый из которых, будучи этапом целостного процесса формирования моральных качеств будущих специалистов инженерно-технического профиля, вместе с тем, преследует определенную цель и имеет собственное содержательное наполнение.
Необходимо отметить, что в педагогической системе формирования профессионально-нравственных качеств будущих специалистов инженерно-технического профиля важно найти место каждому компоненту в целостной профессиональной подготовке. Кроме того, педагогическую систему можно определить как образование, которое максимально обращено к индивидуальному опыту студента, его установок на овладение профессиональными знаниями, умениями, на самоорганизацию, самоопределение саморазвитие и формирование профессионально-нравственной основы личности. Формирование профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля не сводится к усвоению норм и правил морали [5; 6]. Оно направлено на формирование морального поведения, соответствующих моральных отношений, выработку таких моральных качеств, как достоинство, ответственность, честь, скромность, общественное сотрудничество, милосердие. Задания формирования профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля заключаются в развитии морального сознания, формировании моральных чувств и убеждений, выработке привычек морального поведения.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения трансспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. № 3. С. 34-47.
2. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации. Психологический справочник. СПб., 1977.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
4. Богданов Е.Н., Прасолова Е.Л. Современная педагогика: ценности, понятия, смыслы. Междисциплинарный понятийнотерминологический словарь-справочник. Калуга, 1999.
5. Магомедов Н.М. Методические и социальнопедагогические основы теории и практики свободного воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
6. Hager W., Westermann R. Planung und Auswertung von Experimenten. 2. Kapitel II Enzyklopadie der Psychologie. Bd
5. Hypothesenprufung. Gottingen, 1983. S. 24-47.
1. Borozdina L.V., Spiridonova I.A. Vozrastnye izmeneniya transspektivy subekta // Psihologicheskiy zhurnal. 1998. No.3. P. 34-47.
2. Polozhenie o sluzhbe prakticheskoy psihologii obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Psihologicheskiy spravochnik. SPb., 1977.
3. Obuhova L.F. Detskaya psihologiya: teoriya, fakty, problemy. M., 1995.
4. Bogdanov E.N., Prasolova E.L. Sovremennaya pedagogika: tsennosti, ponyatiya, smysly. Mezhdistsiplinarniy ponyatiyno-terminologicheskiy slovar1-spravochnik. Kaluga, 1999.
5. Magomedov N.M. Metodicheskie i sotsial'no-pedagogicheskie osnovy teorii i praktiki svobodnogo vospitaniya: avtoref. dis. kand. ped. nauk. M., 1994.
6. Hager W., Westermann R. Planung und Auswer-tung von Experimenten. 2. Kapitel II Enzyklopadie der Psychologie. Bd
5. Hypothesenprufung. Gottingen, 1983. S. 24-47.