УДК 378.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА МВД РОССИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПОЛИЦЕЙСКОГО
Ерошенков Н.В.
Особенности современного развития системы органов внутренних дел, критические оценки общества в адрес отдельных сотрудников органов внутренних дел диктуют необходимость существенных изменений в профессиональной подготовке кадров МВД России и делают проблему профессиональнонравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России особенно актуальной. С позиций средового подхода на основе теоретического анализа информационных источников в статье определена сущность понятий «среда», «образовательная среда», «образовательная среда вуза», «образовательная среда вуза МВД России». Образовательная среда вуза МВД России представлена как совокупность учебной, воспитательной, развивающей, научно-исследовательской, инновационно-рефлексивной, информационной, внеслужебной сред и микросред, актуализирующих нравственные качества курсантов. Профессионально-нравственный потенциал образовательной среды вуза МВД России представлен как ориентация профессиональной подготовки будущих полицейских на формирование у них нравственного сознания, опыта нравственных отношений и поведения. В нравственном сознании интегрируются высшие нравственные ценности общества. Нравственные отношения отражают этическую сторону профессиональной подготовки в образовательной среде вуза МВД России. Нравственное поведение оценивается со стороны нравственной регуляции, нравственных требований, соблюдения нравственных норм поведения. Развитие образовательной среды вуза МВД России в контексте
профессионально-нравственной подготовки возможно при реализации комплекса выявленных и представленных психолого-педагогических условий. Полноценное использование образовательной среды вуза МВД России позволяет осуществить профессионально-нравственную подготовку курсантов, опираясь на возможности содержания учебных курсов и дисциплин; воспитательной, научно-исследовательской деятельности, внеслужебного времени.
Ключевые слова: среда; образовательная среда; образовательная среда вуза; образовательная среда вуза МВД России; нравственное воспитание; профессионально-нравственная подготовка; будущий полицейский.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY IN PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING OF FUTURE POLICE
Eroshenkov N.V.
Features of the modern development of the system of internal affairs, critical of society against the individual police officers dictate the need for significant changes in the vocational training of the Russian Interior Ministry and make the issue of professional and ethical training of future officers in the educational environment of the university Russian Interior Ministry is particularly relevant. From the standpoint of environmental approach based on the theoretical analysis of information sources in the article the essence of the concepts of "environment", "learning environment", "the educational environment of the university", "learning environment of high school Russian Interior Ministry." Educational environment of high school Russian Interior Ministry presented as a set of training, educational, developmental, research, innovation and reflective, information, media, and their outside microenvironments actualizing moral qualities of the students. Professional and moral potential of the educational environment of high school Russian Interior Ministry presented an orientation
training of future police officers on the formation of their moral consciousness, the experience of moral attitudes and behavior. In the moral consciousness of integrated higher moral values of society. Moral relations reflect the ethics of professional training in the educational environment of the university Russian Interior Ministry. Moral behavior is evaluated by the moral regulation and moral requirements, comply with ethical standards of conduct. Development of the educational environment of high school Russian Interior Ministry in the context of professional and ethical training is possible with the implementation of the complex identified and submitted to psychological and educational conditions. Full use of the educational environment of high school Russian Interior Ministry allows professional and ethical training of students, based on the possible content of the training courses and disciplines, educational, scientific and research activities, off-duty time.
Keywords: environment; learning environment; educational environment of the university; the educational environment of the university the Russian Interior Ministry; moral education; professional and ethical training, of future police officers.
Введение
В современных условиях развития государства и общества, снижения значимости формализованных знаний, получаемых студентами в вузах, особо востребованными становятся будущие специалисты, обладающие способностью к саморазвитию, самореализации в социально-профессиональной среде. Соответственно, меняются акценты в решении задач профессиональной подготовки будущих специалистов, где особое внимание уделяется их интеллектуальному, нравственному, культурному становлению, развитию творческой самостоятельности, профессиональному и личностному росту.
Являясь частью отечественной системы профессионального образования, в системе профессиональной подготовки МВД России решаются аналогичные задачи. Однако профессиональная подготовка курсантов реализуется в иных, чем в гражданских вузах, условиях и имеет свою специфику, которая выража-
ется в четко определенной сфере профессиональной деятельности будущих полицейских, в прогнозируемой потребности в кадрах, в наличии целевого набора обучаемых и соответствующего распределения выпускников.
В связи с этим в системе профессиональной подготовки в вузах МВД России не должно быть «случайных» людей. Сложный характер задач, решаемых органами внутренних дел, в условиях коренных изменений в политической и экономической жизни российского общества, реформирования отечественной системы органов внутренних дел, роста «профессионализма» в преступной среде, появления новых видов правонарушений, обновления методов и средств правоохранительной деятельности, предъявляет высокие требования не только к уровню знаний, умений, навыков и набору компетенций будущих полицейских, но и к личностным качествам всех категорий сотрудников полиции, и, в первую очередь, к ее будущим офицерским кадрам. Будущий офицер органов внутренних дел (ОВД) в изменившихся условиях оперативно-служебной деятельности должен обладать общей и профессионально-нравственной культурой, отражающей его готовность к профессиональной деятельности. Так, в Приказе МВД России № 120 от 01.02.2007 года «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» отмечается, что показателями компетентности сотрудника ОВД становятся не только качественная профессиональная подготовка, но и уровень, культуры, ценностные ориентации, умение анализировать жизненные ситуации с позиций моральнонравственных ценностей, умение вести общение эффективно и бесконфликтно, правильно строить межличностные служебные и внеслужебные отношения.
Особенности современного развития системы органов внутренних дел, значительное обновление массива законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительной системы; проведение судебной и иных реформ, направленных на укрепление личных, гражданских, имущественных и других прав и свобод граждан; увеличение масштабов различной «социальной патологии» (преступности, террористических проявлений, наркомании, различного
рода социальных отклонений и т.д.) диктует необходимость существенных изменений в профессиональной подготовке кадров в вузах МВД России.
Критические оценки общества в адрес негативных явлений в поведении и деятельности отдельных сотрудников (непрофессионализм, коррупционные проявления, нарушение законности, отклонения от норм морали и т.д.), в свою очередь, делают проблему профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских особенно острой. Обеспечить такую подготовку, во многом, призвана образовательная среда вуза МВД России.
Неоднозначность понятия «среда» в современной науке
На сегодняшний день в науке до сих пор не пришли к однозначному определению понятия «среда». Изначально в русском языке под «средой» понимали все то, что находится «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними.
В толковом словаре русского языка понятие «среда» определяется, как условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь.
На уровне общей характеристики современная философия образования трактует среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.
В психологическом словаре отмечается, что «среда» - это окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Макросреда охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Микросреда включает непосредственное окружение человека.
В современном словаре по педагогике под средой понимается совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.
Нам в большей степени импонирует определение среды в трактовке Б.Ф. Скиннера, который отмечает, что среда выступает в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации его поведения.
Системно-структурный характер образовательной среды Исходя из неоднозначности трактовки базового понятия, образовательная среда также носит сложный системно-структурный характер и рассматривается в науке многоаспектно: в контексте гуманизации среды (Е.Н. Шиянов) и взаимодействия разных типов сред (А.И Артюхина, Н.А. Вьюнова, Г.А. Ковалев, Я. Корчак, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин). Выявлялись способы конструирования сред с различной направленностью - на развитие одаренности (Н.О. Гафурова), с поликультурной (О.В. Гукаленко) и профессиональной (Т.В. Черникова) направленностью. Разрабатывалось создание комфортной, адаптивной, диалогической (С.В. Белова) и других сред. Специально обсуждалась методология сре-дового подхода (Ю.С. Мануйлов, В.В. Сериков). Проблеме развития личности в образовательной среде современного вуза посвящены многочисленные исследования А.Г. Асмолова, Г.А. Берулавы, Л.М. Митиной, А.Б. Орлова и др.
Учеными выделяются различные типы образовательных сред. Так, Я. Корчак в своих трудах описал догматическую, карьерную, безмятежную, творческую образовательные среды, по своему влияющие на развитие пассивной или активной личности. В свою очередь, С.В. Тарасов предлагает типологиза-цию образовательной среды: по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманитарная - технократическая и т. д.); по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная, национальная - универсальная и т. д.); по степени творческой активности (творческая - регламентированная); по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).
Известно, что типы образовательной среды на практике реализуются посредством ее структуры. Г.А. Ковалев в качестве таких структурных компонен-
тов выделяет: «физическое окружение» (архитектура и дизайн учебных помещений, зданий и т.д.), «человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности обучающихся и обучающих, характер их взаимоотношений и т.д.) и программу обучения (деятельностная структура, стиль преподавания и т.д.) [2].
По мнению С.В. Тарасова, образовательная среда в своей структуре имеет: пространственно-семантический (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства обучающихся, герб, традиции и др.); содержательнометодический (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.); коммуникационно - организационный (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры) компоненты.
В образовательной среде В.А. Ясвин выделяет: пространственно - архитектурный (предметная среда, окружающая субъектов образовательного процесса), социальный (определяется особой формой общности) и психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые личностью способы действий, организация обучения) компоненты [3].
Образовательная среда имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и студенческой группы.
Образовательная среда вуза как пространство и материал для развития личности будущего специалиста
Образовательная среда вуза обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие видов сред различного качества. На современном этапе она характеризуется гуманностью отношений в педагогическом взаимодействии; творческим характером образовательной деятельности студента; гибкостью, адаптивностью учебно-воспитательного процесса; толерантностью; рефлексивностью и инновационностью образовательной среды; диалогичностью педагогического процесса.
Образовательная среда вуза представляет собой постоянно расширяющуюся сферу жизнедеятельности каждого студента. Она включает в себя непрерывно возрастающее богатство связей будущих специалистов с окружающим миром, раскрывает жизненное значение изучаемых объектов, учит студентов постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях, позволяет выявлять подлинную индивидуальность личности студента в естественных условиях.
В качестве признаков эффективного влияния образовательной среды вуза на развивающуюся личность будущего специалиста А.И. Артюхина выделяет: 1) принятие студентом образовательного учреждения с его функциональными, предметно-рекреационными и эстетическими характеристиками, предоставляющими возможности профессионального и межличностного общения как субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) полноту (разносторонность) вхождения в среду, открытие для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня - от эпизодического партнерства до ценностно-ориентационного события, дружбы и любви; 3) определение для себя устойчивой сферы взаимодействия - лаборатории, секции, клуба, «команды», которая выступает как, своего рода, референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение и саморазвитие; 4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности [1]. Следовательно, понятие «образовательная среда вуза» может быть интерпретировано как «пространство и материал» для развития личности будущего специалиста.
Образовательная среда вуза МВД России как совокупность сред и микросред в подготовке будущих полицейских Образовательная среда вуза МВД России представляет собой совокупность всех возможностей, содержащихся в образовательном пространстве: обучения, воспитания и развития личности будущего полицейского, и рассматривается нами как совокупность тех её компонентов, условий и факторов, в результате взаимодействия с которыми происходит профессионально-нравственная подготовка будущего полицейского. К таким компонентам внутри образовательной среды вуза МВД России относятся: учебная, воспитательная, развивающая, научно-исследовательская, инновационно-рефлексивная, информационная, внеслужебная и другие среды.
Производной образовательной среды вуза МВД России на основе внутренней активности курсанта является субкультурная микросреда - образовательная среда каждого, то есть личностное пространство самопознания и саморазвития. Характеристикой субкультурной микросреды является ее вектор-ность, которая выражается в индивидуальном продвижении будущих полицейских по профессионально-личностным маршрутам.
Таким образом, образовательная среда вуза МВД России представляет собой совокупность диалектически взаимодействующих, включенных друг в друга: учебной, воспитательной, развивающей, научно-исследовательской, инновационно-рефлексивной, информационной, внеслужебной и множества субкультурных микросред, актуализирующих интеллектуальные, коммуникативные, моральные, нравственные возможности курсантов, обеспечивающие их интеграцию в профессиональную среду.
Чем богаче образовательная среда вуза МВД России, тем легче раскрыть индивидуально-нравственный потенциал каждого курсанта с учетом выявленных у него интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта.
Профессионально-нравственный потенциал образовательной среды вуза
МВД России
Образовательная среда вуза МВД России эффективно влияет на профессионально-нравственное воспитание и становление курсантов, когда в процессе её развития синтезируются в единое целое влияния внешней (по отношению к высшему учебному заведению) среды, требования, предъявляемые обществом, к профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел и личностные потребности будущих полицейских.
Движущей силой и источником профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России является потребность в нравственном самоизменении, самосовершенствовании, воспитании личностью самой себя с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудника МВД России (наличия властных полномочий, наделения правами применения мер принуждения и др.).
Следует отметить, что в педагогике профессионального образования достаточно подробно исследовались вопросы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел (В.Я. Кикоть, А.А. Кочин, А.Д. Кузнецева, И.А. Латкова, В.С. Олейников, Л.Ф. Топорова, А.В. Щеглов и др.). Основными целями нравственного воспитания в вузах МВД России они выделяют: разъяснение будущим полицейским требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной значимости их службы; стимулирование потребности будущих сотрудников внутренних дел к моральному самосовершенствованию, стремления к положительному нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно значимой профессионально ориентированной деятельности будущих полицейских, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость, доблесть; использование духовнонравственного потенциала общественных объединений в профессиональнонравственной подготовке будущих полицейских.
Профессионально-нравственный потенциал образовательной среды вуза МВД России подразумевает ориентацию профессиональной подготовки будущих полицейских на формирование у них нравственного сознания, опыта нравственных отношений и поведения.
В нравственном сознании будущего полицейского интегрируются высшие нравственные ценности общества, составляющие ядро общечеловеческих и профессионально-личностных ценностей, таких как: добро, достоинство, дружба милосердие, мужество, обязательность, ответственность, порядочность, предупредительность, свобода, совесть, справедливость, честь и др.
Нравственные отношения будущих полицейских выступают как соответствующая установка и отражают этическую сторону профессиональной подготовки в образовательной среде вуза МВД России. Значимость нравственных отношений как ценности для развития личности будущего полицейского состоит в формировании: нравственного идеала, выступающего как цель и образец профессионально-нравственно воспитанной личности; нравственно ценных черт будущего полицейского; его умения ориентироваться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях с позиций норм морали и нравственности.
Нравственное поведение проявляется в деятельности будущего полицейского. Только в деятельности проявляется мораль личности будущего сотрудника органов внутренних дел. Поведение будущего полицейского оценивается со стороны нравственной регуляции, нравственных требований, соблюдения нравственных норм поведения. Нравственные нормы выступают как общепринятые правила поведения, призванные упорядочить отношения между людьми. Нормы-регуляторы, став личным достоянием, воздействуют на профессионально-нравственное поведение будущего полицейского через самосознание, самооценку, мотивацию, установку, представляют определенную ценность.
На основе данных, полученных в ходе проведения эксперимента, отметим, что профессионально-нравственную подготовку будущих сотрудников ОВД в образовательной среде вуза МВД России надлежит осуществлять с уче-
том следующих психолого-педагогических условий: а) ориентация профессионального образования на нравственные аспекты и специфику правоохранительной деятельности сотрудников МВД России; б) придание системе профессиональной подготовки будущих полицейских в вузах МВД России гибкости в отношении содержания профессиональной подготовки и наполнения ее нравственными ресурсами; в) распространение среди курсантов вузов МВД России гуманитарных, социальных и иных знаний, способствующих повышению их общеобразовательного и культурного уровня; г) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; д) формирование у курсантов умений и навыков самостоятельной организации своей учебно-познавательной деятельности; е) развитие у курсантов профессионально-нравственного мышления, профессионально-нравственной устойчивости для успешного выполнения предстоящих служебно-профессиональных задач; ж) подготовка курсантов к профессионально-нравственным действиям в различных экстремальных и опасных условиях, а также ряд других положений.
Таким образом, целенаправленное развитие образовательной среды вуза МВД России с учётом направленности личностных потребностей курсантов -есть необходимое условие и средство для получения обществом не только квалифицированного, но и психологически, морально, нравственно подготовленного сотрудника органов внутренних дел.
Помимо учебной, воспитательной, развивающей, информационной, научно-исследовательской, инновационно-рефлексивной, внеслужебной и множества субкультурных микросред, функционирующих в вузе МВД и учитывающих возможности профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских, в Белгородском юридическом институте МВД России (БелЮИ) особое внимание уделяется нравственно-эстетическому воспитанию личного состава. Именно поэтому в марте 2004 года на базе института был открыт университет культуры. Его целью является духовно-нравственное просвещение, культурноэстетическое воспитание и повышение культурного уровня курсантов БелЮИ
МВД России, активизация факторов культурного развития, влияющих на формирование личности будущего полицейского, достигаемая путем изучения мирового и отечественного культурного наследия, приобщения к практике цивилизованного общения в современном обществе.
Таким образом, полноценное использование образовательной среды вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущих полицейских позволяет осуществить нравственное воспитание курсантов, опираясь на возможности содержания учебных курсов и дисциплин; воспитательной, научно-исследовательской деятельности, внеслужебного времени с целью становления такой личности будущего офицера полиции, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные моральные качества, нравственную чистоту и здоровье, а также высокий интеллектуальный и нравственный потенциал.
Список литературы
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография. Волгоград: ВГМУ, 2006. 237 с.
2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-24.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.
References
1. Artyukhina A.I. Obrazovatel'naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak pedagogicheskiy fenomen [Educational environment of higher éducation institution as a pedagogical phenomenon]. Volgograd: VGMU, 2006. 237 p.
2. Kovalev G.A. Voprosypsikhologii, no. 1 (1993): 13-24.
3. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Education environment: from modeling to design], M.: Smysl, 2001. 366 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ерошенков Николай Викторович, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности
Белгородский юридический институт МВД России
ул. Горького, д. 71, г. Белгород, Белгородская область, 308024, Россия
e-mail: nic_bui@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Eroshenkov Nikolay Viktorovich, senior instructor of operative-detective activity chair
the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 71, Gorky Street, Belgorod, Belgorod Region, 308024, Russia e-mail: nic_bui@mail.ru
Рецензент:
Исаев И.Ф., заведующий кафедрой педагогики факультета психологии, доктор педагогических наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета